.RU

Примерная программа наименование дисциплины анатомия человека анатомия головы и шеи рекомендуется по специальности 060201 «Стоматология»






МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ПО МЕДИЦИНСКОМУ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ВУЗОВ РОСИИ


ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА


Наименование дисциплины

АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА – АНАТОМИЯ ГОЛОВЫ И ШЕИ


Рекомендуется по специальности 060201 «Стоматология»

учебно-методической комиссией УМО

Квалификация выпускника - «специалист»

Специальное звание Врач


^ 1. Цель и задачи дисциплины

Цель освоения учебной дисциплины состоит в овладении знаниями строения, топографии, кровоснабжении и иннервации внутренних органов, строении и дирекции опорно-двигательного аппарата, органов чувств, а также принципами получения морфологических знаний, необходимых для дальнейшего обучения другим фундаментальным медицинским дисциплинам, а также для клинических и профилактических дисциплин.

При этом задачами дисциплины являются:

1. - приобретение студентами теоретических знаний морфологии опорно-двигательного аппарата, спланхнологии, ангиологии, неврологии, эстезиологии, эндокринного аппарата и органов иммунной системы.

2.- овладение практическими умениями работы с анатомическими препаратами (костными, влажными, муляжами и т.д.), с трупными материалами.

3.- обучение студентов методу препарирования, позволяющему осуществлять системный подход к обучению, представлять целостный организм со всеми анатомическими образованиями.

4.- обучение студентов работе с инструментами для препарирования.

5.- обучение студентов бережному отношению к анатомическому материалу, как останкам человеческого тела.

6.- формирование навыков общения внутри студенческого коллектива и преподавателями, а также взаимоотношения с окружающими.

7.- формирование начальных навыков логического врачебного мышления.

8.- формирование навыков изучения научной литературы и официальных статистических обзоров.

^ 2. Место учебной дисциплины в структуре:

2.2.1. «Анатомия человека – анатомия головы и шеи» относится к математическому, естественно-научному и медико-биологическому циклу базовой части ФГОС ВПО по специальности 060201 «Стоматология».

^ 3.Требования к результатам освоения дисциплины:

Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:

- способность и готовность научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических, и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

- способен и готов реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, медицинскими сестрами и младшим персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками (ПК - 1);

- способен и готов к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК- 3);

- способен и готов проводить патофизиологических анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетически оправданные методы (принципы) диагностики, лечения, реабилитации и профилактики среди взрослого населения и подростков с учетом их возрастно-половых групп (ПК-6);


В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- основные закономерности развития и жизнедеятельности организма человека на основе структурной организации клеток, тканей и органов; гистофункциональные особенности тканевых элементов; методы их исследования;

- анатомо-гистологические, возрастно-половые и индивидуальные особенности строения и развития здорового и больного организма человека;

- общие закономерности, присущие клеточному уровню организации живой материи и конкретные особенности клеток различных тканей,

- общие закономерности организации живой материи, присущие тканевому уровню организации,

- принципы развития живой материи, гистогенеза и органогенеза, особенности развития зародыша у человека,

- особенности влияния различных факторов внешней среды на состояние тканей организма человека, значение их для профилактики заболеваний.

- правила техники безопасности и работы в физических, химических, биологических лабораториях, с реактивами, приборами, животными;

- основные физические явления и закономерности, лежащие в основе процессов, протекающих в организме человека; характеристики воздействия физических факторов на организм;

- химико-биологическую сущность процессов, происходящих в живом организме человека на молекулярном и клеточном уровнях;

- общие закономерности происхождения и развития жизни; антропогенез и онтогенез человека;

- функциональные системы организма человека, их регуляцию и саморегуляцию при воздействии с внешней средой;

- структуру и функции иммунной системы человека, ее возрастные особенности, механизмы развития и функционирования, основные методы иммунодиагностики; методы оценки иммунного статуса.

Уметь:

- пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности.

- работать с микроскопической техникой (световыми микроскопами, оптическими и простыми лупами), гистологическими препаратами, муляжами, компьютерами;

- давать гистофизиологическую оценку состояния различных клеточных, тканевых и органных структур у человека;

- осуществлять подсчет лейкоцитарной формулы в мазке крови человека;

- производить зарисовку гистологических и эмбриологических препаратов, создавать электронные базы изображений с гистологических препаратов, обозначать структуры;

- объяснить характер отклонений в строении органов человека при действии на организм факторов окружающей среды;

Владеть:

-медицинским и стоматологическим инструментом;

основами назначения лекарственных средств при лечении, реабилитации и профилактике различных стоматологических заболеваний и патологических процессов.

^ 4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры




№ 1

№2

№ 3

часов

часов

часов

1

2

3

4

5

^ Аудиторные занятия (всего), в том числе:

216

72

72

72

Лекции (Л)

64

24

20

20

Практические занятия (ПЗ),

152

48

52

52

Семинары (С)













Лабораторные работы (ЛР)













^ Самостоятельная работа студента (СРС), в том числе:

108

36

36

36

^ История болезни (ИБ)













Курсовая работа (КР)













^ Реферат (Реф)













Расчетно-графические работы (РГР)













^ Подготовка к занятиям (ПЗ)













^ Подготовка к текущему контролю (ПТК))













^ Подготовка к промежуточному контролю (ППК))









































^ Вид промежуточной аттестации

зачет (З)













экзамен (Э)

36







36

^ ИТОГО: Общая трудоемкость

час.

360

108

108

144

ЗЕТ

10

3

3

4

^ 5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины




п/п

Наименование раздела учебной дисциплины

Содержание раздела




3

4

1

Опорно-двигательный аппарат

Кости туловища и конечностей

Кости черепа

Соединения костей

Мышцы туловища, головы и шеи

Мышцы конечностей

Топографию мышц и фасций туловища, головы и конечностей

2

Спланхнология

Органы пищеварительной системы

Органы дыхательной системы

Органы моче-полового аппарата

3

Эндокринные железы и органы иммунной системы

Железы внутренней секреции

Органы иммунной системы


4

Ангиология: сердце, артерии, вены, лимфатические сосуды

Сердце

Артерии туловища, головы, шеи и конечностей

Вены

Лимфатическая система

5

Неврология. ЦНС

Центральная нервная система

6

Органы чувств и черепные нервы

Орган зрения

Орган слуха и равновесия

Черепные нервы

7

Периферическая нервная система

Спинномозговые нервы

8

Вегетативная нервная система

Симпатическая часть вегетативной нервной системы

Парасимпатическая часть вегетативной нервной системы



^ 5.2. . Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с последующими дисциплинами1

п/№

Наименование последующих дисциплин

№ Разделов данной дисциплины, необходимых для изучения последующих дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

1

Патологическая анатомия - патологическая анатомия головы и шеи



+
















2

Патофизиология – патофизиология головы и шеи



+
















3

Дисциплины профессионального цикла

+

+

+

+

+

+

+



^ 5.3. Разделы дисциплины и виды занятий





Наименование раздела учебной дисциплины


Л


ПЗ

СРС

всего



Опорно-двигательный аппарат

20

10

15






Спланхнология. Эндокринные железы и органы иммунной системы

10

56

33






Ангиология: сердце, артерии, вены и лимфатические сосуды

10

30

20






Неврология: Анатомия центральной нервной системы

10

26

18






Неврология: Анатомия периферической нервной системы

6

16

11






Неврология: Анатомия вегетативной нервной системы. Анатомо-топографические взаимоотношения сосудов и нервов тела человека

8

14

11







ИТОГО:

64

152

108







^ 6. Лабораторный практикум: не предусмотрен ФГОС.


7. Практические занятия (семинары)





п/п

№ раздела дисциплины

Тематика практических занятий

Трудоемкость

(час.)



1

1

Анатомическая терминология. Оси и плоскости. Общий план строения позвоночного столба. Позвонки: шейные, грудные, поясничные; крестец, копчик. Ребра и грудина. Кости пояса верхних конечностей. Тазовая кость




2

1

Кости свободной части верхней конечности




3

1

Кости свободной части нижней конечности




4

1

Отчет по препаратам костей туловища и конечностей.

Кости черепа. Лобная, клиновидная, затылочная и теменная кости.




5

1

Кости черепа. Височная кость. Решетчатая кость. Каналы височной кости




6

1

Нижняя челюсть. Верхнечелюстная и другие кости лицевого отдела черепа. Топография черепа.




7

1

Отчет по препаратам костей и топографии черепа.

Соединения костей туловища. Позвоночный столб. Грудная клетка.




8

1

Соединения позвоночного столба с черепом. Соединения костей черепа. Височно-нижнечелюстной сустав.




9

1

Соединения костей пояса верхних конечностей; плечевой и локтевой суставы. Соединения костей предплечья и кисти.




10

1

Соединения костей пояса нижних конечностей. Таз. Тазобедренный и коленный суставы.

Соединения костей голени и стопы. Рентгеноанатомия скелета и соединений костей (суставов).




11

1

Отчет по препаратам соединений костей туловища, черепа, верхней и нижней конечностей.

Поверхностные мышцы спины.




12

1

Глубокие мышцы спины. Фасции спины.




13

1

Мышцы и фасции груди и живота. Диафрагма. Влагалище прямой мышцы живота. Паховый канал.




14

1

Мышцы и фасции шеи. «Треугольники» шеи.

Мимические и жевательные мышцы.




15

1

Отчет по препаратам мышц и фасций туловища, головы и шеи. Мышцы и фасции пояса верхних и нижних конечностей




16

1

Мышцы и фасции свободной части верхней конечности




17

1

Мышцы и фасции свободной части нижней конечности




18

1

Отчет по препаратам мышц и фасций конечностей.




19

1

Изучение анатомии и топографии мышц и фасций груди и живота, головы и шеи




20

1

Изучение анатомии и топографии мышц и фасций верхней и нижней конечностей




21

1

Отчет по анатомии и топографии мышц и фасций тела человека .




22

2

Анатомия и топография полости рта, зубов, языка, слюнных желез.

Анатомия и топография мягкого неба, глотки, пищевода




23

2

Анатомия топография желудка. Анатомия и топография тонкой и кишки




24

2

Анатомия и топография толстой кишки.

Анатомия и топография печени, поджелудочной железы.




25

2

Брюшина, ее топография в верхнем этаже брюшной полости. Брюшина, ее топография ниже брыжейки поперечной ободочной кишки




26

2

Отчет по препаратам органов пищеварения.

Анатомия и топография полости носа, гортани




27

2

Анатомия и топография трахеи, главных бронхов, легких. Анатомия и топография плевры и органов средостения




28

2

Анатомия и топография почек, мочеточников, мочевого пузыря, мочеиспускательного канала. Анатомия и топография мышц и фасций промежности. Рентгеноанатомия внутренних органов




29

2

Анатомия и топография мужских половых органов. Анатомия и топография женских половых органов




30

2

Отчет по препаратам органов дыхания и мочеполового аппарата.

Анатомия и топография эндокринных желез и органов иммунной системы.




31

2

Лимфатические сосуды и регионарные лимфатические узлы головы и конечностей




32

2

Отчет по препаратам эндокринных желез и органов иммунной системы, лимфатической системы.

Анатомия и топография сердца и перикарда




33

3

Анатомия и топография аорты. Ветви грудной и брюшной части аорты. Легочный ствол.

Анатомия и топография наружной сонной артерии и ее ветвей.




34

3

Анатомия и топография внутренней сонной артерии и ее ветвей.

Анатомия и топография подключичной артерии и ее ветвей.




35

3

Анатомия и топография подмышечной артерии и артерии свободной части верхней конечности. Анатомия и топография общей подвздошной артерии, наружной и внутренней подвздошных артерий и их ветвей




36

3

Анатомия и топография артерий свободной части нижней конечности. Анатомия и топография верхней полой вены и ее притоков.




37

3

Вены головы. Вены сердца. Анатомия и топография нижней полой вены и ее притоков




38

3

Анатомия и топография воротной вены. Анатомия и топография порто-кавальных и кава-кавальных анастомозы. Кровообращение плода.




39

4

Анатомия и топография спинного мозга и его оболочек. Образование спинномозговых нервов.





40

4

Анатомия и топография отделов головного мозга и его оболочек. Топография корешков черепных нервов на основании головного мозга




41

4

Анатомия и топография полушарий большого мозга. Обонятельный мозг.

Анатомия и топография боковых желудочков. Мозолистое тело, свод, передняя спайка. Базальные ядра и внутренняя капсула.




42

4

Анатомия и топография промежуточного мозга; III желудочек.

Анатомия и топография среднего мозга. Водопровод мозга




43

4

Анатомия и топография заднего мозга (моста, мозжечка). Перешеек ромбовидного мозга.

Анатомия и топография продолговатого мозга. IV желудочек.




44

4

Анатомия и топография ромбовидной ямки и ядер черепных нервов. Топография белого и серого вещества головного мозга на его фронтальных и горизонтальных срезах




45

5

Анатомия и топография органа зрения. Строение глазного яблока и вспомогательных органов глаза.




46

5

Анатомия и топография преддверно-улиткового органа. Наружное и среднее ухо.

Анатомия и топография преддверно-улиткового органа. Внутреннее ухо.




47

5

Анатомия и топография обонятельного(I), зрительного(II), глазодвигательного(III), блокового(IV), отводящего(VI), преддверно-улиткового(VII), добавочного(XI) и подъязычного(XII) нервов и их ветвей.

Анатомия и топография тройничного нерва(V) и его ветвей




48

5

Анатомия и топография лицевого нерва (VII) и его ветвей.

Анатомия и топография языкоглоточного (IX) и блуждающего (X) нервов и их ветвей.




49

5

Анатомия и топография шейного сплетения и его ветвей. Короткие ветви плечевого сплетения




50

6

Анатомия и топография длинных ветвей плечевого сплетения. Анатомия и топография межреберных нервов, поясничного сплетения и их ветвей. Дорсальные ветви спинномозговых нервов.




51

6

Анатомия и топография крестцового сплетения и его ветвей.

Анатомия и топография вегетативной нервной системы: симпатическая часть. Анатомия и топография вегетативной нервной системы: парасимпатическая часть.




52

6

Изучение анатомо-топографических взаимоотношений нервов и сосудов в стенках грудной и брюшной полостей




53

6

Изучение анатомо-топографических взаимоотношений нервов и сосудов стенок и органов таза




54

6

Изучение анатомо-топографических взаимоотношений нервов и сосудов, мышц и органов шеи. Изучение анатомо-топографических взаимоотношений нервов и сосудов, мышц и органов головы




55

6

Изучение анатомо-топографических взаимоотношений нервов и сосудов верхней конечности. Иннервация и кровоснабжение мышц, суставов и кожи верхней конечности.




56

6

Изучение анатомо-топографических взаимоотношений нервов и сосудов нижней конечности. Иннервация и кровоснабжение мышц, суставов и кожи нижней конечности.










Итого

152



^ 8. Примерная тематика курсовых проектов (работ)


1. Анатомо-топографические особенности сосудисто-нервных комплексов головы и шеи.

2. Клиническая анатомия сердца

3. Клиническая анатомия коры полушарий головного мозга. Локализация центров в коре.

4. Морфо-функциональные особенности желез внутренней секреции.

5. Морфо-функциональные особенности крупных пищеварительных желез

6. Особенности строения и биомеханика суставов человека в различные возрастные периоды

7. Антропологические аспекты морфологии человека



  1. Учебно-методические и информационное обеспечение дисциплины:


Основная литература

п/№

Наименование

Автор (ы)

Год, место издания

1

2

3

4



Анатомия человека

Под ред. М.Р.Сапина

Медицина, 2009



Нормальная и топографическая анатомия человека

М.Р.Сапин,

Д.Б. Никитюк

Академия

2007



Атлас Анатомия человека (в 3-х томах)

М.Р.Сапин

Медицина, 2006

^ Дополнительная литература

п/№

Наименование

Автор (ы)

Год, место издания

1

2

3

4



Анатомия человека

М.Р. Сапин, Г.Л. Билич

2008 Гэотар



Атлас нормальной анатомии человека

М.Р.Сапин,

Д.Б. Никитюк,

Э.В.Швецов

МЕД-пресс – информ

2009



Атлас анатомии человека для стоматологов

М.Р.Сапин,

Д.Б. Никитюк,

Л.М.Литвиненко

Гэотар 2009


Программное обеспечение:

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы


^ 10. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины:

Полный комплект муляжей, влажных препаратов, трупного материала по всем органам

и системам.

^ 11. Методические рекомендации по организации изучения анатомия человека.

Для изучения дисциплины рекомендуется использовать костные и влажные препараты, трупный материал., муляжи и планшеты. Они используются для демонстрации, объяснения и самостоятельной работы студентов как на занятиях так и во внеаудиторные часы.

Занятие проводится по следующей схеме:

        1. Опрос студентов

        2. Объяснение нового материала

        3. Самостоятельная работа студентов при активной консультации преподавателя.

Текущий, промежуточный и итоговый контроль проводится по общей схеме:

              1. Тестовый контроль

              2. Лекционный вопрос

              3. Проверка практических знаний и умений

              4. Ситуационная задача

Разработчики:
















(место работы)




(занимаемая должность)




(инициалы, фамилия)































(место работы)




(занимаемая должность)




(инициалы, фамилия)































(место работы)




(занимаемая должность)




(инициалы, фамилия)



Эксперты:
















(место работы)




(занимаемая должность)




(инициалы, фамилия)































(место работы)




(занимаемая должность)




(инициалы, фамилия)































(место работы)




(занимаемая должность)




(инициалы, фамилия)




1


prikaz-23-04-2012-347-r-p-pereyaslavka-oprovedenii-rajonnogo-etapa-vserossijskih-sportivnih-sorevnovanij.html
prikaz-23-11-2010-g-78-o-g-ekaterinburg-orezultatah-tretego-oblastnogo.html
prikaz-23-12-2010-g-g-simferopol-543-ob-utverzhdenii-plana-raboti-ministerstva-obrazovaniya-i-nauki-stranica-9.html
prikaz-2301-od-ot-25-maya-2010-goda-o-sozdanii-rabochej-gruppi-po-vipolneniyu-plana-po-realizacii-nacionalnoj-obrazovatelnoj-iniciativi-nasha-novaya-shkola.html
prikaz-241-ot-06-maya-2011-goda-konkursnaya-dokumentaciya-dlya-uchastiya-v-konkurse-po-gosudarstvennim-zakupkam-rabot-po-razvitiyu-obektov-socialnoj-sferi-v-gorode-almati-stranica-2.html
prikaz-25-04-12-349-ob-utverzhdenii-sostava-konfliktnoj-komissii-dlya-organizacii-i-provedeniya-gosudarstvennoj-itogovoj-attestacii-s-ispolzovaniem-mehanizmov.html
  • college.bystrickaya.ru/312-svedeniya-o-gosudarstvennoj-registracii-emitenta-a-h-gilemyanov-glavnij-buhgalter.html
  • control.bystrickaya.ru/doklad-ob-ekologicheskoj-situacii-v-zabajkalskom-krae-za-2010-god.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/veter-veter-na-nogah-ne-stoit-chelovek-obraz-russkoj-zemli-v-slove-o-polku-igoreve-chtenie-naizust-otrivka.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dlya-chteniya-detyam-programma-vospitaniya-i-obucheniya-v-detskom-sadu.html
  • turn.bystrickaya.ru/paradigmatiko-kategorialnoe-predstavlenie-negativov-uchebnoe-posobie-ekaterinburg-2009-federalnoe-agentstvo-po.html
  • write.bystrickaya.ru/fakultet-matematiki-i-informacionnih-konferencii-nauchnaya-konferenciya-professorsko-prepodavatelskogo-sostava.html
  • education.bystrickaya.ru/4-gosudarstvennoe-upravlenie-prirodopolzovaniem-uchebnik-m-m-brinchuk.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/publichnij-otchyot-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-70-stranica-8.html
  • knigi.bystrickaya.ru/reglamentin-bekitu-turali-azastan-respublikasindai-zhergilikti-memlekettik-basaru-zhne-zin-zi-basaru-turali.html
  • esse.bystrickaya.ru/psihologicheskie-voprosi-formirovaniya-lichnosti-rebenka-v-doshkolnom-vozraste-317-stranica-33.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-4-t-14-tajni-snezhnogo-cheloveka-velikie-tajni.html
  • studies.bystrickaya.ru/aleksandr-marinov-informacionnij-byulleten-15-dekabr-2010-g.html
  • shkola.bystrickaya.ru/razdel-2-soblyudenie-osnovnih-grazhdanskih-svobod-nizhegorodskoe-obshestvo-prav-cheloveka.html
  • college.bystrickaya.ru/2-diagnostika-i-klassifikaciya-psihicheskih-i-povedencheskih-rasstrojstv.html
  • books.bystrickaya.ru/ekologicheskaya-politika-pravitelstva-rossijskoj-federacii-pri-vipuske-vvozimoj-produkcii-na-tamozhennuyu-territoriyu-rossijskoj-federacii.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/tolko-vperyod-tolko-na-liniyu-ognya.html
  • notebook.bystrickaya.ru/k-sozhaleniyu-raboti-hvatit-internet-resurs-webrostovru-05082011-rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-8-avgusta-2011-g.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/scenarij-profilakticheskogo-meropriyatiya-dlya-detej-doshkolnogo-vozrasta-kosmicheskoe-puteshestvie-s-doktorom-ajbolitom.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/osobennosti-ekonomiki-rossii.html
  • lecture.bystrickaya.ru/54-stroitelstvo-erkoveckoj-tes-v-ramkah-proekta-shirokomasshtabnogo-eksporta-elektroenergii-iz-rossii-v-kitaj-amurskaya-oblast.html
  • lecture.bystrickaya.ru/anuradhapura-drevnyaya-stolica-cejlona-vkazhdom-iz-nas-zhivet-puteshestvennik-pervootkrivatel-sidit-i-zhdet-svoego.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/voprosi-dlya-samokontrolya-metodicheskie-ukazaniya-i-programma-dlya-podgotovki-k-vstupitelnomu-ekzamenu-v-aspiranturu.html
  • credit.bystrickaya.ru/osobennosti-statusa-detej-peredavaemih-g-d-adeev-g-i-gering-predsedatel.html
  • shkola.bystrickaya.ru/sovremenniki-sa-lebedeva-pioneri-kompyuternoj-tehniki-za-rubezhom.html
  • letter.bystrickaya.ru/model-vibora-vuzov-abiturientami-i-priemnoj-kampanii-v-rossii.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/lekciya-10-metodicheskoe-posobie-k-kursu-teoriya-evolyucii-nauchnij-centr-evolyucii-zemli-i-cheloveka.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/markuze-g-esteticheskoe-izmerenie-fridrih-shiller-pisma-ob-esteticheskom-vospitanii-cheloveka-pismo-pervoe.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-2-metodika-prepodavaniya-uchebnoj-disciplini-informatika-metodika-prepodavaniya-uchebnoj-disciplini-informatika.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/elementarnoe-mishlenie-ili-rassudochnaya-deyatelnost-zhivotnih-osnovnie-ponyatiya-i-metodi-izucheniya.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskoe-posobie-rekomendovano-dlya-prepodavatelej-psihologov-studentov-specialnosti-03030165-psihologiya.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/glava-13-madelin-uikhem-nevesta.html
  • grade.bystrickaya.ru/o-dostignutih-znacheniyah-pokazatelej-dlya-ocenki-effektivnosti-deyatelnosti-administracii-goroda-volgodonska-za-2010-god-i-ih-planiruemih-znacheniyah-na-2011-2013-godi.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/predislovie-p-b-gannushkina-stranica-37.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-2-ekonomicheskij-rost-i-konyunktura-uchebno-prakticheskoe-posobie-dlya-distancionnogo-obucheniya-studentov-vseh.html
  • composition.bystrickaya.ru/opit-starata-vrazhda-tema-stroitelstvo-stroitelen-kontrol.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.