.RU

Программа человек и природа в китайской культуре объем учебной нагрузки и виды отчетности


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Уральский государственный университет им. А. М. Горького»


«Утверждаю»


____________________________

«____» __________________ 2009 г.


ПРОГРАММА


ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В КИТАЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ


ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ И ВИДЫ ОТЧЕТНОСТИ


Лекции

16

Практические занятия




Индивидуальные занятия с преподавателем




Самостоятельные занятия




ВСЕГО

16

Итоговая аттестация

зачет



Екатеринбург

2009 г.


^ 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.


Целью курса является философско-культурологический анализ системы «человек –природа» как фундаментального основания китайской культурной традиции.

Задачами курса являются: формирование целостного представления о системе «человек - природа» в контексте религиозно-философской мысли Китая; анализ культурных практик, воплощающих китайскую парадигму взаимодействия человека и природы; исследование единства религиозно-философской и художественной традиций в китайской культуре.


^ 2. ПЕРЕЧЕНЬ ДИСЦИПЛИН И РАЗДЕЛЫ.

(НАИМЕНОВАНИЯ ТЕМ)


2.1.1. Фундаментальные принципы китайской классической культурной традиции.

Географические и климатические факторы складывания китайской культурной традиции. Структура и особенности китайского языка и письменности. Визуальная природа иероглифа. Разорванность письменного и разговорного языков. Письменный язык как интегрирующее начало китайской культуры. Письменность как основа своеобразия китайского виденья мира (структура, образный и символический характер). Категория "вэнь" (культура, письменность, цивилизованность) и ее космологическая значимость. Основные категории китайской культуры (ю, у, инь, ян, дао, дэ, ци, тай цзы, жэнь, син, вэй).

Ритуальное значение письменности для государства. Концепция «небесного мандата». Роль чиновничества как культурно-привилегированного сословия. «Служилый человек» как основной творец и носитель культурной традиции. Феномен чиновника-литератора.

Своеобразие понимания традиции: китайская культура как «культура грамматики» (Ю.М. Лотман). Каноничность и вариативность как способ существования культурной традиции. Природа как источник культуры. Непрерывность развития китайской культуры как основа устойчивости культурой модели.


^ 2.1.2. Религиозно-философские учения Древнего Китая как основа модели мира в системе «человек-природа».


Мифологические истоки китайского мировоззрения. Пятичленная космологическая модель (у-син) как основа понимания единства человека и природы. Основные элементы космогонической модели – пространство-время, первоэлементы, цвет, число, животные, человеческие качества. Китайский календарь и календарные праздники.

Натурализм китайской мысли. Отсутствие оппозиций "духовное – материальное", "духовное – телесное". Рационализация космогонической модели в даосизме ("Чжуан-цзы" и "Дао-Дэ цзин"). Категория "Дао" ("Путь"). Единство человеческого общества и космического универсума. Идея антропокосма. Триада "Небо – Земля – Человек" (сань цай). Отсутствие дуализма субъекта и объекта.

Китайская философия как философия жизни. Своеобразие философствования и фигура мудреца – учителя. Возвышение разума и стремление к высшим ценностям бытия как цель философии. Проблема «природа – человек» как главная проблема китайской философии.

Даосизм как философия и выражение национального самосознания. Проблема «человек и природа» в даосской философской традиции. Пантеизм китайской философской мысли.

Проблема природы человека в конфуцианской философии. Категория Дао в трудах Конфуция. Этика и ритуал в китайской традиции.

Буддистская традиция и ее модификации в контексте китайской культуры.


^ 2.1.3. Эстетические аспекты китайской культуры.


Своеобразие эстетического отношения как отношения сосуществования («хочешь написать камень – стань камнем»). Творчество художника как основное средство воплощения Дао. Общение с природой как способ возврата к себе восстановления гармонии мира и человека. Антитеза «Служба-поэзия». Особое понимание природы пейзажа в китайском классическом искусстве.

Видо-жанровая структура китайского искусства. Доминирование видов искусства, связанных с умением владеть кистью (живопись, каллиграфия, поэзия). Чиновник - художник-мудрец.


^ 2.1.4. Китайская пейзажная живопись и ее основные принципы.


Диалектика бытия и небытия как основа эстетики китайской живописи. Категории китайской пейзажной живописи (Ци, Дао Тай Цзы). «Шесть законов» и «шесть достоинств» живописи. Основные элементы пейзажа – «горы-воды», дерево, человек (хижина).

Стиль и изобразительные средства: принципы организации пространства китайского пейзажа («высокие дали, «глубокие дали»), «широкие дали»; линия как основа выразительности; темповая характеристика, символика. Северная и южная школа пейзажной живописи. Основные жанры пейзажной живописи: горы-воды, цветы и птицы, «живопись четырех благородных» (бамбука, орхидеи, хризантемы, «мэйхуа»).

Каллиграфия как единство слова и изображения. Единство каллиграфии, живописи и поэзии.


^ 2.1.5. Поэтическая традиция классического Китая и образы природы в ней.


Поэзия гор и вод – Шань шуй ши. Коллизия «служба - сущность человека» как основа пейзажной лирики. Антитеза «службы - поэзия». Понимание природы как сакрализованного космоса. Феномен поэзии отшельничества (Ван Вэй). Основные представители пейзажной поэзии (Тао Дзянь, Тао Юаньмин, Шэнь Юэ, Юй Сянь).


^ 2.1.6. Поэзия садов - принципы ландшафтной архитектуры средневекового Китая.


История становления китайского пейзажного сада. Феномен дома-сада как единство утилитарного и эстетического. Сад как микрокосм. Архитектура природных форм. Хаос и миропорядок в пейзажных садах. Основные элементы и принципы организации пространства пейзажного сада: гора, водный поток, растение, постройка; принцип экранирования и метаморфозы.

Буддизм и его влияние становление китайского пейзажного сада. Буддистский монастырь как образец ландшафтной архитектуры. Даосская традиция и ее влияние на ландшафтную архитектуру. Феномен частного сада как места уединения. Сад – картина. Пейзажные сады Сучжоу эпохи Мин (1368 - 1644 гг.) и Цин (1644 - 1911 гг.): "Чжочжэнъюань" ("Сад удалившегося от дел чиновника"), "Лююань" ("Оставляющий у себя сад"), "Ваншиюань" ("Сад рыбака") "Хуаньсюшаньчжуан" ("Усадьба в живописном окружении гор"), "Шицзылинь" ("Львиная чаща"), "Ипу" ("Цветник искусства"), "Оуюань" ("Сад уединения супружеской пары") и "Туйсыюань" ("Сад последующих размышлений о делах и поступках").

Классический пейзажный сад XVI-XVIII вв. как воплощение сокровенной идеи китайской культуры - воссоздать и превзойти саму природу.


^ 2.2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ ПО ТЕМАМ.


№ темы и название

Количество часов

2.1.1. Фундаментальные принципы китайской классической культурной традиции.

2

2.1.2. Религиозно-философские учения Древнего Китая как основа модели мира в системе «человек – природа».

2

2.1.3. Эстетические аспекты китайской культуры.

3

2.1.4. Китайская пейзажная живопись и ее основные принципы.

3

2.1.5. Поэтическая традиция классического Китая и образы природы в ней.

3

2.1.6. Поэзия садов - принципы ландшафтной архитектуры средневекового Китая.

3


2.3. ТЕМАТИКА ИТОГОВЫХ РАБОТ.
  1. ^ Проблема «человек и природа» и космогоническая модель в китайском мировоззрении.

  2. Основные элементы и структура космогонической модели.

  3. Основные категории китайской культуры.

  4. Религиозно-философские учения Древнего Китая как основа модели мира в системе «человек-природа».

  5. Природа человека в философии конфуцианства.

  6. Даосизм и его влияние на художественную традицию Китая.

  7. Китайская пейзажная живопись и ее основные принципы.

  8. Стили и средства художественной выразительности пейзажной живописи.

  9. Каллиграфия как искусство и ее связь с живописью и поэзией.

  10. Основные жанры пейзажной живописи в классической традиции Китая.

  11. Поэтическая традиция и феномен чиновника-литератора.

  12. Поэзия отшельничества как воплощение антитезы «служба – поэзия».-

  13. Пейзажная поэзия, ее основные школы и направления.

  14. Буддизм и его влияние на художественную культуру Китая.

  15. Основные принципы и формы ландшафтной архитектуры традиционного Китая.

  16. Основные элементы пейзажного сада и их символические основания.

  17. Проблеме единства эстетического и утилитарного в китайских садах. Сад-дом.

  18. Китайский календарь и его значение для мировоззрения Китая.

  19. Календарные праздники традиционного Китая.

  20. Искусство живописи и искусство сада – сад-картина.


^ 3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ.

3.1. Основная литература.

  1. Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 2001.

  2. Виноградова Н.А. Китайские сады. М., 2004.

  3. Китайская пейзажная лирика. В 2-х т. М., 1999.

  4. Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994.

  5. Кравцова М.Е. История искусства Китая. Уч. пособие. СПб., 2004.

  6. Кравцова М.Е. История культуры Китая. СПб., 2003.

  7. Кравцова М.Е. Поэзия древнего Китая. СПб., 1994.

  8. Кульпин Э.С. Человек и природа в Китае. М., 1990.

  9. Малявин В.В. Китайская цивилизация. М., 2000.

  10. Малявин В.В. Сумерки Дао. Культура Китая на пороге Нового времени. М., 2000.

  11. Малявин В.В. Чжуан-цзы. М., 2005.

  12. Слово о живописи из сада с горчичное зерно. М., 2001.

  13. Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. СПб., 1998.


^ 3.2. Дополнительная литература.

  1. http: vostok.amursu.ru

  2. www.east.cyxa.net

  3. www.vabi.spb.ru

  4. Алексеев В.М. Китайская литература. М., 1978.

  5. Алимов И.А., Ермаков М.Е., Мартынов А.С. Срединное государство. Введение в традиционную культуру Китая. М., 1998.

  6. Бежин Л.Е. Под знаком ветра и потока. Образ жизни художника в Китае. М.,1970.

  7. Виноградова Н.А. Китайская пейзажная живопись. М., 1972.

  8. Древнекитайская философия. Собрание текстов. Т. 1-2. М., 1972-1973.

  9. Дюмулен Г. История дзен-буддизма. М., 2003.

  10. Завадская Е.В. Эстетические проблемы китайской живописи. М.,1975.

  11. Кобзев А.И. «Великое учение» – конфуцианский катехизис // Историко-философский ежегодник. 1986. М., 1986.

  12. Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики. М., 1982.

  13. Малявин В.В. Конфуций. М., 1992.

  14. От магической силы к моральному императиву: категория дэ в китайской культуре. М., 1998.

  15. Переломов Л.С. Конфуций: его жизнь, учение и судьба. М., 1993.

  16. Померанцев Л.Е. Поздние даосы о природе, обществе и искусстве. М., 1979.

  17. Роули Дж. Принципы китайской живописи. М., 1989.

  18. Семененко А.И. Афоризмы Конфуция. М., 1987.

  19. Ткаченко Г.А. Космос, музыка, ритуал. Миф и эстетика в «Люйши чуньцю». М., 1990.

  20. Фицджеральд С.П. Китай. Краткая история культуры. СПб., 1998.

  21. Щуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга Перемен». М., 1993.



Программу составил:

Юрлова С.В., к.ф.н., доцент

«_____»_________200 г.






prikaz-ot-13-yanvarya-2003-goda-n-6-ob-utverzhdenii-pravil-tehnicheskoj-ekspluatacii-elektroustanovok-potrebitelej-prikazivayu-stranica-22.html
prikaz-ot-13-yanvarya-2006-g-n-14-ob-utverzhdenii-standarta-medicinskoj-pomoshi-bolnim-saharnim-diabetom-vsootvetstvii-so-st-40.html
prikaz-ot-13-yanvarya-2009-goda-n-1-ob-utverzhdenii-pravil-ribolovstva-dlya-volzhsko-kaspijskogo-ribohozyajstvennogo-bassejna-stranica-14.html
prikaz-ot-13-yanvarya-2009-goda-n-1-ob-utverzhdenii-pravil-ribolovstva-dlya-volzhsko-kaspijskogo-ribohozyajstvennogo-bassejna-stranica-8.html
prikaz-ot-14-01-2012g-1-u-g-krasnodar-ob-otkritii-mesyachnika-oboronno-massovoj-i-voenno-patrioticheskoj-raboti-v-mou-sosh-8-goroda-krasnodara.html
prikaz-ot-14-dekabrya-1999-g-n-1038-ob-utverzhdenii-instrukcii-o-poryadke-primeneniya-polozheniya-o-sluzhbe-v-organah-vnutrennih-del.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-himiya-v-zerkale-istorii-avtor-programmi-uchitel-himii-ou-493.html
  • testyi.bystrickaya.ru/bazovie-konstitucii-vvedenie.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/proverte-vashi-znaniya-po-moemu-mne-udalos-najti-otvet-na-interesuyushie-menya-voprosi-ieto-ne-te-trivialnie-istini.html
  • pisat.bystrickaya.ru/uchastie-racionalizatorov-v-vistavkah-osnovnie-iz-nih-chej-vek-minul-v-rabote-kak-mgnovene.html
  • textbook.bystrickaya.ru/izuchenie-detej-s-cerebralnim-paralichom-pokazalo-chto-zaderzhka-v-razvitii-rebenka-nachinaetsya-s-pervih-nedel-zhizni-bolshaya-rol-v-otkloneniyah-psihicheskogo-ra.html
  • letter.bystrickaya.ru/motivi-trudovogo-povedeniya-kotoroe-pokazalo-naibolee-znachimie-motivi.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-14-kto-takie-bogi-shamanizm-yavlyaetsya-drevnejshej-formoj-duhovnogo-samovirazheniya-izvestnoj-chelovechestvu.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-13-patopsihologiya-medicinskaya-psihologiya.html
  • studies.bystrickaya.ru/glava-2-nashi-chuvstva-i-emocii-pojmi-sebya-i-drugih.html
  • student.bystrickaya.ru/1-pochvi-i-rastitelnost-pochvi-territorii-mestorozhdenij-otnosyatsya-k-timano-pechorskoj-provincii-pochv-tundri-osnovnie-tipi-pochv-preimushestvenno-organogennie.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-9-upravlenie-dostupom-v-ivs-zadachi-disciplini.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/71-proanalizirujte-prichini-perehoda-k-nepu-i-ego-sushnost-1-osnovnie-faktori-rossijskogo-istoricheskogo-processa-3.html
  • lecture.bystrickaya.ru/baliberdina-irina-viktorovna-uchitel-muziki-vyatskoj-pravoslavnoj-gimnazii-vo-imya-prep-trifona-vyatskogo-istoriya-stanovleniya-i-razvitiya-duhovnoj-muziki.html
  • lesson.bystrickaya.ru/statisticheskie-metodi-analiza-finansovih-rezultatov-deyatelnosti-predpriyatij.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-vi-pugachevshina-a-s-pushkin-kapitanskaya-dochka-bibe-ru.html
  • urok.bystrickaya.ru/prodolzhitelnost-programmi-2-dnya-24-akademicheskih-chasov-s-10-00-do-17-00-registraciya-uchastnikov.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-4-7-stoimostnie-harakteristiki-mediaplana-vvedenie-v-mediaplanirovanie-uchebnoe-posobie-dlya-nachinayushih-mediaplanerov.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchet-raschetov-po-socialnomu-strahovaniyu-i-obespecheniyu-kurs-lekcij-kemerovo-2005-sostaviteli.html
  • teacher.bystrickaya.ru/godovie-klyuchevie-pokazateli-effektivnosti-godovoj-otchet-proekt-otkritogo-akcionernogo-obshestva-orenburgenergosbit.html
  • doklad.bystrickaya.ru/udk-338501-metodologicheskie-predposilki-cenoobrazovaniya-programmi-v-oblasti-tochnih-nauk-issep.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-3-stanovlenie-agressivnogo-povedeniya-agressiya-mastera-psihologii.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-1-globalnaya-civilizaciya-ili-stolknovenie-civilizacij-1-s-hantington-stolknovenie-civilizacij.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-7-socialnie-obshnosti-i-gruppi-ih-formirovanie-i-razvitie-metodicheskie-ukazaniya-i-plani-seminarskih-zanyatij.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chelovecheskaya-situaciya-v-v-novikov-doktor-filosofskih-nauk-professor.html
  • predmet.bystrickaya.ru/snoski-------str4-ob-avtorskom-prave-i-smezhnih-pravah-1993.html
  • knigi.bystrickaya.ru/referat-tema-issledovanie-nejtrinnih-oscillyacij-v-eksperimente-opera.html
  • studies.bystrickaya.ru/eticheskie-i-pravovie-osnovi-deyatelnosti-detskogo-kardiorevmatologa-5-6-noyabrya-200-9-g-sbornik-tezisov-tashkent-2009-mundarizha.html
  • literature.bystrickaya.ru/duhovnoe-vozrozhdenie-obshestva-i-pravoslavnaya-kniga-tihonova-i-a.html
  • universitet.bystrickaya.ru/teoriya-veroyatnostej-i-osnovi-statistiki-1-i-2-semestr.html
  • institut.bystrickaya.ru/tvorcheskij-konkurs-fotografij-vesna-idet-vesne-dorogu-provoditsya-administraciej-mezhshkolnogo-uchebnogo-kombinata-dlya-obuchayushihsya-v-mbou-muk-g-v-pishma.html
  • holiday.bystrickaya.ru/narodnoe-hudozhestvennoe-tvorchestvo.html
  • notebook.bystrickaya.ru/instrukciya-1.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-msrepov-lpan-romani-kejpkerler-bejnes-sabati-masati.html
  • desk.bystrickaya.ru/perechen-elektivnih-kursov-profilnogo-obucheniya-perechen-elektivnih-kursov-predprofilnoj-podgotovki.html
  • bukva.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-stranica-5.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.