.RU

Проектирование швейных изделий различного назначения Особенности проектирования ансамбля, комплекта и коллекции


Проектирование швейных изделий различного назначения


Особенности проектирования ансамбля, комплекта и коллекции

Дизайн одежды — это проектирование одежды как одного из элементов предметной среды. Объектом проектирования могут яв­ляться как единичные изделия, так и ансамбль, комплект и коллекция.

Необходимость проектирования единичных изделий различного ассорти­мента вызвана узкой специализацией швейных предприятий, что связано с наличием специализированного оборудования: это или верхняя одежда, или белье, или трикотаж, или легкое платье. Проектируются единичные изделия, как правило, для промышленного производства большими или малыми сери­ями. Проектирование готовой одежды ориентировано на типовую фигуру по­требителя, строится по единой методике конструирования и должно отвечать потребностям массового спроса.

^ Проектирование ансамбля. Ансамбль (от фр. ensemble — вместе, сразу) — сово­купность составляющих костюм единичных изделий, решенных по определен­ному художественному замыслу, продуманные связь и соподчинение одежды и дополнений, составляющих в целом костюм для определенного человека, для конкретного использования, для выражения художественного образа. Ансамбль подразумевает взаимную согласованность, органическую взаимосвязь, единство частей костюма по силуэту, пропорциям, цвету, отделкам. Он состоит из одеж­ды, обуви, головного убора, прически, украшений, является единым целым и не предполагает никаких изменений. Любое дополнение или изъятие какого-либо элемента нарушает его целостность. Ансамбль в отличие от комплекта яв­ляется закрытой системой.

Для ансамбля характерны многослойность, обязательность одновременного ношения всех его частей, которые связаны между собой и находятся в сопод­чинении. К изделиям системы «ансамбль» относятся:

- нарядный туалет*;

- костюм для торжественных случаев;

- костюм для свадьбы;

- костюм специального назначения;

- сценический костюм.

Целостность, завершенность всегда считались одним из критериев эстети­ческого совершенства костюма. Все части костюма, предназначенного для оп­ределенного случая, старались согласовать по цвету, рисунку тканей, отдел­кам и т.п. Например, в XVI в. придворное женское платье в Англии имело рукава, выполненные из той же ткани, что и юбка нижнего платья. Однако в чистом виде ансамбль сформировался в конце XIX — начале XX в., в эпоху модерна (1890— 1900-е гг.). В XX в. ансамбль стал своеобразной «вершиной», к покорению которой стремились модельеры, прежде всего кутюрье, которые в отличие от стилистов, работающих для промышленности, создавали модели для индивидуального заказчика, разрабатывая весь костюм целиком, включая шляпы, обувь, перчатки и другие дополнения.

Проектирование ансамбля одежды в традиционном моделировании считается высшей точкой достижения един­ства художественной выразительности образа.

^ Однако на протяжении XX в. представления об ансамбле менялись. Напри­мер, в 1920-х гг. ансамблевое решение предполагало цветовое единство всего костюма: к платью или костюму подбирались в тон шляпа, перчатки, туфли, сумочка, зонтик и т.д.; цвет отделки платья повторялся в отделке дополнений.

В 1930-х гг. в условиях «великой депрессии» подобная «расточительность», подразумевавшая, что каждому платью требовались своя шляпа, особые туфли и т.п., стала невозможна. Целостность костюма обеспечивалась за счет цвето­вого единства аксессуаров и дополнений - сумка, туфли, перчатки, шляпа должны были быть одного цвета, но этот гарнитур можно было носить с лю­бым платьем или костюмом: например, черные туфли, шляпу и перчатки — со светлым платьем.

Ансамбль сохранял свои позиции даже во время Второй мировой войны в условиях нехватки тканей и других материалов, когда, например, тюрбан стре­мились сделать из той же ткани, что и блузку или сумку.

^ Настоящий триумф ансамбля наступил после войны в эпоху «нью лук», когда К.Диор установил четкие правила хорошего вкуса, вернув образ элегантной женщины. Платье или костюм обязательно должны были быть допол­нены соответствующими шляпой, перчатками, сумкой, бижутерией. К.Диор утверждал, что «женщина без шляпы одета не полностью».

^ Ансамбль сохранялся в моде и в 1960-х гг. У А. Куррежа, например, обувь, перчатки и головной убор нередко были изготовлены из одного материала.

Но уже во второй половине 1960-х гг. наметился отказ от ансамбля в уличной моде, особенно в молодежных субкультурах. Например, хиппи отвергали идею тщательно подобранного и продуманного костюма, свободно смешиваяI элементы одежды разных стилей. И уже в начале 1970-х гг. ансамбль вытесняется комплектом.

В современной моде идея ансамбля существует скорее на подиуме, а не в реальной жизни. Требования удобства, комфорта, функциональности одежды делают прежние представления об ансамбле устаревшими.

^ Проектирование комплекта. Комплект (от лат. completes — полный) — набор одежды и предметов, дополняющих друг друга и составляющих вместе костюм, отвечающий определенному назначению и художественному решению. Комплект — открытый комплекс одежды из взаимозаменяемых элементов, для которого характерна многослойность при самостоятельности каждого изделия. Комплект предполагает возможность изменения костюма в зависимости от ситуации. Комплект состоит из единичных изделий: жакетов, юбок, брюк, жилетов и т.д. Единичные изделия комплекта могут менять свое назначение (повседневное на нарядное, деловое на дорожное и наоборот) при вариантном сочетании в Iразных комплектах. Поэтому при проектировании комплектов изделий необходимо учитывать это обстоятельство и расширять границы использования отдельных вещей.

Впервые идея комплекта в качестве альтернативы ансамблю появилась в 1920-х гг.

^ В проекте «прозодежды* актера», разработанном русской конструктивисткой Л. С. По-

•повой для спектакля «Великодушный рогоносец» Театра Вс.Мейерхольда в 1921 г.,

^ Ныла заложена возможность сочетания разных элементов одежды. Л. Попова так писала

о назначении «прозодежды актера»: «Костюм предназначался для каждодневной и обы-

денной жизни и работы актера, и поэтому необходимо было сделать его утилитарным

• и для этой цели заменяющим всякую другую одежду, так, необходимо было ему дать,

например, верхнее пальто и т.п. Всего костюм рассчитан на 7 —8 видов или типов

Ивботы». У конструктивистов идея комплекта явилась логичным следствием примене-

ния комбинаторных методов формообразования при проектировании одежды.

В 1929 г. модельер Э. Скьяпарелли в Париже предложила костюм, состоящий из шести предметов, которые можно было комбинировать между собой в течение дня.

В массовой моде комплекты распространились только в 1970-х г. В 1972 г. Английские модельеры Люк и Дж. Таллис в своих коллекциях промышленной моды продемонстрировали комплекты, состоящие из юбок, брюк, жилетов, блузок, соответствовавших друг другу по цвету и рисунку. Подобный подход к •армированию гардероба получил в 1970-х гг. — время экономического кризиса- массовое признание, когда неизменным спросом пользовались вещи еди-ничного ассортимента, из которых можно было составить «рациональный», Вяли «базовый», гардероб

В настоящее время комплекты почти совершенно вытеснили ансамбли в моде. Одежда современного человека состоит практически из комплектов, позволяющих каждому человеку проявить индивидуальность в создании своего костюма, комбинируя по своему выбору отдельные предметы одежды.

Единство отдельных составляющих комплекта, как правило, обеспечивает­ся их соответствием друг другу по цвету, форме, силуэту, декору, стилю. Это качество должно быть заложено еще на стадии проектирования промышлен­ной коллекции одежды. Возможность комбинирования является одним из глав­ных требований, которые современный потребитель предъявляет к готовой одежде. Эта особенность является сильной стороной промышленных коллек­ций немецких фирм, например фирмы «Эскада». Каждая сезонная коллекция состоит из множества вещей единичного ассортимента, любая из которых со­четается с любой другой по цвету, форме, рисунку и т.п. Более того, часто вещи из коллекции прошлых сезонов легко можно соединить с вещами из новой коллекции.

Все части комплекта могут соответствовать друг другу по стилю, однако уже в 1970-х гг. появился «диффузный стиль» в одежде, смешавший элементы раз­ных стилей: классический пиджак соединили с юбкой с оборками в «фольк­лорном» стиле, а классические брюки — со спортивной курткой и романти­ческой блузкой. В современном комплекте часто соединяются вещи различных цветов, рисунков, стилей — в начале 1990-х гг. подобное смешение получило определение «сочетание несочетаемого».

В системе «комплект» 1990-х гг. большое значение приобрели новые приемы ношения одежды: комплекты отличались продуманной небрежностью, сво­бодной посадкой вещей на фигуре, асимметрией за счет смещения изделия в одну сторону либо смещения застежки набок или назад, часто встречались рукава разной длины. Все элементы комплектов, как правило, моделировались из материалов разных фактур. Комплекты формировались из следующих ве­щей: пальто (длинное или до колена), брюки разной ширины, водолазки (сви­тера), жакеты, топы, платья. В 1998—1999-х гг. все элементы комплекта, как правило, решались в одном цвете либо в сближенной гамме. В коллекциях 2000— 2001 гг. появилось много контрастных по цвету вариантов соединения различ­ных вещей, а также выявилась тенденция к многослойности, напоминающей стиль «луковица» конца 1970-х гг. При этом сохраняется тенденция к поиску новых способов ношения привычных элементов одежды.

^ Проектирование коллекции. Коллекция (от лат. collectio — собрание) — это систематизированное собрание каких-либо однородных предметов, представ­ляющих научный, исторический или художественный интерес. Коллекция в моделировании одежды — это серия моделей различного назначения, состав­ляющих единство:

- авторской концепции;

- образа;

- применяемых в коллекции материалов;

- цветового решения;

- формы;

- базовых конструкций;

- стилевого решения.

Создание серии моделей на одной базовой основе является экономически более оправданным, так как промышленному производству невыгодно изго­товление разнородных единичных моделей: это требует частой переналадки потоков и разработки технической документации. Кроме того, новые модные стили и направления требуют от промышленности регулярного обновления ассортимента выпускаемых изделий, как правило, в ритме смены сезонной моды.

В зависимости от типа и назначения коллекции в ней преобладают те или иные признаки. В авторской творческой коллекции, например, более суще­ственным является единство концепции, стиля и образа, при этом могут отсутствовать базовые конструкции. В любой коллекции важнейшим призна­ком является ее целостность, что отличает коллекцию от механического со­брания разнородных моделей. Целостность обеспечивается единством стиля, творческого метода, цветовой гаммы, структуры материалов, формы, обра­зов. Кроме того, признаком грамотно разработанной коллекции является ди­намика, т.е. развитие центральной идеи в данной коллекции. Таким образом, коллекция — это не серия одинаковых или почти одинаковых моделей. Инте­ресное конструктивное или декоративное решение, являющееся «изюмин­кой» данной коллекции, должно в каждой новой модели «поворачиваться новой гранью», в коллекции должны быть представлены все возможные ню­ансы развития идеи.

Коллекция может состоять из разных составляющих элементов — это могут быть ансамбли, комплекты, единичные изделия, дополнения и аксессуары.

^ Виды коллекций одежды. Коллекции подразделяются на несколько видов:

- перспективные коллекции, в которых воплощается концепция моды на будущее, как правило, на будущий сезон, представляют новые стили и тен­денции. К перспективным коллекциям можно отнести большинство коллек­ций высокой моды (ведущих домов моды), коллекции «прет-а-порте», со­зданные известными дизайнерами. Для этих коллекций характерны «заост­ренные» формы и силуэты, яркие образы, эксперименты с материалами, технологиями и конструкциями. Перспективные коллекции представляют образы будущего человека, поэтому при их проектировании учитываются данные прогнозов моды, тенденции развития образа жизни, прогноз эконо­мической ситуации, данные об изменении цветовых предпочтений и т.п. Коллекция «прет-а-порте» одновременно является промышленной базовой коллекцией для конкретной фирмы;

- промышленные базовые коллекции предлагают концепцию ассортимента для непосредственного внедрения. В них воплощаются актуальные направления моды, и они предназначены для массового производства. Такие коллекции де­монстрируются на ярмарках моды (например, на Парижском салоне или яр­марке моды в Дюссельдорфе) для представителей торговли. Для промышлен­ных коллекций характерны «смягченные» формы, уже апробированные реше­ния. Модные тенденции в этих коллекциях скорее воплощаются в определен­ных структурах материалов и цветовой гамме;

- авторские коллекции выражают творческую концепцию дизайнера. Автор­скими коллекциями являются коллекции высокой моды и коллекции «прет-а-порте», созданные известными модельерами, предназначенные для индивиду-

ального клиента или массового потребителя, а также коллекции, созданные для демонстрации на международных выставках и ярмарках, в ночных клубах, на презентациях, для участия в творческих конкурсах;

- коллекции специального назначения, например коллекции школьной одеж­ды, коллекции форменной одежды.

Все перечисленные виды коллекций дифференцируются исходя из следую­щих признаков:

  1. ассортимент: могут быть коллекции пальто, костюмов, купальников, брюк и т.п. в зависимости от профиля фирмы;

  2. сезонность: как правило, новые сезонные коллекции демонстрируют два раза в год (на сезон осень/зима и сезон весна/лето). Однако крупнейшая про­мышленная ярмарка моды в Дюссельдорфе перешла на демонстрацию новых коллекций четыре раза в год: на осень, зиму, весну и лето;

  3. возрастная категория: коллекции одежды для грудных детей, коллекции одежды для тинейджеров и т.п.;

  4. конкретное назначение: коллекции домашней одежды, одежды для сна, для спорта, отдыха и т.п.

Кроме того, коллекции подразделяются на следующие группы в зависимо­сти от того, кому они предназначаются:

    • индивидуальный гардероб (для ин­дивидуального клиента);

    • массовые (для определенного типа потребителей);

    • групповые (для определенной группы людей): а) коллекции форменной одеж­ды (школьная форма, форма муниципальной милиции и т.п.), б) коллек­ции фирменной одежды (для работников Аэрофлота, торговых фирм и т.п.), в) коллекции одежды для представительств и делегаций (например, для наци­ональной команды на Олимпийских играх и т.д.).

^ Работа над новыми коллекциями. В целом создание новой коллекции пред­полагает следующий порядок:

1) формируется концепция перспективной моды на основе прогноза моды, которая воплощается в коллекции тканей и других материалов для изготовле­ния одежды. Новые тенденции в структуре материалов и модной цветовой гам­ме демонстрируются на салонах тканей за полтора года до сезона (например, на парижском салоне «Премьер Визион» и ярмарке тканей «Интерштофф» во Франкфурте-на-Майне);

2) создаются перспективные коллекции высокой моды, которые демонст­рируются за полгода до сезона: на сезон весна/лето --в январе, на сезон осень/зима — в конце июля — начале августа (хотя предлагаемые в них стили и тенденции в массовой моде могут реализоваться гораздо позднее), а также коллекции «прет-а-порте», которые демонстрируются за семь-восемь месяцев до сезона: весенне-летние — в сентябре — начале октября, осенне-зимние — в феврале;

3) разрабатываются и создаются промышленные массовые коллекции, ко­торые развивают перспективные тенденции, появившиеся в коллекциях высо­кой моды и «прет-а-порте». В массовых коллекциях новые стили разрабатыва­ются примерно 1,5 — 2 года спустя после их появления в перспективных кол­лекциях, а в некоторых случаях — с еще большим запозданием. То же можно сказать и о модных тенденциях в коллекциях мужской одежды, которые «опаз­дывают» на 1,5 — 2 года по сравнению с коллекциями женской одежды.

Процесс разработки промышленной массовой коллек­ции состоит из нескольких этапов.

На первом этапе разработки (соответствует стадии предпроектных исследо­ваний) ведутся:

изучение объективных факторов потребления и спроса: динамики доходов населения, уровня дохода на душу населения, розничного товарооборота и т.п.;

выявление типологических особенностей потребителей, для которых разра­батывается данная коллекция (маркетинговые исследования);

исследование взаимосвязи выявленных потребностей потребителей с цен­ностной ориентацией групп потребителей, для которых разрабатывается кол­лекция.

В крупных компаниях существуют специальные службы стратегии дизайна, которые занимаются изучением мотивов поведения и потребностей потреби­телей и решают проблемы фирменного стиля. Эти службы дают рекомендации для разработчиков (группа потребителей, требуемый стиль коллекции, пред­почтительные виды ассортимента, рекомендуемая цена изделий и т.п.), кото­рые служат отправной точкой при проектировании.

При выявлении типологических особенностей потребителей учитывают сле­дующие факторы: пол и возраст; размер и рост;

полноту (здесь необходимо учитывать, что 19,5 % взрослого населения име­ют малую полноту, 50,5 — среднюю, 26,5 — большую и 3,5 — очень большую); модную ориентацию. Исследования поведения потребителей показали, что практически половина всех потребителей (34 % — «запоздалое большинство» + 16% — «отстающие») отвергает все крайности моды, предпочитая не новую моду, а «предыдущие моды» и классические стили;

степень сформированности эстетической установки. Потребителей условно подразделяют на четыре группы. Большинство потребителей относится к пер­вой группе со стереотипным подходом к сравнению изделий, не имеющей собственных сложившихся представлений о дизайне. На поведение таких поку­пателей легче влиять, создавая определенный имидж изделия или марки. Вто­рая группа потребителей имеет сложившееся представление о критериях выбора и готова только к постепенному изменению предметной среды и появлению нововведений. Третья группа потребителей имеет индивидуальные представле­ния о дизайне, четко определенные и обоснованные. На поведение таких по­требителей повлиять труднее всего, даже с помощью рекламы. Более продук­тивным является учет их потребностей на этапе проектирования. Четвертая группа — группа «лидеров потребления» — готова принять самые новаторские решения.

Количество моделей в коллекции и их особенности зависят от того, к какой стоимостной группе они относятся. Около 65 % моделей относится к группе дешевых, примерно 30% — средних, 2 — 5%— дорогих.

Дорогостоящие модели отличают стиль высокой моды, уникальность кон­струкций, «острота» силуэтов, последние модные тенденции, высококачествен­ные ткани и отделки. К этой группе относятся коллекции класса «прет-а-пор-те» и «прет-а-порте» класса «люкс». Модели этой группы выпускаются очень малыми сериями — от 5 до 10 воспроизведений. Чем дороже коллекция, тем большее количество моделей она в себя включает.

Модели средней группы отличают практичные фасоны, «смягченные» мод­ные силуэты, модные ткани и надежные марки.

Дешевые модели должны иметь привлекательный вид, замысловатые фасо­ны, отличаться новизной по сравнению с моделями предшествующей коллек­ции этой же группы, иметь привлекательные фактуры и рисунки тканей мод­ных расцветок.

Дизайнер должен четко представлять, задумана ли модель для конкретной ассортиментной группы или как многофункциональная. От этого зависят осо­бенности покроя, выбор ткани и цвета.

Разрабатывая коллекцию, дизайнер должен учитывать, какой образ данной марки сложился у потребителей или какой образ необходимо создать.

Необходимость подобной дифференциации и желание увеличить число потенци­альных клиентов привели к тому, что многие фирмы в 1980-х гг. стали увеличивать количество выпускаемых ими коллекций, дополняя основные коллекции мужской и женской одежды так называемыми «параллельными» коллекциями, рассчитанными на более молодого потребителя и продаваемыми по более низким ценам, и коллекции другого ассортимента и назначения. Первым в этом направлении стал расширять свою «империю моды» итальянский модельер Дж.Армани. Помимо основных коллекций до­рогой мужской и женской одежды под маркой «Giorgio Armani» он сейчас выпускает параллельные коллекции «Mani», «Emporio Armani», «Armani Exchange», «Borgonuovo/ 21», «Armani jeans» и «Armani Golf» (дорогая спортивная одежда). По этому пути пошли практически все известные дизайнеры.

У каждой подобной коллекции есть конкретный адресат, потребности и психологи­ческий портрет которого ясно представляют себе создатели коллекции. Стремясь рас­ширить число потенциальных клиентов, многие фирмы выпускают коллекции, пред­назначенные разным группам потребителей: как консерваторам, так и лидерам моды, ценящим смелые идеи и новаторские решения. Например, известная немецкая фирма «Hugo Boss», прославившаяся качественной престижной мужской одеждой, выпускает три коллекции каждый сезон. Каждая линия предназначена для определенного потре­бителя: «Boss» — для «успешного» бизнесмена, который хорошо выглядит, его интере­сует мода, но он не собирается «пускать пыль в глаза»; «Baldessarini» — для того, кто «не хочет быть похожим на остальных, одевающихся у «Boss», он обращает внимание на детали, на дорогие материалы, а еще он не хочет, чтобы одежда была «скучной»; «Hugo» — молодежная линия для того, кто «действительно интересуется модой, он хорошо ее знает и хочет отличаться как можно сильнее, он ищет чего-то особенного».

На втором этапе (проектирование и моделирование) результаты исследо­ваний реализуются в определении типов формообразования. На этом этапе замысел коллекции приобретает материальные формы. Воплощение замысла коллекции в конкретных моделях проходит с учетом всех перечисленных выше требований. При этом, разумеется, существует своя специфика как при созда­нии коллекции высокой моды, коллекции «прет-а-порте», так и при разра­ботке промышленной коллекции.

О последовательности работы над коллекцией высокой моды поведал фран­цузский кутюрье К.Диор в своей книге «Кристиан Диор и я». В то время, когда вышла в свет эта книга, метод работы Диора над коллекцией был не совсем традиционным для высокой моды: он начинал не с ткани (создания новых моделей методом наколки), а с эскиза, что характерно для работы над коллекцией готовой одежды. Однако впоследствии и в домах высокой моды эскиз приобрел ведущую роль как способ поиска новых идей, и этапы ра­боты над коллекцией, предложенные К.Диором, превратились в новую тра­дицию.

К.Диор предложил такую последовательность работы над коллекцией.

^ Первый этап работы над коллекцией высокой моды он назвал «студия». На этом этапе:

создают первые наброски силуэтных форм будущей коллекции на основе ассоциа­ций с природными и другими формами, разрабатывают эскизы моделей;

идеи будущей коллекции обсуждают, отбирают самые удачные эскизы и дорабаты­вают в соответствии с основной идеей коллекции; на основании отобранных эскизов создают макеты моделей, выбирают варианты их отделки. По одному эскизу возможно создание нескольких макетов из ткани, из которых затем будет отобран наилучший;

просматривают все макеты моделей коллекции, и происходит окончательный отбор.

Второй этап К.Диор назвал «мастерские». На этом этапе:

разрабатывают план коллекции;

подбирают ткани для моделей коллекции;

выбирают манекенщиц, которые будут демонстрировать те или иные модели;

шьют модели на конкретных манекенщиц, проводят примерки;

выполняют модели-варианты;

подбирают аксессуары, с которыми предполагается демонстрировать модели кол­лекции;

проводят рабочую репетицию;

осуществляют просмотр и окончательную доработку коллекции;

проводят генеральную репетицию просмотра коллекции.

На третьем этапе, названном К.Диором «салон», разрабатывают план показа кол­лекции, определяют порядок показа моделей, режиссуру показа.

На третьем этапе проводят испытание в контрольной группе потреби­телей.

На четвертом этапе проектируют рекламное обоснование новой кол­лекции.

Проектирование промышленной массовой коллекции име­ет свою специфику. Прежде чем создать эскизы, определяют концепцию кол­лекции, ассортимент, сырье, назначение моделей и всей коллекции.

На первом этапе, который можно условно назвать «создание», разрабатыва­ют серии эскизов моделей будущей коллекции в соответствии с определенной цветовой гаммой и конкретными материалами, определяют ведущий силуэт (си­луэты) и стиль коллекции.

На втором этапе — планирование коллекции — определяют требуемое ко­личество моделей в коллекции, которое зависит от политики цен данной фир­мы, методов распределения, количества коллекций, выпускаемых в год, про­водят предварительный отбор эскизов, которые затем будут воплощены в ма­териале.

На третьем этапе — выполнение моделей — на основании эскиза модели создают муляж из ткани (как правило, муслина), на котором проверяется кон-

струкция модели, вносятся коррективы и исправления. Конструкцию модели создают чаще всего методом конструктивного моделирования, когда транс­формируют чертеж уже существующих базовых моделей и в него вносят мо­дельные особенности. Затем шьют модели из ткани на манекенщиц.

На четвертом этапе — отбор моделей, или прополка коллекции -- отбор моделей проводят до официального показа из уже готовых вещей, сшитых на манекенщиц. Отбор проводят, как правило, директор компании, работники отдела продаж, а также основной заказчик, который лучше продает модели данной фирмы. На основании данных о тенденциях спроса выбирают наиболее удачные и выгодные модели. При этом обязательно учитывается мнение мане­кенщиц о демонстрируемых ими моделях. Методы отбора зависят от политики фирмы, но в любом случае от коллекции остается небольшое количество мо­делей, на которые устанавливают цены.

^ Пятый этап — создание лекал. Так как разработка лекал для всех типораз­меров является дорогостоящим этапом, к нему приступают после полной раз­работки коллекции. Применение компьютерных технологий позволяет значи­тельно снизить расходы на этом этапе.

На шестом этапе — производство — шьют серии моделей коллекции, ко­личество моделей в серии зависит от политики цен данной фирмы.

Седьмой этап — распределение и реклама коллекции. Сюда относится не только деятельность торговых предприятий, но и участие фирмы в промыш­ленных выставках и ярмарках, которое помогает найти деловых партнеров и расширить масштабы деятельности, а также реклама в средствах массовой ин­формации и т. п.

Создание промышленной коллекции класса «прет-а-порте» имеет некоторые отличия. В этом случае к этапу производства приступают после предварительного этапа демонстрации коллекции. Показ моделей в дизайне одежды является первичной и основной формой рекламы, мощным рекламным сред­ством в конкурентной борьбе между дизайнерами за звание модного. На премерный показ новой коллекции, который проводится в рамках недели «прет-а-порте» (в Париже, Нью-Йорке, Милане, Лондоне, Барселоне или Дюссельдор­фе, а теперь и в Москве, и в Санкт-Петербурге) в первую очередь приглашают представителей прессы — модных фотографов, редакторов модных журналов и обозревателей моды, а также представителей торговых организаций. Байеры - специалисты, которые занимаются закупками для крупнейших универмагов и бутиков, после показов делают заказы фирмам на те или иные модели. После этого окончательно становится ясно, какими тиражами нужно к началу модно­го сезона выпустить модели из представленной коллекции, какие модели пользу­ются спросом, а какие оказались неудачными.

Кроме того, коллекция уровня «прет-а-порте» является перспективной кол­лекцией — «прогнозом» и «программой» для многочисленных промышленных массовых коллекций. Основными задачами при проектировании перспектив­ной коллекции являются:

- разработка нового образного решения с учетом особенностей и модной ориентации потенциальных потребителей (не рекомендуется представление более трех ведущих образов коллекции согласно закону трехкомпонентности восприятия);

- разработка тонального, цветового и пластического решений традиционно­го и нетрадиционного ассортимента;

- использование в коллекции новых материалов и фурнитуры;

- определение ведущих силуэтов, которые определяют базовые формы кол­лекции;

- проектирование головных уборов, обуви и аксессуаров, которые представ­ляют новые тенденции и стили;

- создание новых конструктивных основ для базовых форм коллекции, пред­ставляющих новые тенденции моды;

- создание или использование прогрессивной технологической обработки при выполнении моделей, использование новых технологий;

- реклама, в частности разработка сценария демонстрации новой коллекции, подбор определенных моделей, создание образов для показа (прически, грим моделей), выбор музыкального оформления, выбор места премьерного показа и т.п.

Промышленная коллекция состоит из ряда ассортиментных коллекций, что связано с тем, что в современной моде часто стираются границы между одеж­дой для разных сезонов, в массовой моде преобладают комплекты, сохраняет популярность единичный ассортимент.

Работа над ассортиментной коллекцией имеет свои особен­ности и включает в себя следующие этапы:

- определение количества изделий данного ассортимента, необходимого для удовлетворения потребности;

- выяснение размерно-полнотных и возрастных признаков будущих потреби­телей данной ассортиментной коллекции;

- определение силуэтов согласно ведущим силуэтам перспективной коллек­ции с учетом модной ориентации потребителей. Поэтому в подобной коллек­ции наряду с остромодными моделями должны присутствовать как классичес­кие модели, так и модели, представляющие уже существующую моду;

- подбор тканей на рекомендуемые силуэты;

- конструктивная разработка силуэтных форм;

- стилистическая разработка полученной конструктивной основы в результа­те заполнения базовой структуры мобильными элементами.

В результате возникает мини-коллекция моделей на одной конструктивной основе. Несколько подобных мини-коллекций объединяются в ассортимент­ную.

Уже на стадии проектирования промышленной коллекции необходимы уни­фикация и стандартизация, технологических узлов и деталей — создание ката­лога конструктивно-технологических элементов одежды, что позволяет эко­номить средства и время при запуске новых моделей в производство. Частая переналадка потоков в промышленности создает дополнительные трудности при производстве новых коллекций. Унификация элементов и применение ком­пьютерных технологий позволяют существенно снизить затраты и сократить время на внедрение новых моделей. Мобильность среднего и малого бизнеса создает дополнительные преимущества с учетом постоянно меняющейся конъ­юнктуры. На малых предприятиях время на запуск новой модели может состав­лять не более двух недель: одна неделя ~ на разработку, одна неделя — на контрольные испытания (когда проверяется реакция покупателей на новую модель, сшитую небольшой партией).

^ Структура коллекции. При проектировании коллекции необходимо учиты­вать следующие правила, обеспечивающие единство коллекции:

  1. единство стилевого решения;

  2. создание сценария коллекции — композиционное построение коллекции.

Необходимое условие целостности коллекции — наличие композиционного центра — кульминации всей коллекции. Как правило, в коллекции должно присутствовать три композиционных центра: начало (первая модель или блок моделей, которые открывают показ), кульминация (как правило, в середине показа) и конец (модель или блок моделей, которые завершают показ);

3. построение тонального развития ряда;

4. построение цветового развития ряда, при этом желательно, чтобы совпада­ли тональный и колористический композиционный центры;

5. выявление структурной организации ряда: а) анализ стабильных элементов (силуэт, пропорции, ритм масс), б) анализ мобильных элементов (декор, факту­ра, конструктивные и декоративно-конструктивные линии, накладные детали);

6. родственный характер принципов технологического выполнения изделий.

Чаще всего коллекция состоит из блоков моделей, объединенных назначе­нием, единством силуэта, цветового решения и т.п. Традиционно коллекция высокой моды состояла из следующих блоков-«выходов»: верхняя одежда (паль­то, плащи, костюмы — в зависимости от сезона), костюмы, платья для горо­да, платья для коктейлей, короткие вечерние платья, длинные вечерние пла­тья, бальные платья, свадебные платья.

В современной моде, однако, не существует столь четко определенных ас­сортиментных групп, как во времена К.Диора. Некоторые дизайнеры вообще отказываются от традиционной блоковой структуры коллекции, демонстри­руя отдельные модели, формально ничем не связанные между собой, кроме творческой концепции (особенно это характерно для коллекций представите­лей деконструктивизма в дизайне одежды). Но все-таки большинство дизайне­ров придерживаются традиционной структуры коллекции:

- верхняя одежда;

- повседневная одежда;

- одежда для отдыха, спорта, для туризма и т.п.;

- одежда нарядная, праздничная и вечерняя;

    • одежда специального назначения — для торжественных случаев, свадебная.



^ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОДЕЖДЫ РАЗЛИЧНОГО АССОРТИМЕНТА

Классификация одежды по ассортиментным группам

Современная одежда подразделяется на ассортиментные группы в зависи­мости от следующих факторов: половозрастного признака, способа изготовле­ния, сезона, функции (назначения и использования), стиля.

^ Ассортиментной группой называется ряд промышленных изделий, выполня­ющих одну функцию (ряд изделий одного назначения).

Ассортимент — ряд промышленных изделий, сформированный комплекс­но на основе выявленной и научно обоснованной структуры потребностей и реализуемый как номенклатура продукции, производимой промышленностью; набор или перечень товаров по видам, наименованиям, назначению, сортам и применяемому сырью.

Функция — назначение изделия.

Функциональность — способность изделия, комплекса изделий выполнять определенную работу, соответствие изделия его назначению, т. е. способность выполнять ту или иную функцию в процессе жизнедеятельности человека.

^ Классификация одежды по половозрастному признаку. Подразделение одеж­ды началась прежде всего по половому признаку: на мужскую и женскую. На­пример, в Древнем Египте мужчины носили набедренные повязки — схенти, а женщины — калазирис*. Однако степень различия мужской и женской одеж­ды зависела от многих условий: образа жизни, религиозных требований, тра­диций. У кочевых народов, например у скифов, различия между женским и

* Длинное платье на лямках, в эпоху Нового царства — с рукавами,

мужским костюмом были не столь ярко выражены, как у оседлых народов. Часто одежда для мужчин и женщин имела одинаковый покрой, а различалась только по длине: например, в Древнем Вавилоне и Ассирии и мужчины, и женщины носили рубашки (канди).

В европейском костюме, который сформировался на основе одежды запад­ных варваров, в раннем Средневековье мужскую и женскую одежду кроили одинаково. Мужская туника (шенс) отличалась только меньшей длиной и на­личием разрезов спереди и сзади для удобства при верховой езде. Самое глав­ное отличие мужского костюма от женского заключалось в том, что мужчины с туникой носили штаны, а женщины -- нет. Носить одежду другого пола считалось «тяжким» грехом (в чем, например, обвинили Жанну д'Арк во вре-•мя судебного разбирательства, и это послужило одним из оснований для пре­дания ее казни — сожжению на костре). Но по мере развития и усложнения конструкции одежды в Западной Европе мужской и женский костюмы все более различались: женщины носили приталенные платья с длинными юбка­ми, а мужчины — штаны с различными видами плечевой одежды. В костюме в большей или меньшей степени выявлялись половые признаки.

В современном костюме также сохраняется подразделение одежды по поло­вому признаку, однако не всегда можно провести четкую границу между муж­ской и женской одеждой: женщины теперь повсеместно носят брюки, а муж­чины — иногда юбки. Во второй половине 1960-х гг. сформировалось новое направление в моде, получившее название «унисекс», явившееся симптомом постепенного стирания различий между положением мужчины и женщины в обществе. «Унисекс» предлагает одни и те же формы одежды для представите­лей разных полов, например джинсы, трикотажные майки и джемперы, крос­совки и стеганые куртки. Уже не имеет большого значения, на какую сторону застегивается одежда: на мужскую (слева направо) или женскую (справа нале­во). Дальнейшее стирание границ между мужской и женской одеждой прогно­зирует итальянский дизайнер одежды Дж.Армани: «Дизайнеры уже активно используют «мужские» ткани в женской одежде. В общем, мода идет к тому, чтобы полностью смешать понятия мужского и женского в тканях, цветах, конструкциях».

Позднее в отдельную группу выделилась детская одежда. На протяжении тысячелетий детей одевали точно так же, как и взрослых. Детский костюм представлял собой уменьшенную копию взрослого. Например, в Западной Европе девочки из знатных семей носили корсет с раннего возраста, един­ственным отличием в костюме маленьких детей было наличие передника, ко­торый надевали, чтобы не пачкалось платье. Вплоть до XIX в. существовала также традиция одевать мальчиков до. 5 лет в платья (а в Англии и до 10 — 12 лет). Только в XVIII в. в Англии возникает новая традиция одевать детей в соответствии с их возрастом в более удобную и гигиеничную одежду (девочек одевали в платья без корсета и каркаса юбки, во второй половине XVIII в. — с завышенной талией), появились детские прически. В XIX—XX вв. складывается разнообразный ассортимент детской одежды в зависимости от принадлежнос­ти к определенной возрастной группе.

И, наконец, только во второй половине XX в. появляется молодежная одежда. В 1950-х гг. формируется новая особая социальная группа — молодежь, занима-

1 Г» А

ющая промежуточное положение между подростками и взрослыми. Повыше­ние образовательного уровня, увеличение времени, необходимого для учебы и получения профессии, рост доходов и возможность финансовой независимос­ти от родителей — все это привело к рождению молодежной культуры со сво­ими ценностями, с кумирами и стилями, отличными от «взрослой моды». Уже в 1960-х гг. появляется понятие «молодежная мода», и основными потребите­лями модных товаров становятся молодые люди. Так как молодежь принимает самое активное участие в моде, то самые оригинальные решения дизайнеры адресуют именно молодым.

Таким образом, можно выделить следующие возрастные группы: детская, молодежная, средняя и старшая.

Одежду для детей должны проектировать с учетом особенностей развития ребенка в каждом возрасте, детской психологии, требований гигиены (детская одежда должна способствовать правильному физиологическому развитию дет­ского организма). Детская одежда должна быть прежде всего удобной и краси­вой, так как именно в детском возрасте формируются эстетические представ­ления личности. В отличие от взрослой одежды форма детской одежды не столь зависит от смены модных тенденций, особенно в младших возрастных группах. Силуэт и пропорции одежды для детей во многом определяются возрастными изменениями пропорций телосложения, модные тенденции присутствуют преж­де всего в рисунках и фактурах тканей, цветовой гамме, при этом существуют стабильные формы детской одежды, не меняющиеся в течение длительного времени (ползунки, детский комбинезон, платье с кокеткой и т.п.). Всех детей условно подразделяют на шесть возрастных групп:

0 — грудничковая (О— 1 год);

1 — ясельная (1 — 3 года);

II — дошкольная (3 — 6 лет);

III — младшая школьная (7—11 лет);

IV — старшая школьная (подростковая — 12—15 лет);

V — юношеская (16— 18 лет).

Чем старше возрастная группа, тем активнее проявляются модные тенден­ции: особенно это важно в одежде, предназначенной для тинейджеров (стар­шей школьной и юношеской групп), при этом необходимо учитывать не толь­ко и не столько модные тенденции «взрослой моды», сколько актуальные сти­ли молодежных субкультур.

В отличие от детской не существует специальной одежды для пожилых лю­дей. Однако люди старшего возраста составляют значительный сектор на по­требительском рынке (который в будущем будет только увеличиваться, если учитывать прогрессирующую тенденцию старения населения в развитых стра­нах), поэтому при проектировании одежды необходимо учитывать и интересы этой группы потребителей, у которых должен быть выбор самой разнообраз­ной одежды, соответствующей требованиям данной возрастной группы. Как правило, степень следования моде в старшем возрасте зависит от личного вы­бора человека, но чаще всего модные тенденции в одежде присутствуют в смягченном виде, преобладают классические формы, сдержанная цветовая гам­ма. Очевидно, что в одежде для пожилых неприемлемы все крайности моды — прилегающие силуэты (вместо них -- полуприлегающие), сильно открытые

модели, высокие каблуки, неудобные колодки в обуви. Комфорт и удобство -основные требования современного человека к одежде — для этой возрастной группы имеют особое значение. Удачным примером создания универсальной одежды, максимально учитывающей потребности немолодой женщины, явля­ется знаменитый костюм «в стиле Шанель», который К. Шанель придумала, когда ей было уже более 70 лет. Она учла все детали и малейшие нюансы: начиная от выбора ткани — твидов с рыхлыми структурами (которые, по мне­нию Шанель, лучше всего подходят к коже в морщинах), формы костюма -полуприлегающего жакета длиной до середины бедра и прямой юбки ниже колена с удобным запахом и заканчивая эластичной подкладкой юбки и тяже­лой цепью, пришитой с изнанки к низу жакета, которая оттягивала спинку, делая ее прямой. С костюмом полагалось носить блузу с воротником-шарфом, соответствующую цвету подкладки жакета, чтобы зрительно «смазывалась» ли­ния талии.

^ Классификация одежды по способу изготовления. По способу изготовления одежда подразделяется на швейную и трикотажную. Швейная — одежда, вы­кроенная и сшитая из ткани или из какого-либо другого материала (меха, кожи и т.п.). Трикотажная — одежда, связанная вручную или на вязальной машине, сшитая из вывязанных вручную или на машине деталей кроя (штучный трико­таж), сшитая из кроеного трикотажного полотна, связанного на машине.

Изначально возник трикотаж, связанный вручную. Предположительно уже в Древней Греции часть шерстяной пряжи использовали для вязания (вязаные носки, рыбацкие свитера). В позднем Средневековье и в эпоху Возрождения изделия из трикотажа появляются и в модном европейском костюме — шта­ны-чулки (кальце в Италии), чулки, перчатки, нижние мужские куртки с вывязанными узорами, имитирующими рисунки на тканях (испанские корпе-суэло). В 1589 г. англичанином У. Ли была создана первая вязальная машина для изготовления чулок. Однако долгое время трикотажные дополнения к костюму ограничивались чулочно-носочным ассортиментом и перчатками. В XIX в. скла­дывается особая группа одежды из трикотажа. Например, в 1820-х гг. были популярны платья, связанные на спицах. В конце века появляются «пальто для дачи», а также были распространены вязаные шали и накидки. Во второй по­ловине XIX в. появляется одежда из трикотажа для занятий спортом. Практи­чески все классические формы трикотажной одежды возникли в Англии пер­воначально как мужская одежда (для игры в гольф, поло и т.п.): джемпер, свитер и т.д. В начале XX в. появляются трикотажные трико для пловцов и гимнастов и нижнее белье из трикотажа. В 1920-х гг. трикотажная одежда пре­вращается в модную повседневную: пуловер или кардиган носят с рубашкой и галстуком вместо пиджака в неофициальной обстановке. К. Шанель ввела в моду трикотажную одежду для женщин, заимствовав из мужского гардероба джемперы, пуловеры и кардиганы. Именно тогда появились классические со­четания вещей из трикотажа — двойки (джемпер плюс кардиган или жилет), тройки (джемпер плюс юбка плюс кардиган). С тех пор одежда из трикотажа занимает прочные позиции в гардеробе современного человека. В 1950—1960-х гг. в моде нарядная одежда из набивного трикотажного полотна (модели итальян­ского модельера Э. Пуччи). В 1970-х гг. появляется нарядная одежда из трикота­жа (ее ввели в моду дизайнеры Л. Бьяджотти и С. Рикель). Распространяется

верхняя одежда из трикотажа (пальто и полупальто). В 1980-х гг. широко рас­пространяются трикотажные изделия с лайкрой. Сейчас практически все виды одежды могут быть выполнены из трикотажа: летняя и зимняя одежда, белье, платья и костюмы, верхняя одежда, разнообразные дополнения (шарфы, шап­ки, перчатки, детали обуви и аксессуары, например сумки). Недаром трико­таж называют одеждой будущего, так как пока у него не существует конкурен­тов, столь же универсальных и комфортных.

^ Классификация одежды по сезону. В большинстве стран мира климат в раз­ные времена года существенно различается, что предопределяет деление одеж­ды по сезону. Например, в традиционном японском костюме существуют лет­ние кимоно (без подкладки — хитоэ), осенне-весенние (на подкладке — ава-сэ), зимние кимоно (на прокладке из шелка-сырца — косодэ или стеганые на вате — вата-ирэ). По тому же принципу подразделялась на группы тради­ционная китайская одежда. Кроме того, японские кимоно различались по цвету в зависимости от сезона: осеннее кимоно было светло-лиловым на си­ней подкладке, весеннее — белым на розовой подкладке, летнее — ярко-розовым на зеленой подкладке.

Европейская одежда также традиционно подразделяется на летнюю, зим­нюю и демисезонную (для весны и осени), хотя это разделение произошло относительно недавно. Например, в средние века такого подразделения одежды не существовало: и зимой, и летом носили одежду одинакового покроя с длин­ными рукавами из плотных тканей (сукна, бархата), зимой — на меховой под­кладке. Подразделение начинается в XVII в., что было закреплено специальным указом короля Франции Людовика XIV о смене одежды по сезонам. Этот указ, являвшийся частью нового придворного этикета, устанавливал, из каких тканей придворным следовало шить одежду для каждого времени года. Таким образом, складываются определенные ассортиментные группы материалов для сезонной одежды: летом носили легкие шелковые ткани, в основном тафту, осенью и весной — легкое сукно, зимой — ратин, плюш, бархат и атлас. Этот указ касался даже кружев: летом придворные должны были носить тонкие кружева с более мелкими узорами, зимой — более плотные и рельефные.

Подобное отношение к материалам сохраняется и в XVIII —XIX вв. Ассор­тимент летних тканей пополнялся хлопчатобумажными тканями: женские платья шили из кисеи, батиста, вуали. Летняя одежда отличалась и более светлой гаммой: женщины носили светлые, часто белые платья, а мужчины — сюрту­ки и фраки песочного и светло-серого цветов. В конце XIX в. широко распрос­транились мужские костюмы из неотбеленной плотной шелковой ткани — че­сучи. Вместо цилиндра или котелка летом носили соломенные шляпы — кано­тье. В XX в. одежда для разных времен года стала существенно различаться и по покрою. В 1920-х гг. появляются летние платья с короткими рукавами либо без рукавов, мужчинам в неофициальной обстановке разрешалось снимать пид­жак. В 1930-х гг. в моду входят мужские рубашки с короткими рукавами, появ­ляются шорты в спортивной и пляжной одежде, в 1950-х гг. — яркие цветные рубашки с набивными рисунками («гавайские рубашки»), в 1960-х гг. шорты распространяются в массовой моде как для мужчин, так и для женщин. В 1970-х гг. ассортимент летней одежды пополнился заимствованными из этни­ческого костюма восточных народов юбками парео и саронг и т. п. Параллель-

но появляются новые виды верхней одежды для зимнего, осеннего и несение-1 го сезонов: дубленки, пончо, стеганые пальто и куртки.

Современная одежда также подразделяется на летнюю, которая шьется пре- [ имущественно из легких гигиеничных тканей или трикотажа (шелка, хлопка, [ льна или смесовых тканей, вискозы), демисезонную — из более плотных тка-1 ней, зимнюю — из теплых шерстяных тканей, утепленных материалов, меха к I т.п., хотя в современной моде подчас трудно провести четкую границу между! одеждой для разных сезонов: например, в осенне-зимних коллекциях дизайне-1 ры часто предлагают открытые модели, иногда без рукавов. Это объясняется! тем, что в развитых странах человек перестал столь зависеть от капризов пого-1 ды, как это было раньше, находясь в помещениях с искусственно созданным | климатом, передвигаясь в автомобилях с кондиционерами. Однако в нашей! стране теплая одежда для холодного времени года не потеряла своей актуаль­ности. А выбор ткани для сезонных коллекций должен определяться прежде i всего соображениями комфорта и гигиеничности. При этом, наверное, более I не существует «летних» и «зимних моделей», как раньше (если не учитывать 1 теплую верхнюю одежду), хотя до сих пор существуют понятия «осеннее паль-1 то» (пальто без утепленной подкладки) или «весенний костюм» (уличный ко-1 стюм из светлых шерстяных тканей), «летнее платье» и т.п. Постепенное era-1 рание различий между одеждой для разных сезонов прогнозирует американс-1 кий модельер М. Коре: «Первым шагом стала разработка летней замши и зим-1 него лака. Будущее приведет нас к той точке в моде, в которой не существует I сезонных изменений, и ткани реагируют на окружающую среду, но в то же I время и напоминают о прошлом».

^ Классификация одежды по назначению и использованию. В зависимости от назначения современная одежда подразделяется на бытовую, спортивную (для профессионального и любительского спорта), производственную, зре­лищную, форменную.

^ Бытовая одежда, которую носит современный человек, подразделяется на повседневную, нарядную, для отдыха, домашнюю.

Повседневная одежда предназначена для работы и различных занятий (уче- I бы, прогулок, посещений выставок, совершения покупок и т.п.), ее носят в течение дня. Характер и стиль повседневной одежды зависят от рода деятель­ности человека, образа жизни, который он ведет. Так как жизнь современного человека чрезвычайно многообразна, то и повседневная одежда разнообразна. Каждый человек предъявляет к одежде свои требования, стремится выразить свою индивидуальность, проявить свое отношение к миру и самому себе. Но можно определить, наверное, самое важное требование, которое предъявля­ются к современной одежде: она должна быть максимально удобной, а также соответствовать ситуации, в которой мы находимся.

Особую группу в повседневной одежде составляет одежда для работы. Ее стиль зависит от характера работы — не случайно сформировались понятия «деловая одежда», «деловой костюм», возникшие еще в XIX в. Если человек работает в офисе, банке, министерстве и т.д., то к его рабочей одежде предъявляются достаточно строгие требования. Как правило, это должны быть строгий класси­ческий костюм и обувь в классическом стиле, строгие прически. В таком деловом костюме недопустимы броский макияж и привлекающие внимание украшения I

у женщин или яркая расцветка рубашки и галстука у мужчин. Руководство неко­торых фирм требует от своих сотрудников носить одежду и аксессуары опреде­ленных марок и качества, так как внешний вид сотрудника должен соответство­вать имиджу самой фирмы. Люди, работающие в таких местах, где не требуется ношения специальной одежды или униформы (например, преподаватели в выс­ших учебных заведениях, сотрудники различных контор и т.п.), могут позво­лить себе более свободный стиль одежды: разнообразные стили помимо класси­ческого, комплекты вместо костюмов. Так называемые лица свободных профес­сий (художники, кинооператоры, актеры, журналисты и др.) предпочитают одежду в свободном стиле, которая должна быть комфортной и удобной. Свое­образной униформой повседневной одежды стали джинсы в сочетании с разно­образным трикотажем.

В современной моде можно определить основные требования, которые не­обходимо учитывать при моделировании повседневной одежды: комфортность, целесообразность, простоту форм, возможность комбинирования различных элементов костюма. С начала 1970-х гг. в повседневной одежде преобладают комплекты, появляется понятие «рационального», или «базового», гардероба, состоящего из разнообразных вещей, относящихся к единичному ассортимен­ту (юбки, брюки, блузки, джемперы, жилеты, жакеты и т. п.) и хорошо соче­тающихся между собой.

Нарядная одежда — это одежда для особых случаев: различных торжеств, приемов, праздников, посещения театра (хотя в театр современный человек, как правило, ходит после работы в повседневной одежде) и т.п. Нарядная одежда должна создавать особое настроение и праздничную атмосферу. По на­значению нарядная одежда подразделяется на одежду для домашних торжеств, посещения театров и концертных залов, официальных торжеств (премьера, вручение премии и т.п.), официальных приемов, встречи Нового года, выпуск­ного бала, свадьбы и т.д.

В современной моде присутствует как традиционный подход к моделирова­нию нарядной одежды, так и нетрадиционный. Некоторые дизайнеры вообще отрицают подразделение одежды на нарядную и повседневную (минималисты и деконструктивисты). Однако традиции по-прежнему сохраняются в наряд­ной одежде определенного назначения: свадебной (до сих пор преобладают белые платья невесты, хотя эта традиция возникла только в начале XIX в.), для официальных торжеств (например, для мужчины в таких случаях обязате­лен смокинг, для женщины — длинное платье), официальных приемов (в этом случае особенности одежды определяются протоколом). Как и в повседневной одежде, степень модности нарядной одежды зависит и от ее назначения, и от личного выбора ее обладателя.

Одежда для отдыха -- одежда для занятий спортом, прогулок, отдыха у моря (в том числе одежда для пляжа), для посещения дискотек и ночных клу­бов. Основные требования к одежде для отдыха — ее функциональность и удоб­ство, а также возможность для каждого человека проявить свою индивидуаль­ность. Поэтому в ней так много элементов, заимствованных из спортивной одежды и трикотажа.

Домашняя одежда — одежда, которую человек носит дома для отдыха и для работы. В современной домашней одежде наблюдается та же картина, что и в

других ассортиментных группах: стираются различия между ней и повседнев­ной одеждой и одеждой для отдыха (традиционные домашние халаты, пенью- [ ары, фартуки вытесняются все теми же универсальными вещами — джинсами [ и леггинсами, трикотажными майками и джемперами). Наверное, единствен- I ная до сих пор незыблемая традиция — удобная домашняя обувь (тапочки, шлепанцы и т.п.). В 1970-х гг. в моду вошла домашняя одежда в этническом I стиле, но вместо уже ставших привычными восточных халатов (вошли в моду еще в XVII в.) и кимоно (вошли в моду в конце XIX — начале XX в.) распро- I странились арабские платья.

^ Спортивная одежда — это специальная одежда для занятий спортом. При этом одежда, предназначенная для профессиональных спортсменов, существен­но отличается от спортивной одежды для любителей. В профессиональной одежде максимально учитываются требования конкретного вида спорта, применяют­ся новейшие материалы и технологии, которые впоследствии могут приме­няться и в одежце для массового потребителя. Из спортивной одежды в быто­вую одежду перешли такие материалы, как трикотаж, ткани с лайкрой, мно­гослойные ткани-бутерброды (непромокаемые и ветронепроницаемые, водо-и воздухопроницаемые ткани с мембранным покрытием, «дышащие» и сохра­няющие тепло). В 1970-е гг. возникло понятие «одежда для спорта и отдыха» (спортсвер), связанное с превращением одежды для занятия спортом в одежду не только для разнообразного активного, но и для пассивного отдыха.

^ Производственная одежда — это одежда, предназначенная для работы на производстве: спецовки, оранжевые жилеты дорожных рабочих, белые халаты врачей и т.п. Производственную одежду проектируют с учетом требований, предъявляемых в соответствии с условиями труда и особенностями данного вида деятельности: она должна максимально соответствовать своей функции.

В производственной одежде выделяют спецодежду, предназначенную для работы в неблагоприятной для человека среде, которая должна выполнять за­щитную функцию и быть максимально удобной для выполнения определен­ных действий: одежда сталевара, шахтера, работника химического производ­ства, строительного рабочего, работника нефтегазовой промышленности, ска­фандр космонавта и т. п. Спецодежду шьют из специальных тканей: огнеупор­ных, водонепроницаемых, отталкивающих нефтепродукты и т. п. К ней обяза­тельно добавляют специальную обувь (у строительных рабочих, например, с металлическими прокладками), головные уборы (шлемы, защитные каски и т.п.), рукавицы и т.п. Часто предусматривается «аппаратная часть» (как писа­ли в 1920-х гг. советские конструктивисты, которые впервые предложили про­ектировать спецодежду для работы в особых условиях), например лампочка, I вмонтированная в каску шахтера.

^ Зрелищная одежда — это различного вида костюмы: театральный, для кино, эстрадный, цирковой, карнавальный, фольклорный для танцевальных и му­зыкальных коллективов. К зрелищной одежде предъявляются особые требова­ния — она должна соответствовать характеру данного зрелища, иметь яркое образное решение и, как правило, в малой степени учитывать требования се­зонной моды (за исключением костюмов исполнителей популярной музыки -рок- и поп-звезд, которые нередко становятся законодателями моды, напри­мер Мадонна).

Форменная одежда — это униформа, обозначающая принадлежность к оп­ределенной организации, ведомству. В форменной одежде на первый план вы­ступает знаковая функция, хотя в отдельных случаях она должна выполнять и защитную функцию (военная форма). Военная форма — это максимально удоб­ная и функциональная одежда, предназначенная непосредственно для боевых действий или учений (она называется полевой); в парадной военной форме большее значение имеет знаковая функция.

Можно выделить ведомственную форму, которую носят работники опреде­ленных ведомств и организаций (прокуроры, судьи, летчики, стюардессы граж­данской авиации, проводники поездов и т.п.). Она отличается по цвету и по­крою, имеет знаки различия, прежде всего форменные пуговицы.

Также можно выделить школьную форму, которая обозначает принадлеж­ность к определенному учебному заведению. В современном мире форма встре­чается гораздо реже, чем, например, в XIX в., «веке мундира», когда унифор­му носили чиновники всех ведомств, студенты университетов, гимназисты и учащиеся реальных училищ, почтальоны и телеграфисты и т.д.

В зависимости от использования одежда подразделяется на белье, платье и верхнюю одежду.

^ Белье надевается на тело (повседневное белье, одежда для сна, спортивное белье).

Платье обозначает одежду, надеваемую на белье. Это может быть костюм, собственно платье, блузка и юбка, брюки и свитер и т. п.

^ Верхняя одежда — это то, что надевается на платье в зависимости от сезона (пальто, плащ, куртка и т.п.).

Кроме того, одежда в зависимости от того, как она крепится на фигуре, подразделяется на плечевую, нагрудную, поясную.

К плечевой одежде относятся, например, пальто, жакет, блуза, куртка, са­рафан и т.п., к нагрудной — жилет, безрукавка, к поясной — фартук, юбка, штаны.

^ Классификация одежды в зависимости от стиля. Стиль одежды и степень ее соответствия последним модным тенденциям зависят от личного выбора чело­века. В последнее время прежние строгие требования к одежде для работы, особенно к деловой одежде, все более смягчаются. В 1990-х гг. появилось поня­тие «стиль свободной пятницы», когда некоторые фирмы и компании разре­шили своим сотрудникам в пятницу — последний день рабочей недели прихо­дить на работу в той одежде, которую они сами выберут вместо традиционного костюма. Проведенные исследования показали, что производительность труда и работоспособность в этом случае выше, чем в обычной деловой одежде. Бо­лее того, европейское законодательство отменило право работодателей при­нуждать своих сотрудников соблюдать строгие правила в одежде. На ежегодной конференции юристов во Франции было заявлено, что отныне руководители компаний, заставляющие своих сотрудников обязательно носить костюм, бу­дут преследоваться в судебном порядке, так как диктат в одежде нарушает права человека и противоречит свободе самовыражения.

Социологи прогнозируют, что в будущем должен измениться сам характер работы в связи с распространением глобальных компьютерных сетей, когда место работы человека будет находиться дома — у персонального компьютера.

Это приведет к постепенному исчезновению классического английского кос­тюма как одежды для работы, он сохранится скорее как дань традиции. Его заменит более комфортная одежда, например из трикотажа, или одежда в эт­ническом стиле.

Раньше существовали достаточно четкие границы, разделявшие повседнев­ную и нарядную одежду: в повседневных костюмах и платьях использовали определенные ткани (шерсть, хлопок, лен), минимум декоративных отделок, сдержанные цвета. В нарядной одежде применяли ткани с ярко выраженными I фактурами (шелк, бархат, атлас, парчу), декоративные отделки (вышивку шелком, золотом, бисером, стразами, аппликацию, отделку галунами и тесь­мой и т.п.), украшения.

В современной одежде подобного строгого разделения не существует — ча­сто встречается нетрадиционное использование тканей при моделировании повседневной одежды: атлас и бархат, аппликация из кружева на кожаных куртках, вышивка, прозрачные ткани и т. п. И, напротив, в нарядной одежде нередко мы видим ткани, которые ранее применяли исключительно при мо­делировании верхней и повседневной одежды: вечерние платья, связанные на I спицах или сшитые из джинсовой ткани (или из перешитых старых джинсов), I длинные юбки из меха, твида или мохера, классические костюмы из кожи, I денима или набивной ткани.

praktikum-po-konfliktologii-2-e-izdanie-dopolnennoe-i-pererabotannoe-stranica-14.html
praktikum-po-konfliktologii-2-e-izdanie-dopolnennoe-i-pererabotannoe-stranica-7.html
praktikum-po-kontrolyu-kontraktnih-cen-rabochaya-uchebnaya-programma-dlya-studentov-specialnosti-080115-65-tamozhennoe-delo.html
praktikum-po-kursu-avtomatizaciya-buhgalterskogo-ucheta-zadachnik-po-kursu.html
praktikum-po-kursu-investicii-uchebnoe-posobie.html
praktikum-po-kursu-moskva-200-4.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/fedot-ivanovich-shubin.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-1911-godu-ernest-rezerford-issledoval-rasseyanie-alfa-chastic-veshestvom-i-otkril-atomnoe-yadro-massivnoe-obrazovanie-v-desyat-tisyach-raz-menshee-po-razmeram.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pravila-bezopasnosti-pri-ekspluatacii-sredstv-i-sistem-avtomatizacii-i-upravleniya-v-gazovoj-promishlennosti-stranica-4.html
  • credit.bystrickaya.ru/polozhenie-o-gorodskoj-konferencii-molodih-issledovatelej-v-ramkah-nauchno-socialnoj-programmi-shag-v-budushee.html
  • control.bystrickaya.ru/ekonomicheskie-aspekti-upravleniya-trudovoj-adaptaciej-na-predpriyatii.html
  • urok.bystrickaya.ru/prilozhenie-2-federalnoe-agentstvo-po-obrazovaniyu-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-specialnosti-060800-ekonomika.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vi-vozdushnie-mitarstva-dusha-posle-smerti.html
  • student.bystrickaya.ru/273-socialno-ekonomicheskaya-politika-gerchikova-i-n-g41-menedzhment-uchebnik-3-e-izd-pererab-i-dop.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-opd-f-02-05-02-gidravlicheskie-i-pnevmaticheskie-sistemi.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-7-novij-vzglyad-na-gordost-devid-majers-izuchaem-socialnuyu-psihologiyu.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/grazhdanskoe-pravo-shpargalka.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kompass.html
  • spur.bystrickaya.ru/konkursnie-dela-postanovili.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kreativnoe-obrazovanie-sovremennogo-menedzhmenta-xiii-j-regionalnoj-nauchno-prakticheskoj-konferencii-s-mezhregionalnim.html
  • report.bystrickaya.ru/iii-v-gumboldt-v-s-stepin-predsedatel-s-s-averincev-g-a-ashurov-a-i-volodin-v-a-lektorskij.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/koordinacionnij-plan-raboti-mou-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-7-na-20112012-uchebnij-god-rassmotren-na-zasedanii-pedagogicheskogo-soveta.html
  • write.bystrickaya.ru/gigienicheskie-normativi-gn-sobranie-deputatov-nizhnekumashkinskogo-selskogo-poseleniya-reshenie.html
  • znanie.bystrickaya.ru/72-psihopedagogicheskoe-napravlenie-ya-n-vorobejchik-rukovodstvo-po-autopsihoterapii.html
  • writing.bystrickaya.ru/boris-grizlov-predlagaet-do-1-yanvarya-vnesti-zakonoproekt-po-finansovomu-ozdorovleniyu-zhilishno-kommunalnogo-hozyajstva.html
  • znanie.bystrickaya.ru/b-g-klyujko-ohranyaetsya-zakonom-ob-avtorskom-prave-narushenie-ofanichenij-nakladivaemih-im-stranica-6.html
  • essay.bystrickaya.ru/chast-devyatayamalenkie-hitrosti-bolshih-lyudej-kak-govorit-s-kem-ugodno-i-o-chem-ugodno-naviki-uspeshnogo-obsheniya.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/425-oformlenie-illyustracij-metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-diplomnogo-proekta-dlya-studentov-specialnosti.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-4-rossiya-v-mezhdunarodnih-ekonomicheskih-otnosheniyah-sovremennoe-polozhenie-i-perspektivi.html
  • knigi.bystrickaya.ru/reshenie-25dekabrya-2009-g-.html
  • uchit.bystrickaya.ru/stavyatsya-cel-i-zadachi-raboti-i-ogovarivayutsya-ee-struktura-a-takzhe-osobennosti-issledovatelskoj-metodiki-avtora-i-postroeniya-teksta-raboti.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/publichnij-otchet-asbestovskogo-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-vechernej-smennoj-obsheobrazovatelnoj-shkoli-31-n.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/tvc-02042012-v-2013-2014-godu-nas-zhdet-novaya-pensionnaya-reforma-monitoring-smi-rf-po-pensionnoj-tematike-3-aprelya-2012-goda.html
  • tests.bystrickaya.ru/korolevskie-ogni-benilyuksa-lyuksemburg-belgiya-niderlandi-germaniya-polsha-drezden-lyuksemburg-bryussel-bryugge-gent-amsterdam-park-kojkenhof-delft-zaanse-shans-keln-vroclav-lvv.html
  • urok.bystrickaya.ru/prikaz-rektora-ot-18-05-2010-g-g-tomsk-2013s-ob-itogah-nedelya-nirs-2010-v-elti.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/m-b-musohranova-k-ped-n-docent-zav-kafedroj-inostrannih-yazikov-omskoj-gosudarstvennoj-medicinskoj-akademii-stranica-10.html
  • knigi.bystrickaya.ru/s-v-lipatov-23-noyabrya-2011g.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/stress-i-ego-osobennosti.html
  • predmet.bystrickaya.ru/referat-po-mhk-uchenici-9-klassa-ivannikovoj-olgi.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/variant-3-metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-kontrolnoj-raboti-po-discipline-cenoobrazovanie-dlya-studentov.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-4-bezopasnost-detej-v-usloviyah-dorozhnogo-dvizheniya-e-konomicheskij-i-s-ocialnij-s-ovet.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.