.RU

Программа дисциплины Витгенштейн и социологическая теория для направления 040200. 68 "Социология" подготовки магистра


Министерство экономического развития и торговли

Российской Федерации


Государственный университет - Высшая школа экономики
Факультет социологии

Программа дисциплины


Витгенштейн и социологическая теория

для направления 040200.68 "Социология" подготовки магистра

Автор: Кожанов Андрей Александрович, ст. преп. кафедры анализа социальных институтов.


Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры

«Социология» анализа социальных институтов

Председатель проф. Девятко И.Ф. Зав. кафедрой проф. Девятко И.Ф.

_____________________________ ___________________________

«_____» __________________ 2006 г. «____»__________________ 2006 г


Утверждена УС факультета

_________________________________

Ученый секретарь

_________________________________

« ____» ___________________2006 г.


Москва

^ Тематический расчет часов




Название темы

Всего часов по дисциплине

Аудиторные часы

Самостоятельная работа










Лекции

Сем. и практ. занятия




1

«Обязанности гения»: сокращенное изложение

24

2

1

21

2

Витгенштейн, лингвистическое движение и социология повседневности

28

4

2

22

3

К теории социальных институтов: натуралистическая редукция Дэвида Блура.

28

4

2

22

4

Социальная теория и правилосообразность: социальная редукция Питера Уинча

28

4

2

22







108

14

7

87



Формы контроля:

- текущий контроль состоит в оценке активности на семинарских занятиях;

- итоговый контроль проводится в форме письменного зачета (с оценкой результатов по 10-балльной шкале);

- итоговая оценка складывается следующим образом: активность на семинарских занятиях 20%, зачет – 80%.


^ Содержание курса.


Тема 1. «Обязанность гения»: сокращенное изложение.

Основные биографические факты. Хронология трудов. Бертран Рассел. Был ли Витгенштейн (а) позитивистом Венского кружка, (б) бихевиористом, (в) антисциентистом? Миф о «позднем» Витгенштейне: Tractatus как «лестница». Издание «Философских исследований» (1953 год) и время натурализации философии.


Литература

Основная

  1. Руднев В.П. Божественный Людвиг. Витгенштейн: Формы жизни. М., 2002 – с. 40 – 68, 139 – 171, 224 – 243 (Хронология основных событий жизни - с. 244-246).

  2. фон Вригт Г. Х. Людвиг Витгенштейн (биографический очерк) // Людвиг Витгенштейн: человек и мыслитель. — М.: Прогресс, Культура, 1993.

  3. Biletzki, Matar, "Ludwig Wittgenstein", The Stanford Encyclopedia of Philosophy (Winter 2003 Edition), Edward N. Zalta (ed.), URL = .

Дополнительная

  1. Wright, Georg Henrik Ludwig Wittgenstein, A Biographical Sketch The Philosophical Review, Vol. 64, No. 4 (Oct., 1955), 527-545

  2. Gellner E. Language and Solitude. Wittgenstein, Malinovski and Habsburg Dilemma. Cambridge Univ. Press, 1998. (Chapters 32 – The impact and diffusion of Wittgenstein`s ideas and Chapter 33 – The first wave of Wittgenstein influence).


Тема 2. Витгенштейн, лингвистическое движение и социология повседневности.

Кембридская школа и Оксфордская лингвистическая философия, известная как философия обыденного языка (Мур, Райл, Остин). Теория значения; остенсивное определение и использование слов; сдвиг от синтаксиса к семантике. Понятие языковой игры и жизненного мира. Идея формального анализа языка и метафора льда. Как Витгенштейн стал «качественником», анти-теоретиком и помог обосновать, почему антропология должна заменить социологию, хотя понимание и невозможно. Сол Крипке, дискуссия о приватном языке и отражение этой полемики в социологической теории (о новом социологическом номинализме, релятивизме и теориях практики). Появление когнитивной (Сикьюрел, Кнорр-Цетина) и эпистемической (Калтер) социологий. Этнометодология: место идей Витгенштейна в теориях Гарфинкеля и Сакса. Рефлексивная критика этнометодологии (эксперименты Милграма и спор о природе действующего).


Литература

Основная

  1. Витгенштейн Л. Философские исследования // Витгенштейн Л. Философские работы. Часть 1. М.: Гнозис, 1994. - §§243 – 309

  2. Пассмор Д. Современные философы. М.: Идея-пресс, 2002. – с. 31 – 70.

  3. Блур Д. Витгенштейн как консервативный мыслитель. Логос №5-6 (35), 2002. – с. 47 – 64.

  4. Марков Б.В. Язык как форма жизни. Аргументация, интерпретация, риторика. Электронный журнал. Выпуск 1, 2000. http://argumentation.ru/2000_1/papers/1_2000p7.htm

Дополнительная

  1. Findlay J.N. Wittgenstein: a Critique. Routledge & Kegan Paul, 1984. (Chapter VII: The Philosophical Investigations).

  2. Pleasants N. Wittgenstein and the Idea of A Critical Social Theory. Routledge, 1999. – pp. 121 - 148 (Chapter 7. Milgram versus Garfinkel: are we cultural dopes or reflexive agents?).


Тема 3. К теории социальных институтов: натуралистическая редукция Дэвида Блура.

Что писал Витгенштейн о социальных институтах. Почему в этой комнате может быть носорог и что это значит для онтологии социальных институтов? Являются ли формы жизни прообразами социальных институтов. Институциональные установки и привычки действия. Институты как правила versus правила как институты: определение Витгенштейном правил через институты, а не институтов через правила. Анализ знания как базового социального института, встроенного в язык. «Витгенштейнианцы» и «мангеймцы» в социологии науки. «Левые витгенштейнианцы» о «воображаемой» реальности, о логике и ошибках Карнапа, о социологической теории объективности.


Литература

Основная

  1. Витгенштейн Философские исследования // Витгенштейн Философские работы. Часть 1. М.: Гнозис, 1994. - §§380 – 393 (о цветовой идентификации и функционалистском определении боли)

  2. Блур Д. Сильная программа в социологии знания. Логос №5-6 (35)б 2002. – с. 162 – 185.

  3. Микешина Л.А.. Витгенштейн: проблема веры и достоверности в познании. // Философские идеи Людвига Витгенштейна. - М.: ИФРАН, 1996. - с. 54 - 66

Дополнительная

  1. Витгенштейн Л. Коричневая книга / Перевод с англ. Руднева В.П. – М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. – 160 с.

  2. Bloor, David. Wittgenstein, Rules and Institutions (London; Routledge, 1997).


Тема 4. Социальная теория и правилосообразность: социальная редукция Питера Уинча.

От институтов, встроенных в язык и деятельность, к правилам, встроенным в сознание. Определение правила, значение самоотчета. Что означает следование правилу. Как формулируются правила. Метод семейных сходств. Уинч о правилах и объяснении действия.


Литература

Основная

  1. Витгенштейн Л. Философские исследования // Витгенштейн Философские работы. Часть 1. М.: Гнозис, 1994. - §§138 – 242.

  2. Витгенштейн Л. Замечания по основаниям математики // Витгенштейн Философские работы. Часть 2. М.: Гнозис, 1994. - §§8 – 31 (определение правила и закона на с. 122 – 130)

  3. Уинч П. Идея социальной науки и ее отношение к философии / Пер. с англ. М. Горбачева, Т. Дмитриева. — М.: Русское феноменологическое общество, XXI. – с. 18-28

  4. Грязнов А.Ф. Как возможна правилосообразная деятельность? // Философские идеи Людвига Витгенштейна. - М.: ИФРАН, 1996. - с. 25 – 36

  5. Сокулер Людвиг Витгенштейн и его место в философии XX века. (Лекция 6. Проблема следования правилу.) с. 121 – 133.

Дополнительная

  1. Сокулер З.А. Проблема "следования правилу" в философии Людвига Витгенштейна и ее значение для современной философии математики // Философские идеи Людвига Витгенштейна. - М.: ИФРАН, 1996. – с. 37 – 53

  2. Pleasants N. Wittgenstein and the Idea of A Critical Social Theory. Routledge, 1999. – pp. 32 - 79 (Chapter 3. Winch, Wittgenstein and critical social theory & Chapter 4. Wittgenstein`s rule-following remarks and critical social theory: deconstructing tacat knowledge and transcendental rules).


Вопросы для оценки качества освоения дисциплины:

на письменный ответ (аудиторное письменное эссе) дается 2 академических часа, в течение которых слушателям предлагается ответить на любой один вопрос, состоящий из двух взаимосвязанных частей. Слушатели инструктируются о том, что высокая оценка будет выставлена в том случае, если в ответе будет проведена логическая связь первой и второй части вопроса. Однозначность ответа не является критерием оценивания.

  1. Почему формально-логический анализ языка (замысел Трактата) сменился анализом использования слов по правилам (Философские исследования)? Почему натуралистическая социология уступила интерпретативной?

  2. В каком смысле можно отнести Витгенштейна к социальному или лингвистическому бихевиоризму? Чему научится бихевиорист, читая Витгенштейна?

  3. Почему мы не смогли бы понять львов, если бы даже они говорили на нашем языке? Как связаны слова, их значение и их использование?

  4. "Наш парадокс был таким: ни один образ действий не мог бы определяться каким-то правилом, поскольку любой образ действий можно привести в соответствие с этим правилом". (Витгенштейн Философские исследования, §201) Объясните этот парадокс и аргументы Витгенштейна о его существовании. Какова роль сообщества и принятых практик с точки зрения Витгенштейна? Какое отношение аргумент о следовании правилу имеет к социальным институтам?



Кожанов А.А. 20 ноября 2006 г.

posle-oskorbleniya-unizheniya-gore-i-skorb-44-luchshe-v-kompanii-ili-luchshe-kogda-odin-47.html
posle-poezdki-v-sibir-v-yanvare-1928-g-stalin-v-vistupleniyah-pered-partijnimi-rabotnikami-izlozhil-programmu-iz-treh-punktov.html
posle-prisoedineniya-krima-k-rossii-voprosi-istoricheskoj-ekologii.html
posle-publikacii-v-1968-godu-ucheniya-dona-huana-karlosa-kastanedi.html
posle-samih-dlinnih-kanikul.html
posle-smerti-gegelya-ego-duhovnoe-nasledstvo-podelili-mezhdu-soboj-dva-napravleniya-ego-edinomishlennikov-pravie-gegelyanci-gabler-ginrihs-geshel-i-dr-kotor.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/spisok-affilirovannih-lic-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-stranica-17.html
  • composition.bystrickaya.ru/ponyattya-brendu-tovarno-marki-brendngu-brend-menedzhmentu.html
  • studies.bystrickaya.ru/differenciaciya-obucheniya-kak-uslovie-razvitiya-odarennih-detej-chast-7.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prognozirovanie-kachestva-drobleniya-massiva-gornih-porod-skvazhinnimi-zaryadami-po-klassam-krupnosti.html
  • notebook.bystrickaya.ru/informacionnij-vestnik-soveta-i-administracii-municipalnogo-rajona-stranica-3.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/referat-filosofskoe-uchenie-o-kulture-vzaimodejstvie-prirodi-i-kulturi.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zanyatie-2-uchebno-metodicheskoe-posobie-predstavlyaet-soboj-sistemu-raboti-po-preodoleniyu-zaikaniya-u-vzroslih-kniga.html
  • writing.bystrickaya.ru/analogii-i-modeli-odin-iz-metodov-obucheniya-fiziki-srednej-shkoli.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/moskomarhitektura-posobie-k-mgsn-01-99-energosberezhenie-v-zdaniyah-stranica-7.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/publichnij-doklad-o-sostoyanii-obrazovatelnoj-sistemi.html
  • notebook.bystrickaya.ru/hozyajstvenno-biologicheskie-osobennosti-novih-sorto-podvojnih-kombinacij-vishni-v-pitomnike.html
  • control.bystrickaya.ru/dopolnitelnaya-literatura-dlya-realizacii-trebovanij-standarta-metodicheskie-rekomendacii-k-uchebniku-a-a-levandovskogo.html
  • crib.bystrickaya.ru/izveshenie-o-provedenii-otkritogo-aukciona-v-elektronnoj-forme-34-67ae12.html
  • learn.bystrickaya.ru/garri-potter-i-kubok-ognya-stranica-17.html
  • tasks.bystrickaya.ru/16-prochie-polozheniya-poryadok-provedeniya-zaprosa-predlozhenij-instrukciya.html
  • notebook.bystrickaya.ru/harakteristika-parovodyanih-ezhektornih-holodilnih-mashin-povaya-instrukciya-po-ekspluatacii-sistem-kondicionirovaniya.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/ria-novosti-novosti-stran-sng-i-baltii-moskva-04022009-olga-kovalenko-nacbank-kazahstana-devalviroval-nacionalnuyu-valyutu-na-25.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-ti-izobrazhaesh-ukrashaesh-i-stroish-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-moskva-2011.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/verhovnij-tajnij-sovet.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/skazka-lozh-da-v-nej-namek-dobrim-molodcam-urok.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-etoj-knizhke-predstavlen-material-po-tvoreniyu-zhizni-vo-vselennoj-i-na-zemle-a-takzhe-po-obyasneniyu-etogo-processa-s-ispolzovaniem-chisel-i-geometrii-obosno.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/2-rabota-so-sredstvami-massovoj-informacii-bbk-65-0492.html
  • composition.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie-podgotovki-080200-menedzhment-stranica-21.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/posobie-dlya-uchitelej-i-logopedov-spb-karo-2004-stranica-8.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplini-analiz-investicij-v-nedvizhimost-napravlenie-podgotovki-080300-68-finansi-i-kredit-magisterskie-programmi-finansovie-rinki.html
  • report.bystrickaya.ru/instrukciya-po-tehnicheskomu-obsluzhivaniyu-kompleksa-tehnicheskih-sredstv.html
  • lecture.bystrickaya.ru/analiticheskij-otchet-deyatelnosti-mo-istoriko-filologicheskogo-cikla-za-2009-2010-uchebnij-god.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dlya-podachi-zayavleniya-neobhodimo-predostavit-sleduyushie-dokumenti.html
  • turn.bystrickaya.ru/plan-sushnost-kategorii-pedagogicheskaya-cel-podhodi-k-ee-opredeleniyu-taksonomiya-celej-istochniki-celepolaganiya-harakteristika-podhodov-k-opredeleniyu-soderzhaniya-vospitaniya.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/konkurentnaya-borba.html
  • literature.bystrickaya.ru/eho-moskvi-eho-16082007-vorobev-aleksej-1900-gosduma-rf-monitoring-smi-17-avgust-2007-g.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-9-razrabotka-proektnoj-dokumentacii-i-i-mazur-v-d-shapiro-n-g-olderogge.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rossijskaya-federaciya-administraciya-birilyusskogo-rajona-krasnoyarskogo-kraya-postanovlenie.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sklonenie-imyon-prilagatelnih-coderzhanie.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-doshkolnogo-obrazovaniya-dlya-grupp-kratkovremennogo-prebivaniya-detej-4-7-let-krasnoyarsk-2005-god.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.