.RU

Попробуем вместе ответить на вопрос о том, что же такое здоровый образ жизни. Современные ученые выделили базовые компоненты, на основе которых и строится ведение здорового образа жизни. К ним относятся


Попробуем вместе ответить на вопрос о том, что же такое здоровый образ жизни. Современные ученые выделили базовые компоненты, на основе которых и строится ведение здорового образа жизни. К ним относятся:
Данный компонент рассматривается как один из важнейших критериев здорового образа жизни. Питание выполняет одну из главнейших функций в обеспечении жизнедеятельности человеческого организма. Рациональное питание, построенное на научных основах, обеспечивает нормальное развитие организма. Оно служит, предупреждая многие болезни, мощным профилактическим средством.

Это второй базовый компонент здорового образа жизни. Физические упражнения по праву входят в систему здорового образа жизни, так как без физической активности состояние человека значительно ухудшается, и не только физическое, но и психическое, снижаются интеллектуальные возможности человека (врачи утверждают, что умственная работа должна в полной мере компенсироваться физической).

Гигиена организма связана, прежде всего, с поддержанием чистоты кожного покрова. Проблема чистоты кожного покрова весьма актуальна для человека, так как примерно 2,5 млн. потовых и сальных желез выделяют около 0,5 л пота и около 20г сала в сутки, в поверхностных слоях кожи идет непрерывное обновление клеток, на грязной коже могут иметься вредные для здоровья человека микроорганизмы. При загрязнении кожи засоряются выводные протоки потовых желез, и нарушается способность организма к терморегуляции. На грязной коже легко развиваются грибковые заболевания, лечение которых требует много времени. Естественно, что все эти факты убеждают нас в необходимости поддержания чистоты тела.

Это достаточно широкое понятие также входит в общую концепцию здорового образа жизни. 50 лет назад под закаливанием понимали, прежде всего, или даже исключительно привыкание организма к холоду. Сейчас это понятие истолковывают более широко - закаливание означает «укрепление сопротивляемости организма к любым факторам внешней среды, вызывающим состояние стресса, т.е. напряжение». К таким факторам относятся низкая и высокая температура воздуха, чрезмерно пониженная или повышенная влажность, резкие изменения атмосферного давления и т.д.

Необходимо отметить, что в идеальном случае здоровый образ жизни предполагает не отказ от вредных привычек, но изначальное их отсутствие. Если же по каким-то причинам они уже имеются у человека, то необходимо принять все меры, чтобы освободить данного индивида от столь пагубных для него самого пристрастий.

К вредным привычкам чаще всего относят употребление алкоголя и табакокурение, ученые обозначают курение как более распространенную привычку, а, следовательно, и как большее зло для человека.


^ Физическое здоровье и возраст.




Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит.

Антуан де Сент-Экзюпери


Чтобы понять, как сохранить здоровье, чтобы его хватило на долгую и активную жизнь, нужно знать, из каких этапов складывается жизнь человека. Вслед за антропологами и физиологами попытаемся разобраться в особенностях жизни каждой возрастной ступени.

^ В МИРЕ СЛОВ И ПОНЯТИЙ:


Детство


Юность


Социальная зрелость


Старость



- этап онтогенетического развития человека, включающий период от его рождения до появления возможности его включения во взрослую жизнь. Обычно в детстве выделяют периоды: младенчества, раннего детства, дошкольного и младшего школьного возраста.


- период в развитии человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. В юности формируется нравственное сознание, вырабатываются ценностные ориентации и идеалы, устойчивое мировоззрение и гражданские качества личности. К концу юношеского периода завершаются процессы физического и психического созревания человека. Различают:
- раннюю юность: 15-18 лет; и
- позднюю юность: 18-23 года.


- определенный уровень личностного развития индивида, являющийся результатом социализации, в ходе которой индивид интернализует общественные ценности и образцы поведения и адекватно исполняет роли взрослого члена общества.

- период возрастного развития организма, заключительный этап онтогенеза, характеризующийся необратимыми существенными изменениями в обмене веществ, структуре и функционировании организма.


Жизненный путь каждого человека от рождения до смерти чрезвычайно сложен. По мере роста и развития в организме происходят глубочайшие изменения. В начале жизни в детстве и юности идет бурный рост организма, развитие физиологических и интеллектуальных качеств, все жизненные проявления организма активны. В зрелости все физиологические и духовные процессы уравновешиваются и стабилизируются. В этот период человек активно трудится, познает себя и окружающий мир, развивается и совершенствуется его интеллектуальная деятельность. В конце жизни происходит постепенное затухание всех функций организма, ограниченность подвижности организма, его старение. Старение – закономерный физиологический процесс, присущий всем живым организмам на Земле.

Жизненный путь каждого человека можно условно разделить на определенные возрастные периоды. Условность разделения определяется социальной и природной средой, в которой растет, формируется и живет организм человека. Так, например, возрастные периоды народов Севера отличаются от возрастных периодов южан. Возрастные периоды жизни человека определяются также периодами биологической и социальной зрелости организма. Условно можно разделить детский, подростковый и юношеский возраст. Он охватывает период от рождения человека, до окончания школы, т.е. до 17-18 лет. Молодость от 18 до 30 лет, зрелость от 30 до 60 лет, старость от 60 лет до смерти. Каждый возрастной период жизни человека сопровождается определенными физиологическими и духовными изменениями. Характер этих изменений непосредственно определяется тем образом жизни, который ведет человек, той социальной сферой, в которой он формируется, растет и развивается.


^ ЭТО НУЖНО ЗНАТЬ:

В процессе жизнедеятельности организма человека наступают периоды биологической и социальной зрелости. Социальная зрелость предполагает такой уровень развития организма, когда молодой человек способен принимать активное участие в жизни общества. В нашей стране социальная зрелость наступает с получением паспорта, документа подтверждающего принадлежность данного человека к социальной среде, a которой он живет и формируется. Это происходит в 14 лет. Однако это еще не полная социальная зрелость, а именно ее первый этап. Полная социальная зрелость наступает в 18 лет, т.е. в тот период, когда каждый человек данной социальной системы может принимать активное участие в ее строительстве, развитии и жизнеобеспечении. Этот период связан с совершеннолетием молодого человека. Причем каждая социальная система сама определяет период социального созревания своих членов. Так, во многих государствах период совершеннолетия молодого человека связан с 20-21 годами, когда юноша или девушка могут самостоятельно принимать решения, подчиняясь законодательной системе данной социальной среды.

Биологическая зрелость организма связана с половым созреванием и способностью к продолжению рода. Весь процесс роста заканчивается у юношей к 18-19 годам, у девушек к 16-17 годам. Темпы роста у девочек и мальчиков отличны, поскольку половое созревание начинается у девочек на два года раньше. В этот период происходит не только интенсивный рост организма, но и формирование вторичных половых признаков.


^ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ТЕБЯ:

Подумай и ответь:

  1. В какие возрастные периоды жизни человека идет интенсивный рост и развитие организма?

  2. Что такое социальная зрелость человека?


Выполни индивидуально:

    • Найди среди своих знакомых и родных людей, относящихся к различным возрастным категориям. Пронаблюдай за их поведением и образом жизни. Найди не менее пяти признаков, которые отличают их друг от друга и являются характерными для каждой возрастной группы.

    • Обоснуй свои предположения о причинах различия биологического созревания людей, живущих в районах высокогорья и равнин.

^ ЭТО ИНТЕРЕСНО :



^ Школа и здоровье





«Несовершеннолетние имеют право на получение необходимой информации ос состоянии здоровья в доступной для них форме».

Ст.19, 24 –«Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.»


^ В МИРЕ СЛОВ И ПОНЯТИЙ:


Хронический


Лекарства


Профилактика

- длительный, непрекращающийся, затяжной процесс, протекающий либо постоянно, либо с периодическими улучшениями состояния.


- вещества естественного происхождения или искусственно созданные и предназначенные для излечения различных заболеваний. Выделяют следующие лекарственные формы: жидкие (растворы, настои и др.), мягкие (мази, линименты и др.), твердые (порошки, таблетки), аэрозоли.


- (греч. prophylaktikos предохранительный) в медицине - совокупность предупредительных мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья


Еще в 1904 году съезд врачей России обратил особое внимание «на заботу об охране здоровья подрастающего поколения и особенности детей, обучающихся в учеб­ных заведениях...» и предложил ряд мероприятий «в целях устранения» вред­ных влияний со стороны школы на здоровье и физическое развитие учащихся. Влияние школы и учебной нагрузки столь велико именно потому, что оно дей­ствует длительно и непрерывно, систематично и комплексно. Кроме того, годы обучения для каждого ребенка — период интенсивного развития, формирова­ния организма, период, когда любые неблагоприятные влияния оказывают наи­большее воздействие.

За последние 10 лет число школьников с хронической патологией возросло в 1,5 раза, а среди подростков — в 2,1 раза. За время обучения 70% функциональ­ных расстройств переходят теперь в стойкую хроническую патологию к оконча­нию школы, в 4—5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза — органов пищеварения, в 2 раза — число нервно-психических расстройств.

Наиболее значительный прирост всех нарушений состояния здоровья отме­чен в 7, 10 лет и в период от 12 до 17 лет. При этом считается, что отрицательное влияние внутришкольной среды и, прежде всего, перегрузок в начальной школе составляет 12%, а в старшей — 21%. Физиологическая цена школьных перегру­зок хорошо известна — развитие астенических состояний, ухудшение зрения, обострение хронических заболеваний.


^ ЭТО НУЖНО ЗНАТЬ:


Как сохранить здоровье и остаться хорошим учеником?


Школьная программа обширна и сложна. Каждому подростку приходится значительное время проводить за учебниками и тетрадками. При этом глаза выполняют значительную зрительную работу. После уроков, вопреки рекомендации врачей, большинство твоих сверстников не гуляют на свежем воздухе, а проводят все свое свободное время у телевизора или компьютера. В результате все больше ребят вынуждены одевать очки.

Ученые связывают нарушение зрения и с общим состоянием организма, поэтому занятия физической культурой крайне необходимы всем нам. Дети со слабым зрением могут сдавать нормы ГТО, посещать уроки физкультуры, заниматься в спортивных секциях, участвовать в соревнованиях, что имеет не только оздоровительное, но и психологическое значение. Разумеется, физические нагрузки должны дозироваться с учетом возраста и подготовленности каждого ученика

Существует и специальная гимнастика для глаз. Вот два несложных упражнения, которые помогут тебе снять зрительное напряжение :

при исходной позиции ноги на ширине плеч, руки в стороны, круговые движения руками вперед и назад. В это время следить за кончиком большого пальца. Повторить 3-4 раза. Второе упражнение такое. Исходная позиция: сидя на стуле, скамейке, зажмурить и открыть глаза. Выполняется в среднем темпе, повторить 3-4 раза.

Каждый учащийся еще с начальной школы должен овладеть рядом важных навыков. Из них самый трудный для усвоения: соблюдение необходимого расстояния от глаз до рабочей поверхности (тетради, книги, дисплея компьютера). Овладение правилами самоконтроля и применение их. Каждый учащийся должен знать, что надо:

· заниматься при достаточном и правильном освещении;
· соблюдать ритм зрительной работы, гигиену просмотра телевизионных передач и работы на компьютере;
· выполнять гимнастику для глаз и уметь давать глазам отдых.

Гигиенические исследования показывают, что некоторые школьники просиживают перед телевизором или дисплеем до 14 и даже до 30 и более часов в неделю. Проведенный опрос в одной из Московских школ ошеломил своим результатом – самый популярный ответ на вопрос «когда и сколько вы гуляете?» был - «гуляю по дороге в школу и из школы».

Учеными замечено, что у жителей сельской местности зрение лучше, чем у горожан, это связано с тем, что в сельской местности больше простора для глаз, а глаз горожанина постоянно «натыкается» на стены. К тому же для глаз вредны геометрически правильные формы и полезны всевозможные «завитушки», на них глаз отдыхает.


^ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ТЕБЯ:

  1. Какие факторы школьной жизни, по твоему мнению, могут положительно влиять на здоровье школьников, а какие отрицательно.

  2. Пользуясь дополнительной литературой, составь несколько комплексов упражнений для физминуток, направленных на коррекцию зрения и осанки.


^ ЭТО ИНТЕРЕСНО :


Определение «Школа, содействующая здоровью» становится достаточно популярным. Обычно так называют себя школы, в которых проводятся те или иные мероприятия, ориентированные на здоровье школьников.

Идея создания школ, содействующих здоровью, появилась в 1990 году и после апробации в нескольких европейских странах (Чехии, Польше, Венгрии) в 1992 году была принята Всемирной организацией здравоохранения, Советом Европы и Европейской комиссией как самостоятельный проект для Европейского континента в целом. В настоящее время в этом проекте принимают участие более 500 школ из 40 стран. Более 2000 школ связаны с сетью через национальные и региональные организационные структуры.

Опыт, накопленный школами за несколько лет существования проекта, показал, что идея содействия здоровью успешно проникает во все аспекты рутинной школьной жизни. Кроме того, школа, будучи частью социума, постепенно распространяет идею здоровья вокруг себя, вовлекая другие элементы социума. Целостный подход к пониманию здоровья в школе ведет к серьезным изменениям в школьной жизни, захватывая все уровни - от управления школой до отношений в классе и связей с внешним сообществом.


^ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ:

  1. Охрана зрения школьников.

  2. Поговорим о правильной осанке.

  3. Рациональный режим дня.




ЛИТЕРАТУРА:

  1. Антропова М.В. Гигиена детей и подростков. –М.: Медицина, 2001.-335с.

  2. Лубышева Л.И. Концепция физкультурного воспитания. Красноярск, Здоровье, 1992.-178с.






Умей не уставать





Желающего судьба ведет, нежелающего – тащит.

Латинская пословица


^ В МИРЕ СЛОВ И ПОНЯТИЙ:


Рациональный


Режим дня детей и подростков



- разумно обоснованный, целесообразный.


- порядок чередования различных видов деятельности и отдыха в течение суток, способствующий нормальному развитию ребёнка и укреплению здоровья. Составляется с учётом возрастных анатомо-физиологических и индивидуальных особенностей ребёнка.


Режим - основа гигиенического образа жизни. Он создает оптимальные условия для укрепления здоровья и повышения работоспособности. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается определенный ритм деятельности всего организма. Это улучшает его функциональные возможности и позволяет наиболее эффективно выполнять различные виды работ. Кроме того, воспитываются организованность, воля, дисциплинированность. 

Чтобы чувствовать себя здоровым и бодрым, ты должен приучить себя в определенное время просыпаться и ложиться спать, выполнять утреннюю гигиеническую гимнастику и закаливающие процедуры, завтракать, обедать и ужинать, заниматься спортом, готовить уроки, отдыхать. При этом режимы дня могут отличаться и зависеть от твоих индивидуальных особенностей, конкретных условий учебы (какая смена?),условий жизни и т.д.

Основные гигиенические положения, на основе которых разрабатывается режим дня: правильное чередование различных видов деятельности (учеба, отдых, тренировки и т. д.) в течение дня (утренняя гигиеническая гимнастика, физкультпаузы, тренировочные занятия, туристские походы, прогулки). 

Режим дня здорового школьника в общих чертах можно представить таким образом: вставать следует не позднее 7 ч, затем в течение 7-10 мин делать гимнастику, обтираться влажным полотенцем или принимать душ. 

Необходимо установить определенное время для питания и строго его придерживаться, чтобы пища лучше усваивалась. Есть следует за 1,5-2 ч до занятий физическими упражнениями и спустя 40 мин после их окончания. Ужинают за 2-2,5 ч до сна. 

Домашние учебные занятия также следует выполнять в одни и те же часы. Через каждые 45 мин устраивайте 10-минутные перерывы, во время которых рекомендуется встать, походить, выполнить несколько физических упражнений.

Каждый день школьник должен выполнять различные виды домашних работ: убирать помещение, мыть посуду и т. п. В свободное время можно почитать, погулять на улице, заняться любимым делом. Нельзя в ущерб учебным занятиям или сну слишком много времени проводить перед телевизором. 

Многие системы организма человека на протяжении суток функционируют неодинаково. Полагают, что около 50 физиологических процессов тесно связаны с временем суток. Так, ночью уменьшается интенсивность обменных процессов, снижаются температура тела, функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем. В дневное же время интенсивность обмена веществ, двигательная активность возрастают, в связи с этим усиливается работа сердца и дыхательных органов. Ритмы деятельности различных систем организма, по продолжительности, приближающиеся к суткам, называют циркадными.

В режиме дня должно быть все точно распределено: продолжительность учебных занятий и дома, прогулки, регулярность питания, сон, чередование труда и отдыха. И это не случайное требование. Когда человек соблюдает правильный режим, у него вырабатываются условные рефлексы и каждая предыдущая деятельность становится сигналом последующей. Это помогает организму легко и быстро переключаться с одного состояния на другое. Так, например, если человек ложится спать в одно и то же время, то он быстрее засыпает и спит глубоким, спокойным сном; регулярное питание, как было уже сказано, вызывает в определенное время аппетит и т. д. Очень важно как можно больше бывать на воздухе, гулять, играть в подвижные игры, ходить на лыжах, совершать туристские походы. Ведь длительное пребывание в помещении, особенно в классе, где физические свойства и химический состав воздуха даже при хорошей вентиляции изменяются с каждым часом в неблагоприятную сторону, вызывает кислородное голодание.

А когда воздух богат кислородом, не содержит вредных примесей, он благотворно влияет на организм: улучшается состав крови, повышается обмен веществ, появляется хороший аппетит. В выходные дни и в каникулярное время необходимо как можно больше гулять.

Не менее важен и сон. Продолжительность сна уменьшается с возрастом: для 7—8 лет она составляет 11,5—II ч, 9—10 лет—10,5—10 ч, II—1; лет — 10 ч, 13—15 лет—9,5 ч и 16—18 — 8,5—8 ч Полноценный отдых во время сна наступает толь ко в том случае, если сон достаточно глубок. А дл; того чтобы крепко спать, надо ложиться в одно 1 то же время, перед сном избегать шумных игр, никого света, хорошо проветривать комнату, оставлять открытой форточку на ночь.


^ ЭТО НУЖНО ЗНАТЬ:

Гигиеническая оценка режима дня школьника.

Правильный режим дня - это рациональное чередование различных видов деятельности и отдыха. Рационально построенный и организованный режим создает предпосылки для оптимальной работоспособности, предупреждает развитие утомления, повышает общую сопротивляемость организма.

Примерный режим дня для учащегося средней школы.

Режимные моменты

Возраст учащихся (лет) и класс.

7 - 9

10

11 - 12

13 - 15

16 - 17

I - III

IV

V - VI

VII - VIII

IX - XI

Подъем, гимнастика, туалет.

7:00

7:00

7:00

7:00

7:00

Завтрак.

7:30

7:30

7:30

7:30

7:30

Дорога в школу.

7:50

7:50

7:50

7:50

7:50

Занятия в школе

8:20

8:20

8:20

8:20

8:20

Дорога из школы

12:30

13:30

14:00

14:30

14:30

Обед

13:00

14:00

14:30

15:00

15:00

Послеобедний отдых

13:30

-

-

-

-

Прогулка, спорт

14:30

14:30

15:00

15:30

15:30

Уроки

16:00

17:00

17:00

17:00

17:00

Прогулка

17:30

-

-

-

-

Ужин и свободное время

19:00

19:30

19:30

19:30

19:30

Приготовление ко сну

20:00

20:30

20:30

21:00

21:00

Сон

20:30

21:00

21:00

21:30

22:00

При составлении режима особое внимание следует обращать на следующие параметры: время для сна, прием пищи (3-4раза в день), время для прогулки и спорта (с 15:00 до 18:00) и другие параметры которые необходимы для каждого человека индивидуально.

Основные принципы режима:

1- строгое его выполнение;

2- недопустимость частых изменений;

3- постепенность перехода к новому режиму;

4- учет возрастных особенностей организма


^ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ТЕБЯ:

  1. Составь свой режим дня и оцени его с позиции рациональности.

  2. Предложи способы снятия утомления при длительной учебной работе.

  3. Нарисуй комикс на тему «Один день из моей жизни».

Оцени свое расписание уроков с позиции рациональности на основе предложенного материала.


^ ЭТО ИНТЕРЕСНО :


Физиолого-гигиенические требования к составлению расписания уроков в школе определяются динамикой изменения физиологических функций и работоспособностью учащихся на протяжении учебного дня и недели. Рационально составленное школьное расписание должно учитывать сложность предметов и преобладание динамического или статического компонентов во время занятий. В качестве одного из возможных способов оценки уроков можно использовать ранговую шкалу трудности (Сивков, 1988).



При этом школьное расписание оценивается положительно, если образуется кривая с одним подъемом – в среду и в пятницу (по данным Сердюковской с соавторами, 1986) или во вторник и среду (как в дни самой высокой продуктивности). Школьное расписание считается нерациональным при наибольшей сумме баллов в понедельник или субботу, а также при неравномерном распределении нагрузок в недельном цикле.

При организации 5-дневной недели нагрузка учащихся в течение каждого учебного дня не должна быть выше, чем при 6-дневной учебной неделе – не должно увеличиваться количество занятий, а также суммарный балл нагрузки. Это связано с изменением работоспособности во время учебной деятельности.








или учебной недели



^ В начале она повышается (период врабатывания), затем устанавливается на высоком уровне (период снижения работоспособности и развития утомления).

В период снижения работоспособности выделяют 3 зоны: неполной компенсации, конечного порыва и прогрессирующего утомления. Исходя из этого, начало урока, учебной недели, четверти, года должно быть облегченным, т.к. продуктивность в это время снижена. По завершении периода врабатывания к учащимся можно предъявить более высокие требования. В это время рекомендуется проводить изложение нового и сложного материала, давать контрольные работы и др. В это время рекомендуется проводить изложение нового и сложного материала, давать контрольные работы и др. В середине учебной недели (вторник, среда), четверти и года следует планировать наибольший объем учебной нагрузки, факультативные занятия, кружковую работу и др. По окончании периода высокой работоспособности, т.е. появлением начальных признаков утомления, если речь идет об учебном дне, рекомендуется проведение уроков труда, физкультуры или других предметов, обеспечивающих смену деятельности

В зоне прогрессивного падения работоспособности нельзя требовать выполнения интенсивных нагрузок: при этом происходит истощение организма, что может отрицательно сказаться на состоянии здоровья школьников.


^ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ:

  1. Особенности режима дня подростков.

  2. Режим дня школьника при подготовке к экзаменам.

  3. Место физической культуры и спорта в режие дня.


ЛИТЕРАТУРА:

  1. Безруких М.А. Здоровьесберегающие технологии в образовательных учреждениях. И.: Инноватор 2004,-198 с.

  2. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М., Мозг, Обучение. Здоровье. М.: Просвещение, 1969,-240 с.

3. Колисник И.И. Рациональная организация учебного процесса. Саратов, 2003, 40 с.


^ Чтобы быть здоровым





«Чтобы тело и душа были молоды…».



^ В МИРЕ СЛОВ И ПОНЯТИЙ:





Болезнь


Закаливание

- нарушение нормальной жизнедеятельности организма, обусловленное функциональными или(и) морфологическими изменениями.


- система мероприятий, позволяющих, используя естественные силы природы - солнце, воздух и воду, повышать сопротивляемость организма неблагоприятным внешним воздействиям.


Болезни — бич человечества. Сколько сотен и тысяч жизней они уносят безвременно. У скольких людей отнимают радость созидательного труда.

Борьбу с болезнями ведет медицина — одна из самых гуманных наук. Она возникла на заре человеческой культуры и достигла больших успехов. Но далеко еще не все недуги побеждены ею.

На протяжении многих веков главной и единственной задачей врачей было лечить больных. Но вот в медицине появилась новая точка зрения: надо не только лечить, но и предупреждать болезни. Выдающиеся русские врачи еще в прошлом веке считали, что будущее принадлежит предупредительной (профилактической) медицине.

Есть два рода болезней. Одни происходят от заражения микробами и вирусами, проникающими в организм извне. Это инфекционные заболевания. А другие возникают большей частью от нарушения режима труда и отдыха, неправильного питания, от охлаждения, перегрева, плохого освещения, неправильной осанки, вредных привычек.

Если человек крепок, закален, то его организм может активно сопротивляться и тем и другим болезням. У ослабленных же людей сопротивляемость снижена, и они часто болеют.


^ ЭТО НУЖНО ЗНАТЬ:

Итак, самое верное средство борьбы с любыми болезнями — укрепление здоровья. Как же его укрепить? Для этого есть немало средств: физкультура и спорт, закаливание, соблюдение правил гигиены, хорошее питание.

Установлено, что школьники, систематически занимающиеся спортом, физически более развиты, чем их сверстники, которые не занимаются спортом. Они выше ростом, имеют больший вес и окружность грудной клетки, мышечная сила и жизненная емкость легких у них выше. (Жизненная емкость легких — наибольший объем выдохнутого воздуха после наиболее глубокого вдоха.) Рост юношей 16 лет, занимающихся спортом, в среднем 170,4 см, а у остальных он равен 163,6 см, вес соответственно — 62,3 и 52,8 кг. Занятия физкультурой и спортом тренируют сердечно-сосудистую систему, делают ее выносливой к большим нагрузкам. Физическая нагрузка способствует развитию костно-мышечной системы.

Утренняя гимнастика, уроки физкультуры, занятия в спортивных секциях, подвижные игры и спортивные развлечения, туризм — все это укрепляет здоровье и предохраняет организм от заболеваний. Есть еще одна очень важная сторона физического воспитания — закаливание. Специальными исследованиями доказано, что закаленные дети значительно реже болеют гриппом, ангиной, катарами верхних дыхательных путей, чем незакаленные. Воздушные и солнечные ванны и водные процедуры (обтирание, обливание, душ, купание) предохраняют организм от различных заболеваний, особенно простудных. Но прежде всего нужно посоветоваться с врачом.

Утренняя гигиеническая гимнастика - физические упражнения, выполняемые утром после сна и способствующие ускоренному переходу организма к бодрому работоспособному состоянию. Во время сна центральная нервная система человека находится в состоянии своеобразного отдыха от дневной активности. При этом снижается интенсивность физиологических процессов в организме. После побуждения возбудимость центральной нервной системы и функциональная активность различных органов постепенно повышается, но процесс этот может быть довольно длительным, что сказывается на работоспособности, которая остаётся сниженной по сравнению с обычной и на самочувствии: человек ощущает сонливость, вялость, порой проявляет беспричинную раздражительность.

Выполнение физических упражнений вызывает потоки нервных импульсов от работающих мышц и суставов и приводит центральную нервную систему в активное, деятельное состояние. Соответственно активизируется и работа внутренних органов, обеспечивая человеку высокую работоспособность, давая ему ощутимый прилив бодрости.

Не следует путать зарядку с физической тренировкой, цель которой - получение более или менее значительной нагрузки, а также развитие необходимых человеку физических качеств.

Для занятий утренней зарядкой удобно пользоваться комплексами упражнений передаваемых по радио и телевидению.

Некоторые упражнения способствуют профилактике и лечению хронических расстройств внутренних органов и опорно-двигательного аппарата. При занятиях физической культурой необходимо учитывать отклонения в физическом развитии человека, так при плоскостопии большое значение умеют регулярные занятия спортом: рекомендуется плавание, а упражнения связанные с усиленной нагрузкой на ноги (например, тяжелая атлетика, бег, конькобежный спорт и др.), исключаются.


^ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ТЕБЯ:


  1. Составь комплекс упражнений для утренней гимнастики.

  2. Проведи опрос среди учащихся твоей школы и определи процент школьников делающих утреннюю гимнастику.

  3. Объясни значение выражения «В здоровом теле - здоровый дух!»



^ ЭТО ИНТЕРЕСНО :


Правильная поза при письме .

В систему управления позой входит ЦНС (соответствующие сегменты спинного мозга) и периферические рецепторы в мышцах; управление позой осуществляется через мышечный аппарат, благодаря тремору - незначительное дрожание мышц. Позы с небольшим наклоном более выгодны с точки зрения статики и биомеханики - меньшее колебание центра тяжести. При больших наклонах в работу вовлекаются дополнительные двигательные единицы, учащается пульс, снижается амплитуда дыхания, возможны нарушения зрения, возникают застойные явления в кровеносном русле ног и малого таза, происходит сдавливание позвоночных дисков.

Установлено, что степень наклона корпуса увеличивается с возрастом школьников: в начальных классах между наклоном головы и горизонтальной плоскостью составляет 45 градусов, грудной отдел позвоночника - 55 градусов. У школьников средних и старших классов соответственно - 39-33 и 53-48 градусов. Возрастные особенности сидячего положения связаны с анатомо-физиологическими параметрами организма. Менее совершенное устройство нервно-мышечного аппарата в младшем школьном возрасте, объясняет трудности преодоления статических нагрузок, несмотря даже на более вертикальное положение тела.

Критерии оценки позы

Для оценки позы учащегося используют различные критерии, учитывающие особенности физиологии и патологии детей.

1. Физиологические критерии: степень активности мышечной системы, устойчивость позы, минимальное отклонение центра тяжести от точки равновесия, что делает сидячее положение тела более выгодным по сравнению со стоячим. Положение тела считается правильным, если сохраняется устойчивое равновесие, нормальная деятельность сердечно-сосудистой системы, дыхательной, пищеварительной систем, слухового и зрительного анализаторов. При письме наименее утомительна поза, когда центр тяжести находится между Х - ХI позвонками, при этом отвес проходит позади тазобедренного сустава. Голова слегка наклонена вперед, спина прямая, плечевой пояс - в горизонтальной плоскости - все это существенно снижает мышечное напряжение и предупреждает ранее утомление. При чтении используется более непринужденная поза с большим наклоном вперед. По степени сгибания корпуса выделяют позы с малым, средним и большим наклоном. К позам с малым наклонам относятся: сгибание грудной части позвоночника по отношению к поясничной под углом 170 градусов и наклоне головы в 50 градусов. Со средним наклоном позы эти значения приближаются соответственно 160 и 40 градусов. В пользах с большим наклоном - меньше 150 и 30 градусов соответственно. В школьных мастерских поза должна быть рациональной с учетом техники безопасности.

2. Патофизиологические критерии: асимметрия позы и соответствующая асимметрия мышечного тонуса, а также чрезмерные наклоны корпуса, которые возникают из-за продолжительных статических нагрузок и неправильного устройства мебели, что может приводить к ряду осложнений - таких как, близорукость, сколиоз, кифоз, остеохондроз.

3. Психофизиологические критерии: субъективное чувство удобства позы - отсутствие давления в седалищной области и задней поверхности бедер, зрительный комфорт (особенно в компьютерных классах).

Правильная поза При письме наименее утомительна поза, когда центр тяжести находится между Х - ХI позвонками, при этом отвес проходит позади тазобедренного сустава. Голова слегка наклонена вперед, глаза находятся на расстоянии длины предплечья и разогнутой ладони до листа тетради, спина прямая, плечевой пояс - в горизонтальной плоскости, туловище отодвинуто на 3 - 5 см от парты.

При чтении используется более непринужденная поза с большим наклоном вперед.

При работе в мастерской - прямое или слегка наклоненное положение корпуса с небольшим наклоном головы, равномерное распределение веса тела на правую и левую половины тела, недопущение сдавливания грудной и брюшной полостей, утомления зрения.


^ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ:

  1. История олимпийского движения.

  2. Мастера спорта на карте России.

  3. Выдающиеся спортсмены моей школы.



ЛИТЕРАТУРА:

Антропова М.В. Гигиена детей и подростков. –М.: Медицина, 2001.-335с.

Маскалов М.Г. Подростку о здоровье. М.: Просвещение 2003, -142с.



populyarnij-razgovornij-yazik-dayot-predstavlenie-ob-irkutske-kak-seredine-zemli-stolice-vostochnoj-sibiri-stolice-pribajkalya-territorialno-raspolozhennoj-v.html
populyarnoe-bogoslovie-i-narodnaya-religioznost-srednih-vekov.html
populyarnost-lichnosti-kak-fenomen-kulturi-24-00-01-teoriya-i-istoriya-kulturi.html
pora-delat-vibor-s-v-kortunov-nacionalnie-interesi-rossii-v-mire.html
pora-po-zonam-vremya-novostej-sitnina-vera-06072005-119-str-2.html
pora-zolotaya.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sobranie-zakonodatelstva-rossijskoj-federacii-34-35-36-sovremennie-problemi-servisa-i-turizma-3.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodicheskaya-razrabotka-k-prakticheskomu-zanyatiyu-metodicheskie-razrabotki-k-prakticheskim-zanyatiyam-dlya-studentov.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebnik-elektronnij-resurs.html
  • report.bystrickaya.ru/kabinet-ministrov-chuvashskoj-respubliki-postanovlenie-ot-14-aprelya-2006-g-n-98-o-respublikanskoj-celevoj-programme.html
  • teacher.bystrickaya.ru/filosofiya-vozrozhdeniya.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/samorealizaciya-kak-komponent-smislozhiznennih-strategij-studentov-psihologov-raznoj-lichnostnoj-napravlennosti-19-00-07-pedagogicheskaya-psihologiya-psihologicheskie-nauki.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-12-padenie-zapadnoj-rimskoj-imperii-konec-antichnogo-mira-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-istorii-drevnego.html
  • college.bystrickaya.ru/1-prezident-rossijskoj-federacii-www-kremlin-ru-2-stranica-6.html
  • turn.bystrickaya.ru/osnovnie-polozheniya-fizikalizma-v-venskom-kruzhke-chast-4.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/realizaciya-zadach-godovogo-plana-v-noyabre-2009-goda-godovoj-plan-vospitatelno-obrazovatelnoj-raboti-municipalnogo.html
  • abstract.bystrickaya.ru/3sh3-ploshadki-dlya-nablyudenij-za-ledyanim-pokrovom-pravil-po-tehnike-bezopasnosti-pri-proizvodstve-nablyudenij.html
  • testyi.bystrickaya.ru/44-mehanizmi-realizacii-politiki-bezopasnosti-uchebno-metodicheskoe-posobie-s-v-kortunov-doktor-politicheskih.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vestnik-integrativnoj-psihologii-stranica-8.html
  • essay.bystrickaya.ru/e-g-malisheva-koncept-ideologema-olimpiada-2014-v-sportivno-ideologicheskom-diskurse-yazikovaya-reprezentaciya-s-oporoj-na-nacionalnie-kulturnie-kodi.html
  • crib.bystrickaya.ru/grafik-kontrolya-samostoyatelnoj-raboti-studentov-uchebnaya-programma-disciplini-tehnologii-socialnoj-raboti-specialnost.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/vospitanie-soperezhivaniya-u-doshkolnikov-v-processe-oznakomleniya-s-zhivotnim-mirom-chast-3.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/psihologiya-informacionnij-byulleten-novih-postuplenij-2-2007-g.html
  • universitet.bystrickaya.ru/spravochnik-nato-stranica-27.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-1-kadrovaya-politika-i-kadrovaya-strategiya-rabochaya-programma-kursa-upravlenie-personalom-poyasnitelnaya-zapiska.html
  • institut.bystrickaya.ru/uchebnie-voprosi-stroitelstvo-i-sostav-flota-pered-russko-yaponskoj-vojnoj-1904-05-godov.html
  • testyi.bystrickaya.ru/7-obespechenie-nadezhnosti-v-raspredelennih-sistemah.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/gosudarstvennie-vnebyudzhetnie-fondi.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zanyatie-4-v-i-rerke-irkutsk-izd-vo-gou-vpo-igpu-2008-318-s.html
  • reading.bystrickaya.ru/lekciya-blokirovki-chteniya-zapisi-uslovnie-peremennie-bareri-i-semafori-schetchiki.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sostav-obuchayushihsya.html
  • crib.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga-23-724-27-iyunya-2011-g-stranica-26.html
  • turn.bystrickaya.ru/polozhenie-o-provedenii-gorodskogo-konkursa-tvorcheskih-rabot-moj-pervij-slalom.html
  • notebook.bystrickaya.ru/informacionnoe-obespechenie-sistemi-menedzhmenta-kachestva-uslug-kak-osnova-prinyatiya-upravlencheskih-reshenij-na-primere-telekommunikacionnih-kompanij.html
  • grade.bystrickaya.ru/mi-ne-otvergaem-medicinu-sviyash-aleksandr-hochesh-bit-zdorovim-bud-im-chast-1.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-13-zashita-trudovih-prav-rabotnikov-nadzor-i-kontrol-za-soblyudeniem-trudovogo-zakonodatelstva.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-6-kniga-pervaya.html
  • report.bystrickaya.ru/i-165-razgovor-indri-marutov-i-agasti-rigveda.html
  • tests.bystrickaya.ru/kurs-1-chelovek-50-grupp.html
  • predmet.bystrickaya.ru/soldati-klyukini-poreckij-rajon-kniga-pamyati.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prilozhenie-14-sistemi-v-ekonomike.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.