.RU

Примерная программа наименование дисциплины анатомия рекомендуется по специальности 060103 «Педиатрия»






МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ПО МЕДИЦИНСКОМУ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ВУЗОВ РОСИИ


ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА


Наименование дисциплины

АНАТОМИЯ


Рекомендуется по специальности 060103 «Педиатрия»

учебно-методической комиссией УМО

Квалификация выпускника - «специалист»

Специальное звание Врач


1. Цель и задачи дисциплины

Цель освоения анатомии человека состоит в овладении знаниями строения, топографии, кровоснабжении и иннервации внутренних органов, строении и дирекции опорно-двигательного аппарата, органов чувств, а также принципами получения морфологических знаний, необходимых для дальнейшего обучения другим фундаментальным медицинским дисциплинам, а также для клинических и профилактических дисциплин.

При этом задачами дисциплины являются:

1. - приобретение студентами теоретических знаний морфологии опорно-двигательного аппарата, спланхнологии, ангиологии, неврологии, эстезиологии, эндокринного аппарата и органов иммунной системы.

2.- овладение практическими умениями работы с анатомическими препаратами (костными, влажными, муляжами и т.д.), с трупными материалами.

3.- обучение студентов методу препарирования, позволяющему осуществлять системный подход к обучению, представлять целостный организм со всеми анатомическими образованиями.

4.- обучение студентов работе с инструментами для препарирования.

5.- обучение студентов бережному отношению к анатомическому материалу, как останкам человеческого тела.

6.- формирование навыков общения внутри студенческого коллектива и преподавателями, а также взаимоотношения с окружающими.

7.- формирование начальных навыков логического врачебного мышления.

8.- формирование навыков изучения научной литературы и официальных статистических обзоров.

^ 2. Место учебной дисциплины в структуре:

2.2.1. Анатомия человека относится к математическому, естественно-научному и медико-биологическому циклу базовой части ФГОС ВПО по специальности 060101 «Лечебное дело».

^ 3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения анатомии направлен на формирование следующих компетенций:

ОК-1: способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

ПК-3: способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанные на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности.

ПК-5: способностью и готовностью проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционного и секционного материала, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного.

ПК-7: способностью и готовностью применять методы асептики и антисептики, использовать медицинский инструментарий, проводить санитарную обработку лечебных и диагностических помещений медицинских организаций, владеть техникой ухода за больными.

ПК-12: способностью и готовностью проводить с прикрепленным населением профилактические мероприятия по предупреждению и возникновению часто встречающихся заболеваний, осуществлять общеоздоровительные мероприятия по формированию здорового образа жизни с учетом возрастно-половых групп и состояния здоровья, давать рекомендации по здоровому питанию, по двигательным режимам и занятиям физической культурой, оценить эффективность диспансерного наблюдения за здоровыми и хронически больными.

ПК-15: способностью и готовностью к постановке диагноза на основании результатов биохимических исследований биологических жидкостей и с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом.

ПК-16: способностью и готовностью анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма взрослого человека и подростка для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов.

ПК-17: способностью и готовностью выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом МКБ, выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний.

ПК-18: способностью и готовностью анализировать и интерпретировать результаты современных диагностических технологий по возрастно-половым группам пациентов с учетом их физиологических особенностей организма человека для успешной лечебно-профилактической деятельности, провести диагностику физиологической беременности, участвовать в проведении судебно-медицинской экспертизы;

ПК-19: способностью и готовностью выполнять основные лечебные мероприятия при наиболее часто встречающихся заболеваниях и состояниях у взрослого населения и подростков, способных вызвать тяжелые осложнения и/или летальный исход: заболевания нервной, эндокринной, иммунной, сердечнососудистой, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем и крови; своевременно выявлять жизнеопасные нарушения (острая кровопотеря, нарушение дыхания, остановка сердца, кома, шок), использовать методики их немедленного устранения, осуществлять противошоковые мероприятия.

ПК-21: способностью и готовностью осуществлять взрослому населению и подросткам первую врачебную помощь в случае возникновения неотложных и угрожающих жизни состояниях, проводить госпитализацию больных в плановом и экстренном порядке.

ПК-27: способностью и готовностью использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, международные системы единиц (СИ), действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций.

ПК-31: способностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования.

ПК-32: способностью и готовностью к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований.


В результате изучения анатомии студент должен:

Знать:

- Правила техники безопасности и работы в физических, химических и биологических лабораториях

- строение, топографию и развитие клеток, тканей, органов и систем организма во взаимодействии с их функцией в норме и патологии, особенности организменного и популяционного уровней организации жизни; анатомо-физиологические, возрастно-половые и индивидуальные особенности строения и развития здорового и больного организма;

- общие закономерности происхождения и развития жизни, антропогенез и онтогенез человека; структуру и функции иммунной системы человека, ее возрастные особенности клеточно-молекулярные механизмы развития и функционирования иммунной системы

Уметь:

- пальпировать на человеке основные костные ориентиры, обрисовать топографические контуры органов и основных сосудистых и нервных стволов; объяснить характер отклонений в ходе развития, которые могут привести к формированию вариантов

аномалий и пороков;

Владеть:

- простейшими медицинскими инструментами (фонендоскоп, шпатель, неврологический молоточек, скальпель, пинцет, зонд, зажим, расширитель и т.п.);

- методами клинико-анатомического анализа вскрытия, исследования биопсийного и операционного материала;

- медико-анатомическим понятийным аппаратом

^ 4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры




№ 1

№2

№ 3

часов

часов

часов

1

2

3

4

5

^ Аудиторные занятия (всего), в том числе:

216

72

72

72

Лекции (Л)

64

24

20

20

Практические занятия (ПЗ),

152

48

52

52

Семинары (С)













Лабораторные работы (ЛР)













^ Самостоятельная работа студента (СРС), в том числе:

108

36

36

36

^ История болезни (ИБ)













Курсовая работа (КР)













^ Реферат (Реф)













Расчетно-графические работы (РГР)













^ Подготовка к занятиям (ПЗ)













^ Подготовка к текущему контролю (ПТК))













^ Подготовка к промежуточному контролю (ППК))









































^ Вид промежуточной аттестации

зачет (З)













экзамен (Э)

36







36

^ ИТОГО: Общая трудоемкость

час.

360

108

108

144

ЗЕТ

10

3

3

4

^ 5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины




п/п

Наименование раздела учебной дисциплины

Содержание раздела




3

4

1

Опорно-двигательный аппарат

Кости туловища и конечностей

Кости черепа

Соединения костей

Мышцы туловища, головы и шеи

Мышцы конечностей

Топографию мышц и фасций туловища, головы и конечностей

2

Спланхнология

Органы пищеварительной системы

Органы дыхательной системы

Органы моче-полового аппарата

3

Эндокринные железы и органы иммунной системы

Железы внутренней секреции

Органы иммунной системы


4

Ангиология: сердце, артерии, вены, лимфатические сосуды

Сердце

Артерии туловища, головы, шеи и конечностей

Вены

Лимфатическая система

5

Неврология. ЦНС

Центральная нервная система

6

Органы чувств и черепные нервы

Орган зрения

Орган слуха и равновесия

Черепные нервы

7

Периферическая нервная система

Спинномозговые нервы

8

Вегетативная нервная система

Симпатическая часть вегетативной нервной системы

Парасимпатическая часть вегетативной нервной системы



^ 5.2. . Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с последующими дисциплинами1

п/№

Наименование последующих дисциплин

№ Разделов данной дисциплины, необходимых для изучения последующих дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

1

Патологическая анатомия, клиническая патологическая анатомия



+
















2

Патофизиология, клиническая патофизиология



+
















3

Дисциплины профессионального цикла

+

+

+

+

+

+

+



^ 5.3. Разделы дисциплины и виды занятий





Наименование раздела учебной дисциплины


Л


ПЗ

СРС

всего



Опорно-двигательный аппарат

20

10

15






Спланхнология. Эндокринные железы и органы иммунной системы

10

56

33






Ангиология: сердце, артерии, вены и лимфатические сосуды

10

30

20






Неврология: Анатомия центральной нервной системы

10

26

18






Неврология: Анатомия периферической нервной системы

6

16

11






Неврология: Анатомия вегетативной нервной системы. Анатомо-топографические взаимоотношения сосудов и нервов тела человека

8

14

11







ИТОГО:

64

152

108







^ 6. Лабораторный практикум: не предусмотрен ФГОС.


7. Практические занятия (семинары)





п/п

№ раздела дисциплины

Тематика практических занятий

Трудоемкость

(час.)



1

1

Анатомическая терминология. Оси и плоскости. Общий план строения позвоночного столба. Позвонки: шейные, грудные, поясничные; крестец, копчик. Ребра и грудина. Кости пояса верхних конечностей. Тазовая кость




2

1

Кости свободной части верхней конечности




3

1

Кости свободной части нижней конечности




4

1

Отчет по препаратам костей туловища и конечностей.

Кости черепа. Лобная, клиновидная, затылочная и теменная кости.




5

1

Кости черепа. Височная кость. Решетчатая кость. Каналы височной кости




6

1

Нижняя челюсть. Верхнечелюстная и другие кости лицевого отдела черепа. Топография черепа.




7

1

Отчет по препаратам костей и топографии черепа.

Соединения костей туловища. Позвоночный столб. Грудная клетка.




8

1

Соединения позвоночного столба с черепом. Соединения костей черепа. Височно-нижнечелюстной сустав.




9

1

Соединения костей пояса верхних конечностей; плечевой и локтевой суставы. Соединения костей предплечья и кисти.




10

1

Соединения костей пояса нижних конечностей. Таз. Тазобедренный и коленный суставы.

Соединения костей голени и стопы. Рентгеноанатомия скелета и соединений костей (суставов).




11

1

Отчет по препаратам соединений костей туловища, черепа, верхней и нижней конечностей.

Поверхностные мышцы спины.




12

1

Глубокие мышцы спины. Фасции спины.




13

1

Мышцы и фасции груди и живота. Диафрагма. Влагалище прямой мышцы живота. Паховый канал.




14

1

Мышцы и фасции шеи. «Треугольники» шеи.

Мимические и жевательные мышцы.




15

1

Отчет по препаратам мышц и фасций туловища, головы и шеи. Мышцы и фасции пояса верхних и нижних конечностей




16

1

Мышцы и фасции свободной части верхней конечности




17

1

Мышцы и фасции свободной части нижней конечности




18

1

Отчет по препаратам мышц и фасций конечностей.




19

1

Изучение анатомии и топографии мышц и фасций груди и живота, головы и шеи




20

1

Изучение анатомии и топографии мышц и фасций верхней и нижней конечностей




21

1

Отчет по анатомии и топографии мышц и фасций тела человека .




22

2

Анатомия и топография полости рта, зубов, языка, слюнных желез.

Анатомия и топография мягкого неба, глотки, пищевода




23

2

Анатомия топография желудка. Анатомия и топография тонкой и кишки




24

2

Анатомия и топография толстой кишки.

Анатомия и топография печени, поджелудочной железы.




25

2

Брюшина, ее топография в верхнем этаже брюшной полости. Брюшина, ее топография ниже брыжейки поперечной ободочной кишки




26

2

Отчет по препаратам органов пищеварения.

Анатомия и топография полости носа, гортани




27

2

Анатомия и топография трахеи, главных бронхов, легких. Анатомия и топография плевры и органов средостения




28

2

Анатомия и топография почек, мочеточников, мочевого пузыря, мочеиспускательного канала. Анатомия и топография мышц и фасций промежности. Рентгеноанатомия внутренних органов




29

2

Анатомия и топография мужских половых органов. Анатомия и топография женских половых органов




30

2

Отчет по препаратам органов дыхания и мочеполового аппарата.

Анатомия и топография эндокринных желез и органов иммунной системы.




31

2

Лимфатические сосуды и регионарные лимфатические узлы головы и конечностей




32

2

Отчет по препаратам эндокринных желез и органов иммунной системы, лимфатической системы.

Анатомия и топография сердца и перикарда




33

3

Анатомия и топография аорты. Ветви грудной и брюшной части аорты. Легочный ствол.

Анатомия и топография наружной сонной артерии и ее ветвей.




34

3

Анатомия и топография внутренней сонной артерии и ее ветвей.

Анатомия и топография подключичной артерии и ее ветвей.




35

3

Анатомия и топография подмышечной артерии и артерии свободной части верхней конечности. Анатомия и топография общей подвздошной артерии, наружной и внутренней подвздошных артерий и их ветвей




36

3

Анатомия и топография артерий свободной части нижней конечности. Анатомия и топография верхней полой вены и ее притоков.




37

3

Вены головы. Вены сердца. Анатомия и топография нижней полой вены и ее притоков




38

3

Анатомия и топография воротной вены. Анатомия и топография порто-кавальных и кава-кавальных анастомозы. Кровообращение плода.





39

4

Анатомия и топография спинного мозга и его оболочек. Образование спинномозговых нервов.





40

4

Анатомия и топография отделов головного мозга и его оболочек. Топография корешков черепных нервов на основании головного мозга




41

4

Анатомия и топография полушарий большого мозга. Обонятельный мозг.

Анатомия и топография боковых желудочков. Мозолистое тело, свод, передняя спайка. Базальные ядра и внутренняя капсула.




42

4

Анатомия и топография промежуточного мозга; III желудочек.

Анатомия и топография среднего мозга. Водопровод мозга




43

4

Анатомия и топография заднего мозга (моста, мозжечка). Перешеек ромбовидного мозга.

Анатомия и топография продолговатого мозга. IV желудочек.




44

4

Анатомия и топография ромбовидной ямки и ядер черепных нервов. Топография белого и серого вещества головного мозга на его фронтальных и горизонтальных срезах




45

5

Анатомия и топография органа зрения. Строение глазного яблока и вспомогательных органов глаза.




46

5

Анатомия и топография преддверно-улиткового органа. Наружное и среднее ухо.

Анатомия и топография преддверно-улиткового органа. Внутреннее ухо.




47

5

Анатомия и топография обонятельного(I), зрительного(II), глазодвигательного(III), блокового(IV), отводящего(VI), преддверно-улиткового(VII), добавочного(XI) и подъязычного(XII) нервов и их ветвей.

Анатомия и топография тройничного нерва(V) и его ветвей




48

5

Анатомия и топография лицевого нерва (VII) и его ветвей.

Анатомия и топография языкоглоточного (IX) и блуждающего (X) нервов и их ветвей.




49

5

Анатомия и топография шейного сплетения и его ветвей. Короткие ветви плечевого сплетения




50

6

Анатомия и топография длинных ветвей плечевого сплетения. Анатомия и топография межреберных нервов, поясничного сплетения и их ветвей. Дорсальные ветви спинномозговых нервов.




51

6

Анатомия и топография крестцового сплетения и его ветвей.

Анатомия и топография вегетативной нервной системы: симпатическая часть. Анатомия и топография вегетативной нервной системы: парасимпатическая часть.




52

6

Изучение анатомо-топографических взаимоотношений нервов и сосудов в стенках грудной и брюшной полостей




53

6

Изучение анатомо-топографических взаимоотношений нервов и сосудов стенок и органов таза




54

6

Изучение анатомо-топографических взаимоотношений нервов и сосудов, мышц и органов шеи. Изучение анатомо-топографических взаимоотношений нервов и сосудов, мышц и органов головы




55

6

Изучение анатомо-топографических взаимоотношений нервов и сосудов верхней конечности. Иннервация и кровоснабжение мышц, суставов и кожи верхней конечности.




56

6

Изучение анатомо-топографических взаимоотношений нервов и сосудов нижней конечности. Иннервация и кровоснабжение мышц, суставов и кожи нижней конечности.










Итого

152



^ 8. Примерная тематика курсовых проектов (работ)


1. Анатомо-топографические особенности сосудисто-нервных комплексов головы и шеи.

2. Клиническая анатомия сердца

3. Клиническая анатомия коры полушарий головного мозга. Локализация центров в коре.

4. Морфо-функциональные особенности желез внутренней секреции.

5. Морфо-функциональные особенности крупных пищеварительных желез

6. Особенности строения и биомеханика суставов человека в различные возрастные периоды

7. Антропологические аспекты морфологии человека



  1. Учебно-методические и информационное обеспечение дисциплины:


Основная литература

п/№

Наименование

Автор (ы)

Год, место издания

1

2

3

4



Анатомия человека

Под ред. М.Р.Сапина

Медицина, 2009



Нормальная и топографическая анатомия человека

М.Р.Сапин,

Д.Б. Никитюк

Академия

2007



Атлас Анатомия человека (в 3-х томах)

М.Р.Сапин

Медицина, 2006

^ Дополнительная литература

п/№

Наименование

Автор (ы)

Год, место издания

1

2

3

4



Анатомия человека

М.Р. Сапин, Г.Л. Билич

2008 Гэотар



Атлас нормальной анатомии человека

М.Р.Сапин,

Д.Б. Никитюк,

Э.В.Швецов

МЕД-пресс – информ

2009



Атлас анатомии человека для стоматологов

М.Р.Сапин,

Д.Б. Никитюк,

Л.М.Литвиненко

Гэотар 2009


Программное обеспечение:

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы


^ 10. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины:

Полный комплект муляжей, влажных препаратов, трупного материала по всем органам

и системам.

^ 11. Методические рекомендации по организации изучения анатомия человека.

Для изучения дисциплины рекомендуется использовать костные и влажные препараты, трупный материал., муляжи и планшеты. Они используются для демонстрации, объяснения и самостоятельной работы студентов как на занятиях так и во внеаудиторные часы.

Занятие проводится по следующей схеме:

        1. Опрос студентов

        2. Объяснение нового материала

        3. Самостоятельная работа студентов при активной консультации преподавателя.

Текущий, промежуточный и итоговый контроль проводится по общей схеме:

              1. Тестовый контроль

              2. Лекционный вопрос

              3. Проверка практических знаний и умений

              4. Ситуационная задача

              5. Рассказ

Разработчики:
















(место работы)




(занимаемая должность)




(инициалы, фамилия)































(место работы)




(занимаемая должность)




(инициалы, фамилия)































(место работы)




(занимаемая должность)




(инициалы, фамилия)



Эксперты:
















(место работы)




(занимаемая должность)




(инициалы, фамилия)































(место работы)




(занимаемая должность)




(инициалы, фамилия)































(место работы)




(занимаемая должность)




(инициалы, фамилия)




1


prikaz-25-maya-2007-g-51-moskva-ob-utverzhdenii-administrativnogo-reglamenta-federalnogo-kosmicheskogo-agentstva-po-ispolneniyu-gosudarstvennoj-funkcii-po-osushestvleniyu-licenzirovaniya-kosmicheskoj-deyatelnosti-stranica-2.html
prikaz-25-ot-17-09-10-soglasovano-zamestitel-direktora-po-uvr-mou-krasnozerskoj-sosh-2-zagorujko-l-k-ot-15-09-10-stranica-2.html
prikaz-25-ot-17-09-10-soglasovano-zamestitel-direktora-po-uvr-mou-krasnozerskoj-sosh-2-zagorujko-l-k-ot-15-09-10-stranica-7.html
prikaz-26-10-2011-g-p-kuragino-349-ob-otkritii-ploshadok-v-obrazovatelnih-uchrezhdeniyah-rajona-rabotayushih-po-innovacionnim-tehnologiyam-i-prostraivayushih-novie-sistemi-upravleniya.html
prikaz-26-fevralya-2010-goda-555-ob-utverzhdenii-polozheniya-o-gek-edinogo-gosudarstvennogo-ekzamena.html
prikaz-27-01-2012-87-ovnesenii-dopolnenij-v-prikaz-o-provedenii-metodicheskih-dnej-dlya-pedagogov-obsheobrazovatelnih-uchrezhdenij-uroki-pedagogicheskogo-masterstva.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zadaniya-dlya-dopuska-k-praktikumu-programmadisciplin-i-obshij-psihologicheskij-praktikum-naimenovanie-disciplini.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/torgovogo-doma-biblio-globus-stranica-9.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-xii-predislovie-ko-vtoromu-izdaniyu.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zolotoj-kletke-stranica-16.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/xvi-mezhdunarodnaya-nauchnaya-konferenciya-studentov-aspirantov-i-molodih-uchenih.html
  • gramota.bystrickaya.ru/when-i-close-my-eyes-tonight-stranica-8.html
  • writing.bystrickaya.ru/german-lomov-gorod-kotorogo-net-stranica-2.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/metodi-bankvskogo-kredituvannya.html
  • writing.bystrickaya.ru/arenda-zemelnih-uchastkov.html
  • occupation.bystrickaya.ru/n-a-badredinova-v-g-sazonov-n-a-haritonova.html
  • credit.bystrickaya.ru/paketnie-predlozheniya-i-tarifnie-plani-kak-elementi-kompleksnogo-bankovskogo-obsluzhivaniya-predpriyatij-malogo-i-srednego-biznesa.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/otchet-po-preddiplomnoj-praktike-v-nochnom-klube-barin-chast-32.html
  • notebook.bystrickaya.ru/issledovanie-impulsnoj-pomehi-i-zashita-ot-nee.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-dlya-napravleniya-550200-avtomatizaciya-i-upravlenie-dlya-specialnosti-210100-upravlenie-i-informatika-v-tehnicheskih-sistemah.html
  • klass.bystrickaya.ru/andrej-luchnikov.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-ii--puti-formirovaniya-lichnosti-budushego-specialista-uchebnoe-posobie-tambov-2002-avtori-i-sostaviteli.html
  • control.bystrickaya.ru/byulleten-novih-postuplenij-stranica-5.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-7-tipologicheskoe-yazikoznanie-4-chasa-metodicheskie-rekomendacii-dlya-studentov-4-kursa-specialnosti-filologiya.html
  • write.bystrickaya.ru/forma-2-nap-v-a-trufakin-2009-g.html
  • institute.bystrickaya.ru/geroicheskaya-ballada-borodino-1837-g-m-yu-lermontova-1814-1841-gg-forma-uroka-urok-panorama-posvyashaetsya-170-letiyu-sozdaniya-balladi-i-195-letiyu-borodinskoj-bitvi.html
  • composition.bystrickaya.ru/pervaya-press-konferenciya-posvyashennaya-multikulturnomu-mezhdisciplinarnomu-proektu-noch-muzeev-v-ekaterinburge-2012-press-reliz.html
  • abstract.bystrickaya.ru/3-dr-sparta-zadache-podgotovit-krepkogo-i-vinoslivogo-voina-v-lyubuyu-minutu-gotovogo-vistupit-protiv-ilotov-vospitanie-i-obuchenie-odni-iz-glavnih-gosuda.html
  • control.bystrickaya.ru/celi-programmi-sozdat-blagopriyatnie-usloviya-dlya-formirovaniya-i-razvitiya-kachestv-lichnosti-pozvolyayushih-optimalno-adaptirovatsya-v-okruzhayushem-sociume.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zasedanie-sekcij-14-00-16-30-podvedenie-itogov-konferencii-16-30-17-00.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nechetkaya-atributnaya-grammatika-teksta-tehnicheskogo-zadaniya.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tablica-613-uroven-podgotovki-obuchayushihsya-npo-otche-t.html
  • shkola.bystrickaya.ru/mochalov-pavel-stepanovich-18001848-i-a-musskij-100-velikih-akterov.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-i-mineev-standartpredpriyati-ya.html
  • znanie.bystrickaya.ru/b-n-tihomirov-obraz-hrista-v-tvorchestve-f-m-dostoevskogo.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rinki-sliyanij-i-pogloshenij-spravochnoe-posobie-centra-mezhdunarodnogo-chastnogo-predprinimatelstva-cipe-mart-2002.html
  • lesson.bystrickaya.ru/uroven-obuchennosti-uchashihsya-starshej-shkoli-po-uchebnim-disciplinam-publichnij-otchet-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo.html
  • literatura.bystrickaya.ru/region-vale-letnij-lager-college-du-leman.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-3-sokrat-bil-polezen-uchenikam-primerom-i-ucheniem-kniga-snabzhena-vsem-neobhodimim-spravochnim-materialom.html
  • composition.bystrickaya.ru/osnovnie-napravleniya-demograficheskoj-politiki-v-rossii-na-sovremennom-etape.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/metodika-obucheniya-kulture-doma-izgotovlenie-applikacii-salfetki-k-chayu-i-servirovka-stola-k-chayu.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.