.RU

Проектирование урока по теме «Прошлое и настоящее России» - Методическое пособие для учителя к курсу «Окружающий мир»


^ Проектирование урока по теме «Прошлое и настоящее России»

Некоторые знания об обществе, человеке, истории человечества и предметах культуры органично входят в уроки, преобладающей тематикой которых является освоение логики эксперимента. Однако, начиная примерно с середины четвертого года обучения в курсе выделяется отдельный раздел, посвященный в основном исторической проблематике.

К этой тематике дети подходят, изучая календарный способ фиксации временных промежутков. Тема «Календарь» не требует тщательного изучения, наиболее важно в ней а) понять, что измерение времени человеком основано на наблюдении небесных явлений, б) получить представление о многообразии календарей, в) получить представление о календарных праздниках и выучить государственные праздники России.

Тема «Календарь» сталкивает детей страдициями и событиями прошлого. В следующей теме «Прошлое и настоящее России» они знакомятся с некоторыми историческими событиями, рассматривая их через призму взглядов «историков» и «естественников». Основной принцип разворачивания каждого момента («случая») в этой теме таков:

  1. Ученики знакомятся (через домашнее чтение и/или рассказ учителя) с некоторыми находками, которые имели место при раскопках культурного слоя. Понятие о культурном слое опирается на работу по изучению слоев горных пород в 3 классе.

  2. Анализируя находки, они формулируют свои предположения о том, откуда это могло тут взяться, зачем, почему и пр.

  3. Читая древние тексты (в основном, летописные), ученики корректируют и дополняют свои предположения.

  4. Затем дети знакомятся с комментариями к находкам, сделанными другими людьми. При этом важно, что им известно имя автора комментария, но неизвестно, кто он – историк, медик, филолог или ученый-естественник. Одна из важных задач учеников состоит в том, чтобы различить взгляды историков на эти находки и взгляды естественников (материал позволяет выделить и филологический подход – взгляд языковеда). Если это удается, то учитель помогает детям правильно назвать соответствующие области научного знания – «история» и «природоведение», и сообщает ученикам о том, что эти учебные предметы будут систематически изучаться далее в 5 классе.

Кроме решения этой задачи, материал этой темы позволяет а) познакомить детей с общей канвой исторического развития России от Древней Руси до современности (в рамках гос. стандарта начального образования), б) В ходе этой работы дети сталкиваются впервые с экологической проблематикой (на материале истребления животных людьми в ходе заселения новых территорий и на материале распашки целинных земель). Это дает возможность в заключительном разделе «Наше место на планете Земля» рассмотреть современные экологические проблемы.

В разделе «Календарь» и «Прошлое и настоящее России» появляется и новая форма взаимодействия детей – общеклассный проект. Этот тип работы требует а) проговаривания и обсуждения общей цели работы, б) согласования будущего общего результата работы – как будет выглядеть стенд, который дети разместят в школьном коридоре; книга, которую они вместе напишут; выставка, в) разделения работы между группами или отдельными учениками – кто что делает и к какому сроку.


^ Реализация проекта урока

1) Реализуя свой проект, учитель должен его корректировать по ходу урока в соответствии с пониманием и продвижением детей. Другими словами, действуя, учитель ориентируется прежде всего на то, что происходит с детьми (как меняется их понимание, какие заблуждения или знания препятствуют или, напротив, способствуют продвижению), и лишь во вторую очередь на свой замысел. Однако, конечную цель урока учитель удерживает в сознании постоянно.

2) В ходе урока учитель соотносит свою активность (прежде всего, речевую) и активность детей. Если вопрос задан, то учитель терпеливо ждет ответа, столько, сколько требуется детям. Учитель ни в коем случае не должен повторять слова детей! Если они произнесены тихо, можно попросить повторить громче, а других - прислушаться. Небольшие (1-3 минуты) рассказы учителя могут присутствовать в ходе урока, но основной разговор ведут дети.

3) Если ребенок задает вопрос или высказывает свое соображение, учитель всегда обращает внимание на его адресованность (либо классу, либо - возражение или одобрение- другому ребенку, либо учителю - таких обращений не должно быть много). Нужно приучать детей поворачиваться лицом к собеседнику или классу, называть собеседника по имени.

4) Учитель старается избегать оценок личности и работы детей. Учитель соглашается или корректирует самооценку и взаимооценки детей. Учитель обращает внимание детей на достижения друг друга, особенно на достижения тех детей, которым что-то дается с трудом и они прикладывают к этому усилия. При этом дети должны чувствовать доброжелательность и спокойный настрой учителя по отношению ко всем.

Урок может считаться удавшимся, если а) реализован замысел урока (то есть достигнут запланированный сдвиг в способах работы детей), даже если спроектированный ход урока нарушен;

б) если этот результат получен не насильственным по отношению к детям путем, то есть дети работали инициативно, с интересом, говорили на уроке больше, чем учитель; ушли с урока, желая продолжать это занятие.


^ Организация работы детей в группах

Задания, которые предлагаются детям, часто удобнее решать не индивидуально, а в группах. Это действительно необходимо на тех этапах движения, когда основное открытие классом уже сделано, но первые шаги по его освоению каждому отдельному ребенку еще трудны. Или тогда, когда для выполнения задания требуется проделать несколько действий, и можно сделать это быстрее и эффективнее, разделив работу между участниками группы. Или тогда, когда выполнение задания требует одновременного удерживания нескольких позиций (ролей), например, исполнителя и контролера.

В этом случае можно расставить классную мебель по-другому или просто попросить детей, сидящих за первой партой, развернуться лицом ко второй парте, образуя четверку совместно работающих учеников, и т.д.

При решении групповых задач и в общеклассной дискуссии важно, чтобы дети слушали друг друга так же внимательно, как и учителя. Поэтому учитель никогда не должен повторять сказанное ребенком, что бы он ни сказал. Если кто-то его не услышал, можно попросить повторить сказанное. Если ребенок возражает или поддерживает мнение другого, необходимо следить за тем, чтобы он обращался непосредственно к тому, кому он отвечает, поворачиваясь лицом к нему, например: "Ира, я с тобой не согласен!".

Иногда дети смеются над ребенком, сказавшим, по их мнению, глупость. Необходимо демонстрировать детям равноценность всех мнений и по возможности обращать их внимание на те моменты, когда чье-нибудь ошибочное предположение натолкнуло весь класс на правильный ответ.

Нужно помнить, что решение творческих задач всегда связано с большой эмоциональной напряженностью и риском. Дети должны преодолевать боязнь ответить неправильно, научиться смело высказывать свою точку зрения и аргументировать ее. В этом им могут помочь как учитель, так и другие дети. Вполне допустимо вызывать к доске не одного ученика, а сразу нескольких (2-3), создавая таким образом группу поддержки для каждого из них.

Работа детей в группах необходима как промежуточный этап между открытием нового способа действий, происходящим в рамках общеклассной дискуссии, и индивидуальной работой детей по освоению нового способа. Работая в группе, дети окончательно уясняют новый способ действий, активно участвуют в выполнении задания, контролируют работу друг друга. Вместе с тем, ответственность за правильность выполнения задания не лежит на ком-то одном, а распределяется между всеми участниками групповой работы. Это позволяет детям в комфортных для себя условиях освоить новое и перейти к индивидуальной работе с пониманием и некоторым накопленным опытом действий.

Организация групповой работы требует от учителя а) четкого предварительного продумывания ее задач, б) четкого инструктирования детей о задачах и способе работы, о характере результата, к которому должны прийти дети (например, прийти к единому решению, договориться, кто будет отвечать от группы, и знаками показать готовность группы), в) продумывания, в какой момент и чем закончить групповую работу (например, когда все группы покажут свою готовность, или первая группа будет готова и т.д.), г) продумывания, в какой форме провести обсуждение результатов групповой работы, как сделать это обсуждение максимально интересным для детей и продуктивным (в частности, чтобы все группы не повторяли один и тот же ответ).

Задачи групповой работы могут быть различны. (Подробнее см. книгу Г.А.Цукерман "Виды общения в обучении")Это может быть задача поиска нетривиального решения, и тогда работа детей строится по принципу "мозгового штурма". Это может быть задача, требующая от детей распределения функций или действий внутри группы (задача со сложной последовательностью действий) - и тогда учитель должен продумать, как распределить эти действия внутри группы. Это может быть задача прояснения какого-либо понятия, и тогда учитель предлагает детям разбиться на две подгруппы внутри каждой группы, которые отстаивали бы противоположные позиции. Наконец, это может быть просто "мозговой штурм" - совместный поиск хорошей идеи.

В случаях, когда какой-либо способ действия не может быть (в связи с недостатком времени) отработан на индивидуальном уровне, контрольная работа также может проводиться учителем в групповой форме (например, в парах).

При всей важности групповой работы, необходимо заметить, что к 4 году обучения она теряет свое ведущее значение. Больший вес должны постепенно приобретать индивидуальные способы работы. Развернутая дискуссия на уроках должна постепенно переходить в письменные формы.


praktikum-pyatij-praktikum-nachinayushego-radiolyubitelya-borisov.html
praktikum-rekomendovano-redakcionno-izdatelskim-sovetom-akademii-upravleniya-pri-prezidente-respubliki-belarus-minsk.html
praktikum-shestoj-praktikum-nachinayushego-radiolyubitelya-borisov.html
praktikum-spb-prospekt-nauki-2009-152-s-isbn-978-5-903090-25-cena-320-rub.html
praktikum-stranica-8.html
praktikum-test-vedushaya-reprezentativnaya-sistemam-feniks.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razvitie-produktivnosti-i-kreativnosti-mishleniya-mladshih-shkolnikov-v-usloviyah-dialogicheskogo-stilya-pedagogicheskogo-vzaimodejstviya.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vvedenie-v-i-prokopcov-nauchnij-rukovoditel-mezhvuzovskogo-uchebno.html
  • nauka.bystrickaya.ru/variant-1-voprosi-k-ekzamenu-po-filosofii-filosofiya-kak-nauka-i-mirovozzrenie-predmet-funkcii-i-osnovnoj-vopros-filosofii.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razvitie-mehanizma-koncessionnih-otnoshenij-v-infrastrukturnih-otraslyah-ekonomiki-rossii-08-00-01-ekonomicheskaya-teoriya.html
  • testyi.bystrickaya.ru/aleksandr-kudin-chlen-kpss-kandidat-filosofskih-nauk-zhenskij-obraz-vechnie-voprosi.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-n-chupis-otvetstvennij-ispolnitel-nachalnik-otdela-stranica-5.html
  • write.bystrickaya.ru/genrih-byoll-glazami-klouna-stranica-14.html
  • bukva.bystrickaya.ru/sozdanie-internet-magazina.html
  • education.bystrickaya.ru/24-alen-de-benua.html
  • tasks.bystrickaya.ru/150811g-58-golosov-a-l-ul-lavochkina-dajdzhest-dlya-glavi-gorodskogo-okruga-po-kriticheskim-zamechaniyam.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/gosudarstvennij-monitoring-okruzhayushej-sredi.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/teoriya-gei-zemli-chast-3.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-dlya-visshih-uchebnih-zavedenij-izdanie-6-e-pererabotannoe-i-dopolnennoe-rostov-nd-feniks-2003-576-s-seriya-visshaya-shkola-bbk-a5ya72-1-stranica-33.html
  • studies.bystrickaya.ru/45-vzaimodejstvie-s-pedagogicheskoj-obshestvennostyu-naseleniem-oblasti.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchenik-5-klassa-lihosherst-maksim-2013-god.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnih-pismennih-ispitanij-v-pomosh-postupayushemu-v-moskovskij-gosudarstvennij-gumanitarnij-universitet-imeni-m-a-sholohova-2009-g.html
  • write.bystrickaya.ru/godovoj-otchet-otkritogo-akcionernogo-obshestva-myasopererabativayushij-kombinat-padunskij-za-2009-god.html
  • reading.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-izucheniyu-disciplini-ftd-6-russkie-narodnie-muzikalnie-instrumenti-dlya-specialnosti-071401-socialno-kulturnaya-deyatelnost.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prikaz-ministerstvo-energetiki-rf-19-iyunya-2003-g-stranica-6.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-organizacii-samostoyatelnoj-raboti.html
  • essay.bystrickaya.ru/edinaya-rossiya-virabativaet-sverdlovskogo-gubernatora-ekonomika.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-programma-municipalnogo-byudzhetnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-karabashskaya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-1.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prikaz-24-fevralya-2012g-174-g-lipeck-ob-organizacii-raboti-po-realizacii-postanovleniya-administracii-lipeckoj-oblasti-ot-13-fevralya-2012-goda.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/ukreplenie-doveriya-obshestva-k-vlasti-zalog-uspeshnogo-razvitiya.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/istoriya-ukraini.html
  • lecture.bystrickaya.ru/arhtektura-hh-hh-stolt-chast-2.html
  • report.bystrickaya.ru/istochnik-itar-tass-kuban-10052011-gosduma-prinyala-zakon-ob-usilenii-otvetstvennosti-za-narushenie-trebovanij-pozharnoj-bezopasnosti.html
  • education.bystrickaya.ru/13-tehnologiya-razvitiya-navikov-i-umenij-chteniya.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-kandidatskogo-ekzamena-po-kursu-i-storiya-i-filosofiya-nauki-filosofiya-estestvennih-nauk.html
  • institut.bystrickaya.ru/substantivnie-opredeleniya-v-povesti-paustovskogo-o-zhizni-chast-12.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/4-tipi-i-vidi-voprosov-socialnoe-planirovanie-socialnie-pokazateli-73-glava-chetvertaya-80-organizaciya-i-provedenie.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/pushkin-i-masoni.html
  • report.bystrickaya.ru/iv-mezhdunarodnaya-koreevedcheskaya-konferenciya-4-7-oktyabrya-2010-g.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kondensatori-capacitor.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/psihologiya-vnimaniyapod-redakciej-yu-b-gippenrejter-sh-v-ya-romanova-m-stranica-8.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.