Программа дисциплины «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста» курсов профессиональной переподготовки по дополнительной квалификации
.RU

Программа дисциплины «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста» курсов профессиональной переподготовки по дополнительной квалификации


МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ ПМР

Государственное образовательное учреждение

«Приднестровский государственный институт развития образования»



ОДОБРЕНО

на заседании Учёного Совета

Протокол № ___

«___»____________ 2009 г.


УТВЕРЖДАЮ

Ректор института

________М.Я. Макарова

«_____»__________2009 г.

ПРОГРАММА

дисциплины « Теория и методика физического воспитания детей

дошкольного возраста»

курсов профессиональной переподготовки по дополнительной квалификации

« Организатор- методист дошкольного образования»




СОГЛАСОВАНО

Проректор по УР

________ С.К. Турчак

«______» ________ 2009 г.




^ РАССМОТРЕНА И ОДОБРЕНА

на заседании кафедры ДиНО

Протокол № ________

« ____» __________ 2009 г.

Зав. кафедрой ДиНО

_______________ И.Г.Бахшиева



Тирасполь, 2009 г


Автор- составитель: Бахшиева И.Г.- зав. кафедрой дошкольного и

начального образования ГОУ «ПГИРО»


^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Целью физического воспитания является воспитание здорового, жизнерадостного, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка.

Изучение курса «Теория и методика физического воспитания и развития ребенка» на курсах профессиональной переподготовки педагогов ДОО по дополнительной квалификации «Организатор-методист дошкольного образования» направлено на повышение теоретической и практической подготовки по организации физического воспитания детей в ДОО.

Изучение предмета планируется и проводится на основе имеющихся у педагогов умений и навыков, полученных при окончании высшего и среднего профессионального образования.

Программа составлена в соответствии с профессиональными требованиями, с учетом современных достижений теории и практики в области физического воспитания.

Тематика лекций и практических занятий подобрана с учетом актуальности проблем на современном этапе и уровня профессиональной подготовки специалистов.

На изучение дисциплины «Теория и методика физического воспитания и развития ребенка» отводится 50 часов из них: ^ 30 - лекционных, 4 – семинарских, 16 – самостоятельная работа.

Изучение дисциплины «Теория и методика физического воспитания и развития ребенка» слушатели заканчивают сдачей экзамена, который входит в итоговый интегрированный государственный экзамен на курсах профессиональной переподготовки работников системы дошкольного образования.

Слушатели курсов повышения квалификации должны знать:

  1. Приоритетные направления модернизации системы дошкольного образования.

  2. Основы стандартизации дошкольного образования в области физической

культуры.

  1. Содержание и структуру Базисного учебного плана.

  2. Особенности содержания физического воспитания детей раннего возраста в современных условиях.

  3. Содержание Республиканского компонента по разделу «Физическое развитие в детском саду».

  4. Современные формы работы ОДО и семьи по реализации задач физического воспитания.

  5. Действующие комплексные и парциальные программы ОДО в области физического воспитания.

  6. Основы построения образовательного процесса по физкультурно-оздоровительной работе.

  7. Новые требования к организации физического развития и использование здоровьесберегающих технологий.

10. Методы проведения диагностики физического развития детей
дошкольного возраста.

11. Направления руководства и организация работы с педагогическими
кадрами по физическому развитию и совершенствованию здоровья детей дошкольного возраста.


Учебно-тематический план



№п.п


Темы занятий.



^ Количество часов

Всего

Лекц.


Сем.


Сам.

раб.

1.

Физическое воспитание как приобщение ребенка к физической культуре. Роль физической культуры в формировании здорового образа жизни.

2

2







2.

Теория и методика физвоспитания и развития детей как научная и учебная дисциплина.

2

2







3.

Задачи, содержание и средства физического воспитания дошкольников, обеспечивающие гармоничное развитие ребенка. Система физвоспитания в ДОО.

4







4

4.


Принципы физического воспитания и развития ребенка.

4

2

2




5.


Методы физического воспитания. Формы организации физического воспитания детей в ДОО.

8

4




4

6.


Методика физического воспитания детей раннего возраста.

8

4




4

7.

Методика физического воспитания детей дошкольного возраста.

12

6

2

4

8.


Диагностика физического и двигательного развития детей.

2

2







9.

Медико–педагогический контроль над физическим воспитанием дошкольников.

4

4







10.

Анализ программ по физическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста.

4

4











ИТОГО:

50

30

4

16



^ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


Тема 1. Физическое воспитание как приобщение ребенка к

физической культуре.


Актуальные проблемы воспитания культуры здоровья ребенка. Значение физической культуры в гармоничном развитии личности. Роль физической культуры в формировании здорового образа жизни. ГЦП «Образование и здоровье» в ПМР.


Тема 2. Теория и методика физического воспитания как наука.


Объект и предмет теории и методики физического воспитания. Ребенок, как объект научного исследования и субъект педагогического воздействия в процессе физического воспитания.

Основные понятия теории и методики физического воспитания. Методологические, естественно-научные, психолого-педагогические основы физического воспитания дошкольника.

Развитие теории физического воспитания путем научных исследований и изучения передового опыта.


Тема 3. Задачи, содержание и средства физического воспитания

дошкольников, обеспечивающие гармоничное развитие

ребенка.

Система физвоспитания в ДОО.


Обусловленность задач физического воспитания анатомо- физиологическими и психологическими особенностями детей, их направленность на обеспечение физического и психического благополучия, формирование привычек здорового образа жизни ребенка.

Оздоровительные задачи: охрана и укрепление здоровья ребенка, совершенствование физического развития, повышение сопротивляемости и защитных свойств организма, улучшение физической и умственной работоспособности.

Образовательные задачи: формирование привычек здорового образа жизни, элементарных навыков охраны собственного здоровья, развитие психофизических качеств, привитие навыков правильной осанки, личной и общественной гигиены, овладение специальными знаниями, связанными с физической культурой.

Воспитательные задачи: привитие интереса к знаниям физическими упражнениями, формирование потребности заботиться о собственном здоровье и здоровье окружающих, комплексное решение задач нравственного, умственного, эстетического, трудового воспитания в процессе физического воспитания.

Общая характеристика средств физического воспитания. Необходимость комплексного использования гигиенических факторов, естественных сил, природы, физических упражнения для успешного решения задач физического воспитания.

Организация физического воспитания в ДОО. Должностные обязанности специалистов ДОО по организации и руководству физическим воспитанием.

Совместная деятельность инструктора по физической культуре и воспитателя по обучению ребенка двигательным действиям.


Тема 4. Принципы физического воспитания и развития ребенка.


Классификация и характеристика принципов физического воспитания детей, определяющих цель, задачи, закономерности, требования к организации системы физического воспитания в ДОО.

Общедидактические принципы (систематичности, наглядности, последовательности, доступности, активности и осознанности и др.). Принципы отражающие специфические закономерности физического воспитания

(принцип непрерывности, принцип оздоровительной направленности).

Условия их реализации. Целостность развития детского организма. Взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья от физического и нервно-психического развития детей. Необходимость комплексного использования гигиенических факторов, естественных сил, природы, физических упражнения для успешного решения задач физического воспитания.


Тема 5. Методы физического воспитания. Формы

организации физического воспитания детей в ДОО.


Метод как система приемов, направленных на оптимизацию процесса физвоспитания. Классификация и краткая характеристика методов: наглядные, вербальные, репродуктивные, проблемные, метод строго регламентированного упражнения, игровой, соревновательный и др.

^ Классификация и характеристика форм организации физического воспитания

детей в ДОО(физкультурное занятие, утренняя гимнастика, физкультминутки, физкультурные досуги, праздники, прогулки, экскурсии, подвижные и спортивные игры). Специфические назначения каждой формы, взаимосвязь различных форм организации физического воспитания в целостном педагогическом процессе.

Современные требования к организации физкультурных занятий.


Тема 6. Методика физического воспитания детей раннего возраста


Цели, задачи, методика физического воспитания детей раннего возраста.

Содержание физического воспитания детей раннего возраста в современных образовательных программах. Особенности проведения подвижных игр и занятий. Проведения закаливания, прогулок. Взаимодействие с родителями.


Тема 7. Методика физического воспитания детей дошкольного

возраста

Цели, задачи, методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Содержание физического воспитания детей дошкольного возраста в современных образовательных программах. Особенности проведения подвижных игр и занятий. Проведения закаливания, прогулок. Методика проведения праздников, экскурсий и других форм физического воспитания. Взаимодействие с родителями. Индивидуальная работа с детьми.


Тема 8. Диагностика физического и двигательного развития детей.


Цель, содержание и технологии диагностики. Критерии уровня физического развития детей.


Тема 9. Медико–педагогический контроль над физическим

воспитанием дошкольников.

Медико-психолого-педагогическое сопровождение ребенка в образовательном процессе. Мониторинг состояния здоровья физического развития, физической подготовленности дошкольника. Организация медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка с проблемами в психическом, физическом и социальном здоровье в образовательном процессе ДОУ.


Тема 10. Анализ программ по физическому воспитанию и

развитию детей дошкольного возраста.

Комплексные образовательные программы ДОУ о формировании физической культуры ребенка.

Проблема выбора программ для дошкольных образовательных учреждений. Экспертиза программ. Зависимость выбора программ от вида ДОУ. Сравнительный анализ содержания, задач, средств и форм физического воспитания, рекомендованных комплексными образовательными программами. «Программа обучения и воспитания в детском саду», «Истоки», «Радуга», «Детство», «Развитие».

Специализированные (парциальные) программы ДОУ о формировании физической культуры ребенка.

Направления, характеристика и анализ специализированных (парциальных) программ по физическому воспитанию. «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (Р. Стеркина, О. Князева, Н.Авдеева). «Физическая культура – дошкольникам» (Л.Глазырина). «Программа развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4-7 лет» (В. Кудрявцев). «Здоровье» (В.Алямовская). «Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста» (Н. Ефименко). «Здравствуй» (М. Лазарев). «Старт» (Л. Яковлева, Р. Юдина, Л. Михайлова). «Играйте на здоровье» (Л. Волошина, Т. Курилова). Социально-оздоровительная технология «Здоровый дошкольник» (Ю. Змановский).


Вопросы для интегрированного государственного экзамена


ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА
^ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА



  1. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка как наука.

Предмет теории и методики физического развития. Цели и задачи. Основные понятия: физическое воспитание, физическое развитие, физическая культура, двигательная активность и др. Связь теории и методики физического воспитания и развития с другими науками. Научные основы методики физического воспитания детей.


  1. ^ Средства физического воспитания.

Средства реализации задач физического воспитания: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения. Их сочетание. Физические упражнения как основное средство физического воспитания.


  1. ^ Принципы физического воспитания детей.

Классификация и характеристика принципов физического воспитания, определяющих цель, задачи, закономерности, требования к организации системы физического воспитания в ДОО. Общедидактические принципы (принцип осознанности и активности, систематичности и последовательности; наглядности, доступности и индивидуализации). Принципы специальные, отражающие специфические закономерности физического воспитания (принцип непрерывности; принцип всестороннего и гармонического развития личности; принцип оздоровительной направленности).


^ 4. Методы физического воспитания.

Метод как система приемов, направленная на оптимизацию процесса физвоспитания. Основа методов физического воспитания. Классификация и краткая характеристика методов: наглядные, практические, словесные (вербальные), информационно–рецептивный, репродуктивный; проблемный, метод строго регламентированного упражнения, метод круговой тренировки, игровой метод, соревновательный.


^ 5. Формы организации физического воспитания детей в ДОО.

Характеристика форм организации физического воспитания (физкультурное занятие, утренняя гимнастика, физкультминутки, физкультурные досуги, праздники, прогулки, экскурсии, подвижные, спортивные игры). Специфическое назначение каждой формы физического воспитания. Взаимосвязь различных форм организации физического воспитания детей.


^ 6. Современные требования к организации физкультурного занятия.

Значение физкультурных занятий. Педагогические, организационные условия для проведения физкультурных занятий. Виды занятий. Вариативность содержания и форм занятий. Пути достижения оптимальной двигательной активности в процессе занятия. Критерии определения эффективности физкультурного занятия.


^ 7. Гимнастика как средство и форма физического воспитания ребенка.

Понятие гимнастики и ее роль во всестороннем развитии ребенка. Виды гимнастики и их характеристика (основная, гигиеническая, со спортивной направленностью, художественная, ритмическая, прикладная).


^ 8. Подвижная игра как средство и метод физического воспитания.

Значение подвижных игр в физическом развитии ребенка. Классификация подвижных игр и их характеристика. Подвижные игры с правилами (сюжетные, несюжетные); спортивные игры. Народные подвижные игры. Методика проведения подвижных игр.


^ 9. Закаливающие мероприятия в системе физического воспитания ДОО.

Значение закаливающих процедур в физическом развитии ребенка. Виды закаливания. Педагогические и организационные условия закаливания детей в ДОО.


ЛИТЕРАТУРА


  1. Алямовская В. Физкультура в детском саду. Теория и методика

организации физкультурных мероприятий. М., 2005

  1. Викулов А.Д., Бутин И.М. Развитие физических способностей.

Ярославль, 1997

  1. Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А. Методика физического воспитания детей

дошкольного возраста. М. Владос 2001

  1. Доктрина развития образования в ПМР. Тирасполь, РИО ПГУ 2003

  2. Здоровье и физическое развитие детей в ДОУ. Проблемы и пути оптимизации. М. 2002 / Материалы Всероссийского совещания.

  3. Кожухова Н.Н.. Рыжкова Л.А., Самодурова М.М. Воспитатель по физической культуре в ДОУ. М. Академия 2002

  4. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления. Линка- Пресс, 2000

  5. Ноткина Н.А. Двигательные качества и методика их развития у дошкольников. СПб: 1993

  6. Рунова М.А. Дифференциация занятий по физической культуре с

детьми 5-7 лет. М. Просвещение 2005

10. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду 5-7 лет

М., 2000

11. Современные программы по физическому воспитанию детей

дошкольного возраста. М., 2002 г

  1. Спутник руководителя физического воспитания ДОУ. Под редакцией

С.О.Филипповой. Санкт- Петербург Детство- Пресс 2005

  1. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка. М. Академия 2001

  2. Шебенко В.Н., Ермак Н.Н. Физическое воспитание дошкольников.

М. Просвещение 2000

  1. Щербак А.П. Тематические и физкультурные занятия, праздники в ДОУ М., Владос 2001

  2. Шишкина В.А., Мащенко М.В. Какая физкультура нужна

дошкольнику М., Просвещение 2000

programma-po-discipline-vozrastnaya-psihologiya-dlya-specialnosti-050706-pedagogika-i-psihologiya.html
programma-po-discipline-zarubezhnaya-literatura.html
programma-po-dopolnitelnomu-obrazovaniyu-elementi-nachertatelnoj-geometrii.html
programma-po-dorozhno-transportnoj-bezopasnosti-v-mou-civilskaya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-1-im-m-v-silanteva-na-2010-2011-uchebnij-god.html
programma-po-ekologii-dlya-uchashihsya-8-10-licejskih-klassov-poyasnitelnaya-zapiska-odnoj-iz-aktualnih-problem-sovremennosti-yavlyaetsya-sostoyanie-okruzhayushej-sredi.html
programma-po-estestvoznaniyu-razdel-himiya-dlya-studentov-obuchayushihsya-po-individualnomu-grafiku-tema-voda-i-rastvori.html
  • college.bystrickaya.ru/213-gde-skrita-informaciya-a-barbarash-anatolij-nikiforovich-barbarash.html
  • lesson.bystrickaya.ru/szhatie-dannih.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/podvizhniki-literaturnogo-kraevedeniya-lipeckogo-kraya.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/ohrana-zdorovya-detej-i-privitie-zdorovogo-obraza-zhizni-programma-razvitiya-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/organizaciya-proizvodstvennoj-praktikipo-informatike-na-vipusknom-kursepedagogicheskogo-vuza.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-specialnostej-080507-menedzhment-organizacii-stranica-2.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-3-ciklicheskoe-razvitie-rinochnoj-ekonomiki-i-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-vuzov-v-2-h-chastyah.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-rostovskoj-oblasti-na-2008-2012-godi-pasport-programmi-socialno-ekonomicheskogo-stranica-26.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskoe-posobie-k-prakticheskim-zanyatiyam-po-akusherstvu-i-ginekologii-dlya-studentov-6-kursa-lechebnogo-fakulteta-stavropol-2004-stranica-3.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/struktura-i-organizaciya-raboti-yuzhno-uralskoj-zheleznoj-dorogi.html
  • composition.bystrickaya.ru/pensionnaya-reforma-v-rf.html
  • learn.bystrickaya.ru/gimnastika-s-osnovami-akrobatiki-obrazovatelnie-programmi-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednyaya.html
  • report.bystrickaya.ru/ii-kritskie-ieroglificheskie-pechati.html
  • reading.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-izucheniyu-disciplini-dlya-studentov-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-upravlenie-personalom.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/narodnoe-obrazovanie-pedagogika-byulleten-novih-postuplenij-za-iyun-2004-goda.html
  • bukva.bystrickaya.ru/otkorm-svinej-v-kolhoze-ural-ilekskogo-rajona-chast-3.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/urok-igra-v-3-klasse-1-chetvert-tema-uroka-eda.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nn0-zdes-n-chislo-kodovih-slov-ispolzuemih-dlya-peredachi-soobshenij-takoj-kod-nazivaetsya-prostim.html
  • literature.bystrickaya.ru/blki-nnt-nazlarina-tider-70-yash-tuluga-bagishlangan-rossiyaklm-fnni-gamli-konferenciya-materiallari-kazan-2011.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/voprosi-zadannie-nashimi-uchastnikami.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/geopoliticheskoe-polozhenie-i-interesi-rossii-kak-faktor-nacionalnoj-bezopasnosti.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-raboti-prochie-voprosi-data-i-mesto-provedeniya-sleduyushego-soveshaniya-ii-annotacii-vvedenie.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/referat-po-discipline-istoriya-otechestva-po-teme-aviacionnaya-promishlennost-sssr-v-godi-velikoj-otechestvennoj-vojni.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-gosudarstvennaya-sluzhba-v-regione.html
  • essay.bystrickaya.ru/brat-moj-orhan-pamuk.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/istechenie-davnosti-subektami-chastnogo-prava-pervonachalno-polnopravnimi.html
  • reading.bystrickaya.ru/komitet-obrazovaniya-nauki-i-molodezhnoj-politiki.html
  • student.bystrickaya.ru/34-struktura-vipusknoj-kvalifikacionnoj-diplomnoj-raboti-metodicheskoe-posobie-dlya-studentov-ugolovno-pravovogo.html
  • nauka.bystrickaya.ru/utverzhdayu-direktor-annmo-voprosi-onkologii.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-irracional-tedeuler-zhne-olardi-zhjelern-sheshu-1-saati-sabati-masati-blmdlk-irracional-tedeu-zhnnde-tsnk-beru-irracional-tedeud-sheshu-dstern-jretu-bgde-tbr.html
  • lecture.bystrickaya.ru/anton-ivanovich-pervushin.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/publichnij-otchet-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-osnovnaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-13-stranica-7.html
  • testyi.bystrickaya.ru/avtobiografiya-uchastnika-velikoj-otechestvennoj-vojni.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/stihi-i-proza.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zhenya-i-serega-babini-magnit-dlya-priklyuchenij-ostrosyuzhetnaya-poznavatelno-razvlekatelnaya-povest-dlya-detej-srednego-i-starshego-shkolnogo-vozrasta-stranica-7.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.