.RU

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Выставка рисунков «Война глазами детей» - Библиотека гимназии ресурс нравственно-патриотического воспитания


^ ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Выставка рисунков «Война глазами детей» ^ ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Библиотечный урок для 5-7 классов «900 - дней мужества»

Цели:

Познакомить учащихся с героизмом людей осажденного фашистами Ленинграда. Рассказать о нечеловеческих условиях выпавших на долю жителей Ленинграда, сумевших сохранить свое достоинство, свой город.

Задачи:

Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся Пробуждение читательского интереса к истории.

Оборудование и техническое оснащение:

Плакаты:

«Да, Ленинград остыл и обезлюдел, И высятся пустые этажи, Но мы умеем жить, хотим и будем, Мы отстояли это право - жить» (Из поэмы «Блокада»)

«Был город фронт, была блокада.»

«Нормы выдачи хлеба»

карта «Дорога жизни»

Книжная выставка: «Каждый, защищавший Ленинград, не просто горожанин, а солдат.» ^ Выставка детских работ: «Великая Отечественная война - глазами детей»

Видеофильм «Блокада»

Метроном

Литература

  1. Ольга Бергольц. Избранные произведения; В 2-х томах Т1.Издательство «Художественная литература» Ленинград 1967 г

  2. Венок славы. Антология.Художественные произведения о ВОВ В 12-ти т., т 3

  3. Подвиг Ленинграда. Состав. П. Карелин. - М.: Современник, 1983.-606 стр.

  4. Был город - фронт, была блокада...: Рассказы, стихи, очерки, документы, Хроника блокадных дней/ Сост. Д.П. Колпакова, В.Н. Суслов.- Л.: Детская литература, 1984.-206 стр.:ил

  5. Стихи Великой Отечественной. Серия «Школьная библиотека» Мурманск, книжн. Издательство,1974 г

  6. За тебя, Ленинград!:Поэты В боях за город Ленина/Сост. В.А.Шошин -Л.: Лениздат,1985



После приветствия и слов – обращения участников урок идет по сценарию. Для поддержания интереса и внимания учащихся, периодически следует обращаться к чувствам слушателей, приглашая их к беседе.


I. 27 января 1944 года Великая, священная для всех ленинградцев дата. Город-воин, город- герой развернул свои могучие плечи, поднялся во весь рост и прорвал цепи фашисткой блокады.

Сегодня на уроке мы не будем говорить о конкретных людях, мы не будем рассказывать о каком-либо бое, мы попробуем рассмотреть блокаду в целом: город, его жители, жизнь и быт, все то, с чем столкнулись ленинградцы, как они сохранили своЕ достоинство, свой город.

^ Включается метроном

Война обрушилась на нашу страну внезапно, в теплую летнюю ночь, 22 июня 1941 г . В школах заканчивались выпускные вечера. Расставаясь до следующего дня, вчерашние девчонки и мальчишки еще не знали о беде. Они объяснялись друг другу в любви, желали счастья, мечтали об интересной, самостоятельной жизни. Война перечеркнула все сразу.

^ Видеофильм: «Блокада» (начало)


Я говорю с тобой под свист снарядов, Угрюмым заревом озарена,

Я говорю с тобой из Ленинграда,

Страна моя, печальная страна...

Крондштатский злой, неукротимый ветер В мое лицо закинутое бьет. В бомбоубежищах уснули дети, Ночная стража встала у ворот.

Над Ленинградом смертная угроза... Бессонны ночи, тяжек день любой. Но мы забыли, что такое слезы, Что называлось страхом и мольбой.

Мы будем драться с беззаветной силой Мы одолеем бешеных зверей. Мы победим, клянусь тебе Россия От имени российских матерей

Август 1941 О. Бергольц


Враги хотят, на месте Ленинграда Оставить груды пыли и камней Об этом говорили их листовки-Свидетельства бессилия врага Горели Пушкин, Невская, Дубровка, Приневские дымилися луга И Ленинград пожары эти видел, А враг поживой жадною гоним, Все наседал, смертельно ненавидя- Все русское, все, связанное с ним!


8 сентября войска группы армии «Север» захватили город-крепость Шлиссельбург и вышли на южный берег Ладожского озера, а еще раньше перекрыли железную дорогу

Ленинград-Москва. (работа с картой). Северная столица оказалась в блокаде.

Опасаясь, что уличные бои в большом городе приведут к значительным потерям и помешают перебросить дивизии с севера для наступления на Москву, Гитлер приказал взять Ленинград в кольцо. Начальник генштаба германских сухопутных сил генерал Франц Гольдер записал в дневнике:

«На ленинградском фронте, где у противника, сосредоточены крупные людские и материальные силы, и средства, положение будет напряженным до тех пор, пока не даст себя знать наш союзник-голод».


8 сентября в Ленинграде была первая бомбежка, в 19 часов загорелись Бадаевские склады, пожар удалось потушить только к утру. Об этом пожаре придумали много легенд: тогда говорили, не будь его, не было бы и голода, теперь утверждают, что большевики сознательно свезли все продукты, чтобы немцам было легче их уничтожить.

А вот, правда:

В сентябре на Бадаевских складах хранилось 3 тыс. т. муки и 2,5 тыс. т. сахара. В мирное время город расходовал 2 тыс. т. муки в день. Зимой 1941 г всего510 т., но даже при такой норме, сгоревшего на Бадаевских, хватило бы на 5,5 дней. Беда в том, что в городе было очень мало продуктов, он ведь всегда питался «с колес».

В июне-июле власти города закупили большую часть продовольствия в центральных областях, но Москва перераспределила эти продукты, большая их часть была отправлена в центр России. И еще беда - не была организована массовая эвакуация. Художественные ценности прятали, увозили, а сами - Ленинградцы не хотели уезжать.

Первая официальная информация о больных элементарной дистрофией появилась 17 ноября. Сначала этому никто не поверил, но к концу месяца, умерших от голода было больше 11 тыс. ленинградцев. Врач Г. Самойлова вспоминает:

«Съели всех кошек, всех собак, какие были. Умирали сначала мужчины, потому что мужчины мускулистые, у них мало жира. Люди превращались, в каких то стариков. Элементарная, третья степень дистрофии - это не только скелет из мышц (даже сидеть человеку больно)- это пожираемый желудком мозг.» Из дневника мальчика Юры Рябинина:

«Эх как хочется спать, спать, есть... А что еще человеку надо? А будет человек сыт и здоров - ему захочется чего - нибудь еще... Месяц тому назад я мечтал о хлебе с маслом, с колбасой, а вот теперь уже об одном хлебе.»

^ Видеофильм: «Блокада»

Такие объявления висели во всех булочных Ленинграда:





Норма выдачи

хлеба на декабрь 1941 года




Рабочим

Служащим

Иждивенцам

Детям

250 гр

125 гр

125 гр

125 гр

Хлебозаводы выпекали только формовой хлеб «кирпичики» 125 гр блокадного хлеба на сморщенной ладони, главное, а то и единственное суточное пропитание.

В январе 1942 г работающие ленинградцы получали 707 килокалории в день, иждивенцы 403но наука доказала, что если в течении 3-х 4-х недель человек получает даже 1300 он должен умереть неизбежно . А они жили!

^ Видеофильм «Блокада» (nрo хлеб) Видеоотчет о летней экспедиции учащихся гимназии. Фрагмент встречи с ветеранами войны.

Пусть наши супы водяные, Пусть хлеб на вес золота стал, Мы будем стоять, как стальные Потом мы успеем устать.

Враг силой не мог нас осилить Нас голодом хочет он взять, Отнять Ленинград у России,

В полон ленинградцев забрать. Такого во веки не будет

На Невском святом берегу Рабочие русские люди

Умрут, не сдадутся врагу.

Н. Тихонов (Поэма «Киров с нами»)

На печке и на стенах лед Молчит все время репродуктор Блокада. Сорок первый год. Сегодня выдача продуктов.

Ни как не выйти в магазин, Хотя он с нашим домом рядом, На улице совсем вблизи Ложатся снова артснаряды.

Мороз опять сковал меня Во чтобы потеплей одеться? Живу на линии огня И не могу никак согреться...

Полина Коганова (1941)

Но не все выдерживают испытание. Было разное и мародерство и спекуляция. Б и бесчувствие, и черствость, воровали карточки, вырывали кусок хлеба, обирали умирающих, В блокадном Ленинграде родились и такие слова: «Умирать - то умирай -только карточки отдай!»

Блокадную квартиру нельзя изобразить ни в одном музее, ни в каком макете, как нельзя изобразить мороз, тоску, голод...

«Вы стучите долго, долго - ничего не слышно. И у вас уже полное впечатление, там все умерли. Потом, начинается какое-то шарканье, открывается дверь. В квартире, температура равна температуре окружающей среды, появляется, замотанное бог знает что существо. Вы вручаете ему пакетик с какими-нибудь сухарями, галетами или чем нибудь еще. И что поражало? Отсутствие эмоционального всплеска. Ведь у многих голодающих уже была атрофия аппетита».


Как ни странно, в осажденном Ленинграде многие вели дневники и сочиняли стихи. По-мнению авторов «Блокадной книги», 10% переживших блокаду, писали стихи. Ленинградцы не выключали радио ни днем, ни ночью. Из-за недостатка электричества оно не говорило, а шептало. Но даже если только стучал метроном - и то бы означало, что город жив, что его сердце бьется. МЕТРОНОМ 12 сентября прибыли в Осиновец первые две баржи, имевшие в трюмах продовольствие. С этого момента начала действовать коммуникация по Ладожскому озеруру летом, а зимой - по льду.

^ Дорога Жизни. (работа с картой)

(Длина Ладожского озера 112 миль, 207 км, наибольшая ширина - 75 миль ( морская миля -1,85 км). На севере озеро довольно глубокое, а в южной части много отмелей и преобладают небольшие глубины Карта:

Дорогой жизни шел к нам хлеб,

Дорогой дружбы многих к многим.

Еще не знают на земле

Страшней и радостней дороги.

О. Бергольц

Капитан 2 ранга М. А. Нефедов вспоминает:

«Я не раз проезжал по ледовой трасе. Это было незабываемое зрелище. По за равнине, в которую превратилось озеро, шли десятки, сотни, тысячи машин. двигались по нескольким параллельным маршрутам, то сближаясь, то удаляясь; друг от друга, то строго прямо, то окружным путем, объезжая полыньи и воронки вражеских бомб и снарядов. Здесь же на льду несли свою службу зенитчики, прикрывавшие огнем ледовую трассу.


Видеофильм: «Блокада» (Дорога жизни)

На берегах озера шло строительство причалов, устанавливались погрузочно-разгрузочные механизмы, подводились железнодорожные и автомобильные пути. Строить здесь было особенно трудно: район находился под обстрелом артиллерии, систематически сюда налетали фашистские бомбардировщики.

Ладога!... Мы с ней давно знакомы,

С ней огнем, связала нас война:

Пленкой льда замаскирован омут- Ладожской воронки глубина...

Помните, водители - солдаты,

Хрупкий мост, протянутый войной,

Где провалов черные заплаты

Ладогу пятнали под луной...

Но машины шли, свернув немного

Лед стонал, машины шли вперед

Ладога - студеная дорога

Ладога - горячая дорога,

Ладога - солдатской славы взлет

В том пути секунда длилась долго

Презирая полыньи полон,

Нас вело святое чувство долга -

Лучший полководец вех времен.

Такая лютая зима, как 1941-1942 г встречается крайне редко - 1раз в столетие. Жгли все:

мебель, книги, деревянные дома, трибуны стадионов. Одно дерево в Летнем саду могло

спасти жизнь целой семьи - но они не тронули ни одного дерева. Деревья в летнем саду

остались памятью благородства блокадников,


Ленинградцы никогда не забывали о достоинстве, чести, долге. Работали не за страх, а за

совесть и как они работали!

Видеофильм: «Блокада» (Город-фронт)


Из блокадного дневника:

«Пригрело солнышко, и начали подтаивать огромные сугробы, не просто снег застывшие нечистоты, т. к зимой приходилось выливать прямо на улицу, канализация не работала. Если не убрать город - конец-эпидемия. На уборку поднялись все. Во время этой уборки на улице подобрали 12. тыс. трупов, вмерзших в снег, лед.

Весной 1942 в людях пробуждается надежды. Но многие не переживут эту весну надежды. Дело не в бомбежках, не в обстрелах, это само-сабой. Им просто не удастся пережить последствия голода. Весной прибавят хлеба, появится зелень с огородов.

Рассказывает Зоя Алексеевна Берникович, работник Эрмитажа. «Весной уже был огород. Я была очень счастлива, что мой огород никто не трогал. Я ела, знаете какую траву? Лебеду и мать и мачеху. Как принесу полный мешок, у меня была такая большая бутыль, я туда натрамбую, насолю и с солью ем.»

Лидия Сергеевна Усова:

«Я по утрам - часа в четыре - вставала и шла на всякие свалки собирать крапиву. И если удавалось набрать носовой платок крапивы, это было счастье!

^ Краеведение. Видеофильм «Блокада» (весна- надежды)

Весной, не только, ладожцы, но и вся страна, особенно многострадальный Ленинград, с нетерпением ожидала начало навигации на озере.

«Ломая торосы, прокладывая путь взрывчаткой и пешнями команда буксира пробивалась от западного берега озера к восточному почти сутки. Трудно было преодолеть нагромождение льдов, но люди с честью выполнили свой долг, проложив свой долг, проложив путь Осиновец - Кобона.

От всей души Ярославцы помогали героическому Ленинграду. Они посылали эшелоны с продовольствием, организовывали широкую и разностороннюю помощи эвакуированным ленинградцам, с теплой родительской любовью Трудящиеся Ярославской области приняли 30 тыс. детей фронтовиков, партизан и трудящихся Ленинграда.

Гитлер был в ярости: рвать эвакуацию Ленинграда всеми средствами! 135 раз группы от 80 до 130 фашистских самолетов вылетали бомбить ладожский путь. 540 тыс человек спасла за лето водная дорога жизни. Казалось самая страшная холодная и голодная зима уже позади, но началось другое. Раньше фашисты обрушивали на город бессистемный, массированный артиллерийский огонь, теперь перешли к методичным сосредоточенным ударам. Они решили уничтожить Ленинград планомерно по квадратам. Из блокадного дневника:

«Люди с фронта, с большой земли попав в Ленинград теряются, они спрашивают: Почему у вас никто не боится? Как надо сделать так чтобы не боятся? Им отвечают: Надо просто здесь жить, голодать, замерзать, но объяснить этого нельзя.

^ Видеофильм: «Блокада»

Когда отгремели раскаты салюта, Впервые за два с половиною года Настала желанная нами минута: Пришла тишина, но особого рода.

Она Ленинградской была тишиною, (Не сразу в нее мы поверили сами.) Была она куплена страшной ценою, Оплачена кровью, заслужена нами.

Ведь каждый награды был этой достоин, И вот почему тишиной наслаждался. В бою возле Пулкова раненый воин И тот, кто в цехах за победу сражался.

Законную, гордость в тот вечер изведав, Мы знали былой тишины возвращенье? И есть ленинградская наша победа Минута затишья, канун возрожденья.

(И. Быстров «Ленинград победил» 1944 г)

Мы рассказали лишь малую часть того с чем столкнулись Ленинградцы в каких немыслимых условиях они сохранили свой город.


programma-itogovogo-gosudarstvennogo-ekzamena-po-specialnosti-01070006-18-molekulyarnaya-biofizika.html
programma-itogovogo-gosudarstvennogo-ekzamena-po-specialnosti-ekonomika-i-upravlenie-na-predpriyatii-specializaciya-upravlenie-innovaciyami-na-2007-god-osipov-sergej-vladimirovich.html
programma-itogovogo-gosudarstvennogo-ekzamena.html
programma-itogovogo-gosudarstvennogo-kompleksnogo-mezhdisciplinarnogo-ekzamena-po-napravleniyu-540600-050700-62-pedagogika.html
programma-itogovogo-gosudarstvennogo-mezhdisciplinarnogo-ekzamena-napravlenie-521400-030500-68-yurisprudenciya-stranica-2.html
programma-itogovogo-gosudarstvennogo-mezhdisciplinarnogo-ekzamena-po-napravleniyu-030300-68-psihologiya-podgotovki-magistra-magisterskaya-programma-issledovanie-konsultirovanie-i-psihologiya-lichnosti.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-himiya-v-zerkale-istorii-avtor-programmi-uchitel-himii-ou-493.html
  • testyi.bystrickaya.ru/bazovie-konstitucii-vvedenie.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/proverte-vashi-znaniya-po-moemu-mne-udalos-najti-otvet-na-interesuyushie-menya-voprosi-ieto-ne-te-trivialnie-istini.html
  • pisat.bystrickaya.ru/uchastie-racionalizatorov-v-vistavkah-osnovnie-iz-nih-chej-vek-minul-v-rabote-kak-mgnovene.html
  • textbook.bystrickaya.ru/izuchenie-detej-s-cerebralnim-paralichom-pokazalo-chto-zaderzhka-v-razvitii-rebenka-nachinaetsya-s-pervih-nedel-zhizni-bolshaya-rol-v-otkloneniyah-psihicheskogo-ra.html
  • letter.bystrickaya.ru/motivi-trudovogo-povedeniya-kotoroe-pokazalo-naibolee-znachimie-motivi.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-14-kto-takie-bogi-shamanizm-yavlyaetsya-drevnejshej-formoj-duhovnogo-samovirazheniya-izvestnoj-chelovechestvu.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-13-patopsihologiya-medicinskaya-psihologiya.html
  • studies.bystrickaya.ru/glava-2-nashi-chuvstva-i-emocii-pojmi-sebya-i-drugih.html
  • student.bystrickaya.ru/1-pochvi-i-rastitelnost-pochvi-territorii-mestorozhdenij-otnosyatsya-k-timano-pechorskoj-provincii-pochv-tundri-osnovnie-tipi-pochv-preimushestvenno-organogennie.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-9-upravlenie-dostupom-v-ivs-zadachi-disciplini.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/71-proanalizirujte-prichini-perehoda-k-nepu-i-ego-sushnost-1-osnovnie-faktori-rossijskogo-istoricheskogo-processa-3.html
  • lecture.bystrickaya.ru/baliberdina-irina-viktorovna-uchitel-muziki-vyatskoj-pravoslavnoj-gimnazii-vo-imya-prep-trifona-vyatskogo-istoriya-stanovleniya-i-razvitiya-duhovnoj-muziki.html
  • lesson.bystrickaya.ru/statisticheskie-metodi-analiza-finansovih-rezultatov-deyatelnosti-predpriyatij.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-vi-pugachevshina-a-s-pushkin-kapitanskaya-dochka-bibe-ru.html
  • urok.bystrickaya.ru/prodolzhitelnost-programmi-2-dnya-24-akademicheskih-chasov-s-10-00-do-17-00-registraciya-uchastnikov.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-4-7-stoimostnie-harakteristiki-mediaplana-vvedenie-v-mediaplanirovanie-uchebnoe-posobie-dlya-nachinayushih-mediaplanerov.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchet-raschetov-po-socialnomu-strahovaniyu-i-obespecheniyu-kurs-lekcij-kemerovo-2005-sostaviteli.html
  • teacher.bystrickaya.ru/godovie-klyuchevie-pokazateli-effektivnosti-godovoj-otchet-proekt-otkritogo-akcionernogo-obshestva-orenburgenergosbit.html
  • doklad.bystrickaya.ru/udk-338501-metodologicheskie-predposilki-cenoobrazovaniya-programmi-v-oblasti-tochnih-nauk-issep.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-3-stanovlenie-agressivnogo-povedeniya-agressiya-mastera-psihologii.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-1-globalnaya-civilizaciya-ili-stolknovenie-civilizacij-1-s-hantington-stolknovenie-civilizacij.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-7-socialnie-obshnosti-i-gruppi-ih-formirovanie-i-razvitie-metodicheskie-ukazaniya-i-plani-seminarskih-zanyatij.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chelovecheskaya-situaciya-v-v-novikov-doktor-filosofskih-nauk-professor.html
  • predmet.bystrickaya.ru/snoski-------str4-ob-avtorskom-prave-i-smezhnih-pravah-1993.html
  • knigi.bystrickaya.ru/referat-tema-issledovanie-nejtrinnih-oscillyacij-v-eksperimente-opera.html
  • studies.bystrickaya.ru/eticheskie-i-pravovie-osnovi-deyatelnosti-detskogo-kardiorevmatologa-5-6-noyabrya-200-9-g-sbornik-tezisov-tashkent-2009-mundarizha.html
  • literature.bystrickaya.ru/duhovnoe-vozrozhdenie-obshestva-i-pravoslavnaya-kniga-tihonova-i-a.html
  • universitet.bystrickaya.ru/teoriya-veroyatnostej-i-osnovi-statistiki-1-i-2-semestr.html
  • institut.bystrickaya.ru/tvorcheskij-konkurs-fotografij-vesna-idet-vesne-dorogu-provoditsya-administraciej-mezhshkolnogo-uchebnogo-kombinata-dlya-obuchayushihsya-v-mbou-muk-g-v-pishma.html
  • holiday.bystrickaya.ru/narodnoe-hudozhestvennoe-tvorchestvo.html
  • notebook.bystrickaya.ru/instrukciya-1.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-msrepov-lpan-romani-kejpkerler-bejnes-sabati-masati.html
  • desk.bystrickaya.ru/perechen-elektivnih-kursov-profilnogo-obucheniya-perechen-elektivnih-kursov-predprofilnoj-podgotovki.html
  • bukva.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-stranica-5.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.