.RU

Программа курса по выбору «встреча с графиками»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 87»


Утверждаю:

Директор МУ «СОШ № 87»

_________Г.В. Лоскутникова

29 августа 2004г.


ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ

«ВСТРЕЧА С ГРАФИКАМИ»

9класс


Учитель математики

Кулеш Людмила Егоровна


ЗАТО Северск – 2004


Пояснительная записка.


Направленность дополнительной образовательной программы заключается в расширении и углублении учебного предмета. Данный курс расширяет базовый курс математики, дает возможность познакомиться с интересными, нестандартными вопросами математики. Вопросы, рассматриваемые в курсе, выходят за рамки обязательного содержания курса математики. Вместе с тем они тесно примыкают к основному курсу. Поэтому данный курс будет способствовать совершенствованию и развитию математических знаний и умений учащихся.

Актуальность дополнительной образовательной программы состоит в том, что она, с одной стороны, поддерживает изучение основного курса, направлена на систематизацию и расширение знаний учащихся, на реализацию внутрипредметных связей, способствует лучшему освоению базового курса математики, а с другой - служит для внутрипрофильной дифференциации и построения индивидуального образовательного пути.

Цели курса: развитие представлений о ведущем математическом методе познания реальной действительности – зарождении и развитии функций и графиков функций; расширение знаний и умений учащихся по построению графиков функций, их преобразованию; подготовка к осознанному выбору профильного направления на старшей ступени обучения; овладение нестандартными способами решения задач.

Задачи курса: рассмотреть методы построения графиков функций нетрадиционных видов, опирающиеся на простейшие приемы (растяжение, сжатие, параллельный перенос, симметрию); развивать способности учащихся к математической деятельности; научить школьников работать, в том числе и самостоятельно, - в смысле воспринимать, понимать, созидательно перерабатывать идеи, знания, информацию; дать учащимся истинное представление о математике; формировать общую математическую культуру.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы: систематизация и обобщение знаний учащихся о функциях и графиках, изучаемых в курсе школьной математики, а также в знакомстве учащихся с графиками более сложных функций и действиями с графиками.

Возраст детей, на который рассчитана образовательная программа – 9 класс.

Продолжительность курса – 17 часов, по 1 часу в неделю.

Основные формы организации учебных занятий: беседы, лекции, семинары, научно- исследовательская работа, практические занятия, самостоятельные работы, индивидуальные работы по теме, работа со справочным и энциклопедическим материалом, выдвижение гипотез и их практическое обоснование, математическая обработка данных, использование дополнительной литературы.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: зачетная работа, собеседование по темам курса или исследовательский проект по графическому моделированию.

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

- строить графики функций нетрадиционных видов;

- уверенно выполнять различные преобразования графиков основных функций (растяжение, сжатие, параллельный перенос, симметрию);

- строить графики функций с использованием арифметических действий над графиками;

- уверенно применять графики при решении задач математики и смежных предметов.


^ УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


№ п/п

Тема занятия

Вид занятия

часы

дата

1.

Введение. Функции и графики.

Способы задания функции.

Беседа

1




2.

Построение графиков функций путем сдвига графиков основных функций или осей,

путем деформации (сжатия или растяжения) графиков основных функций.

Общее обсуждение.

Практика.


3




3.

Построение графиков функций путем симметричного отображения относительно осей координат графика основной функции.

Занятие-исследование.

Практика.


2




4.

Построение графиков функций с использованием арифметических действий над графиками (сложение, вычитание, умножение, деление)

Лекция.

Практика.


2




5.

Построение графика дробно-линейной функции.

Практика.

2




6.

Построение линии вида |у|=f(x)

Практика.

2




7.

Построение графиков функций, аналитическое выражение которых содержит знак абсолютной величины.

Практика.



3




8.

Итоговое занятие.

Зачетная работа.


2






Творческие работы:

1.Рождение функции.

2.Разрывные функции.

3. Графики функций, содержащих знак модуля.

4. Преобразования графиков основных функций.

5. Графики многочленов.

6.Построение графиков функций. Чтение графиков.


Содержание курса (17 часов)

1.Введение. Функции и графики. Способы задания функции.

2. Построение графиков функций путем сдвига графиков основных функций или сдвига осей, путем деформации (сжатия или растяжения) графиков основных функций.

Сдвиг графика функции у = f(х) вдоль оси Оу на с единиц в сторону, совпадающую со знаком с. Параллельный перенос оси Ох в сторону, противоположную знаку с.

Сдвиг графика функции у = f(х) вдоль оси Ох на с единиц в сторону, противоположную знаку с. Параллельный перенос оси Оу в сторону, совпадающую со знаком с.

Построение графика функции у = а f(х) при а>0 - график функции у = f(х) растянуть вдоль оси Оу при а >1 и сжать вдоль оси Оу при 0<а0 - растянуть график функции у = f(х) вдоль оси Ох, если а>1, и сжать вдоль оси Ох, если 0<а<1.

3. Построение графиков функций путем симметричного отображения относительно осей координат графика основной функции.

Построение графика функции у = - f(х) — построение изображения, симметричного графику функции у = f(х) относительно оси Ох. Построение графика функции у = f(-х) - построение изображения графика, симметричного графику функции у = f(х) относительно оси Оу.

4. Построение графиков функций с использованием арифметических действий над графиками (сложение, вычитание. умножение ,деление)

Построение графиков функций видов у = f(х)+g(x), y=f(x)-g(x), y=f(x)•g(x), y=f(x)/g(x).

5. Построение графика дробно-линейной функции.

Построение графика функции у =,где а,b,с,d-постоянные, причем с0,

ad bc, x-. Построение асимптот. Алгоритм построения графика функции y=:

1). Начало системы координат О (0;0) переходит в О (,) (т.е. новые оси x= , у = ), где =-, =.

2). Относительно О строится график функции у =,где R =.

3). Искомый график у =относительно исходной системы координат.

6. Построение линии вида у = f(х). Построение линии вида у = f(х) - строится график функции у = f(х), оставляется та его часть, для которой уо и эта часть графика отображается относительно оси Ох.

7. Построение графиков функций, аналитическое выражение которых содержит знак абсолютной величины

а)у = f (x),б)у = f (х),в)у =  f (x).

Построение графика функции у = f (x)- строится график функции у = f(х), х0 и отображается относительно оси Оу.

Построение графика функции у = f (x)- строится график функции у = f(х), часть графика, лежащая над осью Ох остается без изменения, а часть графика, лежащая ниже оси Ох, отображается относительно этой оси.

8.Итоговое занятие.


Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.


1.Введение. Функции и графики. Способы задания функции.

Беседа.

2.Построение графиков функций путем сдвига графиков основных функций или осей, путем деформации (сжатия или растяжения) графиков основных функций. Семинар. Практика.

Формы контроля: самостоятельная работа.

3.Построение графиков функций путем симметричного отображения относительно осей координат графика основной функции.

Занятие-исследование. Практика.

Формы контроля: практическая работа.

4.Построение графиков функций с использованием арифметических действий над графиками (сложение, вычитание, умножение, деление). Лекция. Практика.

Формы контроля: практическая работа.

5.Построение графика дробно-линейной функции.

Практика.

Формы контроля: проверка самостоятельно решенных заданий.

6.Построение линии вида |у|=f(x).

Практика.

Формы контроля: самостоятельная работа.

7.Построение графиков функций, аналитическое выражение которых содержит знак абсолютной величины.

Практика.

Формы контроля: проверка самостоятельно решенных заданий.

8.Итоговое занятие.

Зачетная работа. Защита творческих работ.


Список литературы


1. Виленкин Н.Я. и др. Алгебра и математический анализ для 10 класса. Учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики.- М.: Просвещение, 2000.

2. Ивлев Б.М., Абрамов А.М., Дудницын Ю.П., Шварцбурд С.И. Задачи повышенной трудности по алгебре и началам анализа. Учебное пособие для 10-11 классов сред. Школ. - М.: Просвещение, 1990.

3. Математика. Приложение к газете “Первое сентября” № 11,12 / 2001.

4. Назаренко А.М., Назаренко Л.Д. Тысяча и один пример.- Издательство “Слобожанщина”, 1994.

5. Фельдман Я.С., Жаржевский А.Я. Математика. Решение задач с модулями. Пособие для абитуриентов. - С-Пб, Издательство “Оракул”,1997.

6. Е. А. Бунимович, Б. П. Пигарев. Задачи письменного экзамена по математике за курс средней школы. Условия и решения. Выпуск 5. Б-ка журнала «Математика в школе» - М.: «Школа - Пресс», 1996.

7.. Е. А. Бунимович, Б. П. Пигарев. Задачи письменного экзамена по математике за курс средней школы. Условия и решения. Выпуск 6. Б-ка журнала «Математика в школе» - М.: «Школа - Пресс», 1997.

8. М. Л. Галицкий, А. М. Гольдман, Л. И. Звавич. Курс алгебры 8-го класса в задачах. - Львов: Журнал «Квантор», 1991.

9. Звавич Л.И., Шляпочник Л.Я. Задачи письменного экзамена по математике за курс средней школы. Вып. 3. //Б-ка журнала «Математика в школе» - М.: «Школа - Пресс», 1994.

10. Звавич Л. И., Шляпочник Л.Я. Задачи письменного экзамена по математике за курс средней школы: условия и решения. Выпуск 4. Б-ка журнала «Математика в школе» - М.: «Школа-Пресс», 1995.

11. Каганов Э.Д. 400 самых интересных задач с решениями по школьному курсу математики для 6-11 классов. - М.: Юнвес, 1997.

12. Попов Ю. П., Пухначев Ю. В. Математика в образах. - М.: Изд. «Знание», 1989.

13. Сборник задач по математике для поступающих во ВТУЗы. Изд. шестое, стереотипное. /Под ред. М. И. Сканави. - М.: Высшая школа, 1992.

14. Тесты. Математика. 11 класс. Варианты и ответы государственного тестирования. Пособие для подготовки к тестированию. - М.: Прометей, 1997.

15. Школьная энциклопедия. Математика. - М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1996.

16. Энциклопедия для детей. Т. 11 «Математика». - М.: Аванта +, 1998.

17. В. Д. Яковлев, Т. С. Борко. Кусочно-линейные функции. Модуль. - Сыктывкар, 1993.

primernaya-programma-modulya-informacionnie-tehnologii-v-tamozhennom-dele-rekomenduetsya-dlya-napravleniya-podgotovki-stranica-2.html
primernaya-programma-modulya-tamozhennij-kontrol-rekomenduetsya-dlya-napravleniya-podgotovki-specialnosti-036401-tamozhennoe-delo-stranica-7.html
primernaya-programma-naimenovanie-disciplini-agrohimicheskie-metodi-issledovanij.html
primernaya-programma-naimenovanie-disciplini-anatomiya-cheloveka-anatomiya-golovi-i-shei-rekomenduetsya-po-specialnosti-060201-stomatologiya.html
primernaya-programma-naimenovanie-disciplini-anatomiya-rekomenduetsya-po-specialnosti-060103-pediatriya.html
primernaya-programma-naimenovanie-disciplini-biohimiya-rekomenduetsya-dlya-napravleniya-podgotovki-specialnosti-060101-lechebnoe-delo.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/kontrolnie-diktanti-tire-mezhdu-podlezhashim-i-skazuemim-tire-v-nepolnom-predlozhenii.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/referat-po-shemotehnike-po-teme-differencialnie-i-operacionnie-usiliteli.html
  • spur.bystrickaya.ru/konkursnijreglamen-t-po-viboru-organizacij.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rezultati-diagnostiki-po-programme-rostok-strauning-am-zolotoj-klyuchik.html
  • college.bystrickaya.ru/252-stranovie-i-regionalnie-riski-125124-rossiya-g-moskva-3-ya-ulica-yamskogo-polya-vlad-2-informaciya-soderzhashayasya.html
  • crib.bystrickaya.ru/harakteristika-kommunikativnoj-storoni-obsheniya.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-1-adaptaciya-ili-razvitie-nauchno-metodicheskoe-posobie-pod-redakciej-doktora-psihologicheskih-nauk-l-m-mitinoj.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2-kontrolnaya-deyatelnost-yuridicheskoj-sluzhbi-ministerstva-oboroni-rossijskoj-federacii-v-processe-osushestvleniya-voennimi-organizaciyami-dogovorno-pretenzionnoj-raboti.html
  • school.bystrickaya.ru/golovn-pristro-ibm-sumsnih-pk.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/biznes-plan-investicionnogo-proekta-stranica-8.html
  • writing.bystrickaya.ru/budushee-chelovechestva-2.html
  • composition.bystrickaya.ru/pentaks-evropa-gmbh-germaniya-priglashaet-vas-prinyat-uchastie-v-chetvertoj-mezhdunarodnoj-nauchno-prakticheskoj-konferencii.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskie-voprosi-sudebnoj-ekspertizi-bibliograficheskij-ukazatel-literaturi-po-sudebnoj-ekspertize-izdaetsya.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-psihologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-socializaciya.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kniga-pervaya-vneshnee-povestvovanie-3.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-nasledstvennoe-pravo-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-gse-v-3-pravovedenie-napravleniya-050600.html
  • thescience.bystrickaya.ru/itogi-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-goroda-orenburga.html
  • lesson.bystrickaya.ru/politika-obse-v-oblasti-razvitiya-smi.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-disciplini-dpp-f-04-analiticheskaya-himiya-celi-i-zadachi-disciplini-cel-disciplini-analiticheskaya-himiya-nauchit-studentov-osnovam-kolichestvennogo-analiza-zadachi-disciplini.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rolan-bart-izbrannie-raboti-semiotika-poetika-stranica-45.html
  • esse.bystrickaya.ru/razyasnenie-polozhenij-konkursnoj-dokumentacii-konkursnaya-dokumentaciya-po-provedeniyu-otkritogo-konkursa-na.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-desyataya-vbite-legende-i-v-literature-srednih-vekov.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/testo-po-pravu-chast-8.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/vindikaciya-chast-11.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/mneniya-parlamentskaya-gazeta-ushakova-oksana-tkach-anna-12052006-72-str-3.html
  • znanie.bystrickaya.ru/488-pravo-isbn.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-4-voprosi-bezopasnosti-i-sposobi-primeneniya-efirnih-masel-voprosi-bezopasnosti-i-sposobi-primeneniya-efirnih-masel.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sikorskaya-o-e-resheniya-kachestvennih-zadach-predlozhite-ne-menee-treh-principialno-raznih-sposobov-ochistki-medi-ot-primesej-cinka-3-balla.html
  • thesis.bystrickaya.ru/primer-sostavleniya-analiticheskoj-operaciogrammi-opisanie-raboti-operatora-pejdzhingovoj-kompanii-po-obsluzhivaniyu-odnogo-klienta.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/reshenie-utverdit-sostav-revizionnoj-komissii-banka-na-2005-god-v-sleduyushem-sostave.html
  • grade.bystrickaya.ru/neosoznannie-prepyatstviya-v-motivacii-rukovodstvo-po-izmeneniyu-sebya-perevod-s-anglijskogo-t-k-kruglovoi-brian.html
  • lecture.bystrickaya.ru/7-otdel-ispitatelnij-var-2-19-sentyabrya-2012-goda-ispolnyaetsya-50-let-so-dnya-obrazovaniya-vch-26360.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnogo-ekzamena-v-aspiranturu-po-specialnosti-05-13-01-sistemnij-analiz-upravlenie-i-obrabotka-informacii-oblast-tehnicheskih-nauk.html
  • student.bystrickaya.ru/2002-2005gg-2006-2010gg-energoeffektivnost-v-rossijskoj-nacionalnoj-strategii-toplivno-energeticheskogo-kompleksa.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-o-tom-kak-sishiki-nahodyat-ukritie-a-nepriyatnosti-sishikov-i-potanina-istoriya-odnoj-isterii.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.