.RU

ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО, ИДЕАЛ НООСФЕРЫ И КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ


^ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО, ИДЕАЛ НООСФЕРЫ И КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Некоторые исследователи характеризуют современную нам эпоху как этап перехода к постиндустриальной (информацион­ной) цивилизации, подразумевая под этим, что уже сегодня фак­тически осуществляется переход к главенству производства ин­формации, знаний и гармонизации на этой основе взаимоотноше­ний человека и природы.

Еще Ф. Бэкон обращал внимание на особую роль, которую при­звано играть научное знание в развитии взаимоотношений обще­ства и природы. Он считал, что знание законов природы позволит людям удовлетворить свои насущные потребности и интересы. При этом Ф.Бэкон считал, что увеличение могущества человека невозможно без подчинения этим естественным законам. Познавая их, наука должна помочь человеку двигаться к поставленным целям по наикратчайшему пути, обходя препятствия, избегая ошибок, многие из которых могут поставить под угрозу само существование человеческого рода.

Эти представления были конкретизированы и развиты в полу­чившей в XX в. широкое распространение и научное признание концепции ноосферы. Понятие ноосферы было введено в науку в 1927 г. французским философом, математиком и антропологом Э.Леруа (1870-1954), предложившим называть ноосферой обо­лочку Земли, включающую человеческое общество с его индуст­рией, языком и прочими атрибутами разумной деятельности. Но главным творцом ноосферной концепции по праву считается рус­ский естествоиспытатель и мыслитель В.И.Вернадский (1863-1945), развивший в своих трудах идею ноосферы как «биосферизированного общества».

В.И.Вернадский одним из первых осознал, что человечество стало мощной геологической и, возможно, космической силой, способной преобразовывать природу в больших масштабах. Он отмечал, что человек охватил своей жизнью, культурой всю био­сферу и стремится еще больше углубить и расширить сферу своего влияния. Биосфера, с его точки зрения, постепенно преобразуется в ноосферу - сферу разума. В. И. Вернадский рассматривал ноо­сферу как высшую стадию развития биосферы, когда определяю­щим фактором становится разумная деятельность человека. Пре­образование биосферы в ноосферу он связывал с развитием нау­ки, углублением научного проникновения в суть происходящих в природе процессов и организацией на этой основе рациональной человеческой деятельности. В.И.Вернадский был убежден, что ноосферное человечество найдет путь к восстановлению и сохра­нению экологического равновесия на планете, разработает и осу­ществит на практике стратегию бескризисного развития природы и общества. При этом он полагал, что человек вполне способен принять на себя функции управления экологическим развитием планеты в целом.

Одновременно с В. И. Вернадским разработкой проблемы ноосферогенеза занимался видный французский палеонтолог, фило­соф и богослов П. Тейяр де Шарден (1881-1955). Результаты своих изысканий он обобщил в работе «Феномен человека», опублико­ванной в 1956 г. уже после смерти автора. Он считал, что перво­начально ноосфера формируется как тонкий, обособленный от всех земных оболочек слой мыслящей материи («покров сознания»). Однако по мере все более глубокого проникновения мысли в суть процессов, происходящих во всех земных сферах, ноосфера пере­ходит в свое высшее состояние, перерастая в Дух Земли. Как и Вер­надский, Тейяр де Шарден особо отмечает роль науки в решении этой задачи. Она, по его мнению, должна выступить не только дей­ственным инструментом познания мира, но и стать средством единения, синтеза мысли.

На протяжении XX в. еще многие мыслители, представители различных научных специальностей обращались к проблеме ноо­сферы, пытались определить пути ее возникновения и последую­щего становления. В нашей стране в разработку этих проблем значительный вклад внесли Н.Н.Моисеев, В. П. Казначеев. Фраг­менты работ этих авторов помещены в приложении.

В целом для приверженцев идеи ноосферного будущего чело­вечества характерен оптимистический взгляд на перспективу раз­вития взаимоотношений общества и природы. Однако среди спе­циалистов-экологов не многие готовы разделить сегодня подоб­ный оптимизм. По их мнению, человечеству еще предстоит дока­зать, действительно ли оно способно выступить в роли устроителя нового мира, свободного от разрушительных кризисов, экологи­ческих катастроф, войн и насилия.

Обеспокоенные существующим положением многие видные эко­логи, социологи, экономисты, политики и др. начиная со второй половины 70-х годов XX столетия объединили свои усилия с целью выработки нового подхода к построению взаимоотношений между человеком и средой его обитания. Результатом проделанной рабо­ты стала формулировка концепции устойчивого развития. Согласно определению Международной комиссии по окружающей среде и развитию под устойчивым должно пониматься такое развитие, при котором удовлетворение потребностей современного челове­чества не ставит под угрозу благополучие последующих поколе­ний и их способность удовлетворять собственные насущные по­требности. Это подразумевает, что некоторые параметры, такие, как ключевые физические константы (состав воздуха, воды, почвы, механические свойства земной поверхности, гравитация и др.), генофонд, участки основных экосистем в их первозданном виде, здоровье населения, должны с течением времени сохранять посто­янное значение. Важнейшей задачей в этой связи становится ох­рана окружающей среды, цель которой в конечном счете сводится к тому, чтобы, с одной стороны, обеспечить сохранность таких качеств окружающей среды, которые не должны быть подвергнуты изменениям, а с другой - обеспечить непрерывный урожай полез­ных растений, животных и других необходимых человеку ресур­сов путем сбалансированных циклов изъятия и обновления.

Концепция устойчивого развития получила мощную поддерж­ку не только со стороны специалистов в области социальной эко­логии и экологии человека, но и правительств и руководителей государств большинства стран мира, что нашло свое выражение в решениях Конференции ООН по окружающей среде и развитию, состоявшейся в 1992 г. в Рио-де-Жанейро. На ней была заявлена необходимость перехода всего мирового сообщества на рельсы устойчивого развития. Конференция приняла решение об образо­вании организации Международный Зеленый Крест, главными задачами которой были объявлены экологическое образование и воспитание как основа устойчивого развития и изменения системы ценностей, а также ликвидация последствий «холодной войны» для окружающей среды.

В 1996 г. в соответствии с рекомендациями Конференции ООН по окружающей среде и развитию 1992 г. была. разработана и ут­верждена концепция перехода Российской Федерации к устойчиво­му развитию. Концепция должна стать основой для выработки стратегии перехода России к устойчивому развитию в XXI в.

ЛИТЕРАТУРА

Алексеев В. П. Очерки экологии человека. - М., 1993.

Будыко М. И. Глобальная экология. - М., 1977.

Воронцов Н. Н., Сухорукова Л. Н. Эволюция органического мира – М., 1991.

Горелов А. А. Экология. - М., 1998.

Зворыкин А. А., Осьмова Н.И., Чернышев В. И., Шухардин С. В. История техники.-М., 1962.

Косвен М. О. Очерки истории первобытной культуры. - М., 1953.

Кууси П. Этот человеческий мир. - М., 1988.

Ламберт Д. Доисторический человек. Кембриджский путеводитель – Л., 1991.

Петров К. М. Общая экология. - М., 1998.

Прохоров Б. Б. Экология человека: эволюционный аспект / Эволюционная и историческая антропоэкология. - М., 1994. - С. 47-65.

Справочник необходимых познаний. - Пермь, 1995.

Ошмарин А. П., Ошмарина В. И. Экология. Школьный справочник. - Яро­славль, 1998.

press-reliz-podvedeni-itogi-1-go-otborochnogo-etapa-ezhegodnogo-konkursa-molodezhnih-innovacionnih-nauchno-tehnicheskih-proektov-kaluzhskoj-oblasti-v-ramkah-federalnoj-programmi-u-m-n-i-k.html
press-reliz-stranica-2.html
press-reliz-upravleniya-pensionnogo-fonda-rossii-gosudarstvennoe-uchrezhdenie-v-harabalinskom-rajone-astrahanskoj-oblasti-tel-885148511-34.html
press-reliz-v-rossii-na-dvd-v-ramkah-platinovoj-kollekcii-disney-vpervie-vihodit-animacionnij-film-pinokkio.html
press-reliz-zdorove-novij-kriterij-krasoti-11-sportsmenok-iz-raznih-stran-mira-stanut-novimi-poslannicami-krasoti-brenda-pantene.html
press-sekretar-aleksandra-vasilevna-zagvozdkina-576-86-58-zavtukrgvgovspbru.html
  • reading.bystrickaya.ru/kontrolnaya-rabota-1-terminologicheskaya-po-kursu-vvedenie-v-teoriyu-zhurnalistiki-termin-intervyu.html
  • crib.bystrickaya.ru/govoryat-chto-realizaciyu-poslaniya-prezidenta-tormozit-krizis-novosti-pervij-kanal-29-11-2008-12-00-8.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-obucheniya-discipline-f-so-pgu-18-207-dlya-studentov-ministerstvo-obrazovaniya-i-nauki-respubliki-kazahstan.html
  • spur.bystrickaya.ru/malm-ijlibaj-dinara-balashizi-kn-12-03-2015-sinibi-6-tairibi.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-professionalnogo-modulya-organizaciya-pitaniya-v-organizaciyah-obshestvennogo-pitaniya-2011-g.html
  • composition.bystrickaya.ru/pochvenno-landshaftnoe-proektirovanie-obshaya-trudoemkost-disciplini-sostavlyaet.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/soglashajsya-rasskazchik.html
  • literature.bystrickaya.ru/charlz-uebster-ledbiter.html
  • tasks.bystrickaya.ru/12-obespechenie-bezopasnosti-uchebnij-plan-21-rabota-pedagogicheskogo-kollektiva-nad-edinoj-metodicheskoj-temoj-34.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-3psihologicheskie-traktovki-religii-posobie-podgotovleno-na-kafedre-filosofii-sootvetstvuet-programme-disciplini.html
  • write.bystrickaya.ru/glava3zhivotnovodstvo-pervobitnih-obshin-rabovladelcheskogo-obshestva-feodalnoj-epohi.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programmi-razvitie-melioracii-selskohozyajstvennih-zemel-v-respublike-mordoviya-na-period-do-2020-goda-pravitelstvo-respubliki-mordoviya-postanovlyaet-stranica-9.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sposobi-psihologicheskoj-zashiti-chast-3.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-ix-narodnoe-vosstanie-v-indii-v-18571859-gg-predislovie-k-tretemu-izdaniyu.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/ya-znayu-proizvedeniya-a-s-pushkina-i-lyublyu-ih.html
  • lesson.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-kak-sredstvo-realizacii-innovacionnoj-modeli-uchebnih-i-proizvodstvennih-praktik-studentov-hudozhestvenno-graficheskih-fakultetov-pedvuzov.html
  • literatura.bystrickaya.ru/reformirovaniya-sistemi-finansirovaniya-uchrezhdenij-socialnogo-obsluzhivaniya-a-r-shafigullina-na-kollegii-13-fevralya-2008g.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-9-kniga-pervaya-ujti-chtobi-vizhit.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-3-voennie-tajni-lubyanskaya-prestupnaya-gruppirovka.html
  • thescience.bystrickaya.ru/ispanskaya-falanga-vremyon-hose-antonio-primo-de-rivera-punkt-404-stranica-9.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/faktori-i-psihologicheskie-mehanizmi-vospriyatiya.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-moskva-2003-tema-marketing-kak-faktor-konkurentosposobnosti-firmi-voprosi-1-marketing-i-konkurenciya-tipologiya-konkurentov-2-tipologiya-konkurentnih-situacij-stranica-14.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-fizicheskaya-kultura-1-kurs-nazvanie-stranica-4.html
  • knigi.bystrickaya.ru/soderzhanie-voennoplennih-v-sibiri-o-f-gordeev.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-nagnetatelnie-i-rasshiritelnie-mashini-cikl.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/100-velikih-gorodov-miramoskva-veche2007-477s100-velikih-stranica-15.html
  • desk.bystrickaya.ru/otchet-o-provedenii-nauchnoj-sessii-po-itogam-nauchno-issledovatelskoj-raboti-mpgu-za-2011-god-na-fakultete-pedagogiki-i-psihologii-stranica-2.html
  • letter.bystrickaya.ru/metrologiya-standartizaciya-i-sertifikaciya-3.html
  • lecture.bystrickaya.ru/a-otskat-obndevet-zanteresovat-metodicheskie-ukazaniya-k-izucheniyu-kursa-dlya-studentov-nefilologicheskih.html
  • lecture.bystrickaya.ru/b-p-sheremetev-i-a-d-menshikov.html
  • tasks.bystrickaya.ru/211-tehnologiya-prikaz-783-ot-24-07-2011g-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-municipalnogo.html
  • education.bystrickaya.ru/3-poryadok-provedeniya-antikorrupcionnoj-ekspertizi-proektov-pravovih-aktov-vtorogo-urovnya.html
  • letter.bystrickaya.ru/obuchenie-inostrannomu-yaziku-doshkolnikov.html
  • studies.bystrickaya.ru/lekciya-6-tema-chastotnie-harakteristiki-diskretnih-sistem-konspekt-lekcij-dlya-studentov-napravleniya-550200.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-2-vsemirnij-potop-i-atlantida-pravda-ili-mif-v-yu-koneles-soshedshie-s-nebes-i-sotvorivshie-lyudej.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.