.RU

Программа курса по выбору «встреча с графиками»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 87»


Утверждаю:

Директор МУ «СОШ № 87»

_________Г.В. Лоскутникова

29 августа 2004г.


ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ

«ВСТРЕЧА С ГРАФИКАМИ»

9класс


Учитель математики

Кулеш Людмила Егоровна


ЗАТО Северск – 2004


Пояснительная записка.


Направленность дополнительной образовательной программы заключается в расширении и углублении учебного предмета. Данный курс расширяет базовый курс математики, дает возможность познакомиться с интересными, нестандартными вопросами математики. Вопросы, рассматриваемые в курсе, выходят за рамки обязательного содержания курса математики. Вместе с тем они тесно примыкают к основному курсу. Поэтому данный курс будет способствовать совершенствованию и развитию математических знаний и умений учащихся.

Актуальность дополнительной образовательной программы состоит в том, что она, с одной стороны, поддерживает изучение основного курса, направлена на систематизацию и расширение знаний учащихся, на реализацию внутрипредметных связей, способствует лучшему освоению базового курса математики, а с другой - служит для внутрипрофильной дифференциации и построения индивидуального образовательного пути.

Цели курса: развитие представлений о ведущем математическом методе познания реальной действительности – зарождении и развитии функций и графиков функций; расширение знаний и умений учащихся по построению графиков функций, их преобразованию; подготовка к осознанному выбору профильного направления на старшей ступени обучения; овладение нестандартными способами решения задач.

Задачи курса: рассмотреть методы построения графиков функций нетрадиционных видов, опирающиеся на простейшие приемы (растяжение, сжатие, параллельный перенос, симметрию); развивать способности учащихся к математической деятельности; научить школьников работать, в том числе и самостоятельно, - в смысле воспринимать, понимать, созидательно перерабатывать идеи, знания, информацию; дать учащимся истинное представление о математике; формировать общую математическую культуру.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы: систематизация и обобщение знаний учащихся о функциях и графиках, изучаемых в курсе школьной математики, а также в знакомстве учащихся с графиками более сложных функций и действиями с графиками.

Возраст детей, на который рассчитана образовательная программа – 9 класс.

Продолжительность курса – 17 часов, по 1 часу в неделю.

Основные формы организации учебных занятий: беседы, лекции, семинары, научно- исследовательская работа, практические занятия, самостоятельные работы, индивидуальные работы по теме, работа со справочным и энциклопедическим материалом, выдвижение гипотез и их практическое обоснование, математическая обработка данных, использование дополнительной литературы.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: зачетная работа, собеседование по темам курса или исследовательский проект по графическому моделированию.

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

- строить графики функций нетрадиционных видов;

- уверенно выполнять различные преобразования графиков основных функций (растяжение, сжатие, параллельный перенос, симметрию);

- строить графики функций с использованием арифметических действий над графиками;

- уверенно применять графики при решении задач математики и смежных предметов.


^ УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


№ п/п

Тема занятия

Вид занятия

часы

дата

1.

Введение. Функции и графики.

Способы задания функции.

Беседа

1




2.

Построение графиков функций путем сдвига графиков основных функций или осей,

путем деформации (сжатия или растяжения) графиков основных функций.

Общее обсуждение.

Практика.


3




3.

Построение графиков функций путем симметричного отображения относительно осей координат графика основной функции.

Занятие-исследование.

Практика.


2




4.

Построение графиков функций с использованием арифметических действий над графиками (сложение, вычитание, умножение, деление)

Лекция.

Практика.


2




5.

Построение графика дробно-линейной функции.

Практика.

2




6.

Построение линии вида |у|=f(x)

Практика.

2




7.

Построение графиков функций, аналитическое выражение которых содержит знак абсолютной величины.

Практика.



3




8.

Итоговое занятие.

Зачетная работа.


2






Творческие работы:

1.Рождение функции.

2.Разрывные функции.

3. Графики функций, содержащих знак модуля.

4. Преобразования графиков основных функций.

5. Графики многочленов.

6.Построение графиков функций. Чтение графиков.


Содержание курса (17 часов)

1.Введение. Функции и графики. Способы задания функции.

2. Построение графиков функций путем сдвига графиков основных функций или сдвига осей, путем деформации (сжатия или растяжения) графиков основных функций.

Сдвиг графика функции у = f(х) вдоль оси Оу на с единиц в сторону, совпадающую со знаком с. Параллельный перенос оси Ох в сторону, противоположную знаку с.

Сдвиг графика функции у = f(х) вдоль оси Ох на с единиц в сторону, противоположную знаку с. Параллельный перенос оси Оу в сторону, совпадающую со знаком с.

Построение графика функции у = а f(х) при а>0 - график функции у = f(х) растянуть вдоль оси Оу при а >1 и сжать вдоль оси Оу при 0<а0 - растянуть график функции у = f(х) вдоль оси Ох, если а>1, и сжать вдоль оси Ох, если 0<а<1.

3. Построение графиков функций путем симметричного отображения относительно осей координат графика основной функции.

Построение графика функции у = - f(х) — построение изображения, симметричного графику функции у = f(х) относительно оси Ох. Построение графика функции у = f(-х) - построение изображения графика, симметричного графику функции у = f(х) относительно оси Оу.

4. Построение графиков функций с использованием арифметических действий над графиками (сложение, вычитание. умножение ,деление)

Построение графиков функций видов у = f(х)+g(x), y=f(x)-g(x), y=f(x)•g(x), y=f(x)/g(x).

5. Построение графика дробно-линейной функции.

Построение графика функции у =,где а,b,с,d-постоянные, причем с0,

ad bc, x-. Построение асимптот. Алгоритм построения графика функции y=:

1). Начало системы координат О (0;0) переходит в О (,) (т.е. новые оси x= , у = ), где =-, =.

2). Относительно О строится график функции у =,где R =.

3). Искомый график у =относительно исходной системы координат.

6. Построение линии вида у = f(х). Построение линии вида у = f(х) - строится график функции у = f(х), оставляется та его часть, для которой уо и эта часть графика отображается относительно оси Ох.

7. Построение графиков функций, аналитическое выражение которых содержит знак абсолютной величины

а)у = f (x),б)у = f (х),в)у =  f (x).

Построение графика функции у = f (x)- строится график функции у = f(х), х0 и отображается относительно оси Оу.

Построение графика функции у = f (x)- строится график функции у = f(х), часть графика, лежащая над осью Ох остается без изменения, а часть графика, лежащая ниже оси Ох, отображается относительно этой оси.

8.Итоговое занятие.


Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.


1.Введение. Функции и графики. Способы задания функции.

Беседа.

2.Построение графиков функций путем сдвига графиков основных функций или осей, путем деформации (сжатия или растяжения) графиков основных функций. Семинар. Практика.

Формы контроля: самостоятельная работа.

3.Построение графиков функций путем симметричного отображения относительно осей координат графика основной функции.

Занятие-исследование. Практика.

Формы контроля: практическая работа.

4.Построение графиков функций с использованием арифметических действий над графиками (сложение, вычитание, умножение, деление). Лекция. Практика.

Формы контроля: практическая работа.

5.Построение графика дробно-линейной функции.

Практика.

Формы контроля: проверка самостоятельно решенных заданий.

6.Построение линии вида |у|=f(x).

Практика.

Формы контроля: самостоятельная работа.

7.Построение графиков функций, аналитическое выражение которых содержит знак абсолютной величины.

Практика.

Формы контроля: проверка самостоятельно решенных заданий.

8.Итоговое занятие.

Зачетная работа. Защита творческих работ.


Список литературы


1. Виленкин Н.Я. и др. Алгебра и математический анализ для 10 класса. Учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики.- М.: Просвещение, 2000.

2. Ивлев Б.М., Абрамов А.М., Дудницын Ю.П., Шварцбурд С.И. Задачи повышенной трудности по алгебре и началам анализа. Учебное пособие для 10-11 классов сред. Школ. - М.: Просвещение, 1990.

3. Математика. Приложение к газете “Первое сентября” № 11,12 / 2001.

4. Назаренко А.М., Назаренко Л.Д. Тысяча и один пример.- Издательство “Слобожанщина”, 1994.

5. Фельдман Я.С., Жаржевский А.Я. Математика. Решение задач с модулями. Пособие для абитуриентов. - С-Пб, Издательство “Оракул”,1997.

6. Е. А. Бунимович, Б. П. Пигарев. Задачи письменного экзамена по математике за курс средней школы. Условия и решения. Выпуск 5. Б-ка журнала «Математика в школе» - М.: «Школа - Пресс», 1996.

7.. Е. А. Бунимович, Б. П. Пигарев. Задачи письменного экзамена по математике за курс средней школы. Условия и решения. Выпуск 6. Б-ка журнала «Математика в школе» - М.: «Школа - Пресс», 1997.

8. М. Л. Галицкий, А. М. Гольдман, Л. И. Звавич. Курс алгебры 8-го класса в задачах. - Львов: Журнал «Квантор», 1991.

9. Звавич Л.И., Шляпочник Л.Я. Задачи письменного экзамена по математике за курс средней школы. Вып. 3. //Б-ка журнала «Математика в школе» - М.: «Школа - Пресс», 1994.

10. Звавич Л. И., Шляпочник Л.Я. Задачи письменного экзамена по математике за курс средней школы: условия и решения. Выпуск 4. Б-ка журнала «Математика в школе» - М.: «Школа-Пресс», 1995.

11. Каганов Э.Д. 400 самых интересных задач с решениями по школьному курсу математики для 6-11 классов. - М.: Юнвес, 1997.

12. Попов Ю. П., Пухначев Ю. В. Математика в образах. - М.: Изд. «Знание», 1989.

13. Сборник задач по математике для поступающих во ВТУЗы. Изд. шестое, стереотипное. /Под ред. М. И. Сканави. - М.: Высшая школа, 1992.

14. Тесты. Математика. 11 класс. Варианты и ответы государственного тестирования. Пособие для подготовки к тестированию. - М.: Прометей, 1997.

15. Школьная энциклопедия. Математика. - М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1996.

16. Энциклопедия для детей. Т. 11 «Математика». - М.: Аванта +, 1998.

17. В. Д. Яковлев, Т. С. Борко. Кусочно-линейные функции. Модуль. - Сыктывкар, 1993.

primernaya-programma-modulya-informacionnie-tehnologii-v-tamozhennom-dele-rekomenduetsya-dlya-napravleniya-podgotovki-stranica-2.html
primernaya-programma-modulya-tamozhennij-kontrol-rekomenduetsya-dlya-napravleniya-podgotovki-specialnosti-036401-tamozhennoe-delo-stranica-7.html
primernaya-programma-naimenovanie-disciplini-agrohimicheskie-metodi-issledovanij.html
primernaya-programma-naimenovanie-disciplini-anatomiya-cheloveka-anatomiya-golovi-i-shei-rekomenduetsya-po-specialnosti-060201-stomatologiya.html
primernaya-programma-naimenovanie-disciplini-anatomiya-rekomenduetsya-po-specialnosti-060103-pediatriya.html
primernaya-programma-naimenovanie-disciplini-biohimiya-rekomenduetsya-dlya-napravleniya-podgotovki-specialnosti-060101-lechebnoe-delo.html
  • student.bystrickaya.ru/-zhiteli-predpochitayut-konsultirovatsya-po-voprosam-zhkh-lichno-informacionnij-byulleten-mestnogo-samoupravleniya.html
  • thescience.bystrickaya.ru/gosti-aviasalona-maks-2011-v-podmoskove-uvidyat-pokazatelnie-poleti-samoleta-amfibii-informacionnoe-agentstvo-ria-novosti-16082011.html
  • institut.bystrickaya.ru/svodnaya-tablica-rezultatov-povtornogo-obsledovaniya-materi-otca-rebenka-sotkloneniyami-vrazvitii.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sensitivnij-period-teoretich-osnovi-nejropsihologii-detskogo-vozrasta-6.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-3-aukcion-po-ponyatiyam-ili-kak-u-nas-nevidimaya-ruka-gosudarstva-podpravlyaet-nevidimuyu-ruku-rinka.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rekomendacii-po-uluchsheniyu-raboti-smo-str-21-zaklyuchenie-str-22.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-11-francuzskaya-istoriografiya-vo-vtoroj-polovine-hh-veka-novoe-istoricheskoe-mishlenie-i-novaya-istoricheskaya-nauka.html
  • diploma.bystrickaya.ru/v-berdske-startuet-chempionat-rossii-po-pauerliftingu-krupnejshij-sportkompleks-v-irkutske-otkroetsya-v-aprele-12-massovij-sport-13.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-disciplini-dpp-f-01-yazikoznanie-2-kurs-fo.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-pyataya-zolotaya-orda-irina-hakamada.html
  • credit.bystrickaya.ru/pervij-kanal-vremena-30042007-pozner-vladimir-1800-gosduma-rf-monitoring-smi-29-aprelya-2-maya-2007-g.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-13-makroekonomika-i-obshestvennoe-vosproizvodstvo-otkritaya-i-zakritaya-ekonomika.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-po-diplomnomu-proektirovaniyu-dlya-studentov-napravleniya-podgotovki-radiotehnika-specialnosti-radioelektronnie-sistemi-stranica-3.html
  • writing.bystrickaya.ru/koncpekt-po-marketingu-chast-15.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/skazka-o-truslivom-soldatike-i-snezhnoj-babe-stranica-2.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/udk31633456082-91137531887082bbk-s54621ya43-u042ya43-byulleten-novih-postuplenij-za-mart-2011g.html
  • notebook.bystrickaya.ru/identifikacionnie-priznaki-nekonvertiruemie-procentnie-serii-05-s-obyazatelnim-centralizovannim-hraneniem-vozmozhnost-dosrochnogo-pogasheniya-obligacij-vipuska-ne-predusmotrena.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/ukreplyajte-immunitet-test-d-pirsona-schitaj-do-10-mame-nado-bit-silnoj.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kognitivno-semanticheskaya-priroda-konversivov-v-kazahskom-i-nemeckom-yazikah-10-02-20-sravnitelno-istoricheskoe-tipologicheskoe-i-sopostavitelnoe-yazikoznanie.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/korpusnaya-lingvistika-v-obuchenii-anglijskomu-yaziku-delovogo-obsheniya-e-n-malyuga-doktor-filologicheskih-nauk-professor.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-f-engalichev-o-kaluzhskoj-nauchnoj-shkole.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/ulica-hachukaeva-nuradilova-1-predislovie.html
  • grade.bystrickaya.ru/oao-setevaya-kompaniya-tatarstan-priznano-odnim-iz-pobeditelej-respublikanskogo-konkursa-blagotvoritel-goda.html
  • books.bystrickaya.ru/doklad-ionovoj-nadezhdi-valentinovni.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kniga-rekordov-ginnesa-stranica-2.html
  • predmet.bystrickaya.ru/scenarij-koncerta-posvyashennogo-dnyu-zashitnika-otechestva-iz-opita-raboti-rdk-kolos.html
  • spur.bystrickaya.ru/literatura-po-discipline-informacionnie-tehnologii-v-socialnoj-sfere.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-p-ivanova-ostanovim-katastrofu-spasem-budushee-strani.html
  • abstract.bystrickaya.ru/10-polozhenieo-poryadke-organizacii-i-provedeniya-vnutrivuzovskogo-testirovaniya.html
  • reading.bystrickaya.ru/metod-modelirovaniya-kak-sredstvo-razvitiya-ekologicheskoj-kulturi-studentov-na-baze-zoologicheskogo-i-istoriko-kraevedcheskogo-muzeev.html
  • assessments.bystrickaya.ru/domashnee-zadanie-po-istorii-i-obshestvoznaniyu-5-klassi.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/sravnenie-razlichnih-tipov-nakopitelej-informacii.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rasporyazhenie-ot-19-yanvarya-2012-g-10-p-provideniya.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rinok-uslug-elektricheskoj-svyazi-mehanizm-gosudarstvennogo-regulirovaniya-na-primere-habarovskogo-kraya-stranica-5.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/pechat-nij-ili-na-pravah-rukopisi.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.