Порядок и дисциплина-основа безопасности
.RU

Порядок и дисциплина-основа безопасности


Порядок и дисциплина-основа безопасности


Информационно-аналитический центр при Администрации Президента Республики Беларусь


ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ № 3 (51)


ПОРЯДОК И ДИСЦИПЛИНА – ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ, ОХРАНЫ ТРУДА И ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ

(О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ДИРЕКТИВЫ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОТ 11 МАРТА 2004 Г. № 1)


(для информационно-пропагандистских групп)

Минск 2008


Введение


Стратегическая задача власти – построение государства для народа. Руководство республики осуществляет целенаправленную социальную политику, задача которой – улучшение жизни людей и укрепление здоровья нации. Среди приоритетов в деятельности государства особое место занимают вопросы защиты жизни, чести и достоинства граждан, а также охраны их здоровья.

В Беларуси создана эффективная законодательная база по обеспечению общественной безопасности во всех сферах жизни (включает охрану труда на производстве, деятельность государственных структур по поддержанию правопорядка, борьбу с криминальными и другими антиобщественными проявлениями).

Несмотря на комплекс принимаемых мер по наведению порядка и дисциплины, поддержанию общественной безопасности, охраны труда, на производстве все еще наблюдается высокий травматизм. Отмечается большое количество пожаров и чрезвычайных ситуаций, дорожно-транспортных происшествий, в которых гибнут люди.

Причинами травматизма и гибели граждан в большинстве случаев являются их вредные привычки и наклонности, халатность, равнодушие, безответственность на работе и в быту. Поэтому общество должно воспринимать принятие законодательных актов об укреплении порядка и дисциплины в стране как правильные, своевременные и необходимые меры.

Начало XXI века ознаменовалось активным внедрением в разные сферы жизнедеятельности человека новых технологий, требующих более высоких знаний и повышения общественного сознания. Динамика жизни диктует необходимость новых подходов к решению широкого спектра социальных проблем.

Как и прежде, остается в происходящих процессах ключевым и определяющим человеческий фактор.

Для выполнения этих важнейших задач Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко была утверждена Директива от 11 марта 2004 г. № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины».


^ 1. РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ДИРЕКТИВЫ

Принятие Директивы было обусловлено проявлением некоторых негативных тенденций в социально-экономической сфере, а также наличием серьезных проблем в функционировании системы общественной безопасности.

К 2004 году многие законодательные акты морально устарели и не соответствовали развитию политической системы и экономическому укладу республики. В многочисленных обращениях граждан к Главе государства указывалось на необходимость принятия мер по наведению порядка на рабочих местах и повышению исполнительской дисциплины, укреплению общественной безопасности.

О необходимости принятия Директивы свидетельствовали и результаты общенациональных социологических исследований. Около 70% респондентов отмечали важность и своевременность данного документа. Наиболее значимым положением Директивы (50,5%) опрошенные считали ужесточение ответственности граждан за управление транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения. Далее, по степени остроты социальных проблем, волнующих респондентов, следуют: сокрытие нарушений трудовой и производственной дисциплины (44,1%), пропаганда в СМИ насилия, жестокости и других аморальных проявлений (35,5%), бюрократизм и волокита в государственных органах (34,4%). Эти данные убедительно подтверждают необходимость принятия мер по укреплению общественной безопасности и дисциплины.

Во исполнение Плана мероприятий по реализации Директивы, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.03.2004 № 358, органами госуправления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, были разработаны и реализовывались конкретные мероприятия по обеспечению безопасных условий труда, соблюдению трудовой и исполнительской дисциплины, повышению персональной ответственности руководителей за состояние дел на порученном участке работы.

Облисполкомы, горрайисполкомы провели детальный анализ состояния дел в сфере обеспечения общественной безопасности. На расширенных заседаниях исполкомов были определены конкретные задачи по реализации положений документа, дана оценка состоянию дисциплины и правопорядка, вскрыты недостатки, выработаны мероприятия по их устранению.

В соответствии с требованиями Директивы на местах был организован действенный контроль выполнения намеченных планов.

В 2004–2007 гг. ход осуществления указанных мероприятий рассматривался на заседаниях коллегий государственных органов, где принимались соответствующие решения. К примеру, Министерством труда и социальной защиты проделана значительная работа по надзору и контролю за исполнением законодательства о труде и охране труда. Стал эффективно функционировать Координационный совет органов государственного надзора и контроля.

В целях морального и материального стимулирования нанимателей и работников за обеспечение должного уровня охраны труда органами государственного управления ежегодно проводятся смотры-конкурсы. В отраслях экономики действуют положения о материальном стимулировании работников за соблюдение требований охраны труда, трудовой и производственной дисциплины.

Повсеместно в контракты, заключаемые с работниками, внесены дополнения, обязывающие нанимателя обеспечить их безусловное выполнение. Так, в случае нарушения правил охраны труда, распития спиртных напитков в рабочее время или по месту работы, несоблюдения трудовой дисциплины наниматель осуществляет расторжение контракта в одностороннем порядке.

Для обеспечения соблюдения законодательства о труде была задействована и самая массовая структура гражданского общества – Федерация профсоюзов Беларуси. В рамках осуществления общественного надзора только в 2007 году проведена проверка более 5,5 тыс. организаций различных форм собственности, индивидуальных предпринимателей, в ходе которой было выявлено почти 20 тыс. нарушений законодательства о труде.

Значительное место в реализации мер по укреплению общественной безопасности и дисциплины отводится средствам массовой информации. На страницах печатных СМИ в различных рубриках публикуются актуальные справочные материалы, комментарии, заявления, статьи, интервью, касающиеся выполнения требований Директивы. Продолжается работа по систематическому освещению организаторской и идеологической работы в коллективах в целях повышения трудовой и исполнительской дисциплины, наведения общественного порядка, безопасности движения на транспорте.

К сожалению, несмотря на принятые меры, во многих трудовых коллективах все еще отмечаются случаи несоблюдения положений по пожарной безопасности, пренебрежения элементарными требованиями техники безопасности, нарушения трудовой и исполнительской дисциплины, а иногда безответственности и халатности как со стороны нанимателя, так и работников.

Прошло четыре года после утверждения Директивы. Как изменилась ситуация в стране? Как сработали регионы, министерства и другие организации по реализации основных положений данного документа? Об этом пойдет речь в следующих разделах.


^ 2. ТРАВМЫ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ОХРАНА ТРУДА

В 2004 году травмы на производстве получили 5 488 человек, из них женщин – 1 278 (25,6%). В том же году на производстве погибли 248 работников, более 40% из которых находились в состоянии алкогольного опьянения. Основную часть потерпевших составляли лица наиболее трудоспособного возраста.

В целом по республике наблюдается тенденция снижения производственного травматизма. Если в 2004 году зарегистрировано более 5 тыс. несчастных случаев, повлекших нарушение здоровья, то в 2006-м эта цифра была значительно меньшей и составила 3 938.

В 2007 году на производстве погибли 232 работника. По сравнению с 2004 годом значительно вы-росло число случаев травматизма по причине невыполнения руководителями обязанностей по охране труда. Почти вдвое увеличилось количество несчастных случаев со смертельным исходом в связи с нарушением потерпевшими трудовой и производственной дисциплины, требований инструкций по соблюдению мер безопасности. Согласно медицинским заключениям, в состоянии алкогольного опьянения находились более трети погибших (34,9%).

Анализ причин производственного травматизма со смертельным исходом указывает на имеющиеся недостатки в организации рабочих мест; невыполнение отдельными руководителями и специалистами требований по охране труда; эксплуатацию неисправных, не соответствующих требованиям безопасности машин и механизмов; нарушение потерпевшими трудовой и производственной дисциплины, инструкций по охране труда; алкогольное опьянение, наркотическое или токсическое отравление.

Общая потеря трудоспособности за данный период составила 468,6 тыс. человеко-дней. Цифра весьма внушительная. Она должна заставить задуматься над проблемой не только руководителей предприятий, но и работников, задействованных во всех сферах народно-хозяйственного комплекса. Наиболее высокий уровень травматизма на производстве отмечается в г. Минске и Минской области (3 052 и 2 455 соответственно). В Гродненской и Могилевской областях такие травмы получили 1 337 и 1 535 человек соответственно.

Наибольшее количество потерпевших – в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и на транспорте.

В 2007 году расторгнуты 304 контракта за нарушение правил охраны труда и техники безопасности, повлекшее увечья или смерть работников. Более 1 тыс. человек уволены с работы за употребление алкогольных напитков, наркотических и токсических веществ. Расторгнуты контракты с 21 руководителем и должностным лицом в связи со служебным несоответствием.

Эффективность мероприятий по снижению производственного травматизма периодически обсуждалась на заседаниях коллегиальных органов заинтересованных ведомств, по результатам которых приняты конкретные управленческие решения. Так, в целях дальнейшего предупреждения производственного травматизма и гибели людей на производстве в августе 2007 г. на заседании Президиума Совета Министров рассмотрен вопрос «О состоянии охраны труда и производственном травматизме в организациях республики». Руководителям и другим должностным лицам государственных органов, иных организаций поручено принять дополнительные меры по защите прав работников на здоровье и безопасные условия труда, а также усилить спрос с нанимателей и других ответственных лиц за нарушение законодательства о труде и охране труда.

Вместе с тем анализ положения дел на местах свидетельствует о том, что в комплексе мер по обеспечению конституционных прав граждан на сохранение здоровья и безопасные условия труда попрежнему имеются проблемные моменты. Во всех отраслях производства еще недостаточно сделано по неукоснительному выполнению положений Директивы № 1.

Известно, что снижение производственного травматизма зависит не только от эффективности принимаемых мер всеми структурами государственного управления, которые обеспечивают безопасное технологическое сопровождение производственной деятельности. Существенную роль играют осознанные действия самих работников. В свою очередь социально-бытовые условия, качество жизни во многом предопределяют соблюдение правил и норм на работе.

Однако независимо от вида и рода занятий, настроений и личных проблем каждый человек должен, прежде всего, сам бережно относиться к своему здоровью и собственной безопасности. Одновременно любой руководитель в повседневной деятельности обязан учитывать все тонкости и нюансы психологии человеческого ресурса, чтобы исключить травмирование и гибель работников.


^ 3. ПРОФИЛАКТИКА И БОРЬБА С ПРЕСТУПНОСТЬЮ

Современная Беларусь имеет в мире репутацию стабильной, спокойной страны. Обеспечение общественной безопасности является важнейшим приоритетом деятельности белорусских государственных и общественных структур. Органы правопорядка уделяют большое внимание стабилизации криминогенной обстановки, обеспечению личной и имущественной безопасности граждан.

Для предупреждения противоправных действий и оперативного реагирования осуществляется прием граждан более чем в 300 общественных пунктах охраны правопорядка. По всей республике круглосуточно работают «телефоны доверия» и «горячие линии». На постоянной основе действуют около 3 тыс. добровольных дружин, в которых насчитывается свыше 30 тыс. человек. Более половины общественных правоохранительных формирований участвуют в охране порядка в сельской местности.

Огромное значение придается обеспечению порядка и безопасности граждан на транспорте, в первую очередь – железнодорожном. Осуществляется охрана общественного порядка в пригородных и пассажирских поездах, на станциях и вок-залах. Для повышения эффективности этой деятельности проводятся опросы среди пассажиров и работников железнодорожного транспорта. На основании полученных результатов органы МВД оптимизируют расстановку сил и средств по обеспечению правопорядка, осуществляют необходимую координацию практической деятельности.

Одним из ключевых направлений работы государственных правоохранительных служб остается широкое информирование населения о мерах личной безопасности, раскрытии преступлений и задержании правонарушителей, оздоровлении обстановки в подростковой и молодежной среде. В печатных средствах массовой информации, на телевидении и радио этой тематике посвящены специальные статьи, рубрики, социальные видеоролики. Адресная информационная работа является эффективным ресурсом в профилактике правонарушений, поскольку охватывает практически все слои населения.

В целом обеспечение правопорядка и безопасности граждан осуществляется в Беларуси повсеместно и надлежащим образом.


3.1. Безопасность на транспорте

Мировые передовые технологии позволили наполнить рынок самыми современными моделями железнодорожного, морского, автомобильного и авиатранспорта.

В общей системе транспортного потока особое место занимает автомобильное движение. Увеличение количества машин на дорогах, отсутствие культуры вождения у отдельных категорий водителей стали представлять повышенную опасность для здоровья и жизни граждан.

Во многих странах мира погибают и страдают от дорожного травматизма сотни тысяч людей. По данным ООН, ежегодно дорожные аварии уносят 1 млн. 200 тыс. жизней. От 20 до 50 млн. человек получа-ют различные травмы. Более 50% всех смертельных исходов вследствие ДТП приходится на возрастную группу от 15 до 44 лет. Ежедневно в мире погибают на дорогах 3 тыс. человек и около 100 тыс. получают травмы различного характера. По прогнозам Всемирной организации здравоохранения, к 2020 году травматизм в результате аварий на дорогах может стать третьей по счету причиной гибели и увечья людей после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний.

Так, в Российской Федерации за 2007 год произошло 233 809 дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в которых погибли свыше 33 тыс. человек, а 292 тыс. – получили ранения. Почти 10 тыс. граждан Украины ушли из жизни в результате 62 тыс. ДТП.

Сложная обстановка сложилась и на транспортных магистралях Беларуси. Следует констатировать, что пока не отмечается стабильного уменьшения количества дорожно-транспортных происшествий, хотя определенная тенденция все же наблюдается. Так, число ДТП в 2007 году на 10% сократилось по сравнению с 2006-м.

Справочно.

В 2007 году в Беларуси количество ДТП составило 7 458, в 2006-м – 8 263, в 2005-м – 7 714, в 2004-м – 7 218. Установлено, что 75,3% происшествий совершается по вине водителей, 20,3% – по вине пешеходов. В ДТП погибли 1 512 человек (в 2006-м – 1 726), было ранено 7 950 (8 840).

Наиболее напряженной остается обстановка на дорогах Минской области. Здесь в 2007 году зарегистрировано 1 510 происшествий, которые унесли жизни 446 человек, ранено 1 511 человек. В г. Минске за указанный период произошло 1 266 ДТП, в которых погибли 96 и получили ранения 1 422 человека.


Основной причиной дорожно-транспортных происшествий является грубое нарушение правил уличного движения (превышение скоростных режимов, невыполнение правил маневрирования, выезд на полосу встречного движения). Сопутствующим фактором в ряде случаев является и неудовлетворительное состояние дорог.

Особую тревогу вызывает травматизм людей по вине участников дорожного движения, находящихся в состоянии алкогольного опьянения. В республике ежегодно сотрудники ГАИ задерживают около 80 тыс. человек, которые управляют транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения. Каждое седьмое дорожно-транспортное происшествие совершается водителями в нетрезвом виде. В них погибают и получают ранения более 1 тыс. человек, или свыше 12% от общего количества пострадавших в ДТП. Особую озабоченность вызывает тот факт, что среди потерпевших – невинные люди, особенно дети. Согласно мировой статистике, дорожно-транспортный травматизм детей и молодежи в возрасте от 5 до 25 лет занимает далеко не последнее место среди причин смертности этой возрастной группы.

Подразделениями Госавтоинспекции совместно с руководителями предприятий и учреждений, органами местного самоуправления, общественными организациями в прошлом году предпринят ряд мер по предупреждению пьянства среди участников дорожного движения. Как следствие, наблюдается снижение показателей аварийности по вине нетрезвых водителей транспортных средств. Всего в 2007 году произошло 836 таких ДТП (–3,6%), которые забрали жизни 189 человек (–3,6%), 1 020 граждан получили ранения (–5,6%).

Несмотря на динамику сокращения числа дорожно-транспортных происшествий, проблема безопасности на транспорте остается актуальной.

Для реализации положений Директивы, касающихся проблемы снижения числа дорожно-транспортных происшествий, сделано немало. Разработана и утверждена Концепция обеспечения безопасного движения в республике, согласно которой предусмотрено создание условий для обеспечения максимальной защиты участников дорожного движения.

В результате реализации программы «Минус 100» количество погибших в ДТП должно сократиться в среднем на 500 человек. Работниками ГАИ проводятся массовые профилактические мероприятия для различных групп населения: «Всей страной за безопасность детей на дорогах», «С нами дети», «Безопасность зависит от нас» и др.

По инициативе МВД в рамках пропаганды использования световозвращающей продукции было организовано безвозмездное распространение более 200 тыс. фликеров, браслетов, брелоков, нарукавных повязок.

С целью профилактики дорожного травматизма детей проводится специальный комплекс мер превентивного характера в школах, местах массового отдыха.

На радио и телевидении прошло более 48 тыс. выступлений сотрудников органов внутренних дел по актуальным проблемам. В Интернете размещены информационные блоки и материалы профилактической направленности.

Повсеместно введена система проверки технического состояния транспортных средств как физических, так и юридических лиц.

В Беларуси возобновлено вертолетное патрулирование на наиболее опасных участках дорог. Действуют новые правила дорожного движения.

Проведение мероприятий такого масштаба по укреплению порядка и дисциплины на дорогах, обеспечению безопасности граждан стало возможным благодаря своевременному принятию Директивы № 1.

В связи со вступлением в силу Кодекса об административных правонарушениях предусмотрено значительное повышение ответственности всех участников дорожного движения за нарушение принятых норм и правил, вплоть до уголовной ответственности.

В то же время, несмотря на самые жесткие меры в наведении порядка и обеспечении безопасности участников дорожного движения, без активного включения общественности, каждого гражданина в этот процесс серьезных результатов добиться невозможно. К сожалению, сегодня многие находятся в плену собственного правового нигилизма, пренебрегают требованиями личной и общественной безопасности, допускают упрощенчество, послабление и «легкое» отношение к выполнению требований правил дорожного движения. Отдельные водители демонстрируют неуважение, а иногда и хамство по отношению к своим коллегам. Подобные проявления являются следствием не только низкого профессионального уровня подготовки, но и отсутствия общей культуры человека.

Сегодня ситуация на дорогах требует партнерства высокого ранга не только МВД, министерств транспорта и коммуникаций, образования, здравоохранения, МЧС, средств массовой информации, но и всего населения республики.

В мире наработан позитивный опыт по борьбе за безопасное движение на дорогах.

По решению ООН третье воскресенье ноября объявлено Всемирным днем памяти жертв дорожных аварий. В этот день в разных государствах проводится ряд мероприятий под лозунгом «Помни и задумайся». Во многих из них участвуют пострадавшие в дорожно-транспортных авариях. В общественных местах и жилых домах зажигаются свечи в память о погибших. Активисты в этот день стараются привлечь особое внимание местных властей к необходимости бороться за человеческие жизни и предпринимать шаги по стимулированию использования водителями и пассажирами ремней безопасности и шлемов, добиваться снижения скорости на дорогах, пресекать потребление водителями алкогольных напитков.


Справочно.

В Австралии группа по поддержке лиц, получивших травмы в дорожных авариях, планирует провести ежегодное мероприятие «Время памяти», на котором соберутся все те, кто получил травмы или потерял близких людей в результате дорожно-транспортных происшествий. Церемония состоится в здании провинциального парламента в Мельбурне. В Израиле Национальное управление по безопасности дорожного движения и несколько неправительственных организаций намерены организовать шествие со свечами и собрание в память жертв дорожных аварий. В Токио состоится поминальная служба, а затем пройдет семинар, во время которого будут обсуждены пути оказания помощи лицам, выжившим после дорожных аварий. В Южной Африке организация «Ездить и оставаться живым» выступила инициатором проведения в этот день в церквях ряда районов специальных церемоний, посвященных жертвам ДТП. В Великобритании под эгидой фонда «Мир на дорогах» состоится более 40 религиозных служб по всей стране. В США группа конгрессменов проведет брифинг на Капитолийском холме по глобальной безопасности дорожного движения.


3.2. Уровень преступности

Анализ преступности в 2007 году свидетельствует о незначительном снижении ее уровня по сравнению с 2005 и 2006 гг. В прошлом году зарегистрировано на 5,8% преступлений меньше, чем в 2006-м. Снижение отмечено во всех областях Беларуси и на транспорте. Количество преступлений, совершенных лицами, не достигшими 18-летнего возраста, сократилось с 8 150 в 2006 году до 6 572 в 2007-м (–19,4%).

Число умышленных убийств и тяжелых повреждений снизилось на 16,6% и на 5,4% соответственно. Наблюдается уменьшение количества тяжких преступлений. Значительно сократилось число разбойных нападений (на 17%) и грабежей (на 8,9%).

Почти половина всех преступлений в Беларуси совершается лицами в состоянии алкогольного опьянения. Ежегодно более 500 тыс. граждан, из которых около 30 тыс. – несовершеннолетние, привлекаются к административной ответственности за распитие спиртных напитков в общественных местах. При этом наблюдается рост числа таких людей по сравнению с 2004 годом.

Министерством внутренних дел в 2007 году направлено в лечебно-трудовые профилактории 4 830 человек, что на 18% больше, чем в 2004 году.

Для борьбы с пьянством восстановлена работа медицинских вытрезвителей. В прошлом году свыше 60 тыс. человек побывало в этих учреждениях (в 2004 году – 82 960).

Решение проблемы пьянства входит в компетенцию не только правоохранительных органов, но и медицинских учреждений. Достаточно отметить, что под наблюдением в наркологических диспансерах республики находится 277 842 человека. В контексте существующей проблемы необходимо больше внимания уделять развитию этих учреждений. Особенно в регионах, поскольку многие наркодиспансеры, обслуживающие отдельные районы, недостаточно укомплектованы врачами-наркологами, не имеют стационарных отделений и необходимых лекарств.

Тревожным является фактический рост числа несовершеннолетних, употребляющих алкоголь и другие психоактивные вещества. Только в Минской области в 2007 году выявлены и поставлены на учет 1 929 несовершеннолетних.

В целях предотвращения названных негативных явлений Министерство образования особое внимание уделяет мероприятиям по формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек среди учащейся молодежи, выполнению положений по укреплению и сохранению здоровья подрастающего поколения, заложенных в Национальной программе демографической безопасности Республики Беларусь на 2007–2010 гг.

На сохранение и укрепление здоровья, формирование и поддержание у молодежи мотивации к здоровому образу жизни направлена Комплексная долгосрочная акция «Здоровый я – здоровая страна».

Органами МВД совместно с другими заинтересованными службами ежемесячно осуществляются рейды по профилактике безнадзорности, пресечению преступности, случаев пьянства и употребления наркотиков в микрорайонах, райцентрах, на дискотеках, в ночных клубах, общежитиях.

Для принятия действенных мер воспитательного характера к подросткам, вступившим в конфликт с законом, при учреждениях образования организовано 1 200 отрядов юных друзей милиции.

В этой работе наиболее важным направлением является формирование престижа семьи и семейных ценностей не только среди детей, но и общества в целом.

Особую озабоченность вызывают асоциальные явления, происходящие в семейных отношениях. Так, если в 2006 году 4 344 человека были лишены родительских прав, то в 2007–м – уже 4 760. За прошедший год гражданами Беларуси усыновлено на 70% больше детей, чем за каждый из трех последних лет, – 532 ребенка. При этом увеличилось и число выявленных детей-сирот – 5 632 (в 2006 году – 4 472 сироты).

Одной из причин роста числа детей-сирот следует считать нездоровую обстановку в семейно-бытовой сфере. В 2007 году около 700 семейных конфликтов, возникших на почве алкоголизма, закончились убийствами или покушениями на убийства, причинением телесных повреждений. Только в Могилевской области было выявлено 232 преступления на почве угрозы убийством, 106 лиц привлечены к уголовной ответственности за истязания.

Для принятия эффективных и своевременных мер по предупреждению насилия и нормализации обстановки в семейно-бытовых отношениях каждую неделю по четвергам с привлечением всех заинтересованных проводится общенациональная акция «Семья без насилия». В рамках акции из числа работников милиции, образования, здравоохранения, труда и социальной защиты, культуры, средств массовой информации формируются группы, которые посещают неблагополучные семьи, осуществляют необходимые меры по нормализации обстановки, пресечению любых поползновений в отношении личности и проявлений насилия в семье. Такая акция находит большое число сторонников среди населения Беларуси.


^ 4. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ


4.1. Экологическая безопасность

Политика государства в области экологической безопасности формировалась в соответствии с правом каждого гражданина Республики Беларусь на благоприятную окружающую среду и безвредные условия жизнедеятельности. Основные положения государственной политики сформулированы в Национальном плане действий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды на 2006–2010 гг. Реализация мероприятий Национального плана действий ведется за счет средств фондов охраны природы, республиканского и местных бюджетов, финансовых ресурсов природопользователей. Выполнение заданий Национального плана возложено на Минприроды и другие заинтересованные государственные органы.


Справочно.

Национальный план действий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды реализуется по следующим направлениям: качество атмосферного воздуха, состояние поверхностных и подземных вод, земельные ресурсы и почвы, состояние растительности, состояние ресурсов животного мира, состояние геологической среды, влияние добычи полезных ископаемых, санитарное состояние природной среды и ее влияние на здоровье населения, обращение с от-ходами, состояние исторического, культурного и природного наследия, влияние производственной деятельности на окружающую среду, экологическая политика и государственное регулирование природопользования.


Стратегической целью экологической политики Беларуси является сохранение благоприятной для проживания человека окружающей среды, естественных экосистем, рациональное использование природных ресурсов.

В общем комплексе задач Национального плана действий – снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу всеми видами источников. В связи с этим сохранение чистоты атмосферного воздуха является одной из важнейших проблем государства.

Не менее актуальной по своей значимости следует считать разработку современных технологий по переработке отходов. Решение данной проблемы позволит не только снизить экологическую нагрузку на природу, но и сэкономить энергоресурсы.

Важным направлением в деятельности природоохранных мероприятий является сохранение чистоты и качества водных ресурсов. Предполагается осуществление целого комплекса мер по сохранению водоемов страны, обеспечению населения чистой питьевой водой.

Решение государственных задач в области экологической политики предполагает масштабные мероприятия по рациональному использованию природных ресурсов, необходимых для создания благоприятных условий проживания человека.

Республика Беларусь – одна из немногих стран Европы, обладающих значительным разнообразием растительного мира. Естественная растительность Беларуси занимает 67% территории страны.


Справочно.

В Беларуси на 7,8 млн. га (37,8%) преобладают леса; 3,3 млн. га (15,8%) занимают луга; 2,4 млн. га (11,5%) – болота; 0,4 млн. га (1,9%) – кустарники. Около 12 тыс. видов грибов и растений произрастает на территории Беларуси. В республике принято под охрану 215 видов растений, занесенных в Красную Книгу.


Неотъемлемым компонентом живой природы, важнейшим биологическим ресурсом страны является животный мир Беларуси. Безопасность нынешних и будущих поколений зависит и от сохранения многообразия форм и видов животного мира. Каждый гражданин должен знать, что животные во многом обеспечивают плодородие почв, чистоту вод, опыление цветковых растений, трансформацию органических ве-ществ в природные экосистемы. Животные играют все более значительную роль как объективные биологические индикаторы состояния окружающей среды.


Справочно.

Сегодня Беларусь представлена 467 видами позвоночных и более чем 30 тыс. видов беспозвоночных. Фауна млекопитающих – 6 отрядами; насекомоядные – 12 видами; летучие мыши – 18; хищные – 15; зайцеобразные – 2; грызуны – 25; парнокопытные – 5 видами. Фауна птиц включает 309 видов, из которых 227 гнездятся на территории республики.

В водоемах и реках обитает 58 видов рыб. В их числе 12 видов завезено из других географических областей для акклиматизации и разведения.


Для охраны и защиты национального богатства страны Указом Президента Республики Беларусь от 27 января 2003 г. № 45 была создана Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь.

Основные задачи инспекции были четко определены Главой государства А.Г.Лукашенко: «Важнейшей задачей Государственной инспекции является усиление борьбы с браконьерством и хищническим отношением к природным богатствам страны, наведение порядка в охотничьем хозяйстве и рыболовстве, сохранение лесных угодий.

Государственная инспекция должна стать центральным звеном системы контроля за состоянием животного и растительного мира. Природа – это великая ценность, которая имеется в Беларуси».

По данным Государственной инспекции по охране животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, в стране отмечается значительное количество нарушений законов по вопросам природопользования. При этом за пять лет функционирования Государственной инспекции снизилось преимущественно только число нарушений правил охоты и рыболовства.


Справочно.

Нарушение правил рыболовства: 2003 год – 21,8 тыс. случаев; 2004-й – 18,8; 2005-й – 14,6; 2006-й – 7,8; 2007-й год – 8,2 тыс.

Нарушение правил охоты: 2003 год – 1,6 тыс.; 2004-й – 2,4; 2005-й – 1,9; 2006-й – 0,7; 2007 год – 1 тыс.


Если в республике число данных нарушений значительно уменьшилось, то количество невыполнений правил лесопользования возросло в 14 раз по сравнению с 2003 годом. Подсчитано, что в результате незаконного пользования природными ресурсами нанесен ущерб на сумму 4 868 млн. руб. За особо злостные правонарушения природопользования было наложено штрафов на сумму 8 632 млн. руб. и возбу-ждено 838 уголовных дел.

Особую озабоченность вызывают действия государственных структур, которые должны наводить порядок в лесных угодьях. Так, 495 должностных лиц Министерства лесного хозяйства в 2007 году было привлечено к ответственности за нарушение правил лесопользования. Только в Витебской области в 2007 году выявлено 2 839 м3 незаконно срубленной древесины (больше, чем в Брестской, Гомельской, Минской и Могилевской областях вместе взятых), выявлено 784 случая нарушений лесного законодательства, 238 случаев – правил ведения охотничьего хозяйства.

Государственная инспекция в рамках пропаганды бережного отношения к природе, информирования граждан об ответственности за нарушение правил природопользования активно использует печатные и электронные СМИ, осуществляет постоянные рейды с МВД, Минлесхозом, Минсельхозпродом, прокуратурой, Минобороны, КГБ и другими ведомствами.

В ходе рейдовых мероприятий в 2007 году вскрыт 431 факт хищения прудовой рыбы. Из них 115 (или 27%) выявлены в Брестской и почти половина (209, или 49%) в Минской области. В результате изъято и возвращено рыбоводным организациям свыше 4 т рыбы, что в 2,1 раза больше, чем в 2006 году.

Во исполнение положений Директивы Президента Республики Беларусь, в целях совершенствования экономического механизма природопользования принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2004 г. № 787 «Об увеличении платы за природопользование и расширении применения мер стимулирования природоохранной деятельности». Данными документами были последовательно увеличены ставки экологического налога на 18% и 20%, определены новые подходы в сфере экономического стимулирования природопользователей. Установлено, что с 1 июня 2004 г. при строительстве, реконструкции и модернизации оборудования по очистке газов с целью снижения количества опасных для здоровья веществ налог за выбросы вредных соединений в атмосферу уменьшается на сумму освоенных капитальных вложений.

Как показывают практика и мировой опыт, административные механизмы управления природопользованием и охраной окружающей среды и экономические механизмы управления не могут в полной мере обеспечить безопасное проживание людей.

Только совместные усилия государственных структур и общественных объединений могут активно влиять на сохранение природных ресурсов и окружающей среды. Лишь осознание каждым человеком личной ответственности за сохранение национального богатства – природы – может обеспечить благоприятную перспективу безопасного проживания на земле.


4.2. Предупреждение чрезвычайных ситуаций

Особую опасность представляют чрезвычайные ситуации. К счастью, на территории Беларуси не допущено крупных, затяжных пожаров, значительных происшествий техногенного характера. Для предотвращения и своевременной ликвидации чрезвычайных ситуаций в республике принят ряд государственных программ.

В соответствии с Концепцией совершенствования государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны на 2004–2007 гг. был разработан комплекс мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

По вопросам функционально-отраслевого характера в сфере государственного регулирования и деятельности МЧС в 2007 году приняты необходимые правовые акты, свыше 200 других нормативных документов Министерства. В числе одобренных законов можно отметить следующие: «О государственном и мобилизационном материальных резервах», «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы по вопросам гражданской обороны».

Во всех районах страны функционирует единая дежурно-диспетчерская служба. В настоящее время осуществляется поэтапный переход к созданию подобных структур на областном уровне.

Министерство по чрезвычайным ситуациям осуществляет в рамках своей компетенции реализацию Государственной программы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2006–2010 гг.

В результате ее выполнения значительные государственные средства направлены на экономическую и социальную реабилитацию загрязненных радионуклидами районов.

В республике осуществляется комплекс организационных и практических мер по повышению безопасного проживания населения в домовладениях.

Так, в 2007 году работниками подразделений МЧС, внештатными пожарными инспекторами, старостами населенных пунктов, сотрудниками МВД в Брестской области проведено пожарно-техническое обследование 296 563 жилых домов. По вопросам безопасной жизнедеятельности проинструктировано около 800 тыс. человек.

Значительно улучшилось противопожарное состояние объектов с массовым и (или) круглосуточным пребыванием людей. В частности, количество учреждений, где неисправны автоматическая пожарная сигнализация или система оповещения, сократилось по сравнению с 2004 годом в 8 раз.

Практически во всех зданиях повышенной этажности приведены в исправное состояние системы противодымной защиты.

В стране активно проводится работа по замене или модернизации пассажирских и грузопассажирских лифтов в зданиях различного назначения. Только в Гомельской области в истекшем году произведена замена 160 пассажирских лифтов. При этом предусмотрены закупка оборудования и выполнение работ по замене или модернизации лифтов в жилом фонде ЖКХ и ЖСК на период до 2010 года.

В целом в 2007 году количество чрезвычайных ситуаций в Беларуси сократилось на 15% по сравнению с 2006 годом.

В ходе аварийно-спасательных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций в прошлом году подразделениями МЧС предотвращена массовая гибель людей в результате длительного нарушения функционирования объектов, коммуникаций и систем жизнеобеспечения. Удалось эвакуировать и спасти 4,5 тыс. человек, 3,5 тыс. голов скота, предотвратить уничтожение почти 10 тыс. строений и 700 единиц техники. Например, в Витебской области спасено более 2,3 тыс. строений и материальных ценностей на сумму более 9,4 млрд. руб.

Во всех регионах республики подразделениями МЧС, Министерства внутренних дел совместно с представителями городских и районных исполнительных комитетов, поселковыми и сельскими Советами, надзорными органами проводятся целенаправленные мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

Республика Беларусь осуществляет активное международное сотрудничество в области предупреждения и ликвидации природных катастроф, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.


Справочно.

В 2007 году реализовано кредитное соглашение с Международным банком реконструкции и развития, предусматривающее освоение 8 млн. долл. США для восстановления и развития районов, пострадавших в результате аварии на ЧАЭС. Состоялись визиты на высоком уровне делегаций МЧС Азербайджана и Казахстана, группы американских специалистов по чрезвычайным ситуациям в рамках программы НАТО «Партнерство ради мира». Решением Совета глав правительств СНГ от 25 мая 2007 г. Международный центр подготовки спасателей, работающих на базе Института подготовки и повышения квалификации МЧС, получил статус базовой организации государств – участников Содружества по обучению кадров в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Согласно договору с Греческой Республикой, в тушении лесных пожаров на ее территории в минувшем году принимал участие экипаж вертолета авиации Министерства по чрезвычайным ситуациям Беларуси Ми-26Т.


Говоря о чрезвычайных происшествиях в Беларуси, можно записать в актив всем службам сокращение их числа в 2007 году по сравнению с 2006 годом на 15,6%. На 15% уменьшилось число пожаров. На 8,5% сни-зилось количество погибших в результате происшествий природного и техногенного характера, в том числе детей – на 48%.

Вместе с тем вызывает тревогу все еще большое число чрезвычайных ситуаций техногенного характера – пожаров. Так, в ночь с 31 декабря 2007 г. на 1 января 2008 г. в жилых секторах республики произошло 21 происшествие. На пожарах погибли 4 человека; прямые потери составили 26,5 млн. руб. При этом спасено материальных ценностей на сумму 45,7 млн. руб.

Только за декабрь 2007 г. в республике зарегистрировано 867 пожаров, которые унесли жизни 164 человек, в том числе двоих детей. Уничтожено 130 строений, 40 единиц техники.

Всего в прошлом году на территории Республики Беларусь зафиксировано 9 498 пожаров, среди них 205 – в производственных и складских зданиях. Особую опасность представляют пожары в зрелищных и культурно-просветительских учреждениях, на предприятиях по обслуживанию населения, в учебных заведениях, научных и проектных организациях. Общее число пожаров и количество погибших людей приведено в таблице.


Количество пожаров и погибших людей в 2004–2007 гг.


Регионы Кол-во пожаров Кол-во погибших

людей

2004 г. 2007 г. 2004 г. 2007 г.

Брестская

область 1706 1407 125 135

Витебская

область 1741 1386 213 200

Гомельская

область 1704 1445 170 161

Гродненская

область 1490 1140 173 135

Город Минск 974 745 50 39

Минская область 2150 2006 269 255

Могилевская

область 1502 1369 209 159

Республика

Беларусь 11267 9498 1209 1084


Статистические данные свидетельствуют о том, что более 80% возгораний происходят в жилищном фонде. Стало определенной «закономерностью», что с наступлением холодов ежегодно отмечается рост количества пожаров в жилом секторе, особенно в сельской местности, где главными причинами трагедий являются неисправные печное отопление и электропроводка.

В интересах практического решения имеющихся в этой сфере проблем активно реализуется Государственная программа по ремонту печного отопления, электропроводки и установке автономных пожарных извещателей в домах одиноких престарелых граждан, инвалидов и многодетных семей.

В прошедшем году в рамках Республиканской комплексной программы социальной поддержки пожилых людей, ветеранов и лиц, пострадавших от последствий войн, на 2006–2010 гг. и Национальной программы демографической безопасности все предусмотренные на 2007 год задания по ремонту печей, электропроводок и установке автономных пожарных извещателей выполнены полностью.

Государственные органы, предприятия и организации в полном объеме осуществляют возложенные на них обязанности и задания по обеспечению безопасного проживания людей, предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Каждый гражданин должен знать, что почти половина (45%) всех пожаров происходит по вине человека. Брошенная тлеющая сигарета и неосторожное обращение с огнем становятся основной причиной возникновения пожаров, во время которых гибнут люди. То, что в 2007 году в стране произошел 2 251 пожар по вине лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, а 80% всех погибших на них находились в нетрезвом состоянии, еще раз подтверждает истину, что безопасность каждого человека и окружающих его людей находится, прежде всего, в их собственных руках.


^ 5. О РАБОТЕ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН И ДЕБЮРОКРАТИЗАЦИИ

Отдельным пунктом в Директиве № 1 определено положение о реагировании государственных органов на обращения граждан и проблемы дебюрократизации. Как показала практика, значительно улучшается работа с обращениями населения. Однако в местные органы власти и самые высокие государственные инстанции продолжают поступать замечания и жалобы граждан. То, что на имя Главы государства, в Администрацию Президента Республики Беларусь, Правительство, облисполкомы приходят десятки тысяч писем, свидетельствует об имеющихся проблемах в работе с данными обращениями на местах. В особенности такие факты отмечаются в учреждениях и на предприятиях различной формы собственности. Особую оза-боченность вызывают факты коллективного обращения граждан в высокие инстанции.

Проведенный анализ содержания писем людей позволяет сделать вывод: их количество обусловлено формальным рассмотрением дел на местном уровне, нежеланием помочь людям, игнорированием их законных, вполне обоснованных требований, направлением заявителям неконкретных, абстрактных ответов и отписок.

Для повышения ответственности, качества рассмотрения обращений, жалоб и предупреждения бюрократического отношения к проблемам граждан Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко были подписаны Директива № 2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата» и Указ от 15 октября 2007 г. № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц».

Вступление в силу этих законодательных актов призвано коренным образом изменить отношение государственных органов к организации данной работы на основе повышения личной ответственности руководителей и должностных лиц за ее состояние на местах. Формы и методы государственного управления были детально рассмотрены в июле–августе 2007 г. на региональных совещаниях по вопросам дебюрократизации и совершенствования идеологической работы в современных условиях.

По данной проблеме позицию руководства страны четко высказал Глава Администрации Президента Республики Беларусь Г.Н. Невыглас на итоговом республиканском семинаре-совещании 10 августа 2007 г. в г. Минске по вопросам дебюрократизации и идеологической работы в регионах республики: «По-настоящему сильно то государство, которое умеет действовать так, что граждане почти не замечают его присутствия в своей жизни. Вот идеал, к которому мы обязаны стремиться».

Необходимо принимать самые жесткие и решительные меры по искоренению в деятельности отдельных должностных лиц формализма, волокиты, бездушия и неуважения к людям. Ибо это формирует негативный имидж власти в сознании людей.

Следует отметить, что страдает также система делопроизводства. Устаревшие, примитивные методы должны быть заменены современными информационными технологиями электронного документооборота.

Представляется, что одним из действенных механизмов в системе дебюрократизации должен стать заявительный принцип «одно окно». В целом его реализация уже сейчас значительно улучшила работу государственных структур. Вместе с тем следует отметить, что нарекания по поводу функционирования системы «одного окна» связаны и с отсутствием базы данных, которая во многих ведомствах еще находится только на бумажных носителях. Активное внедрение компьютерных технологий и в данную работу позволит значительно облегчить и ускорить выполнение необходимых операций в реализации заявительного принципа.

К числу существенных проблем в работе государственного аппарата следует отнести профессионализм кадрового потенциала исполнительной власти. В целом подбор и расстановка кадров осуществляется на высоком уровне. Вместе с тем со стороны отдельных должностных лиц отмечаются случаи ненадлежащего отношения к людям. Подтверждением тому служат данные о привлечении к ответственности этих чиновников. Так, по Гомельской области были приняты меры материального и дисциплинарного воздействия к 134, по Минской – к 111 должностным лицам.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основные требования Директивы Президента № 1 – порядок на белорусской земле и безопасность для каждого жителя.

В соответствии с ее требованиями Правительством, облисполкомами разработаны программы действий по реализации этого важного документа, изыскиваются дополнительные источники финансирования на проведение соответствующих мероприятий.

Директива № 1 – документ, рассчитанный на длительный период. Для того чтобы ее эффективное исполнение стало повсеместным, следует объединить усилия органов государственного управления, Советов депутатов всех уровней, Федерации профсоюзов Беларуси и Белорусского республиканского союза молодежи, всех заинтересованных структур.

При этом особое внимание государства и общества должно быть направлено на борьбу с пьянством. Семья и школа, министерства и ведомства, трудовые коллективы обязаны сделать все возможное для решения этой проблемы.

posobie-prednaznacheno-dlya-studentov-visshih-uchebnih-zavedenij-obuchayushihsya-po-ekonomicheskim-specialnostyam-udk-339-1-004075.html
posobie-prednaznacheno-dlya-tovarishestv-sobstvennikov-zhilya-i-iniciativnih-sobstvennikov-pomeshenij-v-mnogokvartirnih-domah-soderzhanie.html
posobie-prednaznacheno-dlya-vedeniya-laboratornih-zanyatij-po-fiziologii-v-pedagogicheskih-vuz-yah-recenzenti-s-a-lobanov-dokt-med-nauk-prof-stranica-5.html
posobie-prednaznacheno-dlya-vrachej-i-srednih-medicinskih-rabotnikov.html
posobie-prednaznacheno-psihologam-vospitatelyam-logopedam-dou-mozhet-bit-polezno-roditelyam-dlya-zanyatij-s-detmi-udk-372-21.html
posobie-predstavlyaet-soboj-sistematizirovannij-material-po-studencheskomu-samoupravleniyu-kak-forme-organizacii-zhiznedeyatelnosti-kollektiva-studentov-razvitiya-ih-socialnoj-aktivnosti-raskrivayutsya-mehanizmi.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programmi-osnovnih-i-specialnih-kursov-prepodavateli-matematiki-i-mpm-6-nauchno-issledovatelskaya-rabota.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lekcii-po-istorii-zarubezhnoj-zhurnalistiki-antichnost-stranica-6.html
  • credit.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie-podgotovki-270800-stroitelstvo-stranica-8.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-pyataya-socialnaya-shizofreniya-i-monitor-otkloneniya-kino-teatr-bessoznatelnoe.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prognozirovanie-i-planirovanie-v-nalogooblozhenii-uchebno-metodicheskih-kompleks-specialnosti-080107-nalogi-i-nalogooblozhenie.html
  • abstract.bystrickaya.ru/3est-li-vihod-iz-institucionalnoj-lovushki-r-m-nureev.html
  • university.bystrickaya.ru/genrih-shotlandskij-graf-hantingdon.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-razvitiya-organizacii-obedinennih-nacij.html
  • university.bystrickaya.ru/godovoj-otchet-otkritogo-akcionernogo-obshestva-gostinica-zolotoj-kolos-2008-god.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/test-na-uznavaemost-obraza-korporacii.html
  • holiday.bystrickaya.ru/mihael-lajtman-lestnica-v-nebo.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dramaturgicheskij-vid-avtorskoj-rechi-kak-kompozicionnij-i-strukturno-semanticheskij-komponent-tekstologii.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplini-dpp-f-06-metodika-obucheniya-russkomu-yaziku-i-literature-celi-i-zadachi-disciplini.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-dolzhna-bit-interesna-rebenku-dolzhna-uvlekat-odarennie-deti-v-detskom-sadu-i-shkole-ucheb-posobie-dlya-stud.html
  • composition.bystrickaya.ru/osnovi-organizacii-universitetskogo-transfera-znanij.html
  • znanie.bystrickaya.ru/43-algebraicheskij-podhod-k-opisaniyu-funkcionirovaniya-setej-petri-literatura-vvedenie.html
  • turn.bystrickaya.ru/otchet-pedagoga-psihologa-mousrednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-rabochego-poselka-cherkasskoe-volskogo-rajona-saratovskoj-oblasti.html
  • esse.bystrickaya.ru/publichnij-otchet-mdou-centr-razvitiya-rebenka-detskij-sad-178.html
  • studies.bystrickaya.ru/audit-osnovnih-sredstv-23.html
  • textbook.bystrickaya.ru/klyuch-k-probuzhdeniyu.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-ekonomika-dlya-studentov-specialnostej-140104-promishlennaya-teploenergetika-190401-elektrosnabzhenie-zheleznih-dorog.html
  • shpora.bystrickaya.ru/word-combinations-and-phrases-kazahstan-universitet-sirdariya.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/statya-4-postanovlenie-o-vvedenii-v-dejstvie-zakona-o-regulirovanii-eksporta-i-importa.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-6-razrabotka-i-realizaciya-strategicheskogo-plana-organizacii-1-strategicheskie-problemi-razvitiya-proizvodstva.html
  • education.bystrickaya.ru/17-baudolino-vidit-chto-presviter-pishet-komu-popalo-umberto-eko.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-2-dve-modeli-hozyajstvennogo-razvitiya-aziatskij-sposob-proizvodstva-i-antichnoe-hozyajstvo.html
  • testyi.bystrickaya.ru/70-71-v-a-gilyarovskij-uchenieo-gallyucinaciyah.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kniga-napisana-prostim-yazikom-ponyatnim-rukovoditelyu-skol-ugodno-visokogo-ranga-i-prednaznachena-kak-shirokomu-krugu-chitatelej-tak-i-predprinimatelyam-upravlencam-ekonomistam-stranica-28.html
  • student.bystrickaya.ru/3-metodicheskie-voprosi-vedeniya-buhgalterskogo-i-nalogovogo-ucheta-uchebnoe-posobie-penza-2008-udk-334.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/paspor-tfederalnoj-celevoj-programmi-deti-rossii-na-2007-2010godi-naimenovanie-programmi-stranica-5.html
  • credit.bystrickaya.ru/plan-izucheniya-novogo-materiala-alternativi-obshestvennogo-razvitiya-rossii-v-1906-godu.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obogashenie-i-razvitie-opita-tvorcheskoj-deyatelnosti-rabochaya-programma-uchebnogo-kursa-predmeta-disciplini-po.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zadanie-15-posobie-dlya-studentov-fakultetov-doshkolnogo-obrazovaniya-i-korrekcionnoj-pedagogiki.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/raschetnoe-kolichestvo-transportnih-sredstv-opredelyatsya-po-formule-metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-kursovoj-raboti.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-5-razvitie-detskoj-psihologii-v-rossii-voprosi-psihologicheskogo-razvitiya-detej-v-epohu-vozrozhdeniya-22.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.