.RU

Программа дисциплины Международный опыт стабилизации высокой инфляции для направления 080100. 68 «Экономика» подготовки магистра Автор программы: Пекарский С. Э




Министерство экономического развития
и торговли Российской Федерации



Государственный университет-

Высшая школа экономики

Факультет Экономики


Программа дисциплины


Международный опыт стабилизации высокой инфляции


для направления 080100.68 «Экономика»

подготовки магистра


Автор программы: Пекарский С.Э.

Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры
^ Экономической теории макроэкономического анализа


Председатель проф. Ананьин О.И. Зав. кафедрой проф. Л.Л.Любимов


____________________________ _____________________________


« _____» _______________2007г. « _____» _______________2007г.


Утверждена УС факультета экономики

Ученый секретарь к.э.н. Протасевич Т.А.


_________________________________


« _____» _______________2007г.


Москва

Магистерская программа

«Макроэкономика и макроэкономическая политика»
^ Пояснительная записка:
Автор программы: доцент кафедры макроэкономического анализа, к.э.н., Ph.D,

Пекарский Сергей Эдмундович


Требования к студентам:

Студенты должны обладать знаниями в рамках следующих магистерских курсов: Макроэкономика, Микроэкономика, Эконометрика.


Аннотация:


Программа соответствует требованиям ДН-М.01. Курс «Международный опыт стабилизации высокой инфляции» разработан для магистерских программ «Макроэкономика и макроэкономическая политика» (третьей ступени высшего профессионального образования). Курс в целом соответствует стандартам лидирующих мировых учебных заведений, специализирующихся в области макроэкономической теории, а также соответствует требованиям ГОС. Программный материал направлен на развитие у студентов исследовательских навыков, необходимых в анализе проблем развивающихся экономик.

Самостоятельная работа студента заключается в освоении материала лекций, написании эссе и презентации результатов собственных исследований на семинарах, подготовке к зачету, и т.д.


^ Учебная задача дисциплины:

Цель курса - сформировать у студентов целостное представление об экономических системах высокой инфляции, фискальной и монетарной политики в условиях высокой инфляции, а также выработать навыки самостоятельного моделирования и анализа динамики высокой инфляции.

В результате изучения дисциплины студент должен:



1. Цель курса: сформировать у студентов целостное представление об системах высокой инфляции и макроэкономической политики стабилизации.


2. Задачи курса

В результате изучения дисциплины студент должен:
^ 3. Место курса в учебной программе Курс «Международный опыт стабилизации высокой инфляции» читается для студентов 2 курса магистратуры факультета экономики. Данная учебная дисциплина является дисциплиной по выбору для магистерской программы «Макроэкономика и макроэкономическая политика». Знания и навыки, полученные в ходе освоения данного курса, расширяют представления студентов о моделировании экономической динамики и макроэкономической политики. Курс опирается на знания студентов, полученные в ходе изучения курсов «Макроэкономика» и «Микроэкономика» всех уровней.


^ Тематический план учебной дисциплины:



№ п/п

Наименование темы

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары


1


^ Общие характеристики систем высокой инфляции и общие принципы построения стабилизационных программ


16

6

0

10



2


Опыт стабилизации высокой инфляции в Израиле и странах Латинской Америки



38

10

8

20




Всего

54

16

8

30



Базовый учебник:


Основная литература:



Дополнительная и методическая литература:
^ Формы контроля



По стобалльной шкале

По десятибалльной шкале

По пятибалльной шкале

0-20

21-35

36-50

  1. весьма неудовлетворительно

  2. очень плохо

  3. плохо

2- неудовлетворительно

51-60

61-70

  1. удовлетворительно

  2. весьма удовлетворительно

3- удовлетворительно

71-80

81-85

  1. хорошо

  2. очень хорошо

4- хорошо

86-90

91-95

96-100

  1. почти отлично

  2. отлично

  3. блестяще

5- отлично
^

Содержание программы:

Тема 1. Общие характеристики систем высокой инфляции и общие принципы построения стабилизационных программ

Введение в проблематику и краткий обзор курса. Причины высокой инфляции: Стимулирующая макроэкономическая политика и хроническая несбалансированность фискальной сферы. Финансирование бюджетного дефицита, государственный долг и сеньораж. Особенности функционирования экономики в условиях высокой инфляции. Роль макроэкономической политики.

^ Реальные эффекты инфляции. Реальные эффекты в экономике с полным механизмом индексации. Реальные эффекты номинальных государственных институтов. Реальные эффекты номинальных частных институтов и привычек. Реальные эффекты непредвиденной инфляции, обусловленные номинальными контрактами. Реальные эффекты неопределенности относительно будущей инфляции. Реальные эффекты антиинфляционных программ.

^ Характеристики высокой инфляции. Исторические эпизоды высокой инфляции и гиперинфляции. Межстрановой анализ. Вероятности перехода из режима высокой инфляции в режим низкой инфляции или в режим гипреинфляции. Инфляция и рост денежной массы. Инфляция и сеньораж. Сеньораж и бюджетный дефицит. Кривая инфляционного налога Лаффера. Инфляция и экономический рост. Экономическая динамика до и после проведения стабилизационных программ.

^ Общие принципы построения программ стабилизации высокой инфляции (международный опыт). Этап 1: Ортодоксальная стабилизация (стабилизация фискальной сферы). Этап 2: Гетеродоксальная стабилизация (выбор политики «номинальных якорей»). Этап 3: Дополнительные меры, позволяющие перейти к новому макроэкономическому равновесию. Этап 4: Структурная реформа, позволяющая перейти к устойчивому экономическому росту.


Базовая литература для темы:

  1. Fischer S., Sahay R., Vegh C.A. (2002) “Modern Hyper- and High Inflations”. Journal of Economic Literature, 40(3), pp. 837-80.

  2. Fischer S., Modigliani F. (1979) “Towards an Understanding of the Real Effects and Costs of Inflation”. Weltwirtschaftliches Archiv Bd. CXIV, pp. 810-833.

  3. Beckerman P. (1992) The Economics of High Inflation. Macmillan: London.

  4. Heymann D., Leijonhufvud A. (1995) High Inflation. Clarendon Press: Oxford.

  5. Bruno M. (1993) Crisis, Stabilization, and Economic Reform. Clarendon Press, Oxford.

  6. Dornbusch, R. (1993) Stabilization, Debt, and Reform: Policy Analysis for Developing Countries. Prentice Hall: London.



Тема 2. Опыт стабилизации высокой инфляции в Израиле и странах Латинской Америки.

^ Стабилизация высокой инфляции в Израиле в 1985-1986гг. Стабилизационная программа: истоки, реализация и сопутствующие политические меры. Предпосылки принятия стабилизационной программы в июле 1985 г. Сопутствующие меры, принятые в 1986 г. и начале 1987 г. Бюджетная политика. Введение нескольких номинальных якорей. Девальвация и фиксирование валютного курса. Рынок капитала. Перелет реальной зарплаты и резкое падение частных сбережений 1986 г. Улучшение ситуации в реальном секторе в 1986 г. Динамика зарплат и частного потребления в 1987 г. Динамика в монетарной сфере и дилеммы относительно целей монетарной политики. Проведение монетарной политики в процессе дезинфляции. Валютная политика и синхронизация номинальных якорей. Соотношение динамики различных номинальных переменных с динамикой валютного курса. Реальные микроэкономические эффекты дезинфляции. Влияние дезинфляции на правительственные доходы и расходы. Выбор правильного момента расходов и получения доходов (timing of expenditures and taxation). Эффект Оливера Танзи в условиях частично индексируемой налоговой системы. Влияние дезинфляции на потребительское кредитование. Модель сравнения гетеродоксальной и ортодоксальной стабилизации (Модель Цукермана). Сравнение эффективности гетеродоксальной и ортодоксальной стабилизационной программы. Интерпретация модели в свете опыта Израиля.

^ Стабилизация высокой инфляции в Чили, 1973-1988 гг. Предпосылки возникновения проблемы высокой инфляции в Чили, 1960-1973. Политическая ситуация и реформы, военный переворот. Основные черты первого этапа стабилизации: жесткая ортодоксальная стабилизация и структурные реформы. Изменение денежных индикаторов и тарифная политика. Проблема безработицы и высоких процентных ставок. Либерализация торговых и финансовых рынков. Режим постепенной девальвации (1978) и фиксация курса (79). Финансовый и долговой кризис, 1981-1982 гг. Увеличение безработицы, сокращение инвестиций и темпов роста экономики. Восстановление экономики после 1984 г. Реальная девальвация без сильного роста инфляции, который вскоре вернулся в приемлемые границы. Деиндекцация ЗП и структурная безработица. Повышение доверия со стороны населения. Сокращение инерционности инфляционного процесса.

^ Стабилизация высокой инфляции в Мексике, 1982-1990гг. Мексика до 1982г: уровень инфляции и динамика внешнего долга. Социальная политика и специфика бюджетного дефицита. Характеристики экономики: доминирующая отрасль, основной торговый партнёр, инвестиционная привлекательность. Роль правительства в отношении внутреннего долга. Предпосылки возникновения кризиса 1982г и роль Центрального Банка Мексики. Первая стабилизационная программа (при поддержке МВФ): предпосылки введения и последовательность мер. Краткосрочная, среднесрочная и долгосрочная перспективы. Своевременность приватизации банковских учреждений. Первые результаты программы. Воздействие экзогенных шоков на бюджет 1985г. Причины приостановки действия программы. Дальнейшая девальвация песо и разворачивание инфляционной спирали в 1986г. Реструктуризация государственного долга. El Pacto de Solidaridad Economica (Пакт Экономической Солидарности) 1987г. Уникальность воззвания и доверие со стороны населения. Последовательность мер и комбинация ортодоксальной и гетеродоксальной стабилизации. Сравнение принимаемых мер с антиинфляционной программой 1983г. Самореализующиеся ожидания в условиях фиксированного обменного курса. Кредитная политика в отношении физических и юридических лиц. Динамика заработных плат и частного потребления в первые месяцы действия Пакта. Торговая политика и цели введения протекционистских мер. Динамика инфляции 1988г. Роль номинальных ставок в процессе дезинфляции. Реальные микроэкономические эффекты дезинфляции. El Pacto del Estabilizacion y Crecimiento Economica (Пакт Стабилизации и Экономического Роста) 1989г. Политика в отношении обменного курса. Либерализация торговли и эффективность предшествующих протекционистских мер. Экономический рост и инфляция после подписания Пакта.

^ Стабилизация высокой инфляции в Аргентине, 1960 – 2002гг. Специфика политической системы Аргентины в 20-м веке: отсутствие устойчивой бюджетной, налоговой и кредитно-денежной при режиме военной диктатуры. Успешный опыт 1967-69 гг.: стабилизация инфляции как результат экономической политики, нацеленной на поднятие конкурентоспособности. Основные этапы и предпринятые меры. Нарастание инфляции в 1970-ых как результат финансирования растущего бюджетного дефицита через сеньораж. Неудавшаяся попытка стабилизации инфляции при министре финансов Martinez de Hoz: март 1976 г. - март 1983 г. Свержение военной диктатуры в 1983 г. и попытки стабилизации инфляции в 1980-ые: планы июнь 1985 г. – «Austral (Южный) 1», август 1986 г. “Primavera 1” (Весна), февраль 1987 г. – Февральский план, октябрь 1987 г. - «Austral 2», август 1988 г. «Primavera 2». 1990-ые: удачная попытка стабилизации «Convertibility». Рецессия 1997г. и финансовый кризис 2001-2002гг. Основные этапы стабилизации.

^ Стабилизация высокой инфляции в Бразилии, 1960 – 2002гг.. Режим высокой инфляции в Бразилии в конце 60-ых — 70-ых годах. Счёт текущих операций: характер экспорта и импорта Бразилии в начале 70-ых. Программа развития рынка капитала в конце 60-ых — начале 70-ых годов и долговая политика. Первый шок нефтяных цен. Второй шок нефтяных цен. Внешнеторговая политика и условия торговли, бюджетная политика, расходы по обслуживанию долга и темпы инфляции в конце 70-ых — первой половине 80-ых годов. Crusado Plan (1986 год, февраль. Крах Crusado Plan: причины и последствия. Bresser Plan (1987 год, июль), Summer Plan (1989 год, январь). Сходство попыток стабилизации во второй половине 80-ых годов. Причины их краха. Модель инфляционного финансирования. Случай перелёта инфляции. Снижение бюджетного дефицита. Случай несовершенной информации и различные варианты политики. Интерпретация модели в свете опыта Бразилии. Модель финансирования бюджетного дефицита. Прекращение зарубежного кредитования бюджетного дефицита и рост бюджетного дефицита: интуитивное объяснение сходных результатов. Интерпретация модели в свете опыта Бразилии. Real Plan: стабилизационные меры и причины успеха. Кризис 1999 года: причины и последствия. Антикризисная программа. Бюджетная, денежно-кредитная, валютная и долговая политики в Бразилии в 2000-ых годах.


Базовая литература для темы:

  1. Inflation Stabilization. The experience of Israel, Argentina, Brazil, Bolivia and Mexico, edited by Michael Bruno, Guido Di Tella, Rudiger Dornbush, Stanley Fisher; The MIT Press 1988.

  2. Lessons of Economic Stabilization and its Aftermath, edited by Michael Bruno, Stanley Fischer, Elhanah Helpman and Nissan Liviatan; The MIT Press, 1992.

  3. Bruno M. (1993) Crisis, Stabilization, and Economic Reform. Clarendon Press, Oxford.

  4. Dornbusch, R. (1993) Stabilization, Debt, and Reform: Policy Analysis for Developing Countries. Prentice Hall: London.

  5. Bank of Israel. 1984. Annual Report. Jerusalem: Bank of Israel.

  6. Blejer, M. and N. Leviatan. 1987. «Stabilization strategies in Argentina and Israel, 1985-86». Working paper. Washington, D.C: IMF

  7. Michael Bruno, «Sharp disinflation strategy: Israel 1985», Economic policy 2:379-407.

  8. Corbo, V. 1985. «Reforms and macroeconomic adjustments in Chile during 1974-84» World development 13 (no. 8)

  9. Corbo, V. 1985. «International prices, wages and inflation in an open economy: A Chilean model» Review of economics and statistics 67 (November)

  10. Edwards, A. 1985. «Wage indexation and real wages: Chile 1974-1980» Unpublished paper, World Bank.

  11. Harberger, A. C. 1982. «The Chilean economy in the 1970s: crisis stabilization, liberalization, reform» Economic policy in a world of change.

  12. Solimano, A. 1989. «Inflation and costs of stabilization: country experiences, Conceptual issues and policy lessons» PPR Working Paper 226, World Bank.

  13. R. Flood, N. Marion, “Self-Fulfilling Predictions – an Application to Speculative Attacks”, IMF papers, 1998.

  14. “Recent Emerging Market Crises: What Have We Learned?”, Banco de Mexico (www.banxico.org.mx) presentations, G. Ortiz, July 2002.

  15. “The Mexican experience under a Floating Exchange Rate Regime”, Banco de Mexico Presentations, 29 november 2004.

  16. E. Mendoza and P. M. Oviedo «Public Debt, Fiscal Solvency and Macroeconomic Uncertainty in Latin America: The Cases of Brazil, Colombia, Costa Rica and Mexico», NBER, Working Paper #10637, July 2004.

  17. Central bank of Argentina. «Financial stability and managing distressed banks» (1995) – «Bulletin of monetary and financial affairs» (1996 - 2001 гг.), «Inflation Report» (2003-2007).

  18. Rudiger Dornbusch. «Stabilization, Debt and Reform. Policy Analysis for developing countries». Prentice Hall, Englewood Cliffs, NJ 07632. Part V, Chapter 15.



Перечень примерных контрольных вопросов и заданий

для самостоятельной работы


Примерные вопросы для оценки качества освоения дисциплины:


Опыт Израиля

  1. Перечислите типы номинальных якорей, которые использовались при проведении стабилизационной программы в Израиле в 1985-1986 гг.

  2. Опишите в терминах агрегированного спроса и предложения динамику инфляции, деловой активности и реального валютного курса для двух периодов: 1983-1984 гг. и 1985-1986 гг. Сопоставьте полученные результаты с динамикой реальной зарплаты и дефицитом торгового баланса.

  3. Можно ли сказать, что монетарная политика на протяжении всего стабилизационного периода носила сдерживающий характер? (Проследите динамику реальной денежной массы за весь период стабилизационной программы и реальной ставки процента)

  4. Каковы причины «перелета» реальной зарплаты в середине стабилизационной программы?

  5. Какова была роль дополнительных выплат (fringe benefits, cost of living allowances) в росте частного потребления в середине стабилизационной программы? Данные выплаты не замораживались в отличие от номинальных зарплат. Можно ли это считать нарушением принципа установления номинальных якорей в строгом смысле?

  6. К какой валюте (или корзине валют) был привязан шекель во время стабилизационной программы? Как повлияло падение доллара в 1986 г. на положение торгового баланса Израиля?

  7. Каковы основные факторы падения частных сбережений в 1986 г.? (Для ответа на вопрос проследите динамику реальной процентной ставки и реальных зарплат, объемы потребительского кредитования.)

  8. В период дезинфляции 1985-1986 гг. в Израиле возникло следующее интересное явление. Ставки процента по потребительским кредитам в розничных сетях снижались, а сроки выдачи кредитов при тех же ставках увеличивались. Как можно объяснить это явление?

  9. Оцените компоненты индекса потребительских цен для Израиля. Какова доля в них регулируемых цен и рыночных цен (торгуемых товаров и неторгуемых товаров)? Зная ответ на этот вопрос, что можно сказать о типах номинальных якорей, которые надо использовать при стабилизации.

  10. Что такое «пакетные соглашения» (package deals) и между кем они заключались?

  11. Возможно ли возникновение проблемы динамической несогласованности в экономике с высокой инфляцией? Какие дополнительные цели в этом случае возникают у общества? (На основе модели Цукермана).

  12. Модель Цукермана отвечает на вопрос, какова будет динамика инфляции в случае ортодоксальной стабилизации и гетеродоксальной стабилизации. От чего зависит выгоды от проведения гетеродоксальной стабилизации по сравнению с ортодоксальной?

  13. В модели Цукермана с рациональными ожиданиями динамика инфляции носит инерционный характер в силу каскадного ценообразования. Что это означает с точки зрения выбора гетеродоксальной или ортодоксальной стабилизации?


Опыт Чили

  1. Назовите основные проблемы экономики в 1960-70-х гг., которые привели к высокой инфляции.

  2. Какие реформы в первую очередь были предприняты для стабилизации? К чему они привели?

  3. Почему только ортодоксальные меры не способны решить проблему инфляции?

  4. Объясните проблемы рынка капитала. Что привело к сокращению инвестиций и сбережений? Почему процентные ставки были на таком высоком уровне? Можно ли высокие процентные ставки объяснить только внутренней политикой?

  5. Объясните, почему стабилизация длилась так долго, 1974-1989 гг. Какие меры, с точки зрения эмпирического моделирования, могли бы привести к более быстрому сокращению инфляции?

  6. Опишите основные уроки чилийского опыта стабилизации инфляции.


^ Опыт Мексики

  1. Обоснуйте возможность одновременного ускорения инфляции, роста безработицы и первичного дефицита бюджета на фоне увеличения резервов и благоприятной конъюнктуры цен на нефть в 1983г.

  2. Что общего между Великой Депрессией в США и кризисом Мексики 1982г? При ответе на вопрос рассмотрите динамику потребления, безработицы, долю рабочей силы в общей численности трудоспособного населения, финансовый рынок, инфляцию, соотношение доходной и расходной частей бюджета; есть ли общие причины и следствия? Могла ли Мексика избежать кризиса?

  3. Объясните, почему правительство Мексики предпочло трансфертные выплаты не входящим в состав рабочей силы проведению долгосрочной политики по привлечению в состав экономически активного населения (аналогично «плану Рузвельта»)?

  4. Что, на Ваш взгляд, является главной ошибкой антиинфляционной программы 1983г с точки зрения модели кризиса первого поколения.

  5. Можно ли сказать, что антиинфляционная программа 1983г. оказалась эффективной, если бы не экзогенные шоки?

  6. При помощи модели AD-AS проиллюстрируйте динамику инфляции, деловой активности и реального валютного курса в 1986г.

  7. Играет ли роль последовательность принимаемых мер? Сравните антиинфляционную программу 1983г и PSE 1987г. по набору принимаемых мер и последствиям.

  8. Поясните, для чего требовалось единовременное повышение заработных плат и тарифов в начале 1988г, а затем их фиксация?

  9. При помощи модели IS-LM-BP проиллюстрируйте реакцию экономики на подписание Пакта 1989г. (подсказка: обратите внимание на политику ЦБ Мексики в отношении номинальных ставок после Пакта 1987г).

  10. Сравните экономику Мексики образца 1990г и 1982г (платёжный баланс, бюджет, государственный долг, структура производства и экспорта). Оцените качественные изменения и вероятность повторения кризиса. Станет ли экономика более устойчивой, если к имеющимся предпосылкам добавить плавающий обменный курс и таргетирование инфляции на уровне 3%. Замечание: эти предпосылки при прочих равных охарактеризуют экономику Мексики образца 2007г. Если потребуется объём ВВП и величина резервов, то положить соответственно: $US 1 трлн. и $US 70 млрд.


^ Опыт Аргентины

  1. Сравните причины провалов планов стабилизации 1970-ых и 1980-ых. В чем они схожи и чем отличаются?

  2. Объясните, можно ли при девальвации добиться реального укрепления валюты? Если да, то как это может происходить?

  3. Назовите причины нарастания инфляционных ожиданий, характерные для Аргентины периода 1970- ых, 1980-ых, 1990-ых.

  4. Сколько раз за рассмотренный период 1960-ых – 2000-ых аргентины меняла валюту и девальвировала ее. В рамках каких программ это происходило?

  5. Как связаны долларизация экономики и программа по стабилизации инфляции?


Опыт Бразилии

  1. Охарактеризуйте экономическую политику в Бразилии в конце 60-ых — начале 70-ых. Почему шок нефтяных цен сделал такую политику несостоятельной?

  2. Опишите реакцию властей Бразилии на шок нефтяных цен. Была ли, на Ваш взгляд, такая политика устойчива в долгосрочном периоде? Дайте интуитивное объяснение.

  3. Опишите суть Crusado Plan в терминах ортодоксальной и гетеродоксальной стабилизации: какие меры предполагала эта программа, какие меры она не предполагала. В чём, на Ваш взгляд, причины несостоятельности данной попытки стабилизации?

  4. В рамках модели инфляционного финансирования дайте объяснение причин перелёта инфляции при временной фиксации цен.

  5. Сравните динамику инфляции в модели инфляционного финансирования при жёсткой и мягкой фиксации цен. Дайте интуитивное объяснение. Проиллюстрируйте на примере Бразилии второй половины 80-ых.

  6. Сравните динамику инфляции в модели инфляционного финансирования при снижении бюджетного дефицита при жёсткой, мягкой фиксации цен и в отсутствие фиксации цен. Дайте интуитивное объяснение. Проиллюстрируйте на примере Бразилии конца 60-ых.

  7. Опишите в рамках модели финансирования бюджетного дефицита, к чему приводит сокращение зарубежных кредитов для финансирования бюджетного дефицита.Дайте интуитивное объяснение.

  8. Объясните, почему сокращение зарубежных кредитов в модели финансирования бюджетного дефицита имеет те же последствия, что и рост бюджетного дефицита. Дайте интуитивное объяснение.

  9. В чём главное отличие Real Plan от попыток стабилизации второй половины 80-ых? Опишите в терминах ортодоксальной и гетеродоксальной стабилизации.

  10. Почему, на Ваш взгляд, кризис 1999 года не привёл к росту инфляции в Бразилии? Опишите последствия кризиса в терминах изменения темпов экономического роста и инфляции.

  11. Сравните долговую, бюджетную, валютную и денежно-кредитную политику в Бразилии перед первым нефтяным шоком (В 1973 году), перед вторым нефтяным шоком (в 1979 году) и в первой половине 2000 годов (перед ростом цен на нефть). В чём сходство и различие каждой пары упомянутых периодов? Возможно ли было в начале и в конце 70-ых проводить в Бразилии экономическую политику, аналогичную той, что проводят сегодняшние власти?


^ Тематика эссе

В эссе студенты раскрывают основные проблемы построения программ стабилизации высокой инфляции на примере одной конкретной страны (Израиля, Чили, Аргентины, Мексики, Бразилии, и др.)


Методические указания студентам:




Рекомендации по использованию информационных технологий.

Материалы курса, конспекты лекций, домашние задания, и другие материалы, а также рейтинги студентов регулярно вывешиваются на личных страницах лекторов (авторов курса), которые обновляется еженедельно. Основная и дополнительная литература по курсу содержит статьи, представленные в электронной базе библиотеки ГУ-ВШЭ.


Автор программы:

_________________ (Пекарский С.Э.)


programma-disciplini-dpp-dds-03-stranovedenie-celi-i-zadachi-disciplini.html
programma-disciplini-dpp-ds-0-3-psihologicheskie-aspekti-rechevogo-obsheniya-celi-i-zadachi.html
programma-disciplini-dpp-ds-01-muzeevedenie-specialnost-032600-050401-65-istoriya.html
programma-disciplini-dpp-ds-01-stili-v-interere-tomsk-2012.html
programma-disciplini-dpp-ds-02-fizicheskie-metodi-monitoringa-prirodnih-sred-032200-050203-65-fizika-tomsk-2008-celi-i-zadachi-disciplini.html
programma-disciplini-dpp-ds-02-konstruirovanie-odezhdi-tomsk-2012-celi-i-zadachi-disciplini.html
  • znanie.bystrickaya.ru/analiz-dinamiki-pokazatelej-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-pokazivaet-stabilnoe-postupatelnoe-razvitie-miasskogo-gorodskogo-okruga-kratko-ob-itogah-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-za-2007-god.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-4-cikli-silovie-trenirovki-izbavsya-ot-zabluzhdenij.html
  • institut.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-po-okruzhayushemu-miru-v-3-klass-poyasnitelnaya-zapiska.html
  • reading.bystrickaya.ru/l-a-komarenko-zaveduyushaya-problemno-analiticheskim-otdelom-stranica-8.html
  • nauka.bystrickaya.ru/viitrincomalee-prison-trincomalee-doklad-specialnogo-dokladchika-po-voprosu-o-pitkah-i-drugih-zhestokih-beschelovechnih.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-opd-r-1.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-sravnitelnij-analiz-stihotvorenij-gete-odinakovoe-im-yu-lermontova-gornie-vershini.html
  • turn.bystrickaya.ru/polozhenie-o-kadrovom-rezerve-dlya-zamesheniya-vakantnih-dolzhnostej-municipalnoj-sluzhbi-v-sovete-goroda-izobilnogo-stavropolskogo-kraya.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-7-nevidimaya-zashita-inna-kriksunova.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tematizirovannoj-rabochej-programmi-petrov-p-k-pzo-metodika-prepodavaniya-gimnastiki-v-shkole-ucheb-dlya-stud-vissh-ucheb-zavedenij.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/azastan-respublikasi-shk-ster-ministrlg-ttenshe-zhadajlar-komitet-kkshetau-tehnikali-instituti.html
  • school.bystrickaya.ru/59-nachalo-knigopechataniya-na-rusi-pervopechatnik-ivan-fedorov-ego-deyatelnost-v-moskve-i-v-zapadnoj-rusi.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-nisanbaj-zhiraudi-kenesari-naurizbaj.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-uchebnoj-disciplini-gidrometallurgicheskoe-oborudovanie.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-analiz-sovremennogo-uroka-materiali-podgotovila-direktor-shkoli-shelkunova-l-m.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-koncepcii-sovremennogo-estestvoznaniya-specialnost-021400-zhurnalistika.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/problemi-razgranicheniya-kompetencii-i-opredeleniya-obema-polnomochij-municipalnih-obrazovanij.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tk-tv100-ru-31-10-2011.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-oblastnoj-ochno-zaochnoj-kraevedcheskoj-shkoli-kultura-rodnogo-kraya.html
  • student.bystrickaya.ru/2-profilakticheskie-ispitaniya-proverki-i-izmereniya-uchebnoe-posobie-izdatelstvo-tomskogo-politehnicheskogo.html
  • write.bystrickaya.ru/flotacionnie-ilouplotniteli-spravochnoe-posobie-k-sn-i-p-04-03-85-proektirovanie-sooruzhenij-dlya-ochistki-stochnih-vod.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uvazhaemij-gospodin-berg-uvazhaemie-chleni-ocenochnoj-komissii.html
  • turn.bystrickaya.ru/orta-asirlar-durnde-evropada-ilimni-toiraui-ilimni-damuindai-metofizikali-dur-zhne-kreocinistk-kzarastardi-stem-bolui-lekciya-mtn.html
  • teacher.bystrickaya.ru/fakultet-kulturi-i-servisa-baza-dannih-po-probleme-pravovogo-regulirovaniya-otnoshenij-v-oblasti-informacii-i-telekommunikacij.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/saba-1-mektep-120-zhambil-atindai-orta-mekteb-kn.html
  • school.bystrickaya.ru/audit-kassovih-operacij.html
  • writing.bystrickaya.ru/238-voprosi-dlya-samoproverki-predmetom-issledovaniya-istorii-ekonomicheskih-uchenij-yavlyaetsya-razvitie-ekonomicheskoj.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-iv-koleso-fortuni-formula-udachi.html
  • literature.bystrickaya.ru/ekonomicheskoe-i-politicheskoe-polozhenie-indii-v-poslednie-godi-vojni-1943-1945-gg.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uprazhnenie-5-rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-logika-i-teoriya-argumentacii-dlya-specialnosti-030602-svyazi.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/transplanttau-masatinda-azamattan-ajtis-bolannan-kejn-oni-tndern-zhne-nemese-azalarin-azalardi-blktern-alu-mmkndg-turali-kz-trsnde.html
  • letter.bystrickaya.ru/nalogovoe-planirovanie-bilet-vklyuchaet-dva-voprosa-perechen-voprosov-vklyuchaemih-v-bileti-finansi-soderzhanie-finansov-kak-specificheskoj-ekonomicheskoj-kategorii.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/primernaya-instrukciya-po-deloproizvodstvu-v-obshestvennih-obedineniyah-stranica-4.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/vneshnie-zapominayushie-ustrojstva.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programmi-i-podrazdeleniya-mpg-obshestvennaya-pravozashitnaya-priemnaya-besplatnie-pravovie-konsultacii-dlya-grazhdan-v-tom-chisle-v-otdalennih-rajonah-oblasti-po-pochte-i-e-mail-gruppa-issledovanij-i-monitoringa.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.