.RU

Программа дисциплины «Экономическая социология -1» Для направления 040200. 62 «Социология» испециальности 040201. 65 «Социология»



Экономическая социология-1 Богданова Е.В.

Халиуллина Л.И.


Правительство РФ

Государственный университет –
Высшая школа экономики
Санкт Петербургский филиал

Кафедра социологии


Программа дисциплины

«Экономическая социология -1»

Для направления 040200.62 «Социология» и специальности 040201.65 «Социология»


Курс 3


Автор старший преподаватель кафедры социологии СПб филиала ГУ-ВШЭ Богданова Елена Владимировна

Программа обновлена старшим преподавателем кафедры социологии СПб филиала ГУ-ВШЭ Халиуллиной Лейсан Ильгизаровной


Согласовано УМО Одобрено на заседании кафедры

_______________ _______________________________ Зав.кафедрой___________________ «___»_________2010 «___»________________200_


Утверждено Советом Факультета

_______________________

Председатель

_______________________

«___»______________200_


Санкт – Петербург

2010


^ Пояснительная записка.
Требования к студентам. Для освоения данного курса студентам необходимы предварительные знания по социальной теории, основам экономической теории, социальной стратификации.


Долгое время постсоветская Россия считалась страной с переходной экономикой. Приоритетным направлением перехода при этом считалось капиталистическое рыночное хозяйство. Однако с течением времени стало очевидно, что, как в России, так и во многих других постсоциалистических странах процесс перехода не привел к ожидавшимся результатам. В этом контексте появились работы, предлагающие на смену идеологии перехода идею трансформации. Многочисленные исследования стран Восточной Европы показали, что новые экономики, возникавшие на остатках планового хозяйства, во многих случаях заимствовали старые экономические институты. И, что еще более важно, в процесс формирования новых институтов активно вмешивались сложившиеся в этих странах культурные нормы, а также повседневные практики экономического поведения. В этом контексте возросла актуальность знаний, которые дает экономическая социология, в рамках которой анализируются социальные и культурные основы хозяйственного поведения.


Курс рассчитан на 48 аудиторных часа, 24 лекции и 24 семинарских занятия, в ходе которых будут рассмотрены основные черты экономической социологии, ее методологические основания, взаимосвязь с другими родственными дисциплинами. Данный курс является первой частью изучения экономической социологии в рамках специализации «экономическая социология» и представляет собой введение в дисциплинарное поле экономической социологии, а параллельно и введение в другие курсы специализации, которые будут предлагаться студентам в дальнейшем.


Логика курса представляет собой переход от методологических и категориальных основ экономической социологии, ее взаимосвязи с родственными разделами экономической теории, институциональной экономики и социологии к специализированным предметным областям дисциплины, а затем – к осмыслению этих подходов в контексте российской экономической истории пореформенного периода и анализу имеющихся практических исследований в данной области.


^ Формы контроля.
В качестве основной формы текущего контроля является оценка участия студентов (их активность) в работе на семинарских занятиях. В ходе их проведения будут использованы различные педагогические приемы и технологии, как их классические формы - доклад, обсуждение, ответы на вопросы по теме, так и, например, некоторые приемы коллективного способа обучения: опрос мнений, работа в парах сменного состава и др. Наиболее предпочтительной является групповая работа студентов. В ходе нее в процессе совместного обсуждения происходит наиболее эффективное усвоение обсуждаемого материала, приобретаются навыки дискуссии и аргументации. Таким образом, во время занятий становится возможным и неизбежным участие в работе всех студентов, что также позволяет дать практически каждому оценку работы на занятии. Навыки письменного изложения проверяются в ходе написания эссе/контрольной работы (теста), как формы промежуточного или финального контроля. В эссе студенты должны отразить не только обсужденные в рамках семинаров подходы, но также и выразить свою собственную позицию по вопросу и обосновать ее. При проведении контрольной работы проверяются конкретные знания по усвоенному материалу.


Оценка, получаемая за курс, является накопительной. Первая часть складывается из средней оценки активности каждого студента на семинаре (участие в групповой работе и ее презентация, развернутый ответ на вопрос, постановка и поиск ответа на проблемные вопросы), при этом позитивно оцениваются выступления, свидетельствующие не о простом воспроизведении материала, а о возможности критически его осмыслить и уметь применить полученные знания в новой ситуации (вес этой оценки – 0,3, то есть 3 балла по десятибалльной шкале). Вторая часть является оценкой за финальное эссе или финальную контрольную работу (тест) (вес - 0,5, то есть 5 баллов по десятибалльной шкале). Последняя часть оценки складывается из результатов письменных ответов студентов на открытые вопросы по пройденному материалу (вес – 0,2, 2 балла по десятибалльной шкале).


Примечание: если студент согласен с накопленной оценкой, то она становится итоговой и проставляется в ведомость. Если нет, то он сдает экзамен.


^
Содержание программы


Тема 1. Введение в дисциплину. Экономическая социология – предмет, методы задачи, границы дисциплины, место дисциплины в системе общественных наук, взаимоотношение с экономикой и социологией.
Междисциплинарные истоки экономической социологии – история экономических учений и развитие социальной мысли. Становление человека экономического и человека социологического. Предметная область экономической социологии – взаимоотношение с другими общественными дисциплинами, сходства и различия, подходы к изучению человека в экономических науках и социологии. Базовый категориальный аппарат экономической социологии, экономическое действие и хозяйственное поведение.


^ Основная литература:

Радаев, В. В. (1998). Экономическая социология. Курс лекций: Учеб. пособие. Москва, Аспект Пресс, С. 14-50

Вайзе, П. (1993) Homo economicus и homo sociologicus: монстры социальных наук // THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем . N 3. С. 115-130.

Бруннер, К. (1993) Представление о человеке и концепция социума: два подхода к пониманию общества // THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем . N 3. С. 51-72.

John H. Finch (2007) Economic sociology as a strange other to both sociology and economics// History of the human sciences, Vol, 20, No 2, P. 123-140


^ Тема 2. Социальные основы экономических действий – от классических подходов в социальной теории к основным методологическим принципам экономической социологии.
Разделение труда и специализация (Э. Дюркгейм), зарождение капитализма и «протестантская этика», понятие социального действия (М. Вебер, В. Зомбарт). Встроенность экономики в социальную структуру общества (Т. Парсонс). Власть, социализация, статус и потребление, социальная структура и социальные институты: социологический смысл понятий и их включенность в экономическую теорию.


^ Основная литература:


Вебер М. Основные социологические понятия / Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. с. 602-624.

Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем . N 2. С. 94-122 (1993)

Грановеттер М., «Экономическое действие: проблема укорененности» “New Economic Sociology” / Richard Swedberg, Principles of Economic Sociology. Princeton: Princeton University Press, 2003, p. 32-52).

Нил Смелсер, Ричард Сведберг Социологический подход к анализу хозяйства // Экономическая социология, Т. 4, № 4 (Сентябрь 2003), С. 43-61


^ Тема 3. Рациональность и экономическое поведение. Типы рациональности и виды хозяйственной мотивации.
Типы рациональности (М. Вебер). Классическая теория рационального выбора и ее критика. Ограниченная рациональность. Теория рационального выбора в социологии (Дж. Коулмен). Рациональность, социальные нормы и принуждение. Альтернативные теории рационального выбора и рационального поведения (Теория перспективы Д. Канемана и А. Тверски).


Основная литература:

Вебер М. Основные социологические понятия / Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. с. 625-636.

Эльстер Ю. Социальные нормы и экономическая теория // THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем . N 3. С. 73-91 (1993)

^ Тема 4. Институциональный и сетевой подходы к анализу экономического поведения.
Основные черты институционального подхода к объяснению экономики. Старый и новый институционализм. Понятие институтов и их основные характеристики. Формирование институтов и функционирование рынка. Институциональные изменения. Трансакционные издержки и права собственности. Социальные институты и экономические институты. Понятие сетевых отношений. Функции сетей. Основные характеристики сетей. Сильные и слабые связи. Формальные и неформальные сетевые связи. Роль сетей в экономической жизни. Понятие гетерархии. Рекомбинированная собственность (Д. Старк).


^ Основная литература:

Норт Д. С. Институты и экономический рост: историческое введение // THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем . N 2. С. 69-91 (1993)

^ Акерлоф Дж. «Рынок ‘лимонов’: неопределенность качества и рыночный механизм // THESIS, Вып. 5, с. 91-104 (1994).

Олсон М. Логика коллективных действий: Общественные блага и теория групп: Пер. с англ. М.: Фонд Экономической Инициативы, 1995. Гл. 2.

^ Тема 5. Экономика, культура и власть: социология рынков.
Каким образом культура определяет рынки и что такое «культура» (М.Аболафия), политико-культурный подход и критика нового институционализма (Н.Флигстин). Рынки как объект экономико-социологического анализа.


^ Основная литература:

Аболафия, М. Рынки как культуры: этнографический подход // Экономическая социология. Т 4. № 2. с. 63-72 (март 2003).

Флигстин, Н. Поля, власть и социальные навыки: критический анализ новых институциональных течений // Экономическая социология, Т. 2, № 4, с.28-55 (сентябрь 2001).

^ Тема 6. Социология хозяйственных организаций.
Основные подходы к определению фирмы. Понятие организации. Бюрократическая и «постмодернистская» организации. Организация как сеть взаимозависимых субъединиц (У. Мастенбрук).

Идеальные типы хозяйственной организации (община, корпорация и ассоциация). Фнутрифирменные отношения, основные модели утверждения авторитета в хозяйственной организации. Современные формы хозяйственных организаций. Сетевое предприятие (М. Кастельс).


^ Основная литература:

Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. М.: ИНФРА-М, 1996, с. 19-45

Кастельс М. Информационная эпоха, экономика, общество и культура: Пер. с англ. под науч. ред. О.И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000. Гл. «Сетевое предприятие».

Биггарт Н. Социальная организация и экономическое развитие / Экономическая социология: Новые подходы к институциональному и сетевому анализу. М.: РОССПЭН, 2001, с. 252-265.

^ Тема 7. Трудовые отношения и трудовой контроль.
Классические школы исследования трудовых отношений – школа научного менеджмента (Ф.Тейлор), школа человеческих отношений, социальная философия фордизма. Распространение японского опыта управления человеческими ресурсами.

Контроль исполнителей над трудовым процессом, виды трудового контроля. Конфликты в трудовом процессе. Правовые аспекты трудовых отношений и их приложение в экономико-социологическом анализе.


Основная литература:

Тейлор, Ф. У. Принципы научного менеджмента. М.: Контроллинг, 1991. Глава 2. «Основы научного управления».

^ Тема 8. Социология потребления.
Потребление как объект социологического анализа. Природа и эволюция потребления (Т. Веблен). Стили потребления. Социальная стратификация и потребление (М. Вебер, П. Бурдье). Роль культуры в потреблении. Мода. Социально-психологические детерминанты потребительского поведения.

^ Основная литература:

Веблен Т. Теория праздного класса. М. Прогресс, 1984. с.108-133

Ильин, В. И. Поведение потребителей. СПб., 1998. Главы: «Культура как фактор потребительского поведения», «Мода», «Цена как фактор потребительского поведения».

Бурдье, П. Социальное пространство и символическая власть // THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем . N 2. С. 137-150 (1993)
^
Тема 9. Деньги и финансовое поведение.
Деньги как экономическая и социологическая категория (Н.Додд). Возникновение и функции денег, укорененность денежных отношений в социальных и их взаимное влияние (Ф.Бродель). Виды денег и их социальное значение (В. Зелизер). Социология денег. Природа и сущность денег. Социальная функция денег (Г. Зиммель). Виды денег. Деньги в переходной экономике, проблема бартера. Что население делает с деньгами: финансовое поведение населения. Массовое сберегательное поведение. Проблема доверия в сберегательном и инвестиционном поведении.


^ Основная литература:

Зелизер, В. Создание множественных денег // Экономическая социология, Т. 3, № 4. с. 58-72 (сентябрь 2002)

Бродель, Ф. Структуры повседневности: возможное и невозможное. М.: Прогресс, 1986. Т.1. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-VIII вв. Гл. 7. Деньги. С. 464-508.

Радаев В. В. Уроки финансовых пирамид, или что может сказать экономическая социология о массовом финансовом поведении // Мир России, № 2. с.39-69.

Радаев В. В. О сбережениях и сберегательных мотивах российского населения // Вопросы социологии № 8, 1998. с. 39-54.


^ Тема 10. Социологический анализ поведения домохозяйств.
Домашнее хозяйство как единица экономико-социологического анализа. Экономика семьи и семейная экономика. Этика выживания (Дж.Скотт). Гендерное разделение труда в домашнем хозяйстве (В. Радаев, С. Барсукова) и его эволюция в процессе экономического развития. Изменение структуры домашнего хозяйства. Социологический анализ экономического поведения домохозяйств. Политическая экономия времени. Виды труда и время досуга. Исторические тенденции в использовании времени в домашнем хозяйстве. Развитие сферы услуг и ее влияние на домашний труд.


^ Основная литература:

Скотт Дж. Моральная экономика крестьянства как этика выживания / Шанин Т. (ред.) Великий незнакомец: крестьяне и фермеры в современном мире. М.: Прогресс Академия, 1992. с. 202-210.

Барсукова С.Ю., Радаев В.В. Легенда о гендере. Принципы распределения труда между супругами в современной городской семье // Мир России, 2000. № 4. С. 65-102.

^ Тема 11-12. Особенности экономико-социологических исследований (практическое приложение теорий). Экономическая социология в России.
Последние исследования в области экономической социологии – конкурентные преимущества российской экономической социологии. Россия – страна с переходной экономикой и поле для широких экономико-социологических исследований – особенности полевых исследований. Какая экономическая социология возможна в российском контексте: взгляд на изученные в курсе проблемы в контексте исследовательской практики. Что могут дать экономико-социологические исследования для теоретического анализа и практического понимания. Специфика методологии и методов исследования.


^ Основная литература:

Радаев, В. В. Социология рынков: к формированию нового направления. Москва, ГУ ВШЭ, 2003

Веселов Ю.В. Экономическая история в России: история и современность // Журнал социологии и социальной антропологии, 1999. Т. 2, № 2. С. 63-70.

Радаев В.В. Есть ли шанс создать российскую национальную теорию в социальных науках? // Pro et Contra (лето 2000). Т. 5, № 3. С. 202-214.

^
Темы к семинарским занятиям и литература к докладам:

Раздел 1. Основные принципы экономической социологии.


Семинар 1. Базовые категории и основания экономической социологии. Человек экономический и человек социологический: начало дискуссии.

Вайзе, П. (1993) Homo economicus и homo sociologicus: монстры социальных наук // THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем . N 3. С. 115-130.

Бруннер, К. (1993) Представление о человеке и концепция социума: два подхода к пониманию общества // THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем . N 3. С. 51-72.

Нил Смелсер, Ричард Сведберг Социологический подход к анализу хозяйства // Экономическая социология, Т. 4, № 4 (Сентябрь 2003), С. 43-61


Семинар 2. Рациональность – «за» и «против» использования категории в анализе хозяйственной деятельности.

Эльстер Ю. Социальные нормы и экономическая теория // THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем . N 3. С. 73-91 (1993)

Белянин А. Дэниел Канеман и Вернон Смит: экономический анализ человеческого поведения (нобелевская премия за чувство реальности) // Вопросы экономики, № 1, 2003, с.4-23.

Дополнительно по выбору:

Tversky, A., Kahnemann, D. Judgment under uncertainty: heuristics and biases / Moser, P. (ed.) Rationality in action: contemporary approaches. Cambridge, 1990, p. 170 – 188.


Семинар 3. Институциональный подход. Теория и практическое измерение.

Норт Д. С. Институты и экономический рост: историческое введение // THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем . N 2. С. 69-91 (1993)

Акерлоф, Дж. Рынок «лимонов»: неопределенность качества и рыночный механизм // THESIS, №5, с.91 – 104.


Семинар 4. Сетевой подход к анализу хозяйственной жизни.

Пауэлл, У., Смит-Дорр, Л. Сети и хозяйственная жизнь // Экономическая социология, Том 4, № 3. С. 61-105. 2003 (http://www.ecsoc.msses.ru/pdf/ecsoc015.pdf).

Г.В.Градосельская Современные подходы к измерению сетевых взаимодействий / Материалы Интернет конференции «Сетевые формы межфирменной кооперации: стратегические вызовы и конкурентные преимущества новых организаций ХХI века», Федеральный образовательный портал «Экономика.Социология.Менеджмент», с 10.03.04 по 29.04.04.

http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/152288/print


Раздел 2. Основные понятия анализа хозяйственной деятельности.


Семинар 5. Культура и власть в хозяйственной деятельности.

Аболафия, М. Рынки как культуры: этнографический подход // Экономическая социология. Т 4. № 2. с. 63-72 (март 2003).

Флигстин, Н. Поля, власть и социальные навыки: критический анализ новых институциональных течений // Экономическая социология, Т. 2, № 4, с.28-55 (сентябрь 2001).


Раздел 3. Отдельные направления экономической социологии.


Семинар 6. Социология хозяйственных организаций.

Кастельс М. Информационная эпоха, экономика, общество и культура: Пер. с англ. под науч. ред. О.И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000. Гл. «Сетевое предприятие».

Биггарт Н. Социальная организация и экономическое развитие / Экономическая социология: Новые подходы к институциональному и сетевому анализу. М.: РОССПЭН, 2001, с. 252-265.


Семинар 7. Трудовые отношения и трудовой контроль.

Радаев В.В. Экономическая социология: курс лекций. Учебное пособие. М., 1997. с. 155-182.

Тейлор, Ф. У. Принципы научного менеджмента. М.: Контроллинг, 1991. Глава 2. «Основы научного управления».

Заславская, Т. И., Шабанова, М. А. Неправовые трудовые практики и социальные трансформации в России // СОЦИС, 2002, №6 с. 3-17.


Семинар 8. Социология потребления. Практическое занятие – как мы можем анализировать поведение потребителей с позиций классической социологии (Т. Веблен, П. Бурдье и др.)

Ильин, В. И. Поведение потребителей. СПб., 1998. Главы: «Культура как фактор потребительского поведения», «Мода», «Цена как фактор потребительского поведения». Электронная версия: [http://www.marketing.spb.ru/read/m7/index.htm]

Д.Бурстин Сообщества потребления // THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем . N 3. С. 231-254 (1993)


Статьи о потреблении и потребительском поведении из российских журналов.


Семинар 9. Социологические подходы к анализу денег. Попытки создания отдельной дисциплины. Финансовое поведение населения.

Зелизер, В. Создание множественных денег // Экономическая социология, Т. 3, № 4. с. 58-72 (сентябрь 2002)

Бродель, Ф. Структуры повседневности: возможное и невозможное. М.: Прогресс, 1986. Т.1. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-VIII вв. Гл. 7. Деньги. С. 464-508.

Авдашева, С., Яковлев, А. Влияние асимметрии информации на структуру российского рынка сбережений домохозяйств // Вопросы экономики. № 12, 1998. c. 32-45.

Радаев В. В. Уроки финансовых пирамид, или что может сказать экономическая социология о массовом финансовом поведении // Мир России, № 2. с.39-69. http://www.hse.ru/journals/wrldross/vol02_2/radaev.pdf

Стребков Д. О. Основные типы и факторы кредитного поведения населения в современной России // Вопросы социологии №2, 2004 http://www.ecsocman.edu.ru/images/pubs/2004/03/06/0000150899/sTREBKOW-02-04.pdf


Раздел 4. За пределами формальности – растущее предметное поле экономической социологии.


Семинар 10. Социология домашнего хозяйства – различные измерения семейной повседневности.

Скотт Дж. Моральная экономика крестьянства как этика выживания / Шанин Т. (ред.) Великий незнакомец: крестьяне и фермеры в современном мире. М.: Прогресс Академия, 1992. с. 202-210.

Гершуни Дж. Экономическая социология: либеральные рынки, социальная демократия и использование времени // Экономическая социология. Том 1, № 2, 2000. С. 72-81 (http://www.ecsoc.msses.ru/Transl.php/).

Барсукова С.Ю., Радаев В.В. Легенда о гендере. Принципы распределения труда между супругами в современной городской семье // Мир России, 2000. № 4. С. 65-102.


Тематика


Пример теста по Экономической социологии-1


Для каждого вопроса следует выбирать лишь один вариант ответа, за исключением вопросов: 8, 9, 10, 11



  1. Какой вариант социальной координации и поддержания социального порядка является более характерным для мира, населенного homo sociologicus?


□ когда «действия, которые каждый должен совершить в определенной ситуации, заранее предписываются» (П. Вайзе)

□ когда все действия являются разрешенными, но лишь при условии, что пострадавшим от них должен быть возмещен ущерб


  1. По мнению Джорджа Акерлофа, основную причину того, что работодатели неохотно принимают на работу представителей национальных меньшинств, следует искать в том, что:


□ работодатели преисполнены иррациональных предрассудков

□ представители национальных меньшинств не способны справляться со служебными обязанностями

□ национальная принадлежность может служить статистическим показателем качества образовательной подготовки работника


  1. Клиффорд Гирц полагает, что «базар»:


□ не может являться объектом экономической теории, поскольку принципы его функционирования радикально отличаются от принципов функционирования западных рынков

□ не должен являться объектом экономической теории, поскольку единственно адекватное знание о нем может дать лишь антропология

□ может быть изучен средствами экономической теории, поскольку ничем не отличается от классического «рынка»

□ может быть изучен средствами экономической теории, поскольку процессы, протекающие на базаре, во многом схожи с процессами, которые имеют место на рынке: продавцы стремятся к максимальной прибыли, потребители к максимальной полезности, цена связывает спрос и предложение


4. Какое из определений является наиболее подходящим для характеристики понятия «трансакционные издержки»:


□ Трансакционные издержки – это производственные издержки (например, покупки сырья, транспортировки товара)

□ Трансакционные издержки – это издержки на получение информации (например, информации о ценах или платежеспособности заказчика)

□ Трансакционные издержки включают в себя как производственные, так и информационные издержки


  1. Неформальная экономика («неформальный сектор») существует:


□ Только в «развитых» странах

□ Только в «развивающихся» странах

□ Только в России

□ Повсеместно

□ Только в «развитых» странах и в России


  1. Для большинства экономических социологов Человек экономический – это скорее:


□ Базовый тип человека («антропологическая константа»)

□ Продукт развития общества


  1. Что такое «конститутивные» правила (М. Аболафия)?


□ Это правила, которые определяют, как должен быть сконструирован рынок

□ Это подкрепленные санкциями правила, которые призваны управлять действиями, преследующими собственный интерес


  1. Что является предметом экономической социологии (можно выбрать более одного варианта ответа)?


□ Социальное действие как форма экономического

□ Социальное действие с точки зрения его экономической укорененности

□ Экономическое действие как форма социального действия


  1. Согласно Алене Леденевой, в постсоветской России отношения блата являются наиболее распространенными (можно выбрать более одного варианта ответа):


□ В среде беднейших слоев населения (самые низкие уровни социальной иерархии)

□ Среди представителей среднего класса

□ На самых высоких уровнях социальной иерархии

□ Среди представителей среднего класса и беднейших слоев населения


  1. Согласно Вадиму Волкову, для социально-исторической формации раннего капитализма характерно следующее (можно выбрать более одного варианта ответа):


□ Акторы (экономические агенты) «сильнее» чем институты: они способны использовать институты в своих целях

□ Институты сильнее, чем акторы: институты являются жесткими ограничителями действий

□ Акторы не способны к рациональной максимизации собственной полезности, поскольку существующие институты препятствуют им в ее достижении

□ Акторы не стремятся к рациональной максимизации полезности


  1. Согласно Э. де Сото, первоочередная причина периодических банкротств «неформальных перевозчиков» - следующее (можно выбрать более одного варианта ответа):


□ высокие издержки деятельности в рамках закона

□ неспособность неформальных перевозчиков «договориться» друг с другом, их противоречивые взаимоисключающие интересы

□ хищническая политика государства

□ отсутствие поддержки со стороны политических партий


^ Примерные темы эссе:

1. При рассмотрении эволюции экономического и социологического человека мы сталкиваемся с тем, что экономический человек обладает четкими характеристиками, в то время как человек социологический однозначно не может быть охарактеризован. Попробуйте сформулировать причины этой неоднозначности.

2. Рынки как наборы институтов, культуры и сфера государственного регулирования. Проанализируйте различие между экономическими и социологическими (культурными) подходами к анализу рынков.

3. Сети и их роль в хозяйственной деятельности индивидов. Рассмотрите основные теоретические подходы к сетевому анализу на конкретном примере.

4. Концепции контроля в современной экономической системе России. Каким образом они зависят от социальной и политической жизни? (на примере одного из рынков).

5. Основные типы неформальной экономики в России, укорененность их успеха и степени распространения в специфике социальной и экономической систем.

6. Основные варианты перспективных типов хозяйственных организаций в современной экономике. Их социальная и политическая обусловленность.

7. Попытайтесь проанализировать, каким образом массовое поведение вкладчиков финансовых пирамид было связано с социальными процессами в России (укоренено в них).

8. Свободная тема (по согласованию с преподавателем).


^ Примерные вопросы к экзамену:



  1. Марк Грановеттер формулирует две группы пограничных концепций человеческого действия: пересоциализированного и недосоциализированного индивида – в чем он видит недостатки этих концепций?

  2. Как можно сформулировать отличия между концепциями экономического и социологического человека по П. Вайзе?

  3. Какие модели человека для социальных наук предлагает Карл Бруннер? Раскройте основные характеристики этих моделей.

  4. Перечислите и раскройте типы рационального действия по М. Веберу.

  5. Какую роль отводит Ю. Эльстер нормам и морали в экономической жизни? Каким образом оказываются связанными мораль и рациональность.

  6. Какую основную функцию, по мнению Д. Норта, выполняют институты? Раскройте содержание понятия «институт».

  7. Что такое трансакционные издержки и как это понятие встроено в объяснение экономической деятельности?

  8. Для чего нужны права собственности? Что происходит, когда они не определены?

  9. Что имеет в виду М. Грановеттер под «укорененностью» экономического действия в социальных отношениях?

  10. Раскройте специфику и суть принципа методологического индивидуализма в экономике и социологии.

  11. Что такое «социальные деньги» по мнению В. Зелизер?

  12. От чего может зависеть покупательная способность денег? Приведите примеры того, когда один рубль в представлениях людей может быть не равен одному рублю.

  13. Как измеряется сила связи по М. Грановеттеру?

  14. Какова роль слабых связей на рынке труда по М. Грановеттеру?

  15. Почему слабые связи важны для сетевых сообществ по мнению М. Грановеттера? Что происходит, если таких связей у сообщества нет?

  16. Какие идеи относительно сетей развиты в экономической и социологических теориях?

  17. Что такое подставная праздность и подставное потребление по Т. Веблену?

  18. Что такое демонстративное потребление по Т. Веблену?

  19. Какие основные формы капитала выделяет П. Бурдье?

  20. Что такое габитус? Как мы можем связать это понятие с потреблением?

  21. П. Бурдье водит понятия социального и культурного капитала, поясните, зачем становятся нужны эти категории?

  22. Что такое социальная норма? Перечислите основные особенности моды как социальной нормы.

  23. Каким образом мода связана с социальной иерархией?

  24. Перечислите и охарактеризуйте основные типы потребительского поведения.

  25. Каковы аргументы Н.Флигстина в защиту тезиса о неизбежности государственного влияния на экономику?

  26. Что такое «этика выживания»?

  27. Какие организационные стратегии использовали восточно-европейские фирмы в ситуации высокой неопределенности, сопровождавшей системную трансформацию?

  28. Какие существуют версии причин существования неформальной экономики в развивающихся странах?

  29. Какие существуют версии причин существования неформальной экономики в странах с развитой рыночной экономикой?

  30. Раскройте смысл понятия «концепции контроля».

  31. В чем различие экономического и социологического подходов к понятию рынка?



Учебно-методическое обеспечение курса


Базовое учебное пособие курса:

Радаев В.В. Экономическая социология: курс лекций. Учебное пособие. М., 1997.


Большая часть обязательной и дополнительной литературы представлена в электронном виде в портале «Экономика. Социология. Менеджмент» http://www.ecsocman.edu.ru, в электронном журнале «Экономическая социология» http://www.ecsoc.msess.ru.

В сопровождение курса входит подборка всех текстов для обязательного чтения в 2-х экземплярах в библиотеке.


^ Дополнительная литература:

Автономов В.С. Модель человека в экономической науке. СПб.: Экономическая школа, 1998.

Бурдье П. Структура, габитус, практика // Журнал социологии и социальной антропологии, 1998. Т. 1, № 2. С. 44-59.

Веселов Ю.В. Экономическая социология: история идей. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1995.

Волков В. Силовое предпринимательство. СПб.; М.: Европейский университет в Санкт-Петербурге: Летний Сад, 2002.

Гершуни Дж. Бюджеты времени и неформальная экономическая деятельность / Шанин Т. (ред.) Неформальная экономика: Россия и мир. М.: Логос, 1999. C. 343-355.

Заславская Т.И. Социальная структура современного российского общества / Заславская Т.И. Российское общество на социальном изломе: взгляд изнутри. М.: МШСЭН, 1997. C. 226-253.

Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни. Новосибирск: Наука, 1991. C. 49-83.

Зомбарт В. Буржуа. М.: Наука, 1994. С. 45-49, 82-103.

Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Начала, 1997.

Олейник А.Н. Институциональная экономика: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2000.

Радаев В. О рациональности и коллективном действии (O книге М.Олсона «Логика коллективного действия») // Вопросы экономики, 1996. № 10, С. 144-152.

Радаев В. В. Институциональная динамика рынков и формирование новых концепций контроля (на примере рынков электро-бытовой техники): Препринт WP4/2002/01. М.: ГУ-ВШЭ, 2002.

Радаев В.В. Основные направления развития современной экономической социологии / Радаев В.В. (ред.) Экономическая социология: Новые подходы к институциональному и сетевому анализу. М.: РОССПЭН, 2001.

Радаев В.В. Формирование новых российских рынков: трансакционные издержки, формы контроля и деловая этика. М. Центр политических технологий, 1998.

Радаев В.В. Экономическая социология: перспективы развития / Ядов В.А. (ред.) Социология в России, 2-е изд. М.: Институт социологии РАН, 1998. С. 253-263.

Стребков, Д. О. Экономические детерминанты протестного поведения населения России // Экономическая социология. Т. 1. N 1. С. 48-66 (Сентябрь 2000)

Уайт Х. Рынки и фирмы: взаимообусловленное возникновение / Радаев В.В. (ред.) Экономическая социология: Новые подходы к институциональному и сетевому анализу. М.: РОССПЭН, 2001, с. 96-119

Швери Р. Теоретическая концепция Джеймса Коулмена: аналитический обзор // Социологический журнал, 1996. № 1–2. С. 62–81.


Callon, M. (ed.) The Law of Markets. Oxford: Blackwell, 1998. Introduction. Р. 1-57.

Coleman, J. “A Rational Choice Perspective on Economic Sociology”, In Neil Smelser and Richard Swedberg, eds, The Handbook of Economic Sociology. Princeton: Princeton University Press, 1994, p. 166-172

DiMaggio, P. Culture and Economy, in: Smelser, N., and R. Swedberg (eds.) The Handbook of Economic Sociology. P. 27-57.

Fligstein, N. The architecture of markets: an economic sociology of twenty-first century capitalist societies. Princeton, Princeton University Press. 2001

Granovetter, M. Economic Insitutions as Social Constructions: A Framework for Analysis, Acta Sociologica (1992). Vol. 35. Р. 3-11.

Granovetter, M., and R. Swedberg (eds.), The Sociology of Economic Life. Boulder: Westview Press, 1992.

Powell, W., and L. Smith-Doerr. Networks and Economic Life, in: Smelser, N., and R. Swedberg (eds.) The Handbook of Economic Sociology. P. 368-402.

Sedaitis, J. B. Network Dynamics of New Firm Formation: Developing Russian Commodity Markets // Restructuring Networks in Post-Socialism: Legacies, Linkages, and Localities. G. Grabher and D. Stark, Oxford University Pressб 1997: 137-157.

Sedaitis, J. B. Networks in Market Transitions // International Studies of Management and Organisations 27(1 (Spring 1997)): 61-83.

Simmel, G. The Philosophy of Money. L.: Routledge and Kegan Paul, 1990. P. 429-446.

Smelser, N., and R. Swedberg, R. (eds.) The Handbook of Economic Sociology. Princeton: Princeton University Press, 1994.

Swedberg, R. Principles of economic sociology. Princeton, N.J., Princeton University Press. 2003.

Weber M. Economy and Society. Berkeley: University of California Press, 1978.


^ Тематический расчет часов





^ Наименование темы

Аудиторные часы

Сам. работа

Всего часов

Лекции

Семинары

Всего

1

Введение в дисциплину. Экономическая социология – предмет, методы задачи, границы дисциплины, место дисциплины в системе общественных наук, взаимоотношение с экономикой и социологией.

2

2

4

10

14

2

Социальные основы экономических действий – от классических подходов в социальной теории к основным методологическим принципам экономической социологии.

2

0

2

9

11

3

Рациональность и экономическое поведение. Типы рациональности и виды хозяйственной мотивации.

2

2

4

10

14

4

Институциональный и сетевой подходы к анализу экономического поведения.

2

2

4

10

14

5

Экономика, культура и власть: социология рынков.

2

2

4

10

14

6

Социология хозяйственных организаций.

2

2

4

6

10

7

Трудовые отношения

2

2

4

6

10

8

Социология потребления.

2

2

4

6

10

9

Деньги и финансовое поведение.

2

2

4

6

10

10

Социологический анализ поведения домохозяйств.

2

2

4

6

10

11-12

Особенности экономико-социологических исследований (практическое приложение теорий). Экономическая социология в России

4

2

6

8

14

Всего

24

20

44

87

131



Методические рекомендации студентам


1. Основное требование к докладу на семинарском занятии – студент должен не просто пересказать содержание текста, но уметь структурировать его в соответствии с собственным пониманием ключевых идей работы, проблематизируя те тезисы, которые он хотел бы рассмотреть подробнее, критикуя то, с чем он не согласен, но и четко формулируя свою позицию по поводу прочитанного, пусть даже и в негативных терминах.


2. Требования к эссе: ожидаемый объем – 3.500 слов (допускается отклонение в ту или иную сторону на 10 процентов), обязательна сдача эссе в срок, каждый день просрочки влечет за собой вычет 2 баллов из финальной оценки, в конце список использованной литературы, в тексте – оформленные ссылки. Эссе – это не реферат, в нем обязательно должна быть четко сформулирована и проанализирована некая проблема (будь то социальная или теоретическая проблема); использование в эссе эмпирических данных (будь то первичные или вторичные данные) возможно и приветствуется, однако не является обязательным для получения высокой оценки. Использование Интернет-источников возможно (и даже необходимо), однако при их использовании, как и при использовании иных текстов, необходимо оформлять цитаты и ссылаться на источник. При подозрении на обширное цитирование чужого текста как своего собственного оценка автоматически снижается до 0 баллов.


Авторы: / Богданова Е.В., старший преподаватель/

/ Халиуллина Л.И.,старший преподаватель/



Государственный университет – Высшая школа экономики

Санкт-Петербургский филиал

Кафедра социологии


primernaya-programma-obucheniya-lichnogo-sostava-neshtatnih-avarijno-spasatelnih-formirovanij-na-territorii-volgogradskoj-oblasti.html
primernaya-programma-obucheniya-priemam-okazaniya-pervoj-pomoshi-postradavshim-na-proizvodstve.html
primernaya-programma-obucheniya-rabotayushego-naseleniya-v-oblasti-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti-na-territorii-volgogradskoj-oblasti.html
primernaya-programma-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie-podgotovki.html
primernaya-programma-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-po-fizike-vii.html
primernaya-programma-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-po-informatike-i-informacionnim-tehnologiyam-poyasnitelnaya-zapiska-status-dokumenta.html
  • writing.bystrickaya.ru/kultura-obrazovanie-sredstva-massovoj-informacii-ukazatel-avtorov-19.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/xiii-mezhdunarodnaya-konferenciya-informacionnie-tehnologii-v-obrazovanii.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sorevnovaniya-po-legkoj-atletike-regionalnogo-etapa.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kniga-kagala.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchet-po-rezultatam-samoobsledovaniya-oblastnogo-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-rovenskij-politehnicheskij-tehnikum.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sostav-i-soderzhanie-otchet-stranica-8.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-psihologiya-socialnogo-poznaniya-dlya-specialnostej.html
  • testyi.bystrickaya.ru/4-trebovaniya-k-funkcionalnim-harakteristikam-potrebitelskim-svojstvam-i-kachestvennim-harakteristikam-tovara-k-kachestvu-rabot-uslug-tehnicheskoe-zadanie.html
  • writing.bystrickaya.ru/imidzh-firmi-chast-2.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chast-strani-vklyuchaya-zapadnuyu-galileyu-i-ves-pentralnij-rajon-dolzhna-kniga-i-izrail-ok-1600-586-gg-do-n-e.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-gostyah-u-hozyajki-mednoj-gori-uchebnoe-posobie-izdanie-trete-dopolnennoe-i-pererabotannoe-dopusheno-ministerstvom.html
  • lecture.bystrickaya.ru/bektemn-azastan-respublikasini-blm-zhne-ilim-vice-ministr-m-n-saribekov.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-ryadi-rabochego-klassa-yurij-alekseevich-gagarin-doroga-v-kosmos.html
  • writing.bystrickaya.ru/chelovechestvo-na-perepute-chast-2.html
  • crib.bystrickaya.ru/izobrazitelno-virazitelnie-sredstva-rechi.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplina-koncepcii-sovremennogo-estestvoznaniya-specialnosti-030301-65-psihologiya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/statya-1-opredeleniya.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kontrolnaya-rabota-po-discipline-osnovi-audita.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lekciya-19-yazik-baz-dannih-sql-obektnie-rasshireniya-konspekt-lekcij-po-kursu-bazi-dannih.html
  • turn.bystrickaya.ru/pobediteli-pervogo-konkursa.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/organizacionno-tehnicheskie-meropriyatiya-po-vipolneniyu-prikaza-stranica-4.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-uchebnoj-disciplini-osnovi-zootehnii-2012-g.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-orientirovana-na-umk-mhk-dlya-10-11-klassov.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-po-predmetu-fizika-dlya-10-11-klassa-kolichestvo-chasov-v-nedelyu-32-v-god-10268-vsego-170.html
  • klass.bystrickaya.ru/58-poryadok-kreditovaniya-rinochnogo-hozyajstva-i-naseleniya-konspekt-lit-spisok-literaturi-page.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/yanchenko-ga-uchebnikov-i-uchebnih-posobij.html
  • school.bystrickaya.ru/avgustinov-yu-uchites-igrat-na-royale-samouchitel-dlya-vzroslih-chast2-stranica-5.html
  • nauka.bystrickaya.ru/utverzhdeno-postanovleniem-pravitelstva-respubliki-tadzhikistan-ot-30-06-2007-goda.html
  • universitet.bystrickaya.ru/teoreticheskoe-i-eksperimentalnoe-izuchenie-vzaimodejstviya-kompleksov-metallov-6-i-10-gruppi-s-dialkilfosfitami-02-00-08-himiya-elementoorganicheskih-soedinenij.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-speckursa-dlya-studentov-visshih-uchebnih-zavedenij-avtonomnoj-respubliki-krim.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kratkij-kurs-lekcij-po-discipline-podvizhnoj-sostav-zheleznodorozhnogo-transporta-specialnost-240100-stranica-4.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/referat-po-istorii-informatiki-na-temu-evolyuciya-ponyatiya-informaciya.html
  • composition.bystrickaya.ru/osnovnie-principi-kurs-lekcij-po-1s-buhgalteriya-7-kurs-lekcij-po-1s-buhgalteriya-7.html
  • nauka.bystrickaya.ru/upravlenie-federalnogo-kaznachejstva-po-sahalinskoj-oblasti.html
  • student.bystrickaya.ru/32-operacii-uchebnoe-posobie-vvedenie.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.