.RU

Программа дисциплин ы «Информатика» Индекс дисциплины по учебному плану ен. Ф. 02 Направление : Строительство




Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Самарский государственный архитектурно-строительный университет

Строительно – технологический факультет.

Кафедра прикладной математики и вычислительной техники





²Утверждаю²:




Декан строительно – технологического факультета _____________ Давиденко О.В.


«_____»__________ 2007 г.



П Р О Г Р А М М А д и с ц и п л и н ы
«Информатика»

Индекс дисциплины по учебному плану ЕН. Ф. 02

Направление : Строительство - 270100

Специальность: Производство строительных материалов, изделий и конструкций – ^ 270106

Всего часов по дисциплине 200 часов

В том числе аудиторных: 120 часов

Самостоятельная работа студента: 80 часов

Форма обучения: дневная

Форма итогового контроля: экзамен, зачет

Курс обучения 2

Семестр обучения 3-4


Разработана ст. преподавателем каф. ПМ и ВТ /_________/Агафоновой Н.С.



Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры ПМ и ВТ протокол № 5

от «6» марта 2007 г., /_____________/ проф., д.т.н. Пиявский С. А.


Рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии по специальности _____________
протокол № ______от «__»_________2007 г.,

Председатель методической комиссии / __________________ / проф., Мизюряев С.А.


Действие программы продлено на __________________уч. год на заседании кафедры ПМ и ВТ,

протокол №______ от “___” ____________200__г.
Зав кафедрой ПМ и ВТ /_____________/ проф., д.т.н. Пиявский С. А.


Действие программы продлено на ___________________уч. год на заседании кафедры ПМ и ВТ,

протокол №______ от “___” ____________200__г.
Зав кафедрой ПМ и ВТ /_____________/ проф., д.т.н. Пиявский С. А.


Самара 2007 г.
^ Раздел 1. Цели и задачи изучения дисциплины
Рабочая программа разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом профессионального высшего образования по специальности 270106 «Производство строительных материалов, изделий конструкций» и на основе анализа примерных программ дисциплин нового поколения.
^ Требования ГОС к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы

Индекс

Дисциплина и ее основные разделы

Всего часов

ЕН.Ф

Федеральный компонент

1680

ЕН.Ф.02

Информатика:
Понятие информации; общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации; технические и программные средства реализации информационных процессов; модели решения функциональных и вычислительных задач; алгоритмизация и программирование; языки программирования высокого уровня; базы данных; программное обеспечение и технология программирования; компьютерная графика; компьютерный практикум

200


Эти требования конкретизированы в тематической структуре АПИМ, разработанной Федеральным центром тестирования в области профессионального образования и используемой при централизованном контроле знаний.

^ Тематическая структура АПИМ

N ДЕ

Наименование
дидактической единицы ГОС

N за-
да-
ния

^ Тема задания

1

Основные понятия и методы теории информатики и кодирования. Сигналы, данные, информация. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации

1

Сообщения, данные, сигнал, атрибутивные свойства информации, показатели качества информации, формы представления информации. Системы передачи информации

2

Меры и единицы количества и объема информации

3

Позиционные системы счисления

4

Логические основы ЭВМ

2

Технические средства реализации информационных процессов

5

История развития ЭВМ. Понятие и основные виды архитектуры ЭВМ

6

Состав и назначение основных элементов персонального компьютера, их характеристики

7

Запоминающие устройства: классификация, принцип работы, основные характеристики

8

Устройства ввода/вывода данных, данных, их разновидности и основные характеристики

3

Программные средства реализации информационных процессов. Базы данных

9

Понятие системного и служебного (сервисного) программного обеспечения: назначение, возможности, структура. Операционные системы

10

Файловая структура операционных систем. Операции с файлами

11

Технологии обработки текстовой информации

12

Электронные таблицы

13

Технологии обработки графической информации

14

Средства электронных презентаций

15

Основы баз данных и знаний

16

Системы управления базами данных

4

Алгоритмизация и программирование. Технологии программирования. Языки программирования высокого уровня

17

Понятие алгоритма и его свойства. Блок-схема алгоритма. Основные алгоритмические конструкции. Базовые алгоритмы

18

Программы линейной структуры Операторы ветвления Операторы цикла

19

Понятие о структурном программировании. Модульный принцип программирования. Подпрограммы. Принципы проектирования программ сверху-вниз и снизу-вверх

20

Объектно-ориентированное программирование

21

Интегрированные среды программирования

22

Этапы решения задач на компьютере

23

Эволюция и классификация языков программирования Основные понятия языков программирования

24

Структуры и типы данных языка программирования


В связи с этим, важнейшими целями являются: приобщение будущих специалистов к активному использованию информационных технологий, компьютерных систем и оболочек, языков программирования.

Для достижения этих целей необходимо:

Дать знания:

Привить умения:

Ознакомить студентов:



Дать понятия:
^ Место курса в образовательной программе
Информатика – комплексное научное направление, имеющее междисциплинарный характер, активно содействующее развитию других научных направлений.

Информатика как учебная дисциплина находится в стадии становления, но благодаря интенсивному развитию технической базы, постоянно изменятся и усовершенствуется.

Место изучаемого материала в системе подготовки специалистов определяется широким использованием ЭВМ как инструмента моделирования, анализа, оптимизации процессов и явлений во всех специальных дисциплинах и практической инженерной деятельности.
^ Требование к уровню содержания и освоения дисциплины
В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта изучение дисциплины должно обеспечить решение учебных задач.

Студент должен приобрести знания:

Студент должен уметь:

Студент должен приобрести следующие навыки:
^ Раздел 2. Содержание дисциплины
Распределение часов по видам учебной работы

^ Виды учебной работы

Всего часов

Семестры

I

II

Общая трудоемкость дисциплины

200

140

60

^ Аудиторные занятия

120

84

36

Лекции

34

34




Лабораторные занятия

68

50

18

Практические занятия (ПЗ)

18



18

Курсовой проект







Другие виды занятий







^ Самостоятельная работа:

80

56

24

Курсовой проект (работа)







Реферат







Другие виды самостоятельной работы

80

56

24

Вид итогового контроля




Экзамен

Зачет
^ Содержание разделов дисциплины Понятие информации. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации
Основные задачи информатики. Сигналы, данные. Общее представление об информации. Техническая, биологическая и социальная информация. Кодированная информация. Информационный процесс. Основные операции с данными. Понятие носителя информации. Единицы представления, измерения и хранения данных. Системы счисления. Двоичная система счисления. Понятие о машинном языке и языке Ассемблер. Код ASCII. Знание как высшая форма информации. Основные этапы развития информатики и вычислительной техники.
^ .Аппаратные реализации информационных процессов
Состав и назначение основных элементов персонального компьютера. Запоминающие устройства. Внешние устройства: накопители на гибких и жестких дисках, клавиатура, мышь, видеотерминал, принтер, диск CD-ROM. Устройства ввода – вывода. Понятие вычислительной системы. Программа как последовательность действий компьютера.
^ Программные средства реализации информационных процессов
Классификация программного обеспечения. Виды программного обеспечения. Направление развития и эволюция программных средств. Системное и прикладное программное обеспечение. Прикладное программное обеспечение. Классификация программного обеспечения по проблемной ориентации. Пользовательские интерфейсы. Пакеты прикладных программ. Примеры прикладных программных продуктов и систем.

Понятие об операционной системе. Назначение операционной системы. Примеры операционных систем. ОС Windows. Управление файловой структурой с помощью менеджеров файлов: основные элементы интерфейса, работа с диалоговыми окнами, работа по созданию каталогов и папок. Файлы и их имена. Распределение блоков файла по диску. Каталоги. Текущий каталог. Путь к файлу. Диалог пользователей с операционной системой. Ввод команд. Запуск и выполнение команд. Служебное программное обеспечение.

Программное обеспечение обработки текстовых документов. Редакторы текстов и редакторы формул. Изучение возможностей редактора Word от простого ввода текста до подготовки графических изображений, по использованию таблиц.

Электронные таблицы. Ввод и редактирование данных, использование встроенных математических и статистических функций, построение графиков и диаграмм, подготовка таблиц, проведение расчетов в таблицах, сортировка данных в них. Решение прикладных задач. Электронные презентации. Структуры данных. Задачи, решаемые с помощью баз данных. Социальная роль баз данных. Базы данных, системы управления базами данных. База данных MS Access. Режим работы с базами данных. Построение таблиц для хранения баз данных. Чтение фрагментов баз данных. Данные как объект обработки. Типы данных, способы и механизмы управления данными.
^ Алгоритмизация и программирование. Технологии программирования. Языки программирования высокого уровня.
Понятие алгоритма и алгоритмической системы. Две формы представления алгоритмов: визуальная и текстовая. Преобразование алгоритмов из визуальной формы в текстовую и обратно. Визуализация алгоритмов и блок-схемы. Формализация и эргономизация блок-схем.

Линейные, разветвленные и цикличные алгоритмы. Вложенные и параллельные алгоритмы. Построение алгоритма из базовых структур. Пошаговая детализация как метод проектирования алгоритмов.

Компьютер как исполнитель алгоритмов. Программа как изображение алгоритма в терминах команд, управляющих работой компьютера. Эволюция языков программирования: коды, ассемблеры, языки высокого уровня. Понятие языка высокого уровня Visual Basic for Application(VBA). Синтаксис и семантика. Трансляция и компоновка. Исходный и объектный модули, исполняемая программа. Компиляция и интерпретация. Основы грамматики языка.

Системы программирования. Компиляторы и интерпретаторы. Редактор связей и загрузчик. Отладчики. Структурное программирование. Чтение структурированных программ. Стратегии решения задач. Понятие модели, компьютерные представления переменных и отношений. Классификация моделей. Классификация задач, решаемых с помощью моделей. Методы и технологии моделирования. Интеллектуальные системы.
Распределение часов по видам учебной работы и разделам дисциплины в соответствии с требованиями ГОС к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по данным Интернет - экзамена в сфере профессионального образования
(Тематическая структура АПИМ)

N ДЕ

Наименование
дидактической единицы ГОС

Кол-во
часов
на ДЕ

N

темы

Тема

Всего

Лек-
ции

Лабораторные
работы

^ Практи-ческие занятия, семинары

1 сем.

2сем

1

Основные понятия и методы теории информатики и кодирования. Сигналы, данные, информация. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации

10

1

Сообщения, данные, сигнал, атрибутивные свойства информации, показатели качества информации, формы представления информации. Системы передачи информации

2

1







1

2

Меры и единицы количества и объема информации

2

1







1

3

Позиционные системы счисления

3

1







2

4

Логические основы ЭВМ

3

1







2

2

Технические средства реализации информационных процессов

10

5

История развития ЭВМ. Понятие и основные виды архитектуры ЭВМ

3

1







2

6

Состав и назначение основных элементов персонального компьютера, их характеристики

3

1







2

7

Запоминающие устройства: классификация, принцип работы, основные характеристики

2

1







1

8

Устройства ввода/вывода данных, данных, их разновидности и основные характеристики

2

1







1

3

Программные средства реализации информационных процессов. Базы данных

48

9

Понятие системного и служебного (сервисного) программного обеспечения: назначение, возможности, структура. Операционные системы

3

1

2







10

Файловая структура операционных систем. Операции с файлами

3

1

2







11

Технологии обработки текстовой информации

6

2

4







12

Электронные таблицы

12

2

10







13

Технологии обработки графической информации

4

1




3




14

Средства электронных презентаций

4

1




3




15

Основы баз данных и знаний

5

2




3




16

Системы управления базами данных

11

2




9




4

Алгоритмизация и программирование. Технологии программирования. Языки программирования высокого уровня

48

21

Понятие алгоритма и его свойства. Блок-схема алгоритма. Основные алгоритмические конструкции. Базовые алгоритмы

6

2

4







22

Программы линейной структуры Операторы ветвления Операторы цикла

14

4

10







23

Понятие о структурном программировании. Модульный принцип программирования. Подпрограммы. Принципы проектирования программ сверху-вниз и снизу-вверх

6

2

4







24

Объектно-ориентированное программирование

6

2

4







25

Интегрированные среды программирования

3

1

2







26

Этапы решения задач на компьютере

3

1

2







27

Эволюция и классификация языков программирования Основные понятия языков программирования

5

2







2

28

Структуры и типы данных языка программирования

5

1

4







5

Модели решения функциональных и вычислительных задач

4

17

Моделирование как метод познания

1










1

18

Классификация и формы представления моделей

1










1

19

Методы и технологии моделирования

1










1

20

Информационная модель объекта

1










1



^ Раздел 3. Тематика лекционных занятий



№ ДЕ



лек­ции

Тема и содержание лекции

Объем часов

1. Основные понятия и методы теории информатики и кодирования. Сигналы, данные, информация. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации

1

Общее представление об информации.

Понятие об информации и ее носителях. Понятие о сооб­ще­ни­ях, данных, сигналах. Свой­ст­ва и качество инфор­ма­ции. Тех­ни­­ческая, би­о­логическая и социальная ин­формация. Формы пре­­д­­­став­­ле­ния ин­формации. Знание как высшая форма ин­фор­ма­ции. Сбор, передача, обработка, накопление информации. Спо­­со­­бы и системы передачи информации. Место и роль по­нятия «ин­фор­мация» в курсе информатики.

1

1

Измерение и кодирование информации.

Меры и единицы количества и объема информации. Раз­ме­ще­ние данных в памяти ЭВМ. Ко­ди­ро­ва­ние и оценка объема сим­воль­ной информации. Кодирование и оцен­­ка объема графи­чес­кой и акустической ин­фор­ма­­ции.

Понятие о системах счисления. Позиционные системы счис­ле­ния. Десятичная, двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная сис­­темы счисления. Перевод чисел из одной системы счис­ле­ния в другую. Представление чисел в компьютере. Дво­­ично–де­ся­тичная запись чисел. Представление чисел с фик­си­ро­ван­ной и плавающей точкой.

1

2

Логические основы ЭВМ.

Классификация ЭВМ. Аналоговые и цифровые ЭВМ. Ло­ги­чес­кая схема функционирования ЦЭВМ неймановского типа и фун­­кции ее элементов. Понятие об алгоритмах и программах. Прин­цип хранимой программы. Алгебра высказываний, основ­ные логические операции и таблицы истинности. Базовые ло­ги­чес­кие элементы и основные логические устройства ком­пь­ю­те­ра (сумматоры, тригер), схемы их работы. Возможности и огра­ни­чения ЭВМ. Перспективы и прогнозы развития ЭВМ (нейро­ком­­пь­ю­те­ры, квантовые компьютеры).

2

2. Технические средства реализации информационных процессов

3

История развития ЭВМ. Классификация ЭВМ по поколениям. Хронология создания, элементная база и характеристики ЭВМ разных поколений. Функционально-структурная организация, основные блоки и их назначение, понятие архитектуры и структуры компьютера. Устройство управления (УУ), арифметико-логическое устройство (АЛУ), системная шина, и.т.д.. Состав и назначение основных элементов персонального компьютера, их характеристики. Конструкция и состав системного блока ПК: материнская плата, шины, понятие разрядности, процессор, понятие портов и контроллеров. Взаимодействие и последовательность работы блоков ЭВМ. Рекомендации по выбору ПК.

2

4

Запоминающие устройства и устройства ввода-вывода: классификация, принцип работы, основные характеристики. Регистровая КЭШ память: общее понятие, назначение. Основная память: ОЗУ, ПЗУ, Логическая структура основной памяти, понятие адресного пространства, использование виртуальных дисков. Внешняя память. Классификация: Ленточные, дисковые. Диски: Виды, логическая структура, форматирование, Основные характеристики НГМД, НЖМД, НОД (оптические). Накопители на магнитной ленте. Сравнительные характеристики запоминающих устройств. Внешние устройства ПК. Клавиатура: строение, назначение специальных клавиш и специальных комбинаций клавиш. Контроллер клавиатуры. Клавиатуры специального назначения. Видеотерминальные устройства. Мониторы: их характеристики, режимы работы. Видеоконтроллеры: назначение, характеристики, стандарты. Принтеры: матричные, термопринтеры, струйные, лазерные. Назначение, история развития, сравнительные характеристики, области применения. Сканеры как устройства ввода графической информации. Классификация, сравнительные характеристики. Графические форматы данных. Системы распознавания образов.

2

3. Программные средства реализации информационных процессов. Базы данных

5

Понятие системного и служебного (сервисного) программного обеспечения. Понятие системного и служебного (сервисного) программного обеспечения: назначение, возможности, структура. Операционные система Windows: графический интерфейс (основные типы элементов управления). Файловая структура операционных систем. Файловые менеджеры и архиваторы. Файлы и их имена. Путь к файлу. Операции с файлами и папками.

2

6

Текстовый процессор Ms Word. Запуск и завершение работы. Окно программы Word. Основные этапы работы с текстовыми документами: создание, редактирование, форматирование, просмотр, сохранение и печать документа. Использование стилей и шаблонов. Вставка номеров страниц, колонтитулов, сносок и закладок. Вставка объектов в документ. Использование встроенного графического редактора и объектов WordArt. Создание и редактирование формул. Работа с автотекстом. Создание, редактирование и форматирование таблиц

2

7

Табличный процессор Ms Excel. Функциональные возможности табличного процессора. Запуск и завершение работы в Excel. Окно программы Ms Excel. Структура электронной таблицы. Адресация ячеек. Типы и форматы данных в ячейках электронной таблицы. Ввод и редактирование данных. Операции перемещения, копирования. Встроенные функции. Диаграммы в Excel.

2

8

Технологии обработки графической информации. Средства электронных презентаций. Растровая графика и векторная графика. Графические объекты и операции над ними. Компьютерные презентации: типы слайдов, мультимедиа эффекты, организация переходов между слайдами.

2

9

Основы баз данных и знаний. Модели данных. Реляционная модель: структура базы данных (записи и поля). Понятие о нормальных формах. Базы знаний.

2

10

Системы управления базами данных. СУБД: определения, назначения, принцип построения. Microsoft Access: таблицы, формы запросы, отчеты. Ключ. Запросы к базам данных: виды и основы формирования. Язык SQL.

2

5. Алгоритмизация и программирование. Технологии программирования. Языки программирования высокого уровня

11

Понятие алгоритма и его свойства. Блок-схема алгоритма. Основные алгоритмические конструкции. Базовые алгоритмы. Понятие алгоритма и его свойства. Способы описания алгоритмов. Применение аппарата блок- схем для описания алгоритмов. Базовые алгоритмические конструкции: линейная, разветвленная и циклическая алгоритмические конструкции (цикл со счетчиком и циклы с условием). Построение алгоритмов из базовых алгоритмических структур.

2

12, 13

Программы линейной структуры Операторы ветвления Операторы цикла. Основные структуры данных. Линейные структуры Табличные структуры. Иерархические структуры данных. Окно интегрированной среды разработки программ на языке VBA. Объекты управления и их свойства. Понятие переменной. Правила формирования имен переменных. Типы данных языка программирования. Значение переменной. Объявление типа переменной в программе. Присвоение переменной значения. Арифметические и логические выражения. Математические функции в языке VBA. Строковые выражения и операции с ними. Основные функции работы со строковыми величинами. Ввод и вывод данных. Алгоритмическая структура “следование” на языке VBA (линейные программы). Примеры составления проектов программ алгоритмической структуры “следование”. Алгоритмическая структура “Ветвление” на языке VBA. Различные формы записи оператора условия. Примеры составления блок – схем и программ с использованием различных форм операторов условия. Алгоритмическая структура “Повторение” на языке VBA. Циклы со счетчиком и циклы с условием. Примеры составления проектов программ с использованием операторов циклов. Алгоритмы поиска суммы, количества, произведения вычисленных значений функции и элементов последовательности. Примеры составления проектов программ по поиску суммы, количества, произведения.

4

14

Одномерные массивы и строковые величины. Одномерные массивы. Алгоритмы поиска в массивах минимального и максимального значений с использованием различных операторов цикла. Примеры составления программ на поиск в массивах. Работа со строковыми величинами

1

14, 15

Понятие о структурном программировании. Модульный принцип программирования. Подпрограммы. Принципы проектирования программ сверху - вниз и снизу – вверх. Основные принципы структурного программирования. Модульный принцип программирования. Понятие подпрограммы. Подпрограммы – процедуры и подпрограммы - функции. Структура подпрограмм – процедур и подпрограмм - функций. Область действия локальных переменных. Формальные и фактические параметры. Основные принципы проектирования программ сверху - вниз и снизу - вверх. Пример составления программы с использованием подпрограмм – процедур и подпрограмм - функций.

2

15-16

Объектно-ориентированное программирование. Понятие объекта, класса, экземпляра класса. Ключевые конструкции объектно-ориентированного программирования: инкапсуляция, наследование, полиморфизм.

2

16-17

Интегрированные среды программирования. Этапы решения задач на компьютере.Средства создания программ. Компилятор, редактор связей. Библиотеки функций.

Интегрированные среды программирования:

  • Интегрированные системы программирования;

  • Среды быстрого проектирования.




2

17

Эволюция и классификация языков программирования. Основные понятия языков программирования. Понятие языка программирования. Синтаксис и семантика. Тестирование и отладка. Трансляторы: компиляторы и интерпретаторы.

Уровни языков программирования. Поколения языков программирования. Обзор языков программирования.

1



^ Раздел 4. Тематика лабораторных занятий Тематика лабораторных занятий в первом (осеннем) семестре


ДЕ

№ ла­бо­ра­тор­ной ра­бо­ты

Тема лабораторной работы

Объем часов

2

1

Изучение правил работы с ПК. Изучение инструкции по технике безопасности. Изучение отдельных «представителей» элементной базы (платы, винчестер). Знакомство с о служебной программой «диспетчер устройств». Тест по темам 5,6.

2

2

Запоминающие устройства. Отработка навыков работы с дискетой: форматирование, освоение разных способов записи информации с ПК на дискету и обратно. Проверка дискеты на заражение вирусом. Запись информации на CD диск. Использование флэш-памяти. Тест по теме «запоминающие устройства».

2

3

3-4

Файловая структура операционных систем. Операции с файлами. Создание файлов и папок и операции с ними в проводнике и файловом менеджере. Тестирование по теме.

4

5

Технологии обработки текстовой информации. Ввод, редактирование и форматирование текста (операции с фрагментом текста, одновременная работа с многими текстами, поиск и замена в тексте, изменение параметров абзацев). Проверка орфографии и грамматики.

2

6

Внедрение в текстовый документ различных объектов (таблиц, диаграмм, рисунков, формул) и их форматирование.

2

7-8

Электронные таблицы. Ввод и редактирование данных в электронных таблицах, операции над данными. Экспорт и импорт данных. Типы и формат данных. Работа с формулами. Абсолютная и относительная ссылки. Использование функций. Статистическая обработка данных.

4

9-10

Электронные таблицы. Визуализация данных с помощью диаграмм и графиков. Построение графиков элементарных функций. Использование средств «Подбор параметра» и «Поиск решения» для решения задач оптимизации.

4

11

Электронные таблицы. Списки. Средства для работы с данными списка. Сортировка данных из списка. Фильтрации данных из списка.

2




12-13

Составление блок-схем алгоритмов основных алгоритмических конструкций. Составление блок-схем задач линейной, разветвленной и циклической конструкций с подготовкой отчета по каждой задаче индивидуального задания.

4

14-15

Среда программирования VBA. Структуры и типы данных языка программирования. Программы линейной структуры. Начало работы в системе проектирования VBA. Загрузка VBA и выход из него. Структура окна интегрированной среды разработки программ на языке VBA Написание и отладка демонстрационной программы. Линейные алгоритмы и программы. Aлгоритм и программа задач с простой логикой и сложными вычислениями.

4

16

Разветвленные алгоритмы и программы. Задачи со сложной логикой и простыми вычислениями. Логические выражения и вычисление их значений. Понятие условного оператора. Полная и неполная формы записи оператора условия и их изображение в блок – схемах. Составление блок – схем, проектов программ и их отладка. Подготовка отчета по каждой задаче индивидуального задания.

2

17-18

Циклические алгоритмы программы. Задачи со сложной логикой и простыми вычислениями. Поиск суммы, количества и произведения вычисленных значений функции. Поиск минимального и максимального среди значений функций и элементов последовательности с использованием различных циклов. Подготовка отчета по каждой задаче индивидуального задания.

4

19

Одномерные массивы. Составление блок – схем, проектов программ на поиск в массивах суммы, количества, произведения, максимального и минимального элементов в массивах и их отладка. Подготовка отчета по каждой задаче индивидуального задания. Числовые и символьные массивы.

2

20

Использование встроенных функций для работы со строковыми величинами. Подготовка отчета по каждой задаче индивидуального задания.

2

21

Составление и отладка программ с использованием процедур без передачи и с передачей параметров. Подготовка отчета по каждой задаче индивидуального задания.

2

22

Составление и отладка программ с использованием функций. Подготовка отчета по каждой задаче индивидуального задания.

2

23

Размещение объектов управления на форме и задание им свойств. Составление программ на языке VBA, используя для ввода исходных данных текстовые окна, для вывода – метки, для размещения программного кода – командные кнопки. Подготовка отчета по каждой задаче индивидуального задания. Тест по теме «Принципы структурного о объектно-ориентированного программирования».

2

24

Подготовка к тестированию на темы:

    • Объектно-ориентированное программирование;

    • Интегрированные среды программирования;

    • Этапы решения задач на компьютере;

    • Эволюция и классификация языков программирования;

Основные понятия языков программирования.

2

25

Заключительный тест по ДЕ «Алгоритмизация и программирование. Технологии программирования. Языки программирования высокого уровня»

2



^ Тематика лабораторных занятий во втором(весеннем семестре)


ДЕ

№ ла­бо­ра­тор­ной ра­бо­ты

Тема лабораторной работы

Объем часов

3

14

Технологии обработки графической информации. Графические объекты и операции над ними. Компьютерное черчение. Выделение, объединение, перемещение и геометрические преобразования фрагментов и компонентов чертежа.

2

15

Средства электронных презентаций. Создание презентации. Тестирование по разделу .

4

16

Основы баз данных и знаний. База данных MS Access. Разработка структуры таблиц базы данных с использованием конструктора. Ввод и редактирование данных в таблицах. Разработка пользовательской формы в режиме мастера и корректировка данных в таблицах с помощью созданной формы.

4

17, 18

Системы управления базами данных. База данных MS Access. Схема данных. Разработка форм, запросов и отчетов для многотабличной базы данных. Тестирование по разделу «Базы данных».

8
^ Раздел 5. Тематика практических занятий


ДЕ

№ практической ра­бо­ты

Тема практической работы

Объем часов

1.

1

Решение задач на оценку количества и объема ин­фор­мации.

2

2-3

Решение задач на вычисления в позиционных сис­те­мах счисления, перевод чисел из одной системы в другую и ал­гебру высказываний.

4

4-5

Самотестирование и тестирование студентов по темам «Об­щее представление об информации» и «Логические основы ЭВМ».

4

6

Особенности конструкции, поколения ЭВМ, знакомство с элементной базой. Тест.




6

Внешние устройства ПК. Виды и назначения принтеров.

Использование сканера для ввода графической информации. Изучение влияния графического формата и параметров сканирования на размер полученного файла. Тест по теме «Устройства ввода/вывода данных».

2

4

7

Разработка математической модели задачи с описанием ал­го­ритма решения и компьютерной реализацией в Excel.

2

8

Самотестирование и тестирование студентов по темам «Мо­де­лирование как метод познания», «Информационая модель объ­екта», «Классификация и формы представления моде­лей».

2

5

9


Эволюция и классификация языков программирования. Основные понятия, классификация, история развития. Трансляторы: компиляторы и интерпретаторы.

Доклады, обсуждение. Тест по темам практических занятий.

2



^ Раздел 6. Тематика рефератов
Раздел не предусмотрен в учебном плане.
Раздел 7. Тематика курсового проектирования
Раздел не предусмотрен в учебном плане.
^ Раздел 8. Тематика контрольных, расчетно-графических и т.п. работ
Раздел не предусмотрен в учебном плане.
Раздел 9. Темы для самостоятельной работы

    1. Системы счисления. Двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Подготовка к тестированию по теме: «Понятие информации. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации. История развития вычислительной техники».

    2. Подготовка к тестированию по теме: «Аппаратные реализации информационных процессов. Понятие вычислительной системы. Программа как последовательность действий компьютера».

    3. Подготовка к тестированию по теме: «Программные средства реализации информационных процессов. Классификация программного обеспечения. Операционная система Windows».

    4. Оформление отчетов в текстовом редакторе MS Word по домашним индивидуальным заданиям по темам:

      • «Табличный процессор Ms Excel»;

      • «Система управления базами данных Access»;

      • «Языки программирования высокого уровня. Программирование на языке Visual Basic».

    5. Подготовка к заключительному тестированию по всем темам дисциплины «Информатика».
^ Раздел 10. Формы текущего, промежуточного и итогового контроля знаний студентов.
Текущий контроль знаний проводится на лабораторных работах. Студентам выдаются индивидуальные задания для работы в компьютерном классе. По каждому заданию проводится собеседование и выставляется оценка.

Промежуточный контроль проводится 1 -2 раза в семестр по тестовым заданиям.

Итоговый контроль знаний проводится в виде экзамена конце первого семестра и зачета в конце второго семестра.
^ Раздел 11. Вопросы к экзамену по дисциплине Теоретические вопросы

  1. Понятие информации. Виды информации. Понятие носителя информации.

  2. Единицы измерения информации и хранения информации.

  3. Кодирование числовой и текстовой информации. Таблица ASCII.

  4. Кодирование графической и звуковой информации.

  5. Архитектура компьютера и его устройства.

  6. Принцип работы компьютера.

  7. Революция персональных компьютеров.

  8. Классификация программного обеспечения. Виды программного обеспечения.

  9. Операционная система: назначение и состав.

  10. Прикладное программное обеспечение.

  11. Системы программирования. Компиляторы и интерпретаторы. Редактор связей и загрузчик. Отладчики.

  12. Назначение и возможности текстового процессора. Этапы подготовки документа в текстовом процессоре Ms Word.

  13. Атрибуты форматирования текста.

  14. Атрибуты форматирования абзаца.

  15. Атрибуты форматирования страницы.

  16. Назначение и основные возможности встроенного в MS Word редактора формул Ms Equation 3.0.

  17. Назначение и основные возможности встроенного в MS Word графического редактора.

  18. Назначение и основные возможности электронных таблиц. Перечислить знакомые электронные таблицы.

  19. Структура электронной таблицы. Адресация ячеек.

  20. Основные типы данных для работы в электронных таблицах.

  21. Встроенные функции. Перечислить знакомые Вам категории и функции. Привести пример использования.

  22. Назначение диаграмм. Описать процесс создания диаграммы или графика.

  23. Функции работы с матрицами. Их назначение и использование.

  24. Назначение сервисов «Поиск решения» и «Подбор параметра».

  25. Базы данных. Модели баз данных. Система управления базами данных (СУБД).

  26. СУБД Ms Access. Основные объекты базы данных Ms Access.

  27. Назначение форм и запросов в Ms Access.

  28. Этапы решения задач на ЭВМ. Содержание этапов.

  29. Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. Типы алгоритмов

  30. Понятие переменной. Правила формирования имен переменных. Значение переменной.

  31. Типы данных. Оператор описания переменных. Привести примеры записи оператора описания переменных с различными типами данных.

  32. Определение линейного алгоритма. Ввод информации с использованием текстового окна и системной функции.

  33. Определение разветвленного алгоритма. Оператор условного перехода. Виды условных переходов: двойной условный переход и одинарный условный переход и их изображение в блок – схемах.

  34. Определение циклического алгоритма. Синтаксис оператора цикла со счетчиком. Принцип работы оператора цикла со счетчиком, изображение его в блок – схеме.

  35. Определение циклического алгоритма. Синтаксис операторов цикла с предусловием и с постусловием. Принципы работы циклов с предусловием и с постусловием их изображение на блок – схеме.

  36. Алгоритм (правила) поиска суммы, количества и произведения вычисленных значений функции (элементов последовательности).

  37. Алгоритм определения минимального (максимального) элемента среди всех элементов последовательности.

  38. Основные функции обработки строковых величин. Примеры работы со строковыми функциями.

  39. Моделирование
^ Типовые задачи

    1. Перевести «двоичное» число в «десятичное».

    2. Перевести «десятичное» число в «двоичное».

    3. В папке “Мои документы” создать папку с именем Вашей группы, в которой создать, пользуясь блокнотом, текстовый документ, содержащий “Резюме” о Вас. Сохранить документ в файле под Вашей фамилией.

    4. На гибком диске создать папку с именем “Работа” и скопировать в нее из папки “Мои документы” 3 – 4 файла, созданные в текстовом редакторе Word. На гибком диске сделать копию папки “Работа”. На рабочем столе создайте ярлык для папки “Работа”. В присутствии преподавателя удалите созданные вами папки с гибкого диска и ярлык с рабочего стола.

    5. В текстовом редакторе Microsoft Word подготовьте фрагмент документа, представленный ниже:

а) Решите неравенства:

б) Корни уравнения находятся по формуле: .

  1. Сформируйте список вашей подгруппы и оформите его в виде различных списков.

    Нумерованный

    список

    Маркированный список

    Многоуровневый

    список

    1. Иванов

    2. Петров

    3. Сидоров

    4. и т.п.

    • Иванов

    • Петров

    • Сидоров

    • и т.п.

    1. Мужской пол

      1. Иванов

      2. Петров

    2. Женский пол

      1. Петрова

    Калинина

  2. И
    спользуя встроенный в Ms Word графический редактор, подготовьте блок - схему разветвленного алгоритма.

  3. Создайте следующую таблицу:

В текстовом редакторе Ms Word:

Расписание

^ День недели

Предмет

Неделя

I

II

Понедельник

Физика

800

945

Химия

945

1120

Информатика

1120

1455



В памяти компьютера хранятся программы и обрабатываемая информация для текущего и будущего использования. Память хранит информацию, передает ее на обработку процессору и принимает от него полученную в результате обработки новую информацию.

^ Вся память персонального компьютера по особенностям организации и использования подразделяется на внутреннюю и внешнюю.

левое - 2 см

правое - 2.5 см

верхнее - 2 см

нижнее - 1.5 см

Установите шрифт “Courier New”;

Установите размер шрифта: 14;

Первое слово: “Полужирный”,” Курсив";

Установите выравнивание “по ширине”;

^ Установите цвет шрифта “красный”;

Все символы абзаца подчеркните “волнистой” линией;

Установите интервал между символами “разреженный”.

Отступ: слева – 1 см.

справа – 1.5 см.

Первая строка: отступ –1 см.

Интервал:

перед: 12 пт

после: 6 пт

Междустрочный интервал: полуторный.

  1. В табличном процессоре MS Excel, используя «Мастер диаграмм», постройте график функции: , на отрезке [-5;10] . Опишите последовательность действий при построении графика.

  2. Решите систему линейных уравнений по формуле: , в которой - обратная матрица для матрицы А, состоящей из коэффициентов при неизвестных хi, B- правые части уравнений, х – неизвестные. В решении используйте матричные функции Excel.

  3. Используя возможности табличного процессора Excel «Поиск решения» и «Подбор параметра», найдите приближенное значение корней нелинейного уравнения F(x)=0, с точностью Е=0,001. .

  4. Используя возможности табличного процессора Excel, постройте таблицу и круговую диаграмму: Количество «отл.», «хор.», «удовл.», «неудовл.» и «неявок» по КОЗ, в группе ГИП-102.

№ п/п

Дисциплина

Неуд.

Удовл.

Хорошо

Отлично

Неявки

2

Химия

2

17

7

0

0

3

Физика

10

9

5

0

4

4

Информатика

0

0

14

14

0

  1. Для каждого банка Самары известен курс покупки и продажи валюты. Введите данные для 7 банков и не менее 3 валют, пользуясь табличным процессором Ms Excel:

  1. В табличном процессоре Ms Excel составьте таблицу распределения премиального фонда в соответствии с оценкой работы каждого члена бригады, если известна сумма премии для бригады и оценка работы каждого члена бригады. Предположим, что в бригаде 5 человек, сумму премии и оценку работы для каждого члена бригады указать самостоятельно.

  1. Создайте таблицу БД в Ms Access:

Государства Европы

Название государства

Площадь в кв. км.

Население в млн.

Название столицы

Название денежной единицы

Федеративное государство или нет

  1. Создайте таблицу БД в Ms Access:

Телефонные переговоры

Фамилия владельца

Номер телефона

Дата переговоров

Длительность переговоров в мин

Код города

Стоимость

Льготы есть или нет

  1. Создайте таблицу БД в Ms Access:

Отдел кадров

Фамилия

Дата перевода

Общий стаж

Должность

Оклад

Наличие взысканий

  1. В Microsoft Visual Basic напишите оператор, присваивающий значения следующей переменной y:

  2. В Microsoft Visual Basic напишите программу вычисления площади треугольника по стороне и высоте.

  3. В Microsoft Visual Basic напишите программу, отвечающую, поместится ли круг радиусом R в квадрат со стороной А.

  4. Напишите в Microsoft Visual Basic программу вычисления значений для кусочно-определенной функции:

  5. Используя оператор цикла с предусловием, напишите в Microsoft Visual Basic программу вычисления суммы и произведения всех значений функции y, если значения x изменяется в интервале [-1,4] с шагом 0,5:

  6. Используя оператор цикла со счетчиком, напишите в Microsoft Visual Basic программу вычисления количества и произведения всех значений функции y, если значения x изменяется в интервале [-2,5] с шагом 0,5:

  7. Напишите в Microsoft Visual Basic программу, в которой по вводимым с клавиатуры оценкам для одного студента определяется его средний балл по четырем вступительным экзаменам.

  8. Напишите в Microsoft Visual Basic программу определения max элемента последовательности, которая формируется по следующему правилу: A(k)=ctg(kx)-4kb, где x=/3, b=3.12, 0<=k<=3, с шагом h=0.3

  9. Напишите в Microsoft Visual Basic программу вычисления суммы всех положительных элементов последовательности, которая формируется по следующему правилу: ; ; …, где х=1,23

  10. Напишите в Microsoft Visual Basic программу вычисления произведения всех элементов последовательности больших 1.25, которая формируется по следующему правилу: Y=tsin(x)+bcos(x+1), где t=0.7, b=12, -/2<=x<=/2, с шагом h=/2.

  11. Написать в Microsoft Visual Basic программу, в которой вводится слово и проверяется совпадают ли в нем первая и последняя буквы.

  12. Написать в Microsoft Visual Basic программу, в которой вычисляется сколько раз буква «ф» встречается в слове.
^ Раздел 12. Применяемые программные средства для обучения студентов и контроля остаточных знаний

  1. Операционная система Windows 98/2000/2003;

  2. Редактор текста Microsoft Word;

  3. Табличный процессор Microsoft Excel c редакторомVisual Basic for Application (VBA);

  4. Пакет управления базами данных Microsoft Access;

  5. Программа создания презентаций Microsoft Power Point;

  6. Графический редактор Paint;

  7. Сеть Интернет, браузер Internet Explorer.



^ Раздел 13. Литература

  1. Информатика. Базовый курс.2-е издание / под ред. Симоновича С.В.– СПб.:«Питер», 2006.-640с.

  2. Безручко В.Т. Практикум по курсу «Информатика». Работа в Windows, Word, Excel: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2001.

  3. Безручко В.Т. Информатика (курс лекций): учебное пособие.- М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2006.-432с.

  4. Мэтьюз М.. Microsoft Windows 98, Спутник пользователя. Microsoft Press 2000.

  5. MS Word 97 (2000). Шаг за шагом. Ecom 1999 (2000).

  6. MS Excel 97 (2000). Шаг за шагом. Ecom 1999 (2000).

  7. С.А. Пиявский, Л.С. Сусленкова . Программирование на языке Visual Basic 6. (Учебное пособие), Самара, 2005, 142 с. (в библиотеке 50 экземпляров).

  8. А.Н.Чудин, Н.С.Агафонова. Основы информатики. (Учебное пособие), Самара, 2005,148с.

Раздел 14. Перечень используемых инновационных методов и разработок

  1. Электронная рабочая программа и журнал преподавателя в Интернет.

  2. Рейтинговая система учета академической активности студентов при изучении дисциплины

  3. Тестовая система разработанная на факультете ИСТ.

  4. Использование на лекциях и лабораторных занятиях мультимедийного оборудования для демонстрации электронных документов, презентаций, работы программ и пр.

  5. Включение в лабораторные работы индивидуального поиска, систематизации и анализа информации через Интернет.


prikaz-ot-29-oktyabrya-2008-g-n-327-ob-utverzhdenii-administrativnogo-reglamenta-ispolneniya-federalnoj-sluzhboj-po-intellektualnoj-stranica-11.html
prikaz-ot-29-oktyabrya-2008-g-n-327-ob-utverzhdenii-administrativnogo-reglamenta-ispolneniya-federalnoj-sluzhboj-po-intellektualnoj-stranica-6.html
prikaz-ot-3-aprelya-2000g-961-obyavlyayu-postanovlenie-pravitelstva-rossijskoj-federacii-pravitelstvo-rossijskoj-federacii-postanovlenie-ot-10-marta-2000-g-213.html
prikaz-ot-3-fevralya-2011-g-n-11-p-ob-organizacii-operezhayushego-professionalnogo-obucheniya-i-stazhirovki-rabotnikov-nahodyashihsya-pod-ugrozoj-stranica-3.html
prikaz-ot-3-marta-2009-g-n-84-o-plane-meropriyatij-ministerstva-zdravoohraneniya-i-socialnogo-stranica-2.html
prikaz-ot-3-noyabrya-2006-g-879-p-g-ekaterinburg-ovvedenii-v-dejstvie-territorialnogo-standarta-organizaciya-gigienicheskogo-vospitaniya-naseleniya-po-voprosam-profilaktiki-joddeficitnih-zabolevanij.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-tambov-2009-udk-339-138-stranica-2.html
  • desk.bystrickaya.ru/planirovanie-i-promer-glubin-v-pribrezhnoj-zone-sudovimi-sredstvami-chast-9.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/scenarij-roditelskogo-sobraniya-tema-dom-moej-mechti.html
  • tests.bystrickaya.ru/malenkaya-tayozhnica-kniga-desyataya.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-fokus-gruppovogo-issledovaniya-60-procedura-provedeniya-fokus-gruppi-71.html
  • credit.bystrickaya.ru/osobennosti-kvantovih-obektov-g20-kvantovaya-fizika-i-kvantovoe-soznanie-kiev-2011-300-s.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-chetvertaya-appetit-uhodit-vo-vremya-edi-ilya-ilf-evgenij-petrov-odnoetazhnaya-amerika.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kartograficheskij-material-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-1-klassa-sergiev-posad.html
  • testyi.bystrickaya.ru/atelnie-programmi-federalnoe-agentstvo-po-obrazovaniyu-otchet-stranica-3.html
  • education.bystrickaya.ru/-3-kriminologicheskaya-harakteristika-organizovannoj-diplomnoe-sochinenie-studenta-vkursa.html
  • desk.bystrickaya.ru/politizaciya-naloga-istoriya-i-sovremennost.html
  • assessments.bystrickaya.ru/bubeninvitalij-dmitrievich.html
  • desk.bystrickaya.ru/organizacionnij-proekt-londonskogo-kluba-chelsi-chast-2.html
  • control.bystrickaya.ru/ebek-zhimini-leumettk-psihologiyali-mseleler-pn-bojinsha.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/pyataya-pobochnaya-podgruppa-periodicheskoj-sistemi-elementov-di-mendeleeva.html
  • books.bystrickaya.ru/dlitelnost-programmi-gotovih-treningov-pod-redakciej.html
  • institut.bystrickaya.ru/trebovaniya-k-vipolnyaemim-rabotam-uslugam-v-i-pashenko.html
  • literatura.bystrickaya.ru/scenarnie-usloviya-i-klyuchevie-gipotezi-kurs-rublya-k-dollaru-po-pps-17-4-18-5-19-6-20-8-21-8-vvp-po-pps-trln.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/tehnika-vizualizacii-1-astralnij-plan-distancionnoe-videnie-zrenie-soznanie-spontannoe-astralnoe-puteshestvie.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-elektivnogo-kursa-osnovi-medicinskih-znanij-pravil-okazaniya-pomoshi-i-zozh.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vkakom-slove-verno-videlena-bukva-oboznachayushaya-udarnij-glasnij-zvuk.html
  • institut.bystrickaya.ru/tematicheskoe-planirovanie-urokov-russkogo-yazika-v-6-klasse.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-disciplini-aktualnie-problemi-komparativistiki-dlya-napravleniya-032700-68-filologiya.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otrazhenie-veroyatnostnoj-strukturi-sistemi-sobitij-upravleniya.html
  • lesson.bystrickaya.ru/pollyucii.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/usloviya-i-poryadok-priema-slushatelej-plan-prospekt-povisheniya-kvalifikacii-i-perepodgotovki-rabotnikov-vseh-tipov.html
  • control.bystrickaya.ru/dajdzhest-soobshenij-17-dekabrya-2008-ia-fk-novosti-russian-financial-control-monitor.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-razvitie-motornih-navikov-i-tvorcheskih-sposobnostej-s-pomoshyu-zanyatij-biseropleteniem.html
  • school.bystrickaya.ru/ellinisticheskaya-greciya.html
  • grade.bystrickaya.ru/obrazovatelnoe-soobshestvo-shkoli-bazovoj-kulturi-modelnoj-ploshadkoj-federalnogo-urovnya-po-povisheniyu-kvalifikacii-uchitelej-realizuyushih-predprofilnuyu-podgotovku-i-profilnoe-o-stranica-2.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2-oj-urok-zakon-sohraneniya-impulsa-v-zamknutoj-sisteme-tel-tema-aktivizaciya-poznavatelnoj-deyatelnosti-uchashihsya.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-sushnost-audita-i-auditorskoj-deyatelnosti.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-xv-kniga-francuzskij-frivolnij-roman-a-r-lesazh-hromoj-bes.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/literatura-stranica-8.html
  • grade.bystrickaya.ru/nalogovaya-optimizaciya-1620aprelya-2011g-upravlenie-gosudarstvo-i-pravo-novosibirsk-2011-poryadok-raboti-konferencii.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.