.RU

Практическая психология познание себя влияние на людей - страница 4




Таблица 8


Ключ к методике психодиагностики ситуационной и личностной тревожности


Шкала стуационнои тревожности Шкала личностной тревожности номер суждения выЬранные варианты ответов и начисляемые за них баллы номер суждения выбранные варианты ответов и начисляемые за них баллы

1 2 3 4 1 2 3 4

4 J 2 1 1 4 3 2 1 2 4 3 2 1 2 1 2 3 4 3 1 2 3 4 3 1 2 3 4 4 1 2 3 4 4 1 2 3 4 5 4 3 2 1 5 1 2 3 4 6 1 2 3 4 6 4 3 2 1 7 1 2 3 4 7 4 3 2 1 8 4 3 2 1 8 1 2 3 4 9 1 2 3 4 9 1 2 3 4 10 4 3 2 1 10 4 3 i 1 11 4 3 2 1 11 1 2 3 4 12 1 2 3 4 12 1 2 3 4 13 1 2 3 4 13 1 2 3 4 14 1 2 3 4 14 1 2 3 4 15 4 3 2 1 15 1 2 3 4 16 4 3 2 1 16 4 3 2 1 17 1 2 3 4 17 1 2 3 4 18 1 2 3 4 18 1 l 3 4 19 4 3 2 1 19 4 3 i 1 20 4 3 2 1 20 1 2 3 4


94


95


^ ОЦЕНКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ТИПИЧНЫХ ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ (ТЕСТ КЕТТЕЛА)


Эта методика предназначена для оценивания степени ра вития 16 типичных черт личности. Такая оценка дается i результатам анализа ответов на приводимые ниже 187 в просев-суждений.


Вы должны прочесть каждое суждение и выбрать один ] трёх ответов на него. Ответы даются сразу же после форм лировки суждения. Выбранные ответы сравниваются с KAI чевыми, которые приводятся в конце опросника. Результаты такого сравнения становится оценка степени развитости ра личных типичных черт личности, названия которых дают вместе с ключевыми ответами.


Итак, внимательно прочтите каждое из приведенных HIC высказываний и выразите своё отношение к нему, выбра один из ответов.


1. Я хорошо понял инструкцию к опроснику: 1-да; 2-не уверен; 3 - нет.


2. Я готов как можно искренне ответить на предложен ные вопросы: 1-да; 2-не знаю; 3 - нет.


3. Если бы у меня была дача, то я предпочел бы её име 1 - среди людей, в большом поселке; 2 - нечто ср нее; 3 - в лесу, далеко от людей.


4. Я нахожу в себе достаточно сил, чтобы справляться^ жизненными трудностями: 1 - всегда; 2 - как правило; 3 - редко.


5. При виде диких животных мне становится не по себ даже если они надёжно заперты и никакая опасное мне не угрожает: 1-да; 2-не всегда; 3 - никогда.


6. Я воздерживаюсь от критики людей и их взглядов: 1 - всегда; 2 - иногда; 3 - нет.


7. У меня есть такие качества, по которым я превосхоя других людей: 1-да; 2-не уверен; 3 - нет.


96


8. Я люблю планировать свои дела и действовать в соответствии с намеченным планом: 1 -да;2- трудно ответить; 3 - нет.


9. Если бы я увидел дерущихся детей, то:


1 - предоставил бы им возможность самим выяснять свои отношения;


2 - не знаю, что сделал бы в этой ситуации;


3 - вмешался бы, чтобы разобраться в ссоре.


10. На собраниях и в компаниях я:


1 - стараюсь быть на виду у всех;


2 - нечто среднее;


3 - предпочитаю держаться в тени.


11. По-моему, интереснее быть:


1 - инженером-конструктором по профессии;


2 - не знаю, что предпочесть;


3 - поэтом или драматургом.


12. Мне легко подчиняться приказам, даже если они кажутся не вполне разумными: 1-да; 2- нечто среднее; 3 - нет.


13. Обычно я спокойно переношу общество самодовольных людей: 1-да; 2-не всегда; 3 - никогда не переношу.


14. Разглядывая на небе облака, я обычно:


1 - думаю о погоде; 2-ни о чём не думаю;


3 - вижу в них разные, в том числе самые причудливые, образы.


15. Я считаю, что самую скучную, повседневную работу всегда нужно доводить до конца, даже если в этом нет особой необходимости: 1-да; 2-не уверен; 3 - нет.


16. Я предпочел бы иметь такую работу, в которой:


1 - можно было бы много заработать с риском потерпеть неудачу;


2 - не знаю;


3 - можно иметь не очень высокий, но твёрдый заработок.


'83 Of


17. Человек, способный не показывать свои чувства окружающим, кажется мне:


1 - изворотливым;


2 - трудно сказать каким;


3 - воспитанным.


18. Изредка я испытываю чувство внезапного страха ил) беспокойства, сам не знаю почему: 1- да; 2- иногда; 3 - никогда.


19. Когда меня несправедливо критикуют за то, в чём i не виноват, то:


1 - никакого чувства вины у меня не возникаетД


2 - я чувствую себя неопределенно;


3 - у меня возникает чувство вины.


20. На работе у меня бывает больше затруднений с людь< ми, которые:


1 - отказываются работать по-новому;


2 - не знаю; '


3 - всякий раз стараются работать по-новому.


21. Принимая решение, я обычно руководствуюсь: 1 - чувством; 2 - нечто среднее; 3 - разумом.


22. Люди были бы счастливее, если бы они больше вре' мени проводили в обществе своих друзей: s 1 - да; 2 - не знаю; 3 - нет.


23. Строя планы на будущее, я часто рассчитываю н^ удачу: 1 - да; 2 - не всегда; 3 - нет.


24. Разговаривая с людьми, я:


1 - склонен высказывать свои мысли сразу, xaf только они приходят в голову; 1


2 - нечто среднее; д


3 - предпочитаю сначала хорошо подумать, a ynJ потом говорить.


25. Даже если я чем-то сильно взволнован, я успокаив юсь довольно быстро: 1 - да; 2 - когда как; 3 - нет.


26. При одинаковом рабочем дне и зарплате я предп чёл бы работать:


1 - столяром или поваром;


2 - не знаю, что выбрать;


3 - официантом, чтобы постоянно быть среди люД<


. У меня было:


1 - очень много случаев, когда меня выбирали организовать какое-либо дело;


2 - были такие случаи, но не так уж много;


3 - не было таких случаев. "Лопата" так относится к слову "копать", как "нож" к:


1 - острый; 2 - резать; 3 - точить. Иногда какая-нибудь навязчивая мысль не даёт мне заснуть:


1- да; 2- редко; 3 - никогда. Я в своей жизни, как правило, достигаю те цели, которые поставил перед собой:


1 -да;2- иногда; 3 - почти никогда. Если закон устарел, то он должен быть немедленно изменен: 1-да; 2-не знаю;


3 - нет, надо ещё хорошенько подумать, стоит ли это делать.


Мне становится не по себе, когда дело требует быстрых действий, которые как-то влияют на других людей:


1 - да; 2 - нечто среднее; 3 - нет. Большинство знакомых считает меня весёлым человеком:


1-да;2- нечто среднее; 3 - нет. Когда я вижу неопрятных, неряшливо одетых людей, то:


1 - это меня не волнует; 2 - нечто среднее; 3 - они вызывают у меня неприязнь и отвращение. Неожиданно оказавшись в центре внимания людей, я теряюсь:


1-да;2- нечто среднее; 3 - нет. Я всегда рад присоединиться к большой компании:


1 - да; 2 - нечто среднее; 3 - нет. В школе я предпочитаю:


1 - уроки, связанные с музыкой и танцами;


2 - не знаю;


3 - уроки математики и физики или занятия в мастерской труда.


99


38. Если меня назначают ответственным за что-либо, я настаиваю, чтобы мои распоряжения строго в: поднялись, а иначе отказываюсь от назначения: 1- да; 2- когда как; 3 - никогда.


39. По некоторым вопросам я занимаю непреклонно позицию: 1 - да; 2 - не знаю; 3 - нет.


40. Мне интересны люди, которые во многом со мно не согласны, с которыми можно поспорить: 1 - да; 2 - не знаю; 3 - нет.


41. Если в новой компании кто-то много и громко CMI ётся, то это говорит о том, что данный человек: 1 - жизнерадостный; 2 - не знаю; 3 - не умеет себя вести.


42. Я предпочел бы общаться с людьми вежливыми деликатными, а не с грубыми и слишком прямоли нейными: 1 - да; 2 - не знаю; 3 - нет.


43. Когда меня критикуют на людях, то это меня край; расстраивает: 1 - да; 2 - не знаю; 3 - нет.


44. Если меня вызывает к себе директор школы ил классный руководитель, то я:


1 - использую эту встречу для того, чтобы поп] сить его о чём-то, что мне нужно;


2 - заранее ни о чём не думаю;


3 - обычно думаю о том, что я что-то сделал так и меня собираются наказать.


45. Я испытываю чувство смущения, если моё мнение какой-нибудь прочитанной книге или о фильме зошлось с общепринятым: 1-да; 2- трудно сказать; 3 - нет.


46. Прежде чем высказать своё мнение, я:


1 - стараюсь узнать мнение других людей;


2 - когда как;


3 - никогда не думаю о том, каково мнение гих людей.


47. Я с удовольствием участвую в жизни школы:


1-да; 2-не знаю; 3 - нет.


48. Я поддерживаю дома порядок и почти всегда знаю, что где лежит: 1-да; 2- иногда; 3 - никогда.


49. Когда я думаю о том, что произойдёт в течение дня, то я нередко испытываю беспокойство: 1-да; 2-не знаю; 3 - нет.


50. Иногда я сомневаюсь в том, действительно ли люди, с которыми я беседую, интересуются тем, то я говорю. 1-да; 2-не знаю; 3 - нет.


51. Если бы мне пришлось выбирать, то я предпочел бы быть:


1 - лесничим; 2 - не знаю; 3 - учителем старших классов.


52. Ко дню рождения и к праздникам я:


1 - люблю делать подарки;


2 - затрудняюсь ответить;


3 - не люблю делать подарки и считаю, что это неприятная обязанность.


53. "Усталый" относится к слову "работал", как "гордый" к: 1 - улыбка; 2 - успех; 3 - счастливый.


54. Какое из данных слов не подходит к двум остальным?


1 - свеча; 2 - луна; 3 - лампа.


55. Мои друзья:


1 - меня никогда не подводили;


2 - иногда подводили, иногда нет;


3 - подводили довольно часто.


56. Я делаю людям резкие критические замечания, если мне кажется, что они этого заслуживают: 1 - всегда; 2 - иногда; 3 - никогда.


57. Когда я расстроен, я стараюсь скрыть свои чувства от других людей: 1-да; 2- нечто среднее; 3 - нет.


58. Я люблю ходить в кино и посещать другие места общих развлечений: 1 - да; 2 - не знаю; 3 - нет.


101


59. Я считаю, что личная свобода в поведении важне хороших манер и соблюдения правил этикета: 1- да; 2- нечто среднее; 3 - нет.


60. В присутствии значительных людей, которые старше меня по возрасту, занимают более высокое положе ние, чем я, и имеют больше жизненного опыта, предпочитаю:


1 - вести себя скромно;


2 - когда как;


3 - вести себя с ними на равных.


61. Мне трудно выступать перед большой аудиторией:


1-да; 2-не знаю; 3 - нет.


62. Я хорошо ориентируюсь в незнакомой местности:


1 - да; 2 - когда как; 3 - нет.


63. Если бы кто-то разозлился на меня, то я:


1 - постарался бы его успокоить;


2 - не знаю, как повёл бы себя;


3 - это вызвало бы у меня ответное раздражение^


64. Если с человеком говорить начистоту, то он никогл не обидится, даже если не всё ему будет приятно: 1 - да; 2 - не знаю; 3 - нет.


65. В наше время требуется:


1 - больше дисциплинированных, добросовес людей;


2 - не знаю;


3 - больше увлечённых романтиков и энтузиастов


66. Иногда я говорю посторонним людям вещи, кажу^ щиеся мне важными, даже если они сами меня этом не спрашивают: 1-да; 2-не знаю; 3 - нет.


67. Я считаю, что непринуждённость в поведении вая^ нее, чем соблюдение правил хорошего тона: 1-да; 2-не знаю; 3 - нет.


68. Бывает, что я избегаю встреч с кем-либо, так чувствую себя должником, не выполнившим обеща] 1 - очень редко; 2 - иногда; 3 - довольно час


69. Иногда мне говорят, что мой голос и внешний вид слишком явно выдают моё волнение: 1- да; 2- иногда; 3 - никогда.


70. Когда я был подростком и моё мнение расходилось с родительским, я обычно:


1 - оставался при своём мнении;


2 - иногда менял его;


3 - принимал всегда мнение родителей.


71. Мне хотелось бы работать в отдельной комнате, а не вместе с остальными: 1-да; 2-не знаю; 3 - нет.


72. Я предпочел бы жить тихо, а не быть у всех на виду:


1- да; 2- иногда; 3 - нет.


73. Во многих отношениях я считаю себя вполне зрелым человеком: 1-да; 2-не знаю; 3 - нет.


74. Критика в той форме, в какой её осуществляют люди, скорее выбивает меня из колеи, чем помогает решать жизненные проблемы: 1-да; 2-не знаю; 3 - нет.


75. Я всегда в состоянии строго контролировать проявление своих чувств: 1-да; 2-не всегда; 3 - никогда.


76. Меня раздражают люди, которые витают в облаках:


1 - да; 2 - иногда; 3 - никогда.


77. "Удивление" так относится к слову "необыкновенный", как "страх" к: 1 - опасный; 2 - беспокойный; 3 - ужасный.


78. Какая из следующих дробей не подходит к двум остальным:

1 - 3/7; 2 - 3/9; 3 - 3/13?


79. Мне кажется, что многие люди не замечают или избегают меня, хотя я и не знаю, почему это происходит: 1-да; 2-не уверен; 3 - нет.


80. Люди относятся ко мне менее доброжелательно, чем я этого заслуживаю своим добрым отношением к ним: 1- да; 2- иногда; 3 - нет.


103


81. Когда мне достаётся роль руководителя, то я:


1 - смущаюсь и теряюсь;


2 - нечто среднее;


3 - испытываю чувство удовольствия и ощущ: себя прекрасно.


82. У меня в жизни меньше друзей, чем у большинств) людей: 1-да; 2-не знаю; 3 - нет.


83. Я люблю бывать там, где шумно и весело: 1-да; 2-не всегда; 3 - никогда.


84. Люди называют меня легкомысленным, хотя и счи тают приятным человеком: 1-да; 2-не знаю; 3 - нет.


85. В обычных ситуациях в обществе я испытываю вол нение, напоминающее мне то, которое испытывав актёр перед выходом на сцену: 1-да; 2-не всегда; 3 - никогда. '


86. Находясь в группе людей, я держусь в стороне и чащ( предоставляю возможность говорить другим, чем вы' ступаю сам: 1-да; 2-не знаю; 3 - нет.


87. Мне больше нравится читать: 1 - реалистические описания исторических и в


енных событий; 2-ни то ни другое;


3 - авантюристические романы, возбуждающи воображение и чувства.


88. Когда мною пытаются командовать, я нарочно д лаю всё наоборот: 1- да; 2- когда как; 3 - нет.


89. Если учителя или родители в чём-то меня упрекают-то, как правило, за дело: 1 - верно; 2 - не всегда верно; 3 - неверно.


90. Мне не нравится манера некоторых людей бесц монно смотреть на человека: 1-да; 2-не знаю; 3 - нет.


91. Во время совместной поездки куда-нибудь я:


1 - могу так увлечься общением с людьми, что перестаю замечать, куда и как мы едем;


2 - нечто среднее;


3 - всегда внимательно слежу за тем, куда и как мы едем.


92. В шутках о смерти нет ничего дурного или противного хорошему вкусу: 1 - согласен; 2 - не знаю; 3 - не согласен.


93. Если мои знакомые плохо обращаются со мной и не скрывают своей неприязни, то:


1 - это нисколько меня не угнетает;


2 - нечто среднее;


3 - я обычно падаю духом.


94. Мне становится не по себе, когда мне говорят в лицо комплименты и хвалят: 1 - верно; 2 - когда как; 3 - неверно.


95. Человек не имеет права выходить из коллектива, если коллектив против этого: 1 - верно, 2 - когда как; 3 - неверно.


96. Мне легче решить трудный вопрос или проблему, если я:


1 - обсуждаю её с другим;


2 - нечто среднее;


3 - обдумываю её в одиночестве.


97. Я охотно участвую в общественной жизни, в работе разных комиссий: 1-да; 2-не знаю; 3 - нет.


98. Выполняя какую-нибудь работу, я не успокаиваюсь до тех пор, пока не будут учтены даже самые незначительные её детали: 1-да; 2-не уверен; 3 - нет.


99. Иногда совсем незначительные препятствия меня раздражают: 1 - да; 2 - когда как; 3 - нет.


100. Я всегда сплю крепко и никогда не разговариваю во сне: 1- да; 2- когда как; 3 - нет.


105


101. Если бы я работал в сфере обслуживания, то ми было бы интереснее:


1 - работать с заказчиками и клиентами;


2 - нечто среднее;


3 - вести счета и другую документацию.


102. "Размер" относится к "длине" так, как "нечестный' относится к: 1 - тюрьма; 2 - грязный; 3 - кража.


103. "АБ" относится к "ВГ", как "PC" к:


1 - ПО; 2- ОП; 3- ТУ.


104. Оказываясь в компании людей, в которой есть своз мораль и правила поведения, где употребление креп ких слов - норма, я теряюсь: 1 - верно; 2 - когда как; 3 - неверно.


105. Когда я слушаю музыку, а рядом громко разговаривают, то:


1 - это мне не мешает, я вполне могу отвлечься и сосредоточиться на своём;


2 - нечто среднее;


3 - это мне всегда мешает, злит и портит настроение.


106. Думаю, что обо мне правильнее сказать, что я:


1 - вежливый и спокойный человек;


2 - нечто среднее;


3 - энергичный и напористый человек.


107. Я считаю, что:


1 - жить нужно по принципу "делу время, поте хе - час";


2 - нечто среднее;


3 - жить нужно весело сегодня, не особенно за ботясь о завтрашнем дне.


108. Лучше быть осторожным и ожидать малого, но чего-то определённого, чем заранее радоваться тому, то еще неясно: 1 - согласен; 2 - трудно сказать; 3 - не согласен.


109. Думая о возможных трудностях в своей работе, я: i


1 - стараюсь заранее составить план их преодоления


2 - поступаю по-разному;


3 - думаю, то справлюсь с ними тогда, когда OHI реально появятся.


110. Я легко осваиваюсь в любом обществе:


1 - да; 2 - не знаю; 3 - нет.


111. Когда нужно проявить немного дипломатии и умения убедить людей в чём-нибудь, то обычно обращаются ко мне: 1 - верно; 2 - когда как; 3 - неверно.


112. Мне было бы интереснее:


1 - консультировать молодых людей, помогать им в работе;


2 - не знаю;


3 - работать психологом-консультантом по личным вопросам.


113. Если я абсолютно уверен, что человек поступает несправедливо или эгоистично, то я заявляю ему об этом, даже если это грозит мне некоторыми неприятностями:

1- да; 2- когда как; 3 - нет.


114. Когда люди ведут себя глупо, то я:


1 - спокойно думаю, что на ошибках учатся;


2 - не знаю, как себя вести;


3 - начинаю волноваться и пытаюсь вмешаться в их поведение.


115. Я часто задумываюсь над какой-нибудь новой идеей настолько глубоко, что становлюсь рассеянным: 1- да; 2- иногда; 3 - никогда.


116. Если мне приходится долго сидеть на собрании, не разговаривая и не двигаясь, то я никогда не испытываю потребности что-то рисовать или ёрзать на стуле: 1 - да; 2 - когда как; 3 - неверно.


117. Если осуществлению моих замыслов мешают только люди, а не объективные обстоятельства, то я предпочитаю действовать в соответствии с замыслами: 1 -да;2- когда как; 3 - нет.


118. Предчувствие того, что меня ожидает какое-то наказание, даже если я не сделал ничего дурного, часто возникает у меня: 1-да; 2-не знаю; 3 - нет.


107


Если я знаю, что не выполняю своих обещаний ц) объективным, уважительным причинам, то я: S


1 - могу быть спокойным;


2 - когда как; .


3 - всё равно испытываю чувство беспокойства. Я считаю, что в интересах дела люди на выборнь^ должностях должны регулярно сменяться:


1 - согласен; 2 - не знаю; 3 - не согласен. При одинаковой зарплате я:


1 - предпочел бы брать индивидуальную работ] на дом;


2 - не знаю, как повёл бы себя в данной ситуации


3 - предпочел бы работать в учреждении, сред людей.


Работая над чем-то, я предпочел бы делать это:


1 - вместе с другими людьми;


2 - не знаю как;


3 - самостоятельно.


Бывают моменты, когда мне трудно удержаться чувства жалости к самому себе:


1-да; 2-не знаю; 3 - нет. Часто люди слишком быстро выводят меня из себ)


1 - да; 2 - не знаю; 3 - нет. Я всегда могу без особых трудностей избавиться о старых привычек и больше не возвращаться к ни1


1-да; 2-не знаю; 3 - нет. \ Торжественность и присутствие многих людей обЯ зательно должны сопутствовать любому церемониал^


1-да; 2-не знаю; 3 - нет.

. "Лучше" относится к "наихудший", как "медле1 но" к:


1 - скорый; 2 - наилучший; 3 - быстрейший.

. Какое из следующих сочетаний знаков должно л< гически продолжить этот ряд: ХООООХХОООХХ


1 - ОХХХ; 2 - ООХХХХ; 3 - ХООО.

. Когда приходит время для осуществления того, \ я заранее планировал и ждал, я иногда чувств: себя не в состоянии это сделать: согласен; 2 - нечто среднее; 3 - не согласен.


Обычно я могу сосредоточенно работать, не обращая внимания на шум:


1- да; 2- иногда; 3 - нет. О своих желаниях и планах я говорю:


1 - довольно редко; 2 - иногда; 3 - довольно часто. Я провожу много времени, беседуя с друзьями о тех приятных событиях, которые мы вместе пережили когда-то:


1- да; 2- нечто среднее; 3 - нет. Мне доставляет удовольствие совершать рискованные поступки только ради забавы:


1- да; 2- иногда; 3 - никогда. Меня очень раздражает вид неубранной квартиры:


1-да; 2-не знаю; 3 - нет. Я считаю себя очень общительным и открытым человеком:


1- да; 2- нечто среднее; 3 - нет. В общении с людьми я:


1 - не стараюсь сдерживать свои чувства;


2 - нечто среднее;


3 - скрываю свои чувства. Я люблю музыку, которая:


1 - несёт в себе глубокий смысл;


2 - нечто среднее;


3 - эмоциональна и сентиментальна. Меня больше восхищает красота стиха, чем совершенство техники:


1-да; 2-не уверен; 3 - нет. Если моё удачное замечание осталось незамеченным, то я:


1 - не повторяю его;


2 - затрудняюсь ответить;


3 - повторяю своё замечание снова, чтобы обратить на него внимание.


Мне бы хотелось вести работу среди несовершеннолетних правонарушителей, освобожденных на поруки:

1-да; 2-не знаю; 3 - нет.


109


Для меня более важно:


1 - сохранить хорошие отношения с людьми;


2 - нечто среднее;


3 - свободно выражать свои чувства. В туристическом путешествии я предпочел бы придерживаться заранее намеченной программы, соста> ленной специалистами, чем самому планирован свой маршрут:


1 - да; 2 - не знаю; 3 - нет. Люди часто шутят с такой легкомысленной небрежностью, что обижают меня:


1- да; 2- когда как; 3 - нет. Для меня не составляет труда придумать, как отблагодарить человека:


1 - да; 2 - затрудняюсь ответить; 3 - нет. Когда надо принять быстрое и ответственное решение, то я испытываю трудности из-за того, что н< могу собраться с мыслями:


1 - да; 2 - когда как; 3 - нет. Я предпочитаю планировать свои дела сам, без постороннего вмешательства и чужих советов:


1-да; 2- когда как; 3 - нет. Иногда чувство зависти влияет на мои поступки:


1 - да; 2 - не знаю; 3 - нет. Мне легко заставить себя класть вещи на свои мес-1 та, даже когда я очень тороплюсь:


1- да; 2- когда как; 3 - нет. Я начинаю нервничать, когда задумываюсь о трудностях, которые меня ожидают:


1- да; 2- когда как; 3 - нет. Если я участвую в какой-нибудь игре, а окружающие громко высказывают свои соображения, то это выводит меня из равновесия:


1-да; 2- когда как; 3 - нет. Мне интереснее быть:


1 - художником;


2 - не знаю, что выбрать;


3 - режиссёром театра или студии.


152. Какое из следующих слов нс подходит к двум остальным?

1 - какой-нибудь; 2 - несколько; 3 - большая часть.


153. "Пламя" относится к "жар", как "роза" к: 1 - шип; 2 - красные лепестки; 3 - аромат.


154. У меня бывают такие тревожные сны, что я часто просыпаюсь: 1- да; 2- трудно сказать; 3 - нет.


155. Даже если многое против успеха какого-либо начинания, то я всегда считаю, что стоит рискнуть: 1-да; 2-не знаю; 3 - нет.


156. Мне нравятся ситуации, в которых я невольно оказываюсь в роли руководителя: 1-да; 2-не знаю; 3 - нет.


157. Я предпочел бы одеваться скорее скромно, так, как все, чем оригинально и броско: 1 - да; 2 - не знаю; 3 - нет.


158. Вечер, проведённый за любимым занятием, привлекает меня больше, чем оживлённая вечеринка: 1-да; 2-не знаю; 3 - нет.


159. Порой я пренебрегаю добрыми советами людей, хотя и знаю, что не должен этого делать: 1- да; 2- когда как; 3 - нет.


160. Принимая решение, я считаю для себя обязательным учитывать основные нормы поведения: 1- да; 2- нечто среднее; 3 - нет.


161. Мне нравится, когда люди смотрят, как я работаю:


1-да; 2-не знаю; 3 - нет.


162. Если в группе не принято осуждать людей за ошибки, то я:


1 - не буду этого делать;


2 - не знаю, как поступлю;


3 - всё равно буду осуждать их.


163. В школе из учебных предметов я предпочитаю:


1 - родной язык;


2 - не знаю, что выбрать;


3 - математику.


Ill


164. Иногда у меня бывали огорчения из-за того, люди говорили обо мне дурно за глаза, без вся1 на то оснований: 1- да; 2- трудно ответить; 3 - нет.


165. Разговоры о повседневных заботах:


1 - важнее отвлечённых рассуждений;


2 - не знаю;


3 - раздражают своей прозаичностью и скучны.


166. Некоторые люди вызывают во мне такой гнев, я предпочитаю вообще о них не говорить: 1-да; 2-не знаю; 3 - нет.


167. В воспитании важнее:


1 - окружить ребёнка теплом и заботой;


2 - трудно ответить;


3 - выработать у ребёнка полезные знания и умения^


168. Люди считают меня спокойным, уравновешенны> человеком, который остаётся невозмутимым при л1 бых обстоятельствах: 1-да; 2-не знаю; 3 - нет.


169. Люди, которые старше меня по возрасту, чаще все го правы, так как у них больше жизненного опыта 1-да; 2-не знаю; 3 - нет.


170. Я буду беспокоиться, если кто-то подумает, что ; нарушаю правила поведения, принятые в обществе 1-да; 2-не знаю; 3 - нет.


171. Я лучше усваиваю учебный материал, если:


1 - читаю текст;


2 - трудно сказать;


3 - участвую в его коллективном обсуждении.


172. Я часто отклоняюсь от намеченного плана, когл теряю интерес к делу: 1 -да;2- иногда; 3 - никогда.


173. Я всегда стараюсь всё делать точно и вовремя:


1-да;2- когда как; 3 - нет.


174. Иногда мелочи жизни очень действуют мне на не1 вы, хотя я понимаю, что это пустяки: 1-да; 2-не знаю; 3 - нет.


175. Я часто говорю под влиянием настроения такое, о чём мне потом приходится сожалеть: 1-да; 2-не знаю; 3 - нет.


176. Если бы меня попросили организовать сбор денег на подарок кому-либо или участвовать в организации юбилейного торжества, то я:


1 - согласился бы;


2 - не знаю, как поступил;


3 - отказался бы это сделать.


177. Какое из следующих слов не подходит к двум остальным?

1 - широкий; 2 - зигзагообразный; 3 - прямой.


178. "Скоро" относится к "никогда", как "близко" к:


1 - нигде; 2 - далеко; 3 - прочь.


179. Если я совершил какой-то проступок, то быстро забываю об этом: 1-да;2- когда как; 3 - нет.


180. Окружающим известно, что у меня всегда много разных идей и я могу предложить какое-то решение проблемы: 1-да; 2-не знаю; 3 - нет.


181. Я предпочел бы иметь работу:


1 - с определённым и постоянным заработком;


2 - трудно ответить;


3 - с зарплатой, которая полностью зависит от моих усилий.


182. Меня считают восторженным человеком: 1-да;2- нечто среднее; 3 - нет.


183. Мне нравится разнообразная работа, связанная с частыми переменами и поездками, даже если она опасна: 1-да;2- трудно сказать; 3 - нет.


184. Я весьма пунктуальный человек и всегда настаиваю на том, чтобы всё делалось вовремя и как можно точнее: 1-да; 2-не знаю; 3 - нет.


185. Мне доставляет удовольствие работа, которая требует особой добросовестности и тонкого мастерства: 1-да;2- трудно сказать; 3 - нет.


113


186. Я принадлежу к числу энергичных людей, которые всегда чем-то заняты: 1-да; 2-не знаю; 3 - нет.


187. Я добросовестно ответил на все вопросы и ни одного не пропустил: 1-да; 2-не знаю; 3 - нет.


Обработка результатов и выводы


Обработка результатов производится с учётом того, какД вы ответили на вопросы 1, 2 и 187. Если ответы утвердитель-1 ные ("да"), то и всем остальным вашим ответам можно доверять. Если это не так, то возникают сомнения в искренности^ ответов и тогда нет смысла обрабатывать дальше результат опроса.


С помощью теста Кеттела оцениваются следующие каче' ства личности: 1. Экстраверсия - интроверсия. 2. Уровень ум ственного развития. 3. Выдержка - эмоциональная неустойчивость. 4. Инициативность (склонность к руководству людьми) - пассивность (склонность к подчинению людям).


5. Взвешенность поступков - импульсивность поведения.


6. Соблюдение установленных норм и правил поведения - нарушение установленных норм и правил поведения. 7. Сме-S лость - застенчивость. 8. Рациональность - эмоциональность. 9. Покладистость - несговорчивость. 10. Мечтательность- практичность. II. Прямолинейность (бесцеремонность) - сдержанность (тактичность). 12. Уверенность l себе - неуверенность в себе. 13. Консервативность - склонность к новизне. 14. Коллективизм - индивидуализм. 15. Аккуратность (собранность) - неаккуратность (несобранность) 16. Беспокойство - невозмутимость.


В таблице 9 кратко раскрыто содержание этих качеств лич< ности и указаны номера суждений, с помощью которых оШ оцениваются. В скобках после номера суждения назван порядковый номер ответа, выбор которого соответствует наличию данного качества личности.


При совпадении вашего ответа с ключевым, указанные в таблице, за соответствующее качество личности вы полу* чаете 1 балл. Сумма набранных баллов - показатель развит тия того или иного качества личности. 114


Качество считается высокоразвитым, если вы получили 8 и выше баллов; среднеразвитым, если количество полученных баллов находится в пределах от 5 до 7; слаборазвитым, если количество баллов составляет 4 и меньше.


В заключение путём перечисления наиболее развитых и наименее развитых качеств дается общая оценка личности, вашей индивидуальности. Таблица 9


Ключ к тесту Кеттела


Название качества Экстраверсия Содержание качест Общительност Номера суждений и варианты ответов, соответствующие данному качеству 3 (1), 26 (3),

тость, оптимизм, готов-27 (3), 51 (3),

ность идти на контакты 52 (1), 76 (3),

с людьми, повышенный

интерес к тому, что про-101 (1), 126(1), 151 (3), 176 (1)

исходит вокруг Интроверсия Неразговорч 3 (3), 26 (1), Неразговорч 3 (3), 26 (1

желание идти на контакты с людьми, отсутствие интереса к внеш-27 (1), 51 (1), 52 (3), 76 (1), 101 (3), 126 (3), 151 (1), 176(3)

нему миру и погруженность в сеоя Выдержка Стойкост 4 (1), 5 (3), Стойкост 4 (1), 5 (3),

с

одолевать трудности, не

отвлекаться, забывать неудачи

29 (3), 30 (1), 55 (1), 73 (3), 80 (3), 104 (3), 105(1), 129 (3),

130(1), 154(3),

179 (1) Эмоциональная неустойчивость Неумение спра жизненными тру 4 (3), 5 (1), 29 (1), 30 (3), Неумение спра жизненн

держки, боязнь, безволь-ность, неумение забывать неудачи 55 (3), 79 (1), 80(1), 104(1), 105(3), 129(1), 130(3), 154(1),

179 (3)


115


Продолжение


Продолжение


Название качества Склонность к соблюдению установленных правил поведения Содержание качест Стремление соблю этикет, любовь ку, пунктуальн зательность 1 Номера суждений и варианты ответов, соответствующие данному качеству 9 (3), 34 (3), 59 (3), 84 (3), 109 (1), 134 (1), 159 (3), 160 (1), Содержание кач

184 (1), 185 (1) ванность) Недисциплинированность,

склонность к нарушению установленных пра-Нарушение п этикета, необ ность, склонност дывать, делат вовремя, терпи 9 (1), 34 (1), 59 (1), 84 (1), 109 (3), 134 (3), 159 (1), 160 (3), 184 (3), 185 (3) Нарушение беспорядку беспоряд Стремлен 10 (1), 35 (3), Стремлен 10 (1), 35 (3

людей и сложных ситуаций, умение управлять собой, энергичность

36 (1), 60 (3), 61 (3), 85 (3), 86 (3), 110 (1), III (1), 135 (1), 136 (1), 161 (3),

186 (1) Нерешительность (застенчивость)

Боязнь быть людей, стремле бегать с 10 (3), 35 (1), 36 (3), 60 (1), 61 (1), 85 (1), Боязнь быть людей, стр

собой, слабость 86 (1), 110 (3), III (3), 135 (3),

136 (3), 161 (1),

186 (3)

Номера сужде-'

ний и варианты Название качества Содержан качества ответов, соответствующие

данному

качеству Инициативность (склонность к руководству людьми) \ Умение собрать товность к ри ние руковод склонно р 6 (3), 1 (1), 1 31 (3), 32 (3), 1 56 (1), 57 (1), 1 81 (3), 106 (3), 1 131(3), 155(1), 1

156(1), 180(1), 1

181 (3) 1 Пассивность (склонность к подчинению людям) Боязнь риск умение собрат желание ру людьми (6 (1), 7 (3), 1 31 (1), 32 (1), 1 56 (3), 57 (1), 1 81 (1), 106 (1), 1 Боязнь риск умение со

шение 131(1), 155 (3), .1 156 (3), 180 (3), .

181 (1) Взвешенность поступков Склонность к ванию сво 8 (1), 33 (3), 58 (3), 82 (1), Склонность к ванию сво 8

к размышлениям, разумная осторожность,

постоянство 83 (3), 107 (1), 108 (1), 132 (3), 133 (3), 157 (1), - 158 (1), 182 (3),

185 (3) Импульсивность поведения Стремление дей не подума 8 (3), 33 (1), 58 (1), 82 (3), Стремление дей не подума

нее планировать свои

действия, несерьёзность, неосторожность,

непостоянство


83 (1), 107 (3), 108 (3), 132 (1)," 133 (1), 157 (3),' 158(3), 182(1), 183 (1) ^ 116


117


Продолжение^


Продолжение


Номера сужде^^Д

ний и вариантг^д Название качества Содержан качества ответов, COOT-if ветствующие ;lf

данному "^^^

качеству ^Д Рациональность Склонность к з 11 (1), 12 (1), ^ Склонность к з 11 (1

размышлений, рассудочность

37 (3), 62 (1), 1 87 (1), 112 (1), .1 137 (1), 138 (3),1Д

162 (3), 163 (3) -1 Эмоциональность

Склонность не тр 11 (3), 12 (3), 1 37 (i), 62 (з), -g Склонность не тр


возбуждающим чувства,

податливость эмоциям 87 (3), 112 (3), ,1 137 (3), 138 (1), 1 162 (1), 163 (1) 1 87 (3), 112 ( Терпимость к 13(1), 38 (3), 1 Терпимость к 13(1), 3

прощать ошибки, доброта, готовность принять вину на себя 63 (1), 64 (l), il 88 (3), 89 (1), ;1 113 (3), 114 (1-^Д 139 (1), 164 (3)" 63 (1), 64 (l), Нетерпимость к 13 (3), 38 (1), : Нетерпимость к 13

склонность прощать

ошибки, отказ принять

вину на себя, недоброе 63 (3), 64 (3), " 88 (1), 89 (3), 113 (1), 114 (3),. 139 (3), 164 (1)

отношение к людям Мечтательность (непрактичность)

"Витание в обл увлечённост долгое 14 (3), 15 (3), -, 39 (3), 40 (1), . 65 (3), 90 (3), "Витание в обл увлечён

к романтическим увлечениям

91 (1), 115 (1), 116 (3), 140 (1), 141 (3), 165 (3),

166 (3) 1 ) о


Название качества Практичность Содержание качест Неспособност Номера суждений и варианты ответов, соответствующие данному качеству 14(1), 15(1), Содержание качест Неспо

пустым мечтаниям,

стремление из всего извлекать пользу 39 (1), 40 (3), 65 (1), 90 (1), 91 (3), 115 (3), 116(1), 140(3),

141 (1), 165 (1),

166 (1) Прямолинейность (бесцеремонность)

Открытость, дённость, прямо сказывани 16(3), 17(1), 41 (1), 42 (3), 66 (1), 67 (1), Открытость, дённость,

людей, готовность всег-92(1), 117(1), 142 (3), 167 (3)

да говорить всё, что думаешь

Тактичность (сдержанность) Желание счи чувствами люде 16(1), 17(3), 41 (3), 42 (1), Желание счи чувствами л

мости скрыть свои мысли и не всегда говорить 66 (3), 67 (3), 92 (3), 117 (3), 142 (1), 167 (1)

то, что думаешь, умение

говорить намёками, не

задевать людей, обходить острые вопросы Уверенность в себе Невозмутимост стви 18(3), 19(1), 43 (3), 44 (1), Невозмутимост стви 18(3

ентироваться в обстановке, скрывать свои

чувства 68 (1), 69 (3), 93 (1), 94 (3), 118(3), 119(1), 143 (3), 144 (1),

168 П)


118


119


Продолжение


Номера сужде-Ц

ний и варианты И Название качества Содержан качества ответов, соот-Щ ветствующие

данному

качеству Неуверенность в себе Неумение орие ваться 18 (1), 19 (3), 43 (1), 44 (3), Неумение орие ваться 18

склонность к проявлениям необоснованных

страхов, к эмоциям 68 (3), 69 (1), . 93 (3), 94 (1), 118(1), 119(3),': 143 (1), 144 (3), ,

168 (3) " Консерватизм Склонность к 20 (3), 21 (3), Склонность к 20 (3), 21

ному, привычному, сопротивляемость новому 45 (1), 46 (1), 73 (3), 95 (1), 120 (3), 145 (1),

169(1), 170(1) Склонность к переменам и новизне

Стремление к нов переменам, же менят 20 (1), 21 (3), j 45 (3), 46 (3),-"1 73 (1), 95 (3), '

120 (1), 145 (3),

169 (3), 170 (3) : Коллективизм Стремление п 22 (1), 47 (1), ' Стремление п 22 (1), 4

делать вместе с ними 71 (3), 72 (3), 1 96 (1), 97 (1), ;

121(3), 122 (1), j

146 (3), 171 (3)1 Индивидуализм Стремление по 22 (3), 47 (3), 1 Стремление по 22 (3), 47

в одиночестве 71 (1), 72 (1), 1 96 (3), 97 (3), 1

121 (1), 122 (3), 1

146(1)^7 (1)1 120


Продолжение

Номера суждений и варианты

Название

качества Содержан качества ответов, соответствующие

данному

качеству

Аккуратность

(собранность) Стремление в вить заранее, 7"> (">) 24 П) '' ^,-'/^ -' \-'/l 48 (1), 73 (1), Стремление в вить заран

всё делать тщательно,

доводить до конца, не 98(1), 123(1), 147(1), 148 (1), 172 (!) 173 <1) L 1 ^ \*^/, 11^ \ 1 /

отклоняться от намеченного плана

Неаккуратность (несобранность) Отсутствие привычки всё готови 23 (1), 24 (1), 48 (3), 73 (3), Отсутствие привычки всё

плану, доводить до конца, склонность заводить беспорядок, привычка 98 (3), 123 (3), 147 (3), 148 (3), 172 (1) 173 (3)

жить в беспорядке, разбросанно

Беспокойность

(нервозность) Неумение быст каиваться, по 25 (3), 49 (1), 50(1), 74(1), Неумение быст каиваться,

неадекватная реакция

на неудачи и критику, неспособность управлять своими чувствами, 75 (3), 99(1), 100 (3), 124(1), 125(3), 149(1), 150(1), 174(1), 175(1)

повышенная нервоз-и^^тч-MUL/1 Ь

Спокойствие

(невозмутимость) Умение быст каиваться, пониж 25 (1), 49 (3), 50 (3), 74 (3), 75 (1), 99 (3), Умение быст каиваться,

крытость для критики,

адекватная реакция на неё, способность управ-100(1), 124(3), 125(1), 149(3), 150 (3), 174 (3), 175 (3) 121


^


Продолжений


Название качества


Развитое мышление


Неразвитое мышление


Содержание качества


Способность решать простые математические и словесно-логические задачи


Неспособность решать простые математические и словесно-логические задачи


Номера сужде-1 ний и варианты ответов, соответствующие

данному качеству


28 (2), 53 (2), 54 (2), 77 (3), 78 (2), 102 (2), 103 (3), 127 (3), j 128 (2), 152 (1),. 153 (3), 177 (1),, 178 (1) 28 (1,3), 52 (1,3), 53(1,3),


77 (1,2),


78 (1,3),


102 (1,3),


103 (1,2),


127 (1,2),


128 (1,3),


152 (2,3),


153 (1,2),


177 (2,3),


178 (2,3)


^ ИЗУЧЕНИЕ ИНТЕРЕСОВ, ПОТРЕБНОСТЕЙ И МОТИВОВ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА


Для чего необходимо знать мотивацию поведения чело века, т.е. то, что лежит в осноре его поведения, активизируй его, направляет и поддерживает эту активность на опред^ ленном уровне? Прежде всего для того, чтобы в общении^ данным человеком добиваться взаимопонимания.


122


Люди общаются друг с другом, входят в психологические ^онтакты, проявляют интерес друг к другу потому, что это отвечает их потребностям и интересам. Знание и взаимное удовлетворение мотивации - главный фактор, сближающий дюдей. Мотивацию человека необходимо также знать для того, чтобы уметь предвидеть мысли, чувства, действия и поступки людей. Все это самым тесным образом связано с интересами и потребностями человека, непосредственно вытекает из них.


У каждого человека множество различных потребностей и интересов. В тот или иной конкретный момент часть из них становится особенно актуальной. Эти интересы и потребности необходимо знать в первую очередь, так как именно от них зависит поведение человека в данный момент.


Одни потребности и интересы возникают редко и актуализируются от случая к случаю, другие же появляются регулярно и часто. Чаще других актуализируются органические потребности человека, так как их удовлетворение крайне необходимо для поддержания жизни. На втором месте социальные потребности, в число которых входят самооценка и уровень притязаний, потребность в общении, в уважении, потребность во власти (стремление руководить, управлять людьми, иметь над ними власть), потребность в достижении успехов и потребность в избегании неудач.


Большинство людей в обычных жизненных условиях более или менее регулярно и достаточно полно удовлетворяют свои основные органические потребности. Эти потребности, за исключением, быть может, полового влечения, в нормальных жизненных условиях мало влияют на отношения людей. Иное дело - социальные потребности. Их удовлетворение непосредственно связано с повседневным общением людей и достаточно сильно влияет на отношения, складывающиеся между людьми. Поэтому нас будут интересовать методики психодиагностики именно социальных, а не органических потребностей человека. В частности, мы познакомимся с методиками выявления общей системы потребностей и интересов человека, с методиками оценки аффилиации, уровня притязаний, профессиональных интересов и склонностей Человека.


123


ВЫЯВЛЕНИЕ ОБЩЕЙ СИСТЕМЫ ИНТЕРЕСОВ И ПОТРЕБНОСТЕЙ С помощью этой методики можно определить систец интересов и потребностей через сравнительные затраты Б] мени на разные виды деятельности, в которых эти интере и потребности проявляются и практически удовлетворяют


Суть методики заключается в следующем. Вам предла ется перечислить виды деятельности, которыми вы хот< бы заняться. Вы вносите эти виды деятельности в специа ный бланк (табл. 10) и далее выбираете количество дней течение месяца, а также время в течение дня, которое хотели бы отводить на занятия этими видами деятельно< Сначала вы выбираете графу, соответствующую количес дней, а затем проставляете в ней время в часах или мину


Таблица 1


Образец бланка к методике выявления общей системы интересов и потребностей человека


Виды деятельности,

Частота обращения к данным видам деятельности в течение месяца и время, затрачиваемое на них которы-каждый через два-три один один один ми я день день раза раз раз раз желал в не-в не-в две в ме-бы за-делю делю не-сяц няться


дели Обработка результатов и выводы


Подсчитывается количество времени, которое в тече1 месяца вы готовы и желали бы затратить на избранные ви деятельности. По относительным желательным затратам в мени на данные виды деятельности судят об иерархии (с подчинении) актуальных потребностей и интересов данной человека и о том, какие из них являются для него главным^ Предполагается, что удовлетворению наиболее значимых д^ него интересов и потребностей человек будет отводить боЯЙ ше времени, чем удовлетворению менее значимых. От w званий видов деятельности далее переходят к наименован ям соответствующих им потребностей и интересов и п(


124


цившийся список рассматривают как представляющий актуальную мотивацию поведения человека.


^ ОЦЕНКА ПОТРЕБНОСТИ АФФИЛИАЦИИ


Дффилиация - это потребность в общении, в установлении и сохранении добрых взаимоотношений с людьми. Для того, кто обладает сильно развитой потребностью аффилиа-ции, хорошие человеческие отношения с окружающими часто являются более значимыми, чем многие другие потребности и интересы, и ради добрых человеческих отношений он часто готов пренебречь удовлетворением других своих потребностей.


Основу описываемой методики составляет приведённый далее список суждений. Ознакомившись с ним, вы должны выразить степень своего согласия или несогласия с каждым суждением при помощи следующей оценочной шкалы: полностью согласен - +3 балла, согласен - + 2 балла,


скорее согласен, чем не согласен - +1 балл, ни да ни нет - 0 баллов,


скорее не согласен, чем согласен - -1 балл, не согласен - -2 балла, полностью не согласен - -3 балла. Ответы по данной шкале предлагаются в соответствующих положительных или отрицательных баллах.


Опросник, предназначенный для оценки потребности аффилиации


1. Я легко схожусь с людьми.


2. Когда я расстроен, то предпочитаю быть на людях, а не оставаться один.


3. Если бы мне пришлось выбирать, то я предпочел бы, чтобы меня считали способным и сообразительным, а не общительным и дружелюбным человеком.


4. Я меньше нуждаюсь в близких друзьях, чем большинство других людей.


5. Я часто и охотно говорю людям о своих переживаниях.


6. От хорошего фильма я получаю больше удовлетворения, чем от хорошей компании.


125


7. Я хотел бы иметь как можно больше друзей.


8. Я скорее предпочел бы провести свой отдых вдали i людей, чем на оживлённом, заполненном людьми месте,.


9. Я думаю, что большинство людей славу и почёт це^ нят больше, чем дружбу. *


10. Самостоятельную работу я предпочел бы коллективной!


11. Излишняя откровенность с друзьями может повре-1 дить человеку. ^


12. Когда я встречаю на улице знакомого, то стараюс^ перекинуться с ним хотя бы парой слов, чем прост( пройти мимо, поздоровавшись.


13. Независимость и свободу от личных привязанность я предпочитаю прочным дружеским узам.


14. Компании и вечеринки я посещаю потому, что этд предоставляет мне хорошие возможности завести но-> вых друзей. 1


15. Если мне нужно принять важное решение, то я ско-1 рее посоветуюсь с друзьями, чем стану обдумывать ij принимать его один.


16. Слишком открытому проявлению чувств я не доверяю,


17. У меня много близких друзей. .,.,.<


18. Когда я нахожусь в компании с незнакомыми людь" ми, мне совершенно неважно, нравлюсь я им или нс


19. Индивидуальные развлечения и игры я предпоч1 групповым.


20. Эмоционально открытые люди привлекают меня б ше, чем сосредоточенные и серьёзные.


21. Я скорее предпочту почитать интересную книгу схожу в кино, чем проведу время на вечеринке.


22. Путешествуя, я больше люблю общаться с люды чем просто наслаждаться видами или в одиночку по сещать достопримечательности.


23. Мне легче найти решение трудной проблемы, ког^ я обдумываю её один, чем когда я обсуждаю её друзьями.


24. Я считаю, что в трудных жизненных ситуациях ск< рее нужно рассчитывать только на свои силы, чв надеяться на помощь друзей.


25. Даже среди друзей мне трудно полностью отвлечься от забот и срочных дел.


26. Оказавшись на новом месте, я быстро приобретаю новый круг знакомых.


27. Вечер, проведённый за любимым занятием, привлекает меня больше, чем общение с людьми.


28. Я избегаю слишком близких отношений с людьми, чтобы не потерять личную свободу.


29. Когда у меня плохое настроение, я скорее стараюсь не показывать своих чувств, чем пытаюсь с кем-нибудь ими поделиться.


30. Я люблю бывать в обществе и всегда рад провести время в весёлой компании.


Обработка результатов и выводы


Для обработки результатов пользуются следующим ключом, в соответствии с которым определяется балл, начисляемый испытуемому: +1, +2, -3, -4, +5, -6, +7, -8, -9, -10,


-II, +12, -13, +14, +15, -16, +17, -18, -19, +20, -21, +22,


-23, -24, -25, +26, -27, -28, -29, +30.


Далее в соответствии с приведенным ключом производится перевод исходных положительных и отрицательных оценок в числа положительные при помощи следующих соотношений:


-3-2-1 0+1+2+3 123456 7


-2 -1


+1 +2 +3


(1)


(2)


7 6


4 3 2


Соотношение (1) используется в том случае, если соответствующее суждение в ключе отмечено знаком "+", а со-^^ошение (2) - тогда, когда суждение отмечено знаком "-".


127


В заключение определяется сумма баллов и по ней суд о степени развитости мотива аффилиации'. Соответству щие выводы делаются следующим образом. Если сумма ц^ лученных баллов оказалась в пределах от 165 до 210, то свидетельствует о том, что потребность аффилиации у со ветствующего человека выражена сильно. Если сумма б лов оказалась в интервале от 76 до 164, то это даёт основа] для вывода о том, что данная потребность развита средне Наконец, если полученная сумма баллов попала в интерв от 30 до 75, то это свидетельствует о слаборазвитой потре ности аффилиации.


^ УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ НА УСПЕХ


Вам предлагаются на выбор задачи различной степей трудности, и по тому, какие из них вы чаще выбираете (@ лее или менее трудные), делается вывод об уровне ваш притязаний. Дополнительную информацию можно получи анализируя поведение в случаях успеха или неудачи. EG вы предпочитаете трудные задачи и после неудачи продо жаете их выбирать, то это говорит о том, что у вас достатс но высокий уровень притязаний. Если вы с самого нача выбираете лёгкие задачи и после удачи продолжаете их i бирать, то делается вывод о том, что у вас достаточно низ* уровень притязаний. Во всех остальных случаях соответств^ щие выводы делаются на основании детального изучения i ведения человека с начала и в продолжение подобного до ностического эксперимента.


Приблизительно оценить уровень притязаний челов можно с помощью опросника, ответы на который позвс определить, какая из описанных выше тенденций, кас щихся выбора задач различной степени трудности, прео( дает у вас. Опросник сопровождается инструкцией примерЦ следующего содержания:


Представь себе, что ты только что был занят решени-; ем серии задач различной степени трудности. Часть из


' Заметим, то наряду с данным мотивом, проявляющимся в строг нии к установлению хороших взаимоотношений с людьми, существ" другой мотив - боязнь быть отвергнутым людьми. Для оценки этог чества есть специальная методика, которая здесь не приведена.


128


них ты решил, с частью других не справился. Ответь теперь на следующие вопросы, выразив степень своего согласия или несогласия с ними при помощи такой шкалы (см. табл. II): полностью согласен - +3 балла; согласен - +2 балла;


скорее согласен, чем не согласен - +1 балл; ни да ни нет - 0 баллов; скорее не согласен, чем согласен - -1 балл; не согласен - -2 балла; полностью не согласен - -3 балла. Ответы на вопросы предлагаются сразу в баллах с соответствующим знаком (нужная цифра справа в оп-роснике отмечается галочкой или обводится кружком).


Таблица II Текст опросника на уровень притязаний


№ п/п Сужде Шкала для ответов (оценок) С Долгая и трудная работа

мне порядком надоедает -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 2 Я работаю обычно на пределе своих сил и возможностей -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 3 Я всегда хочу показать всё,

на что способен -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 4 Меня часто вынуждают

стремиться к высокому результату, хотя самому мне

этого не хочется -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 5 Мне всегда интересно

знать, что получится в результате моей работы -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 6 Большинство заданий, которые я выполнял, кажутся

мне довольно сложными -3 -2 -1 0 +1 +2- +3 7 То, что я обычно делаю,

никому не нужно -3 -? -1 0 +1 +? +3


129


NO п/п Суждени Шкала для ответов (оценок) Су К своим результатам я

отношусь равнодушно -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 23 Чем дольше работаешь,

тем становится интереснее -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 24 Я не собираюсь "выкладываться" в работе -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 25 Скорее всего, мои результаты будут низкими -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 26 Как ни старайся, результат

от этого не изменится -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 27 Я бы занялся сейчас чем

угодно, только не работой -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 28 Почти все задачи, с которыми пришлось иметь

дело, в конечном счёте

оказались мне по силам -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 29 Я не способен на лучшие

результаты -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 30 Чем труднее цель, тем меньше желание её достигнуть -3 -2 -i 0 +1 +2 +3 31 Я чувствую, что могу преодолеть все трудности на

пути к желанной цели -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 32 Мне безразлично, какими

будут мои результаты в сравнении с результатами других людей -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 33 Я всегда увлекаюсь работой над заданиями -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 34 Я всегда хочу избежать низкого результата -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 35 Я чувствую себя независимым -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 36 Мне кажется, что я зря - трачу время и силы -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 № п/п Сужде Шкала для ответов (оценок) С Меня обычно интересует,

лучше мои результаты или

хуже, чем у других людей -3 -2 -1 0 +1 +2 9 После работы мне всегда

хочется поскорее отдохнуть -3 -2 -1 0 +1 +2 10 Я всегда ожидаю, что мои

результаты в работе будут

высокими -3 -2 -1 0 +1 +2 11 Ситуация, в которой я

сталкиваюсь с трудными

задачами, может причинить мне неприятности -3 -2 -1 0 +1 +2 12 Чем лучше достигнутый

мною результат, тем больше хочется его превзойти -3 -2 -1 0 +1 +2 13 Я всегда проявляю достаточно старания в работе -3 -2 -1 0 +1 +2 14 Я считаю, что мой лучший

результат ещё не достигнут -3 -2 -1 0 +1 +2 15 Работа у меня не вызывает

обычно большого интереса -3 -2 -1 0 +1 +2 16 Я всегда сам ставлю перед

собой задачи -3 -2 -1 0 +1 +2 17 Я всегда очень беспокоюсь

по поводу своих результатов в работе -3 -2 -1 0 +1 +2 18 В процессе работы я ощущаю прилив сил -3 -2 -1 0 +1 +2 19 Я уверен, что лучших результатов мне не добиться -3 -2 -1 0 +1 +2 20 Достигнутый в работе результат не имеет для меня

большого значения -3 -2 -1 0 +1 +2 21 Я всегда стараюсь ставить

перед собой всё более и

более трудные задачи -3 -2 -1 0 +1 +2


130


131


№ п/п Сужде Шкала для ответов^^^ (оценок) 1 37 Я всегда работаю вполсилы -3 -2 -1 0 +1 +2 ^H 38 Меня в работе интересует

то, что я смогу сделать -3 -2 -1 0 +1 +2 ^fl 39 Я всегда хочу, чтобы мой

результат оказался одним

из лучших -3 -2 -1 0 +1 +2 ^fl 40

моих силах, для достиже-Я всегда делаю всё, что в

'^И

ния цели -3 -2 -1 0 +1 +2 ^fl 41 Я часто чувствую, что у

меня ничего не выходит -3 -2 -1 0 +1 +2 ^fl 42 Испытание - это лотерея,

и от моих стараний мало

что зависит -3 -2 -1 0 +1 +2 ^M


Обработка результатов и выводы


Ответы испытуемого в баллах с положительным или от^ рицательным знаком переводятся в единую положительнук шкалу по следующему образцу: 1 Баллы исходной оценочной шкалы: -3-2-1 0 +1+2 +3j Баллы прямой переводной шкалы: 1234567; j Баллы обратной переводной шкалы: 7654321. j В таблице 12 указаны номера суждений, ответы на KOToj рые соответственно переводятся в прямой или обратный Baj риант оценочной шкалы, j


Подсчитав после перевода сумму баллов, набранных в итоД ге по всем 42 суждениям, можно сделать вывод об уровн1 ваших притязаний на успех. Если набранная сумма балл^ оказалась в пределах от 244 до 294, то уровень притязаний в успех оценивается как очень высокий (чрезмерно завышеь ный). Если эта сумма попала в интервал от 194 до 243, 1 уровень притязаний на успех считается высоким (умерена завышенным). Если сумма оказалась равной от 144 до 193 то уровень притязаний на успех рассматривается как с ний (нормальный). В том случае, если итоговая сумма


132


Таблица 12


Переводной ключ к методике оценки уровня притязаний на успех


Порядковые номера суждений для прямого варианта перевода оценочной шкалы


2, 3, 5, 8, 10, 12, 13, 14, 16, 17, 18, 21, 23, 28, 31, 33, 34, 35,38,39,40


Порядковые номера суждений для обратного варианта перевода оценочной шкалы


1, 4, 6, 7, 9, II, 15, 19, 20, 22, 24, 25, 26, 27, 29, 30, 32, 36,37,41,42


лов попадает в интервал от 94 до 143, уровень притязаний на успех считается низким (умеренно заниженным). Наконец, если набранная сумма равняется от 42 до 93 баллов, то делается вывод о том, то уровень притязаний на успех очень низкий (чрезмерно заниженный).


^ ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СКЛОННОСТЕЙ


ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК (ДЦО) ЕА. КЛИМОВА


В основе данной методики лежит условное деление всех видов профессий на пять основных групп в соответствии с тем, что является предметом профессиональной деятельности.


1. Человек - природа. Сюда входят профессии, в которых человек имеет дело с различными явлениями неживой и живой природы, например биолог, географ, геолог, математик, физик, химик и другие профессии, относящиеся к разряду естественных наук.


2. Человек - техника. В эту группу профессий включены различные виды трудовой деятельности, в которых человек имеет дело с техникой, её использованием или конструированием, например профессия инженера, оператора, машиниста и т.п.


3. Человек - человек. Сюда включены все виды профессий, предполагающих взаимодействие людей, например политика, религия, педагогика, психология, медицина, право.

4. Человек - знаковая система. В эту группу включены Профессии, касающиеся создания, изучения и использования


133


различных знаковых систем, например лингвистика, язы математического программирования, способы графическо; представления результатов наблюдений и т.п.


5. Человек - художественный образ. Эта группа проф сии представляет собой различные виды художественно-тв< ческого труда, например литература, музыка, театр, изобр; зительное искусство.


С помощью методики ДДО можно определить, к как( из перечисленных пяти групп профессий у вас есть склон ность. Для этого предлагается опросник в сопровожден инструкции следующего содержания:


Из множества предлагаемых пар суждений необходимо выбрать и отметить в каждой паре одно из двух: правое или левое. Порядковый номер выбранного суждения - того, где описывается наиболее привлекательное для тебя дело, - необходимо отметить галочкой или обвести кружком.


Список суждений к методике ЛДО


1а. Ухаживать за животными. 16. Обслуживать машины, приборы (следить, регулиро^ вать). 1


2а. Помогать больным людям, 26. Составлять таблицы, 0х61 лечить их. мы, программы вычислитель; ных машин. ,1


За. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок.


4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.).


5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи.


134


36. Следить за состоянием. развитием растений, j


46. Доводить товары до п бителя (рекламировать, пр' давать).


56. Обсуждать художестве; ные книги.


^. Выращивать молодняк - животных какой-либо породы.


7а. Копировать рисунки, изображения, настраивать музыкальные инструменты.


ga. Сообщать, разъяснять людям нужные для них сведения в справочном бюро, во время экскурсии и т.д.


9а. Ремонтировать изделия, вещи (одежду, технику), жилище.


10а. Лечить животных.


На. Выводить новые сорта растений.


12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, поощрять, наказывать.


13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности.


14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы и аппараты.


15а. Составлять точные опи-^ния, отчёты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.


66. Тренировать сверстников (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных).


76. Управлять каким-либо грузовым, подъёмным, транспортным средством (подъёмным краном, машиной и т.п.).


86. Художественно оформлять выставки, витрины, участвовать в подготовке концертов, пьес и т.п.


96. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках.


106. Выполнять расчёты, вычисления.


116. Конструировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома и т.д.).


126. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок).


136. Наблюдать, изучать жизнь микробов.


146. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.


156. Художественно описывать, изображать события наблюдаемые или представляемые.


135


196. Заниматься черчением, копировать карты, чертежи.


206. Работать на машинах! (пишущая машина, компьютер, телетайп, телефакс и' т.п.).


166. Принимать, осматрива' больных, беседовать с ним] назначать лечение.


176. Осуществлять монта здания или сборку машиЦ приборов. ;


186. Играть на сцене, прини^ мать участие в концертах.


16а. Делать лабораторные анализы в больнице.


17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий.


18а. Организовывать культпоходы людей в театры, музеи, на экскурсии, в туристические путешествия и т.п.


19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания.


20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада.


Обработка результатов и выводы


В таблице 13 представлен ключ к методике ДДО. Здесь. указаны номера суждений и выбираемые ответы, соответствующие имеющейся склонности к той или иной групп> профессий. В нижнюю пустую строку ключа, который в дан-1 ной методике одновременно является бланком для ответов испытуемого, после обработки записывается количество бал-j лов, которое испытуемый получил по каждой из пяти групЙ профессий.


За каждый выбор испытуемый получает по 1 баллу. Мак-1 симальное число баллов, которое можно набрать по одно^ группе профессий, равно 8.


Относительная степень склонности человека к тому в иному виду (группе) профессий определяется по общему чм набранных баллов: чем оно больше, тем сильнее интерес пытуемого к данной группе профессий.


136


Таблица 13


Ключ и бланк испытуемого


к методике "Дифференциально-диагностический опросник" (ДДО)


Группы профессий Человек - природа Человек - техника Человек - человек Человек - знаковая система Человек - художественный образ 1а 16 2а 26 За 36 4а 46 5а 56 6а

76

6 8а 66 7a

86

6


10а

96

106 На 116 12a 126 13a 136 14а 146 15a 156 16а

176

16 18а 166 17а

186

16


20а


196

206 Контрольные вопросы


1. Для чего необходимо знать темперамент человека?


2. Что нам даёт психодиагностика характера человека?


3. Каким образом можно оценить свойства темперамента человека?


4. При помощи каких методик психологически познаётся характер человека?


5. Что и почему обычно оценивается при изучении мотивации поведения человека?


6. Как выявляется общая система актуальных потребностей и интересов человека?


137


7. Как оценивается потребность аффилиации?


8. Как определяется уровень притязаний человека на успех?


9. Как выясняются профессиональные интересы и склонности человека?



programma-elektivnogo-kursa-osnovi-medicinskih-znanij-pravil-okazaniya-pomoshi-i-zozh.html
programma-elektivnogo-kursa-osnovi-voennih-znanij.html
programma-elektivnogo-kursa-po-anglijskomu-yaziku-8-9-e-kl-britanci-u-sebya-doma.html
programma-elektivnogo-kursa-po-anglijskomu-yaziku-kultura-rechi-obshenie.html
programma-elektivnogo-kursa-po-biologii-9-klass-nazvanie-tvoya-chistaya-i-zdorovaya-kozha.html
programma-elektivnogo-kursa-po-biologii-kak-bit-zdorovim.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-iii-sholohov-mihail-aleksandrovich.html
  • notebook.bystrickaya.ru/instrukciya-po-deloproizvodstvu-v-centralnoj-izbiratelnoj-komissii-rossijskoj-federacii-obshie-polozheniya-stranica-9.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-v-pomosh-rabote-bibliotek-k-110-letiyu.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/pamyatka-dlya-bibliotekarej-katalog-statej.html
  • university.bystrickaya.ru/fiksirovanie-informacii-uchebnik-po-informacionno-analiticheskoj-rabote-oglavlenie.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/referat-dolzhen-soderzhat-kriticheskij-analiz-imeyushihsya-v-dannoj-oblasti-rabot-a-v-konce-zhelatelno-osvetit-novij-rezultat-poluchennij.html
  • composition.bystrickaya.ru/organizaciya-ortopedicheskoj-stomatologicheskoj-pomoshi.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/mihajlov-vni-dr-informacionnij-byulleten-novih-postuplenij-v-biblioteku-mgou-yanvar-fevral-2009-god.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskoe-obespechenie-disciplini-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-dengi-kredit-banki-nazvanie.html
  • learn.bystrickaya.ru/geroldmejsteri-geroldi-ih-pomoshniki-i-vsadniki-istoriya-ricarstva.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vozmozhnosti-primeneniya-it-pri-issledovanii-yazikovoj-interferencii.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kalendarno-tematicheskoe-planirovanie-po-algebre-dlya-8-klassa-na-2006-2007-uchebnij-god-stranica-2.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodika-provedeniya-i-ispolzovaniya-igr-na-urokah-matematiki-soderzhanie-igr-pri-izuchenii-temi-slozhenie-i-vichitanie.html
  • school.bystrickaya.ru/licenzirovanie-na-rinke-cennih-bumag.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/ris9-vneshnij-vid-trenazhera-s-obektom-kontrolya-v-vide-tolstostennoj-trubi.html
  • studies.bystrickaya.ru/argonavti-i-zolotoe-runo.html
  • institute.bystrickaya.ru/federalnaya-notarialnaya-palata-centr-notarialnih-issledovanij-sudebnaya-praktika-po-nasledstvennim-delam-stranica-13.html
  • books.bystrickaya.ru/diplom-proektirovanie-kotelnoj-chast-17.html
  • literatura.bystrickaya.ru/setevoj-grafik-po-formirovaniyu-neobhodimoj-sistemi-uslovij-realizacii-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-v-mkou-putilovskaya-sosh-v-2010-godu.html
  • reading.bystrickaya.ru/konspekt-itogovogo-leksiko-grammaticheskogo-zanyatiya-s-detmi-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-obshim-nedorazvitiem-rechi.html
  • literature.bystrickaya.ru/byulleten-novih-postuplenij-v-otdel-yuridicheskoj-literaturi-yanvar-mart-2008-g.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-3-nacionalnaya-ekonomika-osnovnie-rezultati-i-ih-izmerenie-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline.html
  • thescience.bystrickaya.ru/itak-vi-uzhe-ne-chuzhie-i-ne-prishelci-no-sograzhdane-svyatim-i-svoi-bogu-ef-2-19-stranica-5.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebnik-xxi-veka.html
  • testyi.bystrickaya.ru/61-istochniki-i-literatura-drevnij-mir-srednie-veka.html
  • textbook.bystrickaya.ru/k-priznaniyu-gotov-vedomosti-elena-ragozina-natalya-kostenko-vedomosti-21082008-156-str-a2.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/problema-chesti-i-dolga-v-povesti-a-s-pushkina-kapitanskaya-dochka-2.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lekciya-na-temu-mozg-i-kibernetika.html
  • crib.bystrickaya.ru/igra-v-biser-izdatelstvo-hudozhestvennaya-literatura-moskva-1969-stranica-11.html
  • knigi.bystrickaya.ru/simvoli-dvuh-gosudarstv-rossii-i-belorussii.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tematicheskie-plani-k-glavam-uchebnika-nazvanie-kak-podgotovit-rebenka-k-shkole-metodicheskoe-posobie-dlya-vospitatelej.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/icebookreaderprofessionalheaderstart-stranica-14.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/psihologicheskaya-struktura-sportivnoj-deyatelnosti-chast-3.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pozicionirovanie-torgovoj-marki-pervij-shag-k-uspehu.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/fizicheskie-svojstva-tekst-lekcij-po-organicheskoj-himii-samara-2006.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.