.RU

Программа дисциплины «Новейшая история» для специальности 030700. 62 Международные отношения


Правительство Российской Федерации


Государственный университет – Высшая школа экономики

Факультет мировой экономики и мировой политики

Программа дисциплины
«Новейшая история»


для специальности 030700.62

Международные отношения


Подготовки бакалавра


Автор:

кандидат исторических наук, профессор Шкундин М.З.

e-mail: mshkundin@mail.ru



Рекомендовано секцией УМС «факультета мировой экономики и мировой политики»


Председатель Кудров В. М.

________________________


«___» ___________200__ г.


^ Одобрено на заседании кафедры мировой политики


Зав. кафедрой

Кортунов С.В.

________________________


«11» декабря 2008 г.

Утверждено УС факультета мировой экономики и мировой политики


Ученый секретарь

Шарикова Г.В.


_______________________


«___» __________ 200__ г.






г. Москва


2008


^ Автор программы: профессор, к.и.н. Шкундин М.З.


Общие сведения об учебном курсе:

Дисциплина читается студентам первого курса по направлению «Международные отношения» факультета мировой экономики и мировой политики. Курс является обязательным и читается во втором полугодии учебного года. Продолжительность курса составляет 108 учебных часа, в том числе: 56 часа лекционных занятий. Письменная работа – реферат. Рубежный контроль - экзамен.


^ Требования к студентам:

Освоение курса предполагает предварительное знакомство студентов с содержанием учебных дисциплин: «Политическая география мира», «Политология», «Концепция современного естествознания. Предполагается, что студент находится в информационно- аналитическом поле, активно интересуется мировой политикой, компетентен в исторических вопросах.


^ Цель курса:

Дать студентам целостное представление об основных исторических событиях и тенденциях, заложивших основу современных международных отношений, оказавших непосредственное влияние на современную проблематику мировой экономики и мировой политики.


^ Образовательный стандарт по данной дисциплине:

Государственный образовательный стандарт по специальности 522900 «Международные отношения» 2003 г.

Учебные задачи курса:

В результате изучения дисциплины студент должен:



^ II. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНО Й ДИСЦИПЛИНЫ


Темы учебного курса:



№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Аудиторные часы

Самостоятель-

ная работа

лекции

Сем. занятия




1

Основные тенденции развития стран Запада в 40-50-ые годы

10

6




4

2

Центральная и Юго-Восточная Европа в конце 40-50-х годов

8

4




4

3

Страны Латинской Америки после мировой войны

8

4




4

4

Государственное регулирование в рамках мировой капиталистической системы (конец 50-первая половина 70-х гг.

10

6




4

5

Эволюция стран «народной демократии»

8

4




4

6

Левый «дрейф» Латинской Америки

8

4




4

7

Структурные кризисы и реформы в развитых капиталистических странах.

8

4




4

8

Деградация стран Центральной и Юго-Восточной Европы 70-80-ые гг.

8

4




4

9

Латинская Америка с середины 70-ых до конца 80-х гг.

8

4




4

10

Социально-экономическое развитие в 90-ые годы

8

4




4

11

Партийно-политические системы и общественные движения в странах Запада

8

4




4

12

Преобразования в странах Центральной и Юго-Восточной Европы

8

4




4

13

Латинская Америка в 90-ые – начале XX1 в.

8

4




4




Реферат

49













Экзамен

33













Всего

108

56




52


^ Базовый учебник:


«История новейшего времени стран Европы и Америки. 1945 – 2000.» Под ред. профессора Е.Ф.Язькова. Москва: «Простор», 2003. 480с.

ISBN 5-900 451-22-4


^ Формы контроля

Формы контроля:

а) текущий – опросы студентов в ходе лекций, возвращение к изложенному материалу.

б) промежуточный контроль - письменная работа;

б) итоговый – устный экзамен.


Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:

  1. Результаты текущего контроля;

  2. Оценка за письменную работу (реферат объемом в 15 -20 тыс. знаков);

  3. Устный экзамен (20 мин).


Содержание программы


Тема 1. «Основные тенденции развития стран Запада в 40-50-ые годы»,

где рассматриваются вопросы внутриполитического послевоенного

развития, первые шаги научно-технической революции, изменения форм и

методов государственного регулирования.


Основная литература

Васильчук Ю.А. Эпоха НТР: масштабы перемен // Полис. 1991. №1. С.58 -80.

М.Н. Марченко, М.Х. Фарукшин. Буржуазные политические партии.

Социально-философский анализ. М: 1987. С. 360.

Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология,

динамика. М.: 2002.. С.280.


Тема 2. «Центральная и Юго-Восточная Европа в конце 40-50-х годов XX века»,

где рассматриваются вопросы установления и укрепления коммунистических

режимов, кризис середины 50-х годов, основные результаты социально-

экономических преобразований.


Основная литература:

История стран Центральной и Юго-Восточной Европы XX века. М.: 1997.

С.580.

Центрально-Восточная Европа во второй половине XX века. Том 1. М.: 1998.

С. 466.

Становление «реального социализма». 1945-1965. М. 2000. С. 450.

Дополнительная литература:

Венгрия 1956г. Очерки истории кризиса. М.: 1993.С. 390.


Тема 3. «Страны Латинской Америки после второй мировой войны»,

где рассматриваются основные тенденции социально-экономического и

политического развития континента, проблемы национал-реформизма, а также

уроки революций в Гватемале и Боливии.


Основная литература:

Королев Ю.Н., Кудачкин М.В. Латинская Америка: революции XX века. М.:

1986.С.480.

Политическая система общества в Латинской Америке. М.: 1982. С.360

Современные идеологические течения в Латинской Америке. М.: 1983.С.210


Тема 4. «Государственное регулирование в рамках мировой капиталистической

системы», где освещаются вопросы развития научно-технической революции и

государственного регулирования, социальные последствия бурного

экономического роста, становление индустриального общества.


Основная литература:

Гелбрейт Дж. Новое индустриальное общество. М.: 1969. С. 410.

Хансен Э.Х. Послевоенная экономика США (Ее характеристика и проблемы)

М.: 1966.С. 368.

Дополнительная литература:

Пияшева Л. И., Пинскер Б.С. Экономический неоконсерватизм: теория и

международная практика. М.: 1988. С. 420.


Тема 5. Эволюция стран «народной демократии»,

где рассматриваются особенности социально-экономического развития,

носившего преимущественно экстенсивный характер, взаимоотношения между

социалистическими странами и события в Чехословакии в 1968г.


Основная литература:

Политические кризисы и конфликты 50-60-х гг. в Восточной Европе. М.:

1993.С. 320.

Дополнительная литература:

История южных и западных славян. Т.2. М.: 1989. С.380.

Новейшая история / Под ред. Г.Ф.Матвеева, З.С.Ненашевой / М.: 1998.С. 560.

Тоталитаризм: исторический опыт Восточной Европы. М.: 1995. С.290.


Тема 6. Левый «дрейф» Латинской Америки,

где рассматриваются особенности развития континента в конце 50-х – первой

половине 70-х годов, кубинская революция, активизация левых и реформистских

сил, борьба за демократические преобразования.


Основная литература:

Латинская Америка. Справочник. М.: 1990.;С. 220.

Дополнительная литература:

Аграрный капитализм в Латинской Америке: тенденции 60-80-х гг. М.: 1990.

С.280.

Бородаев В.А., Леонов Н.С. Фидель Кастро. Политическая биография. М.:

1999. С. 240.


Тема 7. «Структурные кризисы и реформы в развитых капиталистических странах»,

где освещаются вопросы социально-экономического развития, связанные с этим

кризис кейнсианства и утверждение консервативного варианта общественной

динамики, переход к постиндустриальному обществу.


Основная литература:

Американский капитализм в 80-е годы. Закономерности и тенденции

развития экономики. М.: 1986. С.330.

Перегудов С.П. Тэтчер и тэтчеризм. М.: 1996. С.420.

Виноградов В.А. Экономические преобразования во Франции накануне XX1

в. М.: 1999.С. 380.


Тема 8. «Деградация стран Центральной и Юго-Восточной Европы в 70-80-ые гг.»,

где освещаются вопросы нарастания экономических и политических

противоречий, приведших к возникновению своеобразной революционной

ситуации, выходом из которой являлась ликвидация авторитарно-

бюрократического социализма, дискредитировавшего себя во всех странах

региона.


Основная литература:

Вахрамеев А.В., Дерябина М.А., Язькова А.А. Страны Восточной Европы:

время кардинальных перемен. М.: 1990.С. 390.

Политические партии и движения Восточной Европы. Проблемы адаптации к

современным условиям. М.: 1994.С. 320.

Дополнительная литература:

Васильева В., Гаврилов В. Балканский тупик? Историческая судьба

Югославии в XX в. М.: 2000. С. 280.


Тема 9. «Латинская Америка с середины 70-х до конца 80-х гг.»,

где рассматриваются вопросы проведения политики модернизации как в

условиях военно-диктаторских правительств, так и при конституционных

режимах, серьезные сдвиги в социальной структуре населения, переход к

демократизации континента.


Основная литература:

Социальные сдвиги в Латинской Америке. М.: 1986. С.340.

Шульговский А.Ф. Армия и политика в Латинской Америке. М.: 1979. С.520

Латинская Америка и «Карибы». Политические институты и процессы. М.:

2000. С.402.


Тема 10. «Социально-экономическое развитие в 90-ые годы»,

где рассматриваются вопросы объективно происходящей глобализации и

возникающих в связи с этим проблем, постиндустриального общества и

«информационной экономики», а также региональной экономической и

политической интеграции.


Основная литература:

Европейский союз на пороге XX1 века. М.: 2001. С. 318.

История мировой экономики / Под ред. Г.Б.Полякова, А.Н.Марковой. М.:

1999.С. 380.

Дополнительная литература:

Симоненко В.Б. От индустриального к информационному обществу //

Социально-политический журнал, 1995, №4. С. 152 – 173.


Тема 11. «Партийно-политические системы и общественные движения в странах

Запада», где рассматриваются вопросы эволюции партийно-политической

системы, роль международных общественных организаций и движений,

национально-этнические и межконфессиональные конфликты.


Основная литература:

Европейский Союз на пороге XX1 века. М. 2001. С. 380.

Европейская социал-демократия накануне XX1 столетия. М. 1998. С. 282.

Принципы функционирования двухпартийной системы США: история и

современные тенденции. Часть 2. М. 1989. С. 360.


Тема 12. «Преобразования в странах Центральной и Юго-Восточной Европы»,

где освещаются вопросы преодоления тоталитарного наследия, структурной

перестройки экономики и обусловленных этим изменениям в политической

обстановке.


Основная литература:

Богомолов О.Т., Глинкина С.П. Первые уроки экономической трансформации

в странах Центральной и Восточной Европы с 90-х гг. // ННИ, 1997, №3. С.

120 -142.

Постсоциалистическая трансформация в контексте современных

экономических теорий. М. 1997. С. 380.

Постреволюционная Восточная Европа: экономические ориентиры и

политические коллизии. М. 1995.С. 288.


Тема 13. «Латинская Америка в 90-ые - начале XX1 в.», где рассматриваются общие

тенденции развития стран региона, политика модернизации в ведущих

государствах, демократизация общественной жизни.


Основная литература:

Ивановский З.В. Проблемы и перспективы консолидации новых демократий

// Латинская Америка. М. 2000. №1. С. 320.

Интеграция в Западном полушарии на пороге XX1 века. М. 1999. С. 420.

Латинская Америка: что принесли неолиберальные преобразования? Книга 1.

М. 1997. С. 380.


Темы рефератов.


  1. НТР в 50-е годы ХХ в.

  2. Основные внутриполитические тенденции в странах Запада после Второй мировой войны.

  3. Становление режимов «народной демократии» в Восточной Европе.

  4. Создание Федеративной республики Германии.

  5. Создание ГДР.

  6. Образование НАТО.

  7. Создание Варшавского Договора.

  8. Национал – реформизм в странах Латинской Америки в 50-е годы.

  9. Революции в странах Латинской Америки (50- 60 гг.)

  10. Становление индустриального общества (50-е гг.)

  11. Кризис идеологии социализма в странах «народной демократии» (50 – 60-е гг.).

  12. Постиндустриальное общество.

  13. Распад Варшавского Договора.

  14. Глобализация и интеграция.


Темы курсовых работ:


  1. Основные тенденции развития стран Латинской Америки в 90-е гг. ХХ в.

  2. Политико – экономические преобразования в странах Центральной и Юго- Восточной Европы в 80-90-е гг.

  3. История европейской интеграции.

  4. Объединение Германии.

  5. Итоги президентства Дж. Буша –мл.


Вопросы к экзамену:


  1. Изменения в партийно-политической системе стран Запада в конце 40-х – 50-ые годы.

  2. Государственное регулирование экономики и социальных отношений в послевоенный период.

  3. Первые шаги европейской интеграции.

  4. Массовые движения и международные общественные объединения в конце 40-х – 50-ые годы.

  5. Установление режимов «народной демократии» в странах Центральной и Юго-Восточной Европы.

  6. Социалистические преобразования в зоне советского влияния.

  7. Политическая ситуация в Латинской Америке после второй мировой войны.

  8. Социально-экономическое развитие стран Латинской Америки в конце 40-х – 50-ые годы.

  9. Политика национал-реформизма и революции в Гватемале и Боливии.

  10. Научно-техническая революция.

  11. Государственно-регулируемый капитализм.

  12. Возникновение индустриального общества.

  13. Развитие интеграционных процессов в Западной Европе.

  14. Политическая обстановка в странах Запада в конце 50-х – первой половине 70-х годов.

  15. Национальные проблемы в развитых капиталистических странах в 60-ые годы.

  16. Массовые движения на Западе в конце 50-х – первой половине 70-х годов.

  17. Экономическая и социальная обстановка в странах Центральной и Юго-Восточной Европы в условиях строительства социализма.

  18. Чехословацкий кризис 1968г.

  19. Кубинская революция.

  20. Активизация левых сил в Латинской Америке в конце 50-х – первой половине 60-х годов.

  21. Политическая обстановка в Латинской Америке в конце 60-х годов.

  22. Борьба за демократию и социальные преобразования в Латинской Америке в начале 70-х годов.

  23. Экономические и структурные кризисы в странах развитого капитала в 70-ые – начале 80-х годов.

  24. Утверждение консервативного варианта социально-экономической политики.

  25. Новый этап научно-технической революции и переход к постиндустриальному обществу.

  26. Интернационализация экономики и усиление интеграционных процессов.

  27. Идейно-политическое наступление правых в развитых капиталистических странах.

  28. Общественно-политическое движение на Западе в 70-80-ые годы.

  29. Противоречия экономического и политического развития стран Центральной и Юго-Восточной Европы в 70-80-ыегоды.

  30. Падение социалистических режимов в Центральной и Юго-Восточной Европе.

  31. Военные режимы 70-80-х годов в Латинской Америке.

  32. Демократические перемены в Латинской Америке в 80-х годах.

  33. Центральная Америка и Куба во второй половине 70-х-80-е годы.

  34. Итоги экономического развития и социально-политическая ситуация в Латинской Америке к концу 80-х годов.

  35. Мировая экономика и социальные отношения в 90-ые годы.

  36. Глобализация.

  37. Постиндустриальное общество и «информационная экономика».

  38. Региональная экономическая и политическая интеграция.

  39. Глобальные проблемы современности в странах Запада.

  40. Эволюция партийно-политической системы развитых капиталистических стран.

  41. Международные общественные организации и движения.

  42. Национально-этнические и межконфессиональные конфликты на Западе.

  43. Политика модернизации в ведущих странах Латинской Америки.

  44. Общие тенденции развития латиноамериканского континента в конце XX века.



Автор программы: _________________/ профессор, к. и. н. Шкундин М.З./

programma-disciplini-informacionno-bibliotechnaya-kultura-dlya-napravleniya-030100-62-filosofiya-podgotovki-bakalavra.html
programma-disciplini-informacionno-bibliotechnaya-kultura-dlya-napravleniya-080500-62-menedzhment-moskva-2007.html
programma-disciplini-informacionnoe-modelirovanie-na-anglijskom-yazike-dlya-napravleniya-080700-68-biznes-informatika-podgotovki-bakalavrov-avtor-kupriyanov-yu-v.html
programma-disciplini-informacionnoe-pravo-dlya-napravleniya-030900-62-yurisprudenciya.html
programma-disciplini-informatika-indeks-disciplini-po-uchebnomu-planu-en-02-napravlenie-653500-stroitelstvo.html
programma-disciplini-informatika-indeks-disciplini-po-uchebnomu-planu-en-f-2-informatika-napravlenie-080500-stranica-5.html
  • books.bystrickaya.ru/chast-pervaya-2008-riza-shabani-kratkaya-istoriya-irana-sankt-peterburg.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-vipolneniyu-kursovih-rabot-dlya-vseh-form-obucheniya.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vzaimodejstvie-gosdumi-s-federalnimi-organami-ntv-segodnya-06-11-2008-vinnik-elena-13-00-7-rbk-tv-novosti.html
  • desk.bystrickaya.ru/organizaciya-predstavlenie-i-peredacha-informacii-programma-po-informacionnim-kommunikacionnim-tehnologiyam-status-dokumenta.html
  • knigi.bystrickaya.ru/segodnya-v-kinoteatre-hudozhestvennij-projdet-gorodskoe-blagotvoritelnoe-meropriyatie-moya-semya-dlya-mnogodetnih-priemnih-i-nepolnih-semej-posvyashennoe-mezhdu.html
  • znanie.bystrickaya.ru/8-podgotovit-voprosi-dlya-komand-konkurentov-10-min.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konkursnaya-programma-festivalya-shansona-ot-vsej-dushi-sostoitsya-v-mbuk-kinokoncertnij-zal-orion-p-leninskij-16-iyunya-2012-goda-nachalo-v-12-chasov-festival-provoditsya-po-3-m-nominaciyam.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-po-vospitaniyu-kulturi-zdorovya-i-zdorovogo-obraza-zhizni-shkola-zdorovya-stranica-2.html
  • school.bystrickaya.ru/krasilnikyanc-natalya-nikolaevna-stranica-3.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vivodi-avtoreferat-razoslan-2011-g.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/upravlenie-personalom-v-krizisnoj-situacii.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekciya-religiya-i-nevroz-stranica-29.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tak-nachinalas-vojna-stranica-7.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lebedevasv43-m-436.html
  • studies.bystrickaya.ru/marketing-i-ego-funkcionirovanie-v-apk-chast-15.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/protokol-zasedaniya-zhyuri-po-podvedeniyu-itogov-smotra-konkursa-detskogo-tvorchestva-na-protivopozharnuyu-temu.html
  • spur.bystrickaya.ru/konspekt-po-osobennoj-chasti-ugolovnogo-prava-rf-chast-11.html
  • thescience.bystrickaya.ru/gost-7217-87.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/yu-n-koptev-prezident-np-sap.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/ustrojstvo-i-ekspluataciya-parovih-i-vodogrejnih-kotlov-maloj-i-srednej-moshnosti-avtor-sokolov-b-a-e-mail.html
  • report.bystrickaya.ru/itogi-iotkritoj-nauchno-prakticheskoj-konferencii-obrazovanie-i-nauchnoe-tvorchestvo-vchera-segodnya-zavtra-11-marta-2011-g.html
  • shpora.bystrickaya.ru/vvmihajlov-energeticheskaya-strategiya-rossii-problemi-i-resheniya.html
  • tasks.bystrickaya.ru/133-razvitie-sportivno-massovoj-i-fizkulturno-ozdorovitelnoj-raboti-sredi-detej-i-podrostkov.html
  • assessments.bystrickaya.ru/delokalizacii-elektronov-bodh-atomnaya-fizika-i-vsyo-takoe.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-49-mezhdunarodnaya-bezopasnost-rossiya-i-politicheskie-vizovi-sovremennosti-vsemirnaya-istoriya-xx-vek-uchebnik-dlya-shkolnikov-1011-klassov.html
  • grade.bystrickaya.ru/modeli-ispolzovaniya-informacii-o-rezultatah-deyatelnosti-v-byudzhetnom-processe-v-stranah-oesr.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-10-otshelnik-klajv-stejplz-lyuis.html
  • college.bystrickaya.ru/-5-nasledniki-gunnov-istoriya-rossii-s-drevnejshih-vremen-do-konca-xx-veka-v-3-h-knigah.html
  • testyi.bystrickaya.ru/7sistema-kontrolya-kachestva-podgotovki-voennih-kadrov-otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-v-ramkah-proceduri.html
  • crib.bystrickaya.ru/irving-stoun-stranica-14.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sobranie-deputatov-krasnochetajskogo-rajona-chuvashskoj-respubliki-reshilo-utverdit-plan-raboti-zasedanij-sobraniya-deputatov-krasnochetajskogo-rajona-na-2009-god-stranica-4.html
  • exam.bystrickaya.ru/xviii-mezhdunarodnaya-nauchno-tehnicheskaya-konferenciya-po-fotoelektronike-i-priboram-nochnogo-videniya-moskva-stranica-5.html
  • uchit.bystrickaya.ru/terri-pratchett.html
  • institut.bystrickaya.ru/uchebnij-plan-ekzamenacionnih-sessij-20112012-uch-goda-studentov-psihologicheskogo-fakulteta-napravleniya-psihologiya.html
  • textbook.bystrickaya.ru/gosudarstvennij-reestr-regionalnih-loterej-krasnoyarskogo-kraya-chast-nestimuliruyushie-loterei.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.