.RU

Порядковая функция - К учебнику


Порядковая функция* — значение элемента (= группы элементов) музыкальной ткани, раскрывающееся как то или иное его порядковое (= "счетное) место в ряду однородных и однокачественных элементов (= групп элементов) и непосредственно отвечающее на вопрос: который по счёту?

Постальтерация — "техника оперирования аккордами, по структуре имеющими вид альтерированных (хроматических видоиз­мененных) , но по своей функции уже не соответствующих альтерации, т.е. применяемых свободно, практически вне подчинения первич­ной линии хроматических проходящих звуков. Образцы постальтера­ции — все сочинения Скрябина позднего периода творчества" 93.

Постдиатоника — то же, что Синтетическая диатоника.

^ Постдодекафонная техника — додекафонная техника, в основе которой лежит принцип работы с отдельными частями серии как самостоятельными мотивно-структурными обра­зованиями, "микротематическими" построениями, своего рода микро­сериями. Активное воплощение этого принципа — возвращение к "свободной атональности" в ущерб уже достигнутой двенадцатитоно­вой тотальной организации (иначе говоря, вместе с обращением к ме­тоду выделения отдельных интервальных структур в качестве харак­терных частей серии, работе с ними как с самостоятельными микро­сериями утрачивается конструктивно-направляющее и объединяющее значение идеи додекафонного ряда как единого конструктивного целого, составленного из две­надцати равноправных тонов).

^ Посттематические вариации* (= традиционные) – вариации на тему, появляющуюся в начале сочинения.

Прадиатоника — диатоника, объёмлющая менее семи ступеней [59.161 ]. (См. о "протодиатонической системе" в работе 29)

Предельно пониженный лад — "лад, состоящий из всех уменьшенных интервалов по отношению к тонике" 19.34.

Предъём — 1) гармонический элемент (звук, созвучие), возникающий на относительно слабой доле музыкального времени до однопозиционного и аналогичного гармонического элемента, приходящего на относительно более сильную долю этого времени и выступающий в качестве его предвосхищающего кон­ст­ру­к­ти­вного элемента;

^ Предъёмный неаккордовый звук — звук будущего аккорда или задержания в нём, возникающий на относительно более слабой доле музыкального времени, чем этот аккорд (в том числе, автономно, в составе или вне состава какого-либо другого созвучия) и продолжающий звучать в его составе.

^ Предъёмное созвучие — см. в Неаккордовые созвучия.

Предтематические ва­ри­а­ц­ии — вариации на тему, появляющуюся в конце сочинения.

^ Принцип высотной структуры. — "Принцип высотной структуры на уровне, не учитывающем свойств конкретных звуковых элементов, но предусматривающем любой из них, определяется так: образование системы отношений на основе целесообразно избранного центрального элемента Реализация общего принципа высотной структуры происходит уже во взаимодействии"с конкретными свой­ствами применяемого в сочинении звукового материала" 89.236.

^ Принцип комплементарности I — 1) принцип построения музыкальной ткани, обуславливающий привлечение в неё новых конструктивных элементов; 2) принцип дополнения.

Один из основных общеструктурных законов*. Основные положения, раскрывающие содержание действия этого принципа в условиях звуковой среды:

^ Принцип хроматической комплементарности Error: Reference source not found — принцип комплементарности, действующий в условиях хроматической звуковой среды.

Содержание действия этого принципа в тональных структурах:

^ Принцип относительной децентрализации — то же, Относительной децентрализации принцип.

Принцип централизованной зависимости — принцип утверждения главенства какого-либо элемента в качестве объединяющего, структурно-программирующего центра структуры (её центрального элемента) и установле­ния определённой зависимости от него всех её остальных элементов. См. Принцип относительно децентрализации.

Прогрессии виды — варианты прогрессии; то же, ^ Прогрессийный ряд.

На сегодняшний день наиболее всеобъёмлющая классификация видов прогрессии предложена В.С. Ценовой в книге "Числовые тайны музыки Софии Губайдулиной", в которой выделяются 10 рядов-прогрессий, и в их числе:

"1 . Арифметический ряд (т.е. равенство разностей, где всё изме­ряет­ся исходной единицей): — 1 23456 7 — 2 4 6 8 10 12 14 и т.п.

2. Геометрический ряд (т.е. равенство отношений): — 1 2 4 8 16 32 64 — 1 3 9 27 81 и т.п. .

3. Гармонический ряд (т.е. равенство отношений между разно­стями и крайними членами ): 1/1 1/2 1/3 1/4 1/5 1/6 1/7 , т.е., в целых, а не дробных числах (через общий знаменатель): — 6 3 2, 643, 15 12 10

4. Ряды золотого сечения (большая часть так относится к меньшей, как целое к большей): — 0,618 : 0,382

= 1

5. Ряд Ератосфена («Ератосфеново решето») — последователь­ность простых чисел, делящихся только на единицу и на самих себя: — 1 2 3 5 7 11 13 17 19 (Начиная с 5) обладает свойством не допускать простейшей симметрии структуры. Например, 7 ¹ (5 + 11) : 2.

6. Ряды Фибоначчи (РФ), два варианта: — 0 1 1 2 3 5 8 — 1 2 3 5 8 13 21.

7. Ряд Люка (по принципу РФ) — 1 3 4 7 11 18 29 .

8. Евангельские числа (по принципу РФ) — 2 5 7 12 19 31 50 .

9. Баховские ряды (или: баховские числа): — 1 4 5 9 14 23 37 60 ,

(«баховский» натуральный) — 9 14 23 32 37 41 51 73 88 114 187,

(губайдулинский) — 9 32 41 73 114 187

23 14 37 51 88" (С. 172-175).


К разряду этих рядов могут быть отнесена также и часть рядов, названных в классификации В. Ценовой "индивидуальными", но при условии, что закономерность их структуры будет также подчинена принципу прогрессии. См. также Прогрессийности виды.

Прогрессийная техника* (= техника прогрессий) — 1) сово­куп­но­сть приёмов построения всей структуры музыкальной ткани или каких-либо её составляющих компонентных структур (акцентной, диапазонной, динамической, регистровой, ритмической, тембровой, темповой и гармоничес­кой, в том числе, аккордовой, интервальной, сонорной и шумовой) на основе принципа прогрессии; техника выстраивания музыка­ль­ной тка­ни на основе каких-либо прогрессийно связанных конструктивных эле­мен­тов; 2) выстраивание однородных элементов музыка­ль­­ной ткани в ряд по принципу нарастания или убывания в них каких-либо общих свойств и использование данного ряда в качестве макроконстру­к­ти­в­­но­го элемента этой ткани.

Прогрессийное структурообразование* — построение структуры на основе принципа прогрессии.

Прогрессийности вид* — 1) вид конструктивного состояния всей структуры музыкальной ткани или ка­кой-либо из составляющих её компонентных структур (в том числе: времен­нòй, гармонической, динамической, тембровой, темповой), возникающий как следствие их выстраивания на основе прогрессийного ряда элементов, т.е. ряда элементов, связанных прогрессийным порядком; 2) принцип построения музыкальной ткани или какой-либо из её компонентных структур на основе прогрессии; 3) то же, что Компонентный и Параметрный вид прогрессии. К числу наиболее распространенных видов прогрессийности относятся:

См. также Прогрессии виды.

Прогрессийность* — 1) конструктивное состояние музыкальной ткани или ка­кой-либо из составляющих её компонентных структур (в том числе: времен­нòй, гармонической, динамической, тембровой, темповой), возникающее как следствие их выстраивания на основе ряда конструктивных элементов, связанных прогрессийным порядком, в том числе: единичных элементов (отдельных длительностей, интервалов, аккордов, динамических оттенков, тембров, темпов и др.) и комплексных элементов (групп, формул, составленных из вышеназванных единичных элементов). Функционирование прогрессийного ряда как организующего фактора музыкального процесса связано с неизменностью порядка появления охватываемых им элементов и неизменностью их содержания; 2) принцип построения какой-либо из структур музыкальной ткани на основе прогрессии; 3) в широком смысле – понятие, указывающее на ряднопрогрессийную основу какой-либо из ладовых структур музыкального сочи­не­ния (напр., ладовременнòй, ладогармонической, ладотембровой) музы­ка­ль­ного сочинения, как на одно из средств реализации экспрессивно-дра­ма­тур­гических функций, объективизации различных художественных це­лей, разнохарактерных стилей.

Прогрессийный ряд* — ряд каких-либо конструктивных элементов музыкальной ткани, выстроенных прогрессийно.

Прогрессийный ритмопериод* — пе­ри­од музыкального процесса, в котором протяженность отдельных конструктивных син­так­сических единиц (в том числе: мотивов, фраз и предложений) складывается прогрес­сий­но по отношению друг к другу.

Прогрессия — ряд однородных элементов музыкальной ткани (в том числе: гармонических, ритмических, динамических, темповых и др.) или групп таких элементов, выстроенный по принципу увеличения или уменьшения в них каких-либо общих качеств и являющийся макроконструктивным элементом этой ткани. К числу наиболее распространенных видов прогрессии относятся: арифметическая – 1-2-3-4-5-6-7…, геометрическая – 1-2-4-8-16-32…, эратосфенов ряд (ряд натуральных чисел, делящихся только на себя и на единицу) – 1-2-3-5-7-11-13-17-23… В музыкальных сочинениях возможно однократное и многократное проведение какой-либо прогрессии. В случае своего точного повторения прогрессия называется "стабильной (постоянной)", в случае повторения с какими-либо изменениями – "мобильной (непостоянной)" (напр., при повторении с пропуском отдельных своих элементов или групп из них; а также при повторении этих групп с различными перестановками – ротациями). Всякая прогрессия может быть реализована и по горизонтали как последовательное движение, входящих в неё элементов (напр., ритмогруппы из двух длительностей, трёх, четырех и т.д.), и по вертикали (напр., басовый голос – один звук – педаль, тенор – за то же время – два звука, альт – три, сопрано – четыре и т.д.), а также одновременно и по вертикали и горизонтали (напр.: по вертикали – прогрессийное выстраивание аккордов с разным числом звуков – от трезвучия, четырехзвучия… к семизвучию, а по горизонтали – прогрессийное выстраивание числа этих аккордов в отдельных ритмогруппах – ритмогруппа с одним трезвучным аккордом, ритмогруппа с двумя четырехзвучными аккордами… с пятью семизвучными).

^ Прогрессия величин длительностей — см. в Прогрессия ритмическая.

Прогрессия групп звуков — см. в Прогрессия ритмическая.

Прогрессия ритмическая — ряд однородных ритмических элементов или групп таких элементов, выстроенный по принципу увеличения или уменьшения в них каких-либо общих качеств и являющийся макроконструктивным элементом временнòй ткани музыкального сочинения. Вид ритмической организа­ции, зарождение которого прослеживается в музыке отдельных композиторов конца 19 столетия (Римский-Корсаков, Глазунов и др.). В качестве дополнительного конструктивного принципа по отношению к тактовой системе он применяется в творчестве многих европей­ских композиторов начала и отчасти середины XX столетия (Веберн, Стравинский, Прокофьев, Шостакович и др.). Наиболее значительное измене­ние структурного содержания ритмопрогрессий и их конструктивного значе­ния происходит в музыке середины 20 века. К числу характерных особенностей этих прогрессий относятся:

их составление из нескольких десятков ритмоединиц ("ступеней" временнòй шкалы);

их применение в значении конструктивной первоосно­вы новых самостоятельных музыкальных форм, другими словами, дви­жущей силы, направляющей весь процесс становления музыкальной структуры сочинения от начала до конца.


Типичная для отдельных стилей закономерность — объединение ритма и агогики (Б.Тищенко), ритма и формы (А.Пярт, А.Шнитке, Л.Грабовский) как явлений раз­ных структурных и временных порядков (в классическом формообра­зовании четко разделенных) на основе одного принципа развития, заложенного в содержании той или иной прогрессии. Органичность таких взаимосвязей ритма, агогики и формы, обусловленная их вхож­дением в один ритмовременнòй параметр как взаимодополняющих и продолжающих друг друга конструктивных явлений.

Самые характерные структурные типы ритмических прогрессий в музыке 50 – 70-х годов:


В сфере ритмического материала одна из первых классификаций прогрессий предложена В.Н. Холоповой (Холопова В. Вопросы ритма в творчестве компози­т­­о­ров первой половины XX века. М. 1971; Холопова В.Н. Русская музы­кальная ритмика. М. 1983), в области звукового материала Спасовым Б. и Холоповой В. (Ритмические прогрессии и серии // Проблемы музыкального ритма. Сб./ст., М. 1978). На сегодняшний день наиболее всеобъёмлющая классификация прогрессийных рядов* предложена В.С. Ценовой ("Числовые тайны музыки Софии Губайдулиной" — см. в Прогрессии виды )


Основные отличия музыкально-ритмических прогрессий от мате­матических:


В современных музыкальных сочинениях ритмические про­грессии используются с различным числом конструктивных единиц — от трёх до не­скольких десятков. Важное отличие ритмопрогрессий от других форм ритми­ческого построения музыкальной структуры — это применение большого числа различных временн`ых компонентов в рамках одной конструк­тивной единицы целостной ритмической структуры сочинения. Ос­новное условие объективного принятия той или иной ритмической прогрессии в качестве такой единицы — возможность её восприятия единым актом внимания. Ощутимость связи отдельных временных компонентов прогрессии как составных частей однонаправленного ритмического развития, объединённых этой однонаправленно­стью — основная предпосылка такого восприятия.

В музыке последних десятилетия наблюдается особенное разнообразие композиционных значений прогрессий групп звуков. Многие из них трактуются достаточно свободно.

К числу важнейших композиционных значений ритмических прогрессий относятся: тематическое значение — прогрессия как способ индивидуализации и построения темы; фактурноорганизующее — применение прогрессий, направленное на логику изменения числа голосов музыкальной ткани и их собственной ритмосинтаксической структуры; формоорганизующее — применение прогрессий, на­правленное на учащение и замедление синтаксического "пульса", свя­занного со сменой различных по протяженности разделов формы как наиболее распространенных в творчестве современных композиторов различных художественных направлений.

^ Прогрессия серпантинная – то же, что Серпантинное крещендо.

Производная ступень — то же, что Хроматизм альтерированный и Альтерированная ступень [см. Хроматизм (1)].

^ Производные лады — сублады в составе макролада , образованные путем смещения тонального центра с первой ступени тональности на другие (чаще пятую — доминантовый лад). Объединение производных ладов между собой и с основным ладом может происходить и по горизонтали и по вертикали. Формы такого объединения многообразные. К ним относятся, в частности: "переменно-производные лады", полилад, политональность. Все они выступают как результат особого проявления принци­па полисистемности и относительно часто объёмлют специфический — микстовый — вариант хроматики. Наибо­лее простое и частое проявление "ладопроизводной" многопланово­сти — сочетание основного лада со своеобразными мелодическими и гармоническими оборотами, приближающимися в своём конструктив­но-гармоническом содержании к производным ладам. Дальнейшее рас­ширение таких оборотов, связанное с обогащением их новыми элемен­тами, с усложнением их функциональной природы — путь к перерож­дению этих оборотов в самостоятельные сублады — конструктивные элементы полилада и политональности. Высокая развитость субладов производной природы. Их разновидности, включающие в свой состав элементы одноименно-однотерцовых ладозвукорядов и альтерационные хроматизмы (Модифицированный лад). Общая не­устойчивость функциональных отношений в структуре производных ладов. Её характерное проявление в определённой постоянно ощущае­мой зависимости центра производного лада от основного центра как одной из подчиненных ему (непосредственно-вертикальное взаимо­действие производного и основного ладов, опосредованно-горизонталь­ное) ступеней, а также в постоянно проявляемом стремлении отдель­ных элементов, участвующих в производных отношениях к возвра­щению в "лоно" своих основных взаимосвязей. Обусловленность такой неустойчивости различными факторами и в том числе: спецификой звукорядного содержания производных ладов, при которой выделение их центра (в отличие от основного) не подкрепляется характерным вводнотоновым тяготением VII ступени в I (ср., напр., доминантовые аккорды в "доминантовом ладе" с аналогичными созвучиями в ионийском клас­сическом мажоре или гармоническом миноре); более частым появлением производных ладов после основных и в серединных — то­нально неустойчивых участках гармонического движения, либо в экс­позиционных разделах перед основными, но в более простом гармони­ческом решении и на меньших временных участках.

^ Производный элемент — 1) "элемент, образованный от другого, проистекший из чего-то другого" Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю.Толковый словарь русского языка; 2) в музыке — конструктивный элемент какой-либо из составляющих музыкальной ткани (в том числе, звуковой, ритмической, фактурной и др.), образованный из их основных элементов.

Производные элементы "возникают как вариации на центральный элемент (главный элемент), на его полный вид, частич­ный или, наоборот, расширенный" 89.239. (См. Основная модель структу­ры, Главный элемент, Центральный элемент.)

Простые функции — см. Модальные функции.

Проходящее созвучие — см. Созвучие неаккордовое.

Проходящий гармонический элемент — гармонический элемент (звук, созвучие), возникающий на относительно слабой доле музыкального времени между другими разновысотными гармоническими элементами, приходящимися на относительно более сильные доли этого времени и находящийся с ними в плавной ли­не­ар­ной связи в качестве подчинённого им конструктивного элемента.

^ Проходящий неаккордовый звук — неаккордовый звук, возникающий на относительно слабой доле музыкального времени между разновысотными аккордовыми тонами, приходящимися на относительно более сильные временн`ые доли и находящийся с этими тонами в плавной одноголосной связи.

Псевдоцитата — один из характерных приёмов коллажной техники, предполагающий внесение композитором в собственное сочи­нение музыкальных построений, написанных им в стиле близком к сочинениям других авторов.

Пуанта* (от франц. le point – точка) — 1) относительно автономный в конструктивном и выразительно-смысловом отношении звуковой элемент дискретно выстроенной музыкальной ткани, в функции которого могут выступать как отдельные тоны, интервалы, созвучия, так и крайне небольшие их группы; 2) конструктивная единица пуантилистического музыкального пространства; 3) то же, что Дискрета. Характерный признак пуанты – её изолированность по горизонтали и вертикали от других аналогичных компонентов музыкальной ткани в ритмическом, тесситурном, тембровом, динамическом и артикуляционном отношениях. Между отдельными пуантами никогда не возникает непосредственная (непреры­вная) линеарная связь, что, само по себе, не отрицает возмож­ность возникновения между ними опосредованной (прерывистой, "пунктирной", "дискретной") линеарной связи, или, другими словами, сложения из них голосовой линии диск­ре­т­ной природы (линии, отдельные звукоэлементы которой рассредоточены во времени и пространстве). Пуанта – самодостаточный в конструктивном и выразительно-смысловом отношении элемент музыкальной ткани, который, в тоже время, находится в определённых связях, отношениях с другими её конструктивными элементами. Пуанта всегда и единица некой музыкальной формы и целая форма сама по себе. Различаются следующие виды пуант: пуанта-тон, пуанта-интервал, пуанта-аккорд, пуант-сонор, пуант-группа, в том числе: пуант-группа тоновая, пуант-группа интервальная, пуант-группа аккордовая, пуант-группа смешанная.

Пуантилизм (от франц. le point – точка) — 1) способ выстраивания живописных, скульптурных, музыкальных и поэтических композиций из множества относительно изолированных конструктивных элементов (соответственно: мазков, скульптурных деталей, звуков и созвучий, слогов и слов), каждый из которых обладает определённой конструктивной и выразительной самостоятельностью, завершенностью; способ выстраивания особого, так называемого, пуантилистического художественного пространства; 2) течение в искусстве 20 столетия, связанное с вышеназванным способом выстраивания живописных, скульптурных, музыкальных и поэтических композиций; 3) в музыке – специфический метод письма, при котором различные конструктивные единицы музыкальной ткани (в том числе: звуковые, динамические, ритмические, тембровые, штриховые) оказываются изолированными в пространственно-временнòм отношении и приобретают определенную конструктивную и выразительную автономность; метод сочинения, направленный на изоляцию каждого конструктивного элемента музыкальной ткани в метроритмическом, высотном, тембровом, динамическом и артикуляционном отношениях. Специфическая конструктивная закономерность пуантилизма — отказ от непосредственных, непрерывных линеарно-мелоди­чес­ких связей между отдельными звуками и возможность образования между ними только своеобразных «линеарно-дискретных» или, другими словами, «линеарно-пунктирных» связей. См. ниже Пуантилистическая временнàя система.

К наиболее характерным чертам пуантилистической ткани относятся:


Отдельные качества пуантилистического письма сегодня проявляются в ус­ловиях гармонических стилей, связанных с разными техни­ками звукового письма, в частности, с сонористической, атональной и даже тональной.

Однако, наиболее последовательное воплощение этих качеств наблюдается, прежде всего, в сериаль­ных композициях, благодаря характерной для них автономизации различных звуковых элементов на уровне регистрового, тембрового, ритмического и других параметров (один из ярчайших примеров тому — сочинение Булеза «Молоток без мастера»).

В то же время было бы неправильным полностью отожествлять пуантилизм с сериализмом, поскольку эти формы организации музыкальной ткани принципиально отличаются своими исходными конструктивными принципами и целями: в сериальных композициях главенствует идея тотальной серийной связанности гармонического материала, его единения на уровне разных парамет­ров, а в пуантилистических, напротив, на первый план выступает идея превращения каждого звукового элемента в самостоятельного носителя музыкальной выразительности, т.е. исполнителя ролей, которые выполнялись ранее мотивами, пространными мелодическими и гомофонно-гармоническими темами, а потому и звучащего предельно самостоятельно и автономно от других звуковых элементов музыкальной ткани. Другими словами, если над сериальными композициями довлеет идея строжайшей соподчиненности всех их конструктивных элементов на основе заранее установ­ленных законов появления этих элементов, их взаимосвязи, то над конструктивными элементами пуантилистических композиций, напротив, довлеет идея максимального преодоления всяческой их соподчиненности.

Тем не менее, не смотря на столь важное различие конструктивных принципов каждой из техник, подавляющее большин­ство сериальных и пуантилистических композиций на практике обнаруживают несомненное общеструктурное сходство. Основная его предпосылка — крайняя диффе­рен­ци­ро­ван­ность всех составляющих таких композиций (хотя, как уже отмечалось, в пуантилистической ткани эта дифференцированность получается в виде искомой конструктивной закономерности, а в сериальной, напротив, возникает как непреднамеренное следствие предельной многомерной, количественной индивидуализации компонентов этой структуры).

Специфика структурного содержания пуантилистической материи, естественно, обусловливает необходимость её восприятия как специфического музыкального мышления, которое значительно отличается от восприятия, воспитанного на тонально-тематических струк­турах с их характерным рельефно-динамическим развитием, компози­ционно-синтаксическим членени­ем, активным проявлением метричности на разных системных уровнях и другими качествами, не свойственными пуантилистической материи. Природа такого восприятии обычно представляется как некое бессознательное растворение слушателя в "мире мерцающего точечного тематизма", как осо­бое духовное состояние, которое связано с уходом от сознательного слежения за "не­правильностью" звукового движения, от намеренного поиска логики в этом движении, как контакт с музыкальной материей, связанный с отключением от динамических реалий окружающего слушателя мира и, напротив, ведущий к активизации подсознательных процессов. (См. Пуантилистическая временнàя система, Пуантилистическое музыкальное пространство, Дискретная фактура, Дискретное пространство.)


posobie-dlya-samostoyatelnoj-raboti-po-russkomu-yaziku-i-kulture-rechi-sankt-peterburg.html
posobie-dlya-sobakovodov-moskva-akvarium-2004-stranica-21.html
posobie-dlya-studentov-fakultetov-doshkolnogo-obrazovaniya-i-korrekcionnoj-pedagogiki-stranica-3.html
posobie-dlya-studentov-gorno-altajsk-2007-stranica-2.html
posobie-dlya-studentov-gorno-altajsk-2007.html
posobie-dlya-studentov-ozo-gorno-altajsk-stranica-4.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zakon-respubliki-tatarstan-ot-18-iyunya-1998-g-n-1659.html
  • thesis.bystrickaya.ru/primechaniya-averincev-s-sudbi-evropejskoj-kulturnoj-tradicii-v-epohu-perehoda-ot-antichnosti-k-srednevekovyu.html
  • shkola.bystrickaya.ru/shpargalka-po-mirovoj-ekonomike-3.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-po-geografii-dlya-11-a-klassa-na-2013-2014-uchebnij-god.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tematicheskij-plan-izucheniya-disciplini-pp.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/svyatie-otci-o-miloserdii-bozhiem-venchik-k-bozhemu-miloserdiyu.html
  • diploma.bystrickaya.ru/virobnictvo-zerna-hlboproduktv-kormv-na-ukran-problemi-perspektivi.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-3-poetika-kazahskoj-filosofii-svedeniya-ob.html
  • turn.bystrickaya.ru/polozhenie-o-poryadke-viborov-dekana-fakulteta-i-zaveduyushego-kafedroj-40-polozhenie.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/upravlenie-i-tipi-harakterov.html
  • bukva.bystrickaya.ru/process-izgotovleniya-pechatnoj-plati.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sposobi-organizacii-svyazi-s-abonentomi-voprosi-i-otveti.html
  • spur.bystrickaya.ru/makarichev-ma-vladimir-makanin-odin-iz-krupnejshih-pisatelej-sovremennosti-laureat-gosudarstvennoj-premii-rossijskoj.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/8-proekt-federalnogo-zakona-o-sisteme-federalnih-organov-ispolnitelnoj-vlasti.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/metodi-ustanovleniya-nbpf-v-praktike-regionov-v-interesah-federalnogo-agentstva-po-obrazovaniyu-monitoring-regionalnogo.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-uroka-osnovanie-ekaterinodara-i-pervih-stanic.html
  • desk.bystrickaya.ru/piter-paul-rubens.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-vii-vne-sluzhbi-gejnc-guderian-vospominaniya-soldata.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-23-kniga-avtora-legendarnogo-koda-da-vinchi.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zolotoj-vek-chelovechestva.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dimshica-g-m-sablinoj-o-v-programmi-dlya-obsheobrazovatelnih-uchrezhdenij-biologiya-10-11-klassi.html
  • holiday.bystrickaya.ru/naimenovanie-uchastnika-s-a-suchilova-zamestitel-nachalnika-mu-upravlenie-obrazovaniya-administracii-g-gubkinskogo.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vremya-novostej-moskva-n054-142009-melnikov-kirill-gospod-poslal-nam-dopolnitelnuyu-neft.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/4-razmeri-kompensacionnih-viplat-rabotnikam-uchrezhdenij-obrazovaniya-zanyatih-na-rabotah-s-osobimi-usloviyami-truda.html
  • assessments.bystrickaya.ru/cikli-povisheniya-kvalifikacii-po-psihoterapii-nauchno-issledovatelskij-psihonevrologicheskij.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-xvii-religiya-kak-zakon-zhizni-glava-i-cikl-razvitiya-obshestva-glava-ii-vek-individualizma-i-razuma.html
  • studies.bystrickaya.ru/aktivnie-operacii.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zhizn-i-vozzreniya-k-g-yunga-karl-gustav-yung-rodilsya-26-iyulya-1875-g-v-shvejcarskom-mestechke-kesvil-v-seme-svyashennika-evangelicheski-reformatskoj-cerkvi-semya-yu-stranica-19.html
  • learn.bystrickaya.ru/fotoohota-za-hronomirazhami-kniga-iii.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rol-intuicii-voobrazheniya-mishleniya-i-intellekta-v-reshenii-zadach-yuridicheskaya-psihologiya-vasilev.html
  • grade.bystrickaya.ru/mir-vsemu-zhivushemu-legendi-sozhzhenie-tmi-znamya-mira-konferenciya-v-bryugge-1931-god-znamya-mira.html
  • spur.bystrickaya.ru/liter-almati-76-1746-29042011g-3-4-maya-2011g-astana-2011-g-anonsiruyushij-etap.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/arifmetika-umet-na-zasedanii-metodicheskogo.html
  • student.bystrickaya.ru/4-dajte-otvet-na-vopros-n-l-puzirevich-pod-obsh-red-l-f-mirzayanovoj-baranovichi-rio-bargu-2008-100-s.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zadachi-sposobstvovat-ukrepleniyu-druzhbi-uvazheniya-drug-k-drugu-mezhdu-uchashimisya-obedinit-ih-obshim-delom-detskoj-organizacii-ikar-razvitie-intellektualnih-i-tvorcheskih-sposobnostej-uchashihsya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.