.RU

Программа дисциплины сд. В инновационный менеджмент для студентов подготовки бакалавров по профессионально-образовательной программе направления


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию



ОБНИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ (ИАТЭ)





УТВЕРЖДАЮ




Проректор по учебной работе


С.Б. Бурухин





“______”____________ 200__ г.


^ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


СД.В.1.1. ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ


для студентов подготовки бакалавров

по профессионально-образовательной программе

направления^ 080100 – «Экономика»,


Форма обучения: очная


Объем дисциплины и виды учебной работы по очной форме в соответствии с учебным планом


Вид учебной работы

Всего часов

Семестры







7










Общая трудоемкость дисциплины

125

125










Аудиторные занятия

51

51










Лекции

34

34










Практические занятия и семинары

17

17










Лабораторные работы

-

-










Курсовой проект (работа)

-

-










Контрольная работа (рейтинг)

2 к.т.

2 к.т.










Самостоятельная работа

74

74










Расчетно-графические работы

-

-










Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

Зач.

Зач.












Обнинск 2009

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 – «Экономика».


Программу составила:


______________ Кузьмина О.Г. , к.э.н., доцент кафедры МФКБУ


Программа рассмотрена на заседании кафедры “Менеджмент, финансы и кредит и бухгалтерский учет” (МФКБУ) (протокол № _ _ от _ _._ _.200_ г.)


Заведующий кафедрой МФКБУ


_____________ Шубин М.В.


«____»_____________ 200__ г.


СОГЛАСОВАНО


Начальник Учебно-методического управления ИАТЭ


_____________________ Ю.Д. Соколова


«____»_____________ 200__ г.

Декан социально-экономического факультета (СЭФ)


___________________ В.Н.Тябин


«____»_____________ 200__ г.












^ 1. Цели и задачи дисциплины


Целью дисциплины является формирование у студентов восприимчивости к нововведениям, теоретических знаний и практических навыков в области подготовки и осуществления инновационных изменений.

Задачи преподавания:

Изучение теоретических основ управления инновационными процессами и инновационной деятельностью. Анализировать эффективность инноваций и эффективность инновационной деятельности. Иметь представление об организации и управлении научными исследованиями и разработками в России.

Место в подготовке специалиста по данному направлению и специальности:

Дисциплина «Инновационный менеджмент» является одной из компонент при подготовке специалистов по направлениям: 030300 – «Психология»; 080100 – «Экономика». Она помогает студентам расширить и обосновать рекомендуемые решения по управлению инновационными проектами.


2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.


Студент, изучивший данную дисциплину должен знать:


^ 3. Содержание дисциплины


3.1. Лекции


Тема 1. Основы теории и методологии инноватики - 3 часа


Дидактическая единица: тенденции и разновидности развития, инновационный менеджмент: возникновение, становление и основные черты.


Цель и задачи курса, структура дисциплины. Сущность инновационного менеджмента. Инновационный менеджмент как область научных знаний.

Инновации и нововведения: понятия, подходы к исследованиям, взаимосвязь инновации- явления и инновации процесса.


Вопросы к семинару 1:


  1. Дайте определение инновации

  2. В чем отличие инноваций и несущественных видоизменений

  3. В чем отличие инновации и инновационного процесса.

  4. Охарактеризуйте три формы инновационного процесса


Тема 2. Инноватика как область знаний - 3 часа


Дидактическая единица: нововведение как объект инновационного управления


Развитие теории инноватики и ее современные концепции. Наука, техника, экономика и образование как компоненты целостной системы инновационной деятельности. Инновационная сущность экономических, организационных и управленческих нововведений.


Вопросы к семинару 2:


        1. В чем состоит сущность теории длинных волн Н. Кондратьева. .

        2. Определите основные критерии классификации инноваций.


Тема 3. Сущность и классификация нововведений - 4 часа


Дидактическая единица: инновационный менеджмент: возникновение, становление и основные черты.


Принципы и задачи классификации инноваций и инновационных процессов. Основные классификационные признаки, используемые в инновационном менеджменте.


Вопросы к семинару 3:


  1. Чем отличаются продуктовые инновации от процессных.

  2. По какому принципу дана классификация инноваций на сырьевые, обеспечивающие и продуктовые.

  3. Какие инновации учитывают сферу деятельности предприятия.


Тема 4. Инновационный процесс: этапы, сущность, содержание.

Жизненный цикл инноваций. - 3 часа


Дидактическая единица: организация инновационного менеджмента


Сущность инновационного процесса. Роль и место конкуренции в инновационной деятельности. Конкурентоспособность как основной фактор инновационного развития. Жизненный цикл инноваций. Характеристика основных этапов жизненного цикла инноваций.


Вопросы к семинару 4:


  1. Охарактеризуйте кривую взаимосвязи инноваций и спроса продукции.

  2. В каком из вариантов потребность в инновациях постоянна.

  3. Проблемы перехода от одного промышленного цикла к другому.


Тема 5. Программно-целевые методы управления инновационными

процессами - 3 часа


Дидактическая единица: организация инновационного менеджмента


Сущность программно-целевых методов управления инновационными процессами.

Инновационная программа: Сущность, содержание, назначение. Региональные программы научно-технического развития. Корпоративные программы научно-технического развития. Управление проектами.


Вопросы к семинару 5:


  1. Целесообразно ли для управления проектом создавать рабочую группу

  2. Существует ли связь между рабочей группой и всей организацией в целом.

  3. Обоснуйте характерные признаки инновационных проектов.


Тема 6. Инновационные стратегии — 3 часа


Дидактическая единица: инновационный менеджмент и стратегическое управление


Основные виды государственной научно-технической и инновационной политики. Виды государственной стратегии и особенностей их применения.

Внутрикорпоративные инновационные стратегии: назначение, порядок разработки и реализации.


Вопросы к семинару 6:


  1. Основные цели стратегического планирования.

  2. Фазы стратегического планирования.

  3. Факторы выбора инновационной стратегии

  4. Направления выбора инновационной стратегии.


Тема 7. Организационные формы инновационной деятельности — 3 часа


Дидактическая единица: организация инновационного менеджмента.


Основные виды форм инновационной деятельности. Внутрикорпоративные формы организации инновационных процессов. Формы малого предпринимательства и инкубаторы бизнеса. Межорганизационная научно-техническая кооперация в инновационной деятельности. Тенополисы, научно-технические и научно-промышленные парки. Ассоциации и объединения предприятий. ФПГ.


Вопросы к семинару 7:


  1. Охарактеризуйте отличительные признаки субъектов инновационной деятельности.

  2. Назовите основные цели создания ТЕХНОПАРКОВ.

  3. Проанализируйте в чем отличие Инкубаторов бизнеса от Технологических Инкубаторов.



Тема 8. Инфраструктура инновационной деятельности — 3 часа


Дидактическая единица: организация инновационного менеджмента.


Единство и взаимосвязь рынка инноваций, рынка чистой конкуренции и финансового рынка. Участники рынка: состав и роль в инновационной деятельности. Коммуникации в инновационном менеджменте. Информационное обеспечение инновационной деятельности.


Вопросы к семинару 8:


  1. Зарубежный опыт развития инновационной инфраструктуры.


^ Тема 9. Инвестиции в инновации — 3 часа


Дидактическая единица: разработка программ и проектов нововведений.


Источники и формы инвестиций в инновации. Собственные средства предприятий как источник инвестиций: структура и ограничения по использованию. Привлеченные средства как источники инвестиций структура и ограничения по использованию.


Вопросы к семинару 9:


  1. Проанализируйте критические стадии роста компании и цели финансирования каждой стадии

  2. Рассмотрите два возможных механизма финансирования рисковых проектов

  3. Рисковый капитал в России.


Тема 10. Патентное законодательство РФ — 3 часа


Дидактическая единица: организация инновационного менеджмента.


Патентный закон РФ, сфера его применения. Опытный образец, промышленная модель.

Методы работы с патентной информацией. Международная система классификации.


Вопросы к семинару 10:


  1. В чем отличие патента от лицензии.

  2. Чем определяется порядок оформления патента.

  3. Что собой представляет лицензионное соглашение.


Тема 11. Оценка эффективности инновационной деятельности предприятия

и методы ее повышения. - 3 часа


Дидактическая единица: разработка программ и проектов нововведений.


Экономические критерии эффективности инновационной деятельности. Экономическая экспертиза инновационных проектов.


Вопросы к семинару 11:


  1. Показатели эффективности инновационной деятельности.

  2. Методы отбора инновационных проектов.

  3. Метод лучших показателей в научных исследованиях и разработках.


^ 3.2. Практические и семинарские занятия


Раздел(ы)

Наименование раздела

Литература

Число часов

1

Основы теории и методологии инноватики

4 стр.11

1

2

Инноватика как область знаний

4 стр.13

1

3

Сущность и классификация нововведений

4 стр.18

1

4

Инновационный процесс: этапы, сущность, содержание. Жизненный цикл инноваций.

4 стр.20

2

5

Программно-целевые методы управления инновационными процессами

4 стр.23

2

6

Инновационные стратегии

4 стр.38

2

7

Организационные формы инновационной деятельности

4 стр.43

2

8

Инфраструктура инновационной деятельности




2

9

Инвестиции в инновации

4 стр.65

2

10

Патентное законодательство РФ

4 стр.64

1

11

Оценка эффективности инновационной деятельности предприятия и методы ее повышения.

5 стр.133

1




Итого:




17


^ 3.3. Лабораторный практикум

Не предусмотрены


3.4. Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрены


3.5.Формы текущего контроля


Раздел(ы)

Форма контроля

Неделя

1-4

5-10

Контрольная работа №1

Контрольная работа №2

8

15


^ 3.6. Самостоятельная работа


Форма контроля: доклады по рефератам (объем реферата 20-25 стр.)


Темы рефератов


  1. Использование принципа повышения рыночной ценности организации в управлении инновационной деятельностью (Доп.лит. №4 стр.1-500).




  1. Организационные, технические и физические способы зашиты интеллектуальной собственности. (Доп. лит. №4 стр.1-600)

  2. Основные этапы инновационного процесса. Их сущность, содержание и источники финансирования. (Доп. лит. №3 стр.1-147)

  3. Инновационный потенциал промышленной организации. Сущность и методы оценки. (Доп. лит. №3 стр.1-147)

  4. Сущность диффузных процессов в инновационной среде. Формы трансферта инноваций.(Доп.лит. №3 стр.1-147).

  5. Организация программно-целевого управления инновационными процессами.

  6. Классификация новшеств и нововведений в современных условиях социально-экономического развития. (Доп.лит. №3 стр.1-147).

  7. Оценка эффективности инновационных проектов. Показатели и методы оценки. (Доп.лит. №3 стр.1-147).

  8. Классификация рисков в инновационной деятельности и методы их снижения.

  9. Учет инфляции и рисков при проведении оценки эффективности коммерческих предложений и проектов.(Доп.лит. №3 стр.1-147).

  10. Экспертиза инновационных предложений проектов и программ.(Доп.лит. №3 стр.1-147).

  11. Жизненный цикл инновации и его роль в организации инновационной деятельности предприятия.(Доп.лит. №5 стр.1-147).

  12. Анализ конкурентных сил в отрасли (матрица М.Портера)(Доп.лит. №5 стр.1-147).

  13. Содержание, организация и методы анализа общего внешнего окружения инновационной организации.(Доп.лит. №5 стр.1-147).

  14. Проблемы стратегического управления на предприятиях России.(Доп.лит. №5 стр.1-147).



^ 4.1. Рекомендуемая литература


4.1.1. Основная литература

  1. Завлин П.Н., Васильев А.В. Оценка эффективности инноваций.- СПб,: Издательский дом «Бизнес-пресса», 1998. - 216 с.

  2. Инновационный менеджмент: Учебник под ред. С.Д. Ильенковой. – М.:ЮНИТИ, 1997.-327.

  3. Уткин Э.А., Морозова Н.И., Морозова Г.И. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. - М.: АКАЛИС, 1996. 208 с.

  4. Кондратьева С.И. Инновационный менеджмент: Практикум. М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг»: МУПК, 2002.- 71 с.

  5. Поршнев А.Г. Управление инновациями в условиях перехода к рынку: Монография.- М.:Мегаполис-Контакт,1993.-113с.


^ 4.1.2. Дополнительная литература


    1. Румянцева Е.Е, Нововведения и бизнес-проекты. Учебно-практическое пособие. Часть 1. Минск «Армита-Маркетинг, Менеджмент» 2001.

    2. Уткин Э.А. Инновационный менеджмент, «Акалис» М., 1996 г.

    3. Хучек М. Инновации на предприятиях и их внедрение: Монография. – М.: Луч, 1992.-147с.

    4. Шапиро В.Д. др. Управление проектами: Монография. - СПб.: Два Три, 1996. –610с.

    5. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. Учебник. М.: ЗАО «Бизнес-школа Интел-Синтез», 2000 г.


^ 4.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

Не предусмотрены

5. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Не предусмотрены


6. Итоговая форма контроля


Примерный перечень вопросов к зачету


  1. Сущность инновационного менеджмента. Инновационный менеджмент как область научных знаний. Инновации и новшество.

  2. Дайте определение инновации Шумпетера. Сущность широкого и узкого подхода к определению инновации. Волновые колебания.

  3. Развитие теории инноватики и ее современные концепции. В чем сущность теории длинных волн Н. Кондратьева.

  4. Понятие и функции инновационного процесса. Этапы, сущность, содержание ИП.

  5. Диффузия инноваций (этапы и содержание).

  6. Характеристика этапов инновационного процесса. График жизненного цикла инновации.

  7. Определите основные критерии классификации инноваций.

  8. Модель инновационного процесса. Дайте характеристику основных этапов.

  9. Взаимосвязь инноваций и производственных циклов. Характеристика инновационноактивных предприятий.

  10. Проблема перехода от одного производственного цикла к другому. Признаки смены производственных циклов.

  11. Влияние свойств организации на восприятие нововведений (структурно-организационные, социальные, экономические параметры).

  12. Управление процессом подготовки производства новой техники.

  13. Понятие инновационного проекта. Содержание ИП.

  14. Понятие инновационного проекта. Этапы инновационного проекта.

  15. Понятие инновационного проекта. Характерные типы проектов.

  16. Характерные типы проектов. Классификация мегапроектов.

  17. Характерные типы проектов. Классификация мультипроектов.

  18. Характерные типы проектов. Классификация монопроектов.

  19. Классификация типов конкурентного поведения фирмы. Виоленты.

  20. Характеристика виолентов по этапам эволюционного развития.

  21. Классификация типов конкурентного поведения фирмы. Патиенты.

  22. Классификация типов конкурентного поведения фирмы. Эксплеренты.

  23. Классификация типов конкурентного поведения фирмы. Коммутанты.

  24. Методы выбора инновационной стратегии. Таблица технологическая-рыночная позиция.

  25. Процесс финансирования венчурным капиталом. Этапы финансирования.

  26. Критические стадии роста инновационной компании. Механизм возврата инвестиций.

  27. Основные организационные формы управления инновационной деятельностью.

  28. Организационные формы управления инновационной деятельностью. Матричные формы организации.

  29. Интеллектуальная собственность. Классификация нематериальных активов предприятия.

  30. Нематериальные активы предприятия. Объекты интеллектуальной собственности.

  31. Эффективность использования инноваций. Система показателей.

  32. Эффективность использования инноваций. Инновационный риск.

  33. Комплексная оценка эффективности. Показатели эффективности.

  34. Инновационная программа организации.

  35. Понятие инновационного потенциала организации. Основные блоки.

  36. Понятие инновационного климата организации. Основные компоненты.

  37. Оценка инновационной позиции организации.

  38. Оценка инновационной активности организации.

  39. Инновационная цель организации. Дерево инновационной цели.

  40. Характеристика инновационных организаций. Технопарки.

programma-kursa-sovremennie-politicheskie-sistemi-i-politicheskie-kulturi-dlya-studentov-2-i-3-kursov-fakulteta-politologii-mgimou-mid-rossii-moskva-2004.html
programma-kursa-specialnost-020800-istoriko-arhivovedenie.html
programma-kursa-specialnosti-061100-menedzhment-organizacii.html
programma-kursa-sravnitelno-istoricheskoe-i-tipologicheskoe-yazikoznanie-prednaznachena-dlya-studentov-3-goda-dnevnoj-iili-vechernej-ochno-zaochnoj.html
programma-kursa-statistika.html
programma-kursa-strahovanie-v-rf-i-za-rubezhom-dlya-studentov-5-kursa-po-napravleniyu-52-16-00-yurisprudenciya-moskva-2008-g.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodika-issledovaniya-fiziko-mehanicheskih-svojstv-skalnih-treshinovatih-porod-stranica-4.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/urok-vneklassnogo-chteniya-tyanet-na-smeshnoe-shedraya-zhertva.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/proekt-uchebnogo-plana-programma-povisheniya-kvalifikacii-stranovedenie-i-mezhdunarodnij-turizm.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zhitie-protopopa-avvakuma-im-samim-napisannoe-i-drugie-ego-sochineniya-stranica-17.html
  • credit.bystrickaya.ru/pervij-kanal-novosti-05-12-2005-kokorekina-olga-12-00-14.html
  • thescience.bystrickaya.ru/ii-analiticheskoe-obosnovanie-programmi-obrazovatelnaya-programma-gosudarstvennogo-byudzhetnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sovetskoe-obshestvo.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-dlya-studentov-ykursa-specialnosti.html
  • literatura.bystrickaya.ru/soderzhanie-disciplini-uchebnaya-programma-dlya-visshih-uchebnih-zavedenij-po-specialnostyam-1-39-01-03-radioinformatika.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-8-pedagogicheskaya-deyatelnost-v-raznih-obrazovatelnih-sistemah.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-kursa-ili-disciplini-kommunikativnaya-podgotovka-po-anglijskomu-yaziku-moskva-2010.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vibor-predmetov-dlya-sdachi-v-forme-gia-doklad-direktora-mou-osnovnaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-15-g-kaltan.html
  • diploma.bystrickaya.ru/voprosi-k-gosekzamenu-po-specialnosti-nalogi-i-nalogooblozhenie.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/publichnij-doklad-mbou-sosh-2-za-period-2013-2014-uchebnij-god.html
  • essay.bystrickaya.ru/biografiya-m-yu-lermontova-1814-1841-poet-pisatel-dramaturg-rodilsya-lermontov-v-moskve-v-seme-oficera-detstvo-budushego-poeta-bilo-omracheno-rannej-smertyu-materi-i-postoyannoj-tyazhboj-mezhdu-babushkoj-i-otcom.html
  • letter.bystrickaya.ru/obratnoj-dorogi-net-internet-resurs-wwwvzru-24022011-rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-25-fevralya-2011-g.html
  • essay.bystrickaya.ru/buhgalterlk-esep-zhne-audit-kafedrasi.html
  • znanie.bystrickaya.ru/balno-rejtingovaya-ocenka-znanij-studentov.html
  • tasks.bystrickaya.ru/11-neobosnovannie-ogranicheniya-v-poluchenii-obshestvenno-znachimoj-informacii-mezhdunarodnij-fond-zashiti-svobodi-slova-adil-soz.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prilozhenie-7-organizacionno-ekonomicheskie-usloviya-vipolneniya-rabot-po-dogovoru-na-energoobekte.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/a-g-chuchalin-hronicheskie-obstruktivnie-bolezni-legkih-stranica-28.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-uchebno-vospitatelnoj-raboti-tambovskogo-oblastnogo-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-obsheobrazovatelnaya-shkola-internat-s-pervonachalnoj-letnoj-podgotovkoj-imeni-m-m-raskovoj-stranica-8.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/olimpijskaya-hronika-sochi-prezentaciya-licenzionnoj-kollekcii-sochi-2014-projdet-v-gume-30.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-modulya-4-6-chasov-cel-obucheniya.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vsego-bez-sovmestitelej-otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-stroitelnogo-fakulteta-2008.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tipi-kommunikativnoj-informacii-dlya-tolkovogo-slovarya-chast-3.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/strana-gorit-i-tushit-sebya-tazikami-novaya-gazeta-05082010-rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-6-avgusta-2010-g.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-uchebnoj-disciplini-informacionnie-resursi-i-tehnologii-v-menedzhmente-federalnogo-komponenta-cikla-disciplin-napravleniya-gos-vpo.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/upravleniya-obrazovaniya-fizicheskoj-kulturi-molodezhnoj-politiki-i-sporta-administracii-krasnenskogo-rajona.html
  • universitet.bystrickaya.ru/svodnij-spisok-medicinskoj-tehniki-organizatorom-zakupa-kotoroj-vistupaet-too-sk-farmaciya-v-ramkah-celevih-tekushih-transfertov-oblastnim-byudzhetam-byudzhetam-g-stranica-4.html
  • universitet.bystrickaya.ru/st-prepodavatel-prepodavatel-assistent-god.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/l-m-lemkul-prazdnichnij-stol-chast-20.html
  • books.bystrickaya.ru/c-perevod-s-ispanskogo-n-butirinoj-v-stolbova-stranica-9.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sodruzhestvo-pavlenkovskih-bibliotek-yunesko.html
  • testyi.bystrickaya.ru/45-blochnie-ustanovki-teplovih-elektrostancij-pravila-tehnicheskoj-ekspluatacii-elektricheskih-stancij-i-setej.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.