.RU

ПРЕДИСЛОВИЕ - Учебное пособие Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации...


ПРЕДИСЛОВИЕ
Перед Вами учебное пособие по философии. Само название учебной дисциплины не может не интриговать: что скрывается за этим названием и в чем важность философии для образованного и культурного человека? И здесь не бесполезно познакомиться с мнением древнеримского мыслителя Сенеки, которое он высказал своему другу «В руках философии царская власть; она распо­ряжается твоим временем, а не ты уделяешь ей час-другой. Она не есть нечто побочное, — она есть главное: она повелительница, ей и приказывать. На предложение какого-то города отдать ему часть земли и половину богатства, Александр Македонский отве­тил: «Я пришел в Азию не затем, чтобы брать, сколько вы дадите; это вы будете иметь столько, сколько я вам оставлю». Так и фи­лософия говорит прочим занятиям. «Я не желаю, чтобы мне до­ставалось то время, которое останется от вас, - это вы получите столько, сколько я на вас отпущу». Сенека советовал Луцилию: «Отдай ей все мысли, не разлучайся с нею, чти ее – и ты сразу увеличишь разрыв между тобой и остальными. Намного обогнав всех смертных, ты ненамного отстанешь от богов. Ты спросишь, в чем будет между вами разница? - Они долговечнее тебя. Но ведь, право, нужно быть великим искусником, чтобы в ничтожно малое вместить все. А кое в чем мудрец и превосходит бога: тот избавлен от страха благодаря природе, а этот — благодаря себе самому. И это очень немало – при человеческой слабости обла­дать бесстрашием бога!» (60. С. 106).*


* В скобках дана ссылка на источник цитирования; первая цифра обозначает порядковый номер источника по списку, помещенному в конце книги, вторая и третья — том и страницу.


Конечно, Сенеке легко было советовать не разлучаться с фило­софией: в его времена культура не требовала такой глубокой спе­циализации, которая наблюдается ныне. Но тогда почему совре­менный инженер обращается к философским основам научно-тех­нического познания и технического творчества, а биолог, медик, агроном — к мировоззренческим, методологическим и аксиологическим аспектам биологической науки? Отчего правоведа влекут к себе философские вопросы юриспруденции, а художника — философские вопросы искусства?

Видимо потому, что при всей своей специализации и ученый, и инженер, и юрист, и медик, и филолог остаются людьми и их волнует смысл жизни, тайна окружающего их мироздания и многие другие подобные вопросы. И можно смело предположить, что чем глубже специализация, тем острее специалист ощущает потребность в общем мировоззрении.

Не трудно увидеть и другое. Философия всецело обращена к личности, культивирует в ней душу и разум и, как надеялся Сенека, помогает гражданину при «человеческой слабости обладать бесстрашием бога».

Никакое учебное пособие не может заменить потребности культурного и образованного человека в философствовании. Его значение — пробуждать эту потребность, содействовать реали­зации формируемой обществом в каждом индивиде потенции Мыслителя.
^ Тема I. ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
Приступая к изучению новой учебной дисциплины, важно ознакомиться в общих чертах с тем, что она собой представляет и какое место занимает в системе духовной культуры, а затем уже переходить к анализу ее проблем. В соответствии с этой тради­цией нам предстоит узнать, какую общественную потребность удов­летворяет философия и в чем ее полезность для науки, почему она входит в систему высшего образования и нужна специалисту.
^ 1. Социокультурная ценность философии
О полезности философии выдающийся мыслитель XVII в. Р. Де­карт говорил так: только философия «отличает нас от дикарей и варваров» и каждый народ «тем более гражданственен и образован, чем лучше в нем философствуют» (27. С. 412).

В этом суждении удачно подмечена социокультурная ценность философской мысли. Ни дикарь, ни варвар в философии не нуж­даются. Дикарь живет собирательством, а варвар охотой. Их образу жизни соответствует мифологизированное сознание. Со­зерцая природу, они чувствуют свою слитность с таинственной стихией, что дает им успокоение и уверенность.

Систематическое производство материальных благ содержатель­но меняет человека и ставит его в принципиально новое отношение к природе. Приспособление к условиям жизни сменяется их преобразованием. А это влечет за собой замену миросозерцания мировоззрением.

Что это практически означает для жизни людей, можно видеть на примере древних греков. Хозяйственные и гражданские отно­шения земледельцев, ремесленников и торговцев требовали юри­дических норм, менявших культурный облик жителей Эллады. Отказываясь от диких обычаев, они критически оценивали тех, кто не воспитан и не образован, не поднялся до осознания себя как гражданина, живущего в соответствии с законами государст­ва, называя их варварами. Древние греки высоко ставили занятия философией, полагая, что в них - источник образованности и цивилизованности, законопослушности и благочестивости.

В отличие от миросозерцания мировоззрение не может базиро­ваться на интуитивном постижении мира. Оно нуждается в пони­мании природы, в ее осмыслении с помощью понятий. Такими первыми мировоззренческими понятиями и явились «мир» (кос­мос), «человек» (душа) и «бог» (мировой разум). В отличие от наглядных образов миросозерцания понятия мировоззрения пред­полагают осмысленные, логические отношения. Практика фило­софствования становилась источником мировоззренческих проблем: как сформировался космос, какое место занимает в нем человек и каким должно быть отношение индивида к миру и полису?

В понятии мира достигалось обобщенное постижение того, что окружало людей и оказывалось включенным тем или иным спосо­бом в процесс их жизнедеятельности. Обобщенное постижение бытия, сущего невозможно без самосознания. И наконец, в образе бога люди выражали глубинную логосность и мудрость природы и уверенность в своей родственности с ней. Эти три понятия и образовали основу теоретического видения мира, и само оно яви­лось обретенным средством удовлетворения общественной потреб­ности в систематизированном и логически осмысленном понима­нии мира, в выработке краеугольных культурных ценностей, на основе которых можно продолжать строительство цивилизации.

Конечно не только древние греки положили начало цивилизации. Переход к ней — столбовая дорога развития человечества. В Китае, Индии, Иране, Месопотамии и Египте также были созданы очаги культуры. И повсеместно вместе с успехами цивилизации люди под­нимались к теоретическому осмыслению мировоззренческих проблем. Результатом этого явились религиозные и философские системы.

И религия, и философия удовлетворяют запросы людей в ос­мыслении как окружающего мира, так и собственной жизни. Вслед­ствие этого они в определенной мере близки друг другу. Их объ­единяет общая всем людям потребность самосознания.

Но между религией и философией существенное различие. Человек нуждается не только в тонкой саморефлексии и постижении субъективного мира, но и в объективном знании того, что собой представляет мир. Производственный опыт и опыт социальных отношений, в свою очередь требуют своего осмысления. Со временем потребовалось отделение философии от религии. Там где такое разделение задерживалось, развитие философской мысли замедлялось, слишком уж разные задачи и методы у этих сторон духовной жизни человека. Так было в Древнем Египте и Meсопотамии.

Конечно в качестве цивилизационной основы бытия человека философия взаимодействует как с мифологически-религиозными, так и научно рассудочными мировоззренческими формами социального опыта. Однако философия и наука опираются по преимуществу на разум и нуждаются в рациональном знании, и степень обобщения при этом различна: наука более привязана к производственно-практическому опыту. И в этом ее сила и слабость. Качественное разнообразие реальных процессов оборачивается в общественном сознании набором научных дисциплин, каждая из которых создается для исследования особого фрагмента действительности. Отличительный признак философии – осмысление мирового целого, единства окружающего мира, что крайне важно для специалист в любой отрасли народного хозяйства и культурной жизни. Частное всегда может быть правильно понято лишь в контексте общего и целого.

И кроме того, опираясь на достижения науки, философия от имени человека оценивает научные открытия и дает им мировоззренческую и ценностную оценки, насколько они согласуются с потребностями и интересами общества, насколько они вписываются в гуманистические идеалы и делают человека более счастливым.

Итак, философия – это предельно обобщенное, теоретическое видение мира. Она отличает и от религиозного и от научного способов постижения действительности. От религиозного она отличается своей рациональностью, научностью построения и опорой на науку. От научного она отличается тем, что являет собой обобщенное осмысление мирового целого и отношения человека к миру.

Философское мировоззрение – это теоретический взгляд на мир с позиций активного существа, осознающего как самого себя, так и то, с чем ему приходится взаимодействовать. Это совокупность фундаментальных идей о человеке, мире и об отношении человека к миру. Эти идеи позволяют людям сознательно ориентироваться в мире и обществе а также мотивировать свои поступки. Их специфика – в том, что они позволяют предельно широко, в рамках определенной цивилизации, воспринимать происходящие события и при этом руководствоваться в своих действиях краеугольными для данной цивилизации ценностями.

Философия разрабатывается отдельными людьми, но не является их произволом и капризом. «Что касается отдельных людей, то уж, конечно, – отмечает Гегель, – каждый из них сын своего времени; и философия есть также время, постигнутое в мысли» (22. С. 55).

Философия не была бы социокультурной ценностью, если бы она не развивалась и одновременно не обладала бы внутренней устойчивостью, делающей ее относительно самостоятельной по отношению к культурно-историческому процессу. Эти особенности философской мысли сейчас и следует выяснить.

problemi-sohraneniya-ispolzovaniya-i-ohrani-kulturnogo-naslediya-pri-realizacii-proektov-i-programm-razvitiya-sibiri-i-dalnego-vostoka-tomsk-izd-vo-tgu-200.html
problemi-sovershenstvovaniya-dokumentooborotaego-razvitie-i-normativno-metodicheskaya-reglamenta.html
problemi-sovremennogo-estestvoznaniya-uchebnij-plan-3-inostrannij-yazik-4-otechestvennaya-istoriya-18.html
problemi-sovremennogo-obrazovaniya-razrabotka-sistemi-professionalnoj-orientacii-uchashihsya-stranica-7.html
problemi-sovremennoj-ekonomiki-sb-tezisovkrasnoyar-gos-un-t-krasnoyarsk-2005-s-205-206.html
problemi-sovremennoj-kinopedagogiki-stranica-3.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/raspisanie-dlya-studentov-2-kursa-ochnoj-formi-obucheniya-s-sokrashennim-srokom-na-baze-spo.html
  • university.bystrickaya.ru/f-m-dostoevskij-n-f-fedorov-v-s-solovev-v-krugu-idej-i-problem-russkoj-religiozno-filosofskoj-misli-konca-xix-pervoj-treti-xxveka-stranica-7.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rannyaya-diagnostika-spida.html
  • knigi.bystrickaya.ru/snyatie-krivoj-namagnichevaniya-paramagnetika.html
  • textbook.bystrickaya.ru/itogi-deyatelnosti-farmacevticheskoj-spravochnoj-sluzhbi-soyuzfarma-za-noyabr-2007-g-str-13-predstavlyaem-region-nizhnij-novgorod-str-14-16-stranica-4.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razvedchika-sistema-specnaza-gru-ocr-palek-1998-g.html
  • lecture.bystrickaya.ru/4proekt-dogovora-tehnicheskoe-zadanie-na-vipolnenie-rabot-7-tekushij-remont-kotla-bkz-320-140gm-8s-st-1-stancii-tec-2-filiala-7.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/scientifically-a-production-association-of-plastic-processing-named-after-komsomolskaya-pravda.html
  • spur.bystrickaya.ru/kommunikacii-i-etika-v-organizacii.html
  • desk.bystrickaya.ru/otchyot-o-deyatelnosti-municipalnogo-byudzhetnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detej.html
  • education.bystrickaya.ru/19-spisok-ispolzovannih-istochnikov-s-a-zelinskij-analiz-massovih-manipulyacij-v-rossii.html
  • thescience.bystrickaya.ru/izobrazitelnoe-i-dekorativno-prikladnoe-iskusstvo-enciklopediya.html
  • control.bystrickaya.ru/duhovno-lichnostnim-podhodom-a-v-fedorov-otvetstvennij-redaktor.html
  • thescience.bystrickaya.ru/izmenenie-v-klassifikatore-osnovnih-sredstv-aktualnie-socialno-ekonomicheskie-i-pravovie-aspekti-ustojchivogo-razvitiya-regiona.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/administrativnaya-otvetstvennost-vidi-administrativnih-nakazanij.html
  • college.bystrickaya.ru/110-raschet-dejstvuyushej-obshej-linii-ochistnih-zaboev-1-tehnologiya-podzemnih-gornih-rabot-na-shahte-zapolyarnaya-4.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/operativni-zadaci-pravilnik-o-izmenama-i-dopunama-pravilnika-o-nastavnom-planu-i-programu-osnovnog-obrazovaa-i-vaspitaa.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-differenciaciya-zvukov-z-i-z-celi-vn-978-5-222-15123-5.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/pravila-priema-v-gosudarstvennoe-byudzhetnoe-obrazovatelnoe-uchrezhdenie-srednego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/materiali-k-dokladu.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/amurskoe-kazache-vojsko-chast-3.html
  • lesson.bystrickaya.ru/reklamnie-naklejki-ili-pechat-na-samoklejke-chast-3.html
  • letter.bystrickaya.ru/o-provedenii-viltes-plaukimas-turnira-po-plavaniyu-sredi-veteranov-sporta.html
  • education.bystrickaya.ru/22-naimenovanie-tem-i-obem-v-chasah-auditornih-zanyatij-dlya-studentov-po.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/pravitelstvo-rossijskoj-federacii-postanovlenie-ot-5-dekabrya-2001-g-n-848-o-federalnoj-celevoj-programme-stranica-5.html
  • desk.bystrickaya.ru/podvizhnie-masterskie-po-remontu-sredstv-svyazi-prikaz-30-iyunya-2000-700-ob-utverzhdenii-nastavleniya-po-sluzhbe-svyazi.html
  • student.bystrickaya.ru/-4-kreshenie-svyatogo-vladimira-uchebnoe-posobie-pod-redakciej-professora-k-e-skurata-sergiev-posad-2006.html
  • writing.bystrickaya.ru/informatika-byulleten-novih-postuplenij-v-nb-rgu-za-1-kvartal-2009-g.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tvorci-novih-legend-roman-belousov-o-chem-umolchali-knigi.html
  • studies.bystrickaya.ru/informacionnoe-obespechenie-processov-biznes-planirovaniya.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prikaz-po-upravleniyu-obrazovaniya-administracii-gorodskogo-okruga-orehovo-zuevo-ot-25-04-2012-g-406.html
  • diploma.bystrickaya.ru/vozniknovenie-caricina-chast-3.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnih-ispitanij-dlya-postupleniya-v-magistraturu-po-napravleniyu-podgotovki-psihologo-pedagogicheskoe-obrazovanie.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sobranie-zakonodatelstva-rossijskoj-federacii-1999-n-29-sobranie-zakonodatelstva-rossijskoj-federacii-2002-n-1-ch-i-st-3702.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nesmotrya-na-to-chto-zachatki-eksperimentalno-matematicheskogo-metoda-issledovaniya-prirodi-mozhno-najti-eshe-u-leonardo-da-vinchi-ego-osnovopolozhnikom-schitaetsya-ve.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.