.RU

Приказ № от 2008 г. Дополнительная образовательная программа детского объединения «Ладожане» возраст детей: 7-9 лет


Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Районный Центр дополнительного образования детей»




Принята на педсовете

Протокол№_______

от _____________

Утверждена:

Директор МОУДОД РЦДО детей:

________Данилина Н.В.

Приказ №______

от___________2008 г.



Дополнительная образовательная программа

детского объединения


«Ладожане»


возраст детей: 7-9 лет

срок реализации программы: 3 года


Программа разработана педагогом

дополнительного образования

Громовой Светланой Владимировной


г. Кировск

2008 г.

Содержание



  1. Пояснительная записка

  2. Учебно-тематический план 1- го года обучения «Суховское сельское поселение – 500 лет на карте».

  3. Содержание программы 1- го года обучения.

  4. Учебно-тематический план 2- го года обучения «Бабочка над заливом».

  5. Содержание программы 2- го года обучения.

  6. Учебно-тематический план 3- го года обучения «Город над вольной Невой…».

  7. Содержание программы 3- го года обучения.

  8. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

  9. Материально-техническое обеспечение дополнительной образовательной программы.

  10. Список литературы для педагога.

  11. Список литературы для детей и родителей.

  12. Приложение. Конспекты занятий.

Пояснительная записка.


Дополнительная образовательная программа «Ладожане» имеет туристско-краеведческую направленность.

Краеведение способствует воспитанию чувства любви к родине, чувства уважения к людям труда, ветеранам Великой Отечественной войны, которые живут рядом с нами. Любовь к Родине связана с любовью к родным местам - городу, селу, «малой» родине, где человек родился, вырос и живет.

История края Приладожье тесно связана с историей нашего Отечества и своими корнями уходит в далекое прошлое. Но прошлое – это не только факты истории, исторически важные места и объекты, а еще и устное народное творчество, то наследие живого русского языка, которое мы должны сохранить и передать детям. Огромный пласт фольклорного наследия собранного в южном Приладожье известным собирателем и ценителем русского слова Владимиром Соломоновичем Бахтиным.

Актуальность программы «Ладожане» заключается в использовании богатого наследия в устном народном творчестве народов Ленинградской области, близкого по восприятию детям 7-9 лет. Данная программа дает школьнику знания о многообразии устного народного творчества Ленинградской области, особенностях ее флоры и фауны, культурных памятниках, позволяет отработать навыки выразительного чтения и расширить кругозор учащихся, развить их творческие способности и любознательность.

Новизна программы заключается в особенности построении ее содержания по изучению истории и культуры края Приладожье:

1-й год обучения - «Суховское сельское поселение – 500 лет на карте» («малая» родина);

2-й год обучения - «Бабочка над заливом» (Ленинградская область);

3-й год обучения - «Город над вольной Невой…» (Санкт-Петербург - культурная столица Ленинградской области).

^ Отличительные особенности программы заключаются в использовании на занятиях игр, различных средств театрализации, познавательных бесед, экскурсий, викторин и конкурсов.

Основная область применения программы «Ладожане» в учреждении дополнительного образования детей. Программа также может быть использована для организации внеурочной деятельности школьников как с отдельно взятым классом, так и с группой обучающихся из разных классов и параллелей.

^ Цель программы – активизация познавательной и творческой деятельности детей посредством изучения истории и культуры родного края.

Задачи:

обучающие:

- познакомить с многообразием устного народного творчества, историей родных мест, достопримечательностями Ленинградской области и Санкт-Петербурга,

- расширить знания об истории фольклора, о таких качествах устной речи, как напевность, музыкальность, плавность;

- сформировать навыки выразительного чтения и основ драматизации.

развивающие:

- развить память и творческие способности учащихся,

- развить эстетические представления, умение видеть и понимать прекрасное,

- развить внимание, фантазию, образное мышление.

воспитательные:

- привить интерес к истокам народного творчества, народным традициям,

- воспитать чувства гордости и уважения к наследию родного края, Ленинградской области,

- воспитать трудолюбие, умение доводить начатое дело до конца,

- сформировать навыки самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками.

Прием обучающихся 7-9 лет в детское объединение «Ладожане» осуществляется по желанию детей и родителей. Образовательный процесс предполагает различные формы организации работы: групповые, индивидуально-групповые.

Занятия в объединении проходят 2 раза в неделю по 2 час, в год – 144 ч.

Основные формы проведения занятий: экскурсии, встречи с интересными людьми, игра, учебное занятие,беседа.

Результаты реализации программы определяются личностным ростом обучающихся. Содержание курса позволит ребенку в совершенстве овладеть своим родным языком, способным выразить любые мысли, чувства, переживания и понять смысл речи. Обучающиеся выполняют практические, самостоятельные работы, творческие задания по закреплению пройденного материала.

Формами подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы являются: опрос; беседа; участие в праздниках; наблюдение; конкурс рисунков; выполнение творческих самостоятельных работ.


^ Ожидаемые результаты реализации программы


1 год обучения

^ Обучающиеся будут знать

Обучающиеся будут уметь

Обучающиеся смогут

  • основные виды устного народного творчества – сказки, пословицы, поговорки, загадки, считалки, скороговорки, игры, песни;

  • названия, содержание, главных героев сказок;

  • пословицы и поговорки;

кто такие собиратели сказок, фольклора;

  • названия и правила нескольких народных игр;

  • понятие «русская народная песня», «обряд», праздник.

  • объяснять происхождение термина «устное народное творчество»;

передавать интонацией, мимикой, жестами характерные черты героев сказки;

  • объяснять, с какой целью создавались волшебные, бытовые и сказки о животных.

  • отличать основные виды народного творчества: сказки, пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, потешки, считалки…

  • ориентироваться в правах и обязанностях как члена коллектива.




  • ориентируясь на характер, поступки, внешний вид персонажей сказки высказывать свое к ним отношение;

  • выражать свое отношение к героям и содержанию сказки, опираясь на такие моральные качества, как «добро» и «зло».





^ 2 год обучения

Обучающиеся будут знать

Обучающиеся будут уметь

Обучающиеся смогут

  • историческое прошлое родного края и ЛО;

  • названия крепостей, входящих в «Серебряный пояс России»;

  • названия племен, проживавших на территории ЛО;

  • названия крупных рек, озер;

  • растения и животных ЛО, занесенных в Красную книгу;

  • государственные символы РФ, ЛО, Кировского района

  • объяснять значение исторических терминов;

  • работать с картой;

  • собирать материалы для музейной экспозиции;

  • выполнять возложенные должностные обязанности;

  • выполнять задания по инструкции педагога;

  • участвовать в групповой работе в качестве исполнителя.

  • осуществлять собственные наблюдения за погодой и оформлять дневник фенологических наблюдений;

  • оформлять результаты своих наблюдений и поисковой работы.


^ 3 год обучения

Обучающиеся будут знать

Обучающиеся будут уметь

Обучающиеся смогут

  • историю основания СПб;

  • расположение СПб;

  • достопримечательности СПб;

  • значение города СПб для развития края;

  • символы СПб: герб, гимн, флаг;

  • военную историю СПб;

  • о подвиге ленинградцев в годы Великой Отечественной войны;

  • имена знаменитых зодчих;

  • театры СПб.

  • объяснять значение памятников истории и культуры Санкт-Петербурга;

  • представлять продукты творческой деятельности на выставках;

  • руководить группой при выполнении учебной, творческой задачи;

  • оценить достоинства и недостатки собственной работы;

  • выступать с результатами своих работ и участвовать в анализе работ своих товарищей.

  • участвовать в обсуждении учебных, творческих проблем;

  • обосновывать собственную позицию и представить аргументы в ее защиту;

  • создавать свой маршрут для экскурсии по улицам Санкт-Петербурга.

^ Учебно-тематический план 1- го года обучения

«Суховское сельское поселение – 500 лет на карте»


№ п/п



Наименование разделов и тем

Общее кол-во часов

В том числе:

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

  1. Что такое фольклор?

  2. В.С. Бахтин- собиратель и хранитель языкового наследия Ленинградской области

  3. Экскурсия в библиотеку д. Сухое

  4. Историческое прошлое нашего края

  5. Экскурсия по Суховской волости

10

3

1

1


1

7

1

1


2


1


2

2.

Детский фольклор

  1. колыбельные песни

  2. пестушки и потешки

  3. заклички

  4. игровые песни

  5. считалки

  6. дразнилки

  7. игровое занятие

18

6

1

1

1

1

1

1

12

3

3

1

1

1

3

3.

Пословицы и поговорки – мудрости кладезь.

  1. пословицы

  2. поговорки

  3. игровое занятие

6

2


1

1

4


1

1

2

4.

Скоро слово молвится, да не скоро дело делается

  1. скороговорки

  2. чистоговорки

  3. игровое занятие:

«Толком толковать, да без толку расперетолковать»

10

2


1

1


8


3

3

2

5.

Перевертыши

  1. перевертыши

  2. стихотворения – шутки

  3. игровое занятие «А где это видано, в какой деревне слыхано…»

8

3

1

2


5

1

2

2

6.

Загадки

  1. фольклорные загадки

  2. литературные загадки

  3. практическое занятие

«Учимся сочинять загадки»

  1. конкурс на лучшую загадку

14

4

2

2

10

2

4

2


2

7.

Игры

  1. хороводные

  2. подвижные

  3. спортивные

  4. игровое занятие: «Сказочные веселые старты»

20

6

2

2

2

14

4

4

4

2

8.

Обрядовые песни

  1. Рождество

  2. Масленица

  3. Троица

  4. Игровое занятие: «Круглый год»

14

3

1

1

1

11

3

3

3

2

9.

Сказки

  1. бытовые

  2. о животных

  3. волшебные

  4. практическое занятие «Сочиним сказку»

  5. игровое занятие: « И я там был…»

  6. викторина по русским народным сказкам

  7. конкурс рисунков «По страницам любимых сказок»

26

6

2

2

2

20

4

4

4

2


2


2


2

10.

^ Бабушкины сказки (игровое занятие).

2

-

2

11.

Встреча со старейшими жителями Суховской волости.

2




2

12.

Итоговое занятие: «Там на неведомых дорожках…»

4




4

13.

Экскурсия в литературно- краеведческий музей РЦДО

4




4

14.

Экскурсия в этнографический музей г. С-Петербург

6




6

15.

Итог:

144 ч

35 ч

109 ч



Содержание программы 1-го года обучения


1.Вводное занятие. Устное народное творчество. Многообразие жанров. В.С. Бахтин – собиратель и хранитель языкового наследия Ленинградской области. Историческое прошлое южного Приладожья.

Практика. Знакомство с многообразием книг по данной теме. Экскурсии - по поселению, в библиотеку д.Сухое.


^ 2. Детский фольклор.

Теория. Знакомство с различными жанрами детского фольклора, их исторические корни и особенности бытового использования. Колыбельные песни, пестушки, потешки,заклички, игровые песни,считалки, дразнилки.

Практика. Колыбельные, пестушки и потешки, использование их в сюжетно-ролевых играх. Занятие- игра. Выставка книг.


^ 3. Пословицы и поговорки - мудрости кладезь.

Теория. Понятия пословица, поговорка, их разновидности.

Практика Работа с литературой. Творческие задания по определению пословиц и поговорок, использование их в игровой ситуации. Разыгрывание сценок. Игра-соревнование «Кто больше». Дидактическая игра «Закончи пословицу».


^ 4. Скоро слово молвиться, да не скоро дело делается.

Теория. Знакомство со скороговорками и чистоговорками, Правила произношения звуков, приемами интонирования.

Практика. Проговаривание скороговорок и чистоговорок с разной интонацией и смысловой нагрузкой. Соревнования. Занятие- игра «Толком толковать, да без толку расперетолковывать».


5.Перевертыши.

Теория. Знакомство со своеобразием жанра перевертышей, сравнение фольклорных и литературных перевертышей.

Практика. Пересказ перевертышей. Игра «А где это видано, в какой деревне слыхано…»


6. Загадки.

Теория. Загадка. Литературные и фольклорные загадки, отличия от других жанров фольклора.

Практика. Правила составления загадки, практическое занятие «Учимся сочинять загадку», конкурс на лучшую загадку.


^ 7.Игры.

Теория. Различные виды народных игр, их исторические корни. Считалки, выбор « вожака».

Практика. Разучивание народных игр, их правила и особенности. Занятие – игра «Сказочные веселые старты». «Посиделки».


^ 8 .Обрядовые песни.

Теория. Основные народные праздники, обрядовые песни, характерные для них. Рождество, Масленица, Троица.

Практика. Разучивание обрядовых песен. Занятие – игра « Круглый год».


9.Сказки.

Теория. Понятие «сказка», ее классификация, различия, многообразие этого жанра на территории Ленинградской области, южного Приладожья и Суховского сельского поселения. Собиратели сказок.

Практика. Чтение русских народных сказок, характер персонажей, сказочные герои, разыгрывание по ролям. Практическое занятие «Сочиним сказку». Занятие – игра «И я там был…». Викторина по русским народным сказкам. Конкурс рисунков «По страницам любимых сказок».


^ 10. Бабушкины сказки.

Практика. Занятие - игра.


11. Встреча со старейшими жителями Суховского сельского поселения.

Теория. Старожилы нашего края. Подготовка к встрече.

Практика. Оформление и подготовка подарков. Встреча «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».


^ 12. Итоговое занятие «Там, на неведомых дорожках…».

Теория. Сказочные персонажи.

Практика. Игра – конкурс. Подведение итогов, награждение.


^ 13. Экскурсия в литературно – краеведческий музей РЦДО детей.

Теория. Правила поведения в музее. Инструктаж по ТБ.

Практика. Экскурсия. Творческое задание «Что мы видели в музее».


^ 14. Экскурсия в этнографический музей г. Санкт- Петербурга.

Теория. Правила поведения в музее, на транспорте, инструктаж.

Практика. Экскурсия. Блиц - турнир.


Учебно-тематическое планирование 2-го года обучения

«Бабочка над заливом»

№ п/п



Наименование разделов и тем

Общее кол-во часов


^ В том числе:

Теория

Практика

1.

Введение

2

2




2.

Тема 1. Истории из истории.

Откуда кто пришел?

  1. племена

  2. Старая Ладога

  3. Новгородская республика

  4. Ингерманландия

12

6

2

2

1

1

6


2

2

2

3.

Мой дом – моя крепость.

  1. Ладожская крепость

  2. Копорье

  3. Орешек

  4. Ивангород

  5. Ям

  6. Корела

  7. Ниеншанц

  8. Выборг

  9. Кронштадт

22

10

1

1

2

1

1

1

1

1

1

12

1

1

2

1

1

1

1

2

2

4.

Про знаменитые дачи.

  1. Петергоф

  2. Ропша и Стрельна

  3. Монрепо

  4. Царское село

  5. Ораниенбаум

  6. Сестрорецк

  7. Дубки, Сергеевка, Гостилицы

  8. Извара

  9. Рябово, Колтуши

  10. Пушкинские места

  11. Рождествено, Репино

27

10

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

17

2

1

2

2

1

1

1

2

1

2

2

5.

Военные истории.

  1. 1-я мировая

  2. финская зимняя кампания (1939-40гг.)

  3. Великая Отечественная война

  4. «Дорога жизни»

  5. Невский пятачок

  6. памятники примирения и согласия

7

1

6

1


1

1

1

1

1

6.

Народы нашего края.

  1. вепсы

  2. водь

  3. ижоры

  4. ингерманландские финны

  5. карелы

  6. русские

6

2

4

7.

История – это мы.

3

1

2

8.

Спроси у моря погоду.

  1. климат ЛО

  2. Пулковская обсерватория

6

2

1

1

4

2

2

9.

Прогулки по водам.

  1. Финский залив

  2. Озера ЛО

  3. Реки ЛО

9

3

1

1

1

6

2

2

2

10.

Похвала болотам

2

1

1

11.

Тема 2. Природа разного рода.

Теремок.

  • животные ЛО


5



1



4




Смотрите, я расту.

  • растения ЛО

5


1


4




Любим, значит бережем.

1. заповедники ЛО

  1. заказники ЛО

  2. памятники природы ЛО

  3. охраняемые растения ЛО

  4. охраняемые животные ЛО

15

5

1

1

1

1

1

10

2

2

2

2

2

12.

Тема 3. Загадки и отгадки по рисованию.

Про гербы и символы.

  1. основы геральдики

  2. гербы России, ЛО, Кировского района

  3. герб Суховского сельского поселения

  4. герб моей семьи



6



2

1

1



4


2


2

13.

Свет древних икон.

Монастыри ЛО

5


1


4

14.

Тема 4. Трудное дело – труд.

Чем богаты, тем и рады.

  • полезные ископаемые ЛО.

  • Промышленность ЛО

  • Сельское хоз-во ЛО





14


6


2

2

2


8


4

2

2

7.

ИТОГО:

144 ч

52 ч

92 ч



Содержание программы 2-го года обучения

1. Введение.

Теория: знакомство с учебным пособием и его особенностями.

Практика: Работа с литературой, практическое занятие на знание ее составных частей.


^ 2. Откуда кто пришел.

Теория: знание исторического прошлого нашей области, самых ярких исторических событий.

Практика: практическое занятие: показ на карте важных в историческом плане мест ЛО.


^ 3. Мой дом – моя крепость.

Теория: Крепости края, их названия.

Практика: практическое занятие: показ на исторической карте расположения крепостей, создание макета крепости, игра – путешествие «Серебряное кольцо России».


^ 4. Про знаменитые дачи.

Теория: значимые усадьбы ЛО, места, связанные с именем А.С. Пушкина.

Практика: экскурсия на фотовыставку «По знаменитым местам ЛО»


^ 5. Военные истории.

Теория: страницы ратной истории ЛО в 19 – 20 вв., военное прошлое родного края, знакомство с подвигом мирного населения в годы ВОВ.

Практика: экскурсия, участие в памятных мероприятиях поселения, связанных с днями воинской славы, встреча с ветеранами ВОВ и тружениками тыла.


^ 6. Народы нашего края.

Теория: названия племен, исторически проживающих на территории ЛО, их обычаи и традиции, особенности быта и костюма.

Практика: экскурсия, создание русской тряпичной куклы с элементами национального костюма. Игры и забавы жителей поселения.

^ 7. История – это мы.

Теория: основы музейного дела.

Практика: сбор материалов для музейной экспозиции «Русская изба».


8. Спроси у моря погоду.

Теория: особенности климата ЛО, история наблюдений за погодой.

Практика: самостоятельная работа: наблюдения за погодой и оформление дневника фенологических наблюдений.


^ 9. Прогулка по водам.

Теория: крупные водные объекты ЛО.

Практика: экскурсия на Ладожское озеро, фотовыставка реки Лава и Кобонка.


^ 10. Похвала болотам.

Теория: особенности болот.

Практика: чтение рассказа М.М. Пришвина «Кладовая солнца», конкурс рисунков по произведению.


^ 11. Природа разного рода.

Теория: типичные представители флоры и фауны ЛО, заповедники, заказники и памятники природы ЛО, их особенности и отличия.

Практика: игра по станциям «Знаешь ли ты природу родного края», оформление книжек-раскладушек об охраняемых растениях и животных ЛО, фотовыставка «Памятник природы – каньон реки Лавы», конкурс чтецов «Мой край родной».


^ 12. Загадки и отгадки по рисованию.

Теория: знакомство с основами геральдики, герб РФ, ЛО, Кировского района.

Практика: викторина по гербам, практическое занятие «Составь герб деревни и своей семьи», конкурс чтецов «Зову тебя Россиею…»


^ 13. Свет древних икон.

Теория: что такое икона, самые крупные монастыри ЛО и их святыни.

Практика: экскурсия в церковь Николая Чудотворца в дер. Кобона. Выставка «Иконы, почитаемые на Руси».


^ 14. Трудное дело – труд.

Теория: полезные ископаемые ЛО, крупные промышленные предприятия и сельскохозяйственные объекты ЛО.

Практика: экскурсия, создание коллекции минералов, фотовыставка «С/з «Ладога»: вчера и сегодня», конкурс чтецов «Все работы хороши, выбирай на вкус», занятие « Ах, картошка, объедение..».

^ Учебно-тематическое планирование 3-го года обучения.

«Город над вольной Невой…»


№ п/п



Наименование разделов и тем

Общее кол-во часов


^ В том числе:

Теория

Практика

1.

Введение

2

2




2.

Тема 1. В глубине веков.

8

2

6

3.

Тема 2. Здесь будет город заложен…

  • Дельта Невы

  • Крепость Ниеншанц

  • Основание Санкт-Петербурга

  • Царь Петр

  • Петропавловская крепость

  • Домик Петра I

  • Зарождение русского флота

  • У истоков русской науки

32

9


2


2


2

1


1

1

23


4

2

4


2

3

2

3

3

4.

Тема 3. Петербуржец – это здорово!

  • Гимн и герб Санкт-Петербурга

  • Храмы разных конфессий

12

4


1


3

8


2


6

5.

Тема 4. Есть ли в городе природа?

  • Нева и наводнения

  • Реки и каналы С-Пб

  • Полгода плохая погода

  • На дне древнего моря

  • О братьях наших меньших

  • Ленинградский зоопарк

  • Ботанический сад

27

8


1

2

1

1

1

1

1

19


3

4

2

1

3

3

3

6.

Тема 5. Красуйся, град Петров…

  • Блистательный С-Пб (замки, дворцы, театры)

  • Сады и парки

  • Великие зодчие

  • Дворцово-парковые ансамбли

  • Петербургские мосты

  • Знаменитые петербуржцы

  • Город мастеров

47

12

2


2

1

2


2

1

2

35

10


6

1

7


4

3

4

7.

Тема 6. Город и война

  • Подвиг ленинградцев

  • Героическая оборона города

10

2

1

1

8

4

4

8.

Тема 7. Гуляя по улицам Санкт-Петербурга

4

2

2

9.

Итоговое занятие

2




2

10.

ИТОГО:

144 ч.

41 ч.

103 ч.


Содержание программы 3- го года обучения


1.Введение.

Теория: Планирование работы - «Город над вольной Невой».

Практика: Работа с литературой.

^ 2. В глубине веков…

Теория. Наш край в стародавние времена. Жители края. Кто с мечом к нам придет от меча и погибнет.

Практика. Игра-путешествие «В глубине веков…». Путешествие «в славянский поселок». Игра «Каменные богатыри».

^ 3. Здесь будет город заложен…

Теория: основание Санкт-Петербурга, царь Петр 1 и его идеи по строительству новой столицы. Заячий остров – начало великого города. Великий царь - великие дела. Зарождение русского флота. У истоков русской науки.

^ Практика: виртуальная экскурсия по реке Неве «От истоков до дельты», работа с контурными картами, викторина «Люби и знай Неву», «Невские просторы», путешествие «И небывалое бывает», практическое занятие «Построим домик для царя Петра». Создание макета Петропавловской крепости «Построим крепость», выставка рисунков «Дедушка русского флота», чтение книги А. Митяева «Рассказы о русском флоте», игровое занятие «Таким был дедушка русского флота», виртуальная экскурсия «Кунсткамера – хранилище редкостей».


^ 4. Петербуржец – это здорово!

Теория: Символы великого города: герб и гимн. Иностранцы в Санкт-Петербурге

Практика: экскурсия «Соборы и церкви Санкт-Петербурга», практическое занятие «Создаем герб СПб» викторина «Гуляя по улицам города…», игровое занятие «Игры народов, живущих в Санкт-Петербурге», выставка рисунков «Мы разные, но живем в одном городе».


^ 5. Есть ли в городе природа?

Теория: описание Невы, история наводнений, карта островов дельты Невы, флора и фауна Санкт-Петербурга, охрана природы в Санкт-Петербурге. История наблюдений за погодой.

Практика: Практические занятия: «Красавица Нева», «На дне древнего моря», «Они живут рядом с нами» Викторина «Гуляя по улицам города…», работа с контурной картой «Реки и каналы СПб», викторина «Город на островах», экскурсии в Ленинградский зоопарк и Ботанический сад, выставки рисунков «Наши младшие братья», виртуальная экскурсия «Царство вечного лета», «По рекам и каналам СПб»., «Блистательный СПб» Фотозарисовка «Город красивый в любую погоду. Выставка рисунков «Мы разные, но живем в одном городе».

^ 6. Красуйся, град Петров…

Теория: архитектурные ансамбли Санкт-Петербурга, выдающиеся зодчие, создававшие дворцы, театры, парки и сады Санкт-Петербурга, знаменитые мосты и памятники города. Их имена прославили Северную столицу. Зимний дворец- шедевр русского барокко. Михайловский замок – тайна императора и СПб. Самая красивая улица в мире – улица архитектора Росси. Меньшиковский дворец - одно из первых каменных зданий города. «Прекрасное должно быть величаво» - дворцово-парковые ансамбли. «Летний сад – царство золотых зверей и птиц»

Практика: виртуальные экскурсия «Парадный Петербург», «По рекам и каналам Санкт-Петербурга», виртуальные экскурсии «Эрмитаж», «Русский музей», «Михайловский замок», «Летний сад», «Пригороды Санкт – Петербурга», викторина «Дворцовых дел мастера», «Мосты повисли над водами», конкурс чтецов «Люблю тебя, Петра творенье…», выставка рисунков «Санкт – Петербург вчера и сегодня».Музыкальная гостиная «Город над вольной Невой…»


^ 7. Город и война.

Теория: Великая Отечественная война в истории города, блокада, подвиг ленинградцев. «Им было всего лишь тринадцать, но были они ленинградцы…»

Практика: чтение книг Лободина М. «За оборону Ленинграда», Ходза Н. «Дорога жизни», заочная экскурсия на Пискаревское кладбище и музей обороны Ленинграда, конкурс рисунков «Зажги огонек».Литературная гостиная по книге Н.Ходзы «Дорога жизни»


^ 8. Гуляя по улицам Санкт-Петербурга.

Теория: карта города, который был построен по плану.

Практика: создание своего маршрута для экскурсии по улицам Санкт-Петербурга. Конкурс «Петербург улыбается, удивляется, вспоминает…»


^ 9.Итоговое занятие.

Практика: игровое занятие «Люби и знай великий город»

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы 1-го года обучения


№ п/п

Тема

Формы

занятий

Методы организации образовательного процесса

Дидактические материалы, ТСО

^ Формы контроля



Вводное занятие

Учебное занятие, экскурсия

Словесный (рассказ)

литература, фотографии

Устный опрос, наблюдение



Детский фольклор

Беседа, занятие – игра, учебное занятие

Словесный (рассказ), наглядный (показ иллюстраций), практический (самостоятельная работа)

иллюстрации, видеомагнитофон, DVD-диски, телевизор, магнитофон

Устный опрос, самостоятельная работа



Пословицы и поговорки – мудрости кладезь

Беседа, занятие- игра

Словесный (рассказ, объяснение), наглядный (показ педагогом), практический (упражнения)

раздаточный материал,

литература

Самостоятельная творческая работа, устный опрос



Скоро слово молвится, да не скоро дело делается

Беседа, занятие-

игра, учебное занятие

Словесный (рассказ),

наглядный (показ педагогом), практический (упражнения, самостоятельная работа).

Раздаточный материал

(карточки с заданиями)

Самостоятельная творческая работа, устный опрос, обсуждение



Перевертыши

Беседа


Практический (самостоятельная работа),

наглядный (показ педагогом), словесный (объяснение, рассказ)

раздаточный материал

Наблюдения, самостоятельная творческая работа



Загадки

Беседа, учебное занятие, занятие- игра

Практический (работа по образу), наглядный (показ педагогом), словесный (рассказ, объяснение)

иллюстрации, литература, кроссворды

Конкурс, самостоятельная работа, анализ и обсуждение



Игры

Учебное занятие, занятие – игра

Словесный (объяснение, рассказ), наглядный (просмотр иллюстраций), практический (задания, самостоятельная работа)

Иллюстрации, DVD-диски, видеомагнитофон, телевизор, магнитофон

самостоятельная работа, обсуждение



Обрядовые песни

Учебное занятие.

Словесный (рассказ), практический (практическая работа), наглядный (показ педагогом)

(фильм «Снегурочка») DVD-диски, магнитофон, телевизор, видеомагнитофон

устный опрос, самостоятельная работа, анализ и обсуждение



Сказки

Учебное занятие, занятие – игра

Словесный (рассказ, объяснение), наглядный (показ педагогом), практический (творческие задания, упражнения)

Иллюстрации, рисунки, литература, видеофильмы, телевизор, видеомагнитофон

Самостоятельная работа, устный опрос, выставка работ, наблюдение



Бабушкины сказки

Занятие- игра

Словесный (беседа, объяснение)

раздаточный материал, телевизор, магнитофон

творческие задания



Встреча со старейшими жителями Суховского сельского поселения

Беседа

Словесный (рассказ), наглядный (показ педагогом)

магнитофон, фото, DVD-диски, видеомагнитофон, телевизор,

наблюдение, устный опрос



Итоговое занятие «Там, на неведомых дорожках…»

Занятие- игра

Словесный (объяснение), наглядный (показ), практический (упражнения, задания)

раздаточный материал, иллюстрации

самостоятельная работа, рисунки



Экскурсия в литературно- краеведческий музей РЦДО детей

Экскурсия

Словесный ( рассказ, объяснение), наглядный ( показ педагогом), практический (самостоятельная работа)

фонды музея

самостоятельная работа, обсуждение, наблюдение



Экскурсия в этнографический музей г. Санкт- Петербурга

Экскурсия

Словесный (рассказ, объяснение), наглядный (показ)

экспонаты

наблюдение, устный опрос, обсуждение



^ Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы 2 – го года обучения.


№ п/п




Формы

Занятий

Методы организации образовательного процесса

Дидактические материалы, ТСО

^ Формы контроля

1.

Вводное занятие

Беседа

Словесный (рассказ)

Пособие «Бабочка над заливом»

Устный опрос, наблюдение

2.

Откуда кто пришел

Беседа, учебное занятие, занятие игра

Словесный (рассказ), наглядный (показ), практический (самостоятельная работа)

Пособие, исторические карты, видеофильм «Старая Ладога», карточки с заданиями, кроссворд, телевизор, видеомагнитафон

Самостоятельная работа, обсуждение, наблюдение, рисунки.

3.

Мой дом – моя крепость

Беседа, учебное занятие, занятие – игра,

Словесный (рассказ), наглядный (показ), практический (самостоятельная работа), игровой (путешествие)

Пособие, историческая карта, контурные карты, карточки с заданиями, кроссворд

Самостоятельная работа, наблюдение, макет, обсуждение

4.

Про знаменитые дачи.

Беседа, учебное занятие, занятие-игра, экскурсия

Словесный (рассказ), наглядный (показ), практический (самостоятельная работа),

Пособие, мультимедийный проектор, презентации, DVD диск «Санкт – Петербург и его пригороды», компьютер, фотографии

Самостоятельная работа, наблюдение, обсуждение, рисунки

5.

Военные истории

Беседа, учебное занятие, экскурсия

Словесный (рассказ), наглядный (показ), практический (самостоятельная работа),

Пособие, мультимедийный проектор, компьютер, DVD диск «Парад осенью 1941 года на Красной Площади», «Горящие версты войны», «Балтийское небо», фотографии

Самостоятельная работа, наблюдение, обсуждение, рисунки

6.

Народы нашего края

Беседа, учебное занятие,

занятие-игра, экскурсия

Словесный (рассказ), наглядный (показ), практический (самостоятельная работа),

Пособие, иллюстрации с национальными костюмами

Самостоятельная работа, наблюдение, обсуждение, рисунки

7.

История – это мы

Беседа, учебное занятие,

Словесный (рассказ), наглядный (показ), практический (самостоятельная работа),

Пособие, материалы для оформления экспозиции «Русская изба»

Самостоятельная работа, наблюдение, обсуждение,

8.

Спроси у моря погоду.

Беседа, учебное занятие, занятие- игра

Словесный (рассказ), наглядный (показ), практический (самостоятельная работа),

Пособие, дневник фенологических наблюдений, презентация, компьютер, мультимедийный проектор

Самостоятельная работа, наблюдение, обсуждение, рисунки, аппликации

9.

Прогулки по водам.

Беседа, учебное занятие, занятие-игра, экскурсия

Словесный (рассказ), наглядный (показ), практический (самостоятельная работа),

Пособие, презентация, компьютер, мультимедийный проектор, карточки с заданиями, кроссворд, фотографии

Самостоятельная работа, наблюдение, обсуждение, рисунки,

10.

Похвала болотам

Беседа, учебное занятие

Словесный (рассказ), наглядный (показ)

Пособие, рассказ М.М. Пришвина «Кладовая солнца»

Самостоятельная работа, наблюдение, обсуждение, рисунки

11.

Теремок

Беседа, учебное занятие, занятие-игра, экскурсия

Словесный (рассказ), наглядный (показ), практический (самостоятельная работа),

Пособие, альбом с животными и растениями ЛО, Красная Книга ЛО, презентация «Заповедники ЛО», компьютер, мультимедийный проектор, фотографии, вырезки из газет и журналов

Самостоятельная работа, наблюдение, обсуждение, рисунки

12.

Смотрите, я расту.

Беседа, учебное занятие, занятие-игра, экскурсия

Словесный (рассказ), наглядный (показ), практический (самостоятельная работа),

Пособие, альбом с животными и растениями ЛО, Красная Книга ЛО, презентация «Заповедники ЛО», компьютер, мультимедийный проектор, фотографии, вырезки из газет и журналов

Самостоятельная работа, наблюдение, обсуждение, рисунки

13.

Любим, значит бережем.

Беседа, учебное занятие, занятие-игра, экскурсия

Словесный (рассказ), наглядный (показ), практический (самостоятельная работа),

Пособие, альбом с животными и растениями ЛО, Красная Книга ЛО, презентация «Заповедники ЛО», компьютер, мультимедийный проектор, фотографии, вырезки из газет и журналов

Самостоятельная работа, наблюдение, обсуждение, рисунки

14.

Про гербы и символы.

Беседа, учебное занятие, занятие- игра,

Словесный (рассказ), наглядный (показ), практический (самостоятельная работа),

Пособие, журнал «Юный краевед», изображение герба РФ, ЛО, Кировского района, Суховского сельского поселения, карточки с заданиями

Самостоятельная работа, наблюдение, обсуждение, рисунки

15.

Свет древних икон

Беседа, учебное занятие, занятие-игра, экскурсия

Словесный (рассказ), наглядный (показ), практический (самостоятельная работа),

Пособие, презентация «Монастыри ЛО», компьютер, мультимедийный проектор, репродукции икон.

Самостоятельная работа, наблюдение, обсуждение, рисунки

16.

Трудное дело – труд

Беседа, учебное занятие, игровое занятие, экскурсия

Словесный (рассказ), наглядный (показ), практический (самостоятельная работа),

Пособие, коллекция минералов, полезных ископаемых, карта ЛО, фотографии

Самостоятельная работа, наблюдение, обсуждение, рисунки


^ Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы 3 – го года обучения.


№ п/п

Темы

Формы

Занятий

Методы организации образовательного процесса

Дидактические материалы, ТСО

^ Формы контроля

1.

Вводное занятие

Беседа

Словесный (рассказ)

Пособие «Город над вольной Невой»,

Устный опрос, наблюдение

2.

В глубине веков.

Беседа,

Словарный (рассказ), наглядный

(показ педагогом), практический (самостоятельная работа)

Раздаточный материал

Выставка, анализ и обсуждение

3.

Здесь будет город заложен…

Беседа, учебное занятие, занятие, комбинированное занятие, экскурсия

Словесный (рассказ), наглядный (показ), практический (самостоятельная работа)

Пособие «Город над вольной Невой», контурные карты, пособие «Макет Петропавловской крепости», деревянные палочки для сбора макета домика Петра, книга Митяева «Рассказы о русском флоте», презентация о Кунсткамере, диски, мультимедийный проектор, компьютер

Самостоятельная работа, наблюдение, рисунки, обсуждение

4.

Петербуржец – это здорово

Беседа, учебное занятие, занятие - игра, экскурсия

Словесный (рассказ), наглядный (показ), практический (самостоятельная работа)

Пособие «Город над вольной Невой», макеты герба и флага С-Пб, фонограмма гимна С-Пб, презентация, картотека игр народов, проживавших в С-Пб

Наблюдение, рисунки, обсуждение, викторина

5.

Есть ли в городе природа?

Беседа, учебное занятие, занятие- игра, экскурсия

Словесный (рассказ), наглядный (показ), практический (самостоятельная работа)

Пособие «Город над вольной Невой», презентация, контурные карты, фотовыставка

Самостоятельная работа, наблюдение, рисунки, обсуждение

6.

Красуйся, град Петров…

Беседа, учебное занятие, комбинированное занятие, занятие-игра, экскурсия

Словесный (рассказ), наглядный (показ), практический (самостоятельная работа)

Пособие «Город над вольной Невой», презентация, видеофильм с экскурсиями по музеям и дворцам С-Пб, презентация «Мосты повисли над водами…», фотоальбомы и наборы открыток с видами города, фонограммы песен о Ленинграде, подборка стихов о С-Пб, выставка книг о С-Пб, фотовыставка.

Самостоятельная работа, наблюдение, рисунки, обсуждение

Конкурс

7.

Город и война

Беседа, учебное занятие, экскурсия

Словесный (рассказ), наглядный (показ), практический (самостоятельная работа)

Пособие «Город над вольной Невой», презентация, выставка книг о блокаде, фотовыставка о блокадных подвигах ленинградцев.

Самостоятельная работа, наблюдение, рисунки, обсуждение

8.

Гуляя по улицам Санкт - Петербурга

Беседа, учебное занятие

Словесный (рассказ), наглядный (показ), практический (самостоятельная работа)

Пособие «Город над вольной Невой», карта С-Пб, брошюры и буклеты о музеях, памятниках, дворцах, площадях С-Пб и т.п.,

Самостоятельная работа, наблюдение

Конкурс

9.

Итоговое занятие.

Занятие-игра

Практический (самостоятельная работа)

Карточки с заданиями

Наблюдение, опрос, обсуждение

^ Материально-техническое обеспечение дополнительной образовательной программы


Карты – 3 шт.

Портреты исторических деятелей Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Плакаты с гербами и флагами России, Ленинградской области, Санкт-Петербурга, Кировского района

Плакаты с текстами гимнов России, Ленинградской области, Санкт-Петербурга, Кировского района

Наборы видовых фотографий, альбомы и книги по истории родного края


^ Раздаточный материал:

- карточки с заданиями,

- кроссворды

- контурные карты

- атласы по Ленинградской области

- атлас Санкт-Петербурга

Карандаши – 15 шт.

Краски - 15 шт.

Лоскутки ткани,

Ножницы- 15 шт.

Цветные нитки

Картон -10

Цветная бумага – 10 наб.

Клей – 15 шт.

Кисти – 15 шт.

Пособие «Бабочка над заливом» - 15 шт.

Пособие «Город над вольной Невой» - 15 шт.


Магнитофон – 1 шт.;

Видеомагнитофон – 1 шт.;

Телевизор – 1 шт.;

DVD-диски - 10 шт.

Мультимедийный проектор – 1 шт.


Список литературы для педагогов


  1. Бахтин В.С. Сказки Ленинградской области. Лениздат, 1976 г.

  2. Бахтин В.С. Сказки, песни, частушки, присловья Ленинградской области. Лениздат, 1982 г.

  3. БОК «Фольклор народов России». Т.1,2. Дрофа, Москва, 2002 г.

  4. Вартаньян Э. А. Путешествие в слово. М. Просвещение, 1982 г.

  5. Давным-давно на наших землях. Краеведение С-Петербурга, 2001 г.

  6. Жебровская О.О., Костылева Н.В. «Город над вольной Невой», из-во «Первый класс», 2010 г.

  7. Живая вода. Сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок. Москва «Детская литература», 1987 г.

  8. История и современность Ленинградской области. «Лики России», 1997 г.

  9. Козак О. Н. «Считалки, дразнилки, мирилки и прочие детские забавы». Союз СПб, 1999 г.

  10. Краеведение С-Петербурга и губернии век 19.

  11. Кудрявцева Т.А. Бабочка над заливом: книга для семейного чтения о природе, истории культуре Ленинградской области. – СПб.: Издательство «Первый класс», 2008 г.

  12. Лебедева И.М. «Город на Неве», Лениздат, 1988 г.

  13. Ленинградская область: сегодня и завтра. ИПК «Вести», 2002 г.

  14. Лисицын С.А. История и культура Ленинградской земли с древнейших времен и до наших дней. С-Пб. 2007 г.

  15. Русская бытовая сказка. Лениздат, 1987 г.

  16. Русская литературная сказка. Москва «Советская Россия», 1989 г.

  17. Серебряный пояс России (под редакцией Лисицина С.А.) «Дрофа»

  18. Стрельцова Л.Е. «Литература и фантазия». «Просвещение», Москва, 1992 г.

  19. Терещенко А. В. «История культуры русского народа» М. Эксмо, 2006 г.

  20. Фелицына В. П., Прохоров Ю. Е. Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения, Лингвострановедческий словарь, Москва «Русский язык», 1983 г.

  21. Хрестоматия по фольклору. М. Просвещение, 1972 г.

  22. Щербович С. На берегах Невы. Издательский дом «Ладога», 2001 г.

Список литературы для детей и родителей


  1. Алексеев С. Сто рассказов о войне, М., 1975 г.

  2. Басина М. Мы идем по Ленинграду, Л., Детская литература, 1974 г.

  3. Бахтин В.С. Сказки Ленинградской области. Лениздат, 1976 г.

  4. Бахтин В.С. Сказки, песни, частушки, присловья Ленинградской области. Лениздат, 1982 г.

  5. Жебровская О.О., Костылева Н.В. Город над вольной Невой, из-во «Первый класс», 2010 г.

  6. Живая вода. Сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок. Москва «Детская литература», 1987 г.

  7. Козак О. Н. «Считалки, дразнилки, мирилки и прочие детские забавы». Союз СПб, 1999 г.

  8. Кудрявцева Т.А. Бабочка над заливом: книга для семейного чтения о природе, истории культуре Ленинградской области. – СПб.: Издательство «Первый класс», 2008 г.

  9. Лободин М. За оборону Ленинграда, М., 1976 г.

  10. Митяев А. Рассказы о русском флоте, М., 1971 г.

  11. Рубинштейн Л. Дедушка Русского флота, М. 1971 г.

  12. Русская бытовая сказка. Лениздат, 1987 г.

  13. Суслов В. Рассказы о Ленинграде, Лениздат, 1984 г.

  14. Терещенко А. В. История культуры русского народа. М. Эксмо, 2006 г.

  15. Тридцать три пирога. Москва «Детская литература», 1973 г.

  16. Ходза Н. «Дорога жизни», М., 1974 г.

  17. Чудесный короб. Русские народные песни, сказки, игры, загадки. Москва «Детская литература», 1989 г.



Приложение


Конспекты занятий

prilozhenie-3sovremennie-opasnosti-ugrozhayushie-zdorovyu-i-razvitiyu-rebenka-v-pervij-god.html
prilozhenie-4--pravila-nadlezhashej-proizvodstvennoj-praktikigmp-o-bezopasnosti-lekarstvennih-sredstv-dlya.html
prilozhenie-4-10-14-aprelya-2012-goda-v-zato-seversk-sostoitsya-otkritij-oblastnoj-molodezhnij-forum.html
prilozhenie-4-analiticheskij-otchet-moudod-cdt-4-za-2009-2010-uchebnij-god.html
prilozhenie-4-biznes-planirovanie-i-investicii-metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-kursovogo-proekta-dlya-studentov.html
prilozhenie-4-delovaya-igra-trening-kontaud-razrabotka-novoj-programmi-treninga-rukovoditelej-30-problema-motivacii.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/oblastnaya-celevaya-programma-razvitie-turizma-v-kaluzhskoj-oblasti-na-2006-2010-godi-stranica-5.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vistuplenie-na-zasedanii-shkolnogo-metodicheskogo-obedineniya-uchitelej-nachalnih-klassov.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/pravovoe-regulirovanie-birzh-i-aukcionov.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/administraciya-pskovskoj-oblasti-postanovlenie.html
  • college.bystrickaya.ru/1-socialnaya-rabota-kak-sistema-i-professionalnaya-stranica-3.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/yu-yu-pershin-interpretaciya-arheologicheskih-istochnikov.html
  • notebook.bystrickaya.ru/k-i-chukovskij-lyudi-i-knigi-o-l-andreeve-a-solzhenicin-v-kruge-pervom.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/sobranie-sochinenij-46-pechataetsya-po-postanovleniyu-centralnogo-komiteta-stranica-7.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uroka-petr-i-i-ego-reformi-v-ocenkah-i-suzhdeniyah.html
  • tests.bystrickaya.ru/lyudoedi-i-etika-oruzhie-slovo-oborona-i-napadenie-s-pomoshyu.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-osnovi-teorii-upravleniya-dlya-specialnosti-230102-avtomatizirovannie-sistemi-obrabotki-informacii-i-upravleniya.html
  • testyi.bystrickaya.ru/antibakterialnie-antitela-pri-krasnoj-volchanke-sklerodermii-i-revmatoidnom-artrite-14-01-22-revmatologiya-14-03-09-klinicheskaya-immunologiya-allergologiya.html
  • institute.bystrickaya.ru/garrington-emerson-dvenadcat-principov-proizvoditelnosti.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskoe-posobie-po-discipline-anglijskij-yazik-bazovij-kurs.html
  • shkola.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-otkritogo-akcionernogo-obshestva-vostochnij-port-obshie-svedeniya-ob-obshestve.html
  • thesis.bystrickaya.ru/proekt-shemi-territorialnogo-planirovaniya-municipalnogo-rajona-kujbishevskij-rajon-v-kaluzhskoj-oblasti-tom-pervij-kaluga.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-v-vinogradov-vopros-ob-istoricheskom-slovare.html
  • klass.bystrickaya.ru/analiz-ekologicheskogo-sostoyaniya-predpriyatiya-metodicheskoe-posobie-dlya-izucheniya-razdela-struktura-ekologicheskogo.html
  • textbook.bystrickaya.ru/ii7-transportnaya-infrastruktura-proekt-shemi-territorialnogo-planirovaniya-municipalnogo-rajona-ferzikovskij.html
  • credit.bystrickaya.ru/pavlodar-oblisi-atoaj-audani-kmdgn.html
  • predmet.bystrickaya.ru/shopping.html
  • holiday.bystrickaya.ru/mezhdunarodnaya-klassifikaciya-tovarov-i-uslug-tovari-klass-1.html
  • write.bystrickaya.ru/filosofiya-byulleten-novoj-literaturi-postupivshej-v-fond.html
  • textbook.bystrickaya.ru/iikratkosrochni-konsolidiran-godishen-doklad.html
  • thesis.bystrickaya.ru/poslevuzovskoe-obrazovanie-gosudarstvennaya-programma-razvitiya-obrazovaniya-v-respublike-kazahstan-na-2005-2010-godi.html
  • knigi.bystrickaya.ru/referat-po-matematike.html
  • crib.bystrickaya.ru/irina-medvedeva-obuchenie-zhenshinoj-uchenichestvo-aleksandra-medvedeva-pervogo-evropejca-posvyashyonnogo-v-drevnee-uchenie-bessmertnih-moskva-000-nipkc-voshod-1998-stranica-10.html
  • books.bystrickaya.ru/edm2010-mezhdunarodnaya-konferenciya-seminar-po-mikronanotehnologiyam-i-elektronnim-priboram-30-iyunya-4-iyulya-2010-g-rossiya-630092-novosibirsk-92.html
  • school.bystrickaya.ru/ekologicheskij-monitoring-i-sistema-ekologicheskoj-informacii.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dzhalilov-zaur-gafurovich-islam-v-usloviyah-transformacii-obshestvenno-politicheskoj-zhizni-stran-vostoka-i-kazahstana.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/formi-i-metodi-nalogovogo-kontrolya.html
  • notebook.bystrickaya.ru/holisticheskaya-teoriya-soznaniya-ddenneta.html
  • writing.bystrickaya.ru/glava-19-yalom-i-ya-51-lzhec-na-kushetke-per-s-angl-m-budininoj.html
  • desk.bystrickaya.ru/opisaniya-ekskursionnih-turov-po-shri-lanke.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prichini-i-meri-preduprezhdeniya-narushenij-ustavnih-pravil-vzaimootnoshenij-voennosluzhashih-pri-otsutstvii-mezhdu-nimi-otnoshenij-podchinennosti-stranica-12.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.