.RU

Программа дисциплины Социология культуры для направления 030100. 62 «Философия» подготовки бакалавра Автор программы


Правительство Российской Федерации


Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"


Факультет философии


Программа дисциплины

Социология культуры


для направления 030100.62 «Философия» подготовки бакалавра


Автор программы:

Куракин Дмитрий Юрьевич

kourakine@yandex.ru


Одобрена на заседании кафедры Практической философии «___»____________ 20 г

Зав. кафедрой А.Ф. Филиппов


Рекомендована секцией УМС [Введите название секции УМС] «___»____________ 20 г

Председатель [Введите И.О. Фамилия]


Утверждена УС факультета [Введите название факультета] «___»_____________20 г.

Ученый секретарь [Введите И.О. Фамилия] ________________________ [подпись]


Москва, 2011

^ Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.


^ 1Область применения и нормативные ссылки
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100.62 «Философия» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Социология культуры».

Программа разработана в соответствии с:



^ 2Цели освоения дисциплины
Курс нацелен на проблемно-ориентированное рассмотрение основных идей и альтернатив современной социологии культуры. Структура изложения и форма работы с материалом организованы так, чтобы прояснить, как теоретические положения и философские альтернативы реализованы в конкретных эмпирических исследованиях.

Современная социология культуры интересна тем, что на ее обширном материале важнейшие философские альтернативы превращаются в вопросы конкретных эмпирических исследований. Как формируется осмысленная мотивация человеческих действий, от экономических транзакций, до религиозных практик? Является ли сакральный опыт достоянием уходящих культур, или это универсалия социальной жизни? Связано ли искусство с особой формой восприятия, или это лишь своеобразная сфера потребления? Что первично, технический прогресс, или рационализация социальной жизни? Как между собой соотносятся насилие и социальный порядок: это противостояние, или отношения взаимного обусловливания? Какова роль и механизмы действия скрытого знания в век политкорректности?

Исходя из этого выбраны такие основные проблемные области, как ритуалы и перформансы в современной социальной жизни, политическая жизнь, интеллектуальные движения и новые формы социальной солидарности, насилие, эмоции и телесность, сакральное и современный мир, искусство, техника, история, идентичность и культурная память.

Помимо этого, курс задуман, как приглашение к исследовательской работе. Это подразумевает знакомство с исследованиями «переднего края», а также возможность непосредственного включения заинтересованных студентов в исследовательскую работу и международную научную коммуникацию.
^ 3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способность научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умение

использовать основные положения и методы гуманитарных, социальных и

экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности

(формируется частично)

ОНК-1

- распознает актуальные социально-значимые проблемы в социальной и культурной жизни;

- применяет концепции и подходы социологии культуры для объяснения явлений и процессов социальной жизни и интерпретации эмпирических кейсов;

- оценивает образцы научной аргументации в научных текстах и публичных выступлениях.

лекции, дискуссии и оппонирование на семинаре, подготовка доклада, подготовка оригинального проекта по анализу и интерпретации самостоятельно поставленной социологической проблемы («социологический этюд»), критический разбор текстов на семинаре, самостоятельная работа с литературой и ее последующий анализ на семинарских занятиях

Владение культурой мышления, способность в письменной и устной речи правильно и

убедительно оформить результаты мыслительной деятельности

(формируется частично)

ИК-1

- демонстрирует способность представления материала;

- владеет способностью оппонирования на основе построения критической аргументации.

дискуссии и оппонирование на семинаре, подготовка доклада, подготовка оригинального проекта по анализу и интерпретации самостоятельно поставленной социологической проблемы («социологический этюд»)

Способность использовать знание и понимание проблем человека в современном мире,

ценностей мировой и российской культуры, развитие навыков межкультурного диалога

(формируется частично)

СЛК-6

- распознает основные философские и культурные проблемы в конкретных эмпирических кейсах;

- представляет связи между конкретными научными объяснениями и фундаментальными философскими проблемами и альтернативами.

лекции, дискуссии и оппонирование на семинаре, подготовка доклада, подготовка оригинального проекта по анализу и интерпретации самостоятельно поставленной социологической проблемы («социологический этюд»), критический разбор текстов на семинаре, самостоятельная работа с литературой и ее последующий анализ на семинарских занятиях

Умение использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и

современных проблем социальной философии (сущность, структура и функционирование общества, механизмы

и формы социальных изменений, принципы исторической типологии общества)

(формируется частично)

ПК-3

- распознает основные социологические подходы к анализу культуры;

- использует теоретический ресурс описаний различных концепций социологии культуры для интерпретации конкретных эмпирических кейсов;

- интерпретирует явления социальной и культурной жизни с опорой на аппарат социологии культуры.

лекции, дискуссии и оппонирование на семинаре, подготовка доклада, подготовка оригинального проекта по анализу и интерпретации самостоятельно поставленной социологической проблемы («социологический этюд»), критический разбор текстов на семинаре, самостоятельная работа с литературой и ее последующий анализ на семинарских занятиях

Умение использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и

современных проблем эстетики (история эстетических учений, основные категории эстетики, эстетическое и

художественное творчество)

(формируется частично)

ПК-7

- распознает основные философские и культурные оппозиции в образцах научного описания искусства и массовой культуры.

лекции, дискуссии и оппонирование на семинаре, подготовка доклада, подготовка оригинального проекта по анализу и интерпретации самостоятельно поставленной социологической проблемы («социологический этюд»), критический разбор текстов на семинаре, самостоятельная работа с литературой и ее последующий анализ на семинарских занятиях

Умение использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и

современных проблем философских проблем естественных, технических и гуманитарных наук (основные

философские проблемы физики, математики, биологии, истории и др.)

(формируется частично)

ПК-10

- воспроизводит ключевые положения основных концепций и подходов социологии культуры;

- представляет связи между основными проблемами социологии и существующими подходами к анализу культуры.

лекции, дискуссии и оппонирование на семинаре, подготовка доклада, подготовка оригинального проекта по анализу и интерпретации самостоятельно поставленной социологической проблемы («социологический этюд»), критический разбор текстов на семинаре, самостоятельная работа с литературой и ее последующий анализ на семинарских занятиях

Знание различных методов научного и философского исследования и умение их

использовать в профессиональной деятельности

(формируется частично)

ПК-11

- распознает концепции социологии культуры и методы социологического исследования в представленных образцах научно-практической аргументации;

- использует социологические методы исследования для анализа и описания явлений и процессов культурной жизни.


лекции, дискуссии и оппонирование на семинаре, подготовка доклада, подготовка оригинального проекта по анализу и интерпретации самостоятельно поставленной социологической проблемы («социологический этюд»), критический разбор текстов на семинаре, самостоятельная работа с литературой и ее последующий анализ на семинарских занятиях

Владение методами и приемами логического анализа, умение работать с научными

текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями

(формируется частично)

ПК-12

- демонстрирует способность подбора релевантной библиографии по выбранной теме;

- владеет профессиональной терминологией в области социологии культуры, достаточной для чтения научной литературы по теме, в том числе первоисточников;

- интерпретирует представленные образцы аргументации на предмет валидности, релевантности, логической консистентности и полноты.


лекции, дискуссии и оппонирование на семинаре, подготовка доклада, подготовка оригинального проекта по анализу и интерпретации самостоятельно поставленной социологической проблемы («социологический этюд»), критический разбор текстов на семинаре, самостоятельная работа с литературой и ее последующий анализ на семинарских занятиях



^ 4Место дисциплины в структуре образовательной программы
Для направления 030100.62 «Философия» подготовки бакалавра настоящая дисциплина является дисциплиной по выбору.


Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:


Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:
^ 5Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Социология культуры в структуре современного гуманитарного знания

16

2

0

-

14

2

Социология культуры в концепциях социологической классики

20

4

2

-

14

3

Дюркгеймианская традиция в социологии культуры и антропологии

18

2

2

-

14

4

Т. Парсонс и его последователи в социологии культуры

18

2

2

-

14

5

«Микро-социологические» концепции культуры

9

1

1

-

7

6

Марксизм, неомарксизм, влияние психоанализа в социологии. Культурные исследования

9

1

1

-

7

7

Структурализм, семиотика, постструктурализм

18

2

2

-

14

8

Культурсоциология

36

4

4

-

28







144

18

14

-

112



^ 6Формы контроля знаний студентов

Тип контроля

Форма контроля

4 курс

Параметры **

1

2

3

4




Домашнее задание










2

300-500 слов, подготовка «социологического этюда» или доклада

Промежуточный

Экзамен










1

Устный экзамен 80 мин.

Итоговый

Экзамен


















^ 6.1Критерии оценки знаний, навыков
Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

В целом оценка за семинары складывается из следующих видов содержательной активности:

- доклады;

- оппонирование на выступлениях;

- комментирование выступлений;

- ответы на вопросы;

- участие в дискуссии.


Отдельно оценивается выполнение домашних заданий, которые согласовываются с преподавателем в индивидуальном порядке. Наиболее важная форма домашнего задания – «социологический этюд». «Социологический этюд» представляет собой подготовку студентом оригинального проекта по анализу и интерпретации самостоятельно поставленной социологической проблемы. По сути, это мини-исследование. Оценивается, прежде всего, адекватность поставленной социологической проблемы и релевантность предложенного решения.

Оценка за устный экзамен складывается на основании степени усвоения студентом материала курса и способности конструктивно им пользоваться, а также полноты ответа, способности студента построить грамотный аргумент и проиллюстрировать его примерами, знакомства с источниками.
^ 7Содержание дисциплины
Тема 1. Социология культуры в структуре современного гуманитарного знания. Ключевые философские постановки и приоритеты курса. Причины растущей актуальности социологии культуры в современном мире и в языке социальных наук. Традиция и современность. Символические ресурсы политического воображения. Национализм и глобализация. Оппозиции, определяющие современное состояние социологии культуры. Интерпретативизм и позитивизм. Проблема автономии культуры. Культура как «ингридиент» и «аксессуар». Проблема смысла. Смысл и инстинкт. Тезис психического единства человечества. Автономия культуры. Скрытые значения и структуры. Проблема культурных универсалий. Роль антропологии в анализе культуры. Сравнительно-исторический метод анализа культуры: достижения и тупики проекта.


^ Тема 2. Социология культуры в концепциях социологической классики: М. Вебер, Г. Зиммель, Ф. Теннис. Науки о культуре или науки о духе? Позитивизм и интерпретация: два глубоко укорененных тренда. Классики социологии о культуре. Макс Вебер и проблема осмысленного действия. Позднейшие проблематизации веберовского понятия осмысленного действия. Идеальные типы. Формальная и субстанциальная рациональность. Дискуссия об объективной возможности. Принцип констелляции. Протестантская этика и ее парадоксы. «Железная клетка», тезис расколдования и рационализация сфер социальной жизни. Культура и экономика. Георг Зиммель. Наука о формах обобществления. Культура как «путь души к самой себе» и «решение уравнения между субъектом и объектом». Критика культурного релятивизма. Социологическая концепция Ф. Тенниса. Культурсоциология А. Вебера.

Социологический проект Э. Дюркгейма. Общая характеристика, основные понятия и проблемы перцепции социологической концепции Э. Дюркгейма. Солидарность как базовый социальный факт, и солидаризм как политическое кредо. Проблемы рецепции социологического наследия Дюркгейма: обманчивая простота социологизма. Механическая и органическая солидарность и их социальные индикаторы. Аномия как центральный симптом и проблема современности. Коллективное сознание и коллективные представления. Поиск «ядра социальности». Теория сакрального. Гипотеза о коллективных эмоциях. Социологическая теория познания. Классификация ритуалов. Базовые модели символических процессов. Мимесис и контагиозность. Проблема амбивалентности сакрального.


^ Тема 3. Дюркгеймианская традиция в социологии культуры и антропологии.

Проблемы перцепции наследия Э. Дюркгейма. Сакральное и современный мир. Теория дара, и антропологические и социологические концепции обмена. Тотальный факт. Теории жертвоприношения. Техники тела. Коллеж социологии и сакральное. Мэри Дуглас: ритуалы, скверное, теория группы и разметки, и другие понятия и теории. Виктор Тернер: лиминальность, структура и антиструктура, коммунитас. Клиффорд Гирц. Проблематика насилия.


^ Тема 4. Т. Парсонс и его последователи в социологии культуры. Концепция Т. Парсонса: синтез идей классической социологии и теория систем. Критика утилитаризма и теории рационального действия. Общая теория действия и роль культуры. Кибернетическая иерархия контроля. Проблема волюнтаризма и свободы воли. Продуктивность и проблематичность понятия ценности. Парсонсианцы на пути к культурно-ориентированному прочтению Дюркгейма: успехи и затруднения. Ритуалы и перформансы в политике. Символическая мощь центра. «Гражданская религия» в Америке. Теория изменений и ее исследовательские импликации.


^ Тема 5. «Микро-социологические» концепции культуры. Символический интеракционизм. Философия прагматизма и «Чикагская школа». Акцент на взаимодействия, «принятие роли другого», «обобщенный другой», «I» и «Me», теория зеркального «Я», определение ситуации и другие понятия символического интеракционизма. Феноменология. Этнометодология.


^ Тема 6. Марксизм, неомарксизм, влияние психоанализа в социологии. Культурные исследования. Ложное сознание. Идеология. Культура подозрения. Отчуждение. Фрейдизм. Юнгианство: культура и архетипы. «Новые левые» и «Западный марксизм». Бирмингемская школа. Исследования масс-медиа.


^ Тема 7. Структурализм, семиотика, постструктурализм. Продуктивность понятия структуры. Язык как модель культуры. Фердинанд де Соссюр. Язык/речь, синхронный и диахронный анализ. Клод Леви-Строс. Бинарный код и принцип обмена. Структурный анализ мифов. Гипотеза Сепира-Уорфа. Ролан Барт и его концепция семиотического анализа. Постструктурализм. Культура как текст. Поль Рикёр. Жан Бодрийяр, Мишель Фуко, и имманентизация власти и социального порядка. Проблема аутентичности. Социологическая концепция Пьера Бурдье. Социологический анализ искусства. Парадигма производства в исследованиях искусства.


^ Тема 8. Культурсоциология. Автономия культуры и проблема редукционизма. Анализ смыслов социальной жизни. Проблема скрытых смыслов. «Сильная программа» культурсоциологии: историко-теоретические основания, методологический арсенал. Основные направления исследований. Роль дюркгеймовской теории сакрального. Проблема амбивалентности сакрального. Перспективные направления современных культурсоциологических исследований.

^ 8Образовательные технологии
Занятия проводятся в форме интерактивных лекций и групповых дискуссий, а также включают в себя работу над индивидуальными научными проектами с их последующим обсуждением.
^ 9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента 9.1Тематика заданий текущего контроля
Темы эссе:

    (даны примерные темы. Тема может быть согласована индивидуально).




  1. Как соотносятся между собой автономия культуры и свобода воли?

  2. Возможен ли компромисс между культурной чувствительностью герменевтического метода и каузальным объяснением?

  3. Социологический анализ «теорий заговора»

  4. Анализ символических классификаций как способ социологического познания: проблемы и перспективы

  5. Сакральное в современном мире: культурсоциологический взгляд

  6. Почему культурная память является объектом социологического анализа?

  7. Понятие травмы в социологии культуры: проблемы и перспективы

  8. Теории метафоры в социологии культуры: проблемы и перспективы

  9. «Перформативный поворот» в культурсоциологии в контексте современной социологической теории

  10. Основные проблемы и перспективы «Новой социологии искусства» в контексте культурсоциологии.
^ 9.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

  1. Что такое автономия культуры?

  2. В чем суть методологической оппозиции позитивизма и интерпретативизма?

  3. В чем состоит тезис психического единства человечества?

  4. В чем заключается проблема культурных универсалий?

  5. Почему Г. Риккерт противопоставляет «наукам о природе» - «науки о культуре», а не «науки о духе»?

  6. Определение социального действия по М. Веберу.

  7. Каковы, согласно М. Веберу, различия между формальной и содержательной (субстанциальной) рациональностью?

  8. В чем смысл формулы Г. Зиммеля «культура – путь души к самой себе»?

  9. Какова классификация ритуалов по Э. Дюркгейму?

  10. Теория дара и обмена по М. Моссу и ее критика М. Годелье.

  11. В чем состоит теория группы и разметки М. Дуглас?

  12. Прокомментируйте следующие понятия В. Тернера: анти-структура, коммунитас, лиминальность.

  13. Роль культуры в теории Т. Парсонса.

  14. Прокомментируйте, как наследие Э. Дюркгейма воплотилось в работах Р. Белла о гражданской религии и Э. Шилза и М. Янга о коронации?

  15. Прокомментируйте следующие понятия: «принятие роли другого», «обобщенный другой», «I» и «Me», теория зеркального «Я», определение ситуации.

  16. В чем заключается проблема отчуждения?

  17. Как «сильная программа» культурсоциологии соотносится с «культурными исследованиями» (cultural studies)?

  18. Прокомментируйте оппозицию язык/речь.

  19. Как «сильная программа» культурсоциологии соотносится с постструктуралистскими концепциями М. Фуко, Ж. Бодрийяра и П. Бурдье?

  20. В чем состоит имманентизация понятий власти и социального порядка в теориях постструктурализма?

  21. Приведите примеры культурсоциологического анализа «скрытых смыслов» и прокомментируйте теоретические и методологические основания такого анализа.

  22. В чем состоит продуктивность понятия сакрального в секуляризованном мире?

  1. Что такое амбивалентность сакрального?

  2. В чем состоит концепция анти-структуры В. Тернера?

  3. Теория насилия Р Жирара.

  1. В чем состоит теорий травмы в социологии культуры?

  2. Прокомментируйте наличие или отсутствие связи между теорией травмы в культурсоциологии и теориями психоанализа.

  3. Что такое «прагматический поворот» в культурсоциологии?
^ 9.3Примеры заданий промежуточного /итогового контроля
Пример домашнего задания:

Социологический «этюд»: подготовка оригинального проекта по анализу и интерпретации самостоятельно поставленной социологической проблемы.
^ 10Порядок формирования оценок по дисциплине
Итоговая оценка формируется по следующей формуле: 35% составляет оценка за домашние задания; 35% составляет оценка за содержательную активность на семинарах, кроме домашних заданий (комментирование, оппонирование, дискуссии, ответы на вопросы); 30% составляет оценка за устный экзамен.
^ 11Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 11.1Базовые учебники
Smith, P., & Riley, A. T. (2009). Cultural theory: an introduction (Second edi.). Blackwell Publishing. (По мере необходимости преподаватель обеспечивает студентов электронными копиями литературы).

Ионин Л.Г. Социология культуры. Москва, Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2004.
^ 11.2Основная литература
Тема 1.

Smith, P., Riley, A. Cultural theory: an introduction. Blackwell Publishing, 2009. P. 1-5.

Ионин Л.Г. Социология культуры. Москва, Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2004. С. 10-60.

Гирц, К. Интерпретация культур. Москва, «РОСПЭН», 2004. Гл. 2-3.

Тема 2.

Smith, P., Riley, A. Cultural theory: an introduction. Blackwell Publishing, 2009. P. 6-25.

Ионин Л.Г. Социология культуры. Москва, Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2004. С. 61-103, 213-157.

Гирц, К. Интерпретация культур. Москва, «РОСПЭН», 2004. Гл. 1.

Дюркгейм, Э. (1998). Элементарные формы религиозной жизни / Пер. с фр. А.Б. Гофмана. Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. / Сост. и общ. ред. А.Н. Красникова. Москва: Канон+.

Гофман, А. Б. (1997). Семь лекций по истории социологии. Москва: Книжный дом Университет. (Лекция 6).

Тема 3.

Мосс, М. (1996b). Очерк о даре. Форма и основание обмена в архаических сообществах. ^ Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии (pp. 83-222). Москва: Восточная литература.

Smith, P., & Alexander, J. C. (2005). The New Durkheim. In J. C. Alexander & P. Smith (Eds.), The Cambridge Companion to Durkheim (pp. 1-40). Cambridge: Cambridge University Press.

Дуглас, М. (2000). Чистота и опасность / Пер. с англ. Р. Громовой под ред. С. Баньковской. Вступ. статья и коммент. С. Баньковской. Москва: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле».

Тема 4.

Парсонс, Т. (2002). Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения. Теоретическая социология: Антология: В 2-х ч. / Сост. и общ. ред. С.П. Баньковской (pp. 3-42). Москва: Книжный дом “Университет.”

Парсонс, Т. (1996). Современный взгляд на дюркгеймову теорию религии / Пер. с англ. Е.Д. Руткевич. Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии / Сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич (pp. 102-115). Москва.

Bellah, R. N. (1967). Civil religion in America. Daedalus, 96(1), 1–21.

Shils, E., & Young, M. D. (1956). The meaning of the coronation. Victoria, 63-82. Bobbs-Merrill, College Division.

Тема 5.

Ионин Л.Г. Социология культуры. Москва, Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2004. С. 85-103.

Smith, P., Riley, A. Cultural theory: an introduction. Blackwell Publishing, 2009. P. 54-68.

Тема 6.

Smith, P., Riley, A. (2009) Cultural theory: an introduction. Blackwell Publishing. P. 34-53, 144-157, 195-206.

Тема 7.

Годелье, М. (2007). Загадка дара / Пер. с франц. А.Б. Щербаковой. Москва: Издательская фирма “Восточная литература” РАН. (1 гл.).

Фуко, М. (1999). Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы / Пер. с фр. В. Наумова, под ред. И. Борисовой. Москва: Ad Marginem. (1 Гл.).

Эко, У. (1998). Отсутствующая структура: введение в семиологию / пер. с итал. А. Г. Погоняйло и В. Г. Резник. Санкт-Петербург: ТОО ТК «Петрополис». С. 33-120.

Smith, P., & Riley, A. T. (2009). Cultural theory: an introduction (Second edi.). Blackwell Publishing. P. 92-127, 158-175, 176-194.

Тема 8.

Александер, Д. (2010b). Сильная программа в культурсоциологии: Элементы структурной герменевтики / пер. с англ. С. Джакуповой под ред. Д. Куракина. Социологическое Обозрение, 9(2), 11-30.

Куракин, Д. (2010). «Сильная программа» в культурсоциологии: историко-социологические, теоретические и методологические комментарии. Послесловие редактора спецвыпуска. Социологическое Обозрение, 9(2), 155-178.

Смит, Ф. (2008). Рассуждения о гильотине: карательная техника как миф и символ / Пер. с англ. И. Тартаковской под ред. Д. Куракина. Социологическое Обозрение, 7(2), 3-23.

Alexander, J. C. (1992). The Promise of a Cultural Sociology: Technological Discourse and the Sacred and Profane Information Machine. In R. Munch & N. J. Smelser (Eds.), Theory of Culture (pp. 293-323). Berkeley: University of California Press.
^ 11.3Дополнительная литература
Тема 1.

Андерсон, Б. (2001) Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / Пер. с англ. В.Г. Николаева. Москва, Канон-Пресс-Ц.

Геллнер, Э. (2002) Пришествие национализма. Мифы нации и класса // Нации и национализм. М.: Праксис.

Куракин, Д.Ю. (2005) Символические классификации и «Железная клетка»: две перспективы теоретической социологии // Социологическое обозрение. Т. 4. №1. С. 63-81.

Лакофф, Дж., Джонсон, М. (2004) Метафоры, которыми мы живем / Пер. с англ. под ред. А.Н. Баранова. Москва, Едиториал УРСС.

Alexander, J.C. (2008) Clifford Geertz and the Strong Program: The Human Sciences and Cultural Sociology // Cultural Sociology. Vol. 2. Issue 2. Pp. 157-168.

Hertz R. (2009 [1909]). The pre-eminence of the right hand: a study in religious polarity // Hertz R. Death and the right hand / Trans. by R. Needham and C. Needham. London; New York: Routledge, 2009. P. 89–113.

Тема 2.

Durkheim, E. (1973). The Dualism of Human Nature and its Social Conditions. In R. N. Bellah (Ed.), Emile Durkheim: On Morality and Society. Selected Writings (pp. 149-163). Chicago and London: The University of Chicago Press.

Durkheim, E. (1995). The Elementary Forms of Religious Life / Transl. and with introd. by K.E. Fields. New York: The Free Press.

Giesen, B. (2004a). Triumph and Trauma / Foreword by S. N. Eisenstadt. Paradigm Publishers.

Giesen, B. (2004b). The Trauma of Perpetrators: the Holocaust as the Traumatic Reference of German National Identity. Cultural Trauma and Collective Identity (pp. 112-154). University of California Press.

Lukes, S. (1985). Emile Durkheim. His Life and Work. A Historical and Critical Study. Stanford, California: Stanford University Press.

Андерсон, Б. (2001). Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / Пер. с англ. В.Г. Николаева. (С. П. Баньковская, Ed.). Москва: Канон-Пресс-Ц.

Вебер, М. Основные социологические понятия / Пер. с нем. А.Ф. Филиппова // Теоретическая социология: Антология: в 2 ч. / Сост. и общ. ред. С.П. Баньковской. Москва, Книжный дом «Университет», 2002. Ч. 1. С. 70-146.

Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения / Сост. Ю.Н. Давыдова. Москва, Прогресс, 1990.

Вебер, М. Хозяйство и общество / Пер. с нем. А.Ф. Филиппова // Западная экономическая социология. Хрестоматия современной классики / Сост. и науч. ред. В.В. Радаев. Москва, «РОСПЭН», 2004.

Вебер, А. Принципиальные замечания к социологии культуры // Вебер А. Избранное: Кризис европейской культуры. СПб, 1999. С.7-40.

Геллнер, Э. (2002). Пришествие национализма. Мифы нации и класса. Нации и национализм. Москва: Праксис.

Дюркгейм, Э. (1991). О разделении общественного труда. Метод социологии. Москва: Наука.

Дюркгейм, Э. (1994). Самоубийство. Социологический этюд. Москва: Мысль.

Дюркгейм, Э. (1995a). Метод социологии. Эмиль Дюркгейм. Социология: ее предмет, метод, предназначение / Пер. с фр., составление, послесловие и примечания А.Б. Гофмана. Москва: Канон.

Дюркгейм, Э. (1995b). Представления индивидуальные и представления коллективные / Пер. с фр., составление, послесловие и примечания А.Б. Гофмана. Эмиль Дюркгейм. Социология: ее предмет, метод, предназначение / Пер. с фр., составление, послесловие и примечания А.Б. Гофмана. Москва: Канон.

Дюркгейм, Э., & Мосс, М. (1996). О некоторых первобытных формах классификации. К исследованию коллективных представлений. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии (pp. 6-73). Москва: Восточная литература.

Зиммель, Г. Руина // Георг Зиммель. Избранное. Т. 2. М.: Юристь, 1996. С. 227-233.

Зиммель, Г. Понятие и трагедия культуры / пер. И. И. Маханькова // Георг Зиммель. Избранное. Том первый: философия культуры. М.: Юрист, 1996.

Зиммель, Г. Общение. Пример чистой, или формальной социологии // Зиммель, Г. Избранное. Т.2. М.: Юрист, 1996.

Зиммель, Г. Большие города и духовная жизнь // Логос. №3-4. 2002.

Кайуа, Р. Секретные сокровища // Игры и люди. Статьи и эссе по социологии культуры / Сост., пер. с фр. и вступ. ст. С.Н. Зенкина. М.: ОГИ, 2007. С. 224-233.

Кайуа, Р. Головокружение // Игры и люди. Статьи и эссе по социологии культуры / Сост., пер. с фр. и вступ. ст. С.Н. Зенкина. М.: ОГИ, 2007. С. 232-241. 

Куракин, Д. (2009). На пути к позднедюркгеймианской программе культурсоциологии: перцепция «Элементарных форм» Э. Дюркгейма в социологической мысли. Социологический журнал, (3), 15-28.

Мосс, М. (1996). Физическое воздействие на индивида коллективно внушенной мысли о смерти. Марсель Мосс. Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии / Пер. с франц. (pp. 223-241). Москва: Восточная литература.

Риккерт, Г. Науки о природе и науки о культуре / Пер. под ред. С.И. Гессена. М.: Республика, 1995. С. 44-128.

Теннис, Ф. Общность и общество. Основные понятия чистой социологии / Пер. с нем. Д. Скляднева. «Владимир Даль», 2002.

Уинч, П. Идея социальной науки и ее отношение к философии / Пер. с англ. М. Горбачева и Т. Дмитриева. Москва, «Русское феноменологическое общество», 1996.

Хальбвакс, М. (2007). Социальные рамки памяти / Пер. с фр. С.Н. Зенкина. Москва: Новое издательство.

Durkheim, E. (1973). The Dualism of Human Nature and its Social Conditions. In R. N. Bellah (Ed.), Emile Durkheim: On Morality and Society. Selected Writings (pp. 149-163). Chicago and London: The University of Chicago Press.

Durkheim, E. (1995). The Elementary Forms of Religious Life / Transl. and with introd. by K.E. Fields. New York: The Free Press.

Giesen, B. (2004a). Triumph and Trauma / Foreword by S. N. Eisenstadt. Paradigm Publishers.

Giesen, B. (2004b). The Trauma of Perpetrators: the Holocaust as the Traumatic Reference of German National Identity. Cultural Trauma and Collective Identity (pp. 112-154). University of California Press.

Lukes, S. (1985). Emile Durkheim. His Life and Work. A Historical and Critical Study. Stanford, California: Stanford University Press.

Simmel, G. The Philosophy of Money / Tr. by T. Bottomore and D. Frisby. London and New York, Routledge, 1990.

Тема 3.

Батай, Ж. (2006). Проклятая часть. Опыт общей экономики / Пер. с фр. А.В. Соловьева. Проклятая часть: сакральная социология / Сост., общ. ред. и вступит. статья С.Н. Зенкина (pp. 109-236). Москва: Ладомир.

Годелье, М. (2007). Загадка дара / Пер. с франц. А.Б. Щербаковой. Москва: Издательская фирма “Восточная литература” РАН.

Дуглас, М. (2007). Окружающая среда и риск / Пер. с англ. Д. Чурюмовой под ред. Д. Куракина. Социологическое Обозрение, 6(3).

Дюркгейм, Э., & Мосс, М. (1996). О некоторых первобытных формах классификации. К исследованию коллективных представлений. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии (pp. 6-73). Москва: Восточная литература.

Кайуа, Р. (2003). Миф и человек. Человек и сакральное / Пер. с фр. С.Н. Зенкина. Москва: ОГИ.

Мосс, М. (1996a). Физическое воздействие на индивида коллективно внушенной мысли о смерти. Марсель Мосс. Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии / Пер. с франц. (pp. 223-241). Москва: Восточная литература.

Мосс, М. (1996c). Техники тела. Марсель Мосс. Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии / Пер. с франц. (pp. 242-250). Москва: Восточная литература.

Тэрнер, В. (1983). Символ и ритуал. Виктор Тэрнер. Символ и ритуал / Сост., вступ. статья и пер. с англ. В.А. Бейлиса. Москва: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука».

Уорнер, У. Л. (2000). Живые и мертвые. Санкт-Петербург: Университетская книга.

Hertz, R. (2009). The pre-eminence of the right hand: a study in religious polarity. Death and the right hand / Tr. by Rodney and Claudia Needham (pp. 89-113). London and New York: Routledge.

Turner, V. (1969). The ritual process: structure and anti-structure. Aldine Transaction. Ithaca, New York: Cornell University Press.

Turner, V. (1975a). Metaphors of Anti-Structure in Religious Culture. Dramas, Fields and Metaphors. Symbolic Action in Human Society (pp. 272-299). Ithaca and London: Cornell University Press.

Turner, V. (1975b). Social Dramas and Ritual Metaphors. Dramas, Fields and Metaphors. Symbolic Action in Human Society (pp. 23-59). Ithaca and London: Cornell University Press.

Тема 4.

Cohen, J. (1975). Moral freedom through understanding in Durkheim. American Sociological Review, 40(1), 104–106.

Durkheim, E. (2002). Moral Education: A Study in the Theory and Application of the Sociology of Education / Translated and with a Preface by Everett K. Wilson and Herman Schnurer, with Foreword by Paul Fauconnet. Mineola, New York: Dover Publications.

Eisenstadt, S. N. (1988). Transcendental Vision, Center Formation, and the Role of Intellectuals. In L. Greenfeld & M. Martin (Eds.), Center: Ideas and Institutions (pp. 96-109). Chicago and London: The University of Chicago Press.

Parsons, T. (1975). Comment on “Parsons ‘ Interpretation of Durkheim " and on ’Moral Freedom Through Understanding in Durkheim".” American Sociological Review, 40(1), 106-111.

Pope, W. (1973). Classic on classic: Parsons’ interpretation of Durkheim. American Sociological Review, 38, 399-415.

Shils, E. (1975). Center and Periphery: Essays in Macrosociology. Chicago: The University of Chicago Press.

Tiryakian, E. A. (1974). On the Margin of the Visible: Sociology, the Esoteric, and the Occult. New York: Wiley.

Verba, S. (1965). The Kennedy Assassination and the Nature of Political Commitment. In B. S. Greenberg & E. B. Parker (Eds.), The Kennedy Assassination and the American Public: Social Communication in Crisis. Stanford, California: Stanford University Press.

Тема 5.

Американская социологическая мысль (1994). М.: Из-во МГУ. (Раздел «Теории символического интеракционизма»).

^ Баньковская С.П. Чикагская школа в американской социологической теории. Ведущие теоретики Чикагской школы // История теоретической социологии. М.: Канон. Т. 3.

Блумер Г. (1984) Общество как символическая интеракция // Современная зарубежная социальная психология. М..

Гарфинкель Г. (2003) Что такое этнометодология? / пер. с англ. А. Корбута // Социологическое обозрение. Т. 3. №4. С. 3-25.

Гофман И. (2004) Анализ фреймов. Эссе об организации повседневного опыта. М.: Ин-т социологии РАН.

Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М.: Канон-Пресс, 2000.

Кули Ч.Х. (1998) Человеческая природа и социальный порядок. М.: Дом интеллектуальной книги, 2001.

Шюц А. (2003) О множественности реальностей / пер. с англ. А. Корбута // Социологическое обозрение. Т. 3. №2. С. 3-34.

Collins, R. (2004), Interaction Ritual Chains, Princeton University Press.

Mead G.H. (1967) Mind, Self and Society from the Standpoint of a Social Behaviorist. Chicago: The University of Chicago Press.

Тема 6.

Адорно Т., Хоркхаймер, М. (1997) Диалектика Просвещения : Филос. фрагменты — М.: Медиум.

Беньямин В. (1996) Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости // Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе / Под. ред. Ю. А. Здорового — М.: Медиум.

^ Маркузе Г. (1994) Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества. М.

Юнг К.Г. Архетип и символ. - М.: «Ренессанс», 1991.

Culture, Media, Language: Working Papers in Cultural Studies, 1972-79 (Cultural Studies Birmingham). (1980). Ed. by Stuart Hall, Dorothy Hobson, Andrew Lowe and Paul Willis. Academic division of Unwin Hyman (Publishers) Ltd.

Hall, S., Critcher, C., Jefferson, T., Clarke, J., & Roberts, B. (1978). Policing the Crisis: Mugging, the State and Law and Order. London: Macmillan.

Тема 7.

Барт Р. Мифологии. М., 1996.

Бодрийяр, Ж. (2000) Символический обмен и смерть / Пер. и вступ. статья С.Н. Зенкина. М.: Добросвет.

Бурдье, П. (1998) Структура, габитус, практика// Журнал социологии и социальной антропологии. №2.

Леви-Строс, К. (1985). Эффективность символов. Структурная антропология / Пер. с фр. Вяч. Вс. Иванова. Москва: Наука.

Рикёр, П. (2008). Модель текста: осмысленное действие как текст / Пер. с англ. А. Борисенковой под ред. А. Филиппова. Социологическое Обозрение, 7(1).

Фархатдинов, Н. (2010). Автономия живописи: от поля художественного производства к раме картины. Социологическое обозрение, 9(2), 55-74.

Фуко, М. (1996). Воля к знанию. История сексуальности. Т. 1. / Пер. с фр. С. Табачниковой. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности (pp. 97–268). Москва: Касталь.

Тема 8.

Александер, Д. (2007). Аналитические дебаты: Понимание относительной автономии культуры / пер. с англ. М. Шуровой под ред. Д. Куракина. Социологическое Обозрение, 6(1), 17-37.

Александер, Д. (2010). Об интеллектуальных истоках «сильной программы». Предваряя спецвыпуск журнала Центра фундаментальной социологии «Социологическое обозрение», посвященный культурсоциологии / Пер. с англ. Д. Куракина. Социологическое Обозрение, 9(2), 5-10.

Батай, Ж. (2006). Проклятая часть. Опыт общей экономики / Пер. с фр. А.В. Соловьева. Проклятая часть: сакральная социология / Сост., общ. ред. и вступит. статья С.Н. Зенкина (pp. 109-236). Москва: Ладомир.

Гирц, К. (2010). Искусство как культурная система / пер. с англ. Д. Аронсона под ред. А. Корбута. Социологическое обозрение, 9(2), 31-53.

Дуглас, М. (2000). Чистота и опасность / Пер. с англ. Р. Громовой под ред. С. Баньковской. Вступ. статья и коммент. С. Баньковской. Москва: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле». Введение, гл. 1-3.

Дюркгейм, Э., & Мосс, М. (1996). О некоторых первобытных формах классификации. К исследованию коллективных представлений. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии (pp. 6-73). Москва: Восточная литература.

Жирар, Р. (2000). Насилие и священное / Пер. с фр. Г. Данишевского. Москва: Новое литературное обозрение.

Кайуа, Р. (2003). Миф и человек. Человек и сакральное / Пер. с фр. С.Н. Зенкина. Москва: ОГИ.

Куракин, Д. (2011). Модели тела в современном популярном и экспертном дискурсе: к культурсоциологической перспективе анализа. Социологическое Обозрение, 10(1-2), 56-74.

Куракин, Д. (2005). Символические классификации и «Железная клетка»: две перспективы теоретической социологии. Социологическое Обозрение, 4(1), 63-81.

Мосс, М. (1996a). Очерк о даре. Форма и основание обмена в архаических сообществах. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии (pp. 83-222). Москва: Восточная литература.

Мосс, М. (1996b). Физическое воздействие на индивида коллективно внушенной мысли о смерти. Марсель Мосс. Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии / Пер. с франц. (pp. 223-241). Москва: Восточная литература.

Мосс, М. (1996c). Техники тела. Марсель Мосс. Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии / Пер. с франц. (pp. 242-250). Москва: Восточная литература.

Тэрнер, В. (1983). Символ и ритуал. Виктор Тэрнер. Символ и ритуал / Сост., вступ. статья и пер. с англ. В.А. Бейлиса. Москва: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука».

Хальбвакс, М. (2007). Социальные рамки памяти / Пер. с фр. С.Н. Зенкина. Москва: Новое издательство.

Alexander, J. C. (2004). Toward a Theory of Cultural Trauma. Cultural Trauma and Collective Identity (pp. 1-30). Berkeley: University of California Press.

Alexander, J. C. (2004). Cultural pragmatics: Social performance between ritual and strategy. Sociological Theory, 22(4), 527-573.

Alexander, J. C. (2010). Iconic Consciousness: The Material Feeling of Meaning. Thesis Eleven, 103(1), 10-25.

Alexander, J. C. (1988). Culture and Political Crisis: Watergate and Durkheimian Sociology. In J. C. Alexander (Ed.), Durkheimian Sociology: Cultural Studies (pp. 187-224). Cambridge University Press.

Alexander, J. C. (2002). On the Social Construction of Moral Universals: The “Holocaust” from Mass Murder to Trauma Drama. European Journal of Social Theory, 5(1), 5-86.

Alexander, J. C. (2004). From the Depths of Despair: Performance and Counter-Performance on September 11th. Sociological Theory, 22(1), 88-105.

DeNora, T. (2006). Music as agency in Beethoven’s Vienna. In R. Eyerman & L. McCormick (Eds.), Myth, meaning and performance: toward a new cultural sociology of the arts (pp. 103-121). Boulder, CO: Paradigm Publishers.

Eyerman, R. (2006). Toward a Meaningful Sociology of the Arts. In R. Eyerman & L. Mccormick (Eds.), Myth, Meaning, and Performance: Toward a New Cultural Sociology of the Arts (pp. 13-34). Paradigm Publishers.

Pickering, W. S. F. (2001). The Eternality of the Sacred: Durkheim’s Error? In W. S. F. Pickering (Ed.), Emile Durkheim. Critical Assessment of Leading Sociologists (third series) (pp. 103-122). London: Routledge.

Riley, A. T. (2010). Impure Play: Sacredness, Transgression, and the Tragic in Popular Culture. Lexington Books.

Smith, P., & Riley, A. T. (2009). Cultural theory: an introduction (Second edi.). Blackwell Publishing. P.69-91.

Turner, V. (1969). The ritual process: structure and anti-structure. Aldine Transaction. Ithaca, New York: Cornell University Press.

Witkin, R. (1990). The aesthetic imperative of a rational-technical machinery: A study in organizational control through the design of artifacts. Symbols and artifacts: Views of the corporate landscape, 2(1), 325–338.
^ 11.4Справочники, словари, энциклопедии International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences
Copyright © 2001 Elsevier Ltd. All rights reserved.

Editors-in-Chief: Neil J. Smelser and Paul B. Baltes

ISBN: 978-0-08-043076-8

http://www.sciencedirect.com/science/book/9780080430768

(О получении доступа к элестронным ресурсам см. http://library.hse.ru/e-resources/ez/ezregulation.htm).
^ 11.5Программные средства
Специальные программные средства не используются.
11.6Дистанционная поддержка дисциплины
Материалы, способствующие более успешному усвоению темы №8, размещены в специальном выпуске электронного журнала «Социологическое обозрение», посвященном культурсоциологии: http://sociologica.hse.ru/2010-9-2.html, а также в постоянной рубрике журнала, посвященной культурсоциологии: http://sociologica.hse.ru/rubric/cultural-sociology.html
12Материально-техническое обеспечение дисциплины
Ноутбук, мультимедиа-проектор.

programma-mezhvuzovskoj-nauchnoj-konferencii-studentov-elektrostal.html
programma-microsoft-excel-podgotovil-uchenik-10-klassa-grigorov-dmitrij.html
programma-mini-kursa-nesovershennie-rinki-sovremennij-podhod.html
programma-minimum-kandidatskogo-ekzamena-dlya-aspirantov-i-soiskatelej-12-00-00-yuridicheskie-nauki.html
programma-minimum-kandidatskogo-ekzamena-po-istorii-i-filosofii-nauki-tambov-2011.html
programma-minimum-kandidatskogo-ekzamena-po-kursu-istoriya-i-filosofiya-nauki-istoriya-nauk-o-zemle-geografiya.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programmno-metodicheskoe-obespechenie-uchebnogo-plana-na-2011-12-uch-g-predmet-informatika-i-ikt-stranica-3.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-municipalnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-stranica-10.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kniga-den-za-dnem-stranica-8.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-13-yurij-nikitin.html
  • literatura.bystrickaya.ru/religii-v-stranica-4.html
  • urok.bystrickaya.ru/pravila-oformleniya-tezisov-tezisi-napravlyat-v-orgkomitet-foruma-tolko-vmeste-s-zapolnennoj.html
  • credit.bystrickaya.ru/otchet-o-deyatelnosti-respublikanskogo-centra-narodnogo-tvorchestva-za-2003-god.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-5-izgotovlenie-montazh-i-remont-trebovaniya-promishlennoj-bezopasnosti-k-ustrojstvu-i-bezopasnoj-ekspluatacii.html
  • reading.bystrickaya.ru/kulbaeva-bahitzhamal-zhundibajizi-drster-zhne-tzhribelk-sabatar-abildau-uaiti-a1-201-aud-saba.html
  • urok.bystrickaya.ru/predprofilnaya-podgotovka-stranica-9.html
  • essay.bystrickaya.ru/chast-pervaya-vibor-loshadi-kniga-napisana-zhivim-ponyatnim-yazikom-snabzhena-mnogimi-hudozhestvennimi-i-prakticheskimi.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/prosodicheskie-harakteristiki-rechi-lektorov-na-materiale-nacionalnogo-i-internacionalnogo-variantov-anglijskogo-yazika-10-02-19-teoriya-yazika.html
  • studies.bystrickaya.ru/literaturnoe-chtenie-utverzhden.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lishenie-svobodi-chast-9.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-2-magiya-v-pishe-terens-makkenna.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-fizicheskaya-kultura-irkutsk-2007.html
  • exam.bystrickaya.ru/vozmezdnoe-okazanie-uslug-chast-12.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-16-sistema-prava-gosudarstvennij-obrazovatelnij-standart-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-teoriya-gosudarstva-i-prava.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/probuzhdenie-vii-illyuziya-otrazheniya-viii-rozovie-dvojnyashki.html
  • desk.bystrickaya.ru/organizaciya-sluzhbi-logistiki-organizacionnaya-struktura-logistiki-na-predpriyatii.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vi-lenino-gosudarstvelekciya-v-sverdlovskom-universitete-11-iyulya-1919-g-3-marksistskaya-teoriya-gosudarstva.html
  • znanie.bystrickaya.ru/akcentuaciya-haraktera-v-podrostkovom-vozraste-chast-6.html
  • lecture.bystrickaya.ru/annotaciya-rabochej-programmi-po-discipline-himiya-fizicheskaya-i-kolloidnaya.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/s-g-kara-murza-stranica-39.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-s-276-277-repina-l-p-istoriya-istoricheskogo-znaniya-posobie-dlya-vuzov-a-p-repina-v-v-zvereva.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vlastelin-kolec-dve-bashni-stranica-23.html
  • turn.bystrickaya.ru/okonkurse-na-zameshenie-dolzhnosti-rukovoditelya-municipaliteta-vnutrigorodskogo-municipalnogo-obrazovaniya.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-utverzhdena-na-zasedanii-pedagogicheskogo-soveta-tmou-dod-dyuc-centr-turizma-i-kraevedeniya-stranica-2.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/mchs-rossii-otmetilo-taganrog-internet-resurs-wwwmolotroru-16022011-rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-17-fevralya-2011-g.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zadachami-ekonomiki-okruzhayushej-sredi-stali.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chto-predstavlyaet-soboj-vkr-metodicheskie-rekomendacii-k-vipolneniyu-vipusknih-kvalifikacionnih-rabot-dlya-studentov.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rasporyazhenie-24-noyabrya-2011-goda-1642-r-ob-organizacionnih-meropriyatiyah-po-obespecheniyu-raboti-izbiratelnih-uchastkov.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-15-sudebnoe-razbiratelstvo-s-izmeneniyami-ot-30-iyunya-2003-g-7-iyunya-28-iyulya-2-noyabrya-29-dekabrya-2004.html
  • lesson.bystrickaya.ru/pravila-dzhessi-livermora-viktor-niderhoffer.html
  • education.bystrickaya.ru/32-zadaniya-na-vipolnenie-kursovoj-i-kontrolnoj-rabot-po-razdelu-mashini-postoyannogo-toka.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.