.RU

Программа для : руководящих работников школ, гимназий, лицеев по направлению «Организационно-правовые и психолого-педагогические основы кадровой политики»


ФГОУ ВПО «Российская академия государственной службы

при Президенте Российской Федерации»

Воронежский филиал


ЗАЯВКА

на включение программы повышения квалификации

педагогических и руководящих работников

муниципальных общеобразовательных учреждений

Воронежской области в региональный банк программ


ФГОУ ВПО «Российская академия государственной службы при
Президенте Российской Федерации» Воронежский филиал


программа для: руководящих работников школ, гимназий, лицеев


по направлению «Организационно-правовые и психолого-педагогические
основы кадровой политики»


ВОРОНЕЖ 2010

^ Наименование учреждения

ФГОУ ВПО «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации» Воронежский филиал

Наименование учредителя учреждения

Правительство Российской Федерации

№ и дата лицензии на право ведения образовательной деятельности по программам повышения квалификации

Лицензия А № 282288 от 14 мая 2008 г.

Регистрационный № 10205

№ и дата свидетельства о государственной аккредитации программ повышения квалификации

Свидетельство о государственной аккредитации от 26 апреля 2010 г.

Серия ВВ № 000375

Регистрационный № 0372

^ Наименование программы с указанием категории слушателей

«Организационно-правовые и психолого-педагогические основы кадровой политики»

Категория слушателей – руководящие работники школ, гимназий, лицеев

^ Объем – 72 часа

Стоимость курса обучения в расчете на одного слушателя

Очная форма обучения – 7 тысяч 560 рублей

ФИО директора учреждения

Подвальный Евгений Семенович

^ ФИО, должность разработчика программы повышения квалификации

к.п.н., доцент Воротникова Елена Владимировна

Бабайцева Татьяна Вячеславовна

^ Юридический адрес учреждения

394015, г. Воронеж, пл. Ленина, д.1.

Контактные адреса и телефоны учреждения (в т.ч. электронные)

47-73-00 – директор;

42-77-21 – декан факультета ГМУ;

47-73-72 – начальник учебно-методического отдела.

Тел./факс (4732) 42-77-65

Адрес электронной почты: obotdel@rags.vrn.ru

^ Перечень приложений к заявке:

К разделу 1

1. Копия лицензии на право ведения образовательной деятельности с приложением.

2. Копия свидетельства о государственной аккредитации с приложением.


^ Подпись директора учреждения


Директор __________________________________ Е.С. Подвальный


Печать


Содержание заявки


Разделы

Наименование

Стр.

1.

Общая характеристика учреждения

5

2.

Соответствие разработанной образовательным учреждением программы повышения квалификации, требованиям к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ

12

2.1.

Результаты освоения программы повышения квалификации

13

2.2.

Содержание программы повышения квалификации

14

2.2.1.

Учебный план

14

2.2.2.

Учебно-тематический план

15

2.2.3.

Учебная программа

17

2.3.

Условия реализации программы

37

2.4.

Использование новых форм и методов организации образовательного процесса в образовательном учреждении в соответствии с базовыми требованиями к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ

37

3.

Приложения к заявке

40


^ Раздел 1. Общая характеристика учреждения


Воронежский филиал Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации (далее – Филиал) создан приказом президента-ректора Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации 9 июня 1995 г. № 277.

Полное наименование Филиала – Воронежский филиал федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации». Сокращенное наименование Филиала   Воронежский филиал РАГС. Местонахождение филиала – Россия, 394005,
г. Воронеж, Московский пр., д.143.

Филиал является обособленным структурным подразделением федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации» (далее – РАГС), расположенным вне ее местонахождения и осуществляет постоянно функции РАГС в пределах, установленных Типовым положением о филиалах федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования (высших учебных заведений), Уставом РАГС и Положением о Воронежском филиале РАГС.

По доверенности, выданной директору Филиала ректором РАГС, Филиал осуществляет отдельные полномочия юридического лица, в том числе имеет отдельный баланс, лицевые счета по учету средств федерального бюджета и средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, открытые в установленном порядке в территориальных органах Федерального казначейства, заключает от имени РАГС договора с органами государственной власти, с физическими и юридическими лицами.

Распорядителем бюджетных средств для Филиала является РАГС. Распорядитель осуществляет в отношении Филиала:

а) доведение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств;

б) утверждение сметы доходов и расходов;

в) оформление разрешения на открытие лицевого счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

г) другие бюджетные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации.

За Филиалом собственником имущества закрепляются здания, сооружения, оборудование и иное движимое и недвижимое имущество, находящееся на балансе РАГС, которое относится к федеральной собственности и (или) собственности субъекта Российской Федерации (муниципальной собственности).

Филиал вправе выступать в качестве арендатора имущества в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

На балансе Филиала в целях обеспечения деятельности находится недвижимое имущество, расположенное по адресу: Россия, 394005,
г. Воронеж, Московский пр., 143, общей площадью 3738,69 кв.м., переданное распоряжением Территориального управления Министерства имущественных отношений РФ по Воронежской области от 11.11.2002 г. № 232-р в оперативное управление РАГС.

На праве аренды Филиал использует нежилое помещение /строение/, расположенное по адресу: Россия, 394087, г. Воронеж, ул. Ломоносова, 98-а, общей площадью 1871,3 кв.м., переданное РАГС по договору аренды нежилого помещения Главным управлением государственного имущества администрации Воронежской области от 04.06.2002 г. № 2002/0734.

Здание Филиала находится на земельном участке, закрепленном в постоянное (бессрочное) пользование на основании свидетельства о регистрации права от 15.11.2004 г. № 36 АБ 043306 за РАГС.

Филиал использует имущество в пределах, установленных законодательством Российской Федерации.

Филиал осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, распоряжениями Администрации Президента Российской Федерации, Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, Типовым положением о филиалах государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования (высших учебных заведений), нормативными правовыми актами Министерства образования и науки Российской Федерации, Уставом РАГС, приказами и распоряжениями ректора РАГС и Положением о Воронежском филиале РАГС. Сведения о наличии основных документов представлены в Таблице № 1.

Таблица № 1

^ СВЕДЕНИЯ О НАЛИЧИИ ОСНОВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ




п/п

Наименование

Реквизиты

Срок

действия

1

2

3

4

1

Свидетельство о регистрации РАГС в качестве налогоплательщика в Инспекции Федеральной налоговой службы

Серия 77

№ 0373995 от 22.11.2000

бессрочно

2

Уведомление о постановке на учет Российской организации Воронежского филиала РАГС в налоговом органе на территории Российской Федерации

Письмо Инспекции ФНС России по Ленинскому району города Воронежа от 23.04.2008 № 548548




3

Положение о Воронежском филиале ФГОУ ВПО «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Утверждено приказом ФГОУ ВПО «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации» от 31.03.2008 № 399

бессрочно

4

Лицензия

Серия А № 282288,

регистрационный № 10205 от 14.05.2008

до

14.05.2013

5

Свидетельство о государственной аккредитации

Серия ВВ № 000375

регистрационный № 0372

от 26.04. 2010

до

26.04.2015

6

Заключение Санэпидемслужбы

от 09.11.2009

№36.ВЦ.40.000.М.003285.11.09

до

09.11.2014


Основными направлениями деятельности Филиала являются:

а) подготовка и переподготовка граждан для прохождения государственной службы;

б) профессиональная переподготовка и повышение квалификации федеральных государственных служащих, государственных служащих субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих муниципальные должности, лиц, включенных в кадровый резерв для замещения вакантных должностей государственной гражданской службы, работников, высвобождаемых при сокращении штата или ликвидации государственных органов, а также оказание иных образовательных услуг в соответствии с лицензией на право ведения образовательной деятельности;

в) подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации;

г) организация и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований;

д) оказание консультационных и информационно-аналитических услуг, а также услуг научно-методического характера федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и организациям;

ж) осуществление международного сотрудничества по направлениям, соответствующим профилю деятельности Филиала.

Филиал реализует образовательные программы высшего профессионального образования по 3 специальностям, дополнительного к высшему профессионального образования по 3 направлениям профессиональной переподготовки и по 20 программам повышения квалификации в соответствии с лицензией на право ведения образовательной деятельности.

Установленные лицензией контрольные нормативы выполняются. Основные показатели, выявленные в результате самообследования, характеризующие условия реализации образовательного процесса следующие.

В 2009/2010 учебном году к ведению образовательного процесса привлечено 117 человек. Ученые степени и звания имеют 90 преподавателей (76,9 %), из которых 26 докторов наук, профессоров (22,2 %) и 64 кандидатов наук, доцентов (54,7 %).

Филиал располагает квалифицированными профессорско-преподавательскими кадрами, обеспечивающими подготовку по всем циклам дисциплин представленных к лицензионной экспертизе профессиональных образовательных программ, в соответствии с установленными требованиями.

Филиал обеспечивает каждого обучающегося основной учебной и учебно-методической литературой, методическими пособиями, необходимыми для осуществления образовательного процесса по всем дисциплинам представленных на лицензирование профессиональных образовательных программ, в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов. Собственная библиотека Филиала удовлетворяет требованиям примерного положения о формировании фондов библиотеки высшего учебного заведения, утвержденного приказом Минобразования России от 27 апреля 2000 № 1246.

Количество посадочных мест в библиотеке – 24. Объем книжного библиотечного фонда в 2010 году составил 28 867 экземпляров.

С 2002 по 2010 годы в Филиале повысили квалификацию 2760 слушателей по следующим программам:

«Налоговая политика государства»; «Государственная служба и управление персоналом»; «Реформирование муниципальных финансов в Воронежской области»; «Социально-экономическое развитие региона: содержание, технологии и критерии эффективности»; «Государственная служба РФ: социальные основы», «Организационно-правовое и кадровое обеспечение»; «Правовые основы государственного и муниципального управления»; «Управление персоналом государственной службы (кадровый менеджмент)»; «Государственное управление земельными ресурсами: государственная кадастровая оценка земель с/х назначения, поселений, ООТ, лесного, водного фондов и ее актуальность»; «Правовое регулирование актов гражданского состояния»; «Организационно-правовые основы государственного и муниципального управления»; «Нормативно-правовое обеспечение Госнадзора за техническим состоянием самоходных машин»; «Основы управленческих коммуникаций»; «Формы участия населения в осуществлении самоуправления»; «Актуализация результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов»; «Организационно-правовые основы деятельности органов местного самоуправления»; «Финансовая система и бюджетная политика»; «Управление развитием региона: содержание, технологии и критерии эффективности»; «Использование современных информационных технологий при организации управления»; «Государственная служба. Финансовая система и бюджетная политика»; «Основы государственной службы (организационно-правовое и кадровое обеспечение)»; «Государственное управление земельными ресурсами: актуализация результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов»; «Социально-экономическое развитие региона»; «Реализация административной реформы: региональный аспект»; «Реализация мероприятий по мониторингу обрабатываемой пашни»; «Информационные технологии»; «Документационное обеспечение государственного управления», «Управление общеобразовательным учреждением».

С 2003 по 2008 год прошли профессиональную переподготовку – 284 слушателя по следующим программам:

«Государственное и муниципальное управление (экономико-организационное и правовое обеспечение)»; «Управление персоналом государственной службы (кадровый менеджмент)»; «Правовое обеспечение государственного и муниципального управления»; «Государственное управление и национальная безопасность»; «Правовые основы государственного и муниципального управления»; «Финансовая система и бюджетная политика».

^ Раздел 2. Соответствие разработанной образовательным учреждением программы, базовым требованиям к содержанию

дополнительных профессиональных программ


Программа «Организационно-правовые и психолого-педагогические основы кадровой политики» предназначена для повышения квалификации руководителей общеобразовательных учреждений и их заместителей.

Нормативная трудоемкость программы повышения квалификации - 72 часа.

Программа разработана в соответствии с действующими государственными требованиями к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 г. № 362.

Форма обучения – очная.

Очная форма обучения предполагает обучение в течение двух недель с отрывом от работы.

Целью данной программы является обновление знаний и совершенствование навыков руководителей общеобразовательных учреждений, имеющих профессиональное образование в связи с повышением требований к уровню их квалификации и необходимостью освоения ими новых способов решения профессиональных задач.

В настоящей программе особое внимание уделено вопросам:

- современной образовательной политики;

- трудовых правоотношений в общеобразовательном учреждении;

- кадровой политики общеобразовательных учреждений;

- социально-психологических основ руководства коллективом.

В качестве итоговой аттестации предлагается экзамен в форме тестирования.

^ 2.1 Результаты освоения программы повышения квалификации


Предлагаемая программа краткосрочных курсов повышения квалификации «Организационно-правовые и психолого-педагогические основы кадровой политики» позволяет руководителям образовательных учреждений актуализировать способность действовать адекватно в ситуациях с высокой степенью неопределенности, принимать нестандартные управленческие решения, преодолевать стереотипы, переосмысливать свой личный опыт взаимодействия с подчиненными.

Предлагаемые в программе темы для обучения позволят качественно повысить квалификацию руководящих работников и их заместителей общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, школ-интернатов, вечерних школ и специализированных общеобразовательных учреждений.

Слушателям, успешно освоившим программу, выдается удостоверение государственного образца ФГОУ ВПО «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации».

2.2. Содержание программы повышения квалификации

«Организационно-правовые и психолого-педагогические
основы кадровой политики»


^ 2.2.1.УЧЕБНЫЙ ПЛАН


Индекс

Наименование дисциплин

Общее количество

В т.ч.

Формы итогового контроля

Лекции

Практ. занятия

1

2

3

4

5

6

1.

Актуальные вопросы современной образовательной политики

20

6

14




2.

Трудовые правоотношения в образовательном учреждении

16

8

8




3.

Кадровая политика образовательного учреждения

16

4

12




4.

Социально-психологические
основы руководства коллективом

20

4

16




ИТОГО:

72

22

50




Итоговая государственная аттестация в форме тестирования










Экзамен

^ 2.2.2.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Индекс

Наименование дисциплин

Общее количество

В т.ч.

Формы итогового контроля

Лекции

Практ. занятия

1

2

3

4

5

6

1.

Актуальные вопросы современной образовательной политики

20

6

14




1.1

Современная модель государственно-общественного управления общеобразовательным учреждением

4

2

2




1.2

О правовом регулировании создания и деятельности автономных образовательных учреждений

2

-

2




1.3

Государственная аккредитация общеобразовательного учреждения

4

-

4




1.4

Локальные акты образовательного учреждения

2

2

-




1.5

Политика управления документами и ответственность

2

-

2




1.6

Аренда и арендные отношения

6

2

4




2.

Трудовые правоотношения в образовательном учреждении

16

8

8




2.1

Предмет, источники и субъекты трудового права. Понятие трудового правоотношения

2

2

-




2.2

Трудовой коллектив. Права и роль профсоюзов. Понятие коллективного договора, его роль

2

2

-




2.3

Понятие трудового договора. Виды трудовых договоров. Контракт

2

-

2




2.4

Система заработной платы

2

2

-




2.5

Правила внутреннего трудового распорядка. Трудовая дисциплина

2

-

2




2.6

Материальная ответственность сторон трудового правоотношения

2

2

-




2.7

Охрана труда

2

-

2




2.8

Трудовые споры и порядок их разрешения

2

-

2




3.

Кадровая политика образовательного учреждения

16

4

12




3.1

Персонал образовательного учреждения как объект управления

4

2

2




3.2

Принципы и правила кадровой политики

2

2

-




3.3

Методы управления кадрами

2

-

2




3.4

Проблемы нововведений в организационных структурах

2

-

2




3.5

Функциональное разделение труда в образовательных учреждениях

2

-

2




3.6

Управление работой с молодыми кадрами

2

-

2




3.7

Аттестация и оценка работы персонала

2

-

2




4.

Социально-психологические основы руководства коллективом

20

4

16




4.1

Создание команды

6

-

6




4.2

Психологические типы людей и их проявления в работе, общении, управлении

2

2

-




4.3

Организационно-управленческий конфликт: возможности использования и методы урегулирования

4

-

4




4.4

Мотивация и стимулирование труда: психологические аспекты. Делегирование в системе управленческих действий

4

2

2




4.5

Психологические аспекты контроля как управленческого действия

2

-

2




4.6

Психология принятия управленческих решений

2

-

2




ИТОГО:

72

22

50




^ Итоговая государственная аттестация в форме тестирования










Экзамен

^ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Кадровая политика в настоящее время выступает одним из основных инструментов модернизации отечественного образования, так как определяет генеральное направление работы с кадрами, общие и специфические требования к ним, формы и методы этой работы.

Кадровая политика в системе образования призвана создать условия для формирования кадрового корпуса, способного обеспечить современное содержание образовательного процесса и работать в перспективных технологиях.

Создание условий связано с необходимостью решения таких задач, как:

1) обеспечение условий реализации предусмотренных трудовым законодательством прав и обязанностей сотрудников;

2) рациональное использование кадрового потенциала работников образовательного учреждения;

3) формирование и поддержание эффективной работы трудовых коллективов.

В связи с этим профессиональная деятельность руководителя в системе общего образования все больше становится творческой, особую ценность в ней приобретает его способность действовать адекватно в ситуациях с высокой степенью неопределенности, принимать нестандартные управленческие решения, преодолевать стереотипы, переосмысливать свой личный опыт взаимодействия с подчиненными.

Основные задачи, которые предполагается решить в рамках программы «Организационно-правовые и психолого-педагогические основы кадровой политики» следующие:

- раскрыть содержанием современной образовательной политики;

- рассмотреть трудовые правоотношения, возникающие в общеобразовательном учреждении;

- определить принципы и основные направления кадровой политики общеобразовательного учреждения;

- изучить социально-психологические основы руководства коллективом.

Обучение по данной программе позволит качественно повысить квалификацию руководящих работников и их заместителей общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, школ-интернатов, вечерних школ и специализированных общеобразовательных учреждений.

Слушателям, успешно освоившим программу, выдается удостоверение государственного образца ФГОУ ВПО «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации».

^ 1. Актуальные вопросы современной образовательной политики


Тема 1.1. Современная модель государственно-общественного управления общеобразовательным учреждением

Правовые основы управления общеобразовательным учреждением.

Ст. 35 «Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями» Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (в редакции от 17.12. 2009 г.).

Ст. 36 « Управление негосударственным образовательным учреждением» Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (в редакции от 17.12. 2009 г.).

Принятие правил внутреннего распорядка ст. 32 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (в редакции от 17.12. 2009 гг.).

Ст. 130 ТК РФ

Реализация принципа единоначалия и самоуправления.

Статус директора образовательного учреждения, его полномочия. Компетенции общего собрания образовательного учреждения. Педагогический совет образовательного учреждения: полномочия, документация, методические приемы подготовки и проведения педагогического совета. Родительский комитет общеобразовательного учреждения: функции, права, ответственность, организация работы, делопроизводство. Попечительский совет. Управляющий совет образовательного учреждения.

^ Тема 1.2. О правовом регулировании создания и деятельности
автономных образовательных учреждений

Правовой статус автономных образовательных учреждений. Государственные и муниципальные учреждения, тип которых не подлежит изменению. Участие государственного и муниципального учреждения в создании автономного учреждения. Управление автономным учреждением.

^ Тема 1.3. Государственная аккредитация общеобразовательного учреждения

Порядок государственной аккредитации общеобразовательного учреждения (Положение о государственной аккредитации общеобразовательных учреждений и научных организаций, утв. Постановлением РФ от 14.07.2008 г. № 522). Компетенции аккредитационного органа субъекта РФ. Перечень показателей деятельности образовательного учреждения.

Тема 1.4. Локальные акты образовательного учреждения

Формирование организационной нормативной основы функционирования образовательных учреждений. Определение необходимого перечня локальных актов образовательного учреждения в соответствии с утвержденным уставом. Разработка локальных актов образовательного учреждения как юридического документа в соответствии с установленной формой. Технология составления положений. Положение как организационно-юридический документ, регламентирующий деятельность управлений, учреждений и их структурных подразделений. Разделы положений и их содержание.

^ Тема 1.5. Политика управления документами и ответственность

Ответственность и полномочия в области управления документами. Комплексная программа управления документами. Ответственность и полномочия в области управления документами. Принципы разработки программ управления документами. Долгосрочное планирование деловой деятельности. Характеристики документа.

^ Тема 1.6. Аренда и арендные отношения

Сущность арендных отношений и виды аренды имущества. Объект аренды. Понятие договора аренды и его виды. Договор аренды (имущественный найм): форма, стороны, сроки.

Контрольные задания:

1. Охарактеризуйте современную модель государственно-общественного управления общеобразовательным учреждением.

2. Обозначьте функции и компетенции Совета образовательного учреждения.

3. Обозначьте функции и компетенции Педагогического совета образовательного учреждения.

4. Обозначьте функции и компетенции Родительского комитета образовательного учреждения.

5. Обозначьте функции и компетенции Попечительского совета образовательного учреждения.

6. Обозначьте функции и компетенции Управляющего совета образовательного учреждения.

7. Обозначьте функции и компетенции Общего собрания трудового коллектива образовательного учреждения.

8. Дайте определение понятия «автономное образовательное учреждение».

9. Перечислите критерии показателей деятельности образовательного учреждения, используемых при проведении процедуры государственной аккредитации образовательного учреждения.

10. Формирование организационной нормативной основы функционирования образовательных учреждений.

11. В чем заключается ответственность и полномочия в области управления документами?

12. Сущность арендных отношений и виды аренды имущества.

13. Понятие договора аренды и его виды.

Литература:

  1. Аверьянов Л.Я. Контент-анализ: Монография. – М.: РГИУ, 2007.

  2. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации. (Стандарты второго поколения). – М.: Просвещение, 2008.

  3. Дик Н. Ф. Новые стандарты второго поколения в 5– 7 классах. Классные часы, практикумы, тесты, методики. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008.

  4. Курганский С. М. Годовое планирование работы общеобразовательной школы. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008.

  5. Паламарчук А. С. Аренда и арендные отношения. Основные средства. Амортизация, 2004.

  6. Советова Е. В. Справочник заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008.

  7. Справочник директора школы. Выпуск 1: организационная деятельность / сост. Е. К. Беликова и др. – Волгоград: Учитель, 2007.

  8. Справочник директора школы. Выпуск 2: анализ и планирование, итоговый педсовет / сост. Вагина Л. А., Цыганков С. Н. – Волгоград: Учитель, 2007.

  9. Справочник заместителя директора по учебной работе. / Сост. Л. В. Голубева, О. А. Киселева – Волгоград: Учитель, 2006.

  10. Фриш Г. Л. Номенклатурная документация общеобра-зовательного учреждения. Канцелярия, учебно-воспитательная работа – М.: УЦ «Перспектива», 2007.

  11. Фриш Г. Л. Руководителю общеобразовательного учреждения о ревизии КРУ – М.: УЦ «Перспектива», 2006.

  12. Шахова Л. М. Курс молодого бойца, или Азбука директора школы. Практическое пособие. – М.: Просвещение, 2007.

  13. Ярулов А. А. Интегративное управление средой образования в школе: Монография. – М.: Народное образование, 2008.


^ 2. Трудовые правоотношения в образовательном учреждении


Тема 2.1. Предмет, источники и субъекты трудового права. Понятие трудового правоотношения.

Понятие, предмет, методы и система трудового права. Принципы трудового права. Сфера действия трудового права. Соотношение трудового права и смежных отраслей права.

^ Тема 2.2. Трудовой коллектив. Права и роль профсоюзов. Понятие коллективного договора, его роль.

Структура трудового коллектива. Право работников на объединения в профессиональные союзы: цель создания, их функции. Защита социально-трудовых прав, профессиональных интересов работников образования. Коллективные договоры и соглашения: понятие, виды, содержание, порядок заключения. Коллективные переговоры.

^ Тема 2.3. Понятие трудового договора. Виды трудовых договоров. Контракт.

Понятие, стороны и содержание трудового договора. Виды трудового договора. Случаи заключения срочного трудового договора. Общий порядок заключения трудового договора. Недействительность условий договора о труде. Испытания при приеме на работу. Изменение трудового договора. Понятие и виды переводов на другую работу. Временный перевод на другую работу. Расторжение трудового договора по инициативе работника. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя. Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. Порядок расторжения трудового договора.

^ Тема 2.4. Система заработной платы.

Понятие заработной платы и методы ее правового регулирования. Установление заработной платы. Тарифная система и ее элементы. Системы и формы заработной платы. Нормирование труда. Нормы труда и сдельные расценки. Оплата при отклонениях от нормальных условий труда. Гарантии и компенсации. Гарантийные выплаты и доплаты. Компенсационные выплаты и другая правовая охрана заработной платы. Недостатки существующих систем оплаты труда.

^ Тема 2.5. Правила внутреннего трудового распорядка. Трудовая дисциплина.

Законодательная регламентация.

Содержание Правил внутреннего трудового распорядка определяется ст. 189 ТК РФ и некоторыми иными статьями кодекса.

В Правилах внутреннего трудового распорядка должны определяться:

- порядок приема и увольнения работников ст.189, 56-84, ТК РФ;

- основные права, обязанности и ответственность работников и работодателя ст. 189, 21, 22 ТК РФ;

- режим работы ст. 189, 100, раздел 4 ТК РФ;

- порядок ведения суммированного учета рабочего времени ст. 104 ТК РФ;

- время отдыха перерывы для отдыха и питания, отпуска и др. ст. 189, 108, 109, 110, 111, 119, гл.5 ТК РФ;

- перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем ст. 101 ТК РФ;

- применяемые к работникам меры поощрения и взыскания 191, 192 ТК РФ;

- дни выдачи заработной платы не реже чем каждые полмесяца ст. 136 ТК РФ.

^ Тема 2.6. Материальная ответственность сторон трудового правоотношения.

Понятие материальной ответственности по трудовому праву, ее значение. Материальная ответственность работника за ущерб, причиненный производству, ее основание и условия. Виды и пределы материальной ответственности работника. Материальная ответственность работодателя за вред, причиненный работнику, и ее виды. Материальная ответственность работодателя за вред, причиненный работнику трудовым увечьем или иным повреждением здоровья. Материальная ответственность работодателя за вред в связи с нарушением им права на труд работника. Субъекты трудового права и их характеристика.

^ Тема 2.7. Охрана труда.

Понятие охраны труда. Расследование и учет несчастных случаев на производстве. Особенности регулирования труда женщин. Особенности регулирования труда несовершеннолетних. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и правил охраны труда. Ответственность за нарушение трудового законодательства и правил охраны труда.

^ Тема 2.8. Трудовые споры и порядок их разрешения.

Понятие и вилы трудовых споров, причины их возникновения. Разрешение исковых, неисковых индивидуальных трудовых споров. Досудебный порядок. Разрешение индивидуальных трудовых споров в судах. Вынесение судом решений по индивидуальным трудовым спорам. Исполнительное производство по индивидуальным трудовым спорам. Коллективные трудовые споры: понятие, стороны, правила разрешения. Право работников на проведение забастовки.


Контрольные задания:

  1. Понятие трудового права (предмет, метод правового регулирования, система).

  2. Принципы трудового права.

  3. Источники трудового права.

  4. Система правовых отношений в трудовом праве.

  5. Трудовые правоотношения: (понятие, стороны).

  6. Содержание трудового правоотношения. Основные права и обязанности работника и работодателя.

  7. Основания возникновения трудовых правоотношений.

  8. Права профессиональных союзов в сфере труда.

  9. Порядок заключения коллективных договоров и соглашений.

  10. Понятие трудового договора. Отличие трудового договора от гражданско-правовых соглашений о выполнении личным трудом отдельных заданий.

  11. Содержание трудового договора.

  12. Общий порядок заключения трудовых договоров и оформление приема на работу.

  13. Испытание при приеме на работу и его юридическое значение.

  14. Изменение условий трудового договора.

  15. Отстранение от работы.

  16. Прекращение трудового договора по соглашению сторон и в случае истечения срока трудового договора.

  17. Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.

  18. Расторжение трудового договора по инициативе работника.

  19. Расторжение трудового договора в случае нарушения работником трудовых обязанностей.

  20. Увольнение работников по сокращению штатов и в случае ликвидации организации.

  21. Основания прекращения трудового договора по инициативе работодателя при отсутствии вины работника.

  22. Прекращение трудового договора вследствие нарушения обязательных правил заключения трудового договора.

  23. Гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением трудового договора.

  24. Порядок оформления увольнения и производства расчета с увольняемым.

  25. Защита персональных данных работника.

  26. Понятие и виды рабочего времени по трудовому праву.

  27. Режим рабочего времени: понятие, порядок установления. Особые режимы рабочего времени.

  28. Учет рабочего времени и его виды.

  29. Сверхурочные работы (понятие, порядок привлечения, учет сверхурочных работ и их компенсация).

  30. Понятие и виды времени отдыха.

  31. Выходные и праздничные нерабочие дни: использование, порядок привлечения к работе, компенсация за работу.

  32. Ежегодные оплачиваемые отпуска и их виды, право на отпуск. Исчисление стажа работы, дающего право на отпуск.

  33. Порядок предоставления и использования ежегодного оплачиваемого отпуска.

  34. Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска, их виды и порядок предоставления.

  35. Отпуск без сохранения заработной платы.

  36. Понятие заработной платы по трудовому праву. Методы правового регулирования заработной платы.

  37. Тарифная система оплаты труда.

  38. Порядок выплаты заработной платы. Сроки, место выплаты заработной платы.

  39. Ответственность работодателя за нарушение сроков выплаты заработной платы.

  40. Удержания из заработной платы.

  41. Понятие и виды гарантий и компенсаций.

  42. Правовое регулирование внутреннего трудового распорядка.

  43. Дисциплинарная ответственность. Виды дисциплинарной ответственности.

  44. Понятие и виды трудовых споров. Причины трудовых споров.

  45. Рассмотрение трудовых споров в судебном порядке.

  46. Рассмотрение коллективных трудовых споров.

  47. Органы по рассмотрению коллективных трудовых споров. Порядок разрешения коллективных трудовых споров.


Литература:

1. Киселев И. Я., Лушников А. М. Трудовое право России и зарубежных стран. Международные нормы труда. Издательство: Эксмо, 2008.

2. Бердычевский В. С., Акопов Д. Р., Сулейманова Г. В. Трудовое право. Издательство: Феникс, 2009.

3. Ершова Е. А. Трудовое право России. Издательства: Инфра - М, Контракт, 2008.

4. Пресняков М. В., Чаннов С. Е. Трудовое право России Издательство: Юристъ, 2007.

5. Смоленский М. Б., Мажинская Н. Г. Трудовое право Российской Федерации Издательства: Дашков и Ко, Наука-Пресс, 2008.


^ 3. Кадровая политика образовательного учреждения


Тема 3.1. Персонал образовательного учреждения

как объекта управления

Персонал образовательного учреждения как структурированная совокупность людей, реализующие свои цели и задачи в процессе группового взаимодействия через призму групповых интересов. Закономерности поведения человека в сложной многофункциональной динамической системе.

^ Тема 3.2. Принципы и правила кадровой политики

Основные принципы кадровой политики образовательного учреждения. Понятие принципов кадровой политики образовательного учреждения. Принцип целенаправленности как умение ставить цели с учетом их оптимальных решений и перспектив.

Принцип кооперации и разделение управленческого труда, комплексность как принципы кадровой политики образовательного учреждения.

Применение функционального подхода как принципа кадровой политики в образовательном учреждении.

Профессиональный подбор и отбор кадров в образовательном учреждении. Цель и этапы профессионального подбора кадров. Профессионально важные качества: компетентность, профессионализм; коммуникабельность, умения работать с людьми; эмоционально-волевая устойчивость и другие, методы и приемы их определения.

Формирование модели профессиональных качеств специалиста. Профессиональный тренинг.

Расстановка кадров в образовательном учреждении. Собеседование как форма отбора и расстановки кадров в образовательном учреждении.

Учет характеристик кандидатов в процессе расстановки кадров. Возрастные характеристики. Особенности расстановки кадров в женском и мужском коллективах.

^ Тема 3.3. Методы управления кадрами

Методы формирования кадрового состава и кадрового резерва образовательного учреждения. Методы проектирования кадровой структуры: аналитический, «прототипический», технологический, организационно-культурный. Плановое перемещение, внутренний конкурс, создание рабочих групп. Процедуры адаптации персонала.

Понятие и виды кадрового резерва. Анализ документальных данных, интервью, наблюдение, оценка результатов труда и показателей выполнения заданий, заданная группировка работников как методы формирования кадрового резерва.

Методы планирования карьеры. Методы поддержания работоспособности персонала.

Процедуры нормирования труда: хронометра, оценка стоимости труда, определение плавающего тарифа.

Методы индивидуальной и групповой оценки, оценке по решающей ситуации, классификация. Методы, применяемые в целях аттестации.

Методы оптимизации кадрового состава и реорганизации структуры образовательного учреждения

Организационно-кадровый аудит: оценка кадрового состава, оценка кадрового потенциала. Процесс мобилизации кадрового потенциала кризисного предприятия.

Принудительный метод реорганизации и трудности в его использовании. Методы адаптивных изменений, управления кризисной ситуацией и управления сопротивлением как методы предупреждения реорганизации учреждения.

^ Тема 3.4. Проблемы нововведений в организационных структурах

Цели и условия нововведений в организации. Основные задачи нововведений в организации. Элементы риска при нововведениях в организации.

Психологические барьеры, препятствующие нововведениям в организациях.

Разное восприятие нововведений, психологическая установка, барьер некомпетентности, барьер увеличения нагрузки, барьер изменения места работы как основные психологические мотивы, препятствующие нововведениям в образовательном учреждении.

Современные барьеры и проблема ответственности за неблагоприятный исход нововведений.

^ Тема 3.5. Функциональное разделение труда в образовательных
учреждениях

Характеристика уровней вертикального и горизонтального разделения труда. Функциональное разделение труда как основа эффективного использования всех категорий персонала, как разграничение и обособление деятельности групп работников по функциям управления.

Тема 3.6. Управление работой с молодыми кадрами

Адаптация молодых специалистов. Общая схема работы с молодыми специалистами.

Тема 3.7. Аттестация и оценка работы персонала

Нормативно-методическое и правовое обеспечение проведение аттестации. Порядок проведения аттестации.


Контрольные задания:

  1. Персонал образовательного учреждения как объекта управления.

  2. Перечислите и кратко охарактеризуйте основные принципы кадровой политики.

  3. Основные задачи и этапы подбора и отбора кадров в образовательном учреждении.

  4. Перечислите и охарактеризуйте основные методы формирования кадрового состава и кадрового резерва образовательного учреждения.

  5. Методы поддержания работоспособности персонала и особенности их реализации в образовательном учреждении.

  6. Оптимизация кадрового состава в образовательном учреждении: основные формы и методы.

  7. Этапы и методы планирования карьеры.

  8. Методы предупреждения реорганизации учреждения и их реализация.

  9. Основные задачи и проблемы нововведений в образовательных учреждениях.

Литература:

  1. Бовин А. А. Управление инновациями в организациях: Учебное пособие / А. А.Бовин. – М: Омега-Л, 2006.

  2. Воропаев М. В. Антикризисное управление школой/ Воропаев М. В. –Ростов н /Д.:Феникс, 2007.

  3. Гончаров М. А. Основы менеджмента в образовании: учебное пособие/ М. А. Гончаров -3-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2010.

  4. Карташова Л. В. Управление человеческими ресурсами / Л. В. Карташова– М.: Инфра-М, 2007.

  5. Столяренко Л. Д. Психология делового общения и управления: Учебник для вузов/ Л. Д. Столяренко. – Ростов н/Д, 2008.

  6. Человеческий капитал: теория и практика управления в социальных и экономических системах: Монография / Под ред. С. Д.Резника. – Пенза: ПГУАС, 2008.

  7. Щекин Г. О. Организация и психология управления персоналом: учебно-методическое пособие/ Г. О. Щекин. – К: МАУП, 2007.


^ 4. Социально-психологические основы руководства коллективом


Тема 4.1. Создание команды.

Принципы построения команды. Условия успешной командной работы. Разработка "работающей" миссии команды. Постановка командных целей. Правила формулирования целей. Согласование целей с миссией команды. Увязывание личных целей каждого члена команды с общими. Стадии развития команды. Действия руководителя на различных стадиях. Поведение членов команды на каждой стадии. Способы ускорения выхода команды на стадию продуктивной работы.

Необходимое и достаточное количество членов команды. Распределение ролей в команде с учетом личностных особенностей участников. Перераспределение ролей в случае изменения целей и задач. Эффективное включение новых членов команды в работу.

Управление факторами, влияющими на мотивацию членов команды и сплочённость команды.

^ Тема 4.2. Психологические типы людей и их проявления в работе,

общении, управлении

Типология субъектов управления. Разнообразие личностных и поведенческих характеристик персонала: методы диагностики и работы с персоналом. Темперамент, акцентуации характера. Теория черт личности Г. Олпорта. Теория социотипов.


^ Тема 4.3. Организационно-управленческий конфликт:

возможности использования и методы урегулирования

Основные линии противоречия организационно-управленческих конфликтов. Причины возникновения конфликтов системе образования. Способы урегулирования конфликтов, используемые участниками педагогического процесса, и их отношение к конфликтам. Состояние и перспектива конфликтологии образования. Варианты предупреждения и урегулирования конфликтов.

^ Тема 4.4. Мотивация и стимулирование труда: психологические аспекты. Делегирование в системе управленческих действий

Понятия мотивации и стимулирования в психологии управления. Эффективных принципы и методы мотивирования сотрудников. Анализ теорий мотивации А. Смита, Д. Мак-Грегора, Ф.Херцберга, Ф.У.Тейлора, Э.Мейо, А. Морита и др. Концепция М. Вудкока и Д. Френсиса. Мотивация деятельности руководителя. Современные подходы к мотивированию и стимулированию в организациях. Психологический климат в коллективах. Реализация власти в организации. Сущность понятия «делегирование».

Тема 4.5. Психологические аспекты контроля как управленческого действия

Контроль как управленческое (социальное) действие. Классификации контроля.

Тема 4.6. Психология принятия управленческих решений

Характеристика понятия «принятие решений». Основные подходы, прямые и косвенные методы (философии, математики, психологии, информатики) его изучения. Подходы к принятию решений как психологическому процессу (интуитивный и рациональный), их достоинства и недостатки. Стадии, критерии эффективности индивидуального и партисипативного методов принятия решений. Механизм выработки и принятия управленческого решения. Условия и факторы качества управленческих решений. Типы поведения руководителей в ситуации принятия решений. Ошибки при принятии решения

Контрольные задания:

  1. Методы современной психологии управления. Основные психологические законы управления.

  2. Психология управления и практика управления. Эффективное управление: психологические критерии. Основные направления совершенствования управления средствами психологической науки.

  3. Основы управленческой деятельности.

  4. Управленческая деятельность как предмет психологического анализа.

  5. Мотивация и стимулирование труда: психологические аспекты. Делегирование в системе управленческих действий.

  6. Психологические аспекты контроля как управленческого действия.

  7. Психология принятия управленческих решений.

  8. Обман в управлении.

  9. Общение и управление. Психология управленческого общения.

  10. Общение и управленческая деятельность: психологическая характеристика.

  11. Организация и социальная группа как объекты управления.

  12. Организационные законы управления.

  13. Новые кадровые технологии.

  14. Психология конфликта и способы его разрешения.

  15. Психология личности руководителя. Индивидуальная управленческая концепция.

  16. Понятия конформизм, внушаемость, подчинение, социальное влияние.

  17. Ложь и манипуляция как метод социально-психологического воздействия.

  18. Социально-психологическая установка, ее место и роль в управлении людьми

  19. Место и роль управленческого решения в деятельности руководителя. Условия и факторы качества управленческих решений

  20. Механизм выработки и принятия управленческого решения. Ошибки при принятии решений.

  21. Понятия «лидерство» и «руководство». Современные теории лидерства.

  22. Власть и авторитет руководителя. Типы руководителей, стили управления.

  23. Понятия «мотивация», «мотив», «стимул». Мотивационный аспект в системе управления персоналом.

  24. Психология общения: структура, средства и функции общения.

  25. Перцептивная сторона общения: каузальная атрибуция, ошибки восприятия.

  26. Первопричины конфликтов. Типы конфликгогенов.

  27. Социально-трудовые конфликты.

  28. Основные стили поведения при конфликте.

  29. Конфликты в организации, связанные с функционированием социально-психологической системы отношений.

  30. Способы урегулирования конфликтов в педагогическом процессе.

  31. Динамика развития конфликтной ситуации.

  32. Ситуационный метод изучения конфликтов.

  33. Урегулирование и разрешение политических конфликтов.

  34. Типология политических конфликтов.

  35. Пути и условия предупреждения конфликтов.

  36. Способы завершения конфликта.

  37. Типология конфликтных личностей.

  38. Приёмы управления эмоциями в конфликте.


Литература:

  1. Анцупов А. Я. Конфликтология: учебник / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. - М.: ЮНИТИ, 2004.

  2. Вересов Н.Н. Психология управления: учеб. пособие / Н. Н. Вересов. - 3-е изд. испр. и доп. - М.: МОДЭК, 2006.

  3. Вишнякова Н. Ф. Конфликтология: учебное пособие / Н.Ф. Вишнякова. - 2-е изд. - Минск: Университетское, 2006.

  4. Ворожейкин И. Е. Конфликтология: учебник / И. Е. Ворожейкин, А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров. - М.: ИНФА-М, 2003.

  5. Гулиев М. А. Социология и психология управления: учебное пособие / М. А. Гулиев, С. И. Самыгин, С. Н. Епифанцев. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

  6. Корнелиус Х., Фэйер Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты. М., Стрингер, 2002.

  7. Кременюк В. А. Предисловие // Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения: Пер. с анг. - М.: Наука, 2004.

  8. Основы конфликтологии / под ред. В. Н. Кудрявцева. - М.: Юрист. 2002.

^ 2.3. Условия реализации программы профессиональной переподготовки


Для реализации образовательных программ в Филиале имеются 3 компьютерных класса по 15 мест каждый. Компьютеры объединены в локальную сеть и имеют выход в Internet. Имеется возможность использования компьютерной техники, как в ходе аудиторных занятий, так и в самостоятельной работе. Все аудитории по адресу: Московский пр., 143, где планируются занятия со слушателями оборудованы мультимедиа проекторами.

Профессорско-преподавательский состав Филиала: ведущие в своей области специалисты — доктора и кандидаты наук, а также руководящие работники Правительства Воронежской области и федеральных органов контроля и управления.


^ 2.4. Использование новых форм и методов организации

образовательного процесса в образовательном учреждении

в соответствии с базовыми требованиями к содержанию

дополнительных профессиональных образовательных программ


В Филиале используются как словесные методы обучения, среди них важное место занимает вузовская лекция, так и разнообразные активные методы обучения.

Современная методика насчитывает свыше 250 различных методов. Эти методы приводят к изменению роли преподавателя, новым инструментам оценки достижений обучающихся.

Наиболее эффективным методом обучения при преподавании дисциплин по программам профессиональной переподготовки и курсов повышения квалификации является метод решения проблем, в соответствии с концепцией проблемного обучения.


Умение решать проблемы является важнейшей ключевой компетенцией, необходимой человеку в любой сфере его деятельности и повседневной жизни.

Успех любой деятельности, в том числе и учебной, во многом зависит от правильной постановки цели и задач, определяющих мотивацию, направленность, способ и характер действий человека. В соответствии с поставленной целью подготовки определяются задачи для каждого учебного занятия. При этом определяется весь комплекс задач с учетом преемственности в формировании знаний и умений. Продумывая содержание конкретных учебных заданий, определяющих характер и способы деятельности слушателя на занятии, преподаватель опирается на требования учебной программы, содержание учебного материала и соответствующую образовательную технологию.

К новым формам и методам организации образовательного процесса мы относим следующие:

создание проблемных ситуаций, связанных с решением профессиональных задач, в процессе овладения и закрепления знаний;

применение активных методов обучения для формирования умений;

ориентация процесса обучения на синтез слушателями субъективно нового знания;

учебно-исследовательская работа слушателей с целью повышения эффективности обучения;

использование системы усложняющихся задач для анализа информации;

использование компьютерных иллюстраций и демонстраций при изучении нового материала;

установления межпредметных связей при изучении дисциплин программ;

наличие тщательно продуманной системы закрепления знаний;


осуществление непрерывного контроля за уровнем сформированности умений слушателей, учет и оценка результатов;

построение преподавателем учебно-воспитательного процесса, ориентированного на ценности познания, культуры, обмен этими ценностями.


ПРИЛОЖЕНИЯ

postup-vekov-vfigurnie-skobki-zdes-pomesheni-nomera-stranic-okonchaniya-originalnogo-izdaniya.html
postupatelnoe-dvizhenie-vrashatelnoe-dvizhenie-metodicheskie-ukazaniya-izdatelstvo-tpu-tomsk-2010.html
postupivshie-v-biblioteku-pvgus-v-2010-g-stranica-6.html
postupki-vibirat-postupok-v-odnoznachno-ocenivaemih-situaciyah-na-osnove-pravil-i-idej-cennostej-vazhnih-dlya.html
postuplenie-novoj-uchebnoj-literaturi-po-discipline-filosofiya-v-biblioteku-filiala-gouvpo-meitu-v-gorode-volzhskom-07-2004.html
postuplenie-v-vojska-bombardirovshik-tu-160-tu160-blackjack-spravochnaya-informaciya.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-5-pokoriteli-mira-rimlyane-buddisti-iudei-i-hristiane-iiv-veka-istoriya-iskusstva-ernst-gombrih.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/raskol-mira-i-bloki-zakonomernost-ili-nedalnovidnost-rossiya-i-germaniya-v-godi-vojni-i-mira-1941-1995-gg.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/dzhon-ronald-ruel-tolkin-stranica-7.html
  • klass.bystrickaya.ru/akcentuaciya-haraktera-v-podrostkovom-vozraste-chast-2.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/fiziologiya-refleksov.html
  • textbook.bystrickaya.ru/illyustrirovannij-slovar-soderzhit-bolee-tisyachi-statej-opisivayushih-simvoli-ispolzuemie-v-mirovih-religiyah-mifologii-zhivopisi-literature-a-takzhe-v-povsedne-stranica-14.html
  • college.bystrickaya.ru/-1-industriya-transporta-istoriya-razvitiya-transporta-glava-osnovnie-ponyatiya-i-opredeleniya-turizma-kak-sferi.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/vnutrennie-riski-v-upravlenii-organizaciej-puti-i-metodi-lokalizacii.html
  • learn.bystrickaya.ru/g2-drugie-yahti-pravila-parusnih-gonok-2009-2012-ppg-09-isaf-racing-rules-of-sailing.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/bakalavraskaya-programma-kafedra-politicheskih-nauk-napravlenie-programma-uchebnogo-kursa-dlya-studentov-gumanitarnih-specialnostej.html
  • spur.bystrickaya.ru/konspekt-stati-n-a-dobrolyubova-luch-sveta-v-temnom-carstve.html
  • testyi.bystrickaya.ru/aza-tl-men-debiet-mamandii-shn-debiet-teoriyasi-pn-bojinsha-studentterge-arnalan-ou-dstemelk-keshen.html
  • turn.bystrickaya.ru/osnovnie-napravleniya-razvitiya-kolledzha-na-2008-2010-godi-programma-razvitiya-gumanitarnogo-kolledzha-na-2008-2010-godi.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-po-uchebnomu-predmetu-informatika-i-ikt.html
  • notebook.bystrickaya.ru/ii-etap-ekzamena-programma-kandidatskogo-ekzamena-po-specialnosti-10-01-01-russkaya-literatura.html
  • reading.bystrickaya.ru/kurs-lekcij-po-discipline-buhgalterskij-finansovij-uchet-dlya-studentov-specialnosti-buhgalterskij-uchet-audit-i-analiz-stranica-2.html
  • testyi.bystrickaya.ru/ancio-nettunskaya-operaciya.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-4-doktor-i-pacient-vrach-i-pacient-v-reformiruemom-zdravoohranenii.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/anketnij-opros-kak-metod-sbora-socialnoj-informacii-chast-4.html
  • lecture.bystrickaya.ru/a-osobij-vid-tvorchestva-sohranivshij-svyaz-s-drevnim-mishleniem-i-ponimaniem-slova.html
  • desk.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie-podgotovki-011200-fizika-stranica-7.html
  • shkola.bystrickaya.ru/teoreticheskie-osnovaniya-razvitiya-professionalno-pedagogicheskoj-kulturi-vospitatelya-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-disciplini-ekologicheskaya-ocenka-i-ekologicheskaya-ekspertiza-novosibirsk.html
  • testyi.bystrickaya.ru/6-o-realizacii-proekta-sistemi-112-v-ramkah-vipolneniya-plana-realizacii-strategii-razvitiya-informacionnogo-obshestva-v-rf-do-2011goda.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/iskusstvo-monologa.html
  • urok.bystrickaya.ru/prochie-bespozvonochnie-zhivotnie-nebulyarnaya-teoriya-laplasa.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/prostranstvennie-predlogi-slovoobrazovanie-word-formation-osnovnie-sposobi-obrazovaniya-slov-v-anglijskom-yazike.html
  • shkola.bystrickaya.ru/razdel-i3-informacionnaya-karta-konkursa-centralnij-nauchno-issledovatelskij-institut-himii-i-mehaniki.html
  • exam.bystrickaya.ru/vindikacionnij-isk.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-7-gosudarstvo-i-ekonomicheskie-instituti-v-rinochnoj-ekonomike-2-chasa.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uprazhnenie-5-5-ultra-rapid.html
  • lecture.bystrickaya.ru/an-fatenkov-nizhnij-novgorod-tomsk-11-14-oktyabrya-2006-g-tomsk-sibirskij-gosudarstvennij-medicinskij-universitet.html
  • exam.bystrickaya.ru/visokochuvstvitelnij-datchik-elektroprovodnosti-burovogo-rastvora.html
  • composition.bystrickaya.ru/ot-zasedanie-provedeno-na-01-02-04-2009-g-po-tochka.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-gse-f-07-ekonomika-kod-i-nazvanie-disciplini-po-uchebnomu-planu-specialnosti.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.