.RU

Программа обновление гуманитарного образования в россии а. В. Леонова, О. Н. Чернышева - страница 2




Подсистемы: кавдый элемент технического оборудования связан с соответствующими (частными) функциями, выполнение каждой из которых в логической совокупности приводит к достижению основ­ной цели системы- Иерархический уровень основных системных ре­шений требует, чтобы технические средства рассматривались как подсистемы. Например, на уровне разработки технологической ап­паратуры устройство регистрации данных будет считаться подсисте­мой. По отношению к регистрационному устройству аналого-циф­ровой преобразователь, специализированный компьютер и устрой­ство для форматирования данных также являются подсистемами. Аналого-цифровой преобразователь имеет мало функциональных связей с другими подсистемами, а устройство для форматирования данных - много. По степени разветвленности связей устройство для форматирования данных можно сравнить с нервной системой, хотя основная функция форматирующего устройства вполне однозначна. Частные, или однонаправленные, системы - общее понятие, обозна­чающее^ это каждая из таких систем однозначно связана с одним из аспектов решаемой проблемы. Так, например, к функциям, общим для всех подсистем, относятся необходимость получения энергии, поддержания температуры, сензитивность к внешним возмущениям. Существуют функции, которые определяют создание отдельной ра­бочей сети; работа аналого-цифрового преобразователя определяет­ся собственной внутренней программой действий, которая должна синхронизироваться с другими подсистемами; аналогичным образом работают устройства для накопления и форматирования данных, а также компьютер. Другой пример - полег в авиации может быть описан как частная система. При этом и навигационное оборудова­ние, и навигационные процедуры рассматриваются в качестве под­системы, обеспечивающие выполнение специфических требований воздушного полета.

Понятие "точность" не относится к функциональным характери­стикам системы, но оно жизненно важно для надежной и безаварий­ной работы. Само по себе количество ошибок, допускаемых систе­мой, непосредственно не является производной величиной от техни­ческой реализации. Различные, совместно работающие элементы системы связаны воедино через работу оборудования1 для которого может быть создана модель распределения ошибок.

Как функциональные, так и нефункциональные характеристики системы запечатлены или, точнее, как бы "вморожены" в конечный вариант технического решения. Это может быть показано на приме­ре, представленном на рис.2, который иллюстрирует возможное объ­единение выделяемых характеристик по группам - скажем, вес, габа­риты, системы питания и охлаждения объединены понятием "физи­ческие характеристики" (Sheperd, 1974). Как и многие другие, эта схема несовершенна, например, в ней не учтен такой важный аспект,

44

как программное обеспечение работы системы. Однако строгих пра­вил и критериев завершения процесса структурирования не сущест­вуют. До сих пор только практика подсказывает, когда пора остано* виться! Применение системного подхода, по крайней мере, помогает сформулировать вопросы, которые при другой методологии проек­тирования даже не возникают или проявляются слишком поздао.

Типы функционирования системы

Обычно над различными функционально важными сторонами ра­боты системы доминирует одна форма активности, которая имма­нентно присуща системе и осуществляется либо автономно, либо под влиянием внешних воздействий. Количество и тип последних зави­сят от параметров выбранного оборудования и от степени автома­тизированное™ процессов управления. Этот аспект рассмотрения деятельности системы может быть охарактеризован как процедуры. программы и алгоритмы действия.

Действия системы - ручные, механические, электронные или лю­бые другие - имеют точки разветвления, определяющие выбор одно­го из альтернативных вариантов. Если выбор способа действия в этих точках неизвестен, т. е- строго не определен в результате преды­дущих действий (а он может зависеть от внутреннего состояния сис­темы и от внешнего окружения), то суммарное действие называется процедура. Выяснение предпочтительности дальнейшего способа действия в таких точках разветвления требует хорошо упорядочен­ной стратегии выбора решений, которая чаще всего обеспечивается деятельностью чело века-оператор а. Если предполагается, что СЧМ

должна быть полностью управляема, то в проекте СЧМ должна быть подробно разработана стратегия выбора решений, '

В том случае, когда совокупность действий системы полностью детерминирована структурой системы и той работой, которую она уже выполнила, суммарное действие системы называется програм­мой, или алгоритмом, а не процедурой. Процедуры, программы и алго­ритмы в нашем понимании - это тоже подсистемы. Эти понятия ис­пользуются не только при создании программного обеспечения, но и широко распространены в различных областях промышленности. Системныефункции обусловливаются определенной направлен­ностью (илитипом) в деятельности системы. В свою очередь, тип дея­тельности системы определяет выбор технических средств, функцио­нирование которых обеспечивает выполнение заданных процессов* Чтобы добиться успеха в использовании методологических приемов проектирования, требуется представить систему в виде структур раз­личного типа, что включает и выявление "плоскости" взаимодейст­вия, или интерфейса, получившейся в результате разбиения системы по той или иной функции (комплекса функций).

45

Рис.2 Группы характеристик технического решения




Исполнение




Экспяуатаци о иные характеристики




Физические

параметры




Экономические параметры















































































-






Габариты






Исходная стоимость

-



Точность






Скорость






Готовность






Целостность

































J



























Вес




Экономия













-




Мощность






Удобство обслуживания






Совмести­мость
























Система питания




Р емонтопри годность


































-









































Целостность

-

Пригодность к работе



















В соответствии с этим требованием можно выделить много раз­ных типов:

-функциональная структура, показывающая, что выделенные сис­темные функции полностью отражают перечень требований к системе;

- ОМДмстная структура, описывающая систему в терминах отдель­ных технических средств;

- рабочая структура, отражающая действия системы и их взаимо­связь;

- социотехническая структура, описывающая взаимоотношения человека и машины;

- информационная структура, соответствующая потоку сигналов или информации;

- социальная структура, описывающая характер межличностных связей и отношений, и тому подобные.

Некоторые структуры изначально имеют определенную направ­ленность (функциональная, рабочая, информационная), в то время как другие структуры (предметная, социотехническая, социальная), хотя и являются производными от общего целевого назначения, тес­нее связаны с вопросами конструирования и социальной ориента­ции. В настоящем разделе мы касаемся, прежде всего, первых четы­рех типов структур, так как, именно они в наибольшей степени оп­ределяют возможности СЧМ* Осознание обслуживающим персона­лом особенностей своего труда и специфика его внутренней пред-ставлекности (архитектонический аспект) еще недостаточно изуче­ны^, „> Для того чтобы удовлетворять поставленным требованиям, взаимодействия "человек-машина" должны выполнять определенные функции в целостной системе. В таком контексте понятие "функция11 определяется как "способ действия, благодаря которому достигается поставленная цель" (Fowler & Fowler, 1963),

Функциональная структура, Критерии выбора одной опти­мальной из множества альтернативных структур действий довольно размыты и требуют хорошо разработанной стратегии принятия ре­шений, способной учитывать большее разнообразие факторов и ре­альной информации, чем это делается при оценке функции на этапе проекта. Чаще всего выбор доверяется сделать самому человеку-опе­ратору, хотя допустимо и использование адаптированных структур действий под управлением специализированного компьютера. В по­следнем случае очевидно, что базовую концепцию такой "автомати­зированной" стратегии должен предложить либо проектировщик системы - mutatis mutandis, либо сам человек-оператор.

Рабочая структура объединяет в единое целое все доступные и ак­тивно используемые материальные средства (с помощью программ и

47

алгоритмов) и предназначена для реализации конкретных требова­ний и специальных функций. Соииотехническая структура - систе­ма взаимных связей между действиями человека и работой оборудо­вания. Такую структуру можно создать только тогда, когда уже оп­ределена деятельность системы и выбрана предметная структура. После этого можно выработать первичные предложения процеду­рам, направленным на организацию процесса обеспечения работы оборудования и дополнительные задания по организации производ­ства. Окончательно сформулированные задания должны быть рас­пределены по нагрузке и во времени так, чтобы работа выполнялась без нарушений биологических и социальных закономерностей.

Значимые аспекты структурной организации систем

Анализ функциональной организации системы (с помощью блок-схем и динамических диаграмм), равно как и участие в эксплуатации системы, позволяет проектировщику выработать интуитивное пони­мание процедурного и материального характера требуемых дейст­вий, С другой стороны, рабочая структура действующей системы от­крывает техническому менеджеру и оператору множество подсистем технологического процесса, которые все вместе, во взаимодействии и контактах с окружающей средой, составляют функциональную др-хитеюпуру технических средств. Последняя определяется, например, исходя из продолжительности процедурных действий между момен­тами принятия решений, числом принимаемых решений в единицу времени, возможными сочетаниями и последовательностью выпол­нения действии, выбором обслуживающего персонала, инструкта­жем и обучением, циклами отдыха и т.д. Функциональная архитек­тура важна для освоения оператором действий во время работы сис­темы, для формирования его собственного внутреннего представле­ния о работе системы или ее "когнитивной модели" (Bainbridge, 1969).

Другим аспектом воспринимаемой оператором организации сис­темы является представленная вовне или воспринимаемая архитекту­ру системы, которая порождается ее предметной структурой. Опера­тор способен видеть одновременно средства управления и отображе­ния только в некотором ограниченном ареале своего окружения, то есть только те компоненты, которые существенно важны для процес­са управления работой системы. Различие форм, размеров, цвета и других характеристик воспринимаемых объектов помогает в реали­зации различных функций систем управления и отображения инфор­мации, а также содействует их привязке к процедурам (как это пока­зано на рис,3). Проектное решение не должно содержать противоре­чий во взглядах проектировщика на работу системы и внутренними

48

представлениями оператора средней квалификации о ее функциони­ровании.

Создание нового проекта технического средства или целой систе­мы следует начинать не только с решения вопросов о том, что долж­на делать и как будет работать система, но и с продумывания вопро­са о подборе операторов, поскольку давно известно, что поведение персонала и навыки предыдущего опыта следует рассматривать как важные системные компоненты (Rijnsdorp & Rouse, 1977)-

Дяя персонала, эксплуатирующего систему, средства предметной структуры означают не больше, чем набор блоков, кабелей и тл., поэтому обычно его не интересуют детали рабочей организации оборудования или системы в целом. Но от функциональной структу­ры, которая является результатом специального процесса проекти­рования, существенно зависит распределение действий между блока­ми системы и операторами. Это распределение осуществляется на начальном этапе проектирования при грубом разбиении функций, когда еще трудно предвидеть последствия кавдого конкретного ре­шения. Поэтому важно включить в проект необходимые эргономиче­ские требования на самых ранних стадиях разработки системы.

Структурирование процесса проектирования

Процесс разработки и проектирования системы делится на не­сколько этапов: исследование, анализ и планирование, технический проект, детализированный проект, испытания и ввод в эксплуата­цию (Goode & Machol, 1957; Hill, 1970; Asimov, 1968), Для выполне­ния столь сложной работы требуется отдельная бригада проектиров­щиков, помимо всего прочего, специально занятая и разработкой организационных методов. Из бригады проектировщиков фор­мируются группы для решения разных задач: программное обеспече­ние, электроника, компоновка и сборка, эксплуатация, человеческий фактор и т.п. Работая над одними и теми же задачами, группа людей с разными взглядами должна организовать процесс проектирования так, чтобы каждалй, выполняя свою роль, мог бы оценить влияние решений, связанных с областью его компетенции, на выбор коллег-проектировщиков.

Логическим путем проведения работ по созданию проекта являет­ся следующая последовательность стадий по выделению:

- объектов проектирования (системной цели);

- требований к системе (получаемых после анализа задач);

- функций (вытекающих из требований);

- методов (для реализации каждой функции);

- средств (внедрение методов).

49

4-514

Рис 3. Обобщающая схема процесса распределения действий



Рис. 4. Графическая схема уровней процесса проектирования



Чтобы удерживать ход процесса проектирования в допустимых рамках, следует осуществить тщательную проработку и отбор вари­антов на высших уровнях анализа (требование и функция, возмож­ность и метод), предусмотрев при этом их потенциальные эффекты на более низких уровнях, особенно в области поведения и действий человека, с учетом степени автоматизации системы, Уровни сравне­ния в терминах системных структур приведены на диаграмме ниже

(см, рис.4).

В практических ситуациях, где широко используется полезный опыт проектирования, на качество решений часто большее влияние оказывает не функциональный уровень анализа, а выбор методов и средств, особенно когда уже наработан достаточный опыт конкрет­ных разработок. Выбор методов и средств автоматически включает в себя распределение действий между операторами и техническими средствами (см, рисЗ).

Во многих случаях хорошего качества проектирования можно достичь при сравнении реальных показателей работы системы с за­данной степенью ее устойчивости. Но это весьма дорогостоящий подход. Он оправдан в сложных случаях. Целостность процессуаль­ных действий человека труднее поддается проектированию и управ­лению. При создании системы с заданным низким уровнем ошибок необходимо включать в проект соответствующий анализ действий исполнителя. Он может стать существенным источником информа­ции для доработки проекта (см. van Cott & Kindkade, 1972).

Человеческий фактор

Важнейшим результатом анализа деятельности, проводимого в дополнение к спецификации исполнительских функций и уточняю­щего перечень эксплуатационных характеристик технических уст­ройств, является описание труда или актуализируемых форм трудо­вой деятельности. Это позволяет выявить требования к квалифика­ции, образованию и специальной подготовке профессионально при­годного оператора* Естественно, что в результате существующей тенденции к усложнению технических средств возникла необходи­мость в подборе высококвалифицированного обслуживающего пер­сонала. Мы считаем, что с этой тенденцией следует покончить. Раз­работчикам СЧМ следует стремиться к тому, чтобы операторы с обычной средней подготовкой были в состоянии хорошо понимать работу системы и полностью справляться с ее обслуживанием,

В идеальном случае было бы желательно, чтобы оператор, опира­ясь на свой опыт, легко оценивал степень функционирования СЧМ и имел возможность, умело используя свои интеллектуальные и физи­ческие данные, находить удовлетворение в ежедневной работе. На современном этапе мы далеки от этого идеала* Умственная и физи-

ческая нагрузка оператора, связанная с выполнением сложного зада­ния, трудно поддается оценке. Еще больше трудностей возникает при оценке таких размытых понятий, как удовлетворение, раздраже­ние, скука ит.п.

Прогресс в изучений этих понятий требует объеданения достиже­ний различных дисциплин: физиологии, наук о поведении, управле­нии и организации. Однако пробелы в наших знаниях не должны яв­ляться препяггствием на пути исследований в данной области. Успех сопутствует проектированию чаще всего в том случае, когда доступ­ные нам данные о поведении человека как составной части системы вводятся еще на стадии постановки проектировочных задач, что представляется особенно справедливым при проектировании СЧМ дм разных этнических групп. Причем это касается как исполнитель­ных, так и перцептивно-когнитивных аспектов проектирования дея­тельности.

В любом случае адаптация деятельности к человеку, объединение действий в процедуры, а затем в функциональные обязанности и це­лостную деятельность неизбежно приводят к необходимости включе­ния этапа, связанного с организацией процесса разработки (см. рис.З). Каждое действие оператора при выполнении задания являет­ся не только источником возможных, ошибок, но и составной частью в динамике технологического процесса- Способность человека к оценке получаемой информации (функция контроля качества) позво­ляет выявлять неисправности в работе системы. В связи с этим дру­гой важный источник ошибок человека - неправильное понимание работы системы. Внутренняя модель поведения системы формирует­ся у оператора на основе освоения функциональной и воспринимае­мой структуры технических средств. Чтобы оценить получаемую ин­формацию как неудовлетворительную или недостаточную, оператор должен сопоставить ее с собственными представлениями. Его внут­ренняя модель строго индивидуальна и может существенно отли­чаться от представлений проектировщика об операторе.

Создание четкой функциональной и социо-технической структур - большая помощь в решении задач с непредвиденными ситуация­ми, но при этом нельзя полагаться только на анализ характеристик ошибок и профессиональный опыт оператора. Оценка возможно­стей внутренних моделей оператора б процессе изучения проблемы и на более поздних этапах проектирования, которая обеспечила бы со­вместимость внешних средств деятельности с представлениями one-ратора об их работе, связана с выявлением мнения операторовt об­служивающих подобные системы.

Выбор методов и средств предполагает разделение функций систе­мы между человеком-оператором и оборудованием. Часть из них ме­ханизируется, другие, подобные стандартным заданиям по управле­нию, следует автоматизировать,

53

Если действия не слишком однообразны и не требуют особых уси­лий, их можно поручить оператору. Если же работа становится та­кой, что требует значительной затраты сия, как, например, в крити­ческих ситуациях, то скорость и четкость реагирования оператора можно увеличить путем длительных тренировок в соответствующих режимах* Известно, что умственные перегрузки приводят к частич­ному нарушению выполнения второстепенных заданий (низший приоритет, Kalsbeek, 1967). В проектировании СЧМ заметна тенден­ция перехода на более высокий уровень автоматизации (от автома­тизации механических к автоматизации умственных действий). Но неизвестно, стоит ли следовать этой тенденции или необходимо об­ратить внимание на критерии удовлетворенности трудом, поощряя высокий уровень мастерства, не отказываясь при этом от оценки эф­фективности*

Разработаа СЧМ зависит от суммы возможностей техники, опера­тора, характера связей внутри системы (оборудование, активные действия) и таких особенностей человека, как внутреннее представ­ление о системе, способность к обработке информации, двигатель­ные и умственные возможности, способность к выбору и тренируе­мо сть. Такие особые характеристики человека, как стереотипы поведения, заблуждения, субъективность интерпретаций, психофизи­ческие возможности и их пределы, границы физиологических воз­можностей и антропометрические требования, рассмотрены в рабо­тах Van Gott & Kinkade (1972), Kraiss & Moraal (1976), Singleton и др. (1971).

При анализе действий и при последующем использовании его ре­зультатов факторы времени, скорости, точности, расхода энергии, силовых нагрузок и тл. (см, рис.3) становятся реальностью в том смысле, что они не только выполняются в определенной последова­тельности и соответствующих соотношениях, что может быть заре­гистрировано, но, что более существенно, их можно оценить количе­ственно. С учетом профиля человеческих возможностей такие дейст­вия могут быть предложены оператору.

Традиционно особенности оператора и его возможности по отно­шению к выполнению конкретной деятельности оценивались по на­бору качеств, представленных в таблЛ. Эта схема разработана НорКп (1970) и дает наглядное представление о тех качествах, кото­рые необходимы человеку для наземного управления полетом.

Так как названные аспекты требований к профессионалу фикси­рованы и имеют границы допустимых изменений, необходимо срав­нивать требуемый уровень усилий с наличными возможностями и способностями человека, Такую информацию предлагают некото­рые справочные пособия по человеческим факторам (см., например, VanCott & Kinkade, 1972). В целом выносливость - весьма изменчи­вая, но вполне адаптивная характеристика.

54 -

Таблица 1

Схема составления индивидуальной психологической ______характеристики (по Hopkin, 1970) ____________

1. Биографические данные: возраст, поя, национальность! опыт работы, выполняе­мая ранее работа.

2. Физические и физиологические требования; соответствие медицинским стандар­там, общее состояние здоровья, физическое состояние, сила, выносливость или сопро­тивляемость утомлению, выносливость по отношению к внешним стрессам, адаптация к режиму труда и отдыха,

3. Требования к сенсорным системам: слуховой, зрительной, тактильной, кинестети­ческой, и нтср модальном у взаимодействию,

4. Требования к когнитивным функциям; скорость, точность, способность к опозна­нию в любой сенсорной модальности.

5. Требования к обработке информация.

6. Требования х психомоторике: мышечная координация, хорошая двигательная ко­ординация, ловкость, мани негативные способности, адекватная реакция на стимул.

7. Требования к семантическим системам: умение говорить на языке и понимать его, беглость речи, ясность выражения мысли,

8. Знания и умения: фундаментальные знания, практические знания, обучаемость, способность применять знания, мастерство в работе, практические еуэдення.

9. Требования к образованию: базовое образование и квалификация, дополнитель­ная квалификация, последние достижения, посещение курсов, планы на будущее в об­ласти образования,

10. Требования к познавательным и мыслительным процессам: общая культура, вер­бальные, числовые, пространственные и механические способности и склонности, спо­собность к рассуждениям, кратковременная и долговременная память, склонность к ин­новации, гибкость мышленияt умение учиться на ошибках, способность забывать или не обращать внимание на обиды.

1 I. Требования к качеству исполнения: скорость и точность ассоциаций, перцептив­ные, интеллектуальные и психомоторные функции, целеполагание и сообразность целям деятельности.

12. Индивидуальные требования: основные черты личности, специфические черты личности, индивидуальный профиль, внешний вид и привычки.

13. Социальные требования: способность работать в команде, такт, лидерство, мо­раль, отношение к руководителям, отношение к подчиненным*

14. Мотивация и интересы: действия и поведение» отражающие интерес к работе и удовлетворенность трудом, потребность в сложных, задачах и значительных усилиях в работе.

15. Эмоциональные требования: эмоциональная стабильность, настойчивость! ус­тойчивость к смене условий труда, реакция на стресс, реакция на скуку. _________

Нелинейные зависимости в поведении и актуализации внутренних ресурсов, возникающие в реальных стрессовых ситуациях, лучше все­го описываются математическими моделями типа передаточных функций. Человек в системе может быть представлен как кибернети­ческий объект, способный к принятию решений в условиях неопреде­ленности, самоанализу и изменению своего сознания, проверке осу­ществляемых действий с последующим одобрением или отклонением результатов, к суждениям о возможности/невозможности выполне­ния, оценке полезности, причем каждое изменение состояния этого объекта приводит к обогащению его опыта. Поэтому следует, хотя бы отчасти, проверить предлагаемые разработчиком модели психо-

55

логической стимуляции-реагирования (СР) на опытном оборудова­нии при моделировании различных режимов умственной и физиче­ской нагрузок. Действия оператора могут оказаться значительно сложнее, чем было предусмотрено проектировщиком системы, и каж­дое такое действие может привести к ошибке в работе системы. По­этому надежность человека является специальным объектом изуче­ния разработчиков (Meister, 197I; Swain, I970),

Наибольшее внимание в течение последних тридцати лет уделя­лось так называемой "второй цепи связей" (McRuer & Krendel, 1974; Baron & Kleinman, 1968), интерпретируемой как последовательность осуществления функций контроля, или "внутренняя цепь связей11, В качестве ведущих характеристик в данном случае выступают дина­мические характеристики установки и физиологические пределы скорости человека (динамика нейр о-мышечных характеристик и т.п). Цепь связей "номер один" - связи принятия решения, или "внешняя цепь связей", имеет намного более сложную природу, по­скольку включает в себя ограничения, накладываемые на технологи­ческий процесс когнитивными ресурсами человека (Sheridan & Johannsen, 1974).

Результаты этих исследований касаются выработки определенных ограничений, используемых при работе проектировщиков системы, и дают мало сведений об оптимизации требований к СЧМ в целом, направленных на более оптимальное использование человека. Было бы желательно активнее продолжить исследопания систем по отно­шению к когнитивным элементам и процессам, во многом повышаю­щих качество работы, особенно на этапе конструирования. Высший уровень связей, относящийся к осуществлению функ­ций планирования, антиципации событий, ориентации в будущих действиях, базируется на "сугубо человеческих" процессах - кратко­временной и долговременной памяти» психомоторных навыках и всем том, что непосредственно зависит от реакций человека, его по­требностей и предпочтений. Существенным здесь оказываются мно­гие факторы, такие, как "страх, мотивация, перегрузка, адаптив­ность, привычки11. Степень профессиональной подготовленности и индивидуальный взгляд оператора иа свою роль в функционирова­нии системы во многом определяются "внутренним содержанием11 его работы (Bainbridge, 1969)- Обладая высоким уровнем осознания своего "Я", конкретный профессионал может значительно откло­няться от представлений проектировщика об операторе, его образе действий и своеобразии данного рабочего места. Следовательно, проектировщикам необходимо поддерживать тешую связь с опера­торами, чтобы не создавать условии для чрезмерного напряжения их адаптивных возможностей и ресурсов, а также предусмотреть специ­альный тренинг для персонала в сложных или даже "неестественных" условиях таким образом, чтобы внутренние представления о содер-

56

жании труда у всех операторов соответствовали бы и выполнению работы в критических или стрессовых ситуациях.

Кроме того, в преодолении непредвиденных ситуаций четкость функциональных и социотехнических структур СЧМ оказывает большую помощь, поскольку нельзя рассчитывать только на доста­точную степень тренированности операторов и знание ими инструк­ций. Более того, для хорошо спроектированной системы период спе­циальной подготовки и обучения окажется значительно короче.

Стратегия выбора и принятия решений тесным образом связана с представлениями оператора о работе СЧМ. Она формируются, глав­ным образом, при изучения инструкций и в ходе выполнения трени­ровочных упражнений, а в дальнейшем совершенствуется по мере накопления опыта работы, В свою очередь, стратегии определяют подбор оператором специальных корректирующих воздействий и определяют предпочтительный характер обратной связи об отклоне­ниях в динамике контролируемого процесса. С возрастанием опыта управления при подборе корректирующих средств оператор в боль­шей степени полагается на данные о качественных отклонениях в протекании процесса.

Существует и тенденция к снижению рабочей нагрузки при пере­живании умственного стресса, что может оказаться опасным в связи с возникновением иллюзий восприятия. Поэтому в очень динамич­ных СЧМ обязательным условием является управление с использова­нием обратной связи от датчиков и приборов. Таким образом, и со­держанке задач, и приборное оснащение для их решения должны проектироваться с учетом названных факторов.

Корректирующие средства и воздействия применяются лишь то­гда, когда возникает предположение, что реально ситуация действи­тельно отклоняется от заданной. Это хорошо видно на открытой це­пи в блоке "процесс и процедуры, выполняемые СЧМГТ (рисЗ), и в ней должны быть учтены основные условия функционирования био­логической системы.

Как отарытая цепь, так и процедуры коррекции (цепь принятия решений) состоят из отдельных, последовательно выполняемых про­грамм. Их тип и последовательность должны быть адаптированы к условиям реальной ситуации.

Максимальная адаптация к требованию динамичности поведения в критические моменты достигается при наличии оптимальных ан­тропометрических и психофизиологических условий, а также при обеспечении соответствующими средствами для осуществления про­цессов обработки информации. Первые два фактора связаны с раз­работкой адекватных средств контроля и управления, рационально­го распределения рабочих нагрузок, соблюдением графика труда и отдыха и т.п. (Kraiss & Moraal, I976),

51

С оцио-техническая структура - это сложное переплетение дейст­вий человека и технических средств. Помимо всего прочего, в ее за­дачи входят:

- облегчение функционирования СЧМ;

- избегание / нейтрализация повреждений СЧМ;

- избегание / предупреждение аварий СЧМ.

Качество и эффективность решения поставленных задач зависят от сложившихся особенностей социо-технической культуры. Наи­большее число исследований бьшо выполнено в области изучения влияния на деятельность человека особенностей функционирования его сенсорных систем. Оптимальные расстояния, размеры, углы, ве­са, оптические показатели приведены в специальных руководствах (Goode & Machol, 1957; Van Cott & Kinkade, 1972; Fogel, 1967).

Более сложные процессы и их функциональная организация иссле­дованы гораздо меньше, хотя именно они являются наиболее важны­ми при проектировании и эксплуатации СЧМ с высокой производи­тельностью, адаптированной к сбоям или отказам оборудования. Когда ими можно "управлять", способность системы к разрушению находится под прямым контролем оператора. Для получения от сис­темы максимального эффекта необходимо свести к минимуму посто­ронние воздействия на оборудование и па способы действий.

Мы можем определить надежность, или дееспособность, системы как вероятность того, *гго СЧМ в заданном состоянии и в надлежа­щее время успешно выполнит свои функции. Это определение не сле­дует путать с пригодностью использования, которая задает картину условий, в которых система должна находиться в начале работы.

Дееспособность - это мера возможности СЧМ достигать задан­ных показателей и целей работы при разумных усилиях (WSEIAC, 1965), Полная оценка дееспособности системы требует анализа оши­бок по каждой функции, учитывающего при этом как механизмы возникновения ошибок, так и создание моделей, позволяющих при­нимать во внимание ошибки и оборудования, и человека (Swain, 1970; Meister, 1971), которые должны конструироваться примени­тельно к проектным заданиям для каждого из предусмотревших пу­тей реализаций этой функции.

Заключение

При проектировании СЧМ важнее всего выбрать правильное со­отношение между представлениями оператора о работе системы, ее характеристиками и способностью оператора достигать целей так, как это задумано создателями системы. Функциональная структура системы задается в основном на этапах формулирования базовых определений и ее предварительного проектирования. При этом учет

58

возможностей оператора работать в системе производится, исходя из представлений о нем как о некотором кибернетическом объекте, что далеко не всегда приводит к успеху. Поэтому полноценное при­влечение к разработкам психологических и эргономических требова­ний приводит к созданию новой концепции СЧМ или хотя бы ее час­тичному обновлению. Комплекс выводимых на внешние устройства перцептивных характеристик, отражающих работу системы, также формируется на ртапе подготовки СЧМ, Он должна удовлетворять антропометрическим и психофизиологическим требованиям, а также имеющимся знаниям о процессах обработки информации.

В нашей работе мы не опирались на поведенческий подход как на инструмент, пригодный для проектирования систем, хотя имеющие­ся современные технические и методические средства обеспечивают возможности для получения на его основе необходимой информа­ции. Однако эти данные все еще с трудом воспринимаются как отдельными проектировщиками, так и целыми коллективами разра­ботчиков.

Важную информацию о разрабатываемой СЧМ проектировщики могут получать от операторов уже работающих систем. Поэтому в интересах проектировщиков направлять часть усилий на решение нетехнических вопросов, связанных с "плоскостью взаимодействия" человека и машины (или интерфейса системы). Результатом подоб­ных исследований могло бы стать повышение качества работы и расширение функциональных возможностей системы.

Литера тура

Asimov, M. (1968). Introduction to design. New Jersey: Prentice Hall, Engel-wood Cliffs.

Bainbridge, L+ (1969). The nature of the mental model in process control. Symposium on Man Machine Systems. Cambridge, England: Cambridge Univer­sity Press.

Baron, S,, Kleinman, D,L. (1968). Application of Optimal Control Theory to the Prediction of Human Performance in a Complex Task. Cambridge, Mass.: Bolt, Beranek & Newman.

Cott, van, HP., Kinkade, R.G. (1972). Human engineering guide to equipment design. Washington: Army Navi Air Force, DC.

Edwards, E., Lees, F.P. (1973), The Human Operators in Process Control. Lon­don: Taylor & Francis.

Fogel, L.J. (1967). Human information processing. New Jersey: Prentice Hall, Engelwood Cliffs.

Fowler, H.W., and Fowler, F.G. (1963), The concise Oxford dictionary of cur­rent English, London: Oxford University Press.

Goode, H.H., Machol, R/E. (1957). System Engineering. New York: McGraw

Hill.

59

Hall A.D- (1962). A Methodology of System Engineering. Princeton, New

^ engineering in perspective. ISEE Transaction cm

in tne ОгоШ Control of Aircraft. AGAR

i42JWH (1970). Objective measurement of mental load: possible Ss to the flight task. In Proceedings of the Conference "Problems of the

55

applicSSs g

cockpit environment". AGARD,CP-55. Kraiss, K-F-, Moraai, J- (1976). Introduction to Human Kngmeermg.

Vprl a ff T UV Rheinl and. McRuer, D.T., Krendei, E.S. (I974)+ Mathematical Models of Human Pilot

Behaviour'AGAR Dograph., 188, Meister, D. (1971), Comparative analysis of human reliability models. Bunker

Ranio Corporation! N TIS. Mesarovic, M.D. et ah, (1970). Theory of Hierarchical Multilevel Systems. New

York: Academic Ptes s.

Rechtin, E. (1968)- System Engineering - but isn't that what I've been domg all along? Astronautics and Aironautics, 6, 6-16.

Rijnsdorp, J.E., Rouse, W.B. (1977). Design man-machine interfaces in process control Digital Computers Applications to Process Control, Amsterdam: North

Holland. m . , . t

Shepherd, JT. (1974). The influence of aviomc system roquirancnl on airborne

computer design. In Proceedings of the Conference "Real time computer based

systems". AGARD, CP-149.

Sheridan, T\B., Johannsen, G+, ed. (1974). Monitoring Behaviour and Super­visory Control. New York: Plenum Press.

Singelton, WX, et al. (1971). Measurement of Man at Work. London: Taylor

& Francis. л . . .. . trtt

Spillers, W,R,, ed. (1974). Symposium on Basic Questions of Design Iheory.

Amsterdam, Oxford: North-Holland.

Swam, A.D. (1970), Development of human error data bank, Sandia: Sandia Lab. Report SC-R~70-4286,

WSEIAC, Weapon System Effectiveness, Industry Advisory Commitee (1965). Vol.2 of final report of task group II. AFSC-TR-65-2.

Дж+ Патрик

^ АНАЛИЗ ТРУДА, ОБУЧЕНИЕ И СПОСОБНОСТЬ

К ПЕРЕНОСУ НАВЫКОВ: НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Судя по литературе, существуют значительные различия в содер­жании терминов "анализ труда", "анализ задачи", "анализ навыков (или мастерства)11, хотя они часто используются как идентичные и взаимозаменяемые. В специальном анализе Singleton (1974) обнару­жил 24 аналогичных термина, хотя и это количество весьма прибли­зительно, "Анализ труда" является наиболее распространенным и обобщающим понятием, включенным во все систематические переч­ни трудовых ситуаций и рабочих условий, использующихся в раз­личных областях психологии профессий.

Термин "анализ навыков" применяется, главным образом, в трех основных значениях. Он может бъиъ синонимом понятия "анализ труда", либо может относиться к отдельным операциям, например к движениям участвующих в решении сенсомоторных задач. Третий аспект, обычно связываемый с анализом навыков или составлением их таксономии, базируется на утверждении, что эффективность ра­боты зависит от четкого выполнения лежащих в ее основе операций. Пример подобного подхода - выделение "общих навыков1' (Smith, 1973), включающих математические, коммуникационные, логиче­ские, интерпретационные и манипулятивные навыки.

Термин "анализ задачи", к счастью, менее вариабелен и обычно имеет отношение к используемому в целях обучения разбиению на классы или категории последовательности рабочих заданий (Annett et ah, 1967), Miller (1962a) различал описание и анализ задач. Описа­ние задач касается целей поведения, в то время как их анализ ориен­тирован на точное определение психологических требований, предъ­являемых к обучающемуся во время выполнения заданий. В некото­рых ситуациях трудно придерживаться такого подразделения, по* этому большинство авторов используют термин "анализ задач" как наиболее общий в области обучения (Cunningham & Duncan* 1967).

Приведенная терминологическая дискуссия иллюстрирует некото­рые особенности общего категориального аппарата, применяемого для проведения различного типа анализа рабочих ситуаций, В на­стоящей статье термин "анализ труда11 используется как обобщаю­щий по отношению ко всем другим упомянутым терминам.

61

Типы описаний работы

Одним из способов классификации различных методов анализа труда является использование его различных описаний. Выделяются три общих категории: контекст, содержание и профессиональные обязанности, в соответствии с которыми могут быть описаны раз­личные виды труда. Для настоящего обсуждения полезно различать типы анализа работы, использующие описания, ориентированные либо на задачу, либо на субъекта деятельности.

Описания, ориентированные на задачу, включают цель выполне­ния, средства (оборудование) и условия рабочей ситуации, или на­блюдаемой активности, связанной с задачей. Субъектно-ориентиро-ванные описания связываются с когнитивными способностями, ис­пользуемыми или требующимися от выполняющего работу челове­ка. Например, описание задачи, выполняемой техническим специа­листом, представленное в виде общей характеристики технологиче­ского процесса, будет ориентировано на задачу. С другой стороны, описание той же самой ситуации в терминах возможностей, мастер­ства, склонностей или способностей, требующихся для эффективно­го выполнения, будет субъектно-ориентированным.

Сходные наблюдения были сделаны Fleishman (1975, 1978) при описании четырех возможных концептуальных базисов классифика­ции выполнения. Два из них используют подходы описания поведе­ния и способностей к выполнению, что соответствует субъектно-ориентированному анализу труда в нашей терминологии, в то время как оставшиеся два являются ориентированными на задачу. Важно подчеркнуть по поводу этой дихотомии, что основанные на склон­ностях или способностях субъектно-ориентированные описания яв­ляются типичными в сфере персонального отбора и могут быть трансформированы в соответствующие инструменты психологиче­ского тестирования.

Использование методов анализа труда

Другие классификации методов анализа труда можно было бы описать в терминах различий целей работы. Blum & Naylor (I96S) выделяют около 20 направлений применения результатов анализа трудовой деятельности. Некоторые методические схемы описания труда (см., например, McCormicket al. (1976), "Опросник анализа ра­бочих позиций"; Smith (1973), "Перечень основных трудовых навы­ков") связаны с попыткой решить проблемы, связанные с изменчиво­стью субъекта труда, и включают вопросы отбора, трудового разви­тия, обучения, профессионального ориентирования (управления), планирования качественного состава персонала и тренировки.

Некоторые многоцелевые формы анализа работы часто связаны с изменяющимися в широких пределах классификационными система-

62 *

ми, например Американского рабочего словаря наименований про­фессий или канадских классификаций и словаря профессий. Fleish­man (1975) заинтересовался развитием таксономии задач, которая могла бы предсказать многие аспекты их выполнения человеком и была бы особенно полезной для решения проблем расстановки кад­ров. Другие формы анализа работы (например, Annett & Duncan, 1967) касаются проблем такой специфической области, как обучение или отбор, хотя, как будет показано ниже, множество фуншщй мо­жет быть выявлено уже в пределах системы подготовки.

Взаимосвязь между целью того или иного метода анализа труда и-типом используемого описания однозначно выделить невозможно, хотя отдельные тенденции проявляются в литературе. Большинство форм анализа работы в контексте подготовки (где широко использу­ется термин "анализ задачи") акцентируют использование данных о задаче в целях определения точного содержания подготовки. Smith (1964) дает типичное описание труда как последовательности задач и подзадач. Christal (1974) предоставия перечень задач, полезный дня описания работы. Хорошо известный прием анализа критиче­ской ситуации (случая), разработанный Flanagan (1954), связан с ре­гистрацией трудового поведения, в котором ясно проявляется успеш­ное или неудовлетворительное выполнение работы.

Хотя большинство форм анализа работы в указанном контексте основаны на данных, ориентированных на задачу, верно также и то, что дяя многих из них впоследствии делались попытки выявить лич­но стно ориентированные измерения в целях разработки более эф­фективных программ подготовки. Smith (1964) описал, каким обра­зом из данных о задаче делается заключение о необходимых для ра­боты знаниях и навьшах, в то время как R,B. Miller (1962Ъ) использу­ет отдельные понятия информационного подхода, таких, как иден­тификация ключей и долговременная память, для описания зависи­мостей, имеющих место в человеческом действии. Большинство ис­следователей начинают с выделения данных о задаче, а затем с серь­езными трудностями движутся к проблемам проектирования подго­товки, пытаясь сочетать данные о задачах и личностных особенно­стях работника.

Некоторые приемы анализа работы, которые обычно не связаны исключительно с обучением, базируются на данных, изначально ориентированных и на задачу, и на субъекта. Fine (1974) в своей функциональной схеме анализа описывает работу в следующих ка­тегориях: люди (работники), факты (информация и идеи) и вещи (машины и оборудование), и раскрывает сложность иерархической организации в пределах кавдоЙ из них. Primoff (1975) не использо­вал данные о задаче, а представил работу в виде последовательности элементов, в качестве которых были взяты равновесомые характери­стики работника, такие, как знания, навыки, интересы и т.д. Они

63

выбраны потому, что позволяют оценить полезность работника на начальном этапе подбора или устранить возможные причины неудач в работе.

Этот краткий обзор разнообразных приемов анализа не претенду­ет на полноту, читатель может ознакомиться с более широким осве­щением проблемы в работах McCormick (1976), Prien & Ronan (1971).

Назначение методов анализа труда в системах профессиональной подготовки

В этом разделе будет рассмотрено изменение роли анализа рабо­ты в системах подготовки как следствие изменения уровня современ­ных технологий. Будет показано, что необходимость включения эле­ментов отбора для переподготовки делает взаимосвязь данных, ори­ентированных на задачу и субъекта, более важной, чем раньше. Это будет обсуждено в рамках проблемы детерминированности оценок способности к переносу умений и навыков при выборе потенциаль­ных работников для переподготовки.

Мы постоянно напоминали об ускорении технологических изме­нений, тенденциях к большей автоматизации и широком распро­странении следствий применения микроэлектроники в промышлен­ности. Результаты анализа этих изменений, недавно выполненного по поручению Комиссии служб 331151x00111, позволили сделать множе­ство интересных прогнозов подготовки кадров. Один из них касает­ся повышения требований к людям, способным использовать навы­ки диагностики и решения проблем в меняющихся ситуациях (напри­мер, техники и механики по оборудованию). Представляется также, что изменения в промышленности будут связаны с переподготовкой, даже в условиях высокого и увеличивающегося уровня безработицы.

Общее значение этих факторов сводится к необходимости увели­чения возможности переходов (взаимозаменяемости работников) с одной работы на другую за счет более эффективных методик подго­товки (или переподготовки) и отбора персонала. Вывод состоит не в том, чего больше подготовки или отбора, а в том, что для перепод­готовки кадров должен осуществляться их отбор. Например, подоб­ный подход был тщательно рассмотрен при переподготовке работ-ников, занятых в производстве (отливке) пластических форм (Patrick &Spurgeon, 1978).

Рассмотрим сейчас взаимосвязь между решениями о подготовке и отборе в системе обучения, представленной на рисЬ Предполагает­ся, что выявленные необходимые изменения (1) требуют решения о подготовке (в большей мере, чем эргономического решения), а также что кадры потенциальных обучаемых,, из которых и должен произ­водиться отбор (2), способны к переподготовке. Однако как мы ре­шаем вопрос выбора практикантов для переподготовки? Решение

64

будет зависеть от оценки их способности к переносу своего профес­сионального опыта в новую форму деятельности. Некоторые из наи­более важных индикаторов способности к переносу связаны с внеш­ними факторами рабочей среды,, мотивацией, интересами потенци­альных обучаемых. Примеры факторов включают объединение раз-граничений, шкал ценностей, статуса и других разнообразных ха­рактеристик работы и субъекта.

Как было установлено, что рассматриваемые факторы указывают на то, что способность к переносу возможна. После этого необходи­мо определить степень, в которой существующий личностный репер­туар знаний и навыков обусловливает способность к переносу (пере­ключению) иа новую работу. Способность к переключению в этом смысле может затем быть измерена посредством оценки затрат на обучение (в самом широком смысле слова). По ходу оценки этих за­трат на обучение (например, времени, требующегося на обучение, оборудования и т.д.) необходимо предусмотреть взаимодействие отобранных обучающихся с программой обучения. Очевидно, будет существовать тонкая взаимозависимость между отбором и обучени­ем, которая будет обязательно регуяироватъся мерой способности к переносу. Как видно из рис. ], решение об отборе влияет как на объ­екты обучения, так и содержание обучения (1 и 2)} а также програм­му подготовки (4). Эти выводы будут сейчас обсуждены.

Содержание специальной подготовки

Приводимый пример иллюстрирует тип обсуждаемых проблем. Ниже перечисляются семь стадий работы техника, которые были за­имствованы из описательной характеристики Annett & Duncan (1967) и приложены к иерархическому анализу задачи :

1; Подготовка к выполнению задания.

2. Отбор соответствующих работе инструментов и материалов,

3. Проверка соответствий "машина-инструменты-материалы" в пробном режиме работы.

4. Уточнение конечных характеристик изготовленного изделия.

5. Уборка и подготовка вспомогательных инструментов/мате­риалов для хранения.

6. Подготовка машины к работе.

7. Поддержание технологического процесса в пределах требуемого времени и приемлемого качества*

Подобный анализ труда предоставляет полезные сведения о зада­чах, которые точно устанавливают, что обучающийся должен быть способен выполнять после подготовки.

5-S14

65

Рис.1


programma-disciplini-metodi-i-sredstva-zashiti-kompyuternoj-informacii-celi-uchebnoj-disciplini.html
programma-disciplini-metodi-issledovaniya-organizacij-i-organizacionnogo-konsultirovaniya-dlya-podgotovki-magistrov-po-napravleniyu-finansovij-menedzhment-2-stupen-visshego-professionalnogo-obrazovaniya.html
programma-disciplini-metodi-izucheniya-professionalnoj-adaptacii-dlya-napravleniya-030300-62-psihologiya-podgotovki-bakalavra-avtori-lihachev-yu-v.html
programma-disciplini-metodi-optimalnih-reshenij-dlya-napravleniya-080100-62-ekonomika-podgotovki-bakalavra-avtori-d-f-m-n-professor-a-v-lotov-d-t-n-professor-v-v-podinovskij.html
programma-disciplini-metodi-optimizacii-shemno-konstruktorskih-reshenij-dlya-napravleniya-211000-62-konstruirovanie-i-tehnologiya-elektronnih-sredstv.html
programma-disciplini-metodi-socialno-ekonomicheskogo-prognozirovaniya-dlya-napravleniya-030200-62-politologiya-podgotovki-bakalavra-avtor-v-p-sirotin-vsirotinhse-ru.html
  • control.bystrickaya.ru/doklad-pervij-zamestitel-direktora-departamenta-ekonomicheskogo-razvitiya-promishlennosti-i-torgovli-kostromskoj-oblasti.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/proizvodstva-furazhnogo-zerna-i-puti-ego-dalnejshego-uvelicheniya.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/racionalnaya-rekonstrukciya-istorii-nauki-abaturov-i-n.html
  • books.bystrickaya.ru/doklad-na-pervom-vserossijskom-kongresse.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/test-na-sovmestimost-vhode-blagotvoritelnogo-hokkejnogo-matcha-rossiya-slovakiya-v-ramkah-akcii-pod-flagom-dobra.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tablica-1-gosudarstvennie-rashodi-v-ot-vvp-vvodnij-kurs-soderzhanie-predislovie-predislovie-k-3-omu-izdaniyu-lekciya-pervaya.html
  • writing.bystrickaya.ru/bblografchne-zabezpechennya-frankoznavstva.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-iv-hrami-sudbi-aktivno-propagandiruya-svoi-vozzreniya-vistupal-na-konferenciyah-i-sobraniyah-nacionalnoj.html
  • bukva.bystrickaya.ru/pervichnie-sredstva-pozharotusheniya.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/92-usloviya-obespechivayushie-razvitie-obshekulturnih-kompetencij-studentov.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/analiz-effektivnosti-intervyu-v-omskoj-delovoj-presse.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sochinenie-rassuzhdenie.html
  • essay.bystrickaya.ru/doklad-lokalnie-neodnorodnosti-strukturno-dinamicheskih-svojstv-dnk-i-podhodi-k-fizicheskomu-kartirovaniyu-genoma.html
  • thesis.bystrickaya.ru/primernij-tematicheskij-plan-i-programma-predmeta-ohrana-truda-primernij-tematicheskij-plan-i-programma-po-predmetu-stranica-2.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kaliningradskij-gosudarstvennij-universitet.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sposob-prigotovleniya-dezinficiruyushih-sredstv-1-sanitarnie-pravila-dlya-predpriyatij-obshestvennogo-pitaniya.html
  • spur.bystrickaya.ru/kompleks-trebovanij-k-vipuskniku-po-specialnosti-finansi-i-kredit-specializaciya-cennie-bumagi-i-birzhevoe-delo-stranica-6.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-gostyah-u-vedyavi-programmi-formirovanie-u-uchashihsya-nacionalnoj-duhovnoj-i-muzikalnoj-kulturi-nacionalnogo.html
  • report.bystrickaya.ru/itar-tass-httpwwwitar-tasscom-13122005-00000-radio-12-mayak-novosti-13-12-2005-garin-petr-12-00-12.html
  • spur.bystrickaya.ru/kruglij-stol-sbornik-materialov-konferencii-aktualnie-problemi-malogo-i-srednego-biznesa-v-krupnih-gorodah-municipalnih.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-socialno-psihologicheskie-aspekti-upravleniya-chast-socialnaya-psihologiya-napravlenie-podgotovki-081100-gosudarstvennoe-i-municipalnoe-upravlenie.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/strukturno-funkcionalnoe-issledovanie-prirodnih-peptidnih-antibiotikov.html
  • institute.bystrickaya.ru/g-a-bordovskij-b-p-borisenkov-stranica-6.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/mirovoe-kompleksnoe-regionovedenie-i-mezhdunarodnie-otnosheniya-metodologiya-metodi-istoriya.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebnoj-disciplini-3-razvernutij-plan-lekcij-15-materiali-prakticheskih-zanyatij-23-materiali-dlya-organizacii-samostoyatelnoj-raboti-studentov-35.html
  • desk.bystrickaya.ru/osnovnaya-chast-metodologiya-protivodejstviya-sbornik-materialov-moskva-2007-bbk-71-01-74-200-53-87-7.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/vozrastnie-izmeneniya-aktivnogo-vnimaniya-u-shkolnikov-opredelenie-faktori-vliyayushie-na-razvitie-shkolnoj-dezadaptacii.html
  • grade.bystrickaya.ru/na-tehpereosnashenie-hlebozavodov-minselhozproda-za-10-mesyacev-napravleno-br467-mlrd.html
  • occupation.bystrickaya.ru/o-rezultatah-realizaciya-nacionalnoj-obrazovatelnoj-iniciativi-nasha-novaya-shkola.html
  • books.bystrickaya.ru/dopolnenie-obzor-telnet-klientov-tehnika-setevih-atak.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/obrasheniya-grazhdan-v-federalnie-organi-ispolnitelnoj-vlasti-chast-15.html
  • student.bystrickaya.ru/21osnovnie-osobennosti-drevnerusskoj-literaturi-i-knizhnosti-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-istoriya.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/skazka-o-kompyuterah.html
  • crib.bystrickaya.ru/izlozhenie-na-anglijskom-yazike-soderzhaniya-audio-teksta-dlitelnostyu-zvuchaniya-2-minuti-posle-dvukratnogo-proslushivaniya-kolichestvo-neznakomih-slov-v-neklyuchevoj-pozicii-ne-bolee-4-vremya-vipolneniya-80-min.html
  • znanie.bystrickaya.ru/5-vzyati-pod-strazhu-kniga-sedmaya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.