.RU

Программа дисциплины Основы психологии семьи и семейного консультирования Специальность «050711. 65 Социальная педагогика»




Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тобольский государственный педагогический институт

имени Д.И. Менделеева»


Кафедра практической психологии и педагогики


Программа дисциплины


Основы психологии семьи и семейного консультирования


Специальность «050711.65 - Социальная педагогика»


Программа утверждена

на заседании кафедры ''____''___

200_ г. (протокол № _______).


Тобольск 2008
Сущность брака и семьи. Функции семьи. Особенности современной семьи, ее структура, динамика развития. Семейные отношения: культура отношений в семье, психологический климат, психология интимных отношений, профилактика супружеских конфликтов. Правовое регулирование семейных отношений. Воспитание в разных типах семей, влияние нарушений семейных отношений на психическое развитие детей. Работа социального педагога с семьей.


^ Пояснительная записка

В настоящее время отмечается повышение интереса к проблемам, связанным с семьей, ее становлением и эволюцией. Интерес к профилактической работе и изучению процесса эволюции семьи многими авторами объясняется теми трудностями, которые в современном обществе испытывает огромное количество семей: высокими показателями уровня разводов, все возрастающим числом семей с одним родителем и семей с приемными детьми.

В нашей стране проблемы семьи привлекают внимание специалистов в первую очередь в связи с задачами профилактики нервных и психических заболеваний, в связи с проблемами семейного воспитания. Последние годы в практической психологии развивается семейное консультирование по проблемам супружеской жизни и коррекции детско-родительских отношений.

Данный учебный курс является частью специальной профессиональной подготовки студентов социально-психологического факультета. Программа дисциплины «Основы психологии семьи и семейного консультирования» предназначена для студентов специальности «050711.65 – Социальная педагогика».

Общая трудоемкость дисциплины составляет 250 часов. Из них 128 часов аудиторные занятия и 122 часа – самостоятельная работа. На изучение дисциплины отводится 64 часа лекционного курса и 64 часа практических занятий. Дисциплина читается в 7, 8 семестрах.

Углубленный анализ процессов и феноменов брачно-семейных отношений с позиций психологии опирается на методологическую и теоретическую базу, заложенную в ходе изучения таких нормативных курсов как философия, социология, правоведения, экономика, возрастная физиология, блок дисциплин психолого-педагогического цикла, где рассматривались отдельные частные проблемы брака и семьи.

В начальной части курса полученные раннее знания актуализируют – создается мотивационная основа учебной работы студентов, раскрываются идеологические и методологические аспекты проблемы.

Основная часть курса посвящена анализу специфики общения и взаимодействия людей до брака и в браке.

На семинарских занятиях предполагается закрепление и углубление теоретических знаний, а также ознакомление студентов с элементами практической работы психолога.

На практических занятиях студенты экспериментально проверяют полученные теоретические сведения.

С целью повышения практической направленности изучения данного курса студентам предлагаются задания, связанные:

Самостоятельная работа студентов заключается в работе с литературой, рекомендованной к каждой теме, подготовке сообщений по результатам самостоятельного изучения отдельных исследований, написании рефератов. Заканчивается 7-й семестр сдачей экзамена и изученный курс (8-й семестр) – сдачей экзамена.


^ 1.Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины – вооружить студентов знанием базовых психологических представлений в области семейных отношений, что является необходимым условием профессионального становления, познания других людей и себя, формирования экзистенционального и функционального образа Я специалиста-психолога и социального педагога.

^ Основные задачи дисциплины:

^ Дисциплина ориентирует на научно-методическую, социально-педагогическую, учебно-воспитательную и развивающую виды профессиональной деятельности; её изучение способствует решению следующих типовых задач:


2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент, изучивший дисциплину, должен

знать:

уметь:

владеть:


^ 3.Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы

Всего часов

Семестры

7

8

ДО

ДО

ДО

Общая трудоемкость дисциплины

250

160

90

Аудиторные занятия

128

72

56

Лекции

64

36

28

Практические занятия

64

36

28

Самостоятельная работа

122

88

34

изучение литературы (реферирование и аннотирование);

30

22

10

самостоятельное изучение тем;

50

22

8

оформление документации по результатам диагностики;

20

22

8

подготовка и выполнение контрольной работы

22

22

8

Вид отчетности по дисциплине




Зачет

Экз


^ 4.Содержание дисциплины

4.1.Разделы дисциплины и виды занятий



^ Раздел

дисциплины

Всего часов

Лекции

Практические занятия,

семинары

Всего часов

Лекции

ПР, СМ

ДО

ДО

ДО

ОЗО

ОЗО

ОЗО

1.

Основные понятия психологии семейных отношений


28


14


14


2


2


-

2.

Психология партнерских и супружеских отношений


32


16


16


4


4


-

3.

Психология детско-родительских отношений


40


20


20


6


4


2

4

Методические основы семейного консультирования и коррекционной работы с семьей


28


16



12


4


2


2


^ 4.2.Содержание разделов дисциплины

4.2.1. Лекционный курс*

Семестр

№ лекции


Раздел, тема учебного курса, содержание лекции

^ Кол-во часов

7


1

Раздел I «Основные понятия психологии семейных отношений»

Тема «История института семьи и современные тенденции в развитии семейных отношений»

^ Сущность брака и семьи. Определение семьи. История института семьи. Род. Матриархальная семья. Групповая семья. Парная семья. Патриархальная семья. Моногамная семья. Современные тенденции в развитии семейных отношений.



2




2

^ Тема «Структура и функции современной семьи»

Особенности современной семьи, ее структура, динамика развития. Основные функции семьи: хозяйственно-бытовая; воспитательная; сексуально-эротическая; эмоциональная; духовного (культурного) общения; первичного социального общения. Значение успешного функционирования семьи для родителей. Детей, общества. Возникновение и развитие функций в ходе исторического развития человеческого общества. Актуальность проблемы стабилизации семьи.

2




3

^ Тема «Типологии семьи»

Типологический подход к семье. Патриархальная моногамная семья. Детоцентрическая моногамная семья. Супружеская семья. Немоногамные модели семьи. Альтернативные семейные стили.

2




4

^ Тема «Характеристика современной семьи»

Различные категории современной семьи. Современная модель семьи, ее особенности. Психологически благополучная и неблагополучная современная семья. Психологическое здоровье современной семьи. Жизненный цикл семьи и семейные кризисы. Правовое регулирование семейных отношений.

2




5

^ Тема «Системный подход В.Сатир к описанию семьи»

Американский семейный психотерапевт В.Сатир. Ключевые понятия для описания семьи: энергетика семьи, структура семьи, границы семьи, функциональные характеристики семьи»

2




6

^ Тема «Структурный подход С.Минухина»

Американский семейный психотерапевт С.Минухин. Семейные под структуры.

2




7

^ Тема «Системный подход М.Боуэна к описанию семьи»

Мюррей Боуэн (1913-1990) основоположник семейного движения в США. Цель – исследование семьи как фактора, влияющего на психическое здоровье человека, и использование ресурса семьи для помощи психически больным людям. Эмоциональная система. Дифференциация Я. Эмоциональный треугольник.

2

7

8

^ Раздел II «Психология партнерских и супружеских отношений»

Тема «Становление супружеских отношений»

Психология отношений аттракция. Любовь как предпосылка и основа современной семьи. Динамика отношений в романтической любви. Теории и виды любви. Психология добрачных отношений. Формирование супружеской пары.



2




9

^ Тема «Психологические концепции брака»

Обозначения понятия «брак». Психоаналитическая концепция брака К.Хорни. Психоаналитическая концепция брака К.Юнга. Гуманистическая концепция брака К.Роджерса.

2

7

10

^ Тема «Взаимоотношения в семье»

Брачно-семейная адаптация. Этапы жизненного цикла семьи. Супружеская совместимость. Проблема молодой семьи.

2




11

^ Тема «Семейные модели»

Особенности супружеского общения. Систематизирующие признаки классификации семей. Обобщенные модели браков. Семейный климат. Семейные отношения: культура отношений в семье, психологический климат, психология интимных отношений.

2




12

^ Тема «Супружеские и семейные проблемы»

Разрушение брака и семьи. Супружеские конфликты: причины, типология, профилактика, преодоление. Профилактика супружеских конфликтов.

2




13

^ Тема «Детский опыт в родительской семье и его влияние на собственную семью»

Детский опыт в родительской семье существенным образом влияет на установки в будущих супружеских взаимоотношениях, на воспитание детей, отношения с родственниками в собственной семье. Способ реагирования на стресс. Эмоциональные и поведенческие нормы. Социальные и семейные отношения.

2




14

^ Тема «Социальные и внутрисемейные стрессоры и их влияние на собственную семью»

Влияние стрессоров на отношения и подверженность стрессорам в результате недостаточного устоявшихся супружеских отношений. Влияние внешних социальных стрессоров на супружеские отношения. Влияние внутрисемейных стрессоров на супружеские отношения.


2




15

^ Тема «Развод и его влияние на детей и бывших супругов»

Процессы распада и дестабилизации семейных отношений. Проблемы и причины разводов. Стадии развода. Влияние развода родителей на детей. Оказание психологической помощи при разводе супругам и детям.

2

7

16

^ Раздел III «Психология детско-родительских отношений»

Тема «Психология репродуктивного поведения»

Репродуктивное поведение. Динамика показателей репродуктивного родительства. Зачатие и рождение ребенка: психологическая характеристика пренатального периода. Факторы и условия психического риска для будущего ребенка. Родительство в аспекте перинатальной психологии.


2




17

^ Тема «Материнство и отцовство»

Материнство как психологический феномен. Базальное доверие. Переживание телесной целостности. Синхронизация как основа будущих коммуникативных навыков. Когнитивное развитие младенца. Формирование материнского поведения. Материнская постнатальная депрессия. Материнская депривация. Психология отцовства.

2




18

^ Тема « Психология формирования родительства»

Психолого-педагогические особенности родительства. Факторы, определяющие формирование родительства. Анализ влияния субъективно-психологических факторов, определяющих особенности родительства в однодетных и двудетных семьях. Личностная зрелость родителей как фактор семейного воспитания. Зависимость семейного воспитания от конфигурации семьи. Влияние этнического фактора на принятие и исполнение родительской роли.

2




19

^ Тема «Родительские установки и стили воспитания»

Понятие родительские установки. Семья как персональная микросреда развития ребенка. Характеристика психолого-педагогических факторов воспитания детей. Стили семейного воспитания (Э.Г.Эйдемиллер, Л.Б.Шнейдер, А.С.Спиваковская, А.Е.Личко). Воспитания ребенка в семье. Методики изучающие родительские установки и стили воспитания.

2




20

^ Тема «Психология семейного воспитания»

Родительская любовь как основа родительства. Влияние родительских позиций на воспитательный потенциал семьи. Воспитание в разных типах семей. Особенности семейного воспитания в неполной семье. Гендерный подход в семейном воспитании. Влияние нарушений семейных отношений на психическое развитие детей.

2




21

^ Тема «Семья и ребенок: возрастная динамика отношений и взаимоотношения поколений в семье»

Ребенок и семья. Стадии психического развития ребенка и развитие идентичности. Новорожденный в семье. Ребенок раннего возраста. Дошкольник в семье. Одаренный ребенок в семье. Младший школьник и подросток в семье. Юношеский возраст. Взаимоотношения поколений в семье. Старшее поколение в системе семейных взаимоотношений.

2




22

^ Тема «Сиблинговая позиция и ее влияние на личностные особенности ребенка и взрослого»

Психологические особенности старшего и младшего ребенка.

Соперничество детей в семье. Влияние родителей на конкурентные отношения детей. Агрессия как причина вмешательства родителей во взаимоотношения детей.

2




23

^ Тема «Психология взаимоотношений при усыновлении»

Усыновление – это юридически закрепленное детско-родительское взаимоотношение между ребенком и супружеской парой (одиноким взрослым), не состоящими в кровном родстве. Параметры усыновления. Родительская мотивация. Содержание родительских установок усыновителей. Характеристика усыновляемого ребенка. Проблема возврата ребенка в государственные учреждения.

2




24

^ Тема «Психология взаимоотношений и психическое развитие детей в многодетной семье»

Определение многодетная семья. Трудности многодетной семьи. Проблема взаимоотношений родителей с детьми в многодетной семье. Проблема взаимоотношений детей в многодетной семье. Сиблинговые позиции. Психическое и интеллектуальное развитие детей в многодетной семье. Помощь психолога и социального педагога многодетной семье (родителям и детям).

2




25

^ Тема «Целенаправленное воздействие на ребенка в семье»

Типология детских характеров с рекомендациями их коррекции (П.Ф.Лесгафт). Деятельно-повышенные проявления. Инертно-угнетенные проявления. Лицемерный тип. Честолюбивый тип. Добродушный тип. Мягко-забитый тип. Злостно-забитый тип. Угнетенный тип. Нормальный тип. Педагогически запущенные дети. Избалованные дети. Жизнестойкие дети. Основные направления работы педагога-психолога и социального педагога с проблемами в семье.


2




26

^ Раздел IV «Методические основы семейного консультирования и коррекционной работы с семьей»

Тема «Психологическое сопровождение семьи и родительства»

Родительство и воспитание родителей. Основные концепции воспитания родителей. Модели психологического сопровождения родительства и семьи. Психодиагностика родительства. Работа социального педагога с семьей.

2

8

27

^ Тема «Диагностико-коррекционный аспект работы с семьей»

Методы изучения семьи и семейного воспитания. Методы и методики изучения детско-родительских отношений. Коррекционные родительские группы. Методики коррекции детско-родительских и семейных отношений.

2

8

28

^ Тема «Семейное психологическое консультирование»

Психологическое консультирование – прикладная отрасль современной психологии, ее задачей является разработка теоретических основ и конкретных программ оказания помощи людям в ситуациях, когда они сталкиваются с проблемами. Профессиональное консультирование могут проводить психологи, социальные педагоги, социальные работники прошедшие специальную подготовку. Цели и задачи семейного консультирования. Принципы семейного консультирования. Введение документации консультантом.

2

8

29

^ Тема «Направления и виды семейного консультирования»

Работа с семьей специалистов учреждений, ведомств, организаций связано с оказанием помощи, поддержки. Виды и направления консультирования оказываемого семье: социальное, социально-правовое, социально-педагогическое, психологическое, социально-психологическое, социально-медицинское, социально-досуговое. Специалисты центров помощи семье и детям. Специалисты учреждений и организаций социальной защиты. Специалисты социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних. Специалисты социальных приютов для детей. Специалисты центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Специалисты комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Специалисты по охране прав несовершеннолетних. Специалисты правоохранительных органов. Специалисты правозащитных ведомств. Специалисты муниципалитетов и региональных правительственных и государственных организаций. Специалисты бюро актов гражданского состояния. Учителя и преподаватели, социальные педагоги. Классные воспитатели. Медицинские работники центров планирования и репродукции семьи и женских консультаций. Специалисты учреждений здравоохранения. Психологи образовательных учреждений. Психологи центров помощи семье и ребенку. Психологи реабилитационных центров и детских приютов. Психологи производственных предприятий и учреждений. Типы клиентов по способу поведения. Позиции психолога-консультанта (Н.В.Самоукина).

2

8

30

^ Тема «Основные методики и технологии семейного консультирования»

В семейном консультирование используются методы научного познания, тестовых ситуаций, экспертных оценок, мозгового штурма, сбора внутрисемейный информации, социально-экономическая и демографическая характеристика, добрачные отношения, микроокружение семьи, стадии супружества по жизненным циклам семьи, оценка уровня благополучия удовлетворенности браком, оценка отдельных феноменов супружеских отношений, изучение семейного досуга, интересов и ценностей.

2

8

31

^ Тема «Работа психолога-консультанта с проблемами воспитания детей в семье»

Причины возникновения проблем, связанных с воспитанием детей в семье. Особенности личности родителей, сложившиеся в девстве или в более позднем возрасте, мешающие им быть эффективными родителями. Деструктивные способы общения в супружеской диаде, особенности структуры семьи, препятствующие эффективному родительству. Особенности личности ребенка, затрудняющие эффективное родительство. Несоответствие стиля воспитания и характера ребенка. Особенности социальной среды, в которой существует семья, затрудняющие эффективное родительство. Воспитательная неграмотность родителей. Воспитательные техники.

2

8

32

^ Тема «Работа психолога-консультанта с родительско- юношескими конфликтами»

Причины возникновения проблем, связанных с воспитанием детей юношеского возраста в семье. Исследование социально-воспитательного родителей. Методика предельных смыслов – предельных ценностей Д.А.Леонтьева. Методика с использованием открыток. Методика с использованием рисунка. Методика работы с деструктивными родительско- юношескими конфликтами путем развития социально-воспитательного потенциала семьи.

2

8

33

^ Тема «Работа психолога-консультанта с супружескими конфликтами»

Определение супружеский конфликт. Виды супружеского конфликта. Техники, позволяющие формировать у супругов навыки конструктивного поведения в конфликтной ситуации. Методика «Конструктивная ссора» С.Кратохвила. Методика «Супружеский договор». Методика «Супружеская конференция». Методика «Семейный совет». Методика психологической диагностики и коррекции конфликтного общения в семье В.А.Смехова. Методика «Реакция супругов на конфликт».

2


^ 4.2.2.Практические (семинарские) занятия**

№ занятия

Наименование темы практического занятия

Раздел, тема дисциплины

^ Кол-во часов

1

Семья и брак. Основные понятия


Раздел I «Основные понятия психологии семейных отношений»

Тема «История института семьи и современные тенденции в развитии семейных отношений»

2

2

Развитие брачно-семейных отношений в истории общества

Тема «История института семьи и современные тенденции в развитии семейных отношений»

2

3

Семья в России

Тема «Структура и функции современной семьи»


2

4

Стадии жизненного цикла семьи

Тема «Характеристика современной семьи»

2

5

Период выбора брачного партнера

Тема «Системный подход В.Сатир к описанию семьи»

2

6

Период молодой семьи

Тема «Структурный подход С.Минухина»

2

7

Период зрелой семьи


Тема «Системный подход М.Боуэна к описанию семьи»

2

8

Психология супружеских отношений

Раздел II «Психология партнерских и супружеских отношений»

Тема «Становление супружеских отношений»

2

9

Любовь, как основа супружеских отношений

Тема «Психологические концепции брака»

2

10

Проблема половых различий и семейные отношения

Тема «Взаимоотношения в семье»

2

11

Сексуальность в супружестве

Тема «Семейные модели»

2

12

Семейное благополучие

Тема «Супружеские и семейные проблемы»

2

13

Супружеские измены. Ревность. Прощение

Тема «Социальные и внутрисемейные стрессоры и их влияние на собственную семью»

2

14

Проблема развода

Тема «Развод и его влияние на детей и бывших супругов»

2

15

Портрет семьи, или Портрет психологических отношений

Тема «Детский опыт в родительской семье и его влияние на собственную семью»

2

16
^ Семейная социализация



Раздел III «Психология детско-родительских отношений»

Тема «Психология репродуктивного поведения»

2

17

Материнство как психологический феномен

Тема «Материнство и отцовство»

2

18

Специфика детско-родительских отношений

Тема « Психология формирования родительства»

2

19

Особенности детско-родительских отношений

Тема «Родительские установки и стили воспитания»

2

20
^ Типы семейного воспитания



Тема «Психология семейного воспитания»

2

21
^ Семья и ребенок: возрастная динамика отношений
Тема «Семья и ребенок: возрастная динамика отношений и взаимоотношения поколений в семье»

2

22

Психологическое сопровождение родительства


Тема «Сиблинговая позиция и ее влияние на личностные особенности ребенка и взрослого»

2

23
^ Методы социально-психологической диагностики проблем семьи
Тема «Психология взаимоотношений при усыновлении»

2

24
^ Модели психологической работы с семьей



Тема «Психология взаимоотношений и психическое развитие детей в многодетной семье»

2

25
^ Методы работы с родителями



Тема «Целенаправленное воздействие на ребенка в семье»

2

26
^ Методические основы коррекционной работы с семьей



Раздел IV «Методические основы семейного консультирования и коррекционной работы с семьей»

Тема «Психологическое сопровождение семьи и родительства»

2

27

Технологии психологического сопровождения родительства

Тема «Диагностико-коррекционный аспект работы с семьей»

4

28
^ Основы семейного консультирования



Тема «Семейное психологическое консультирование»

2

29, 30

Консультирование при нарушениях супружеских отношений

Тема «Направления и виды семейного консультирования»

2

31
^ Консультирование семьи по поводу сложностей во взаимоотношениях с детьми



Тема «Основные методики и технологии семейного консультирования»

2


^ 4.2.3.Задания для самостоятельной работы***

Разделы и темы рабочей программы самостоятельного изучения

Перечень домашних заданий и других вопросов для самостоятельного изучения

^ Сроки выпол

нения

Кол-во часов

Раздел I «Основные понятия психологии семейных отношений»

Тема «История института семьи и современные тенденции в развитии семейных отношений»

1.Подбор литературы по курсу.

2.Написание реферата (см. рекомендуемую литературу).

2.Составить хронологическую таблицу по теме «История института семьи».

Сентябрь

4-я неделя

10

Тема «Структура и функции современной семьи»

  1. Проанализировать из СМИ ситуацию, связанную с положением семьи на современном этапе развития общества.

  2. Составить словарь терминов по изученным темам.

Октябрь

2-я неделя

10

Тема «Характеристика современной семьи»

  1. Написать сочинение «Моя будущая семья».

  2. Посетить ЗАГС с целью ознакомления и статистического анализа ситуации заключения и расторжения брака.

Октябрь

4-я неделя

8

Тема «Системный подход В.Сатир к описанию семьи»

Тема «Структурный подход С.Минухина»

Тема «Системный подход М.Боуэна к описанию семьи»

  1. Подготовка к контрольной работе.

  2. Составить логические схемы по системному и структурному подходу разных авторов.

Ноябрь

2-я неделя

8

Раздел II «Психология партнерских и супружеских отношений»

Тема «Становление супружеских отношений»

  1. Подготовка к тестовой контрольной работе.

  2. Подобрать методики, изучающие супружеские отношения.

Декабрь

2-я неделя

8

Тема «Супружеские и семейные проблемы»

  1. На примере одной пары изучить предложенные методики и написать рекомендации, направленные на гармонизацию семейных отношений.

  2. Составить генограмму семьи трех и более поколений.

Декабрь

4-я неделя

10

Раздел III «Психология детско-родительских отношений»

Тема «Психология семейного воспитания»

  1. Подготовиться к коллоквиуму.

  2. Написать эссе на тему «Что я понимаю под семейным воспитанием»

Февраль 4-я неделя

8

Раздел IV «Методические основы семейного консультирования и коррекционной работы с семьей»

Тема «Психологическое сопровождение семьи и родительства»

1.Написание реферата и конспектирование статей из предложенного списка.

2.Подобрать психодиагностический инструментарий по сопровождению семьи и родительства.

Март

2-я неделя

12

Тема «Диагностико-коррекционный аспект работы с семьей»

  1. Подобрать диагностический и коррекционный инструментарий для работы с семьей.

  2. Познакомиться с работой социального педагога с семьей.

Март

4-я неделя

8

Тема «Семейное психологическое консультирование»

  1. Написание реферата и конспектирование статей.

  2. Подбор методической копилки.

Апрель

2-я неделя

10

Тема «Направления и виды семейного консультирования»

  1. Написание реферата и конспектирование статей.

  2. Законспектировать статьи из предложенного списка.

Апрель

4-я неделя

10

Тема «Основные методики и технологии семейного консультирования»

Изучить основные технологии семейного консультирования.

Май

2-я неделя

4

Тема «Работа психолога-консультанта с проблемами воспитания детей в семье»

Разработать схему работы психолога консультанта с различными проблемами воспитания детей в семье.

Май

4-я неделя

4

Тема «Работа психолога-консультанта с родительско - юношескими конфликтами»

1.Уточнение понятий из словаря.

2.Разработать схему работы психолога консультанта с родительско – юношескими конфликтами.

Июнь

2-я неделя

10

Тема «Работа психолога-консультанта с супружескими конфликтами»


  1. Разработать схему работы психолога консультанта с супружескими конфликтами.

  2. Подготовка к контрольной работе

Июнь

4-я неделя

12


^ 4.2.4. Лабораторный практикум (не предусмотрен).


5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

5.1. Рекомендуемая литература

Основная:

  1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М.: Независимая фирма «Класс», 1999 – 208с.

  2. Андреева Т.В. Семейная психология. – СПб.: Речь, 2004. – 244с.

  3. Дружинин В.Н. Психология семьи. – СПб.: Питер, 2006. – 176с.

  4. Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: Учебное пособие. – М.: Ось-89, 2005.-352 с.

  5. Землянкая М. Решение семейных конфликтов. Психологический практикум. М. – ЭКСМО, 2003. – 288с.

  6. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования – М.: Гардарики, 2006. – 320с.

  7. Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. – Ярославль: Академия развития, 2001. – 160с.

  8. Корнеева Е.Н. Если в семье конфликт. – Ярославль: Академия развития, 2001. – 192с.

  9. Крафт А., Лэндеретт. Родители как психотерапевты. Прислушаться к игре своего ребенка. – М.: ППСИ, 2000. – 196с.

  10. Лупоядова Л.Ю., Мельникова Н.А., Якимович И.Г. Родительские собрания: беседы, лекции, тесты, практикумы, анкеты для родителей. – Волгоград: Учитель, 2006. – 120с.

  11. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб. Речь, 2005. – 150с.

  12. Минияров В.Н. Психология семейного воспитания (диагностико–коррекционный аспект). – М.: МОДЭК, 2000 – 256с.

  13. Навайтис Б. Семья в психологической консультации. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 1999. – 224с.

  14. Основы психологии семьи и семейного психоконсультирования / Под общ. ред. Н.Н. Посысоева. – М.: ВЛАДОС–ПРЕСС, 2004. – 328с.

  15. Плотниекс И.Э. Психология в семье. – М.: Педагогика, 1991. – 206с.

  16. Прохорова О.Г. ОПСиСК \ Под.общ.ред. В.С. Торохтий. М.: ТЦ Сфера, 2005. – 224с.

  17. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е.Г. Силяевой. – М: Издательский центр «Академия», 2002 (2005) – 192с.

  18. Райгородский Д.Я. Психология семьи. Учебное пособие для факультетов психологии, социологии, экологии и журналистики. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2002. – 752с.

  19. Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М.: Педагогика-Пресс, 1992 – 192с.

  20. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. – М.: Педагогика, 1989. – 154 с.

  21. Шнейдер Л.Б. Основы семейной психологии. – М.: Изд-во псих.-соц. института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005. – 928с.

  22. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер,1999. – 656с.

Дополнительная литература:

  1. Абрамова Г.С. Практическая психология. – М.: Академия, 1997

  2. Альманах психологических тестов. – М., 1996

  3. Бойко В.В. Если бы мать и жена. – М., 1991

  4. Витек К. Проблемы супружеского благополучия / Общ. ред. М.С. Мацковского. – М., 1988. – 144 с.

  5. Диана Видра. Помощь разведенным родителям и их детям: от терапии к надежде. По страницам научных трудов Гельмута Фигдора. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2000. – 224с.

  6. Каприони В., Новак Т. Сам себе взрослый, ребенок, родитель. – СПб.: Питер, 1995

  7. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. – М.: Медицина, 1991

  8. Лоранский Д.Н., Лукьянов В.С. Азбука здоровья. – М.: Профиздат, 1990

  9. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, Учебная литература, 1996. – 352с. (с.174-276)

  10. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Уч. пособ. для студ. вузов. М.: ТЦ Сфера, 2005 – 512с. [с.439-485]

  11. Семья в психологической консультации. Опыт и проблемы психолога / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1989

  12. Тутушкина М.К. Практическая психология для педагогов и родителей. – СПб.: Издательство «Дидактика Плюс», 2000. – 352с.

  13. Цельмер З. На всю жизнь: Психология семейной жизни. – М.: Шанс, 1992.


^ 5.2.Средства обеспечения освоения дисциплины

  1. Лекции в Power Point

  2. Учебник в электронном варианте.

  3. Конструктор тестов (Simulator. Master Test 2.0).


^ 6.Материально-техническое обеспечение дисциплины

  1. Компьютерный класс (15 машин).

  2. Проекционная аппаратура (проектор).


7.Содержание текущего и промежуточного контроля

7.1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

Статьи для конспектирования

  1. Абабков В.А, Кайдановская Е.В., Перре М., Шеби Д. Семейная жизнь и профессиональная деятельность на материале исследования полных семей с детьми дошкольного возраста // Вопросы психологии. – 2004 - №6. - С.44-54

  2. Авдеева Н.М. Привязанность ребенка к матери и образ себя в раннем детстве // Вопросы психологии. - № 4. - 1997 (1992)

  3. Акимов Л. Опасные мелочи: психология семейных отношений // Семья. - № 4. – 1998

  4. Архиреева Т.В. Методика измерения родительских установок и реакции // Вопросы психологии. – 2002.- № 5.

  5. Архиреева Т.В. Влияние родительского воспитания на самоотношение младшего школьника // Вопросы психологии. – 2006.- №3.

  6. Бейкер К. Теория семейных систем М. Боуена // Вопросы психологии. - № 6. – 1991

  7. Бодалев А.А. и др. О службе семьи // Психологический журнал. - № 4. – 1983

  8. Брутман В.И., Панкратов М.Г., Ениколопов С.Н. Некоторые результаты, обследования женщин, отказавшихся от своих новорожденных // Вопросы психологии. - № 5. – 1994

  9. Брутман В.И., Радионова М.С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности // Вопросы психологии. - № 6. - 1997 - С. 38-48

  10. Брутман В.И., Филиппова Г.Г. Динамика психологического состояния женщин во время беременности и после родов // Вопросы психологии № 1. - 2002.

  11. Брутман В.И., Филиппова Г.Г., Хамитова И.Ю. Методики изучения психологического состояния женщин во время беременности и после родов // Вопросы психологии.- № 3.- 2002 - С.110-118

  12. Волкова А.Н. Методические приемы диагностики супружеских отношений // Вопросы психологии. - № 5. – 1985

  13. Думитрашку Т.А. Влияние внутрисемейных факторов на формирование индивидуальности // Вопросы психологии. - № 1. – 1991

  14. Думитрашку Т.А. Структура семьи и когнитивное развитие детей // Вопросы психологии // Вопросы психологии. - № 2. – 1996

  15. Дымкова Т.И. Зависимость характеристик супружеской семьи от родительской // Вопросы психологии.- № 2.- 1998

  16. Елизарова А.Н. Телефон доверия: работа психолога-консультанта с родителями в ситуации родительско - юношеских конфликтов // Вопросы психологии. - № 3. – 1995

  17. Зельцер К.Дж., Зельцер М.Р. Культурно-антропологический подход к семейной психотерапии: мифы и магия // Вопросы психологии. – 2002. - №6. - С.93-103

  18. Искольдскин Н.В. Исследование привязанности ребенка к матери // Вопросы психологии. - № 6.- 1985 - С.146-152


^ 7.2.Примерный перечень вопросов к экзамену

  1. История института семьи и современные тенденции в развитии семейных отношений.

  2. Брак в древности.

  3. Семья в библейские времена.

  4. Языческая семья.

  5. Взаимоотношение супругов в христианском браке.

  6. Внутрисемейные отношения по домострою.

  7. Структура семьи.

  8. Функции семьи.

  9. Типологии семьи.

  10. Жизненный цикл семьи и семейные кризисы.

  11. Системный подход В. Сатир к описанию семьи.

  12. Структурный подход С. Минухина.

  13. Системный подход М. Боуэна к описанию семьи.

  14. Различные категории современной семьи.

  15. Формы брачно – семейных отношений.

  16. Современная модель семьи, ее особенности.

  17. Типология здоровья современной семьи.

  18. Тенденции развития альтернативных форм брачно – семейных отношений.

  19. Психология отношений аттракции.

  20. Динамика отношений в романтической любви.

  21. Типологии отношений в любви.

  22. Период ухаживания.

  23. Молодая семья, ее задачи и особенности.

  24. Пожилой человек в семье.

  25. Психологические концепции брака.

  26. Психология супружеских отношений.

  27. Развод и его последствия.

  28. Детский опыт в родительской семье и его влияние на собственную семью.

  29. Социальные и внутрисемейные стрессоры и их влияние на супружеские отношения. Супружеский статус как фактор здоровья.

  30. Развод и его влияние на детей и бывших супругов.

  31. Психология детско-родительских отношений.

  32. Психология репродуктивного поведения.

  33. Перинатальная психология.

  34. Психология материнства и отцовства.

  35. Семья как фактор социализации личности и семейное воспитание.

  36. Характеристика психолого-педагогических факторов воспитания детей.

  37. Родительские установки и стили воспитания.

  38. Восприятие родителей ребенком.

  39. Психология отношений при усыновлении.

  40. Сиблинговая позиция и ее влияние на личностные особенности ребенка и взрослого.

  41. Психология взаимоотношений и психическое развитие детей в многодетных семьях.

  42. Особенности семейного воспитания в неполной семье.

  43. Гендерный подход в семейном воспитании.

  44. Жестокое обращение с детьми.

  45. Физическое насилие как форма жестокого обращения с детьми.

  46. Сексуальное насилие как форма жестокого обращения с детьми.

  47. Эмоциональное насилие как форма жестокого обращения с детьми.

  48. Моральная жестокость как форма жестокого обращения с детьми.

  49. Психологическое сопровождение родительства.

  50. Основные концепции воспитания родителей.

  51. Модели психологического сопровождения родительства.

  52. Психодиагностика родительства.

  53. Технологии психологического сопровождения родительства.

  54. Методы семейной диагностики.

  55. Методические основы семейного консультирования и коррекционной работы с семьей.

  56. Техники семейного консультирования.

  57. Консультирование по вопросам супружеских отношений.

  58. Консультирование по вопросам детско-родительских отношений.

  59. Коррекционные родительские группы.

  60. Методика семейной психотерапии, ориентированной на ребенка.

  61. Методика семейной психотерапии при акцентуациях характера у подростков.


^ 7.3.Примерная тематика рефератов

  1. Роль национальных традиций в семейных отношениях.

  2. Влияние самооценки и уровня притязаний на эталонный образ спутника жизни.

  3. Социально-психологическая диагностика вступающих в брак.

  4. Исследование мотивов вступления в брак в дисфункциональных семьях.

  5. Влияние личностных особенностей супругов на устойчивость брака.

  6. Типологии проблемных семей.

  7. Психологические особенности родительского отношения к единственному ребенку.

  8. Психологические особенности многодетной семьи.

  9. Родительское отношение приемного родителя.

  10. Зависимость психического развития ребенка от его позиции в семье.

  11. Особенности супружеских взаимоотношений в семьях, имеющих больного ребенка.

  12. Семья как психотерапевт для ребенка-инвалида.

  13. Семейный консультант: личность и деятельность.

  14. Семья как эталонная система ценностных ориентиров ребенка.

  15. Воспитание в семье детской самостоятельности.

  16. Профилактика детской агрессивности в семье.

  17. Основные направления психологической помощи в ситуации развода.

  18. Психотерапия детей в ситуации развода.

  19. Прародители (бабушки и дедушки) в системе семейных отношений.

  20. Психологические проблемы повторных браков.

  21. Причины и мотивы разводов.

  22. Психологическая помощь семье в конфликтных ситуациях.

  23. Добрачное поведение и его влияние на брак.

  24. Кризисные ситуации в браке.

  25. Основные типы проблем современной семьи.

  26. Внебрачные контакты и связи, их влияние на брак.

  27. Модели общения в семье.

  28. Гражданский брак в современном обществе.

  29. Личные права супругов в браке.

  30. Современные концепции супружеской терапии.

  31. Коммуникативный тренинг в супружеской терапии.

  32. Анекдот – зеркало русской семьи.

  33. Влияние семейного воспитания на становление личности ребенка.

  34. Процесс формирования взглядов на отношения между полами.

  35. Понятие и виды любви.

  36. Психология эмоциональных отношений как основы семейной жизни.

  37. Семья как важный фактор психологического развития 6-летнего ребенка с ЗПР.

  38. Профилактика и коррекция нарушений психического развития детей при семейном алкоголизме.

  39. Стиль семейного воспитания как фактор развития особенностей общения ребенка.

  40. Особенности самооценки и уровня притязаний при различных стилях семейного воспитания.

  41. Изучение стиля общения матери и ребенка в «трудных» семьях.

  42. Семья и школа: отклоняющееся поведение.

  43. Психологические особенности педагогического воздействия в семье «трудных» подростков.

  44. Анализ воспитания в семьях «трудных» школьников.

  45. Психолого-педагогические условия становления позитивных эмоциональных связей между ребенком и родителями.

  46. Особенности стилей семейного воспитания для детей разного возраста.

  47. Функционально-ролевые конфликты в семейной совместимости.

  48. Согласованность ролевых ожиданий супругов.

  49. Структурные конфликты в семейной совместимости.

  50. Взаимоотношения прародительских и супружеских пар.

  51. Анализ особенностей и недостатков семейного воспитания.

  52. Особенности жалоб и запросов родителей, реакция психолога на них.

  53. Родительские установки и стили воспитания.

  54. Психологическая коррекция родительских установок.

  55. Основные методы коррекционной работы с семьей.

  56. Основные поведенческие синдромы клиентов-родителей и реакция психолога на них.

  57. Алгоритм психологического консультирования. Коррекция родительских взаимоотношений с подростками и юношами.

  58. Методика семейной психотерапии.

  59. Современные концепции супружеской терапии.

  60. Виды консультативной психологической помощи семье.

  61. Психологическое консультирование конфликтных семей.


^ 7.4.Методика проведения контрольных мероприятий

Программа дисциплины включает следующие формы контроля знаний студентов:

    • Контрольная работа.

    • Коллоквиум (см. приложение 3).

    • Реферирование и аннотирование.

    • Тестирование по пройденным разделам дисциплины.

    • Экзамен.


8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (см. приложение 6 УМК)

* Содержание лекционного курса приведено в УМК (приложение 1)

** Развернутые планы практических занятий даны в УМК (приложение 2)

*** Задания для самостоятельной работы даны в УМК (приложение 3).



programma-disciplini-upravlenie-kapitalom-v-holdingah-dlya-napravleniya-080100-68-ekonomika-podgotovki-magistra-avtor-programmi-k-e-n-docent-atnashev-m-m.html
programma-disciplini-upravlenie-lekarstvennim-obespecheniem-dlya-napravleniya-081100-68-gosudarstvennoe-i-municipalnoe-upravlenie.html
programma-disciplini-upravlenie-municipalnim-i-gosudarstvennim-zakazom-dlya-napravleniya-080500-65-menedzhment-podgotovki-magistra-magisterskoj-programmi-gosudarstvennoe-i-municipalnoe-upravlenie-kurs-2.html
programma-disciplini-upravlenie-operacionnimi-riskami-dlya-napravleniya-080700-68-biznes-informatika-podgotovki-magistra-2-kurs.html
programma-disciplini-upravlenie-personalom-dlya-vseh-specialnostej-yuridicheskogo-fakulteta-kurs-2-avtor-prepodavatel-chebotaeva-t-v.html
programma-disciplini-upravlenie-stoimostyu-energeticheskoj-i-sirevoj-kompanii.html
  • tasks.bystrickaya.ru/16-formi-kontrolya-menedzhment-v-kross-kulturnoj-srede.html
  • teacher.bystrickaya.ru/geotektonika-laboratornij-praktikum-g-ya-abramovich-vabelyaev-irkutsk-izd-vo-igu-2010-49-s.html
  • doklad.bystrickaya.ru/voprosi-pochemu-sistemnoe-mishlenie-klyuchevaya-kompetenciya-sovremennih-modelej-kompetencij.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-konferencii-po-podderzhke-malogo-i-srednego-predprinimatelstva.html
  • klass.bystrickaya.ru/analiz-pokazatelej-rentabelnosti-chast-3.html
  • books.bystrickaya.ru/dami-i-gospoda-terri-pratchett-stranica-6.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/socialno-kulturnij-servis-i-turizm-gosi-2003g-chast-18.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-61-oznachayushee-i-istina-62-zapisannoe-bitie-64-stranica-17.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nepravilnoe-potreblenie-soft-e-books-games-funny-etc-www-interesant-net-allen-karr-legkij-sposob-sbrosit-ves.html
  • desk.bystrickaya.ru/perspektivnij-plan-raboti-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detej-stranica-10.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/publichnij-doklad-municipalnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detej-stranica-2.html
  • teacher.bystrickaya.ru/gendernaya-koncepciya-organizacionnoj-kulturi-stranica-2.html
  • notebook.bystrickaya.ru/istoricheskaya-demografiya.html
  • desk.bystrickaya.ru/pervaya-mezhdunarodnaya-konferenciya-urbanistika-gorodov-s-istoricheskim-yadrom.html
  • assessments.bystrickaya.ru/cel-vospitat-v-uchashihsya-muzikalnuyu-kulturu-kak-chast-obshej-duhovnoj.html
  • studies.bystrickaya.ru/itar-tass-httpwwwitar-tasscom-19092006-00000-boris-grizlov-monitoring-smi-20-sentyabrya-2006-g.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-3-otkroj-svoj-magicheskij-mir-spb-izd-respeks-2000.html
  • notebook.bystrickaya.ru/katalog-elektronnoj-biblioteki-ohrana-truda-tomskogo-cnti-filiala-fgu-obedineniya-rosinformresurs-minpromenergo-rossii-na-01-01-2009-stranica-9.html
  • student.bystrickaya.ru/-zakon-rf-o-milicii-txt-stranica-3.html
  • reading.bystrickaya.ru/konkursa-uchenicheskih-referatov-krugozor.html
  • lecture.bystrickaya.ru/annotaciya-rabochej-programmi-optika-i-atomnaya-fizika.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/funkcii-kriminologicheskoj-nauki-cvyaz-kriminologii-s-profilakticheskoj-deyatelnostyu.html
  • reading.bystrickaya.ru/literatura-korotkih-g-i-i-g.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/kozhnie-pokrovi-zhivotnih.html
  • college.bystrickaya.ru/34-fruktovie-konservi-detskogo-pitaniya-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-vuzov-kemerovo-2006.html
  • desk.bystrickaya.ru/pervaya-medicinskaya-pomosh.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zapoved-baagochestivago-carya-manuila-komnina-grecheskagona-obidyashih-svyatiya-cerkvi-glava-61.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-nastoyashaya-rabochaya-programma-sostavlena-na-osnove-primernoj-programmi-po-russkomu-yaziku-proekta-fgos-obshego-obrazovaniya-vtorogo-pokoleniya-stranica-7.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programmi-razvitiya-konkurencii-na-2010-2012godi-naimenovanie-meropriyatiya.html
  • university.bystrickaya.ru/gorod-kurort-sochi-pravila-zemlepolzovaniya-i-zastrojki-municipalnogo-obrazovaniya-gorod-kurort-sochi.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-hrestomatiya-spb-rech-stranica-21.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nad-moej-privichkoj-upryamo-zapisivat-predstoyashie-dela-i-ih-rezultati-v-bloknote-kollegi-obichno-posmeivalis-sprashivali-kakaya-u-menya-sverhzadacha-sberech-zapi-stranica-4.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pravila-polzovaniya-i-tehniki-bezopasnosti-v-kompyuternom-klasse-1.html
  • assessments.bystrickaya.ru/bhagavad-gita-kak-ona-est-stranica-13.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskij-kompleks-po-discipline-statistika-kemerovo-2008-stranica-17.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.