.RU

Примерная программа наименование дисциплины биохимия рекомендуется для направления подготовки специальности 060101 Лечебное дело


ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА


Наименование дисциплины

БИОХИМИЯ


Рекомендуется для направления подготовки специальности

060101 Лечебное дело

Квалификация (степень) выпускника «специалист»


1. Цели и задачи изучения дисциплины:

Цель – сформировать знания об основных закономерностях протекания метаболических процессов, определяющих состояние здоровья и адаптации человека на молекулярном, клеточном и органном уровне целостного организма и умение применять полученные знания при решении клинических задач.

Задачи:


^ 2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Биохимия» относится к математическому, естественно-научному циклу дисциплин.

Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:

Является предшествующей для изучения дисциплин:


^ 3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Выпускник по специальности Лечебное дело должен обладать следующими компетенциями:

а) общекультурными:

способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

б) профессиональными (ПК):

способностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-31);

способностью и готовностью к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований (ПК-32).

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:


Уметь:


Владеть:

^ 4. Объем дисциплины и виды учебной работы:

Общая трудоемкость дисциплины составляет _ зачетных единиц.


^ Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

II

III

Аудиторные занятия (всего)










В том числе:










Лекции (Л)










Практические занятия (ПЗ)










Семинары (С)










Лабораторные работы (ЛР)










^ Самостоятельная работа (всего)










В том числе:










Реферат (написание и защита)










Другие виды самостоятельной работы










Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

экзамен экзамен

^ Общая трудоемкость часы

зачетные единицы




















^ 5. Содержание дисциплины:

5.1. Содержание разделов дисциплины




п/п

Наименование раздела

дисциплины

Содержание раздела




1

2

3

1

Строение и функции белков и аминокислот


Классификация и физико-химические свойства протеиногенных аминокислот. Классификация белков: простые и сложные, глобулярные и фибриллярные, мономерные и олигомерные. Физико-химические свойства белков: растворимость, ионизация, гидратация, осаждение. Уровни структурной организации белков: первичная, вторичная, надвторичная, третичная и четвертичная структуры, домены, субдомены, надмолекулярные структуры. Связи, поддерживающие структуры белка: дисульфидные, ионные, водородные, гидрофобные. Взаимосвязь структуры и функции. Денатурация и ренатурация. Функции белков: структурная, каталитическая, транспортная, рецепторная, регуляторная, защитная, сократительная. Свойства простых белков. Гистоны, альбумины. Структурные белки: тубулины, кератины, коллаген, эластин. Миоглобин и гемоглобин. Конформационные изменения и кооперативные взаимодействия субъединиц гемоглобина. Эффект Бора. Роль 2,3 – бисфосфоглицерата. Роль протеомики в оценке патологических состояний.

2

Ферменты

Общие представления о катализе (энергетическая диаграмма реакции, переходное состояние, энергия активации). Механизмы катализа. Зависимость активности ферментов от температуры и рН среды. Единицы активности ферментов. Специфичность действия ферментов. Кинетика ферментативных реакций. Уравнение и график Михаэлиса-Ментен. Преобразование Лайнуивера-Бэрка. Металлоферменты и ферменты активируемые металлами. Кофакторы и коферменты. Водорастворимые витамины (тиамин, рибофлавин, никотинамид, пиридоксин, пантотеновая кислота, кобаламины, фолиевая кислота, биотин), как предшественники коферментов. Ингибирование активности ферментов: обратимое, необратимое, конкурентное, неконкурентное. Регуляция скоростей синтеза и распада ферментов. Индукция и репрессия синтеза ферментов. Компартментация ферментов. Аллостерическая регуляция. Ингибирование по принципу обратной связи. Ковалентная модификация ферментов: ограниченный протеолиз проферментов, фосфорилирование и дефосфорилирование. Классификация и номенклатура ферментов. Изоферменты. Органоспецифические ферменты. Энзимодиагностика и энзимотерапия. Белковые ингибиторы ферментов. Ингибиторы ферментов как лекарственные препараты. Наследственные энзимопатии.

3

Структура и функции липидов. Жирорастворимые витамины

Химическое строение триацилглицеролов, глицерофосфолипидов, сфинголипидов,стероидов, жирорастворимых витаминов:A, D, E, K, F и их биологическая роль. Провитамины, активные формы витаминов А и D. Гиповитаминозы и гипервитаминозы, патологические проявления при этих состояниях.

4

Биологические мембраны. Строение и функции. Транспорт веществ через мембрану

Липидный состав биологических мембран. Амфифильная природа мембранных липидов. Текучесть мембран, влияние на нее жирнокислотного состава мембранных липидов, поливалентных катионов, холестерола. Мембранные белки: интегральные и периферические. Ассиметрия мембран. Сборка мембран. Микротранспорт: пассивный транспорт (простая и облегченная диффузия), активный транспорт (первичный и вторичный). Унипорт и котранспорт (симпорт и антипорт). Белковые каналы и белки переносчики. Макротранспорт: эндоцитоз (пиноцитоз и фагоцитоз) и экзоцитоз. Жидкостный и адсорбционный пиноцитоз. Окаймленные ямки и пузырьки. Роль клатрина. Лизосомы, аппарат Гольджи и мембранный транспорт. Липосомы, как модель биологических мембран и транспортная форма лекарственных препаратов.

5

Передача сигнала в клетку

Мембранные рецепторы. Строение G-белков. Образование вторичных посредников: циклических нуклеотидов, инозитолтрифосфата, диацилглицерола. Роль Са2+. Виды протеинкиназ. Метаболические изменения в ответ на сигнальные молекулы. Внутриклеточная передача сигнала.

6

Введение в обмен веществ. Биологическое окисление

Обмен с окружающей средой. Переваривание основных пищевых веществ (жиров, белков и углеводов). Метаболизм: анаболические, катаболические и амфиболические реакции. Специфические и общие пути катаболизма. Окислительное декарбоксилирование пировиноградной кислоты: строение пируватдегидрогеназного комплекса (ферменты и коферменты). Цикл лимонной кислоты (цикл Кребса): последовательность реакций и характеристика ферментов. Реакция субстратного фосфорилирования в цикле лимонной кислоты, макроэргические соединения. Энергетическая и пластическая функции цикла Кребса. Регуляция активности пируватдегидрогеназного комплекса и цикла лимонной кислоты. Классификация оксидоредуктаз: оксидазы, дегидрогеназы, пероксидазы, окигеназы. Митохондриальные и микросомальные монооксигеназы: строение и биологическое роль. Организация дыхательной цепи митохондрий: мультиферментные комплексы, переносчики электронов. Хемиосмотическая теория. Образование и использование электрохимического потенциала (Н+). Протонная АТФ-аза и транспортные системы митохондрий. Окислительное фосфорилирование, коэффициент Р/О. Дыхательный контроль. Ингибиторы дыхательной цепи и разобщители с окислительным фосфорилированием. Энергетический обмен и теплопродукция. Внемитохондриальные окисление. Активные формы кислорода: образование, токсическое действие. Перекисное окисление мембранных липидов. Механизмы защиты от токсического действия кислорода. Прооксиданты и антиоксиданты. Бактерицидное действие фагоцитирующих лейкоцитов.

7

Обмен углеводов

Строение основных моно-, олиго- и полисахаридов. Общие пути обмена глюкозы в клетке. Синтез и распад гликогена. Механизм ветвления гликогена. Ковалентная модификация и аллостерическая регуляция гликогенфосфорилазы и гликогенсинтазы. Механизм синхронизации мышечного сокращения и гликогенолиза. Гликогенозы. Гликолиз: последовательность реакций. Гликолитическая оксидоредукция. Субстратное фосфорилирование. Ключевые реакции глюконеогенеза. Аллостерическая регуляция ферментов гликолиза и глюконеогенеза. Роль фруктозо-2,6-бисфосфата. Реакции пентозофосфатного пути превращения глюкозы. Образование восстановительных эквивалентов и рибозы. Челночные механизмы переноса восстановительных эквивалентов из цитозоля в матрикс митохондрий. Метаболизм фруктозы и галактозы. Регуляция уровня глюкозы в крови. Источники глюкозы крови. Цикл Кори и глюкозо-аланиновый цикл. Почечный порог для глюкозы, глюкозурия. Толерантность к глюкозе.

8

Обмен липидов

Обмен жирных кислот. Активация и транспорт жирных кислот в митохондрии. Роль карнитина. -окисление насыщенных и ненасыщенных жирных кислот с четным числом атомов углерода. Синтез и использование кетоновых тел. Гиперкетонемия, кетонурия, ацидоз при сахарном диабете и голодании. Биологическая роль -, - и пероксисомального окисления жирных кислот. Образование малонил-КоА. Пальмитатсинтазный комплекс: строение, последовательность реакций. Источники восстановительных эквивалентов. Микросомальная система удлинения жирных кислот. Обмен полиненасыщенных жирных кислот. Образование эйкозаноидов, их биологическая роль. Синтез и распад триацилглицеролов и глицерофосфолипидов: последовательность реакций. Различия синтеза ТАГ в печени и жировой ткани. Взаимопревращение глицерофосфолипидов. Жировое перерождение печени. Липотропные факторы. Синтез холестерола; реакции образования мевалоновой кислоты. Регуляция активности ГМГ-КоА-редуктазы. Экскреция холестерола. Желчные кислоты (первичные и вторичные), Транспортные липопротеины: строение, образование, функции. Апобелки. Роль липопротеинлипазы и лецитин-холестерин-ацилтрансферазы (ЛХАТ). Метаболизм плазменных липопротеинов. Атеросклероз. Коэффициент атерогенности. Гормональная регуляция липолиза и липогенеза.

9

Обмен белков и аминокислот

Транспорт аминокислот в клетку. Распад белков в тканях с участием протеасом и катепсинов. Дезаминирование аминокислот: прямое (окислительное и неокислительное), непрямое. Трансаминирование. Аминотрансферазы, их использование в энзимодиагностике. Обезвреживание аммиака: восстановительное аминирование 2-оксоглутарата и синтез глутамина. Орнитиновый цикл синтеза мочевины. Транспорт аммиака. Глюкозо-аланиновый цикл и транспорт глутамина. Гипераммонемии. Глутаминаза почек, компенсация ацидоза. Введение аминокислот в общий путь катаболизма и глюконеогенез. Декарбоксилирование аминокислот. Биогенные амины: образование, биологическая роль и инактивация. Полиамины: биологическая роль. Распад глицина и метаболизм одноуглеродных групп. Обмен серина и треонина. S-аденозилметионин, реакции метилирования. Синтез креатина: биологическая роль, клиническое значение определения в моче и плазме крови креатина и креатинина. -аланиновые дипептиды: карнозин и анзерин, их биологическая роль. Обмен фенилаланина и тирозина. Фенилкетонурия, алкаптонурия, альбинизм. Обмен триптофана.

10

Обмен нуклеотидов

Представление о биосинтезе пуриновых нуклеотидов. Роль ФРПФ. Происхождение атомов пуринового кольца. ИМФ как предшественник АМФ и ГМФ. Регуляция синтеза пуриновых нуклеотидов. Катаболизм пуриновых нуклеотидов. Пути регенерации пуриновых нуклеотидов. Нарушения метаболизма пуринов: подагра, синдром Леша-Найхана. Синтез пиримидиновых нуклеотидов. Синтез дезоксирибонуклеотидов. Использование ингибиторов синтеза дезоксирибонуклеотидов в химиотерапии онкологических заболеваний. Регуляция синтеза пиримидинов. Конечные продукты распада пиримидинов. Нарушения метаболизма пиримидинов.

11

Матричные биосинтезы

Репликация. Строение репликативной вилки. ДНК-полимераза. ДНК-лигаза. Фрагменты Оказаки. Деградация и репарация ДНК. Транскрипция: промоторы, терминаторы. ДНК-зависимая РНК-полимераза. Процессинг РНК. Малые ядерные РНК, их биологическая роль. Репликация. Генетический код. т-РНК, строение и функции. Рибосомы. Этапы синтеза белка (инициация, элонгация, терминация). Посттрансляционная модификация. Фолдинг. Ковалентные преобразования радикалов аминокислот. Ингибиторы синтеза нуклеиновых кислот и белка. Регуляция матричных биосинтезов.

12

Обмен хромопротеинов

Синтез на примере синтеза гемоглобина. Обмен железа. Гемоглобинопатии. Железодефицитные анемии. Распад гемоглобина в тканях: образование билирубина, его дальнейшие превращения; судьба желчных пигментов. Общие представления о желтухе и ее вариантах (гемолитическая, обтурационная, паренхиматозная; желтуха новорожденных). Диагностическое значение определения билирубина и других желчных пигментов в крови и моче.

13

Биохимия крови и мочи

Кровь – часть внутренней среды организма. Главнейшие функции крови. Белковый спектр плазмы. Альбумины, их транспортная функция и вклад в онкотическое давление плазмы. Глобулины, их характеристика. Общие закономерности действия каскадных протеолитических систем крови; их взаимосвязи в осуществлении защитных функций. Роль антипротеиназ плазмы. Эндогенные ингибиторы протеиназ (альфа-1-антитрипсин, антиплазмин, альфа-2-макроглобулин и др.). Белки «острой фазы». Белки-переносчики ионов металлов (трансферрин, церулоплазмин). Ферменты плазмы: «собственные» и поступающие при повреждении клеток. Диагностическая ценность анализа ферментов плазмы. Небелковые органические компоненты плазмы. Важнейшие азотсодержащие соединения. Минеральные вещества крови: распределение между плазмой и клетками; нормальные диапазоны концентраций важнейших из них. Форменные элементы крови. Особенности метаболизма в эритроцитах и лейкоцитах. Основные закономерности функционирования и взаимосвязь ренин-ангиотензин-альдостероновой и калликреин-кининовой систем. Вазоактивные пептиды. Дыхательная функция крови. Молекулярные механизмы газообмена в легких и тканях. Кинетика оксигенирования миоглобина и гемоглобина. Буферные системы крови: бикарбонатная, фосфатная, белковая и гемоглобиновая. Причины развития и формы ацидоза и алкалоза; возможные последствия этих отклонений для состояния зубочелюстного аппарата.

14

Гормоны. Гормональная регуляция метаболических процессов

Гормональная регуляция как механизм межклеточной и межорганной координации обмена веществ. Клетки-мишени и клеточные рецепторы гормонов. Гормоны гипоталамуса: либерины и статины. Гормоны гипофиза. ПОМК как предшественник АКТГ, -липотропина, эндорфинов. Строение и биологическая роль вазопрессина и окситоцина. Йодсодержащие гормоны, строение и биосинтез. Изменение обмена веществ при гипертиреозе и гипотиреозе. Регуляция фосфорно-кальциевого обмена, участие паратгормона и кальцитонина, активных форм витамина D. Гормоны поджелудочной железы. Строение, механизм действия инсулина, глюкагона. Биосинтез и распад адреналина. Гормоны коры надпочечников: минерало- и глюкокортикоидов. Половые гормоны: мужские и женские, влияние на обмен веществ. Гипер- и гипопродукция гормонов.

15

Метаболические процессы в соединительной ткани


Биохимия межклеточного матрикса. Организация межклеточного матрикса. Общие сведения о структуре коллагеновых белков. Фибриллообразующие коллагены. Коллагены, ассоциированные с фибриллами. Нефибриллярные (сетевидные) типы коллагена. Коллагены, образующие микрофибриллы. Синтез коллагена. Этапы внутриклеточного синтеза: транскрипция, трансляция, посттрансляционная модификация, роль аскорбиновой кислоты, формирование коллагеновых фибрилл вне клетки. Нарушения синтеза коллагеновых белков у человека. Неколлагеновые белки межклеточного матрикса. Эластин. Синтез и распад эластина. Изменения в структуре эластина при патологических процессах. Протеогликаны и гликозаминогликаны. Большие протеогликаны. Малые протеогликаны. Протеогликаны богатые лейцином. Протеогликаны, ассоциированные с клетками. Синтез протеогликанов. Распад протеогликанов. Распад гликозаминогликанов. Мукополисахаридозы. Неколлагеновые белки со специальными свойствами. Адгезивные и антиадгезивные белки. Факторы роста. Катаболизм белков межклеточного матрикса. Регуляция активности матриксных металлопротеиназ. Базальная мембрана. Протеогликаны базальных мембран. Процесс ремоделирования костной ткани

16.

Нервная и мышечная ткань.

Химический состав нервной ткани. Энергетический обмен в нервной ткани. Биохимия возникновения и проведение нервного импульса. Медиаторы: ацетилхолин, катехоламины, серотонин, гамма-аминомасляная кислота, глутаминовая кислота, глицин, гистамин. Нарушение обмена биогенных аминов при психических заболеваниях.

Белки миофибрилл, молекулярная структура: миозин, актин, актомиозин, тропомиозин, тропонин. Биохимические механизмы мышечного сокращения и расслабления. Особенности энергетического обмена в мышцах; креатинфосфат. Биохимические изменения при мышечных дистрофиях и деинервации мышц. Креатинурия.


^ 5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми

(последующими) дисциплинами







п/п

Наименование

обеспечиваемых

(последующих)

дисциплин

№№ разделов данной дисциплины, необходимых

для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин







1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

1.

Микробиология, вирусология

+

+

+







+

+




























2.

Иммунология

+

+




+

+













+
















+

3.

Патофизиология, клиническая патофизиология

+

+










+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

4.

Фармакология

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+







5

Профессиональные дисциплины


+

+










+



















+

+

+

+


^ 5.3. Разделы дисциплин и виды занятий




п/п

Наименование

раздела дисциплины

Л

ПЗ

ЛР

Семин

СРС

Всего часов

1.

Строение и функции белков и аминокислот



















2.

Ферменты



















3.

Структура липидов. Жирорастворимые витамины



















4.

Биологические мембраны, строение и функции. Транспорт веществ через мембрану.



















5.

Механизмы передачи сигнала в клетку



















6.

Введение в обмен веществ. Биологическое окисление



















7.

Обмен и функции углеводов



















8.

Обмен и функции липидов



















9.

Обмен белков и аминокислот



















10.

Обмен нуклеотидов



















11.

Матричные биосинтезы



















12.

Обмен и функции хромопротеинов



















13.

Биохимия крови и мочи



















14.

Гормоны. Гормональная регуляция метаболических процессов.



















15.

Метаболические процессы в соединительной ткани



















16.

Биохимия нервной и мышечной тканей




















^ 6. Лабораторный практикум:




п\п

№ раздела

дисциплины

Наименование лабораторных работ

Трудоемкость (час)

1

1

Количественное определение общего белка в сыворотке крови биуретовым методом. Разделение белков методом электрофореза на плёнках из ацетата целлюлозы







2

1

Осаждение белка органическими растворителями и солями тяжёлых металлов







3

1

Количественное определение иммуноглобулинов турбидиметрическим методом







4

2

Влияние рН на активность фосфатаз. Измерение активности кислой фосфатазы в присутствии ингибитора







5

2

Определение активности α-амилазы в сыворотке крови и моче







6

13

Количественное определение витамина С в моче







7

13

Определение концентрации глюкозы в крови гексокиназным методом и методом «сухой химии». Определение активности лактатдегидрогеназы в сыворотке крови







8

13

Определение содержания триацилглицеролов, общего холестерола в сыворотке крови







9

13

Определение активности аланинаминотрансферазы и аспартатаминотрансферазы в сыворотке крови. Определение концентрации мочевины и креатинина в сыворотке крови. Определение активности креатинкиназы в сыворотке крови







10

13

Определение концентрации мочевой кислоты, общего и конъюгированного билирубина в сыворотке крови.







11

13

Определение содержания свободного тетрайодтиронина в плазме крови







12

13

Определение концентрации альбумина и С- реактивного белка в сыворотке крови. Экспресс-метод определения компонентов мочи








^ 7. Практические занятия (семинары):




п/п

№ раздела дисциплины

Тематика практических занятий (семинаров)

Трудоемкость

(час)

III

IV




1

2

3

4

5

1

11

Оценка исходного уровня знаний студентов. Знакомство с правилами работы на кафедре и техника безопасности. Белки, аминокислотный состав, уровни структурной организации белковой молекулы: первичная, вторичная, третичная и четвертичная структуры, домены, надмолекулярные комплексы. Типы связей, обеспечивающих поддержание структуры белка.







2




Физико-химические свойства белков. Функции белков. Разделение белков на семейства в зависимости от структурно-функциональных особенностей. Контрольная работа.







3

1

Сложные белки: гликопротеины, липопротеины, фосфопротеины, металлопротеины. Гемопротеины: миоглобин и гемоглобин. Нуклеопротеины. Контрольная работа.







4

1

Коллоквиум. Химия аминокислот и белков. Компьютерное тестирование.







5

2

Ферменты, строение и функции. Общие свойства ферментов. Активный и аллостерический центры. Механизм действия ферментов. Кинетика ферментативных реакций. Классификация и номенклатура ферментов. Контрольная работа.







6

2

Регуляция активности ферментов. Основные способы активации ферментов. Ингибиторы и активаторы ферментативных реакций. Использование ферментов в качестве лечебных препаратов. Изоферменты. Коферменты и кофакторы: производные водорастворимых витаминов, нуклеотиды, ионы металлов и др. Контрольная работа.







7

2

Энзимодиагностика и энзимотерапия. Коллоквиум. Ферменты. Компьютерное тестирование.







8

3

Структура и функции липидов. Жирорастворимые витамины. Контрольная работа.







9

4

Биомембраны, строение и функции. Способы трансмембранного переноса веществ. Контрольная работа.







10

4

Мембранные рецепторы. Строение G-белков. Образование вторичных посредников: циклических нуклеотидов, инозитолтрифосфата, диацилглицерола. Роль Са2+. Виды протеинкиназ. Метаболические изменения в ответ на сигнальные молекулы. Внутриклеточная передача сигнала. Контрольная работа. Компьютерное тестирование.







11

6

Переваривание белков, липидов и углеводов. Общие закономерности метаболизма. Внутриклеточные этапы катаболизма. Контрольная работа.







12

6

Пути использования кислорода в клетке. Окислительное декарбоксилирование пирувата. Цитратный цикл, амфиболическая роль, регуляция. Понятие о субстратном фосфорилировании. Контрольная работа.







13

6

Цепь тканевого дыхания. Компоненты и организация дыхательной цепи. Окислительное фосфорилирование. Разобщители и ингибиторы дыхательной цепи. Контрольная работа.







14

6

Свободное окисление. Активные формы кислорода. Микросомальное окисление. Перекисное окисление липидов. Прооксиданты, антиоксиданты, их клиническое значение. Контрольная работа.







15

6

Коллоквиум. Биологическое окисление. Компьютерное тестирование.







16




Итоговое занятие







17

7

Пути превращения глюкозы в клетках. Анаэробный распад глюкозы (гликолиз), понятие о гликолитической оксидоредукции. Глюконеогенез. Регуляция этих процессов. Контрольная работа.







18

7

Этапы аэробного распада глюкозы. Малатаспартатный и глицерофосфатный челночные механизмы, их биологическая роль. Обмен фруктозы и галактозы в печени. Синтез и распад гликогена в печени и мышцах. Регуляция и патология обмена гликогена. Пентозофосфатный путь, биологическая роль. Контрольная работа.







19

7

Коллоквиум. Обмен углеводов. Компьютерное тестирование.







20

8

Тканевой липолиз, регуляция. Обмен полиненасыщенных жирных кислот. β-окисление предельных жирных кислот и другие виды окисления жирных кислот. Метаболическая судьба ацетил-КоА. Кетогенез. биологическая роль, регуляция. Контрольная работа.







21

8

Синтез жирных кислот, биологическая роль, регуляция. Синтез триацилглицеролов, глицерофосфолипидов в адипоцитах и гепатоцитах. Липотропные факторы, жировая инфильтрация печени. Контрольная работа.







22

8

Синтез холестерола. Транспортные формы липидов, строение, функции, биологическая роль. Роль холестерола в развитии атеросклероза. Контрольная работа.







23

8

Коллоквиум. Обмен липидов.







24

4

Транспорт аминокислот в клетку. Внутриклеточный протеолиз. Общие пути обмена аминокислот. Дезаминирование аминокислот. Трансаминирование. Судьба безазотистого остатка аминокислот. Декарбоксилирование аминокислот. Биогенные амины, биологическая роль, инактивация.







25

13

Образование аммиака, его транспорт и способы обезвреживания. Биосинтез мочевины в печени. Особенности обмена отдельных аминокислот. Обмен фенилаланина и тирозина, патология. Метаболическая роль глутаминовой кислоты, глутамина, глицина, триптофана и метионина. Синтез креатина, его биологическая роль. Диагностическое значение определения креатинина и креатина в крови и моче.







26




Коллоквиум. Обмен белков и аминокислот. Компьютерное тестирование.







27

10

Биосинтез и распад пуриновых нуклеотидов, регуляция и патология этих процессов. Биосинтез и распад пиримидиновых нуклеотидов. Особенности биосинтеза тимидиловых нуклеотидов. Контрольная работа.







28

11

Матричные биосинтезы. Репликация: транскрипция, трансляция. Регуляция этих процессов.







29

12

Обмен гемоглобина. Синтез гема и его регуляция. Распад гема, конъюгированный и неконъюгированный билирубин. Превращение билирубина в кишечнике. Виды желтух. Контрольная работа.







30

13

Биохимия крови и мочи. Основные белковые фракции плазмы крови, их состав, диагностическое значение их определения. Белки острой фазы. Особенности обменных процессов в эритроцитах и лейкоцитах. Компоненты мочи, имеющие диагностическое значение. Контрольная работа. Компьютерное тестирование.







31

14

Классификация гормонов по химической природе. Строение, функции, механизм действия. Гипо- и гиперфункции желез внутренней секреции. Контрольная работа. Компьютерное тестирование.







32

15

Организация межклеточного матрикса соединительной ткани. Коллагеновые и неколлагеновые белки. Катаболизм белков межклеточного матрикса (матриксные металлопротеиназы и их ингибиторы). Процесс ремоделирования костной ткани. Медиаторы нервной системы: ацетилхолин, катехоламины, серотонин, гамма-аминомасляная кислота, глутаминовая кислота, глицин, гистамин. Нарушение обмена биогенных аминов при психических заболеваниях.

Белки миофибрилл, молекулярная структура: миозин, актин, актомиозин, тропомиозин, тропонин. Биохимические механизмы мышечного сокращения и расслабления. Особенности энергетического обмена в мышцах; креатинфосфат. Контрольная работа. Компьютерное тестирование. Зачетное занятие.








^ 8. Примерная тематика курсовых проектов (работ) - не предусмотрено.


9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

а) основная литература:

  1. Биохимия» под редакцией чл.-корр. РАН, проф. Северина Е.С., М., 2008

  2. Биохимия с упражнениями и задачами». Под редакцией чл.-корр. РАН, проф. Северина Е.С., М., 2008.
^ б) дополнительная литература

  1. Мецлер Д.Э. Биохимия: химические реакции в живой клетке (в трех томах). М.: Мир , 1980 .

  2. Уайт А., Хендлер Ф., Смит Э. Основы биохимии (в трех томах). М.: Мир , 1981 .

  3. Страйер Л. Биохимия (в трех томах). М.: Мир , 1985 .

  4. Ленинджер А. Основы биохимии (в трех томах). М.: , 1985 .

  5. Марри Р., Греннер Д. , Мейес П. , Родуэл В. Биохимия человека (в двух томах). М.: Мир, 1993 .

  6. Лабораторные работы по биологической химии. Л: ЛПМИ. -1988.

  7. Учебные задания по биологической химии для самостоятельной подготовки студентов. СПб: СПбГПМА. 1998. Часть 1, 46 с. Часть 2, 46с.

  8. Справочник по лабораторным методам исследования./ Под редакцией профессора Даниловой Л.А. – СПб.: Питер, 2003. – 736с.

  9. Чайка Н.А., Данилова Л.А. Коферментные функции витаминов. Методическое пособие. – СПб. – ГПМА. - 2003. – 64 с.

  10. Тестовые задания по основным разделам биохимии. Учебное пособие/Под редакцией профессора Даниловой Л.А. – СПб: СПбГПМА. 2005. – 224 с.

в) программное обеспечение: общесистемное и прикладное программное обеспечение

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы - интернет ресурсы, отвечающие тематике дисциплины, в том числе база данных белков - SWISS, Google, Rambler, Yandex и др.


^ 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Полуавтоматические биохимические анализаторы, прибор для иммуноферментного анализа, аналитические весы, рН-метр, магнитные мешалки, дозаторы с переменным объёмом, аппаратура для сухой химии, холодильные камеры, прибор для электрофореза, гомогенизаторы, термостаты, реактивы, компьютеры.

Полуавтоматические биохимические анализаторы, прибор для иммуноферментного анализа, аналитические весы, рН-метр, магнитные мешалки, дозаторы с переменным объёмом, аппаратура для сухой химии, холодильные камеры, прибор для электрофореза, гомогенизаторы, термостаты, реактивы.

Мультимедийный комплекс (ноутбук, проектор, экран), телевизор, видеокамера, слайдоскоп, видеомагнитофон, ПК, видео- и DVD проигрыватели, мониторы, мультимедийные презентации, таблицы. Наборы слайдов по различным разделам дисциплины. Набор таблиц по различным разделам дисциплины. Видеофильмы.

^ 11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Обучение складывается из аудиторных занятий (168ч.) и самостоятельной работы (84 ч.). Основное учебное время выделяется на практическую работу по изучению программного курса биохимии. Работа с учебной литературой рассматривается как вид учебной работы по дисциплине и выполняется в пределах часов, отводимых на её изучение. Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам кафедры и ВУЗа.

    В целях реализации компетентностного подхода рекомендуется широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в виде визуализированных компьютерных задач, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуационных задач, проведение научных стендовых сессий и студенческих олимпиад в сочетании с самостоятельной внеаудиторной работой, в виде выполнения авторизованного изложения предлагаемых для разбора вопросов и написание рефератов.

    Методика преподавания состоит в последовательном изучении изменений метаболических процессов, происходящих в организме в физиологических условиях и при ряде патологических состояний. Овладание целостным представлением об метаболических процессах в организме человека на основании строения, функций белков, жиров, углеводов, витаминов, нуклеотидов, минеральных веществ, а также причинах развития патологических состояний, обусловленных наследственными факторами, нарушением регуляции программированной гибели клетки позволит установить причинно-следственные связи возникновения тех или иных заболеваний, что необходимо для обеспечения теоретического фундамента подготовки врачей. Умение грамотно и свободно использовать полученные знания и представления об обменных процессах, протекающих в организме человека при общении с коллегами и пациентами для обеспечения профессионального уровня в подготовке врача. Работа должна проводиться в группах, что формирует чувство коллективизма и коммуникабельность.

Исходный уровень знаний студентов определяется тестированием, текущий контроль усвоения предмета определяется устным опросом и контрольной письменной работой в конце занятия. Практические занятия проводятся в виде лабораторных работ, также демонстрируется тематический видеоматериал. Самостоятельная работа студентов осуществляется с помощью графических схем по изучаемым темам, решением ситуационных задач, составлением метаболических схем. Различные виды учебной работы, включая самостоятельную работу студента, способствуют овладению культурой мышления, способностью в письменной и устной речи логически правильно оформить его результаты; готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, восприятию инноваций; формируют способность и готовность к самосовершенствованию, самореализации, личностной и предметной рефлексии. Самостоятельная работа с литературой, написание рефератов, формируют способность анализировать медицинские и социальные проблемы, умение использовать на практике естественно-научных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

По каждому разделу на кафедре должны быть разработаны методические рекомендации для студентов, тематические графологические структуры для практических занятий, а также методические указания для преподавателей.

Контроль знаний студентов осуществлять в ходе практических занятий во время клинических разборов, при решении типовых ситуационных задач и тестовых контрольных заданий.

По окончании курса проводится экзамен, включающий:


^ ПРИМЕРЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ:


1. АЦЕТИЛ-КоА РАСПАДАЕТСЯ В ЦИКЛЕ ТРИКАРБОНОВЫХ КИСЛОТ ДО

цитрата

оксалоацетата

Н2О

ГТФ

2 СО2


^ 2. В СОСТАВ БИОМЕМБРАН ВХОДЯТ

холестерол воска

сфингомиелины, триацилглицеролы

церамиды, лейкотриены

ганглиозиды, лизофосфолипиды

сфинголипиды, холестерол


3. ПРОЦЕСС СИНТЕЗА МОЛЕКУЛЫ мРНК НАЗЫВАЕТСЯ:

ренатурация

трансляция

репликация

репарация

транскрипция


^ 4. ГОРМОН СТЕРОИДНОЙ ПРИРОДЫ

инсулин

адреналин

глюкагон

кортикотропин

кортизол


5. АМИНОКИСЛОТА, ХАРАКТЕРНАЯ ТОЛЬКО ДЛЯ КОЛЛАГЕНОВЫХ ВОЛОКНОН

лизин

гистидин

лейцин

глутамат

гидроксипролин


^ ПРИМЕРЫ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ:


  1. У пациента, госпитализированного после дорожно-транспортного происшествия, в плазме крови обнаружено повышение концентрации мочевины, креатина и снижение креатинина. В моче был обнаружен креатин. Укажите, с поражением каких тканей связаны выявленные изменения?

  2. У крыс, находящихся длительное время на синтетическом рационе, прекратился рост, понизилась масса тела, стали выпадать волосы. На вскрытии выявлены дистрофические изменения в надпочечниках, сердце, почках. Назовите причину данного многообразия патологических изменений?

  3. При обследовании девочки 3 лет с прогрессирующим отставанием умственного развития было обнаружено повышенное содержание фенилпирувата в моче. Содержание фенилаланина в крови было повышено. Укажите патологию, для которой характерны данные признаки.

  4. В плазме крови у пациента, жалующегося на боли в мелких суставах, выявлено повышение концентрации мочевой кислоты. Укажите, для какой патологии характерны подобные проявления.

  5. При диспансерном обследовании пациента в возрасте 40 лет было выявлено, что содержание общего холестерина повышено (7,2 ммоль/л), но понижен холестерин ЛПВП. Укажите патологию, для которой характерны данные признаки.



Разработчики:

Место работы

Занимаемая

должность

Инициалы,

фамилия

Кафедра биохимии ГОУ ВПО МГМСУ Росздрава

Заведующая кафедрой, д.м.н., профессор

Т.П. Вавилова











Редактирование примерной программы дисциплины проведено Федеральным государственным образовательным учреждением «Всероссийский учебно-научно-методический центр по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию».


Эксперты:

Место работы

Занимаемая

должность

Инициалы,

фамилия





















prikaz-27-03-2012g-o-poryadke-okonchaniya-20112012-uchebnogo-goda.html
prikaz-27-04-2012-357-g-rostov-na-donu-ob-utverzhdenii-grafikov-provedeniya-ekspertizi-professionalnoj-deyatelnosti-stranica-6.html
prikaz-27-aprelya-2009-01-242-chelyabinsk-ob-organizacii-i-provedenii-gosudarstvennogo-vipusknogo-ekzamena-v-chelyabinskoj-oblasti-v-2009g.html
prikaz-27-maya-2008-g-665os-otchet-posamoobsledovani-yu-lihovskogo-tehnikuma-zheleznodorozhnogo-transporta.html
prikaz-276-ot-30-noyabrya-2009-g-koncepciya-obespecheniya-kachestva-obrazovaniya-v-rosnou-prinyata-na-uchenom-sovete.html
prikaz-28-03-2012-g-krasnoperekopsk-106-oprovedenii-vseukrainskogo.html
  • letter.bystrickaya.ru/o-provedenii-regionalnogo-etapa-vserossijskogo-festivalya-detskogo-hudozhestvennogo-tvorchestva-doroga-i-deti.html
  • predmet.bystrickaya.ru/s-zakonodatelstvom-rossijskoj-federacii-o-cennih-bumagah-stranica-10.html
  • college.bystrickaya.ru/21-294-569-15745790-o-dolgosrochnoj-celevoj-programme-hanti-mansijskogo-avtonomnogo-okruga-yugri-energosberezhenie.html
  • tasks.bystrickaya.ru/22-metodicheskie-rekomendacii-po-razvitiyu-odarennih-detej-v-raznih-obrazovatelnih-sferah.html
  • knigi.bystrickaya.ru/segodnyashnyaya-kak-nikogda-vazhna-rossiya-posle-viborov-vibiraet-put-dalnejshego-gosudarstvennogo-dvizheniya.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tehnicheskoe-zadanie-na-razrabotku-proektno-iziskatelskih-rabot-po-obektu-vnutriposelkovie-gazovie-seti-p-olenino-oleninskogo-rajona.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kniga-pervaya-stranica-2.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-peremesheniya-rabota-s-kadrovim-rezervom-planirovanie-delovoj-kareri.html
  • desk.bystrickaya.ru/otchetnost-programma-sodejstviya-ekonomicheskomu-razvitiyu.html
  • turn.bystrickaya.ru/pohoronite-menya-za-plintusom-stranica-3.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/osobennosti-izucheniya-stilistiki-v-8-klasse.html
  • tests.bystrickaya.ru/lekciya-1-vvedenie-osnovnie-principi-klassifikacii-mikroorganizmov-razlichiya-arhebakterij-eubakterij-eukariot-prokariot-razmeri-mikroorganizmov-morfologiya-bakterij.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-3-sovremennaya-indologiya-istoriografiya-istorii-drevnego-vostoka-iran-srednyaya-aziya-indiya-kitajpod.html
  • essay.bystrickaya.ru/didaktika-informacionnoj-pedagogiki-razdel-nauchno-pedagogicheskie-osnovi-didakticheskogo-proektirovaniya-v-informacionnoj-pedagogike.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/problemi-pitevogo-vodosnabzheniya-na-obektah-zheleznodorozhnogo-transporta.html
  • letter.bystrickaya.ru/ocenivanie-ekzamenacionnih-rabot-vipusknikov-klyuchi-moskva.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-obshie-svedeniya-teper-rassmotrim-kak-nazvannie-vishe-teoreticheskie-ponyatiya-ispolzuyutsya-primenitelno-k-identifikacii-i-resheniyu-konkretnih-perevodcheskih-z-stranica-3.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-m-shukshina-proekt-uroka-literaturi-v-starshih-klassah.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-21-24-sentyabrya-2010-g-novocherkassk-programma-iv-vserossijskogo-soveshaniya-seminara-zaveduyushih-kafedrami-i-vedushih-prepodavatelej-teoreticheskoj-mehaniki-vuzov-rossijskoj-federacii.html
  • assessments.bystrickaya.ru/edinij-kompleks-nedvizhimogo-imushestva-kondominium-s-b-sivaeva-avtorskij-kollektiv.html
  • lesson.bystrickaya.ru/ob-effekte-sinergii.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/publichnij-doklad-o-deyatelnosti-mou-srednej-obsheobrazovatelnoj-shkoli-2-goroda-iskitima-novosibirskoj-oblasti-za-2006-2007-uchebnij-god-stranica-4.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/integracionnie-processi-v-zapadnoj-evrope-chast-6.html
  • desk.bystrickaya.ru/osnovi-upravleniya-socialno-pedagogicheskimi-processami-programma-itogovoj-gosudarstvennoj-attestacii-vipusknikov.html
  • school.bystrickaya.ru/bzhd-chast-2.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/shvejcariya-evropejskaya-ekonomicheskaya-komissiya.html
  • literature.bystrickaya.ru/cel-rabota-perevodchikom-po-sovmestitelstvu-ustnij-i-pismennij-perevod-s-anglijskogo-na-russkij-i-naoborot-opit-raboti.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kafedra-ftiziopulmonologii-nauchnie-dostizheniya-za-2009-god.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programmi-dlya-kompyuterov-vazhnij-element-cifrovogo-prostranstva-bez-nih-zheleznie-mashini-ne-mogut-vipolnit-ni-odnoj-operacii-contents.html
  • college.bystrickaya.ru/20-enciklopediya-shumer-i-odinnadcataya-planeta-kniga-mi-bogi.html
  • desk.bystrickaya.ru/perechen-kompakt-diskov-uchebnogo-naznacheniya-mediateki-mmc-iyul-2007-g.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/put-aktera-mihail-aleksandrovich-chehov-stranica-9.html
  • reading.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-osvoeniyu-uchebnoj-disciplini-20-spisok-literaturi-22-programma-kursa-psihofiziologiya-cheloveka.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zadachi-uroka-obrazovatelnie-znakomstvo-s-pashalnimi-tradiciyami-strani-izuchaemogo-yazika-znakomstvo-posredstvom-nemeckogo-yazika-s-tradiciyami-svoej-strani.html
  • abstract.bystrickaya.ru/142-osnovnie-metodi-etnopsihologicheskih-issledovanij-pedagogika-i-psihologiya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.