.RU

Порядок использования схем - Классный руководитель в россии: страницы истории


Порядок использования схем

Учителя (или родителей) просят выбрать в каждой шкале одно утверждение, наиболее точно отражающее состояние ре­бенка на данный момент. Каждое утверждение имеет свой балл. Суммирование полученных баллов по каждой схеме позволяет получить оценки адаптированности к школе, которые затем сравнивают с нормами.

Схема 1:

22 — 35 баллов — зона адаптации;

15 — 21 балл — зона неполной адаптации;

О — 14 баллов — зона дезадаптации.

252

Схема 2:

18 — 25 баллов — зона адаптации;

11 — 17 баллов — зона неполной адаптации;

О — 10 баллов — зона дезадаптации.

Данные схемы представляют собой адаптированный вари­ант методик, предложенных в материалах для психодиагности­ческого обследования ребенка 5-7 лет (Ярославль,1993, авто-ры-сост. : Чирков В. И. , Соколова О. Л. ).

Схема изучения социальной адаптации детей к школе (заполняется учителем)

1-й критерий: «Эффективность учебной деятельности»

1-я шкала. Учебная активность

5. Активно работает на уроке, часто поднимает руку и отве­чает правильно.

4. На уроке работает, правильные и неправильные ответы чередуются.

3. Редко поднимает руку, но отвечает правильно.

2. Учебная активность на уроке носит кратковременный ха­рактер, часто отвлекается, не слышит вопроса.

1. Пассивен на уроке, дает неверные ответы или не отвечает совсем, часто переписывает готовое с доски.

0. Учебная активность отсутствует (совершенно не включа­ется в учебный процесс),

2-я шкала. Усвоение знаний (успеваемость)

5. Правильное, безошибочное выполнение школьных зада­ний (средний балл 5-4,6).

4. Небольшие помарки, единичные ошибки (средний балл 4,5-4).

3. Редкие ошибки (средний балл 3,9-3,6).

2. Плохое усвоение материала по одному из основных пред­метов, обилие ошибок (средний балл по этому предмету 3,5 и ниже).

1. Частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий, не­постоянство оценок (средний балл 3,5 и ниже).

253

0. Плохое усвоение программного материала по всем пред­метам: большое количество грубых ошибок.

2-й критерий: «Усвоение школьных норм поведения»

3-я шкала. Поведение на уроке

5. Сидит спокойно, добросовестно выполняет все требования

учителя.

4. Выполняет требования учителя, но иногда, на короткое

время, отвлекается от урока.

3. Изредка поворачивается, обменивается короткими репли­ками с товарищами.

2. Часто наблюдается скованность в движениях, позе, напря­женность в ответах.

1. Выполняет требования учителя частично, отвлекается на посторонние занятия, вертится или постоянно разговаривает.

0. Не выполняет требования учителя: большую часть урока занимается посторонними делами.

4-я шкала. Поведение на перемене

5. Высокая игровая активность, охотно участвует в подвиж­ных коллективных играх.

4. Активность выражена в малой степени: предпочитает за­нятия в классе с кем-нибудь из ребят, чтение книг, спокойные

игры.

3. Активность ребенка ограничивается занятиями, связан­ными с подготовкой к следующему уроку (готовит учебники, тетради, моет доску, убирает класс).

2. Не может найти себе занятие, переходит от одной группы

детей к другой.

1. Пассивный, движения скованные, избегает других. 0. Часто нарушает нормы поведения: мешает другим играть,

нападает на них, кричит, бегает, не меняет своего поведения,

когда делают замечания (не владеет собой).

3-й критерий: «Успешность социальных контактов»

5-я шкала. Взаимоотношения с одноклассниками

5. Общительный, легко контактирует с детьми.

254

4. Малоинициативный, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются другие дети.

3. Сфера общения ограниченна: контактирует только с не­которыми ребятами.

2. Предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт.

1. Замкнут, изолирован от других детей, предпочитает на­ходиться один (другие дети равнодушны к нему).

0. Проявляет негативизм по отношению к детям, постоянно ссорится и обижает их (другие дети его не любят).

6-я шкала. Отношение к учителям

5. Проявляет дружелюбие по отношению к учителям, стре­мится понравиться, после урока часто подходит к учителю, об­щается с ним.

4. Дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремится выполнять все его требования, в случае необходимости сам об­ращается к нему за помощью.

3. Старательно выполняет требования учителя, но за помо­щью обращается чаще к одноклассникам.

2. Выполняет требования учителя формально, не заинтере­сован в общении с ним, старается быть незаметным.

1. Избегает контакта с учителями, при общении с ними лег­ко смущается, теряется, говорит тихо, запинается.

0. Общение с учителем приводит к отрицательным эмоциям, обижается, плачет при малейшем замечании.

4-й критерий: «Эмоциональное благополучие» 7-я шкала. Эмоции

5. Хорошее настроение, часто улыбается, смеется. 4. Спокойное эмоциональное состояние. 3. Эпизодически проявляется ухудшение настроения. 2. Отрицательные эмоции: тревожность, огорчение, иногда страх, обидчивость, вспыльчивость, раздражительность.

1. Отдельные депрессивные проявления, плач без всяких на то причин, агрессивные реакции: часто ссорится с детьми, по­вышает голос.

0. Преобладание депрессивного настроения; агрессия (вспышки гнева, злости) проявляется в отношениях с детьми

255

л(может ударить, что-то сломать, затеять драку) и в отношениях с учителями.

Схема изучения социальной адаптации ребенка к школе (заполняется родителями)

1-я шкала. Успешность выполнения школьных заданий

5. Правильное, безошибочное выполнение школьных зада­ний.

4. Небольшие помарки, единичные ошибки.

3. Редкие ошибки.

2. Плохое усвоение материала по одному из основных пред­метов: частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий.

1. Плохое усвоение программного материала по всем пред­метам.

2-я шкала. Степень усилий, необходимых ребенку для вы­полнения школьных заданий

5. Ребенок работает легко, свободно, без напряжения.

4. Выполнение школьных заданий не вызывает особых зат­руднений.

3. Иногда работает легко, в другое время проявляет упрям­ство, выполнение заданий требует некоторого напряжения для своего завершения.

2. Выполнение школьных заданий требует от ребенка опре­деленной степени напряжения.

1. Ребенок отказывается делать уроки, может плакать, кри­чать, проявлять агрессию.

3-я шкала. Самостоятельность ребенка при выполнении школьных заданий

5. Ребенок сам справляется со школьными заданиями.

4. Работает самостоятельно, почти не обращаясь к помощи взрослого.

3. Иногда обращается за помощью, но чаще выполняет за­дания сам.

2. Ребенок мог бы справляться со школьными заданиями самостоятельно, но предпочитает делать их с помощью взрос­лого.

256

1. Для выполнения ребенком школьных заданий требуется инициатива, помощь и постоянный контроль со стороны взрос­лого.

4-я шкала. Настроение, с которым ребенок идет в школу

5. Ребенок улыбается, смеется, идет в школу с хорошим на­строением.

4. Спокоен, деловит, нет проявлений сниженного настрое­ния.

3. Иногда бывают ухудшения настроения перед уходом в школу.

2. Случаются проявления отрицательных эмоций: тревож­ность, огорчение, иногда страх; обидчивость, вспыльчивость, раздражительность.

1. Преобладание депрессивного настроения или агрессии (вспышки гнева, злости).

5-я шкала. Взаимоотношения с одноклассниками

5. Общительный, инициативный, легко контактирует с деть­ми, много друзей, знакомых.

4. Малоинициативен, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются дети.

3. Сфера общения несколько ограниченна — общается толь­ко с некоторыми ребятами.

2. Предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступать с ними в контакт.

1. Замкнут, изолирован от других детей, предпочитает на­ходиться один; инициативен в общении, но часто проявляет негативизм по отношению к детям: ссорится, дразнится, де­рется.

^ 2. ИЗУЧЕНИЕ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Важнейшая характеристика личности школьника — ее на­правленность, определяющая цели, которые человек ставит перед собой, стремления, которые ему свойственны, мотивы, в соответствии с которыми он действует. Коротко направлен­ность личности чаще всего определяется как система ее устой­чивых доминирующих мотивов.

Направленность обнаруживается в различных сферах дея­тельности — учебной и трудовой, в избирательности интересов

257

и увлечений. Мотивы поведения интересы, убеждения учащих­ся неодинаковы по содержанию, глубине, прочности закрепле­ния, действенности. Поэтому успех в воспитании в значитель­ной мере зависит от того, насколько своевременно и правильно определены основные особенности направленности школьни­ков.

Наиболее часто используемый учителями путь изучения направленности личности школьника, его доминирующей мо­тивации — наблюдение за его поступками в различных ситуа­циях. При этом предполагается существование непосредствен­ной связи между поведением, поступком и мотивом, т. е. когда за поведением угадывается внутреннее побуждение. Но такая прямая связь существует далеко не всегда. Недостатки наблю­дения можно в значительной степени преодолеть, если прово­дить его целенаправленно, фиксируя отдельные показатели мотивации учащихся по строгой системе регистрации получен­ных данных.

^ 3. ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В качестве показателей мотивации учения могут выступать прежде всего различные признаки активности на уроках.

Вопросы ученика, обращенные к учителю, более всего от­ражают познавательный интерес. Другим показателем моти­вации учения является стремление учащихся по собственно­му побуждению участвовать в деятельности, в обсуждении поднятых на уроке вопросов, в желании высказать свою точ­ку зрения.

В целом для изучения мотивации учебной деятельности бо­лее целесообразен косвенный путь. Он возможен как в виде дей­ствия, так и в виде речевого высказывания.

В первом случае имеется в виду использование различных вариантов естественного эксперимента. Например, можно при­бегнуть к специально подобранным ситуациям, в которых школьнику необходимо сделать какой-то реальный выбор, при­чем действительная цель задачи, возникающей перед учеником, может быть замаскирована. Приведем примеры таких ситуа­ций, предлагаемых А. К. Марковой.

«Методика с конвертами». Школьнику предлагается выб­рать среди других конверт, на котором указано название само­го интересного для него учебного предмета, а затем открыть и найти из лежащих там карточек ту, на которой написано наи­более интересное для него задание.

258

^ Методика «Составь расписание на неделю». Учащимся предлагается включить в расписание любое число уроков по различным учебным предметам, предусмотренным и непредус­мотренным школьной программой, а также вычеркнуть из него не интересные для них уроки.

Во втором случае мотивы выявляются из речевых высказы­ваний в процессе беседы, анкетирования, опроса.

^ 4. ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Одна из важнейших задач школы — помочь школьникам сознательно выбрать профессию с учетом их желаний и возмож­ностей. Работа по профессиональной ориентации невозможна без изучения профессиональной направленности учащихся.

Для изучения профессиональных интересов школьников можно использовать методы беседы и анкетирования, а также сочинения на темы «Мои планы на будущее», «Мой рабочий день через 10 лет», методики, разработанные Е. А. Климовым.

^ 5. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕМПЕРАМЕНТА ШКОЛЬНИКА

Темпераментом называют совокупность природных качеств, определяющих динамические и эмоциональные особенности психики человека: скорость, темп и ритм реакций, эмоциональ­ную возбудимость и чувствительность. Наиболее приемлемым методом диагностики темперамента в педагогической деятель­ности является наблюдение.

Для определения особенностей темперамента также можно использовать различные психологические методики. Одним из самых популярных является детский вариант опросника Айзенка.

^ 6. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ХАРАКТЕРА ШКОЛЬНИКА

Характером называют индивидуальное сочетание устойчи­вых свойств личности, обусловливающих типичные для нее спо­собы поведения в определенных жизненных обстоятельствах. Знание особенностей характера ребенка позволяет с большой вероятностью предвидеть его поведение и тем самым корректи­ровать ожидаемые действия и поступки. Своеобразие характе­ра человека проявляется в системе его отношений к действи­тельности: к другим людям (общительность — замкнутость, правдивость — лживость, тактичность — грубость); к делу (от­ветственность — недобросовестность, трудолюбие — лень); к се-

259

бе (скромность — хвастовство, гордость — униженность);

к имуществу (щедрость — жадность, бережливость — расточи­тельность).

Наиболее ценную информацию о чертах характера ученика педагог может получить, наблюдая за их поведением в сложных проблемных ситуациях, возникающих в процессе выполнения какой-либо деятельности. Для этой цели педагог может исполь­зовать следующую схему анализа поведения учащегося (пред­ложенную Н. И. Курочкиным).

1. Отношение к делу

5 баллов — работает с увлечением, старательно, с хорошим настроением, добросовестно выполняет трудовые операции. Соревнуется с товарищами, следит за качеством выполнения задания, доводит дело до конца, проявляет заинтересованность в результатах своей работы. Умеет преодолевать трудности.

4-3 балла — работает без особого увлечения, теряет много времени на разговоры, «на раскачку», не обнаруживает особо­го старания, если его не контролируют; темп работы медленный, качество почти не интересует, жалуется на усталость. Прояв­ляет упорство лишь в конце работы, когда необходимо отчитать­ся за результаты труда.

2 балла — работает вяло, без интереса и желания, с нетер­пением ждет окончания работы. Безразличен к плохой оценке результатов своего труда. Если выполнил работу плохо, пере­делывать не хочет. Старается сократить объем задания.

2. Отношение к людям

5 баллов — при наличии высокой степени сформированнос-ти перечисленных ниже положительных качеств; 4-3 — при на­личии средней степени; 2 балла — при плохой сформированно-сти указанных положительных качеств и при заметной выра­женности отрицательных качеств:

а) наличие общественных, коллективистских устремлений и направленности поведения; внимание к товарищам, умение уважать их мнение, терпимость, умение согласовывать свои действия с действиями других; забота о людях, отзывчивость, сострадательность, доброта, стремление прийти на помощь;

мягкость чуткость; уважительное отношение к старшим;

грубость, нетерпимость, неуважительность; любит ссоры, склонен находить у всех недостатки, в споре никогда не усту-

260

пает, подозрителен; бессердечный, жестокий, злопамятный, завистливый, злорадный, насмешливый; презрительно отно­сится к окружающим, проявляет едкость, язвительность, дер­зость;

б) общительность; любит командовать, вносить изменения в деятельность коллектива; склонен к подражанию; проявляет самостоятельность в поведении; способен влиять на других; под­дается влияниям, пассивен в коллективе; готов слепо подчи­няться и безоговорочно слушаться; критичен; оценивает поведение других людей с точки зрения своих моральных пред­ставлений; избегает высказывать свое мнение о поступках то­варищей; в оценке ориентируется на других;

проявляет дружелюбие по отношению ко многим в коллек­тиве или только к некоторым; избегает общения с товарищами, боится товарищей, видит в них оврагов»;

в) готов помочь товарищам в ущерб себе; оказывает помощь только избранным; оказывает помощь, если очень попросят или заставят; никогда не приходит на помощь, избегает этого;

сочувствует или злорадствует по поводу неудач других уча­щихся; радуется или завидует успехам других;

г) при конфликте не боится выступать против сильного; под­держивает только сильных; поддерживает только тех, с кем дру­жит, кому симпатизирует; в конфликтах уходит в сторону;

д) выслушивает и учитывает чужие мнения и желания; уме­ет уступить. К товарищам относится доброжелательно, внима­тельно, с тактом. Уступает только сильным, авторитетным; к то­варищам равнодушен.

3. Отношение к самому себе

а) бескорыстен, великодушен, склонен к самопожертвова­нию; заботится только о своей выгоде; эгоистичен, жаден, ко­рыстолюбив;

б) самолюбив, стремится отличиться, превзойти своих това­рищей, быть первым, заслужить похвалу, поощрение; равно­душен к мнению окружающих, похвалам и порицаниям; дер­жится <' в тени»; скромен, обидчив; любит хвастать, рисоваться.

тщеславен;

в) сильно развито чувство собственного достоинства; уверен­ность в себе, в своих делах и способностях; самомнение, само­надеянность, самодовольство; склонен к смущению, замеша­тельству, боится браться за новое дело, стремится избежать нового; готов к раскаянию, смирению, самоунижению.

261

Диагностика волевых качеств

Особое место в структуре характера школьника занимает воля. Она лежит в основе многих черт: целеустремленности, решительности, настойчивости, самостоятельности и др. Объек­тивная диагностика развития волевых черт характера может быть осуществлена следующим способом (см. Схему полярных профилей черт характера).

Оценку по методу полярных профилей проводят следую­щим образом. Берут первую пару полярных качеств: настой­чивый — ненастойчивый. Вначале следует определить, какое из полярных качеств присуще испытуемому, затем нужно вы­яснить степень его выраженности. По черте «настойчивый — ненастойчивый в анкете необходимо поставить отметку в со­ответствующей графе анкеты. Точно так же нужно оценить и остальные качества. Затем составляется сводная таблица оценок. В нее по каждой черте заносятся баллы каждого уча­щегося, суммируют их и определяют среднее арифметическое. Далее производится сравнение индивидуальных результатов со средним по группе.

^ 7. ИЗУЧЕНИЕ САМООЦЕНКИ ШКОЛЬНИКА

Самооценкой называется отношение человека к самому себе, оценка своих способностей, возможностей, качеств личности, внешнего облика и др. Самооценка формируется в процессе по­стоянного общения с окружающими, в ходе которого ученик получает от других людей оценку своих возможностей, успехов в учебе и т. д. Эти оценки постепенно усваиваются ребенком и превращаются в его самооценку.

Самооценка может быть реальной (адекватной), когда мне­ние человека о себе совпадает с тем, что он в действительности собой представляет, и менее реальной (неадекватной), когда человек чересчур завышает или занижает собственные успехи и возможности.

Педагогу необходимо знать и учитывать в работе самооцен­ку школьника, так как она определяет его отношение ко всем его жизненным задачам, и прежде всего к учению, а также вли­яет на становление личности. Детям с адекватной самооценкой свойственны, как правило, оптимизм, активность, общитель­ность, бодрость, чувство юмора. Школьникам с завышенной самооценкой часто присущи высокомерие, бестактность, занос­чивость и эгоизм. Детям с пониженной самооценкой свойствен-

262

^ СХЕМА ПОЛЯРНЫХ ПРОФИЛЕЙ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА

Наименование качества


Выраженность качества (в баллах)


Выраженность полярного качества (в баллах)


Наименование полярного качества


сильно


средне


слабо


слабо


средне


сильно


6


5


4


3


2


1


Настойчивый Самостоятельный Сосредоточенный Аккуратный Организованный Сдержанный Серьезный Ответствен ны и Дисциплинированный Требовательный к себе Принципиальный Скромный Правдивый Спокойный Тихий














Ненастойчивый Несамостоятельный Рассеянный Небрежный Неорганизованный Несдержанный Легкомысленный Безответственный Недисциплинированный Нетребовательный к себе Беспринципный Развязный Лицемерный Беспокойный Шумливый



ны пассивность, замкнутость, повышенная ранимость, неверие в собственные силы и возможности.

Изучение самооценки можно начинать, как считает^ B. C. Иваш­кин, с метода наблюдения. Наблюдение позволяет зафиксиро­вать такие поведенческие проявления самооценки, как прямые и косвенные оценки себя и других, реакции на оценочные суж­дения, в том числе на школьные оценки, со стороны окружаю­щих, уровень притязаний школьника в различных видах дея­тельности,

Изучение самооценки школьников методом обобщения не­зависимых характеристик проводится с привлечением в каче­стве экспертов учителей, непосредственно работающих с уча­щимся. Характеристики, даваемые экспертами, полнее и содер­жательнее, если в задании эксперту подробно перечисляются те параметры самооценки, которые требуется отразить в харак­теристике: система ценностей, выраженность основных част­ных самооценок, адекватность, устойчивость, действенность самооценки и др.

Качества


Выраженность в баллах


1


2


3


4


5


6


7


8


9


10


Способности






















Воля






















Память






















Трудолюбие






















Интерес к учебе






















Успехи в учебе






















Физическое развитие























264

Ценные сведения о самооценке школьника может дать и ме­тод беседы, если она ведется в обстановке доверительности и ох­ватывает приведенные выше параметры самооценки.

Для уточнения данных, полученных перечисленными мето­дами, используются экспериментальные методы изучения са­мооценки.

^ Метод субъективного шкалирования частных самооценок

В зависимости от цели исследования и особенностей учащих­ся составляется список из 5-10 качеств личности. Среди них могут быть устойчивые, такие, как память, способности, и ла­бильные — успехи в учебе, физическое развитие и т. д. Качества заносятся в специальную таблицу (см. стр. 264).

Инструкция

Оцените, в какой мере вам свойственно каждое из приве­денных в списке качеств, пользуясь десятибалльной шкалой, в которой 1 означает отсутствие, а 10 — высший уровень раз­вития качества. Баллы между 1 и 10 соответствуют промежу­точным уровням развития качеств».

Интерпретация результатов

1. Определяется тип самооценки:

а) равномерно высокая;

б) равномерно низкая;

в) низкая по одним и высокая по другим качествам. 2. В ряде последовательных исследований определяются ди­намика и устойчивость самооценки в целом и по отдельным ка­чествам.

^ 8. СОСТАВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Весь материал, полученный в результате изучения личнос­ти школьника, обобщается в форме психолого-педагогической характеристики. Характеристика должна отражать динамику развития личности ученика, каждое ее положение должно быть аргументировано и подкреплено фактами. Ниже предлагается примерная схема составления психолого-педагогической харак­теристики, предложенная Н. И. Курочкиным.

265

Схема психолого-педагогической характеристики личности школьника

Характеристика ученика________,___ класса________

школы______________ города______за _ уч. г.

^ 1. Общие сведения о школьнике

Возраст, физическое развитие, состояние здоровья, в част­ности нервной системы.

Условия жизни и быта в семье. Состав семьи. Занятия роди­телей. Взаимоотношения членов семьи. Отношение к ребенку в семье. Позиция ребенка в семейном общении (равнодушный, опекаемый, зависимый, безнадзорный, самостоятельный). Кон­троль родителей за учебной деятельностью ребенка. Кто при­нимает наиболее активное участие в воспитании ребенка. Уча­стие учащегося в домашних делах. Досуг в семье. Проведение учеником свободного времени.

Наиболее важные факты биографии, которые могли повли­ять на развитие учащегося.

Положение ученика в структуре школьного коллектива. Взаимоотношения с одноклассниками. Авторитет в коллек­тиве.

Референтная группа школьника, наиболее значимые для него лица из ближайшего социального окружения.

^ 2. Направленность личности

Общая направленность личности (личная, общественная, деловая). Ведущая мотивация основных видов деятельности (учебной, трудовой, общественной и т. д. ). Преобладающие ма­териальные и духовные ценности. Интересы и склонности уча­щегося . Влияние их на учебную и неучебную деятельность. Глу­бина и устойчивость интересов.

Нравственное развитие ученика. Взгляды и убеждения, стремления, мечты и идеалы. Их действенность в мотивации поведения. Профессиональные интересы и склонности учаще­гося.

266

^ 3. Характер, темперамент, особенности эмоционально-волевой сферы

Черты характера, преобладающие в отношении:

а)к учебе;

б) к труду;

в) к общественным обязанностям и поручениям;

г) к сверстникам и взрослым;

д) к товарищам и друзьям;

е) к вещам;

ж) к самому себе.

Самооценка и уровень притязаний ученика.

Волевые черты характера (настойчивость, решительность, отношение к трудностям, дисциплинированность).

Проявление преобладающих черт характера в различных видах деятельности.

Проявление темперамента. Преобладание одного из типов темперамента по традиционной классификации.

Особенности эмоциональной сферы. Степень эмоциональной возбудимости, импульсивности, агрессивности, эмоциональная устойчивость, эффективность и т. д. Проявление эмоций вовне, умение контролировать проявление эмоций. Степень развития моральных, эстетических, интеллектуальных, практических чувств.

^ 4. Способности и особенности познавательной деятельности

Учение и способности. Особенности успеваемости по изуча­емым предметам. Трудные предметы. Общие (интеллектуаль­ные) способности. Творческие способности. Специальные и практические способности (математические, литературные, музыкальные, организаторские, спортивные и др. ).

Особенности восприятия и внимания школьника, наблюда­тельность. Особенности памяти: осмысленность, точность, бы­строта запоминания, длительность сохранения, точность воспроизведения. Владеет ли приемами запоминания. Преоб­ладающий тип памяти в учебном процессе.

Развитие образного и абстрактного мышления. Последова­тельность и доказательность в изложении своих мыслей, уме­ние выделить главное, умение обобщить и сделать выводы. Са­мостоятельность мыслительной деятельности, гибкость мыш­ления.

Развитие устной и письменной речи, словарный запас.

267

^ 5. Педагогические выводы и рекомендации

В характеристике не следует давать излишне подробное ос­вещение всех деталей личности, т. к. это может привести к мо" заичности и к тому, что наиболее важные, характерные для личности школьника черты и тенденции «растворятся» в оби­лии мелких фактов и деталей.

Следует остерегаться и другой крайности: освещать только те особенности личности, которыми она выделяется среди дру­гих, пренебрегая остальными ее сторонами. Для того чтобы ха­рактеристика отвечала всем предъявляемым к ней требовани­ям, она должна составляться на основании всех данных, имеющихся у педагога о личности ребенка, отражать в той или иной мере все компоненты его структуры и, вместе с тем, ак­центировать внимание на наиболее ярких, стержневых, доми­нирующих качествах — как положительных, так и требующих педагогической коррекции.

При изучении школьника не следует ограничиваться толь­ко мысленной констатацией различных фактов, отражающих особенности его личности. Учителю необходимо вести педаго­гический дневник, где на каждого школьника отводится свое место. В педагогическом дневнике фиксируются цели, выдви­гаемые гипотезы изучения определенных сторон личности уча­щегося, излагаются факты, делается их интерпретация. Запи­си должны быть краткими, лаконичными, отражающими самое основное, без собственных домыслов.

Характеристика должна обязательно включать также и дан­ные, полученные от психолога. Характеристика может быть обсуждена и с другими педагогами, что позволит лучше понять противоречия в поведении отдельных учеников, причины тако­го поведения и даст возможность принять наиболее правильные меры педагогического воздействия.

^ 6. Анализ семейных взаимоотношений

Для того чтобы понять личность ребенка, очень важно знать ту ближайшую ему социальную среду, в которой он воспитыва­ется. Так, дома, в семье, ребенок находится в иных по сравне­нию со школой условиях воспитания, поэтому задача школь­ного учителя состоит в том, чтобы помочь родителям ученика продолжить линию воспитания, начатую в школе. И сам педа­гог справляется со своими задачами успешнее, если в лице ро­дителей находит помощников.

268

Знакомство с семьей школьника учитель может начать с не­большой анкеты для родителей. С помощью ее можно получить данные о социально-бытовых условиях, в которых живет семья ученика, и о понимании родителями задач, целей семейного воспитания и их усилиях в данном направлении. Анкета заста­вит и самих родителей задуматься об отношении к ребенку и вы­явить просчеты в семейном воспитании. На основании резуль­татов анкеты определятся основные вопросы для беседы с родителями ученика.

^ АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?

2. Говорят ли с вами дети « по душам », советуются ли по лич­ным вопросам?

3. Интересуются ли они вашей работой?

4. Знаете ли вы друзей ваших детей?

5. Бывают ли они у вас дома?

6. Участвуют ли дети с вами в хозяйственных заботах?

7. Проверяете ли вы, как они учат уроки?

8. Есть ли у вас общие с ними занятия и увлечения?

9. Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?

10. «Детские праздники» — дети предпочитают, чтобы вы были с ними, или хотят проводить их без взрослых?

11. Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги?

12. А телепередачи и фильмы?

13. Бываете ли вместе с детьми на выставках, в театре и т. д. ?

14. Участвуете ли вместе с детьми в прогулках, туристичес­ких походах, походах за грибами и т. д. ?

15. Предпочитаете ли вы проводить отпуск вместе с ними или нет?

^ ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ КЛАССА

У каждого человека есть круг ближайшего общения, инди­видуальная социальная микросреда. Она во многом определяет его развитие, успехи в делах, общее эмоциональное благополу­чие. Каждый член группы занимает в ней определенное место. В ней складывается для него своя неповторимая система взаи-

269

моотношений. В эту систему входят деловые и личные взаимо­отношения.

Деловые отношения связывают людей как исполнителей определенных социальных ролей. Но, исполняя общественную роль, человек не перестает быть личностью, которая избиратель­но и пристрастно относится к другим людям. К одним школь­никам учащийся испытывает симпатию, другие ему неприят­ны, третьи — безразличны. Неодинаково относятся в классе к нему самому. Все эти отношения составляют систему личных взаимоотношений. Они оказывают сильное влияние на жизнь каждого школьника и деятельность класса в целом. Личные взаимоотношения никем специально не устанавливаются. Они складываются стихийно и определяют положение в классе каж­дого учащегося.

Если это положение благоприятно, школьник чувствует сим­патию со стороны своих одноклассников, сам им симпатизирует и осознает себя принятым группой. Такая психологическая си­туация переживается им как чувство единства с группой и уве­ренности в себе. Неблагополучность положения во взимоотноше-ниях с одноклассниками, переживание своей обособленности в группе может служить причиной состояния тревожности и быть источником тяжелых осложнений в развитии личности. Такие школьники нередко оказываются втянутыми в хулиганствую­щие или воровские компании, плохо учатся, агрессивны, грубы в общении со сверстниками и взрослыми. Они чаще других приобщаются к курению, алкоголю, наркотикам. Личные взаи­моотношения, сложившиеся в группе, обусловливают образова­ние небольших тесных группировок, играющих заметную роль в жизни класса. Нередко они более значимы для школьника, нежели органы коллектива и его формальные единицы. В груп­пировках складываются своя этика, системы ценностей, требо­вания к личности, способы разрешения конфликтов. Часто все это противоречит общественной морали, закону, требованиям педагогов и одноклассников, что создает серьезные трудности в осуществлении учебно-воспитательного процесса. В неофици­альных группировках выделяются свои неформальные лидеры, часто превосходящие официальных лидеров и даже учителей по силе своего влияния на членов группировки.

Управление формированием коллектива и развитием лично­сти немыслимо без знания его действительной внутренней структуры и положения в ней каждого школьника.

Для изучения личностных взаимоотношений в группе школьников широко используются различные разновидности

270

социометрического метода, предложенного в 1934 г. американ­ским социологом Морено.

Межличностные отношения в классном коллективе мож­но изучить с помощью методики «Выбор в действии», поло­жение школьника в системе межличностных отношений по­зволяет оценить методика «К кому ты обратишься?», моти­вы выбора в системе межличностных отношений можно исследовать с использованием методики * Выбор однокласс­ников». Все вышеперечисленные методики представлены в книге Л. М. Фридман, Т. А. Пушкиной, И. Я. Каллунович «Изучение личности учащегося и ученических коллективов» (М. : Просвещение, 1988 г. ).

Карта-схема изучения организованности коллектива

Эта карта-схема, предложенная Л. И. Уманским, представ­ляет собой список специально подобранных суждений, харак­теризующих организованность коллектива. Независимые экс­перты оценивают наблюдаемый коллектив по каждому из указанных слева и справа проявлений организованности, пользуясь специальной оценочной шкалой.

Положительные проявления организованности


Оценочная шкала


Отрицательные проявления организованности


5


4


3


2


1


В коллективе имеются органы эффективного самоуправления












В коллективе нет орга­нов самоуправления


Коллектив всегда само­стоятельно выбирает се' бе организаторов для различных видов дея­тельности












Коллектив не в состоя­нии без посторонней по­мощи что-то сделать


Члены коллектива всег­да хорошо взаимодейст­вуют друг с другом












Члены коллектива ни­когда не взаимодейству­ют друг с другом



271

Положительные проявления организованности


Оценочная шкала


Отрицательные проявления организованности


5


4


3


2


1


Члены коллектива всег­да оказывают друг дру­гу помощь в работе












Никто и никогда в кол­лективе не оказывает по­мощь товарищам


Трудности, касающиеся согласования действий, всегда преодолеваются быстро












Ни одна из трудностей, связанных с согласова­нием действий, не прео­долевается


Трудные условия, ситуа­ции, опасности, неожи­данно возникающие в работе, сплачивают кол­лектив












При возникновении труд­ностей, ситуаций опас­ности коллектив разру­шается


Неудачи в достижении целей коллектива уси­ливают его стремление к

ним












Неудачи в достижении поставленных целей рас­слабляют коллектив,ве­дут к отказу от них


Коллектив поддержива­ет устойчивые взаимо­связи, сотрудничает с другими коллективами












Коллектив не взаимо­действует с другими кол­лективами, изолирует себя от них


Коллектив тесно связан с более широким объеди-нением школьников, охотно включается в сов­местную с ним работу












Коллектив не взаимодей­ствует с более широким объединением школьни­ков, противится нала­живанию с ним деловых контактов


В коллективе доброжела­тельно и с участием от­носятся к новым членам, стараются помочь им ос­воиться и включиться в совместную работу












Коллектив враждебно относится к новым чле­нам, противодействует их адаптации и включе­нию в совместную дея­тельность



postanovleni-e-stranica-14.html
postanovleni-e-stranica-4.html
postanovleni-e-stranica-9.html
postanovlenie-2-privlechenie-obshestvennosti-k-uchastiyu-v-byudzhetnom-processe.html
postanovlenie-361-ocherednoj-etap-na-puti-sovershenstvovaniya-ocenki-velichini-strahovih-viplat-po-osago.html
postanovlenie-administracii-budennovskogo-municipalnogo-rajona-stavropolskogo-kraya.html
  • occupation.bystrickaya.ru/novie-slovoobrazovatelnie-gnezda-c-vershinoj-neologizmom-so-znacheniem-lica.html
  • doklad.bystrickaya.ru/ugolovno-pravovoj-profil-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-bakalavriata-realizuemaya-vuzom-po-napravleniyu-podgotovki.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/primernie-programmi-po-inostrannim-yazikam-primernaya-programma-srednego-polnogo-obshego-obrazovaniya-po-russkomu.html
  • shkola.bystrickaya.ru/rolevaya-teoriya-lichnosti-kmertona.html
  • university.bystrickaya.ru/eta-kniga-ne-ocherk-istorii-kino-eto-popitka-taksonomii-opit-klassifikacii-obrazov-i-znakov-ktomu-zhe-v-pervom-tome-mi-ogranichimsya-tolko-opredeleniem-elemen-stranica-8.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/literatura-po-kursu-20-osnovnaya-literatura-21.html
  • uchit.bystrickaya.ru/teoreticheskie-i-organizacionnie-problemi-modernizacii-visshego-obrazovaniya-v-ramkah-bolonskogo-processa.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/referat-po-grammatike-kinoyazika-stranica-16.html
  • control.bystrickaya.ru/ekonomicheskij-zhurnal-gu-vshe-perechen-zhurnalov-i-izdanij-v-kotorih-dolzhni-bit-opublikovani-rezultati-dissertacii.html
  • crib.bystrickaya.ru/izbiratelnoe-pravo-kak-politiko-normativnaya-osnova-modelirovaniya-elektoralnogo-povedeniya-rossijskih-izbiratelej.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zaslushav-i-obsudiv-dokladi-i-soobsheniya-uchastniki-rasshirennogo-zasedaniya-kruglogo-stola-reshili.html
  • books.bystrickaya.ru/doklad-starshego-nauchnogo-sotrudnika-filiala-fgu-vnii-mvd-rossii.html
  • turn.bystrickaya.ru/organizaciya-mezhotraslevoj-laboratorii-elementoorganicheskih-materialov-dlya-mikroelektroniki.html
  • urok.bystrickaya.ru/prca-s-textom-pravilnik-o-izmenama-i-dopunama-pravilnika-o-nastavnom-planu-i-programu-osnovnog-obrazovaa-i-vaspitaa.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tradicionnaya-instrumentalnaya-muzika-indonezii-v-kontekste-mifopoeticheskih-predstavlenij.html
  • control.bystrickaya.ru/dannogo-referata-psihologiya-zhertvi-chrezvichajnih-situacij.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplini-ocenivanie-programm-otraslevih-sektoralnih-politik-i-reguliruyushego-vozdejstviya-dlya-napravleniya-080500-menedzhment-podgotovki-magistra-avtori-d-b-cigankov-datsygankov-livejournal-com.html
  • student.bystrickaya.ru/3-obem-disciplini-31-obem-disciplini-i-vidi-uchebnoj-raboti-birzhevoe-delo-uchebno-metodicheskij-kompleks-specialnosti.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kniga-eta-napisana-na-prekrasnom-nauchnom-i-didakticheskom-urovne-no-tirazh-ee-bil-mal-i-dazhe-do-moskvi-ne-govorya-o-drugih-universitetskih-gorodah-kniga-saharnogo-prakticheski-ne-doshla.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/urok-russkogo-yazika-v-4a-klasse.html
  • literature.bystrickaya.ru/diskussii-formulirovat-svoyu-tochku-zreniya-vnimatelno-slushat-sobesednikov-zadavat-voprosi-na-ponimanie-pravilno-li-ya-ponyal-chto-esli-ya-pravilno-ponyal-to-vi-hotite-skazat-chto-vi-dejstvitelno-schitaete-chto-.html
  • writing.bystrickaya.ru/grazhdanstvo-rossijskoj-federacii-chast-5.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prikaz-ministra-obrazovaniya-i-nauki-respubliki-kazahstan-ot-8-iyulya-2009-goda-333-ob-utverzhdenii-tipovih-specialnih-obsheobrazovatelnih-uchebnih-programm-stranica-54.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/socialnoe-strahovanie-v-rossii-chast-3.html
  • klass.bystrickaya.ru/analiz-ponyatiya-znanie-podhodi-i-problemi-vvedenie-vtechenie-poslednih-2-3-h-let-mi-zanimalis-rassmotreniem-ponyatiya-istini-blagod.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-14-vzleti-i-padeniya-fondovogo-rinka-aleksandr-devidson-skolzyashij-po-lezviyu-fondovogo-rinka.html
  • universitet.bystrickaya.ru/sputnikovij-monitoring-imeet-ochen-shirokij-krug-prilozhenij-vklyuchaya-konechno-oblast-voennoj-razvedki-s-kotoroj-berut-nachalo-mnogie-iz-primenyaemih-metodov-v.html
  • institut.bystrickaya.ru/svedeniya-ob-avtorah-a-i-ivanenko-sankt-peterburg.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/viii-razgrom-moskovskogo-komiteta-v-moskve-specializirovalsya-po-russkoj-istorii.html
  • literature.bystrickaya.ru/boris-saharov-joga-iz-pervoistochnikov-stranica-4.html
  • student.bystrickaya.ru/3-analiz-osnovnih-fondov-predpriyatiya-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-cikla-opd-f-11-dlya-studentov.html
  • student.bystrickaya.ru/1-vnutrennyaya-energiya-i-sposobi-eyo-izmeneniya.html
  • assessments.bystrickaya.ru/elektronnie-samodelki-ivanov-stranica-10.html
  • desk.bystrickaya.ru/pervaya-mirovaya-derzhava-pax-americana-zbignev-bzhezinskij-velikaya-shahmatnaya-doska.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-kandidatskogo-ekzamena-po-istorii-i-filosofii-nauki-sostoit-iz-3-h-chastej-obshie-problemi-filosofii-nauki.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.