.RU

Пояснительная записка о предмете истории искусств

ПРОГРАММА

«ИСТОРИЯ ИСКУССТВ»

для учащихся 1-4 классов основного отделения

художественной школы

(возраст обучающихся 10-16 лет)

Срок освоения – 4 года

Автор-составитель

Преподаватель МОУ ДОД

«Художественная школа»

Надежда Романовна Бородина

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
О предмете истории искусств

Прежде всего, следует напомнить о том, что знания по предмету сами по себе не являются самоцелью. Еще древние греки утверждали, что «многознание не есть мудрость». Основное назначение предмета истории искусств в другом – служить средством постижения мира, расширять жизненные и духовные горизонты человека.

На уроках детям предстоит открыть безупречную гармонию Эллады и бездну трагических переживаний Рембрандта, беззаботную легкость Буше и драматический пафос истины русских художников. В итоге духовный опыт прошлого обогатит их пониманием жизни, окружающих людей, а также самих себя. Общение с миром искусства обернется, таким образом, сложным процессом самопознания.

Внимание педагога в момент обучения должно сосредоточиться на личности ребенка, и главной заботой при этом должна стать забота о состоянии детской души, формировании его духовной «флоры». В этом заключен смысл нравственно-эстетического воспитания.

Педагогу надлежит донести до юного поколения культурные ценности, не растеряв сложности их художественной структуры. Иначе говоря, передать детям заветный ключ к пониманию азбуки искусства - значения таинственной связи линий, мазков, пятен... Ключ, открывающий волшебную дверь, за порогом которой - мир, полный образов, мыслей и чувств, печали и радости.

Эстетическое переживание является ключевым моментом восприятия искусства. В нем участвуют воля, сознание и, главное, чувства ребенка. Занятия должны быть волнующими, будить воображение и вдохновлять.

Порой бывает нелегко достучаться до ребячьих сердец, но если это удается, то наградой учителю становится желание детей продолжать общение с искусством, быть активными на уроке.

Восприятие искусства можно считать состоявшимся тогда, когда оно равноценно сотворчеству зрителя и автора, диалогу на уровне понимания художественной формы. Созерцание – «это такое же творчество, такое же искусство, как само искусство».

Желательно так организовать обучение, чтобы ребенок оказался вовлечен в атмосферу созерцания и мог почувствовать себя соавтором, творцом, художником. Тогда творческий импульс, полученный в момент восприятия искусства, может быть реализован тут же на уроке в детских рисунках, стихах, играх или в оформлении домашних рефератов, конкурсных газет и т.п.

Установка на состояние активного творчества учащихся, несомненно, потребует в свою очередь и от самого педагога творческого подхода к предмету истории искусств, глубоких знаний и немалых усилий.

О, детство! Ковш душевной глуби!

О, всех лесов абориген,

Корнями вросший в самолюбье,

Мой вдохновитель, мой регент!

Б. Пастернак

Основные положения программы

Сроки апробации 1998 – 2002 г.г.

Занятия проводятся в группах до 15 человек, 1 раз в неделю по 1 академическому часу. Всего 34 часа в год, 136 часов за весь курс.

Педагогическое кредо автора:

  1. Творчество как основа обучения и воспитания гармоничной личности. Изучение мирового художественного наследия в неразрывной связи с детской творческой практикой и деятельностью на уроке.

  2. История искусств как предмет, объединяющий все виды изобразительного искусства и разные виды творчества (в том числе поэзию, музыку, кино и др.). Комплексный подход к обучению. Активное использование межпредметных связей.

Цели обучения

Приобщение учащихся к миру пластических (изобразительных) искусств как неотъемлемой части духовной и материальной культуры общества. Последовательное изучение всеобщей истории искусств в процессе мирового исторического развития.

Задачи обучения

  1. Формирование активного эстетического отношения к действительности, к искусству, к народным художественным традициям.

  2. Формирование представлений о внутренних закономерностях культурно-исторического процесса, с учетом прошлого и современного опыта искусства.

  3. Формирование художественно-образного мышления как основы развития творческой личности, ее эстетических вкусов, морально-этического облика. Нравственно-эстетическое воспитание учащихся.

  4. Развитие творческих способностей и навыков, расширение диапазона чувств, воображения, фантазии. Воспитание эмоциональной отзывчивости на явления художественной культуры.

  5. Понимание законов художественной формы, специфики образного языка видов пластических (изобразительных) искусств. Освоение специальной терминологии.

Диагностика результатов

Формами контроля и диагностики усвоения программы являются: фронтальные и индивидуальные опросы, самостоятельные письменные контрольные работы, викторины, самостоятельная работа по составлению кроссвордов, проверка тетрадей.

Применяется 5-балльная система отметок, итоговые отметки выставляются в конце каждой четверти, полугодия, года.

Формой итоговой аттестации является выполнение экзаменационного задания в конце 4 класса.

Экзаменационное задание по истории искусств в 4 классе ДХШ.

Экзаменационное задание заключается в написании реферата на тему по истории искусств. Темы предлагаются учителем, после предварительного обсуждения с учащимися утверждаются. В отдельных случаях учащимся предлагаются экзаменационные билеты, и тогда тема назначается в соответствии с вытянутым билетом.

На выполнение экзаменационной работы отводится весь учебный год (с сентября по май месяц). Она носит, таким образом, домашний характер и предполагает умение работать самостоятельно. По вопросам экзаменационной работы в течение учебного года проводятся консультации. По завершении работы организуется экзаменационный просмотр рефератов, на котором подводятся итоги.

Критерии оценки реферата:

  1. Умение применять полученные знания, вкус, творческие навыки в самостоятельной работе над экзаменационным рефератом. Умение глубоко раскрывать тему, выносить собственные суждения по ней, анализировать произведения искусства, творческий метод мастеров и художественные процессы, связанные с конкретной эпохой.

  2. Умение связывать знания, полученные на уроке, с внешкольной жизнью. Опыт и интерес к поисковой работе (книги, музеи, выставки, мастерские художников и др.).

  3. Умение пользоваться справочной и специальной литературой, анализировать и интерпретировать текст.

  4. Развитие творческих способностей и навыков, художественного вкуса учащихся в работе над оформлением экзаменационного реферата. Работа над стилевым единством в оформлении (обложка, титул, заставки, инициалы, концовка, шрифт). Техника выполнения по выбору учащихся.


РАЗДЕЛ I. Виды и жанры изобразительного искусства

РАЗДЕЛ II. Искусство Древнего мира.

РАЗДЕЛ III. Искусство средних веков.

РАЗДЕЛ IV. Искусство Возрождения.

РАЗДЕЛ V. Искусство Западной Европы XVII – XVIII в.в.

РАЗДЕЛ VI. Искусство Западной Европы XIX – XX в.в.

РАЗДЕЛ VII. Искусство Древней Руси.

РАЗДЕЛ VIII. Русское искусство XVIII в.

РАЗДЕЛ IX. Русское искусство первой половины XIX в.

РАЗДЕЛ X. Русское искусство второй половины XIX в.

РАЗДЕЛ XI. Русское искусство конца XIX – начала XX в.в.

РАЗДЕЛ XII. Русское искусство XX века после революции.

problemnaya-strategicheskaya-situaciya-i-metodologiya-prinyatiya-reshenij.html
problemnie-voprosi-dlya-obsuzhdeniya-na-seminare-poryadok-izucheniya-disciplini-filosofiya-studentami-specialnosti.html
problemnie-voprosi-obsuzhdaemie-v-hode-konferencii-pediatriya.html
problemnie-voprosi-vizivayut-u-uchenika-opredelennie.html
problemnij-sovet-po-obucheniyu-inostrannim-yazikam-v-srednej-shkole-otchet-o-rabote-otdeleniya.html
problemno-orientirovannie-seminari-z-v-krecan-kandidat-pedagogicheskih-nauk-docent-pervij-prorektor-kripkipro.html
  • tests.bystrickaya.ru/l-v-shaposhnikova-vrata-v-budushee-stranica-51.html
  • essay.bystrickaya.ru/duhovno-lichnostnim-podhodom-pedagogika-audiovizualnogo-tvorchestva-v-socialno-kulturnoj-sfere.html
  • esse.bystrickaya.ru/raschetnij-pokazatel-nadezhnosti-nadezhnost-v-tehnike-osnovnie-ponyatiya-termini-i-opredeleniya-gost-27.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskoe-posobie-rostov-na-donu-fgou-vpo-ryui-mvd-rossii-2011-g-stranica-6.html
  • spur.bystrickaya.ru/literatura-universalnogo-soderzhaniya-72.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/skazite-pozyaista-izvinite-pozyaista-kak-deti-vosprinimayut-i-osvaivayut-okruzhayushij-mir-kak-razvit-tvorcheskoe.html
  • bukva.bystrickaya.ru/setevie-i-raspredelennie-operacionnie-sistemi-konspekt-lekcij-elektronno-vichislitelnie-mashini-i-kompyuternie.html
  • abstract.bystrickaya.ru/01standartnaya-komplektaciya-izmeritelya-mzc-03e-tehnicheskoe-zadanie-na-postavku-produkcii-8-1-standartnaya-komplektaciya.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-materialovedenie-specialnost.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/zadacha-91-metodicheskie-ukazaniya-i-zadaniya-dlya-kontrolnoj-raboti-uchebnoj-disciplini-inzhenernaya-geodeziya.html
  • assessments.bystrickaya.ru/elektivnij-kurs-po-anglijskomu-yaziku-the-hotel-business.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/antiteizm-l-i-vasilenko-kratkij-religiozno-filosofskij-slovar.html
  • testyi.bystrickaya.ru/47-zhurnal-russkoe-bogatstvo-v-1905-1907gg-1-razvitie-kapitalizma-v-rossii-i-vnachale-20-v-i-ego-vliyanie-na.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/timashevsk-vzglyad-iz-crb-chast-2.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rekomendacii-metodicheskoj-komissii-olimpiadi-lomonosov-2009-1.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/postatejnaya-struktura-nakladnih-rashodov-metodicheskie-ukazaniya-po-opredeleniyu-velichini-nakladnih-rashodov-i-smetnoj.html
  • shkola.bystrickaya.ru/sekreti-razrabotki-csp.html
  • essay.bystrickaya.ru/delo-22-793-prigovor-ob-umishlennom-prichinenii-tyazhkogo-vreda-zdorovyu-povlekshem-po-neostorozhnosti-smert-poterpevshego-ostavlen-bez-izmeneniya-vivodi-suda-o-v.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rod-lejver-scan-ocr-spellcheck-chububu-2007.html
  • shkola.bystrickaya.ru/prestupnost-v-rossii-i-zarubezhnih-stranah-sravnitelnij-analiz.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-15-sallivan-g-s.html
  • college.bystrickaya.ru/31-tehnologii-i-sredstva-obrabotki-tekstovoj-informacii-uchebnoe-posobie-dlya-studentov.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zanyatie-6-rodi-uchebnoe-posobie-izdatelstvo-instituta-psihoterapii-moskva.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/velikij-knyaz-mihail-aleksandrovich-stranica-9.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dinamika-priema-studentov-po-vsem-formam-obucheniya-otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zapadnova-n-l-zamestitel-predsedatelya-pravitelstva-hanti-mansijskogo-avtonomnogo-okruga-yugri-po-voprosam-socialnoj-politiki-stranica-3.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/materiali-dlya-provedeniya-seminara-programma-korrekcii-sindroma-professionalnogo-vigoraniya-pedagogov-put-k-garmonii.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-soderzhanie-rabochej-programmi-uchebno-tematicheskij-plan.html
  • textbook.bystrickaya.ru/istoriya-filosofii-zapad-rossiya-vostok-stranica-59.html
  • literature.bystrickaya.ru/bibliograficheskij-ukazatel-trudov-1975-2004-gg-ekaterinburg-2005-g.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-3-funkcionalnaya-struktura-gpss-metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-laboratornih-rabot-po-discipline.html
  • school.bystrickaya.ru/kriminalistika-kak-nauka-i-kak-uchebnaya-disciplina-chast-2.html
  • report.bystrickaya.ru/iii-spisok-voprosov-uchebnoe-posobie-dlya-vuzov.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vlastelin-dvuh-mirov-dzhozef-kempbell-tisyachelikij-geroi-vakler-refl-buk-act-1997.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/vserossijskaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-kolichestvennaya-eeg-i-nejroterapiya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.