.RU

Правила оформления письменных работ Новокузнецкой Православной Духовной семинарии - страница 3


Оформление цитат

Для подтверждения собственных доводов ссылкой на авторитетный источник или для критического разбора того или ино­го произведения печати следует приводить цитаты. Ака­демический этикет требует точно воспроизводить цитируемый текст, ибо малейшее сокращение приводимой выдержки может исказить смысл, который был в нее вложен автором.

Общие требования к цитированию следующие:

  1. Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания.

  2. Цитирование должно быть полным, без произвольного сокращения цитируемого текста и без искажений мысли автора. Пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании допускается без искажения цитируемого текста и обозначается многоточием. Оно ставится в любом месте цитаты (в начале, в середине, в конце). Если перед опущенным текстом или за ним стоял знак препинания, то он не сохраняется.

  3. При цитировании каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, библиографическое описание которого должно приводиться в соответствии с требованиями библиографических стандартов.

  4. При непрямом цитировании (при пересказе, при изложении мыслей других авторов своими словами), что дает значительную экономию текста, следует быть предельно точным в изложении мыслей автора и корректным при оценке излагаемого, давать соответствующие ссылки на источник.

  5. Цитирование не должно быть ни избыточным, ни недостаточным, так как и то и другое снижает уровень научной работы: избыточное цитирование создает впечатление компилятивности работы, а недостаточное цитирование при необходимости приведения цитат из использованных источников или хотя бы ссылки на них снижает научную ценность работы.

  6. Если необходимо выразить отношение автора работы к отдельным словам или мыслям цитируемого текста, то после них ставят восклицательный знак или знак вопроса, которые заключают в круглые скобки.

  7. Если автор дипломной работы, приводя цитату, выделяет в ней некоторые слова, он должен это специально оговорить, т.е. после поясняющего текста ставится точка, затем тире и указы­ваются инициалы автора дипломной работы, а весь текст заключается в круглые скобки. Вариантами таких оговорок являются следующие: (разрядка наша. — Ф.К.), (подчеркнуто мною. — Ф.К.), (курсив наш. — Ф.К.).

Инициалы автора дипломной работы ставятся также и после пояснения, введенного в текст цитаты, если без него взятая вне контекста цитата непонятна. Например: «Смысл его (Пушкина. — Ф.К.) исповеди со многими его стихотворениями совершенно понятен».

При оформлении цитат следует знать правила, связанные с написанием прописных и строчных букв, а также с употреблением знаков препинания в цитируемых текстах.

Если цитата полностью воспроизводит предложение цитируемого текста, то она начинается с прописной буквы, кроме некоторых случаев.

Если цитата воспроизводит только часть предложения цитируемого текста, то после открывающих кавычек ставят многоточие.

Здесь возможны два варианта оформления цитат. Первый вариант: цитата начинается с прописной буквы, если цитируемый текст идет после точки, например:

В «Выбранных местах...» Н.В. Гоголь писал: «Без любви к Богу никому не спастись».

Второй вариант: цитата начинается со строчной буквы, если цитата вводится в середину авторского предложения не полностью (опущены первые слова), например:

С.И. Вавилов требовал «...всеми мерами избавлять человечество от чтения плохих, ненужных книг».

Строчная буква ставится и в том случае, когда цитата орга­нически входит в состав предложения, независимо от того, как она начиналась в источнике, например:

М.В. Ломоносов писал, что «красота, великолепие, сила и богатство российского языка явствует довольно из книг, в прошлые века писанных».

Если цитата предшествует авторским словам, то первое слово в ней пишется с прописной буквы и в том случае, когда она приводится не с начала предложения, например:

«...Вторая половина жизни и творчества Гоголя ознаменована направленностью его к искоренению недостатков в себе самом», — к такому выводу пришёл в результате своих исследований В.А. Воропаев.

Если цитата приводится не полностью, то пропуск обозна­чается постановкой многоточия: перед текстом цитаты (после начальных кавычек), когда цитата приводится не с начала предложения; в середине цитаты, когда пропущена часть текста; после тек­ста цитаты (перед конечными кавычками), когда цитируемое предложение приводится не до конца.

Если предложение заканчивается цитатой и в конце цитаты стоит многоточие, вопросительный или восклицательный знак, то после них ставятся кавычки и точка.

Пропуски при воспроизведении архивных источников оформляются следующим образом: < >

^ Оформление ссылок

Ссылки в тексте на номер рисунка, таблицы, страницы, главы пишут сокращенно и без значка "№", например: рис. 3, табл. 4, с. 34, гл. 2. Если указанные слова не сопровождаются порядковым номером, то их следует писать в тексте полностью, без сокраще­ний, например: "из рисунка видно, что...", "таблица показывает, что..." и т.д.

^ Библиографическая ссылка — совокупность библиографических сведений о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом в тексте документа другого документа (его со­ставной части или группе документов), необходимых для его об­щей характеристики, идентификации и поиска.

Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому изданию или по иному документу, то ссылку следует начинать словами «Цит. по:». Когда от текста, к которому относится ссылка, нельзя со­вершить плавный логический переход к ссылке, поскольку из текста неясна логическая связь между ними, то пользуются на­чальными словами «См.»;

Когда надо подчеркнуть, что источник, на который делается ссылка, — лишь один из многих, где подтверждается или вы­сказывается, или иллюстрируется положение основного текста, то в таких случаях используют слова «См., например», «См., в частности».

Когда нужно показать, что ссылка представляет дополни­тельные источники, указывают «См. также:». Когда ссылка при­водится для сравнения, поясняют «Ср.:»; если в ссылке работа более подробно освещает затронутый в основном тексте предмет, пишут «Об этом подробнее см.:».

По месту расположения относительно основного текста дипломной работы библиографические ссылки бывают: 1) внутритекстовые, т.е. являются неразрывной частью основного текста; 2) подстрочные, т.е. вынесенные из текста в низ страницы; 3) затекстовые, т.е. вынесенные за текст всего произведения или его части.

^ Ссылки на каждой странице должны начинаться с цифры «1».

Внутритекстовые ссылки используют, когда значительная часть ссылки вошла в основной текст дипломной работы так ор­ганично, что изъять ее из этого текста невозможно, не заменив этот текст другим. В этом случае в скобках указываются лишь вы­ходные данные и номер страницы, на которой напечатано цити­руемое место, или только выходные данные (если номер страницы

указан в тексте), или только номер страницы (если ссылка повторная). Например:

Эта сторона математической логики так характеризуется в известной книге Д. Гильберта и В. Аккермана "Основы теоретической логики" (М., 1947): "Логические связи, которые существуют между суждениями, понятиями и т.д., находят свое выражение в формулах, толкование которых свободно от неяс­ностей, какие легко могли бы возникнуть при словесном выражении" (С. 17).

Библиографическую ссылку во внутритекстовом примечании заключают в круглые скобки, например:

В конце 30-х – начале 40-х годов В.И.Вернадский сам писал по поводу этой работы: «Многое теперь пришлось в ней изменить, но основа мне представляется правильной». (Вернадский В.И. Размышления натуралиста. – М., 1977. – Кн.2: Научная мысль как планетное явление. – С.39).

^ Подстрочные ссылки1 на источники используют в тексте дипломной работы, когда ссылки нужны по ходу чтения, а внутри текста их разместить невозможно или нежелательно, чтобы не усложнять чтения и не затруднять поиски при наведении справки.

В тех случаях, когда ссылки приводятся в конце каждой страницы в виде подстрочных ссылок, для связи их с текстом используются знаки сносок в виде звездочки или цифры. Если ссылок более четырех, то использовать звездочки нецелесообразно. Знак сноски следует располагать в том месте текста, где по смыслу заканчивается мысль автора. Например:

В тексте:

Совершителем таинства Брака может быть только епископ или священник,1 то есть совершитель Евхаристии, литургически всегда представляющий всю Церковь.

В сноске:

________________________

1 Мейендорф Иоанн, протоиерей. Брак и Евхаристия. - N.-Y., 1981. С.43.

Полное описание источника дается только при первой сноске. При повторных ссылках вместо заглавия приводят условное обозначение, например: «Указ. соч.».

Если несколько ссылок на один и тот же источник приводится на одной странице книги или статьи, то в сносках про­ставляют слова «Там же» и номер страницы, на которую делается ссылка.

Первичная подстрочная ссылка включает в себя все обязательные элементы описания книги.


Например:

В тексте:

Профессор В.И. Свинцов в своем учебнике утверждает: «Мастерство редактора складывается из сложного комплекса зна­ний и навыков, охватывающих различные стороны подготовки издания к печати...»1.

В сноске:

____________________

1 Свинцов В.И. Логические основы редактирования текста. М., 1972. С.3.


В повторной сноске:

1 Свинцов В.И. Указ. соч. С.3.

или

1 Свинцов В.И. Там же. С.3.


В первичной ссылке:

Вернадский В.И. Размышления натуралиста. – М., 1977. – Кн.2: Научная мысль как планетное явление. – С.39.


В повторной ссылке:

Вернадский В.И. – Кн.2. – С.10.

или

Вернадский В.И. Указ.соч. – Кн.2. – С.10.


Если в основном тексте упомянуты фамилия автора и название произведения, то в подстрочной ссылке можно ограничиться описанием только самого издания, например:


В тексте:

В статье «Плоды худые» М.М. Дунаев пишет: «Как и всякий нар­котик, рок-музыка нравится своим почитателям прежде всего ил­люзорной помощью в преодолении жизненных трудностей»1.


В сноске:

_________________

1 Православная беседа. 1993. № 2. С. 42.


В тексте:

«Читая «Испанский дневник», я все время думал о двух художниках. О художнике – монументалисте… и о художнике, остановившем время»1, - писал В.Катаев.

В сноске

_________________

1 Цит. по: Рубакин А.И. Михаил Кольцов. Л.,1947. С.29.


В тексте:

Текст правильно построенного рассуждения всегда фиксирует процесс получения нового знания. Суждения при этом располагаются в логически оправданной последовательности1.

В сноске:

_________________

1 См.: Асмус В.Ф. Логика. М.,1960. С.153.


^ Представление табличного материала

Цифровой материал, когда его много или когда имеется необхо­димость в сопоставлении и выводе определенных закономерно­стей, оформляют в дипломной работе в виде таблиц.

Все таблицы, если их несколько, нумеруют арабскими циф­рами в пределах всего текста. Над правым верхним углом таблицы помещают надпись "Таблица..." с указанием порядкового номера таблицы (например: "Таблица 4") без значка № перед цифрой и точки после нее. Если в тексте работы только одна таблица, то но­мер ей не присваивается и слово "таблица" не пишут. Таблицы снабжают тематическими заголовками, которые располагают по­середине страницы и пишут с прописной буквы без точки на конце.


^ Оформление примечаний

При изложении научного материала часто возникает необходимость сделать разъяснения, привести дополнительные факты, побочные рассуждения и уточнения, описать источники и их особенности. В этих случаях используют примечания, которые или помещаются внутри текста в круглых скобках, или, если такие примечания содержат довольно значительный по объему материал, оформляют как сноску, или располагают в конце глав и параграфов.

По содержанию примечания разнообразны:

1) смысловые пояснения основного текста или дополнения к нему;

2) перевод иноязычных слов, словосочетаний, предложений;

3) определения терминов или объяснение значения устаревших слов;

4) справки о лицах, событиях, произведениях, упоминаемых или подразумеваемых в основном тексте;

5) перекрестные ссылки, связывающие данное место издания с другими его местами, содержащими более детальные или дополнительные сведения об упоминаемом здесь предмете или лице.

Примечания связывают с основным текстом с помощью арабских цифр (порядковых номеров) или звездочками постранично или насквозь по всей главе. Знак сноски размещают в тексте:

1) после слова или словосочетания, к которому относится примечание;

2) в конце предложения, если примечание относится к нему в целом;

3) перед точкой, запятой, точкой с запятой, двоеточием, тире, закрывающейся скобкой и закрывающимися кавычками (если относятся к последнему выражению в скобках или кавычках), но после многоточия, вопросительного, восклицательного знаков, точки (при обозначении сокращения), закрывающихся скобок и кавычек (если относится целиком к выражению в скобках или кавычках).


^ Представление иллюстративного материала

Все иллюстрации в дипломной работе должны быть пронумеро­ваны. Нумерация их обычно бывает сквозной, то есть через всю работу. Если иллюстрация в работе единственная, то она не нуме­руется.

В тексте на иллюстрации делаются ссылки, содержащие по­рядковые номера, под которыми иллюстрации помещены в ди­пломную работу.

Ссылка на иллюстрации дается либо в виде заключенного в круглые скобки выражения «(рис.3)», либо в виде оборота типа: «…как это видно на рис.3» или «…как это видно из рис.3».

Каждую иллюстрацию необходимо снабжать подрисуночной подписью, которая должна соответствовать основному тексту и самой иллюстрации.

Фотографии помещаются тогда, когда необходимо с документальной точностью изобразить предмет или явление. Фотографии можно использовать в работе и в том случае, если они уже были где-то опубликованы, т.е. иллюстрировать работу переснятыми из печатных источников. Ссылки на фотографии оформляются так же, как на иллюстрации.

Под фотографией должна быть дата фотографирования или должно быть указание, из какого источника взята фотография.


^ Оформление библиографического списка

Библиографический аппарат дипломной работы представ­лен библиографическим списком и библиографическими ссылка­ми. Библиографический список иногда неверно называют литера­турой.

^ Библиографический список — элемент библиографическо­го аппарата, который содержит библиографические описания ис­пользованных источников и помещается после заключения.

Библиографическое описание составляют непосредственно по произведению печати или выписывают из каталогов и библиографических указателей полностью без пропусков каких-либо элементов, сокращений заглавий и т.п.

В дипломных работах в библиографический список не включаются те источники, на которые нет ссылок в основном тек­сте и которые фактически не были использованы. Все источники из библиографического списка должны быть процитированы в дипломной работе.

Алфавитный способ группировки литературных источ­ников характерен тем, что фамилии авторов и заглавий (если автор не указан) размещены по алфавиту. Однако не следует в одном списке смешивать разные алфавиты. Иностранные источники обычно размещают по алфавиту после перечня всех источников на языке дипломной работы.

Принцип расположения в списке библиографических опи­саний источников — "слово за словом". Записи рекомендуется располагать: а) при совпадении первых слов — по алфавиту вто­рых и т.д.; б) при нескольких работах одного автора — по алфави­ту заглавий; в) при авторах-однофамильцах — по идентифици­рующим признакам (младший, старший, отец, сын — от старших к младшим); г) при нескольких работах автора, написанных им в соавторстве с другими, — по алфавиту фамилий соавторов.

При алфавитном способе расположения библиографиче­ских описаний источников их список обычно не нумеруют. Связь библиографических записей с основным текстом устанавливается при помощи фамилии авторов и года издания.

В библиографическом списке сначала указываются:

1. Священное Писание и творения святых отцов (сначала – на языке оригинала), а затем – вся остальная литература.

2. Литература на иностранных языках располагается в списке после всех русскоязычных источников в порядке латинского алфавита.

Примеры библиографического описания различных видов изданий


Сводное описание многотомного издания

  1. Паустовский К. Собрание сочинений: В 6 т. – М.: Худож. лит., 1958. – Т.1-6.

  2. Самойлов Д.С. Избранные произведения: В 2 т. / Вступ. ст. И. Шайтанова. - М.: Худож. лит., 1989. – Т.1-2.




Описание отдельного тома

  1. Толстой Л.Н. Собрание сочинений: В 12 т. – М.: Худож. лит., 1958. – Т.10. – 495с.

  2. Толстой Л.Н. Собрание сочинений: В 12 т. Т.10. Произведения 1872-1890 гг. – М.: Худож. лит., 1958. – 495с. – (Библиотека классиков русской литературы).

  3. Бутенин Н.В. и др. Курс теоретической механики: Для втузов: В 2 т. Т.1. Статика и кинематика / Н.В.Бутенин, Я.Л.Лунц., Д.Р.Меркин. – 4-е изд., испр. – М. : Наука, 1985. – 239с.

  4. Гоголь Н.В. Собрание сочинений: В 9 т. Т.1. Вечера на хуторе близ Диканьки; Т.2. Миргород / Сост. и коммент. В.А.Воропаева, И.А.Виноградова. – М.: Русская книга, 1994. – 496с.

  5. Дунаев М.М. Православие и русская литература: В 6 ч. – М.: Христианская литература, 1999. – Ч.5. – 736с.

  6. Григорий Богослов, свт. Собрание творений: В 2 т. – Троице-Сергиева Лавра, 1994. – Т.1 – 567с.

  7. Филарет (Гумилевский), архиепископ. Историческое учение об Отцах Церкви: В 3 т.– Репр. изд. 1913 г. – Троице-Сергиева Лавра, 1996. – Т.1 – 772с.

  8. Иоанн Златоуст, свт. Собрание сочинений: В 2 т. – М.: Православная книга, 1991. – Т.2, кн.2. – 456с.

  9. Карташев А. Собрание сочинений: В 2 т. Т.1. Очерки по истории русской церкви. – М.: Терра, 1992. – 686с.

  10. Варнава (Беляев), еп. Основы искусства святости: Опыт изложения православной аскетики: В 4 т. – Н.Новгород: Издание Братства во имя святого князя Александра Невского, 1998. – Т.1. – 789с.

  11. Димитрий Ростовский, свт. Жития святых: В 12 кн. – Репр. изд. – Введенская Оптина пустынь, 1993. – Кн.5, ч.1. – 473с.

  12. Иоанн Златоуст, свт. Собрание сочинений: В 12 т. Слово о девстве. – М., 1994. – Т.2, кн.1. - 123с.

  13. Димитрий Ростовский, свт. Жития святых: В 12 кн. – Репр. изд. 1911 г. – Совместное издание Введенской Оптиной пустыни и Издательского отдела Московской Патриархии, 1992. – Кн. 12. Август. – 735с.

  14. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова: В 2 т. – Репр. изд. 1913 г. – М.: Изд-во «Посад», 1993. – Т.2. – 417с.

  15. Михаил (Леонтьев), архим. Евангелие от Матфея, Марка, Луки и Иоанна: С предисловием и подробными объяснительными примечаниями: В 3 кн. Кн. 1. Евангелие о Матфея. – Репр. изд. 1870 г. – Б.м., б.г. – 27с.

  16. Дамаскин (Орловский), иг. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия: Жизнеописание и материалы к ним: В 6 кн. – Тверь: ООО Изд-во «Булат», 2002. – Кн. 6. – 497с.

  17. Максим Исповедник. Творения: В 12 кн. Кн.1. Аскетические и богословские трактаты / Пер. с др.–греч., вступ. статья и ком. А.И.Сидорова. – М.: Изд-во «Мартис», 1993. – 354с.

  18. Симеон Новый Богослов. Творения: В 3 т. Т.1. Слова 1-52. – Репр. изд. 1892 г. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. – 496с.

  19. Давыденков Олег, иер. Догматическое богословие: Курс лекций: В 3 ч. – М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 1997. – Ч.3 – 159с.

  20. Феофан Затворник, свт. Собрание писем. Вып.5. – М.: Московский Сретенский монастырь; Паломник; Правило веры, 1994. – 485с.




Описание книги одного автора

  1. Солганик Г.Я. От слова к тексту: Книга для учащихся старших классов. – М.: Просвещение, 1993. – 185с. – (Мир знаний).

  2. Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка. – 2-е изд., испр. – М.: Рольф, 1999. – 240с.

  3. Никифоров-Волгин В.А. Дорожный посох: Избранное / Сост., послесл. и коммент. С.Исакова. – М.: Русская книга, 1992. – 386с.

  4. Демакова И.Д. С верою в ученика: Особенности воспитательной работы классного руководителя: Книга для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1989. – 205с. – (Мастерство учителя: идеи, советы, предложения).

  5. Авва Дорофей, прп. Душеполезные поучения и послания. – М.: Московское подворье Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря; Правило веры, 1995. - 677с.

  6. Феофан Затворник, свт. Толкования посланий апостола Павла: Второе послание к коринфянам. – Репр. изд. 1984 г. – М.: Правило веры. - 345с.

  7. Аверкий (Таушев), архиеп. Четвероевангелие. Апостол: Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. – М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского Богословского института, 2000. – 476с.

  8. Петрякова А.Г. Культура речи: Практикум-справочник для 10-11-х классов. – М.: Флинта; Наука, 1997. – 256с.

  9. Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения по системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова / Из опыта работы ЭУК «Школа развития». – М.: ЦПРО «Развитие личности», 1998. – 360с.

  10. Игнатий (Брянчанинов), свт. Приношение современному монашеству. – Репр. изд. 1905 г. – Свято-Троице-Сергиева Лавра, 1991. – 464с.

  11. Августин Аврелий. Исповедь / Пер. М.Е.Сергиенко; Общая редакция и статья А.А.Столярова. – М.: Изд-во «Канон», 1997. – 455c. – (Серия «История христианской мысли в памятниках»).

  12. Мейендорф Иоанн, прот. Введение в святоотеческое богословие: Конспекты лекций / Пер. с англ. Л.Волохонской. – 2-е изд., испр. – М.; Вильнюс: Весть, 1992. – 360с.

  13. Попов И., проф. Конспект лекций по Патрологии. 1907-8г. – Б.м., б.г., б.и.– 302с.




Описание книги двух или трех авторов

  1. Былинский К.И., Розенталь Д.Э. Литературное редактирование. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Искусство, 1961. – 339с.

  2. Кожин А.Н., Крылова О.А., Одинцов В.В. Функциональные типы русской речи. – М.: Высш. шк., 1982. – 220с.




Описание книги четырех и более авторов

  1. Литературное редактирование: Материалы для занятий: Учебное пособие / И.К. Гужова, Р.А. Молибоженко, К.М. Накорякова, Т.И. Сурикова; Под ред. К.М. Накоряковой. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. – 160с.

  2. Справочная книга редактора и корректора: Редакционно-техническое оформление издания / Сост. и общ. ред. А.Э.Мильчина. – 2-е изд., перераб. – М.: Книга, 1985. – 576с.

  3. Страна без границ. Литературная хрестоматия для учащихся 8-11 классов: В 2 кн. / Сост. Н.Н.Горбачева, Н.А.Рогачева. – Тюмень: Софт Дизайн, 1998. – Кн.2. – 496с. – (Серия «Российская провинция: от Карского моря до приишимских степей»).



Описание книги без указания автора

  1. Богородица: Краткое жизнеописание, рассказы об иконах, молитвы. – СПб.: Штиль, 1997. – 80с.

  2. Черты деятельного благочестия: По учению святых отцов Православной Церкви. – М.: Галактика, 1996. – 224с.

  3. О жизни православных святых, иконах и праздниках (согласно церковному преданию) / Автор – сост. О.А.Попова. – Свердловск: Издательское предприятие «91», 1991. – 678с.

  4. Богоматерь: Полное иллюстрированное описание Ея земной жизни и посвященных Ея имени чудотворных икон: В 2 ч. / Под ред. Е.Поселянина.– Репр. изд. – К.: Мистецтво, 1994. - Ч.2. – 678с.

  5. Толковая Библия. Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. В 2 т.– 2-е изд. – Стокгольм: Институт перевода Библии, 1987. – Т.1. – 1567с.

  6. Троицкие листки: Духовно-нравственное чтение для народа: Листки по Евангелию от Матфея. – Репр. изд. 1913 г. – М.: Паломник, б.г. - 67с.

  7. Отцы и учители Церкви III в.: Антология: В 2 т. Т.1. Климент Александрийский; Тертуллиан / Составление, биографические и библиографические статьи иеромонаха Иллариона (Алфеева). – М.: Изд-во «Либрис», 1996. – 380с.




Описание учебного пособия, словаря, справочника

  1. Хрестоматия по древнерусской литературе: Для вузов / Сост.: М.Е.Федорова, Т.А. Сумникова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Высш.шк., 1986. – 215с.

  2. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1985. – 431с.

  3. Трудности русского языка: Словарь-справочник журналиста / Под ред. Л.И. Рахмановой. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974. – 480с.

  4. Справочная книга редактора и корректора: Редакционно-техническое оформление издания / Сост. и общ. ред. А.Э.Мильчина. – 2-е изд., перераб. – М.: 1985. – 576с.

  5. Отечественная история: История России с древнейших времен до 1917 года. Т.1-2. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1994-1996.




Описание сборника и статьи в сборнике

  1. Антоний, митрополит. Из истории Новгородской иконографии // Богословские труды. – 1986. – Сб.27. – С.61-86.

  2. Флоренский Павел, священник. Троице-Сергиева Лавра и Россия, 1919: [Машинопись]. Собрание ЦАК МДА. – Троице-Сергиева Лавра, 1971. - 678с.

  3. Федорченко О.А. Принятие решений об инвестировании в рыночных условиях // Науч. тр. / Моск. ун-т леса. – 2001. – Вып.310. – С.146-148.

  4. Непрерывное образование как педагогическая система: Сб.науч. тр. / НИИ высшего образования / Отв.ред. Н.Н.Нечаев. – М.: НИИВО, 1995. – 156с.

  5. Никитина А.В. Эффективность использования солнцезащитных средств при боковом освещении в промышленных зданиях // Современные проблемы охраны труда: Сб.науч.статей / НИИ труда. – М.,1997. – С.34-37.

  6. Полотикин Н.С., Суриков В.М., Чернышев А.В. Религия и Церковь в Сибири. // Сб. науч. статей и документальных материалов / Тюменский гос. ун-т. Творческое объединение «Лад». – 1991. – Вып.2. – 890с.

  7. Рогожин П.В. Современные системы передачи информации: Интернет и Россия / П.В.Рогожин // Компьютерная грамотность: Сб.ст. / Сост. П.А.Павлов. – 2-е изд. – М., 2001. – С.68-99.

  8. Великая Отечественная война: Правда и вымысел: Сб.ст. / С.-Петерб. гос.ун-т / Под общ. ред. Н.Д.Колесова. – СПб.: Изд-во С.-Перерб. ун-та, 2000. – 101с.

  9. Ремизов К.С. Нормирование труда // Гурьянов С.Х., Поляков И.А. Справочник экономиста по труду. – 5-е изд., доп. и перераб. – М., 1982. – Гл.1. – С.5-58.

  10. Губарь А.М., Ревунков Г.И., Чистов В.В. Формализованный метод организации справочных массивов // Организация и управление научными исследованиями в технических вузах. – М.,1979. – Вып.3. – С.53-59.

  11. Крюков Б.В. Хозин Н.П. Вопросы машинного проектирования информационных систем // Технические средства обработки информации. – М.,1976. – С.11-25. – Реферат в: Управление, экономика и прогнозирование развития высш. и сред.спец.шк.: Науч.реф.сб. – 1979. – Вып.4. – С.9-10.




Описание статьи в журнале

  1. Засурский Я.Н. Информационная безопасность: Развитие доступа к информации // Вестн. Моск. ун-та. Сер.10. Журналистика. – 1998. - №2. – С.3-7.

  2. Шемякин В. Церковная школа // Церковные ведомости. – 1888. - №7. – С.176-180.

  3. Князев С.А. К вопросу о возникновении аканья в русском языке // Вопр. языкознания. – 2001. - №1. – С.33-35.



Описание статьи в газете

  1. Дворкин А.Л., профессор. Осторожно: иеговисты // Сибирская Православная газета. – 2002. – Май-июнь. (№4). – С.4.

  2. Михеев В. Нобелевские лауреаты – ирландские политики // Известия. – 1998. – 17 окт. – С.16.

(Страницы указываются в описании, если объем издания больше 8 страниц).

  1. Новая безопасность для России: Как укрепить обороноспособность, не увеличивая бюджетных затрат: [Беседа за «круглым столом» в центре стратегических разработок / Записали Анна Остапчук, Евгений Красиков] // Моск. новости. – 2001. – 18-24 апр. (№15). – С.6.




Описание диссертации

  1. Жуков В.А. Социально-медицинские аспекты современного человека: Дис. канд. социол. наук: 09.00.11 // Моск. гос. ун-т. – М.,1997. – 123с.




Описание депонированной статьи:

  1. Вахницкая Г.А., Ковалев В.А. Управление минеральным обеспечением ремонтов / РАН. Институт экономических исследований. – М., 1998. – 78с. – Деп. в ИНИОН РАН 15.09.96. № 15754.




Описание архивных материалов

В описании архивных материалов сначала описываются материалы центральных, а затем местных архивов в следующем порядке: название архива, номер фонда, наименование фонда и время его формирования, номер описи дел:

  1. Российский государственный архив экономики. Фонд 478. Наркомат земледелия РСФСР (1917-1922). Опись 1, дела 20, 46.




Опись архива автора

  1. Аудиозапись с Ивановой М.П. от 16 мая 1998 г. // Архив автора.




Описание аудиоиздания

  1. Кокорев В., прот. Поэт – духовидец Ф. Тютчев: Музыкально-поэтическая композиция. – Духовный концертный лекторий «Свет Христа просвещает всех». – 1 мк.



^ Описание электронных источников

В описании электронных источников сначала указывается название главного ресурса (сайта), затем – автор статьи, заглавие статьи, электронный ресурс и дата, когда данный источник был взят из сети Интернет (в тексте дипломной работы должно присутствовать не более 30% ссылок на Интернет источники).

  1. Православное чтение. Леонов Н.В., доктор исторических наук. Сборник душеполезных текстов. Интернет – обоюдоострое оружие. http://www.zavet.ru, 30.07.02.

  2. Андрей Кураев, диакон. Как православному человеку относиться к компьютеру.

http://www.orthodox.etel.ru/1999/12/komp.htm, 22.01.03.

  1. Сибирская Православная газета. Бакулин М.Ю. Тобольск - древняя столица Сибири. http://www.ihtus.ru, 23.04.99.



ПРИМЕЧАНИЯ:




  1. Если на титульном листе не указан год издания, но на обороте указан год напечатания или какое-либо косвенное указание на время выхода книги, то год издания заключается в квадратные скобки.

  2. Если год и место издания книги неизвестен вовсе, тогда указывается: Б.м., б.г. (т.е. без места, без года).

Аналогичные указания применимы и к литературе на иностранных языках. В этом случае пишут: S.l., s.a (т.е. по-латыни Sine loco, sine anno).

^ Порядок защиты дипломной работы

Готовая к предзащите работа сдается в канцелярию НПДС за месяц до предзащиты в 3-х экземплярах, а также обязательно в цифровом виде (на CD-R). На заседании Ученого Совета определяется официальный оппонент. На предзащиту студент должен предоставить 3 экземпляра автореферата.

Процедура предзащиты дипломной работы включает в себя:

Готовая к защите работа сдается в канцелярию НПДС за 2 недели до защиты в 2-х экземплярах в переплетенном виде (в твердом переплете), а также обязательно в цифровом виде (на CD-R). Электронный вариант должен содержать полный текст дипломной работы с приложениями, библиографией и иллюстративным материалом, а также шрифты, необходимые для корректного отображения текста. Текст дипломной работы должен быть представлен одним файлом.

Допущенная к защите дипломная работа передается научному руководителю и официальному оппоненту на рецензию. Защита дипломных работ проводится на заседании аттестационной комиссии с участием научного руководителя, официального оппонента, студента-дипломника и других членов комиссии.

Процедура защиты дипломной работы включает в себя:

К защите дипломной работы Семинарии необходимо сдать:

1. экземпляра дипломной работы в твёрдом переплёте. Необходимо иметь собственный, экземпляр, который понадобится во время защиты.

2. Два экземпляра автореферата. Необходимо иметь собственный, экземпляр, который понадобится во время защиты.

3. Электронный вариант дипломной работы и автореферата на диске (CD-R)

Образец оформления титульного листа автореферата дипломной работы


^ РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ

НОВОКУЗНЕЦКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ


 

 

 

 

 

 

 

 

 

^ Учение о Евхаристии христианских писателей доникейского периода

 

 


 

Автореферат

дипломной работы

студента V курса

диакона Романа Алексеевского

 

Научный руководитель:

Священник Никита Чирцов.

 

 

 


 


Новокузнецк

2010

Структура автореферата


^ I ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

  1. Актуальность темы исследования

  2. Объект

  3. Предмет работы

  4. Цель данной работы

  5. Задачи

  6. Основные источники

  7. Временные рамки

  8. Основные результаты исследования, выносимые на защиту

  9. Практическое применение

  10. Структура работы

^ II ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

В этом пункте надо кратко рассказать о каждой главе и параграфах дипломной работы, сделать вывод, и подвести общий итого дипломной работы.


^ Критерии оценки дипломной работы

Оценку «отлично» заслуживает дипломная работа, содержание которой представляет теоретический или практический интерес для церковной жизни, анализирует рассматриваемый вопрос с позиции православного вероучения, а также свидетельствует о владении автором приёмами научно-исследовательского анализа. Композиция такой работы четко структурирована и логична. В Заключении содержатся ясные и обоснованные выводы, которые вносят вклад в решение поставленной проблемы, намечают перспективу для дальнейшей разработки. Работа написана литературным языком, тщательно выверена по стилю, научно-справочный аппарат и оформление соответствуют действующим в церковной науке стандартам и требованиям настоящих Рекомендаций. При отличной оценке дипломной работы следует учитывать краткость и логичность вступительного слова студента, в котором отражены основные положения работы, а также чёткие и аргументированные ответы на вопросы, заданные членами комиссии.

Дипломная работа оценивается на «хорошо», если анализ поставленной проблемы неполный, богословская оценка вопроса правильная, но недостаточная, выводы не всегда аргументированы, в структуре работы, содержании и стиле изложения есть отдельные погрешности, не имеющие принципиального характера. В остальном работа отвечает требованиям, предъявляемым к «отличной» дипломной работе.

Дипломная работа оценивается «удовлетворительно», если анализ проблемы подменен описанием фактов, богословская оценка вопроса неубедительна, выводы не конкретны и слабо аргументированы, отсутствует библиографический обзор по теме работы, в стиле и оформлении работы имеются существенные погрешности, дипломником проявлена неуверенность во время дискуссии.

Оценку «неудовлетворительно» заслуживает дипломная работа, содержание которой не соответствует заявленной теме или тема изложена неполно, с упущением основных материалов, значимых для раскрытия темы. Выводы в работе или вообще отсутствуют, либо носят декларативный характер. В ходе защиты студент ведет себя неуверенно, материалами собственной работы владеет слабо, на поставленные вопросы ответить затрудняется, допускает существенные ошибки. При обнаружении плагиата работа также оценивается как неудовлетворительная.


Составили: диакон Роман АЛЕКСЕЕВСКИЙ – преподаватель НПДС.




1 Обязательно использовать только этот вариант ссылок!


poyasnitelnaya-zapiska-k-tematicheskomu-planu-urokov-po-uchebnoj-programme-stranica-3.html
poyasnitelnaya-zapiska-k-uchebnim-planam-maou-gimnaziya-32-g-kaliningrada.html
poyasnitelnaya-zapiska-k-uchebnoj-programme-dlya-8-klassa.html
poyasnitelnaya-zapiska-k-uchebnomu-planu-dopolnitelnoj-obsheobrazovatelnoj-programmi.html
poyasnitelnaya-zapiska-k-uchebnomu-planu-mou-sosh-5-g-noyabrska-na-2009-2010-uchebnij-god-stranica-11.html
poyasnitelnaya-zapiska-k-uchebnomu-planu-obrazovatelnaya-programma-mou-pervomajskaya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya.html
  • turn.bystrickaya.ru/otkritoe-akcionernoe-obshestvo-centr-programmnih-sredstv-massovogo-primeneniya-v-stroitelstve.html
  • reading.bystrickaya.ru/kontrolnaya-rabota-2-rabochaya-tetrad-po-kursu.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/spider-man-2-322-mb-james-bond-007-from-russia-with-love-685-mb-zhanr-shooter.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kommunikacij-banka-v-usloviyah-krizisa-2008-2010-gg.html
  • spur.bystrickaya.ru/kontrolnie-voprosi-zadachi-po-linejnomu-programmirovaniyu-i-optimizacii.html
  • report.bystrickaya.ru/izvestnij-marshal-francii-zhil-de-re-legendarnij-soratnik-zhanni.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-m-kashin-podpis-stranica-22.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-disciplini-ds-f-01-informacionnie-tehnologii-v-reklame-celi-i-zadachi-disciplini.html
  • studies.bystrickaya.ru/faktori-lesnoj-sredi-i-serdechno-sosudistie-zabolevaniya.html
  • school.bystrickaya.ru/kak-rukodelnichat-i-lyuboe-delo-delat-blagoslovyas-chast-3.html
  • desk.bystrickaya.ru/planovoe-profilakticheskoe-obsluzhivanie-stranica-3.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/respublikanskaya-celevaya-programma-innovacionnoe-razvitie-osnova-konkurentosposobnosti-agropromishlennogo-kompleksa-chuvashskoj-respubliki-na-2010-2015-gg-i-na-period-do-2020-goda-pasport-programmi-stranica-8.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vvedenie-v-obshuyu-psihologiyu-akademicheskij-kalendar-studenta-i-kursa-fakultet-klinicheskoj-psihologii-m-mgmsu.html
  • predmet.bystrickaya.ru/scenarij-vneklassnogo-meropriyatiya-k-450-letiyu-goroda-astrahani-epigraf-zachisli-menya-gorod-v-astrahanci-za-robkoe-priznanie-v-lyubvi.html
  • tasks.bystrickaya.ru/37-buhgalterskaya-otchetnost-metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-kursovoj-raboti-po-discipline-buhgalterskij-uchet.html
  • abstract.bystrickaya.ru/34-poryadok-analiza-vremennih-ryadov-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-ekonomicheskih-specialnostej-gumanitarnih-vuzov-moskva-2001.html
  • literature.bystrickaya.ru/doklad-na-pravitelstvennom-chase.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-rassmotrena-i-utverzhdena-na-zasedanii-kafedri-avtomatizirovannie-stanochnie-sistemi-3-sentyabrya-2007-g-protokol-1.html
  • nauka.bystrickaya.ru/ustanovlennie-zakonodatelstvom-sroki-ispitaniya-ne-mogut-bit-uvelicheni-sobstvennikom-dazhe-s-soglasiya-rabotnika.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/meropriyatiya-po-priemu-i-obustrojstvu-pereselencev-na-territorii-vseleniya.html
  • grade.bystrickaya.ru/n-v-slinkina-n-f-sgibneva-bbk-78-38-stranica-5.html
  • student.bystrickaya.ru/1-vozmozhnost-primeneniya-dobavok-v-sluchayah-perechislennih-v-poz-1-neobhodimo-utochnyat-v-sootvetstvii-s-poz-2-2.html
  • klass.bystrickaya.ru/auditorskoe-zaklyuchenie-po-finansovoj-buhgalterskoj-otchetnosti-n-e-kryukov-28-aprelya-2006-g.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/5-privedenie-po-bazisnim-usloviyam-postavok-biznes-kurs-mva-upravlenie-riskami-v-mezhdunarodnom-biznese.html
  • college.bystrickaya.ru/11-29-ballov-pered-vami-otrivki-iz-vospominanij-i-razmishlenij-marshala-gkzhukova-otnosyashihsya-k-sobitiyam-velikoj-otechestvennoj-vojni-1941-1945-gg.html
  • letter.bystrickaya.ru/normativtik-iti-aktilerdi-memlekettik-tirkeu-aidalari.html
  • notebook.bystrickaya.ru/hronologiya-boksa.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/migel-de-servantes-saavedra-stranica-12.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/analiz-ispolzovaniya-trudovih-resursov-na-primere.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-ii-psihologii-processa-izobreteniya-v-oblasti-matematiki-perevod-s-francuzskogo-m-a-shatalovoj-i-o-p-shatalova.html
  • tests.bystrickaya.ru/mehanizm-integracii-vuzovskoj-nauki-v-regionalnuyu-innovacionnuyu-sistemu.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdelenij-metodicheskoj-sluzhbi-pozvolilo-reshat-postavlennie-zadachi-na-bolee-visokom-urovne.html
  • testyi.bystrickaya.ru/8-oborudovanie-a-v-turchin-otvetstvennie-redaktori.html
  • notebook.bystrickaya.ru/investicionnie-processi-v-rossijskoj-ekonomike.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vpredidushih-razdelah-izuchalis-svojstva-i-harakteristiki-elektroprivodov-v-ustanovivshihsya-rezhimah.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.